Предсказание в искусстве 9 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " 9 класс Искусство Урок. Искусство предвосхищает будущее. Предсказания в искусстве." — Транскрипт:

1 9 класс Искусство Урок. Искусство предвосхищает будущее. Предсказания в искусстве.

2 Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

5 Четыре всадника апокалипсиса

7 Ф. Гойя. Скорбное предчувствие будущего. Офорт

12 Аристарх Васильевич Лентулов ( ) Картина представляет собой настоящую полифонию из плоскостей и полукружий, которые распространены по полю холста и ассоциируются со звуковыми волнами, исходящими от колокольни Ивана Великого. В воображении это полотно вызывает многоголосые пасхальные малиновые перезвоны. Кубофутуристическая манера написания не мешает узнаванию традиционных для России белокаменных палат и башен с характерными арками, проемами и куполами. Неустойчивый конус колокольни склоняет свою главу к основному куполу, и кажется, будто они охвачены единым ритмом, исходящим от звонаря в центре картины, пытающегося раскачать колокол. Каскад цвето-звуковых волн сочетается со светлыми секторами треугольников и полукружий, создавая целостный образ микрокосма. Колокольня Ивана Великого

Разработка урока "Дар предсказания в искусстве и литературе" в 9 классе осуществлена учителем музыки МБОУ "СОШ"№33 Рябовой Светланой Леонидовной и учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ" №29 Чихановой Ириной Григорьевной.

ВложениеРазмер
predskazanie.rar 2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Предсказания в искусстве и литературе.

- Почему Пушкин считает, что поэт может быть предсказателем? (многое может предвидеть, выполняет волю Бога, который волен решать судьбу человека, народа и государства).

Слайд 4 - А как отвечает на этот вопрос писатель 20 века Борис Васильев? Обращаемся к эпиграфу. Учитель сообщает, что даром предсказания обладали не только писатели и поэты, но и другие деятели искусства.

-Поскольку художественное мышление больше, чем у других людей развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творческое достраивание реальности, именно они, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социальных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее.

Сегодня предстоит поговорить о произведениях искусства и литературы, в которых содержатся предсказания. Учитель предлагает дать названия уроку и вместе с учащимися выбирает наиболее целесообразное.

Слайд 5- Альбрехт Дюрер – немецкий живописец, график .

Жил в сложный для Германии период, когда в экономически отсталой и раздробленной на ряд мелких княжеств стране, поднялась широкая волна антифеодальных и антикатолических выступлений (переход от феодального строя к буржуазному).

Слайд 8 - Обращаемся к истории и культуре России. Учитель сообщает, что симфония была написана Чайковским во времена глубокого общественного кризиса, в период русско-турецкой войны. Для Чайковского война – это рок, фатум. Симфония – это крик души, столкновение человека с силами судьбы, рока. Ученикам предлагается проанализировать фрагмент 1 части симфонии с точки зрения средств выразительности музыки (мелодия, лад, темп, динамика и т.д.).

Слайд 13- Продолжается урок работой с текстами поэтических произведений. Каждая группа учащихся получает для анализа тексты стихотворений поэтов 20 века и рассматривает их на предмет того, какие события предвидели поэты, и какое настроение лирического героя преобладает в предложенных фрагментах. Затем зачитываются тексты вслух, и делаются выводы о трагизме произведений, о чувстве потерянности и безысходности, которые испытывают лирические герои ( приложение 4).

- Далее ученики снова обращаются к тексту Евангелия, чтобы понять причины трагических событий в истории, и приходят к тому, что главной из них является утрата духовных ценностей.

Чтобы подвести итог работе, ученики должны закончить предложения:

-Деятели искусства и литературы предсказали многие события, потому что…

- Они делали это для того, чтобы…

- Многие катаклизмы в истории человечества произошли из-за.

-Чтобы избежать возможных бедствий, нужно…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Искусство (9 класс)

Цель: показать способность произведений искусства предугадывать события истории; формировать навыки анализа художественных и музыкальных произведений.

I . Организационный момент.

II . Повторение изученного материала.

- Художнике Василии Кандинском;

- Винсенте Ван Гоге;

Скажите, с какой целью мы рассматривали те примеры предсказания в искусстве, о которых вы только что вспомнили?

- Скажите, на какой вопрос, мы искали ответ на предыдущем уроке? Что этими примерами мы пытались доказать?

- Какую мысль сформулировать?

Что искусство не только воздействует на нашу эмоциональную сферу, но и дает порой даже научные знания.

III .Постановка учебной задачи на урок.

IV. Изучение нового материала .

Любое художественное произведение устремлено в будущее, поэтому в истории можно найти множество примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: революциях, войнах и расколах. Такого рода пророчества в искусстве встречались неоднократно, в том числе и в художественных полотнах. Великие творцы могли использовать собственные произведения для предсказания в искусстве. Возможно, что именно в этом и состоит основная сила этого вида человеческой деятельности. Ребята, вспомните, мы об этом говорили, почему только творческие люди обладают таким даром? (у них особое хорошо развитое образное мышление, которое позволяет им домысливать недостающие данные).

1) . Знакомство с гравюрами А. Дюрера.

Ярким примером предсказания в искусстве можно считать творчество немецкого живописца и графика эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Им была создана серия гравюр.

Словарь терминов: гравюра (от франц. gravure) - это печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок.

Сделаны гравюры на дереве. Всего их 15, они иллюстрируют Откровение Иоанна Богослова. Когда они были впервые опубликованы в 1498 году, получили широкое распространение и популярность как раз потому, что в это время было распространённым ожиданием конца света в 1500 году.

Бытует мнение, что художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

-Посмотрите внимательно на содержание гравюры. Какое впечатление она производит на вас? Какие эмоции вызывает? Что вы видите?

-Как вы думаете, что могут символизировать эти всадник?

-Почему у вас сложилось такое впечатление?

Вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Третье животное - конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Изображено четыре всадника (справа налево): первый — Завоевание с венцом и луком; второй — Война с мечом; третий — Голод с весами; четвертый — Смерть, в отличие от других всадников на неподкованном неосёдланном тощем коне. Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде ухмыляющегося скелета с косой, он изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем.

Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур — в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

2). Знакомство с творчеством Ф.Гойя

Давайте снова обратимся к словарю

Предлагаю посмотреть офорты Гойя и затем высказать свое мнение и впечатления от увиденного.

Анализ работ Гойя. -Какие ощущения у вас остались от просмотренных офортов? -Попробуйте предположить, какие события хотел отразить художник в этих работах? Почему вы так решили? Какие выразительные средства вам помогли прийти к этому выводу?

3). Знакомство с творчеством П. Пикасо

Сегодня я хотела бы познакомить вас с картиной знаменитого испанского художника, скульптора, графика, керамиста и дизайнера Пабло Пикассо. Чтоб мы немного отвлеклись от поднятой нами серьезной проблемы, предлагаю посмотреть на экран и прочитать полное имя Пабло Пикассо.

Имя Пикассо состоит из 16 имен, вместе с частицами из 22 слов.

Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Мáртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (принят также вариант Пикассо́ (1881-1973)

Посмотрите и выскажите ваше ощущение от картины

Эта картина как нельзя лучше передаёт всю трагичность бессердечия людей.

- Скажите, пожалуйста, ребята. Мы посмотрели ряд работ разных художников, проживающих в разных странах, в разные временные периоды. Есть ли что-то общее в этих работах?

-Как вы думаете, почему эти работы рассматриваются в рамках этой темы. В чем заключается предсказания?

-Почему эти картины будут актуальны и в будущем?

Все потому, что они показывают все ужасы войны, которая в любой исторический период является страшным событием и, независимо от времени, будет сопровождаться гибелью людей, голодом и горем. В этом и заключается предсказывающая роль искусства.

4). Знакомство с творчеством русских художников

А теперь я предлагаю обратиться к творчеству русских художников и посмотреть встречаются ли случае предсказания в русском искусстве.

В поисках средств выражения Кустодиев впервые в своем творчестве прибегнул к аллегорическому решению. Огромная, могучая фигура большевика с красным знаменем в руках возвышается над городом и людьми. Он шагает, как в сказке, семимильными шагами, и не совсем понятно, куда он держит путь. Грандиозное полотнище флага, развеваясь на ветру, подобно пламени революционного пожара, пылает над городом и теряется за линией горизонта. Внизу, под великаном, по городским улицам и переулкам движутся потоки вооруженных людей. Простое русское лицо великана наполнено несокрушимой волей, его глаза горят, его могучие руки крепко сжимают древко. Перед ним, как последняя преграда, вырастает здание церкви – символ самодержавия, верная хранительница старых порядков. Зритель чувствует, что великан так же легко перешагнет через нее, как он до этого переступал через дома и другие сооружения.

Художник в первоначальном варианте хотел поместить на крыше церкви спрятавшихся в паническом ужасе попа и дьякона. Но в процессе работы он отказался от включения в картину этой детали, поняв, что она могла бы перевести картину в плоскость карикатуры.

5). Работа с вопросами:

1. Почему любое художественное произведение устремлено в будущее? (в истории искусства много примеров, когда художники предупреждали людей о надвигающихся социальных опасностях: войны, расколы, революции и т.п.)

6. Как можно трактовать данную картину? (многие годы трактовали картину как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, который возвышается над обыденным миром и осеняет небо взмывающим красным флагом; события последних лет дают возможность предполагать, что художник хотел придать картине иное содержание – безмерной власти большевизма, который затаптывает простых людей, сокрушая все на своем пути)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать способность произведений искусства предугадывать события истории; формировать навыки анализа художественных и музыкальных произведений.

1.Уметь работать с текстом учебника.

2. уметь различать различную технику письма.

3.Знать названия произведений и их авторов.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, репродукции картин Б. Кустодиева, А.Дюрера, П.Пикассо, музыкальная композиция Ч.Айвза, фрагмент фильма Андрей Рублев.

Повторение изученного материала

Художнике Василии Кандинском;

Винсенте Ван Гоге;

Скажите, с какой целью мы рассматривали те примеры предсказания в искусстве, о которых вы только что вспомнили? Какую мысль сформулировать? (Что искусство не только воздействует на нашу эмоциональную сферу, но и дает порой даже научные знания.

Постановка учебной задачи на урок.

Мы продолжаем знакомство с произведениями искусства, которые так или иначе предугадывают события будущего или дают свое особое толкование тех событий, которые раскрываются в этих произведениях.

Изучение нового материала

Любое художественное произведение устремлено в будущее, поэтому в истории можно найти множество примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: революциях, войнах и расколах. Такого рода пророчества в искусстве встречались неоднократно, в том числе и в художественных полотнах. Великие творцы могли использовать собственные произведения для предсказания в искусстве. Возможно, что именно в этом и состоит основная сила этого вида человеческой деятельности. Ребята, вспомните, мы об этом говорили, почему только творческие люди обладают таким даром? (у них особое хорошо развитое образное мышление, которое позволяет им домысливать недостающие данные).

4.1. Знакомство с гравюрами А. Дюрера.

Ярким примером предсказания в искусстве можно считать творчество немецкого живописца и графика эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Им была создана серия гравюр.

Словарь терминов: гравюра (от франц. gravure) - это печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок.

Сделаны гравюры на дереве. Всего их 15, они иллюстрируют Откровение Иоанна Богослова. Когда они были впервые опубликованы в 1498 году, получили широкое распространение и популярность как раз потому, что в это время было распространённым ожиданием конца света в 1500 году.

Бытует мнение, что художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

-Посмотрите внимательно на содержание гравюры. Какое впечатление она производит на вас? Какие эмоции вызывает? Что вы видите?

-Как вы думаете, что могут символизировать эти всадник?

-Почему у вас сложилось такое впечатление?

Вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Третье животное - конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Изображено четыре всадника (справа налево): первый — Завоевание с венцом и луком; второй — Война с мечом; третий — Голод с весами; четвертый — Смерть, в отличие от других всадников на неподкованном неосёдланном тощем коне. Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде ухмыляющегося скелета с косой, он изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем.

Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур — в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

4.2 Знакомство с творчеством Ф.Гойя

Давайте снова обратимся к словарю

Предлагаю посмотреть офорты Гойя и затем высказать свое мнение и впечатления от увиденного.

Анализ работ Гойя.

-Какие ощущения у вас остались от просмотренных офортов?

-Попробуйте предположить, какие события хотел отразить художник в этих работах? Почему вы так решили? Какие выразительные средства вам помогли прийти к этому выводу?

4.3 Знакомство с творчеством П.Пикасо

Сегодня я хотела бы познакомить вас с картиной знаменитого испанского художника, скульптора, графика, керамиста и дизайнера Пабло Пикассо. Чтоб мы немного отвлеклись от поднятой нами серьезной проблемы, предлагаю посмотреть на экран и прочитать полное имя Пабло Пикассо.

Имя Пикассо состоит из 16 имен, вместе с частицами из 22 слов.

Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Мáртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (принят также вариант Пикассо́ (1881-1973)

Посмотрите и выскажите ваше ощущение от картины

Эта картина как нельзя лучше передаёт всю трагичность бессердечия людей.

Беседа по увиденным работам

-Скажите, пожалуйста, ребята. Мы посмотрели ряд работ разных художников, проживающих в разных странах, в разные временные периоды. Есть ли что-то общее в этих работах?

-Как вы думаете, почему эти работы рассматриваются в рамках этой темы. В чем заключается предсказания?

-Почему эти картины будут актуальны и в будущем?

Все потому, что они показывают все ужасы войны, которая в любой исторический период является страшным событием и, независимо от времени, будет сопровождаться гибелью людей, голодом и горем. В этом и заключается предсказывающая роль искусства.

4.4 Знакомство с творчеством русских художников

А теперь я предлагаю обратиться к творчеству русских художников и посмотреть встречаются ли случае предсказания в русском искусстве.

Посмотрите на следующую картину

Послушайте рассказ об этой картине (Легеза С.)

Кустодиев понимал революцию как стихийный, гигантский по размаху народный бунт. Поэтому решает создать образ нового героя, который привел народ к победе над угнетателями.

В поисках средств выражения Кустодиев впервые в своем творчестве прибегнул к аллегорическому решению. Огромная, могучая фигура большевика с красным знаменем в руках возвышается над городом и людьми. Он шагает, как в сказке, семимильными шагами, и не совсем понятно, куда он держит путь. Грандиозное полотнище флага, развеваясь на ветру, подобно пламени революционного пожара, пылает над городом и теряется за линией горизонта. Внизу, под великаном, по городским улицам и переулкам движутся потоки вооруженных людей. Простое русское лицо великана наполнено несокрушимой волей, его глаза горят, его могучие руки крепко сжимают древко. Перед ним, как последняя преграда, вырастает здание церкви – символ самодержавия, верная хранительница старых порядков. Зритель чувствует, что великан так же легко перешагнет через нее, как он до этого переступал через дома и другие сооружения.

Художник в первоначальном варианте хотел поместить на крыше церкви спрятавшихся в паническом ужасе попа и дьякона. Но в процессе работы он отказался от включения в картину этой детали, поняв, что она могла бы перевести картину в плоскость карикатуры.

Сегодня трудно переоценить подвиг Кустодиева, создавшего полотно такого содержания в тяжелом девятнадцатом году, в кольце блокады, в нужде и холоде. Вообще, ребята, необходимо сказать, что Кустодиев был человек очень любящим свою родину. До 20 лет жил только в городе, правда жизнь была трудной, он носил две пары носков, потому что у нижней паpы недоставало пальцев, а у веpхней пяток. И вот когда, будучи студентом, он отправился в русскую деревню изучать ее быт, он так полюбил деревню, что спустя 4 года когда он женился, вернулся в деревню. В то время он уже был очень востребован (мало у кого была такая стремительная карьера: вчера он еще носил комбиниpованные носки, сегодня он пишет поpтpеты людей, веpшивших судьбы России). Поэтому многие его соратники удивлялись, почему он запеp себя в такую глухомань. Борис Михайлович удивлялся в свою очеpедь: "Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим доpогим pазговаpиваю. Напpотив, я пеpеживаю тепеpь самую лучшую поpу моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят. "

Но была и досада, о котоpой хотелось поскоpее забыть. Еще в 19 лет он обpонил в письме к матеpи: "Опять что-то ноет, как это у меня иногда бывает". Забывал, когда удавалось забывать. Но в 31 год отмахнуться уже не удавалось - боли в pуке и шее все усиливались и вскоре переросли в страдания. К болям в pуке пpибавились сильнейшие головные боли. Вpачи пpедпологают костный тубеpкулез. Отныне он носит жесткий коpсет от подбоpодка до поясницы. Лечится в швейцарской клинике, где ему ставят новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Опеpации не избежать. Пpавда, потом обещают полное выздоpовление. И в 37 лет он ложится на повтоpную опеpацию. У Боpиса Махайловича двой детей: тpетий сын Игоpек умеp в одиннадцать месяцев, и тогда по воспоминаниям дочеpи, " в волосах мамы появилась пеpвая седая пpядь: Опеpация на спинном мозге и по нынешним вpеменам не шутка, а уж тогда.

Общий наpкоз на 5 часов. Юлия Евстафьевна (жена) сидит в коpидоpе. Вpачи подбадpивают ее вpемя от вpемени, но слова и взгляды их уклончивы. В коpидоp выходит сам пpофессоp и сообщает: подтвеpждена опухоль спинного мозга, но чтобы добpаться до нее, нужно пеpеpезать неpвные окончания. Больной без сознания, поэтоме вам pешать, что сохpанить ему: pуки или ноги. Девушка, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках каpтин, уже потеpявшая сына мать и с тpагической железной неизбежностью теpяющая мужа, Юлия Евсафьевна говоpит: "Оставьте pуки. Художник - без pук, он жить не сможет. "

С тех пор борис Михайлович прикован к инвалидному креслу. Но и это не сломала его дух, он продолжает творить и создавать свои новые шедевры.

-Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?

-как вы думаете о чем она? -Что хотел нам сообщить художник?

Это произведение не просто изображает необычное явление – рождение новой планеты. К.Ф. Юон пытается осмыслить значение Октябрьской революции. Для него революция – это не просто переворот, произошедший в одном конкретном государстве. Нет. Это явление вселенского масштаба. И реакция людей на такое небывалое событие неоднозначна.

-Как вы думаете, почему мы с вами по-другому понимаем картину? Другой смысл вкладываем в нее? Наверно потому, что для нашего времени события революции это уже история, а вот покорение космоса и вопросы, связанные с местом и судьбой нашей планеты во Вселенной являются актуальными, волнуют нас.

Послушайте небольшой фрагмент и попробуйте сказать о чем это произведение?

Вставить в слайд 8 музыкальный файл- во время звучания закрыть экран

Какие эмоции вызывает музыка? Какое состояние души передается в музыке? О чем может рассказывать это произведение?

Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Сегодня мы познакомились с произведениями, отражающими социальные перемены в обществе, которые порой сопровождались трагедиями, кровопролитием и т.д

Поэтому предлагаю завершить наш урок разговором о чем –то более радостном, положительном.

Посмотрите на работы русского художника Аристарха Васильевича Лентулова

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: М. Глинки, М. Мусоргского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, В.Гаврилина, А. Петрова

Литературно-музыкальная композиция

Храм – образ преображенного мира, созидаемого по законам красота и гармонии.

Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется…

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.

Сном благодатным, радостью сбывшейся –

Час созерцания, Богом подаренный,

Будто бы чудом с небес опустившийся –

Песней беззвучною – Храм белокаменный…

Необычайным, притягивающим. красивым и непривычным является облик храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов.

Как тихо веет над долиной

Далекий колокольный звон,

Как шум от стаи журавлиной, -

И в звучных листьях замер он…

Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, живописи.

Чистым звоном твоим поклонись,

С колокольни Ивана Великого

Вижу всю православную Русь…

С древних времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях,

Созывали людей на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту родины.

(Звучит стихотворение на фоне музыки.)

Когда колокола торжественно звучат

Иль ухо чуткое услышит звон их дальний,

Невольно думою печальною объят,

Как будто песней погребальной,

Веселым звукам их внимаю грустно я,

И тайным ропотом полна душа моя.

Колокол является единственным музыкальным инструментом в православном храме. И хотя в 4-5 веках из православной традиции ушла инструментальная музыка, и отцы церкви отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом, колокола остались.

К синим небесам,

Скрылась за рекою

Тихая долина отгоняет сон.

Где-то за дорогой

В Ростове до наших дней сохранились звонницы Успенского собора. Ростовские звоны – замечательное творение русского национального эпоса. Их возникновение относится к 17 веку.

Самый большой колокол, отлит в 1688 году ростовским мастером Фролом Тереньтевым. Он весит 2000 пудов, отличается бархатистым звучанием и красивыми обертонами Звук этого колокола узнавали за 20 км от города.

(Звучит стихотворение на фоне музыки).

Люблю безмерно колокол церковный

И вновь, как тень, войду в холодный храм,

Чтобы живой воды мне встретить там

И вновь домой пойти походкой ровной.

Самым знаменитым колоколом в России является, конечно, Царь-колокол. Он весил более 200 тон. Во время пожара 1737 года колокол рухнул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонны. С тех пор он замолчал навсегда. И сейчас Царь-колокол, находящийся на территории Московского Кремля, поражает посетителей своими размерами.

Гуди своим могучим языком,

Зови дрожаньем грозного металла

К колоколам на Руси относились, как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Лебедь, Медведь – в зависимости от характера их звучания.

В России самая бедная церковь имела не менее трех колоколов, а на колокольнях богатых церквей их бывало до 10 и более. Собрание всех колоколов называется звоном.

В будничном звоне участвуют только средние колокола, а исполняет его один звонарь. А в праздники, например, на Пасху, всю неделю пускали на колокольню всех желающих. Звонить в колокола было любимым занятием русских людей.

В родных полях вечерний тихий звон, -

Я так любил ему внимать когда-то

В час, как лучи вечернего заката

Позолотят вечерний небосклон…

Вечерний звон… Не жди рассвета;

Но и в туманах декабря

Порой мне шлет улыбку лета

Вечерний звон – душа поэта,

Благослови ты этот звон…

Он не похож на крики света,

Спугнувшего мой лучший сон.

Вечерний звон… И в отдаленье,

Сквозь гул тревоги городской,

Ты мне пророчишь вдохновенье

Или могилу и покой.

Плачевный, скорбный, звук железный, неизменно-монотонный, тяжкий.

Но в жизни народа есть не только горестные дни, возвещаемые набатным или проводным звонами, но и праздники, которые сопровождаются красным и праздничным звонами.

Звучит звук колоколов.

Давайте подведем итог нашего урока. Какова была тема урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Интересно ли вам было на уроке?.

Конспект урока Искусства по теме:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок по данной теме вполне может быть бинарным, так как хорошо сочетается и взаимодополняется психологией. Главная цель урока: показать способность произведений искусства предугадывать события истории; формировать навыки рассуждения, опираясь на словарные слова, навыки анализа художественных и музыкальных произведений по опорному плану. Основные задачи, вытекающие из поставленной цели: 1. Учиться выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства. 2. Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. 3. Размышлять о соотношении науки и искусства. Специально для урока была разработана Карта ученика, которая оптимизирует время на уроке.

Читайте также: