Конспект внеурочного занятия 2 класс значение слов

Обновлено: 07.07.2024

Познакомиться с терминами историзмы, архаизмы, неологизмы, учиться находить слова в тексте.

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний о языковых явлениях в нестандартной ситуации. Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

Применять лингвистические знания п ри работе с языковым материалом

Развивающие.

Содействовать развитию у школьников общеучебных умений (задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезу, доказывать, находить главное в теоретических сведениях, использовать по­лученные знания и умения в учебной деятельности).

Способствовать развитию познавательных и творческих способностей через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные.

Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Этапы занятия

Ход занятия

1. Организационный момент

Эпиграфом нашего занятия будут слова древне римского поэта Горация.

Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают, ─ так же и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний. Работа со словарём. Поисковик.

- Кого называют учёным? (Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия.)

-В каком источнике можно найти эту информацию? (в толковом словаре)

Симпозиум (греч.) – научная конференция, совещание, по какому- то специальному вопросу.

-Главный вопрос нашей конференции – мир слов. Этим заведует лексика.

-Предлагаю вам, юным учёным, разделиться на три группы: Знайки, Умейки, Грамотейки.

Регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, что означают эти слова:

ИСТОРИЗМЫ АРХАИЗМЫ НЕОЛОГИЗМЫ

Какую цель мы поставим сегодня на занятии?

Цель нашего занятия – познакомиться с новыми словами историзмы, архаизмы, неологизмы и учиться находить их в тексте. Сегодня наш словарный запас должен пополниться.

- Итак, проверьте свои предположения с помощью толкового словаря. Задание на скорость и точность выполнения.

(Знайки смотрят- 1 слово, Умейки – 2 слово, Грамотейки – 3 слово.)

Познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Открытие нового знания

Рождение и старение слов. Появление в языке новых слов.

-Начинаем обсуждение вопросов: Как рождаются слова?

и как слова стареют?

─ Есть ли среди предложенных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вышли из употребления).

-Где мы с ними можем встретиться?

─Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?

─Почему же мы не употребляем эти слова? (Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не употребляются).

Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Подобные устаревшие слова называют историзмами.

Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами.

У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз, а в древнерусском языке в этом значении употреблялось слово око.

Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое).

Существуют и специальные словари устаревших слов.

─ Где можно встретить устаревшие слова? (В художественных произведениях)

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, приданиях и других жанрах устного народного творчества.

Архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. Такова их роль во многих стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы.

Люди создают новое изделие, делают новое открытие и дают ему название. Так в языке появляется неологизм - новое слово, которое со временем становится привычным. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Это языковые неологизмы. Возникают неологизмы и в языке писателей, которые всегда ищут новых, свежих слов для выражения существующих понятий. Такие неологизмы называют авторскими.

Задания для групп. Повторим правила работы в группе.

1) Возьмите конверт №1. Читаем задания и выполняем их.

1 группа. Слова: гимназия, писало, промокашка, лицей, перо, учитель распределите на две группы: старые слова, которые сейчас не употребляются; слова, которые используются в языке сегодня.

2 группа. Найдите среди данных слов неологизмы и архаизмы, выпишите в два столбика: продлёнка, презентация, уста, менеджер, око, браузер, лавочник.

3 группа. Найдите архаизм в тексте:

И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? И в чем?”
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

- Что за рогатка? Найдите в словаре слово. (В старину ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : познакомить с многозначными словами.

Образовательная: научить употреблять многозначные слова, использовать их для построения предложений, связного текста; овладевают речевой техникой в ситуациях учебного и бытового общения.

Развивающая: развивать связную устную речь учащихся, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать орфографическую зоркость и восприятие на слух.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам своего учебного труда , позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.

-познавательные УУД: формируем умение осознанно строит речевые высказывания в устой форме; осуществляет анализ, синтез, обобщение; находит и воспринимает информацию, представленную разными способами.

-регулятивные УУД: формируем умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, работать в группах..

-коммуникативные УУД: формируем умение участвовать в совместной работе, адекватно выбирать слова в соответствии с целью высказывания, слушать и понимать других.

-личностные УУД: формируем умение придерживаться в поведение социальных норм, проявлять уважение к иному мнению.

Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Вводная часть

-Здравствуйте, ребята. Начать сегодняшнее занятие мне хотелось бы высказыванием о русском языке А. Толстого:

- С чем сравнивает писатель русский язык?

1.Чтение стихотворения учителем.

-О каком море говорится в стихотворении?

Всему название дано:

И зверю и предмету

Вещей кругом полным – полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами, и под нами.

И всё, что, что в памяти у нас –

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома

Одно давно привычно нам,

Слова, слова, слова …

Язык и стар, и вечно нов

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

-В ней много городов. В некоторых мы уже побывали. Вспомним, кто живет в этом городе?

(На карте поочерёдно открываются города: Синоним, Антоним, Фразеологизм.)

-Из словаря хорошего настроения выберите и назовите слова - синонимы. Они очень дружны.

-Назовите второй город и назовите жителей в нем.

- Приведите примеры антонимов.

-Назовите третий город и назовите жителей в нем.

- Составьте фразеологизмы с помощью карточек, где записана первая часть фразеологического оборота и картинок. Работают в 4 группах

Голоден как . волк

Труслив как …. заяц

Здоров как ……бык

Надут как …… индюк

Болтлив как ……сорока

Хитер как…….. лиса

Нем как …….рыба

Упрям как….. осёл

Изворотлив как …. Уж

Колючий как….. ёж

Грязный как …… свинья

Мокрый как …..курица

Без труда ……..не вытащишь и рыбку из пруда.

Век живи…….. век учись.

-Объясните их значение.

- Зачем же нам надо знать и уметь определять лексическое значение слов, применять в своей речи?

-Над этим мы будем работать сегодня на уроке.

- Но на карте есть ещё один незнакомый город. Как называется – мы узнаем на сегодняшнем занятии.

Оценить 2427 0

Тема: Многозначность слов.

Цель: дать понятие о многозначности слов, познакомить с некоторыми многозначными словами и их значениями; рассмотреть многозначные слова на примере разных частей речи, обогащать словарный запас учеников новыми значениями; прививать мысль о том, что необходимо правильно и точно употреблять слово в речи.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

- Мы знаем, что слово имеет значение. Попробуйте назвать значения таких слов: карандаш, огурец, диван, парта.

- А теперь угадайте слова, значения которых будут вам названы. Запишите эти слова: 1) десятый месяц года, 2) шестой день недели, 3) орудие труда, которое служит обычно для забивания гвоздей, 4) лесные или садовые душистые ягоды розовато-красного цвета, 5) лиственное дерево с белой корой.

3. Усвоение новых знаний. (по ходу занятия составляется список многозначных слов на доске)

а) - Молодцы, вы быстро и правильно угадали слова. У всех у них одно значение, но не всегда так бывает. Вот послушайте: (рассказывает подготовленный ученик)

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

- Какие вы знаете глазки, горлышки, носики, язычки?

(На доске рисунок ребенка)

Горлышко – человека, бутылки; глазки – человека, картошки, двери; носики – человека, чайника; язычки – человека, ботинка, пламени, колокола.

- О слове язык можно очень много сказать. (Учитель читает по толковому словарю значения этого слова, добавляя переносные значения: подвижный мышечный орган человека; система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения; народ, нация; пленный, от которого можно получить важные, нужные сведения ).

- Какие вы знаете ножки? (человека, стула, стола, гриба ).

- Какие вы знаете ручки? (человека, двери, той, которой пишем, портфеля).

(Каждый раз выясняем и проговариваем сколько слово имеет значений).

- Как бы вы назвали такие слова?

- Слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называют многозначными.

- Для чего нужно различать значения слов? (чтобы правильно понимать речь, чтобы самим точнее выражаться)

- Найдите многозначные слова в таких текстах:

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

(Дети отвечают - ключ)

- Какие ключи вы знаете? (от двери, бьющий из земли, скрипичный, гаечный) (рисунки предметов)

- Назови значения слов: шишка, пятачок, кисть (картинки с изображением разных кистей).

б) - Многозначными могут быть не только слова, обозначающие предметы, но и слова, обозначающие действия предметов, признаки предметов.

- Вот послушайте одну историю. (инсценировка)

- Папа, можно я заведу собаку? – спросил Гриша.

- А если я хочу завести кошку?

- Что ж, можно и кошку, - согласился отец и взял газету.

- И… и кролика тоже можно завести?

- Если тебе хочется, заведи и кролика.

- А утку можно завести? Здесь, в этой комнате… утку?!

- Можно, можно. Заводи кого хочешь. Хоть слона…

- Почему папа всех разрешал заводить? (это были заводные игрушки)

- Совершенно верно, у слова завести не одно значение: завести игрушку, завести животного – привести в дом жить, завести будильник.

- Вставьте в предложения многозначные слова, обозначающие действия предметов, поставьте в них ударение. (Работа самостоятельная – печатают пропущенное слово на раздаточных карточках)

Мы … теплое парное молоко.

Возьми пилу и … дрова. (пили)

У клетки со слоном … много людей.

Этот ковер дорого … . (стоит)

Учитель посмотрел … тетрадь. (мою)

(Проверка комментированием с места)

(Объясняем разные значения глаголов, отмечаем, что в последнем предложении слово обозначает не действие)

- Что горит? (костер, уши, глаза, заря, план, путевка, щеки от стыда, обувь – быстро изнашивается).

- Что/Кто идет? (человек, машина, часы, дождь).

- Кто поет? (человек, душа)

в) - Назовем многозначные слова, обозначающие признаки предметов.

- Прочитай, какие словосочетания соответствуют друг другу? (Работа в парах)

1)яркое и сияющее

2)умелые и работящие

3)сделанное из золота

4)светлые и блестящие

5)дорогая и любимая

(Проверка комментированием у доски)

(Ученики соединяют парами словосочетания, выясняют, сколько разных значений у слова золотой).

- Какие предметы бывают острыми? ( дети называют только острые и колющие предметы)

- Послушайте рассказ и скажите правы ли вы были.

- Гриша не бери нож, Обрежешься!

- Гриша не бери вилку. Уколешься!

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

- Эх ты! Разве горчица острая? Она – горькая.

- Кто был прав, мама или сын?

- Что можно назвать острым: нож, перец, ножницы, лампу?

- В каких случаях острый можно заменить словом горький?

г) - А теперь отгадайте загадки и скажите какие слова помогли вам отгадать их?

Не сердятся, а усами ворочают.

Не молчат, а слова не скажут.

Идут, а с места не сдвинутся. (часы)

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно … (шишек)

Скинули с Егорушки

Плакать и без горюшка. (лук)

Два близнеца, два братца

На нос верхом садятся. (очки)

4)Итог занятия.

- Итак, что мы выяснили сегодня?

- У слова может быть не одно, а несколько значений. Такие слова называются многозначными.

- Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свои мысли.

- Какие слова вас удивили?

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Действительно, очень веселый сценарий. Ни кого не оставит равнодушным озорная Кикимора. Понравилась . Подробнее.

Большое спасибо.Цель урока достигнута, подобраны занимательные задания на закрепление изученного мат. Подробнее.

Спасибо за полезные источники интернет ресурсов. Очень увлекательно. Применим в своей практике. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Применять разные способы фиксации информации, использовать способы в процессе решения учебных задач;

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

- Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;

-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Организационный момент

Сейчас сядут те ребята, у кого имя начинается с гласного звука О, А, И, Ю. Теперь сядут те ребята, чьи имена начинаются на согласные звуки В, Т, К, Р.

Сегодня мы с вами поговорим о предложениях.

Посмотрите пожалуйста на презентацию, что изображено на доске?

- Девочка чистит зубы.

-Попугай сидит на диване.

-вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети сидят правильно. Я сказала еще одно предложение. Сегодня вы узнали много нового.

Что я еще сказала?

Предложение состоит из слов, оно выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы…

Ребята, кто может сказать, что такое текст?

- Посмотрите на презентацию, правильно ли вы ответили?

Ребята, а теперь внимательно послушайте текст…

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Наливает ветер.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

Как можно назвать этот текст?

Скажите, о каком времени года говориться в рассказе?

С какой буквы мы должны написать заголовок?

А сейчас у нас с вами за окном, какое время года?

Как мы одеваемся на улицу? Что происходит с погодой?

Артикуляционная разминка.

ЧА-ЧА-ЧА- сидит зайчик у (врача)

ЖА-ЖА-ЖА- я нашел в лесу (ежа)

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- есть хотят (птенцы)

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- суп соленый не (соли)

КО-КО-КО-кошка любит (молоко)

ОМ-ОМ-ОМ- мы построим новый (дом)

АФ-АФ-АФ-мы поставим в угол (шкаф)

РА-РА-РА- мы поем с (утра)

БЫ-БЫ-БЫ- идет дым из (трубы)

ОЙ-ОЙ-ОЙ- зайке холодно (зимой)

ЗУ-ЗУ-ЗУ- зайку моем мы в (тазу)

Соедините словосочетания так, чтобы получились предложения. запишите получившиеся предложения и в конце каждого поставь точку.

приняли участие в соревнованиях

зажглись на новогодней елке

кружатся в воздухе

показалась на проталинках

прибыл на станцию без опоздания

Пальчиковая гимнастика, массаж пальцев рук с помощью

массажного мячика су –джок.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк

- Мяч летает между рук.

7. Посмотрите на доску. Ребята, вам надо найти и определить в какой строчке написано предложение. Постарайтесь объяснить свой выбор.

1. Осень, доброта, жизнь.

2. У каждого есть свой.

3. У каждого человека есть свой дом.

8. Развитие речевого дыхания.

На улице стало так холодно, давайте мы вместе с вами погреем руки.

9. Работа с карточками. Прочитайте. Определите границы предложения.

Летом лес был зеленый Теперь березки и клены желтые Осины красные Между ними елочки зеленеют

10. Подведение итогов урока

-Что такое предложение?

-Как в устной речи различить предложения?

-Как различить предложения в письменной речи?

11. Рефлексия в конце урока:

Если вам понравилось занятие: большой палец вверх!

Не понравилось занятие большой палец в низ.

Список используемой литературы:

Алтухова Н.Г Научитесь слушать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников.

Лопухина И.С Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи:пособие для родителей и логопедов

Читайте также: