Конспект век нынешний и век минувший

Обновлено: 07.07.2024

2. Закрепить понятие антитезы, развивать навык сравнительной характеристики, , ремарки, учить видеть способы выражения авторского отношения к героям.

3. Воспитывать чувство терпимости по отношению к другим людям, учить понимать цену слова

I. Опрос учащихся.

3. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?

4. В чем суть основного конфликта романа? Кто из героев, на ваш взгляд, являются представителями враждующих сил общества?

II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).

Действительно, Николай Петрович, хотя и начинается роман со знакомства с этим героем, и именно его сын дружен с Базаровым, не станет основным идейным противником Базарова. Как вы думаете, почему? (Предполагаемый ответ: в силу личностных качеств Николая Петровича). Какие же это качества? Докажите примерами из текста. Рассказ о жизни Николая Петровича, его отношение к сыну, к приезжему другу (Базарову).

Запишите в тетради личностные качества Николая Петровича (способность к глубоким чувствам, верность, доброта, мягкость, деликатность, стремление понять и принять взгляды другого человека).

А принять Евгения Базарова аристократу Николаю Петровичу Кирсанову трудно, особенно на первый взгляд. Кто же не может его принять? (Павел Петрович)

Почему? (Они абсолютно разные, начиная с внешности.)

На мой взгляд, это говорит всего лишь о том, что Базаров вообще не думает об условностях; ему удобно в этой одежде, и он ее носит, где и когда хочет. Он свободный человек

На каком художественном приеме построено описание героев? (На приеме антитезы) И этот прием все более разрастается.

III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.

3. Как противопоставлена в дальнейшем внешность Павла Петровича? ( Слайд 3, смена по щелчку.)

4.Обоюдная неприязнь выразилась в репликах (слайд 4)

Конечно, приятнее смотреть на красиво одетого, опрятного человека, и может показаться, что автор здесь полностью на стороне Павла Петровича? Но так ли это?

6. А какое впечатление производит усадьба Марьино? Материальное положение Николая Петровича затруднительно. Правда, Павел Петрович давал брату денег, но автор рисует эпизод, когда и у него денег не оказалось, и Павел Петрович поспешил отойти.

Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия. И это говорит в пользу Базарова.

IV. Содержание и анализ X главы романа.

Внешние разногласия, естевственно, переходят во внутренние.

А вот так объясняет свое мировоззрение сам Базаров (Слайд 5).

А что особенно дорого Павлу Петровичу? ( Слайд 5 по щелчку)

8. По каким вопросам возникают разногласия? (ребята вспоминают, рассказывают, затем делают записи, работа со слайдами 6, 7, 8)

9. Чьи взгляды вам близки? (Дети признают взгляды Кирсанова).

Кажется, раз прав Павел Петрович, он должен быть симпатичен и автору о читателям.

Давайте проанализируем некоторые реплики, ремарки, внутренний монолог. (Слайды 9 - 13).

Вывод: Базаров не хотел вступать в спор с Павлом Петровичем, не хотел навязывать ему свою точку зрения, считая, что время пустой болтовни прошло, а спорить с Павлом Петровичем – пустое дело. Но сделать это не удалось.

Как же относится автор к своему герою? Однозначно ответить трудно сейчас. Трудно будет и потом, когда мы прочитаем весь роман. Ясно одно: симпатии Тургенева и на стороне Базарова.

Давайте определим ведущие черты каждого героя при помощи даймонда:

Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Работает, исследует, приумножает

Жизнь превращает … в стоячее болото

Бездельничает, унижает, деградирует

Домашнее задание: прочитать главы с 11 по 19; ответить на вопросы:

1.Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе.

2.Как раскрывается образ Базарова во взаимоотношениях с Анной Сергеевной Одинцовой?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста.

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста.

Конспект фронтального занятия-игры "Курочки и петух. Дифференциация звуков К - Х" (подготовительная группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Конспект фронтального занятия по совершенствованию лексико - грамматической компетенции в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматической компетенции у детей с ОНР.

Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.

Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.


Конспект и презентация внеклассного занятия с использованием ТРКМ по сказке В.В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил" с воспитанниками 3 класса 2 отделения школы-интерната для слабослышащих детей

Занятие по внеклассному чтению. Тема: сказка В.В. Бианки "Как Муравьишка домой спешил". Задачи.1. .


Сценарий и презентация литературно-музыкальной гостиной "Очаровательные франты минувших лет" (памяти героев 1812 года)

Творческий вечер, посвященный воинам-героям войны с Наполеоном. В сценарии рассказывается о военначальниках, простых солдатах, партизанах и народе, об их участии в той войне. В ковпозиции использованы.

• Развитие представлений о жанре комедии и комическом искусстве.

показал, создав образ Чацкого, что ум - мог учая сила в борьбе с косностью и деспотизмом.

Ум Чацкого приводит его к столкновению с фамусовским обществом. Сама проблема ума

(например, декабристами или близкими к ним людьми) к ак синонимы понятия

фамусовском обществе расценивался как безумие, с ум ашествие. Гри боедов в своей

комедии пока зал горе умного человека, вольн одумца, противостоящего всему к осном у

1) Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаиваетс я к его концу?

Его волнуе т не разодранный ло коть слу ги и не манера его ч тения. Приезд Ча цкого

Фамусов хочет восстановить порядок, у севшись за календарь.

Перечисляя предстоящие дела, он п риходит в самое благод ушное настроение. В самом

деле, предстоит обед с форелями, п огребенье богатого и почтенного Ку зьмы Пе тровича,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : выявить смысл столкновения в комедии Чацкого и фамусовского общества, показать различия в мировоззрении Чацкого и представителей общества.

Задачи урока :

развитие навыка анализа драматического произведения, понимание проблематики и художественных особенностей комедии;

развитие надпредметных умений: выделение ключевых слов, идей; выявление причинно - следственных связей; развитие навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речи;

духовное развитие личности обучающегося через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы, воспитание самостоятельности, сотрудничества.

Проверка ранее изученного материала.

- Что вам известно о драматическом роде литературы? Какова специфика драмы?

( Специфика драмы в том, что она предназначена для постановки на сцене. Характеры и персонажи раскрываются в их речи, действии. Авторская оценка присутствует лишь в ремарках и, лишь отчасти, в репликах героев-резонеров ( если они есть)).

- Вспомните особенности пьес эпохи классицизма (именно они предшествовали реалистическим драмам). Какие правила соблюдались классицистами?

(В классицистических пьесах строго соблюдались три единства: единство времени ( действие укладывается в рамки одного дня), единство места ( все происходит в одном месте), единство действия ( в пьесе только один конфликт).

- Сохраняются ли эти три единства в комедии Грибоедова?

(Единство места и времени сохраняются: действие происходит в доме Фамусова, укладывается в рамки одного дня. Единство действия нарушено: в пьесе присутствуют два основных конфликта – любовный и общественный).

Герои классицистических драм были наделены либо исключительно положительными, либо одними отрицательными качествами, поэтому их образы были схематичными, неживыми, а характеры – статичными.

(Нет. При наличии некоторых персонажей-масок (князь Тугоуховский, княжны и др.) основные герои – натуры сложные, противоречивые).

Выводы: Грибоедов отходит от принципов классицизма, нарушая правило трех единств. Автор касается в пьесе множества вопросов общественной жизни, морали, культуры, быта. Он говорит о положении народа, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе, независимости личности, об общественном признании человека и его гражданском долге, о задачах и средствах просвещения и воспитания.

(Выводы записываются в тетрадь)

Анализ текста.

Действие разворачивается в доме московского помещика Павла Афанасьевича Фамусова (1-я четверть XIX веке). Что вы можете сказать о герое, его занятиях, характере? Каких правил придерживается Фамусов в воспитании дочери Софьи? Чем он обеспокоен в первую очередь? (Подтвердите ответы выдержками из текста).

-Почему Чацкий не вызывает доверия Фамусова? Найдите диалог Чацкого с Фамусовым (д. II, явл.2). какие наставления дает Фамусов собеседнику? Что он ценит в людях?

(Это человек старой закалки. Он считает не только возможным, но и правильным поступиться с гордостью, достоинством для достижения своей цели. Для людей этого поколения слово старших ( по чину) – закон. Образец поведения для них – удачно упавший перед высочайшей особой Максим Петрович, пожалованный за это высоким чином).

4. Работа в группах.

Найдите сцену бала ( д. III, явл. 4-13).

Группа 1. Характеристика семейства Горичей.

(Горич попал под каблук жены, которая резко изменила в нем все: привычки, взгляды, манеру одеваться. Она лишила его воли, опекает, как ребенка, преждевременно превратила в дряхлую развалину. По ее прихоти он таскается по балам, хотя они ему опротивели. Чацкому даже не о чем поговорить с ним).

Группа 2 . Характеристика Тугоуховских и графини Хлестовой.

(Одним важно выгоднее и быстрее выдать дочерей замуж, другим – получше и побогаче устроиться в жизни. Хлестова – своенравная и капризная старуха, привыкшая командовать. В доме Фамусова держит себя несколько церемонно, как будто делает одолжение хозяевам своим присутствием) .

Группа3 . Характеристика Загорецкого.

Группа 4 . Характеристика Скалозуба. (К какому поколению (Фамусова или Чацкого) он ближе по возрасту? А по мировоззрению?

5. Подведение итогов

6. Оценивание учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умение аргументировано излагать свою точку зрения, опираясь на текст художественного произведения.

3. Воспитательные:

подчеркнуть вечность, неразрешимость конфликта индивидуальности и посредственности, яркой личности и серости;

показать, как трудно противостоять общественному мнению, как важно не слиться с серой массой, сохранить чистоту идеалов, верность убеждения

Оборудование:

портрет А. С. Грибоедова;

компьютер, мультимедийное оборудование, презентация.

1. Организационный момент урока.

Слово учителя:

Выберите из списка персонажей разных произведений только действующих лиц комедии “Горе от ума”:

Фамусов, Сквозник-Дмухановский, князь Игорь, Лиза, Молчалин, Митрофан, князь Тугоуховский, Онегин, Осип, Стародум, Ляпкин-Тяпкин, Загорецкий, Ленский, Петрушка, Гринёв, графиня Хрюмина, Скалозуб, Скотинин.

Вставьте нужное слово в фразу:

Дома новы, но . . . стары. ( Чацкий)

Минуй нас пуще всех печалей

И . . . гнев, и . . . любовь. ( Лиза)

. . . часов не наблюдают. ( София)

Не человек, . . . . ( София)

Ах! . . . . . . страшнее пистолета. ( Молчалин)

Свежо . . . , а верится . . . . ( Чацкий)

2. Узнайте героя.

1). Характеристика героя:

Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких;
Чужих и вкривь и вкось не рубит…
Высказывания героя:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Ведь надобно ж зависеть от других.

2). Характеристика героя.

Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти – так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Высказывания героя:
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
И дым Отечества нам сладок и приятен!

3). И. А. Гончаров: “Вообще к …………….. трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил её и Чацкий”.

II. "Век нынешний" и "век минувший" в комедии.

1. Основной конфликт в комедии общественный: столкновение "века нынешнего" и "века минувшего". Фронтальная работа.

Кто является идеологом "века нынешнего", а кто – "века минувшего"?

Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов.

Исторический рубеж между "веком нынешним" и "веком минувшим" – война 1812 года.

Декабрист И. Якушкин отмечал в своих "Записках": "В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих всё старое и порицающих всякое движение вперёд. Мы ушли от них на сто лет вперёд".

То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодёжи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между "веком нынешним" и "веком минувшим" в "Горе от ума".

2. Работа с текстом комедии.

ЧТЕНИЕ и АНАЛИЗ 2-го, 3-го и 4-го ЯВЛЕНИЯ.

-Когда завязывается общественный конфликт?

-Между кем он завязывается? Почему?

Кто является инициатором спора – Фамусов или Чацкий?

Это люди одной эпохи или разных?

Что важно для "века минувшего"?

А что важно для Чацкого?

Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

Итак, после "оды" Фамусова Москве идёт возмущённый, полный гнева монолог Чацкого "А судьи кто?".

Чтение монолога Чацкого учащимися.

Чем вызван этот протест?

Почему Чацкий говорит о "душевной нищете" поколения Фамусовых?

Сопоставьте монологи Фамусова и Чацкого?

Работа с таблицей (в парах и фронтальная).

Выберите цитаты из текста, иллюстрирующие пункты таблицы. Сделайте вывод о взглядах "века нынешнего" и "века минувшего".

отношение к богатству, к чинам

отношение к службе

отношение к иностранному

отношение к образованию

отношение к крепостному праву

отношение к московским нравам и времяпрепровождению

отношение к кумовству, протекции

отношение к свободе суждений

отношение к любви

Как вы думаете, есть ли победившие в споре между "веком нынешним" и "веком минувшим"?

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берёт верх: оно не имеет будущего.

Чацкий страдает от одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и порывов.

Каким вы представляете будущее Чацкого, учитывая год создания комедии? (1824)

И всё-таки, на чьей стороне автор?

IV. Нравственный идеал Грибоедова.

(Нравственный идеал – образец личных качеств, способностей).

Для того чтобы определить нравственный идеал А. С. Грибоедова, или хотя бы попытаться это сделать, необходимо вернуться к прототипу главного героя.

Кого принято считать прототипом Чацкого?

Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П.А. Вяземскому: “Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны”. Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.

В. К. Кюхельбекер.

Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В.К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого, Ю.Н. Тынянов писал в статье “Французские отношения Кюхельбекера”.

А. С. Грибоедов.
Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил всё лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. – подлинные взгляды Грибоедова.

Грибоедов как мыслитель и художник был глубоко верен правде жизни, потому что он стоял на уровне самых прогрессивных идей века, потому что он постиг существо и характер наиболее важных социальных противоречий своего времени.

Он сам с исчерпывающей полнотой охарактеризовал своё умонастроение в двух строках:

По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово “раб”.

Ненависть к рабству – социальному и духовному – владела Грибоедовым с юных лет. Его характер, мировоззрение, взгляды и вкусы сформировались под решающим воздействием самой русской действительности и в тесном, непосредственном общении с наиболее прогрессивными общественными силами эпохи.

Есть основания предполагать, что Грибоедов не только идейно, но и организационно был связан с революционным подпольем своего времени и, может быть, состоял членом тайного Северного общества.

Он вынужден был служить тому миру, который не вызывал у него никаких чувств, кроме презрения и ненависти. В этом мире задавали тон люди совершенно иной психологии, иного поведения. Грибоедову среди них было явно не по себе.

Подведём итоги нашего разговора о жизни и творчестве А. С. Грибоедова.

Обратимся к отрывку из произведения А. С. Пушкина “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”:

“Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды и навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностию; уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил. Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.”

Звучит вальс А. С. Грибоедова, который он написал во время работы над комедией "Горе от ума".

1. Оценки учащимся за урок.
2. Рефлексия.

Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

Читайте также: