Конспект уроку театр корифеїв

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока можно использовать на уроках МХК и истории.

ВложениеРазмер
teatr_i_muzyka_v_drevney_grecii.doc 60 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования РФ

Муниципальнаябюджетная Городищенская средняя общеобразовательная школа №1

403003 Волгоградская область,

п. Городище, ул. Чуйкова, 6а т. 8 (844 68) 3-30-48

Конспект урока в 10 классе

по мировой художественной культуре

Тема: Театр и музыка в Древней Греции

Составила учитель истории

Денисова Татьяна Викторовна

Опережающее задание: между учащимися распределяются роли (актёры, корифеи, искусствоведы, хор, Дионис)

Форма урока: урок – путешествие в прошлое

- Хайрете пайдес. Калой кай агатой.

Здравствуйте дети, прекрасные и совершенные.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Древней Греции. Давайте вспомним достижения греческой культуры.

3. Проверка домашнего задания.

  1. Какому общественному деятелю V в. до н.э. принадлежит это высказывание?
  1. Какой город считается центром греческой цивилизации? ( Афины)
  2. Относятся ли следующие архитектурные комплексы к греческой культуре. Ответьте – да или нет.

А) Ансамбль Акрополь (да)

Б) Храм Ники Аптерос (да)

Г) Храм Амон-Ра в Луксоре (нет)

  1. Как зовут нимфу, воспитавшую юного бога Диониса, которой посвятил своё творение древнегреческий скульптор Скопас (Менада)
  2. Какое архитектурное сооружение располагается на южном склоне Акрополя? (театр Диониса)

1. Введение в тему.

(под торжественную музыку звучит текст из книги И.Бояджиева)

«В зале полная тишина, на заднем плане вырисовываются колонны древнего храма, и раздаётся глухая заунывная музыка. На сцену выходит актер, выходит большими шагами, он полон решимости, энергии, силы.

Его речь – страстный призыв к действию, к правому отмщению…

Греческие мифы были основой для театральных зрелищ, которые постепенно переросли в важный вид искусства Т Е А Т Р.

Театр зародился в Древней Греции.

Нам предстоит совершить путешествие в мир древнегреческого театра ( запишите тему урока)

и выяснить (запись плана урока) :

1. Что из себя представлял театр в Древней Греции?

2. Какое значение для древних греков имел театр?

3. Что общего и различного между театром древнегреческим и театром

4. Музыкальное искусство.

Сегодня на уроке присутствуют театроведы, настоящие участники и очевидцы древнегреческого театра.

- Какой греческий бог имеет прямое отношение к театру? (Дионис)

(выходит ученик в роли Диониса)

Я, Дионис, был первым демократическим богом в греческом пантеоне, и меня воспринимали не только как покровителя винограда, но и как покровителя художественных потребностей. Боги, как считали греки, могут всё, но не умеют страдать, т.к. они бессмертны.

Я же единственный бог, который умел страдать, то есть принимал страдания народа на себя.

С дионистических шествий, где люди во время ритуальных обрядов впадали в безумие, зарождались первые подобия комедий и трагедий.

Таким образом, я являюсь своего рода прародителем театра.

- Спасибо, уважаемый Дионис!

- А как же выглядело театральное помещение в Древней Греции?

Каково было его устройство?

Устройство древнегреческого театра

Ученик : О том, как был устроен театр в Древней Греции, говорят уцелевшие во многих местах театральные сооружения. Их вместимость была довольно внушительная. Афинский театр Диониса вмещал, например, около 17 тысяч зрителей.

Древнегреческий театр напоминал скорее театральный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – ОРХЕСТРЕ . Помещение, откуда актёры выходили на орхестру,

Скамьи для зрителей вырубали прямо на каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков – ТЕАТРОН.

Что же происходило во время представлений на орхестре, нам расскажут настоящие актеры из древнегреческого театра.

Искусство актера в древнегреческом театре

(под музыку выходят актеры и Корифей - они в костюмах)

Актер: Актеры в Древней Греции выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, герой, женщина и т. п.), либо душевное состояние (радость, горе, надменность, отчаянье и т. д.) и в париках.

Женские роли играли мужчины. Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой подошве – КОТУРНЫ .

Кроме актеров в спектакле участвовал ХОР , возглавляемый КОРИФЕЕМ .

Корифей : Я, Корифей, обращаясь к многотысячной аудитории, рассказывал миф, положенный в основу трагедии. А хор поддерживал героя в его правой борьбе, осуждал его за ошибки, гневно корил за преступления, впадал в отчаянье при бедствиях, рыдал над погибшим. Но во всех случаях хор выражал мнение народа, публики, ведь хор состоял из граждан Афин и был как бы символом живого участия народа в представлениях.

В древнегреческом театре почти не было декораций. Вся эта скромность изобразительных средств (костюмы, маски, парики, отсутствие декораций и т. д.) существовала потому, что искусство в древнегреческом театре в основном опиралось на слуховое и зрительное восприятие актерского мастерства. И главными средствами выразительности были ЖЕСТЫ, РЕЧЬ, ДЕКЛАМАЦИЯ.

- Вопросы к классу: Что определило подобный внешний вид

-Кто такой Корифей сегодня?

- Какие виды представлений проходили в театре Древней Греции?

Что вы о них знаете?

О представлениях древнегреческого театра

Ученик : На сцене проходили два вида представлений.

ТРАГЕДИЯ – изображает на сцене такие события, когда герой

борется со злыми силами и погибает.

КОМЕДИЯ – изображает на сцене такие события, которые

Все эти понятия являются частями одного целого и называются – ДРАМАТУРГИЯ , т. е. литература для театра.

А ДРАМАТУРГ – это автор, создающий литературу для театра.

- Давайте познакомимся с самыми известными древнегреческими

драматургами. Слово театроведам…

Софокл – был автором 123 трагедий, из которых до нас дошли тоже 7.

Еврипид - младший из трех знаменитых драматургов, его творчество отличает интерес к человеческой личности, к её индивидуальности. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной и психологизмом. Еврипид написал 92 трагедии, их них сохранились 19.

- Какое значение для древних греков имел театр? Думается, на этот вопрос

лучше всего ответят настоящие граждане Афин.

Мы, греки, очень любим свой театр. Спектакли идут очень долго, а зрители в дни представлений сидят в театре с восхода до заката – другого освещения, кроме солнечного, мы не знаем. Перед началом представления на орхестре происходят разные общественные церемонии: делегации союзных городов преподносят афинскому народу подарки; возносятся жертвы богам и особенно покровителю театра богу Дионису.

Театр в Греции – учреждение государственное. Наши власти придают большое значение его воспитательной роли, драматурги пишут пьесы не ради гонорара, а ради славы и почета. Плата за вход в театр очень низкая.

Пока мы беседуем с вами, в театре собирается публика, и сейчас начнется представление.

- А вам предлагается побыть немного зрителями древнегреческого

театра. Отрывки из трагедий вам представляют граждане Афин.

Разыгрываются отрывки из трагедий :

Корифей: Два брата Антигоны вступают в борьбу и убивают друг друга.

Правитель Фив Креонт приказывает похоронить старшего брата

с почетом, а труп младшего – Полиника – бросить на съедение

зверям и птицам. Креонт запрещает под знаком смерти

хоронить его. Антигона, сестра Полиника и невеста сына Креонта

Гемона, несмотря на запрет, решается похоронить тело брата.

Хор: В мире много сил великих,

но сильнее человека

Нет в природе ничего.

Мчится он непобедимый,

По волнам седого моря,

Сквозь ревущий ураган.

Плугом взрывает он борозды

Вместе с работницей – лошадью,

Вечно терзая Праматери,

Лоно богини Земли.

В мире много сил великих,

но сильнее человека

Нет в природе ничего.

Антигона хоронит брата, но её заметили и приводят к Креонту. Она смело признается царю, что похоронила Полиника. Креонт приговаривает её к смерти. Гемон напрасно убеждает отца помиловать её. Антигону замуровывают в склепе.

Узнав от прорицателя о гневе богов, Креонт спешит освободить Антигону, но она уже мертва, и Гемон закалывает себя мечом поред трупом невесты. Не в состоянии вынести смерть сына, его мать Эвридика кончает жизнь самоубийством.

Вопросы к классу :

- Давайте представим, что переживал античный зритель, что чувствовал,

видя страдания героя?

Вывод: Зритель переживал мучения главного

героя, чувствовал к нему

жалость и страх, особенно, если герой

И этим самым на зрителя должно было

оказываться очищающее воздействие

- Мы находимся в театре Древней Эллады, а что же представления тут проходят без музыкального сопровождения? Нет. Оказывается не только театр зародился в древней Греции, но и музыка. Благодаря грекам достоянием музыкальной культуры стали такие важнейшие понятия, как мелодия, гармония, ритм, хор и оркестр, симфония.

В жизни греков музыка значила очень многое. Она сопровождала их во время праздников, Олимпийских игр, поэтических турниров и театральных представлений.

Музыкальное искусство было преимущественно вокальным при инструментальном сопровождении. И сегодня у нас есть уникальный случай услышать древнегреческую музыку в исполнении древнегреческого инструмента.

Мы возвратились из прекрасного путешествия в мир музыки и театра Древней Эллады, побывали в роли зрителей, актеров, драматургов, других участников и создателей античного спектакля. Также узнали новые слова и понятия.

Давайте обменяемся впечатлениями об услышанном, увиденном: о самом театре, о том, что греческая драматургия дала для развития современного театрального искусства, об актерской профессии, наконец, о просмотренных отрывках античных трагедий.

1. Разрешение главных проблем урока:

1. Что из себя представлял театр в Древней Греции?

2. Какое значение для древних греков имел театр?

3. Что общего и различного между театром древнегреческим и театром

Подведение итогов, разрешение проблем урока .

Возможно проведение на этом уроке игры – викторины по понятиям и терминам

(класс делится на группы)

1. Из представленных понятий и терминов:

ТЕАТР АКТЕР КАТАРСИС

ТРАГЕДИЯ КОРИФЕЙ СХЕНА

КОМЕДИЯ ДРАМАТУРГИЯ ЖЕСТЫ

ТЕАТРОН ДРАМАТУРГ МИМИКА

необходимо выбрать слова, соответствующие заданиям по группам.

1-я группа – выбрать понятия, сохранившиеся в современном театре;

2-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к драматургии;

3-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к устройству театра;

4-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к игре актеров.

2. Индивидуальные задания.

К представленным определениям подобрать соответствующие слова из списка:

1) Место для игры актеров в современном театре…

2) Изображаемые на сцене события, вызывающие смех…

3) Изображаемые на сцене события, приводящие к гибели

4) Место для зрелищ в Древней Греции, а теперь и сценический вид

5) Место для игры актеров в театре Древней Греции…

6) Предводитель хора в театре Древней Греции…

7) Места для зрителей в театре Древней Греции…

8) Группа людей из народа, принимавшая участие в античных спектаклях…

9) Специальная обувь на высокой платформе для выступления античных актеров…

10) Литература для театра…

11) Переживания зрителя из-за мучений и страданий героя,

и как следствие – духовное очищение…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект "ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"
творческий проект " ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"
Творческий проект "Театр Древней Греции"


3 класс. Театр. Древняя Греция (презентация PowerPoint)

Презентация PowerPoint для блока уроков о театре, 3 класс, программа Б.М.Неменского.


интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" .


Ребята задались вопросом: был бы современный театр без театра Древней Греции? Они изучили особенности античного театра, сопоставили их с современностью, съездили в Саратовский ТЮЗ, разучили сценки из .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Истории Древнего мира " Древнегреческий театр".Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;
  • Развивающая: развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи;
  • Воспитательная: современный театр и древнегреческий театр – школа воспитания, формирование нравственно-воспитанной личности, высоких гражданских чувств. Уважение к культурному наследию античной культуры.

Образовательная: познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;

Развивающая: развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи;

Воспитательная: современный театр и древнегреческий театр – школа воспитания, формирование нравственно-воспитанной личности, высоких гражданских чувств. Уважение к культурному наследию античной культуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедиааппаратура, компьютерная презентация, трагическая и комическая маски.

Учитель: Калимэра, пайдэс! –Здравствуйте дети!

Калой кай агатей! Прекрасные и совершенные!

Хайрете даскалос! Здравствуйте учителя!

Как вы уже наверное догадались я вас поприветствовала на ……………языке ( греческом). А почему?

Ученики: Мы изучаем историю Древнегреческой цивилизации.

Учитель: Где находилась Древняя Греция?

Ученик: Древняя Греция находилась в Европе.

Учитель: Да. Древняя Греция одна из первых европейских цивилизаций. Задание:

Ребята, вспомните и предложите опорные слова связанные с Древней Грецией ( оливы, демократия, виноград, триеры, Олимпийские игры)

Учитель: Греция подарила нам множество изобретений, которыми мы пользуемся по сей день. Мы пользуемся буквами алфавита, пришедшего к нам из Греции, носим имена греческого происхождения, проводим Олимпийские игры – праздник силы, ловкости, азарта. На сегодняшним уроке мы с вами узнаем ещё об одном греческом изобретении. Одним из направлений искусства.

Посмотрите на доску. Это опорные слова, которые помогут вам определить, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

( кассир, сценаристы, оформители, спектакль, звукорежиссер, пьеса, декорация, афиша, гример, режиссер, осветители, актеры, афиша , сценаи т.д.)

Слово ТЕАТР – греческого происхождения, означает место для зрелищ.

Мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков - театром, хотя прошло уже две с половиной тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, и пали многие империи, а театр есть. Значит, это изобретение эллинов пришлось человечеству по душе.

И сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения древнегреческого театра. Сравним современный театр и театр в Древней Греции.

(Слайд 1. Тема урока: Театр в Древней Греции)

Учитель: Греки верили во многих богов. Одним из почитаемых богов у них был ДИОНИСС ( Слайд 2. Бог ДИОНИСС)

Чему и кому он покровительствовал? ( Бог виноградарства и виноделия. Покровитель виноделов). Давайте вспомним о нем.

Ученик: Театральное зрелище подарил нам ликующий бог весны, солнца, плодоносящей земли – красавец, увенчанный гроздьями винограда и листьями мирта, - Дионис.Он был сыном Зевса и фиванской царевны Семелы. Воспитанный нимфами юный бог нашел и подарил людям виноградную лозу, дарящую солнечную радость. Всюду, где ни появлялся он, вырастали цветы и плоды. “Бог веселый винограда” чувствовал себя тем счастливее, чем больше людей было с ним рядом, участвуя в плясках, пении, священном и радостном безумии любви, в вечном бурном танце жизненных сил.

Учитель: Празднества в честь Диониса проходили три раза в год: Малые Сельские Дионисии ( декабрь – январь) – поспевало молодое вино, Ленеи ( январь-февраль) отдых был у работников и Великие Городские Дионисии ( март – апрель) – перед началом весенних работ.

( СЛАЙД 3. Сцена из представлений )

Под звуки флейт и свирелей Дионисс странствует по земле с толпой сатиров. Когда они приходят в Грецию в стране начинается весна, расцветает природа, вся жизнь возраждается заново. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из листьев, разрисовывали лица или надевали маски. И вот это веселое шествие двигалось по улицам городов и останавливалось где – нибудь на площади. Сценки которые разыгрывали участники праздника – и были первыми театральными зрелищами. Запевала, ряженые – это были ? актеры, а все население города – ? зрителями.Для ежегодных представлений, стали отводить площадку, обычно у подножия холма. Зрители сидели, стояли смотрели представление.

Поскольку эти праздники были популярными и любимыми, то правитель ПИСИСТРАТ решил сделать их государственными и 27 МАРТА 534 г. до н.э. впервые установил 3-х дневные представления в праздник Дионисий. Эта дата считается ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ТЕАТРА и отмечается до сих пор в мире.

Организатором театральных состязаний являлось государство. С к.VI века до н.э. почти в каждом полисе строились специальные здания для театральных постановок, а иногда в городах было и несколько театров.

Задание: Подумайте, нет ли противоречия? Древние театры вмещали несколько тысяч зрителей. В Афинах например в театре было 17 тысяч мест, в Эпидавре – 30 тысяч. А жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни. (Вспомните каким было отношение греков к театральным представлениям. Часто ли они устраивались? ) Ответ: несколько раз в году; ТЕАТР был любимым зрелищем в Древней Греции).

СЛАЙД 5. ТЕАТР – любимое зрелище греков – картинка театра

Театр строился у подножия холма под открытым небом. Ряды и места зрителей располагались полукругом на склоне. 1 ряд отводился для почетных гостей. Как вы думаете для кого? Ответ: победители Олимпийских игр, стратеги, жрецы Диониса. Кресла были мраморные и назывались ТЕАТРОН - ( смотреть)

Представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей. А почему не вечером как сейчас?

Ответ: - нет искусственного освещения; люди работают, а вечером отдыхают

Невозможно даже представить, чтобы фараон и его вельможи сидели рядом с египетскими бедняками и вместе хлопали выступающим или освистывали их. Следовательно, театр - демократическое зрелище; и в древнегреческом, и в современном театре главным человеком на сцене является актер. На Древнем Востоке в разных представлениях во славу богов их участники выполняли массовые действия - вместе пели, танцевали и т.п. Никакой отдельный человек не мог приковывать к себе всеобщее внимание, вызывать восторг и поклонение, если только он не был правителем государства или главным жрецом. В Древней Греции на сцене стали раскрываться человеческие индивидуальности.


Слайд 7 Древнегреческий театр

Древнегреческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров.

Давайте опишем устройство греческого театра.

Задание: Слайд 8 - 11. Рассмотрите план древнегреческого театра.

Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Используя текст учебника Параграфа 39 п.2 ответьте на вопросы. Как назывались эти части? Каково назначение каждой из трёх частей? Что обозначено на плане цифрой 4? Ответы запишите.


Ответы: 1.Скене - постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации, состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами.

2.Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине. Место между сценой и амфитеатром ( местами для зрителей) — орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем .

3.Места для зрителей - театрон.

4.Лестницы, разделяющие места для зрителей на клинья.

Учитель: Если бросить монету в центре орхестры, звон её будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала звуки, человеческий голос.

К Эгейскому морю мы прилетели,
Раз, два, три, четыре,
Наклонились и умылись,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.

Хорошо ребята. Садитесь.

Но ведь здание театра это еще не театр. Это вы уже сказали в начале урока. Кто нужен, чтобы состоялось представление?

Ответ: актеры, режиссер, драматург.

Театральные постановки проводились в форме состязания: перед началом представления выбиралось 10 судей из зрителей, которые распределяли 1,2, 3 места между тремя поэтами, тремя актерами, тремя богатыми гражданами, которые дали деньги на театральные постановки. Все участники получали награды – венки из плюща и ценные подарки ( быка, деньги). Три дня подряд афинские зрители проводили в своем театре. Каждый день они видели по пять пьес. А вечером последнего дня судьи оглашали свое решение: объявляли лучшего драматурга, лучшего хорега, лучшего актера.

А что же играли в греческом театре?

Сначала мифы про Диониса, затем и другие мифы про богов и героев. Позже писатели и поэты стали писать специальные пьесы для театра. Было два главных вида представлений – трагедии и комедии.

Вопрос: В чем разница между этими видами представлений?

Учитель: Совершенно верно.

Слайд 12,13. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Веселые и насмешливые представления ( герои не только боги, но и современники

Пьесы серьезного содержания, часто заканчивающиеся смертью главных героев или их страданиями (герои – боги, исторические деятели, персонажи греческих мифов). Почитались выше, чем комедии.

Приглашаем сюда основных участников представлений.

Хорег. Я – хорег. И без меня вы бы не увидели театрального зрелища. Я составляю хор, нанимаю учителя и флейтиста для аккомпанемента. Я предоставляю актерам свой дом для репетиций, кормлю их и шью им костюмы. Все это требует очень больших затрат и хлопот. Но зато велик и почет. Если меня судьи выберут лучшим, мне поставят памятник.

Драматург. Я – драматург. Без меня не было бы театра. Я пишу трагедии. За год мне нужно написать три трагедии и одну драму. К каждым Дионисиям я должен представить новые произведения, так как дважды одна и та же пьеса не может быть представлена.

Учитель: Знаменитые трагики и комедиографы Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид.

Эпихарм, Евполида ,Аристофана .

Выходят дети.

1 актер. Я – актер. Сначала я был один, наедине с хором. Но я мог изменять свой облик с помощью масок и костюма.

2 актер. Потом появился я, чтобы помочь первому сделать разнообразнее и живее действие: уже мог возникнуть диалог не только с хором, но и между двумя актерами.

3 актер. Я пришел на орхестру последним, теперь наше трио должно было играть все трагедии и комедии, справляться с любым заданием драматургов.

2 актер. А знаете ли вы как тяжело ходить на котурнах? А тут еще маска мешает дышать и заслоняет поле зрения. Так можно оступиться и упасть. Вот будет потеха зрителям. И не видать тогда призового места.

3 актер. Ну, это что. Бывает и хуже: если актер не понравился, то вы, зрители, свистите, щелкаете языком, стучите сандалиями, а то и вовсе оскорбляете, бросаете в нас виноградом, оливками, даже камнями.

1 актер. И все же труд актера велик и благороден. Он властвует над душами и сердцами зрителей. Он заставляет людей забыть свои проблемы и сопереживать герою.

2 актер. Так не будем терять времени и предоставляем на суд зрителя драмы. А вы определите, что это трагедия или комедия?

Учитель: Эсхил “Прикованный Прометей”

Вот мы пришли в далекий край земли,
В безлюдную пустыню диких скифов.
Твоя теперь обязанность, Гефест,
Приказ отца исполнить – к горным кручам
Вот этого злодея приковать.

О Власть и Сила! Воля Зевса вами
Исполнена, вам дела больше нет.
Но как решусь я бога, мне родного,
К скале, открытой бурям, приковать?

Вяжи скорей, а то отец увидит,
Как от труда увиливаешь ты.

Ты видишь: вот для рук его оковы.

Вложи в них руки, молотом могучим
Ударь сильней и пригвозди к скале.

Ну вот, одна рука прибита прочно.
Ты видишь нестерпимое для глаз.

Я вижу: он наказан по заслугам!
На ребрах пояс крепче затяни.

Без приказаний! Знаю сам, что нужно.

Нет, я велю. Приказываю громко:
Спустись и ноги в кольца заключи.

Ну что ж, готово: дело небольшое.
Пойдем: опутан он железной сетью.

Теперь дерзай и у богов кради
Священный их огонь. Посмотрим, как
Тебя избавят люди от мучений.

Учитель: Узнали ли вы сюжет? Какой миф лег в основу этой трагедии? Что такое трагедия? Почему это произведение мы отнесем к жанру трагедии? Автор этого произведения - Эсхил.

Учитель: Помимо трагедии в древнегреческом театре существовал еще один жанр – комедии. Что такое комедия? Давайте познакомимся с отрывком из комедии Аристофана “Облака”

Клянусь Хаосом, Испареньем, Воздухом,
Глупца такого я еще не видывал,
Такого простофилю безголового:
Зубря несчастных рассуждений несколько,
Все позабыл он, не успевши вызубрить.
Сейчас сюда его из дома вызову.
Эй, Стрепсиад, иди и выноси постель!

Стрепсиад. Ой, не могу! Клопы не отпускают. Ой!

Сократ. Неси скорей и будь прилежен.

Стрепсиад. Вот принес.

С чего же мы приступим к изученью
Тех тайн, которых раньше ты совсем не знал?
С размеров, с диалогов иль с ладов,- скажи?

По мне начнем с размеров. Вот недавно лишь
Надул меня торговец на две меры ржи.

Не в этом дело, отвечай, какой размер,
Трехмерный иль четырехмерный, любишь ты.

Стрепсиад. Я – четверик. Четыре меры полные.

Сократ. Болтаешь вздор.

Побиться об заклад готов.
В четверике четыре меры. Кончено!

Вот наказанье! Груб ты и невежествен!
Ладами мы займемся, их усвой сперва!

Стрепсиад. А как же я ладами заработаю?

Научишься изяществу в общении.
Лады сумеешь различать: военный лад,
И плясовой, и конный, и на пальчиках.

Стрепсиад. Вот – пальчики. Этот лад давно я выучил.

Сократ. Мужик, невежда!

Бросим это, миленький!
Таким вещам учиться не хочу!
Скорее кривде, кривде научи меня!

Сперва другому научиться должен ты.
Кто из животных мужеского пола? А?

Кто мужеского? Знаю, не сошел с ума.
Козел, кобель, жеребчик, хряк, баран, ну, дрозд.

Вот видишь, вздор несешь ты. Ведь и самочку,
Как и самца, дроздом ты называть привык.

Стрепсиад. А как же нужно?

Как? Да уж по-разному.
Дроздыня – самка, а самец – дрозделезень.

Дроздыня? Превосходно. Испареньями
Клянусь, за это лишь одно ученье
Тебе мукой наполню я корзину.

Стой! Ты говоришь “корзина” рода женского.
Не крепче ль по-мужски сказать: “корзан”?

Стрепсиад. Корзан? Но почему ж корзан?

Сократ. Ну, как дроздан. А то как Клеоним.

Стрепсиад Как Клеоним? При чем это?

Сократ. Дроздан, корзан и Клеоним – все родственно.

Ну нет, корзины мало для Клеонима.
В корыте, в бочке месит он жратву себе.
Но как же говорить теперь мне?

Сократ. Сказано. Корзан – дроздан. Корзина и дроздыня. Вот!

Стрепсиад. Горе мне! Несчастный я!

Учитель: Что высмеивал Аристофан? Почему театр в Древней Греции называли “школой для взрослых”?

Закрепление пройденного материала: Итак, сегодня мы познакомились с древнегреческим театром, его возникновением и развитием.

Что вам особенно понравилось на сегодняшнем уроке?

Поделитесь своими впечатлениями о древнегреческом театре. Что вам понравилось, а что нет? Чему вы удивились? Какие чувства у вас вызвал этот урок?

Слайд 20

Сравните современный театр и театр в Древней Греции: в чем они похожи, в чем отличаются?

Древнегреческий театр

Современный театр

Где происходят представления? Когда?

В особом здании под открытым небом. Только днем

В особом здании, чаще всего в закрытом. В любое время года и суток.

Как часто происходят представления?

Несколько раз в году

Кто может быть зрителем?

Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов)

Любой, купивший билет

Кто играет представления?

Кто исполняет мужские и женские роли?

Мужчины и женщины

Какие представления устраиваются?

Трагедии и комедии

Самые разные жанры

Задание: На ваш взгляд, какова роль театра в Древней Греции и в наши дни?

Театр – школа жизни. Спектакли учили, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше коварства и предательства. Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради нее и этих идеалов своей жизнью.

А как вы думаете, какие качества в людях воспитывает современный театр (милосердие, доброту, уважение, честность, любовь к Родине)

Учитель: Безусловно, театр – один из самых таинственных видов искусства.
Сейчас театральная жизнь многообразна: существуют театры одного актера, театры, где зрители сами принимают участие в постановках и являются персонажами пьесы, театры, где вообще нет актеров, а зритель наблюдает за движением различных предметов и многие другие виды театров. Но весь (почти весь) современный театральный мир вырос из Античного театра, существовавшего в Древней Греции много веков назад.

Читайте также: