Конспект внеурочного занятия 1 класс времена года

Обновлено: 07.07.2024

Методы: активные методы обучения, эвристическая беседа.

Оборудование:

12 бумажных птиц с 4 крыльями (по 3 синего, зеленого, красного или оранжевого и жёлтого или коричневого цвета),

сюжетные картинки о временах года,

Раздаточный материал:

листы бумаги по количеству детей,

картинки времён года на каждого ребенка,

Межпредметные связи: окружающий мир, литература.

Время: 2 – 3 минуты

Цель: создание атмосферы дружелюбия, позитивного эмоционального фона занятия, установка на взаимодействие.

Вхождение или погружение в тему ( 5 – 6 минут)

Техника знающего незнания

Цели: развитие умения детей выделять области знаемого и незнаемого в изучаемом материале; подведение к осознанию, чем конкретно им полезно и для чего нужно то, что они уже знают.

На доске расположены 12 бумажных птиц (зима – синие,, весна - зелёные, лето – красные, , осень – желтые или коричневые У каждой птицы по 4 крыла (недели), вырезаны на крыльях по 7 пёрышек - дни, с одной стороны покрашенных в черный свет с другой белый - день и ночь). Дети рассматривают во время занятия птиц, могут двигаться с ними под музыку, прикрепляя их самостоятельно на стенд

- Что это за птицы вылетели из рукава Старика Годовика? (месяцы)




- Весна, лето, осень, зима – это. (месяцы) Земле становится то холодно, то жарко. Точнее было бы сказать, что на Земле происходит смена времен года.

- Какие это четыре крыла у каждой птицы? (недели)

- Какие семь перьев в каждом крыле? (дни)

- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, другая – черная? (день и ночь)

Формирование ожиданий воспитанников (2 – 3 минуты)

Цель: планирование эффектов занятия, обеспечение настроя воспитанников на достижение целей.

Проведение - Сегодня на занятии мы поговорим с вами о временах года и месяцах и каждый создаст свой дневник наблюдений, чтобы потом отмечать в нем состояние природы, погоды…

- Ребята, мы должны постараться выполнить на занятии всё намеченное, работать дружно, сообща. Если всё получится, вы унесете домой дневники наблюдений -Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!

Эмоциональная разрядка (2 – 3 минуты)

Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением учебной задачи.

Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре, полетели, закружились.

(имитация движений) (пока дети выполняют разминку, педагог убирает с доски птиц)

Проработка содержания темы (10 – 13 минут)

Цели: повторение названий времен года и месяцев; развитие речи, творческой активности детей; развитие навыков учебной деятельности.

- Сколько всего времен года? - Назовите времена года по порядку.

- Кто сможет обозначить времена года карточками? (дети по желанию подходят к педагогу, , прикрепляют их к доске )


Я вам прочитаю стихотворение.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

О каком времени года это стихотворение? (весне)

И светла, и широка наша тихая река.


Побежим купаться, с рыбками плескаться.

Про какое время года я вам прочитала? (про лето)

Вянет и желтеет травка на лугах,


Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,


Ветер в поле воет, дождик моросит. (осень)

Под голубыми небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (зима)

- Сколько месяцев в каждом времени года?

- Кто может вспомнить названия месяцев?

- Сколько месяцев в каждом времени года? (три)


- Давайте расположим времена года по порядку. В группе есть предмет, который может нам помочь сделать это. Кто догадается, что это? (календарь) (Дети называют названия месяцев, располагают карточки с временами года по порядку, сначала на доске, затем у себя в альбомах, индивидуально, объясняя свои действия).

- Кто знает, для чего нужно вести дневник наблюдений?

Отмечать состояние погоды, появление первых цветов, первой грозы начало листопада, появление первого снега, прилет птиц…)

- Как вы думаете, зачем людям знать времена года и названия месяцев? (предположения детей)

Рефлексия (4 - 5 минут)

Цель: осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, самооценка себя, своего поведения на занятии.

Вопросы: - Что нового узнали на занятии? - Что понравилось? - Что показалось трудным?

Дети, у вас на столах лежат медали-оценки. С одной стороны они белого цвета, с другой – оранжевого. Если вам понравилось занятие, покажите мне оранжевую сторону медали, если занятие вам не понравилось, покажите белую сторону медали.

А теперь этими же медалями каждый из вас оценит, как он работал на занятии. Прикрепите к доске медаль оранжевой стороной, если считаете, что вы занимались хорошо. Белый цвет означает, что вам не понравилось, как вы занимались. Работали вы на занятии хорошо или плохо?

(Педагог не акцентирует внимание на том, как дети себя оценили, но берет себе на заметку, у кого завышенная или заниженная самооценка, а кто боится отвечать на занятиях.)

- Как вам кажется, а мне понравилось или не понравилось, как вы занимались?

- Вот видите, как много мы сделали на занятии: вспомнили названия времен года, месяцев, создали дневник наблюдений! Мне понравилась ваша работа на занятии. Спасибо!

Дома вы вместе с папами, мамами или старшими братьями и сёстрами будете зарисовывать самое интересное , что заметите в природе, в жизни насекомых, погоде …

Даль В. И. Старик Годовик./Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: пособие для воспитателей детского сада и родителей./Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Оникс. – 2007. –352 с.

Портян Н. Е. Энергизаторы. – Омск: Центр психолого-медико-социального сопровождения. – 2003.

Фалькович Т. А., Барыкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: Вако. – 2007.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов:

Воспитатель: Трапезина Ольга Владимировна

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Цель: Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаках. Задачи:

Познавательные : - продолжать формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года; - расширять знания учащихся о временах года; - показать своеобразие, неповторимость, красоту каждого времени года. Коррекционно-развивающие: - р азвитие внимания, речи, мышления, творческих навыков. Воспитательные: - воспитание чувства прекрасного, любви к природе, родному краю; - развитие творческой активности . Оборудование:

- изображение бабочки с разноцветными крыльями;

- иллюстрации времен года;

Ход внеклассного занятия.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

- О, великий царь, твоя дочь Зима принесла нам холод, у нас не было цветов и плодов, улетели птицы. Но зато она подарила нам катание на коньках, на санках и на лыжах, игру в снежки и прекрасный праздник - Новый год. Мы полюбили Зиму.

- Что скажете вы о Весне - моей второй дочери? - спросил царь.

- Когда пришла Весна, растаял снег, стало грязно, разлились реки и нас затопило. Но зато снова стало тепло, вернулись домой птички, распустились цветочки и листики на деревьях. Твоя дочь Весна прекрасна, - ответили люди.

- Понравилась ли вам моя дочь по имени Лето? - спросил царь.

- Да, великий царь. Мы и ее полюбили. Нас кусали мошки, и мы боялись гроз, но нет ничего приятнее купания в реке, ничего вкуснее сочных ягод и красивых летних цветов и бабочек.

- И, наконец, Осень. Что вы о ней скажете?

- Осенью опять стало холодать, пошли дожди, и стало грязно, улетели певчие птички. Но зато лес оделся в красные, желтые и оранжевые одежды. Это так красиво. У нас было много овощей, фруктов, грибов и орехов. Осень хоть и грустна, но мы ее тоже полюбили.

- Понравилась вам сказка? О чем же она? Как звали дочерей царя? А теперь мы поговорим о них более подробно.

2. Основная часть.

- Посмотрите, какая красивая бабочка висит у меня на доске. Каждое крылышко раскрашено своим цветом, который подходит к определенному времени года. Давайте в этом разберемся. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать и показывать нужный цвет.

1. Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане разноцветном

Шагает по земле… (весна) - зеленое крыло (вспоминаем приметы весны).

- Прилет, каких птиц считается началом весны? (Грачей)

- Если листья березы начинают желтеть от верхушки, какой будет весна: ранней или поздней? (Ранней)

2. Посмотрите. Что за сказка?

Всё вокруг в цветах и в красках.

Сколько красного здесь цвета!

Ну конечно, это… (лето) – красное крыло (вспоминаем приметы лета).

- С цветами, какого кустарника у нас начинается лето? (Шиповник.)

- Если зима теплая, то каким будет лето: Теплым или холодным? (Холодным.)

3. Серые тучи по небу плывут.

Клин журавлей улетает на юг.

В небо взметнулись верхушки сосен.

Бродит уныло за окнами… (осень) - желтое крыло (вспоминаем приметы осени).

- Сырое лето и теплая осень. Какая будет зима? Долгая или нет? (Долгая.)

- Что означает утренний сентябрьский туман: к дождю или к ветру? (К ветру.)

4. Снег танцует и кружится.

На санях, а с ней сама

Раскрасавица…( зима) - белое крыло (вспоминаем приметы зимы).

- Где раньше начинает таять снег, в лесу или городе? (В городе, так как там снег грязный.)

- Если зайцы поздно начали белеть, то какой ждать зимы: поздней или ранней? (Поздней.)

( Напротив каждого крыла прикрепляю изображение соответствующего времени года).

- Обратите внимание на бабочку. У нее не случайно на каждом крылышке по три кружочка. Как вы думаете, что они обозначают? В каждом времени года по три месяца. Давайте их вспомним. Начнем с весны (март, апрель, май). А теперь назовите летние месяцы (июнь, июль, август). Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

-А сейчас я буду загадывать загадки, а вы - отгадывать.

1. Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце) 2 . Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга) 3 .Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. (Осень) 4. Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти, на коне не объехать. (Узор на стекле) 5. Сели детки на карниз и растут все время вниз. (Сосульки) 6 . Доброе, хорошее, на всех людей глядит, а людям на себя глядеть не велит. (Солнце) 7. В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (Ручеек)

3. Физкультминутка.

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука!
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!

4. Закрепление материала.

1. Яростно река ревет

И разламывает лед,

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел? (Апрель)

2 .Она весну встречает-

А платьице в полоску.

Ты узнаешь…? (Березку)

3 . Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

4. Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по …(Лужам)

5 . Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная…(Картошка)

6 . Два березовых коня

Через лес несут меня.

7. Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня…(Коньки)

- А сейчас я хочу проверить ваши знания и предложить следующее задание. Это кроссворд, в который вам нужно вписать названия месяцев года. На обратной стороне домашнее задание, раскраска с картинками времен года.



- Кто помнит как называются месяцы?
Ответы: (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь).
Воспитатель: - Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, что, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.
- Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. И все эти 12 месяцев видела одна девочка, в зимнее время, в январе. Она просила их помочь набрать в корзинку подснежников.
- а возможно ли зимой найти подснежники? Ответ: (нет)



- После того как девочка рассказала свою историю: как ее мачеха послала в зимний лес за подснежниками, и велела не возвращаться без них, а то плохо будет.
- Пошептались месяцы и решили помочь девочке. Стали уступать друг другу свое место. Январь уступил февралю. Февраль уступил Марту. А месяц Март подарил девочке корзину подснежников.


И девочка поблагодарив за помощь, побежала домой.
- Когда месяцы стали возвращаться на свои места, то запутались и у них перепутались Времена года.



Осень: - Правильно! Ребята скажите какие три месяца вы знаете?
Ответы детей: ( сентябрь, октябрь, ноябрь)
(на доске появляются слова: Осень, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)
- А какие приметы осени вы знаете?
( Дети выходят к доске и выбирают картинки - приметы и вывешивают на доску:
Приметы: собирают урожай, идут дожди, у деревьев листочки меняют окраску и опадают, птицы улетают в теплые страны).




Зима: - Ребята скажите какие три месяца вы знаете? Ответы: (декабрь, январь, февраль)
- Молодцы! – А какие приметы зимы вы знаете?
(дети выходят к доске, выбирают приметы зимы, объясняют и вывешивают на доску)
Приметы: (деревья стоят голые, на них лежит снег, идет снег, холодно, зимой Новый год, На деревья вешают кормушки( помогают птицам, чтобы они не погибли от холода и голода) Дети катаются на коньках, лыжах, играют в снежки, лепят снеговиков, одеваются тепло).




Зима: - Спасибо ребята, что вы меня так порадовали, мне так было интересно с вами, но мне пора!
До свидания!


Весна: - Ребята скажите какие три месяца весенних вы знаете? ( март, апрель, май)
- молодцы! А какие приметы Весны знаете?
(дети выбирают картинки – приметы и вывешивают на доску)
Приметы: (припекает. Светит солнце, на деревьях появляются почки, появляются листочки, тает снег, появляется трава, первые цветы( подснежники), прилетают птицы, идут дожди, люди надевают куртки и плащи).




Лето: - Какие три летних месяца вы знаете? (июнь, июль, август)
- Молодцы! – А какие приметы лета вы знаете?
( дети выбирают картинки – приметы и вывешивают на доску0
Приметы: (солнце ярко светит, деревья зеленые, летают насекомые, расцветают цветы. Растут грибы, ягоды, можно купаться, загорать и т. д.)


Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: карточки, иллюстрации времен года.

IV. Работа над новым материалом
Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, куда же мы с вами отправимся. Смотрите и слушайте внимательно.
Загадка про времена года:
В саду царском стоит дерево райское
На одном боку цветы расцветают,
На другом боку-плоды созревают,
На третьем-листы опадают,
А на четвертом-снег да вьюга гуляет!

Итак, сегодня мы отправляемся в гости к каждому из времен года. Узнаем много интересного, и повторим все, что знаем. Вы готовы ребята?

Мы готовы для похода,
Но от парты не отходим,
Поднимаем выше ноги
И не нужно нам дороги.
Птицы учатся летать,
плавно крыльями махать,
Полетели, полетели,
Опустились, посидели!

Можем отправляться в путь…

Ребята, а знаете ли вы времена года?

А по описанию угадать их сможете?

Ну, сейчас проверим! Будьте очень внимательны.

Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветви, как рога.
Подо льдами крепкими дремлют воды рек.
Белыми сугробами лег на крышах снег. (Зима).

-К кому же в гости мы попали, в какое время года?

-По каким приметам вы узнали это время года?

Назовите месяцы каждого времени года?

Работа по карточке Времени года.

VI. Закрепление

Ох, ребята совсем запутался наш Лесовичок! Не запомнил названий времен года. Помогите разобраться.(Дети еще раз проговаривают названия времен года по порядку)

Ребята с названиями разобрались. Так теперь Лесовичок не знает, что ему надеть на улицу в разное время года. Я думаю вы легко с этим справитесь.

Необходимо соединить время года и одежду, которую одевают в это время года. ( Походу идет беседа о здоровом образе жизни и о том, что здоровье нужно беречь)

Ребята, а есть ли у вас любимое время года? Найдите его на картинке и раскрасьте.

Вот и подошла к концу наша прогулка.

-Ребята вы такие молодцы. Со всеми заданиями справились. Большое спасибо вам!

VIII. Рефлексия. Самооценка.
-что нового вы узнали на уроке?
-О чем сегодня говорили?
-Что вам особенно запомнилось?

Читайте также: