Конспект внеурочного занятия на тему экологическая безопасность

Обновлено: 05.07.2024

Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.

Выполнять правила личной экологической безопасности; развивать речь, мышление, обогатить словарный запас.

Воспитывать чувство сопричастности с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе, понимания необходимости ее беречь.

Оборудование:

проектор, презентация, конверты с заданиями, плакат с изображением планеты.

Организационный момент .

Учитель Посмотрите друг на друга , улыбнитесь.

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Ребята, посмотрите внимательно на слайд, здесь изображена наша планета.

Что вы можете о ней сказать? Нравится она вам? Чем она вас привлекает? (ответы детей)

— Ребята, закройте глаза, опустите головы и внимательно вслушайтесь в слова (звучит музыка).

“ Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… (Дети открывают глаза, поднимают головы. Вращается глобус.) Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.

Ребята, когда у вас были закрыты глаза, что вы ощутили?

Понравилась ли вам темнота? (ответы детей).

Как вы думаете, что лучше: темнота или свет? (ответы детей).

А чем хороша наша планета? Наша планета живая или мертвая? (ответы детей). Какая жизнь на ней есть?

Ребята, наша природа очень красива, но и ранима. Приходя в тундру, вдыхаешь ароматный запах травы. На берегу речки ощущаешь покой и отдыхаешь от суеты. А как вкусны ягоды и грибы, собранные своими руками. Что нужно растениям, чтобы они росли красивыми и здоровыми?

тветить на этот вопрос нам поможет кроссворд.

Бродит одиноко огненное око.

Всюду где бывает, взглядом согревает! (солнце).

Я ручей, я океан, и бегу и прозрачной быть могу! (вода).

3. На ней пашут, удобряют и растения сажают! (почва).

4. Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Ведь он, нам необходим (воздух).

Вывод: Без солнца, воздуха, воды и почвы невозможна жизнь.

Учитель.

Мы сделали вывод, что без солнца, воды, воздуха и почвы не возможна жизнь, поэтому перед людьми стоит задача? (беречь ее и охранять).

Какая может быть угроза для планеты?

— Отчего загрязняется окружающая среда? (Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода, вырубаются леса — грязнее воздух, выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т.д.)

— Почему мы говорим, что “Природа в опасности!”? (Исчезают растения, погибают животные, создана “Красная книга” и т.д.)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Какие задачи нам предстоит решить?

Чему будем учиться? (Будем говорить о проблемах сохранения природы, учиться бережному отношению к природе и т.д.)

Работа по теме.

— Ребята, как вы думаете, что такое экологическая безопасность?

— Что вы знаете об экологической безопасности?

— Откройте учебники на странице 30 и прочтите, что такое экологическая безопасность (работа детей).

Учитель. К сожалению, люди загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Да, природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. Природе все труднее бороться с десятками тысяч тонн вредных веществ.

— Как происходит загрязнение окружающей среды? Откуда поступают вредные вещества? (ответы детей).

— Назовите пути поступления загрязненных веществ в организм человека.

Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее называют цепью загрязнения. Давайте рассмотрим по рисунку цепь загрязнения, стр. 29.

Физминутка.

— Если я приду в лесок,
И сорву ромашку? (Плохо)
— Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
— Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)

— Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)

— Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

Работа в группах.

1-е Задание.

Ребята, вы разделены на группы, сейчас каждая группа получит конверт с заданием. Если вы его выполните правильно, то получите цветочек.

2-е Задание.

У меня в руках конверты, в которых содержаться правила, соблюдая которые мы сможем защитить нашу природу. Но, к сожалению, эти правила перемешались, вам нужно расположить их в правильном порядке. Будьте внимательны – не все правила верны. Какая группа сделает все правильно, получит цветочек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: ознакомление детей с правилами личной экологической безопасности, развитие речи, мышление, обогащение словарного запаса, воспитание бережного отношения к окружающей природе.

создать образное представление правил личной экологической безопасности;

развивать речь путём беседы, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;

воспитывать экологическую культуру школьника.

Учитель: Что бы на уроке у нас с вами все получилось, что нам понадобится?

Учащиеся: ответы детей

Учитель: Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно.

Учитель: что нам необходимо для жизни?

Учащиеся: (свет, тепло, воздух, вода и др.)
Учитель: как можно обобщить эти слова?
Учащиеся: окружающая среда.

Учитель: к сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.

Как вы думаете, кто в этом виноват?

Учитель: мы отправляемся в путешествие по лесным тропинкам на Чистую Планету. На каждом этапе мы будем выполнять задания, которые помогут нам относиться к природе бережно, помогать ей. За время нашего путешествия мы должны на чистую планету поселить живые существа, а чтобы их оказалось как можно больше мы должны все задания на каждой станции выполнить верно.

II. Работа по новой теме


1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.
3. Плодородный слой Земли.
4. Смесь газов.

Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.

Учитель: Ребята, скажите, без чего невозможна жизнь?

Учащиеся: ответы детей
Учитель: Отчего загрязняется окружающая среда?

Учащиеся: предположения детей

Учитель: Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?

(Дети читают по таблице на слайде)

Учащиеся: экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой.
Учитель: верно! Ребята наша природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще и чаще мы стали слышать такие слова как: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа и т.д.
39 лет назад в июне 1980 г. в нашей стране был принят закон об охране природы – животных и воздуха.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.
Учитель: Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Учащиеся: ошибки: ехать одним, транзистор, музыку слушать в лесу громко нельзя, собирать грибы нужно правильно, сбивать палками грибы нельзя, ломать ветки, мусор, угли, гнезда птиц, брать животных домой, цветы)

Физкультминутка (видео)

III. Работа с учебником

Учитель: отдохнули, а сейчас открываем учебник на стр. 31. Давайте прочтём текст.

Учащиеся: дети читают, а на слайде появляется схема.


Учитель: какие понятия встретились в тексте?

Учащиеся: цепь загрязнения – это загрязняющие вещества, которые попадают в окружающую нас природу. (Люди загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.) Экологическая безопасность - это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

Учитель: давайте подумаем, можно ли обезопасить себя от воздействия вредных веществ?

Учащиеся: ответы детей.
Учитель: всё, что мы с вами перечислили это и есть экологическая безопасность, т. е. защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.

IV. Межпредметная связь

Учитель: какое слово у вас получилось?

Учащиеся: ЭКОЛОГ (Учитель ставит знак ударения)
Учитель: Кто он такой? (Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды)

V. Работа в парах

1 ряд – правила экологической безопасности о воде.
2 ряд – правила экологической безопасности о воздухе.
3 ряд – правила экологической безопасности о продуктах питания.

Перед едой мой руки с мылом тёплой водой;

Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи свалок, заводов, автомагистралей;

Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей – во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов;

Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают воздух;

Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течении суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету;

Перед едой мой фрукты и овощи в тёплой кипячёной воде;

Нельзя купаться возле промышленных стоков;

Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины – ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть;

Попроси взрослых не курить в квартире;

Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения;

Пей только кипячёную воду.

Учащиеся: выполняют работу в парах

Учитель: (фронтальный контроль) молодцы!

VI. Закрепление изученного материала

Учитель: молодцы, ребята, сейчас мы отправляемся на конечную станцию и чтобы на неё попасть необходимо разгадать ребус.(на слайде)


Учитель: какое слово получилось?

Учащиеся: прогноз
Учитель: что такое прогноз?

Учащиеся: прогноз – это предвидение, предсказание о развитии событий или явлений на основании имеющихся данных, например прогноз погоды.

Учитель: верно ребята!

VII. Итог урока

Учащиеся: Соблюдать правила личной экологической безопасности
Учитель: Какой теме посвящён был наш сегодняшний урок?

Учащиеся: ответы детей
Учитель: Что же нового вы узнали на уроке?

Учащиеся: ответы детей
Учитель: С какими новыми терминами и понятиями познакомились?

Учащиеся: ответы детей
Учитель: Каждому из нас нужно соблюдать правила личной экологической безопасности.

Учащиеся: ответы детей

VIII. Задание на дом

Выполнить работу У. с. 31-36 читать., РТ стр.19 –21, задание 1, 3.

IX. Рефлексия

Учитель: Ребята, давайте сейчас каждый оценит свою работу на уроке. Ваша задача раскрасить божью коровку, по определенным критериям. Если вам было интересно работать на уроке, раскрасьте божью коровку зеленым цветом, если что-то было не понятно, желтым. Если вы абсолютно ни чего не поняли и урок показался вам не интересен - красным.


Учитель: а теперь покажите своих божьих коровок, вижу. Что всем урок был интересен. Благодарю за работу на уроке и хочу дать некоторые рекомендации:

1. Как можно больше читайте книг о природе (животных и растениях)
2. Помните о правилах поведения на природе и всегда умейте доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.

Цель урока Создание методических условий, ориентированных на формирование экологической культуры подрастающего поколения, активной гражданской позиции по сохранению среды обитания и здоровья человека

Задачи направленные на достижение личностных результатов:

1. Способствовать осознанию детьми проблемы экологической безопасности дома, школы, города, страны, мира.

направленные на достижение метапредметных результатов:

3. Развивать коммуникативную культуру учащихся через организацию содержательного учебного диалога в процессе обсуждения проектов конференции.

4. Формировать умения самостоятельно приобретать знания, осуществлять исследовательскую, информационно-учебную деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.

направленные на достижение предметных результатов:

- индивидуальная исследовательская деятельность (в процессе самостоятельной подготовки проектов);

Результативность проведенной урока для ее участников

• Осознание личной и общественной значимости природоохранной деятельности человека с целью обеспечения экологической безопасности.

• Способность к анализу конкретной жизненной ситуации, проблемы.

• Умение видеть противоречия и проблемы.

• Умение работать с текстом с помощью его маркировки, различными приемами фиксации прочитанного (услышанного).

• Способность к самоанализу и рефлексии.

• Способность аккумулировать и передать свой опыт, использовать опыт деятельности других.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

1. Личностные УУД:

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

2. Регулятивные УУД:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

3. Познавательные УУД:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

4. Коммуникативые УУД:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока

- Информационная (умение представлять результаты данных в виде простейших таблиц, слайд-презентаций)

- Учебно-познавательная (умение находить и применять информацию)

- Коммуникативная (умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет; умение презентовать свои достижения)

- Социальная (способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат)

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуй, планета Земля. Здравствуйте, дети. Здравствуйте леса и горы. Здравствуйте, птицы и звери.

- Если бы вот так человек каждый день здоровался со всеми, то наша планета, наш дом, была бы счастлива.

- Перед вами человек. Счастлив ли он?

- Почему? Что нужно помнить, чтобы не случилась беда?

…На прошлом уроке мы с вами говорили об опасности для жизни, которую несет в себе молния.

Вспомним правила, чего нельзя делать во время грозы. Разместите слово нельзя там, где вы считаете нужным – 1 ученик у доски.

– Что нужно делать, чтобы не отравиться опасными растениями и грибами?

– Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?

III. Выход на тему урока и постановка учебной задачи (фрагмент урока, видеозапись, начинает звучать музыка.

- Посмотрите на лицо этого человека. Здоров ли он?

- Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?

- Обобщите эти понятия и назовите одним словосочетанием. Слайд 2

- Как называется наука, которая учит бережному отношению к окружающей среде?

- Значит, о какой безопасности пойдет речь?

- Сформулируйте тему урока. Проверим ваши предположения по учебнику (стр. 31)

- А сейчас продолжите мою мысль: Если человек нездоров, значит, нездорова …

- Да, к сожалению, окружающая среда иногда может быть для человека опасной

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (Открыли глаза.) Это – Земля. (появляется глобус)

Рассмотрите панно (изображение Земли). Это кусочек нашей Земли. На полянке радуются дети. Чем бы вы украсили полянку? (цветы, деревья. птицы., один ученик украшает панно, а второй читает стихотворение.)

– Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы не жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья

У: – Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

– Люди, к сожалению, сами, своими руками загрязняют окружающую среду: воздух, воду и почву.

IV. Работа над темой урока

– Как происходит загрязнение окружающей среды? Слайд 3,4,5

- Чья здесь вина? … Слайд 6

- Существует два источника загрязнения: естественный и искусственный. Естественный - это вулканы, лесные пожары, пыльные бури, выветривание. Источником искусственного загрязнения является человек, вернее, продукты его деятельности.

Разуваева Лиза:

В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Так, например. В Москве выбросы от автотранспорта превысили 800 тысяч тонн в год. Это 70% от общего количества загрязняющих веществ. Поступающих в атмосферу города за год. Нетрудно подсчитать, что за год выбрасывается более 1 миллиона тонн вредных веществ.

Кулик Соня:

Особенно опасны для жизни и здоровья людей радиоактивные осадки. Это пыль и капельки влаги, которые приносятся ветром с территории, где происходит испытание ядерного оружия или произошли аварии на атомных электростанциях. Например в Чернобыле, в Японии, после цунами 11 марта 2011 года.

Савельев Илья:

Что сегодня происходит с водоемами? Они загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Соли различных метало попадают в водоёмы, и их поглощают водные растения. Далее по цепочке питания они поступают к растительным животным, затем – к хищным.

У: Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения. Слайд 8.

Что ещё наносит вред нашему организму? (некачественные продукты питания)

Прочитайте статью в учебнике на странице 35. (Конечно мы не знаем, какое мясо пошло на изготовление колбасы, которую мы купили в магазине. Но не собирать грибы и ягоды около автомобильных дорог и не покупать продукты с рук мы можем)

- Работаем следующим образом: на столах лежат условные ответы. Ваша задача, отобрать те из них, которые говорят о правилах личной экологической безопасности по вашей теме. Если какого-то ответа не хватает, можете дописать его самостоятельно.

- Служба надзора следит за работой остальных групп и дает рекомендации. Проверка.

Дети: - Мы считаем, что для того, чтобы защититься от грязного воздуха, нужно…

1. Передвигаться где нет транспортных средств или их движение ограничено.

2. Не останавливаться возле автомобиля с работающим двигателем

3. Не курить и не стоять около курящего человека.

- У остальных групп есть дополнения? Служба надзора, согласны? Что вы можете сказать о воздухе нашего города?

Аналогично проводится работа со 2 и 3 группой.

1. Не пить воду из загрязнённых водоёмов.

2. Не купаться в загрязнённых водоёмах

3. Очищать воду с помощью бытового фильтра или покупать чистую воду в бутылках

1. Не собирать грибы и ягоды недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий

2. Тщательно мыть овощи и фрукты

3. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки.

У нас в гостях специалист по изучению экологии нашего города Лебедев Артём. Предоставим ему слово (Проект)

I V. Ф И З М И Н У Т К А

Ты нам солнышко свети, (руки вверх)

Ты росиночка блести (присели, руки в стороны)

Ты цветочком расцветай! (поворот влево, развели руками)

Ты ягодкой поспевай, (руки опускают плавно сверху вниз)

Ты радугой загорай (описали полукруг в воздухе)

Ты грибочком подрастай (собирают грибы)

А ты ветер погуляй (руки вверх, качают руками)

Ты травушкой поиграй (руки перед собой, качают влево, вправо)

С песней птицу разбуди (руки вверх)

Зайцу бодрость подари (прыжки).

V. Первичное закрепление

- Итак, мы составили правила личной экологической безопасности. Если человек будет их соблюдать, каким он будет?

- Чтобы сберечь наш общий дом, должно потрудиться все человечество. Давайте мы попробуем рассказать людям, какой должна быть наша Земля. Работаем по группам.

- Подведем итог. Вспомните, какие цели мы ставили сегодня на урок. Достигли ли вы этих целей?

- Закончите свою самооценку. Поставьте себе отметку за урок, а потом свою отметку поставлю вам я.

- Ну а теперь давайте посмотрим, какая будет наша планета, если мы о ней позаботимся.

- Дома еще раз внимательно прочитайте стр. 31-36 учебника. Ответьте на вопросы.

- И по желанию: ученые установили связь между чистотой воздуха и количеством лишайников на стволах деревьев. Чем чище воздух, тем больше лишайников. Поэтому вы можете исследовать деревья своего микрорайона и сделать выводы о чистоте воздуха.

VII. Подведение итогов дня на Дереве успехов

- Если вы неплохо поработали, но что - то не получилось, то прикрепите к ветке цветок.

- Ну а если ваша работа сегодня вас не радует, настроение не очень хорошее, но вы не отчаиваетесь и завтра постараетесь все выполнить

на отлично, то прикрепите зеленый листок. Завтра все обязательно получится.

Самоанализ урока по окружающему миру

Перед собой ставила цель:

-сформировать у учащихся понятия об экологической безопасности, о цепи загрязнения; дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы;

- развивать операции логического мышления : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий и методов обучения;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Были поставлены цели для учащихся:

- понятия экологической безопасности, цепи загрязнения.

- читать и слушать, извлекая нужную информацию; самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе;

- уметь рассуждать, доказывать, работать в группе.

Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т. е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, для этого использовала занимательный материал- видеосюжет, беседу, подвела учащихся к тому, что они должны узнать и уметь по данной теме.

На этапе изучения нового материала в ходе групповой работы учащиеся пришли к выводу, что загрязняющие вещества движутся по цепочке: человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются.

Для того, чтобы выявить, как были реализованы образовательные задачи на учебном занятии, провела проверку через самостоятельную работу (составление правил личной экологической безопасности)

Главная моя задача – развитие и воспитание, а также, развитие положительной мотивации к учебной деятельности. Я построила свой урок так, чтобы он был интересным, чтобы у детей не пропала мотивация к учению. В конце урока была проведена рефлексия, была возможность спокойно подвести итог урока и объяснить домашнее задание

Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

В уроке использован межпредметный подход (изобразительное искусство, музыка, чтение).

Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы.

В течение урока была организована работа по формированию УУД, а именно:

личностные УУД – положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, способность к самооценке своих действий;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

познавательные – читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно её находить в материалах учебника, дополнительной литературе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делать обобщения, выводы;

коммуникативные – вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Надпредметная компетентность: осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение.

Думаю, что на уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывала ученикам различные виды поддержки: валеологическую, психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных особенностей.

Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.


У: Ребята, скажите, какой раздел мы с вами изучаем?

Как вы понимаете слово безопасность?

(безопасность-это защита человека от опасных ситуаций)

У: Чтобы повторить пройденный материал и вспомнить, какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека. поиграем в игру 4 угла. Возьмите свои карточки, изучите вопрос, определите какой ответ будет верным, по моему сигналу встаньте рядом с тем знаком, который соответствует вашему вопросу.

Постановка темы урока

У: Для определения цели сегодняшнего урока предлагаю посмотреть вам отрывок сказки.

Жил-был старик со старухой у самого синего моря. Ловил старик неводом рыбу 30 лет и три года. Забросил старик невод и вытащил…..Впрочем, эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой невод сегодня, то пришел бы невод не только с тиною морскою, но и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными полиэтиленовыми пакетами)

-О чем идет речь в этой сказке?

(о загрязнениях окружающей среды)

- Что такое окружающая среда?

(Окружающая среда-это то, что нас окружает: воздух, вода ,почва).

-Какая наука учит бережному отношению к окружающей среде.

-Почему рыбка не желает жить в море? Какой боялась она стать?

-Предположите, чтобы могло произойти, если бы старик съел эту нефтяную рыбку? (старик может заболеть)

- О какой безопасности пойдет речь сегодня на уроке? Скажите тему урока. (Экологическая безопасность)

Тема урока: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Целеполагание

У: Ребята, какую цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок?

(научиться защищаться от вредного воздействия окр.среды)

-А как вы думаете, что такое экологическая безопасность.

- А сейчас прочитайте и добавьте словечко.

У: Давайте проверим, что вы оставили в своих корзина. Ребята на доске у нас размещены различные понятия. Вам нужно оставить те, которые на ваш взгляд относятся к теме нашего урока.

У. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Стадия осмысления

Вспомните, что такое экология?

(Экология – наука, изучающая взаимосвязи живых организмов и окружающей среды.)

- Ребята как вы думаете кто такой эколог?

(Эколог - это человек, который изучает состояние воды, земли и воздуха. Изучает влияние животных и человека на природу.)

У: Хотя экологи следят за окружающей средой, всё-таки проблема загрязнения окружающей среды существует, и загрязняющие вещества попадают в организм человека.

Как поступают загрязняющие вещества в организм человека? Рассмотрите схему и расскажите.


3) загрязнение воздуха. У: Откройте учебники на стр. 33. Давайте прочитаем, как защититься от загрязненного воздуха. (Цепочкой)

4) загрязнение воды. У: Откройте учебники на стр. 34. Давайте прочитаем, как защититься от загрязненной воды. (Цепочкой)

5) продукты питания (экологически чистые). У: Откройте учебники на стр. 35. Давайте прочитаем, как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания. (Цепочкой)

У: А теперь мы с вами немножко отдохнём.

Физкультминутка:

-Повторяйте за мной движения и запоминайте.

Один (руки прямо)

Два (руки вверх)

Три (руки в стороны)

Четыре (руки вниз)

У: А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание. В углах доски висят картинки. Соберите их по порядку, как вы считаете нужным и составьте рассказ.

РАБОТА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ


-С помощью этих рисунков составьте рассказ о том, как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека.

У: Внимательно посмотрите на картинки. Что они вам напоминают?

6) цепь загрязнения

-Эту цепочку экологи называют ЦЕПЬЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

У: Откройте р.т. на стр.14, рассмотрите иллюстрацию, выполняем №1,2

У: Чтобы закрепить полученные знания, поиграем в игру Plickers, приготовьте свои QR коды

У. Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.

Учитель: - Можно ли при этом оставаться здоровым?

Учитель: - Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Попробуйте сами восстановить пропущенные слова так, чтобы получилось правило экологической безопасности.

В помощь можно воспользоваться учебником (стр. 31 – 33)
1. Никогда не __________________,на улице возле _____________с работающим двигателем.
2. Нельзя купаться в ______________ воде.
3. Пей только_______________ воду.
4. Не собирай ________, __________вблизи свалок, заводов, дорог.
5. Не ешь _____________, у которых истек срок ________________________.

У: Прочитайте правила.

У: Мы вывели правила экологической безопасности, которые следует выполнять.

У: Оцените свою работу.

-Какая была тема урока?

-Кажите, какая цель урока у нас была?

-Мы достигли этой цели?

-Что нового вы для себя узнали?

-Оцените свою работу, покажите смайликов.


-75%

Читайте также: