Конспект урока франко прусская война парижская коммуна 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цели:
1. Сформировать представление учащихся об Франко-прусской войне 1870-1871гг: Разобрать причины, этапы и итоги войны. Дать характеристику государств Франции и Пруссии.
2. Способствовать развитию исторического мышления, воображения, памяти и речи.
3. Воспитать интерес к прошлому, к истории.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка целей и задач урока.

4. Объяснение нового материала:

Император на шатающемся троне.

Седанская катастрофа и конец Второй империи.

Третья республика. Окончание войны.

Провозглашение Германской империи.

Еще не был подписан мирный договор с Францией, но уже 18 января 1871 г. в Зеркальном зале Версальского дворца была торжественно провозглашена Германская империя. Прусский король Вильгельм стал императором (кайзером) Вильгельмом I. Борьба за объединение страны закончилась, и завершил ее Бисмарк.

Почему восстали парижане.

26 марта прошли выборы в Парижскую коммуну — орган городского самоуправления. Членами Коммуны стали чиновники, журналисты, врачи, адвокаты, рабочие. Многие из них принадлежали к последователям Прудона и Бланки, некоторые были последователями учения Маркса.
Среди коммунаров было много честных людей, искренне веривших, что они могут дать счастье народу, создать справедливое общество. 11о все они видели только один путь к этому обществу — путь насилия.

Руководители Коммуны заявили о своем желании провести реформы: заменить постоянную армию вооруженным народом, ввести выборность и сменяемость чиновников государственного аппарата, отделить церковь от государства, ввести бесплатное обучение, справедливо организовать труд и пр. Многое сделать Коммуна не смогла, но она освободила па¬рижан от долгов по квартирной плате, вернула без выкупа владельцам заложенные в ломбарде вещи и др.

Борьба версальцев с Коммуной.

Бунт или подвиг?

5. Первичное закрепление.
1. Почему Пруссия и Франция стремились к войне?
2. Составьте рассказ о ходе войны, указав причины поражения Франции.
3. Назовите причины восстания в Париже весной 1871г.
4. Коммуна – это бунт или подвиг?

Д/з: § 18. Ответить на вопросы после параграфа.

Разработка урока по Новой истории для 8 класса. Данная разработка содержит подробный конспект урока, позволяющий актуализировать знания по истории Франции и Пруссии (исторический диктант в начале урока), а так же рассмотреть причины, ход и итоги Франко-прусской фойны. Разработка урока также содержит презентацию с иллюстративнм и уебным материалом.

ВложениеРазмер
franko-prusskaya_voyna.zip 1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №54

Разработка урока истории.

Автор: Кутепова Таьяна Алексеевна,

учитель истории МАОУ СОШ №54,

I квалификационной категории,

стаж работы 14 лет

Тема : Франко-прусская война.

Цель урока : 1. Рассмотреть причины, ход, результаты Франко-прусской войны, причины поражения Франции. 2. Продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника, историческими источниками, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи. 3. Продолжить работу с исторической картой.

План урока : 1.Исторический диктант (повторение и контроль пройденного материала). 2. Причины войны (работа с документами) 3. Ход войны (работа с текстом учебника, заполнение учащимися таблицы). 4. Окончание и значение войны.

  • Исторический диктант . Учащимся предлагается соотнести явления, факты, имена со страной, в которой они происходили.

1) Конституция 1814 года

2) Главная проблема – объединение страны

3) Законодательный корпус

4) Династия Бурбонов

5) Франкфуртское национальное собрание

8) Отрицательное отношение к конституции

9) Президент республики, принявший титул императора

11) Император Вильгельм I

12) Император этой страны мечтал укрепить свой авторитет, за счет быстрой победы в войне

Учащиеся оформляют ответы на листочках, подписывая порядковый номер вопроса напротив названия страны.

Образец правильного ответа:

Франция: 1 3 4 6 7 9

Германия: 2 5 8 10 11 (слайд 2)

Учащиеся осуществляют самопроверку исторического диктанта, сверяясь с изображением на слайде. Критерии оценивания: отметка 5 – отсутствие ошибок, отметка 4 – наличие 1 или 2 ошибок, отметка 3 – наличие 3 – 4 ошибок, отметка 2 – более 4 ошибок.

Учитель формулирует тему урока. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель урока. Возможен следующий вариант работы: из предложенных учителем вариантов (слайд 4 ), учащимся нужно выбрать подходящий для данной темы. ( 1. Узнать об особенностях экономического и политического развития Германии. 2. Узнать о причинах и последствиях замедления темпов промышленного развития Франции. 3. Рассмотреть причины, ход, результаты Франко-прусской войны. Верный ответ – 3).

Учащимся раздается текст исторического источника. Задание: Прочитать текст и найти фразы, которые помогут определить причины войны.

Работа с исторической картой (слйд 8).Показать на карте территорию Франции, Пруссии, спорные территории (Эльзас и Лотарингию).

Знакомство с портретами лидеров воюющих стран (слайд 9 - 10).

Работа с хронологической таблицей. Задание: Заполнить пропуски в таблице, пользуясь текстом учебника на стр. 139 – 140(слайд 11)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План урока в 8 классе на тему:

Учитель: Налимова Л. В.

Образовательные

Через осознание основного фактического материала учащиеся узнают :

победа Пруссии в войне создала условия для провозглашения Германской империи;

в центре Европы возникло сильное государство;

война и её последствия создали между Францией и Германской империей непримиримые противоречия.

Развивающие

Ребята учатся:

переносить знания в новые ситуации (Вторая империя во Франции и Наполеон III ; Пруссия и Бисмарк);

воссоздавать исторические образы;

делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений;

выделять главное в тексте;

конструировать репродуктивные вопросы.

Воспитательные:

ведение коммуникативного диалога;

понимание необходимости вдумчивого и взвешенного принятия решений (с прогнозированием всех возможных последствий).

Тип: урок формирования новых знаний с элементами дискуссии.

Методы обучения:

- проблемный;

- частично-поисковый.

Франко – прусская война:

силы и планы сторон;

основные военные события;

Парижская коммуна.

Актуализация знаний.

(Открыт слайд – карта).

- Внимательно рассмотрите учебную карту, откройте соответствующую карту в своём учебнике.

- О какой войне пойдёт речь? (Между какими государствами?)

- Как вы думаете, по какому плану (алгоритму) изучается любая война?

- Чтобы начать изучение темы, попытаемся ответить на базовые вопросы.

Кто находился у власти во Франции?

(В 1852 году Луи Наполеон был провозглашён императором под именем Наполеона III ).

Популярен ли был режим Второй империи во Франции?

Какая главная политическая задача стояла перед немецким народом?

(Политическое объединение страны).

Итог: 1866 год – образование Северо-германского союза (военно-бюрократическая монархия).

- Какова роль Пруссии в создании единого национального государства?

Учитель: безрассудная война, объявленная Наполеоном III Пруссии, приведёт к падению Второй империи во Франции и завершит объединение Германии.

Почему возникла Франко-прусская война?

Организация работы по изучению нового материала.

Причины Франко-прусской войны.

Работа с текстом учебника, с. 159.

Причины:

правительственный кризис во Франции;

стремление Пруссии к объединению .

SWOT – анализ.

Используя метод стратегического планирования, мы поймём сильные и слабые стороны воюющих держав. Схема будет заполняться постепенно с использованием текста учебника.

сильные стороны;

слабые стороны.

Готовы ли были страны к войне? Сделайте вывод на основании документа на странице 165 учебника и соответствующего слайда презентации

Заполнение в тетради тематически-акцентированного конспекта.

Из параграфа 18 берём 4 пункта для конспектирования. Задания получают пары постоянного состава (ППС): 1 2

Внимательно читая свой вопрос, ученики заполняют соответствующий сектор в конспекте, выбирая только важные акценты.

Каждый ученик по своему фрагменту формулирует один контрольный вопрос и записывает его в тетрадь.

Заполнение т/а – конспекта всеми членами группы.

Проверка заполнения тематически-акцентированного конспекта.

Учитель уточняет и дополняет каждый пункт конспекта, привлекая к обсуждению учащихся.

Игры дипломатов ведут к войне.

Из телеграммы Вильгельма I Бисмарк вычеркнул часть текста, придав её оскорбительный для французов характер.

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии.

( Попутно продолжаем заполнение SWOT –анализа)

Седанская катастрофа.

В конце июля Наполеон III выехал к своим войскам. Первые же сражения обернулись горечью поражений. Пруссия начала наступательную войну, а французы вынуждены были обороняться.

Настоящая катастрофа произошла при Седане 1 сентября 1870 года. Французы проиграли битву и укрылись в крепости Седан. 2 сентября – белый флаг над крепостью, Наполеон III свою шпагу переслал прусскому королю. ( Слайд)

Оцените масштабы катастрофы.

Наполеон III прибыл в ставку прусского командования, где подписал акт о капитуляции.

Третья республика.

В Париже произошло восстание, Вторая империя была свергнута, провозглашена республика во Франции ( 4 сентября 1870).

Прусские войска в кратчайший срок оккупировали весь северо-восток Франции ( см. карту) .

В январе 1871 года Временное правительство подписало перемирие с Пруссией, затем прошли выборы в Национальное собрание, в которых победили монархисты во главе с Адольфом Тьером, он и подписал с Пруссией мирный договор.

Провозглашение Германской империи (18 января 1871 г.).

(По карте в учебнике).

Наряду с Пруссией и Северо-германским союзом в состав Германской империи вошли:

Бавария, Баден, Вюртемберг, Гессен.

Закрепление изученного материала.

- итоги (заполнить по документу в учебнике на странице 166).

Взаимоопрос: ученики в группе (4 человека) по очереди задают свой контрольный вопрос по своему фрагменту конспекта, остальные дают ответ. Вместе выбирают наиболее удачный вопрос, чтобы задать его всему классу.

Значение Франко-прусской войны.

Заполним последний блок SWOT –анализа: какие возможности упустили Франция и Пруссия?

Обсуждаем домашнее задание:

- Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён?

(Параграф 18, рассказ о франко-прусской войне по плану ( смотри вопрос 1 на странице 165, используя т/а – конспект).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет рассмотреть причины франко-прусской войны, повод к ней, ход военных действий и последствия поражения Франции в войне, завершающий этап объединения германских государств, оценить условия мирного договора между Германией и Францией, познакомить с причинами восстания в Париже и охарактеризовать деятельность Парижской коммуны

Учитель:Минибаев И.Ф.

Дата проведения: 13.10.20

Тема урока: Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

Образовательные: рассмотреть причины франко-прусской войны, повод к ней, ход военных действий и последствия поражения Франции в войне, завершающий этап объединения германских государств, оценить условия мирного договора между Германией и Францией, познакомить с причинами восстания в Париже и охарактеризовать деятельность Парижской коммуны;

Развивающие: развивать умения переносить знания в новые ситуации, вести коммуникативный диалог, делать выводы и прогнозы развития международных отношений, развивать мышление, речь, навыки работы с историческими источниками;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, гражданско-правовые, нравственные чувства.

Тип урока: изучение нового материала, урок проблемного обучения.

Проблемная ситуация: Франко-прусская война — спор за территорию или источник новых противоречий?

Возможная личностно значимая проблема: необходимость вдумчивого и взвешенного принятия решений (с прогнозированием всех возможных последствий).

Организация класса на работу

Мы уже изучили основные особенности развития Франции и Пруссии в третьей четверти XIXв., знаем проблемы этих государств. Наша цель сегодня - проанализировать противоречия возникшие в Европе, выяснить международное значение и последствия франко-прусской войны, образования Германской империи, историческое значение Коммуны, сделать прогноз дальнейшего развития европейской истории.

Как вы понимаете его слова? Согласны ли вы с ними?

В ходе изучения истории мы сталкивались с огромным количеством войн и знаем, что все они, как правило, приводят к территориальным изменениям. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из самых значимых конфликтов в истории XIX века — франко-прусскую войну, постараемся выяснить какой след она оставила в истории и разрешить следующую проблемную ситуацию: чем стала в истории эта война: простым спором за территорию или источником новых противоречий?

Актуализация знаний. Фронтальная беседа

- Давайте вспомним из ранее изученного:

Какие цели преследовала внутренняя политика Наполеона III? (укрепление режима Второй империи, усиление контроля над обществом)

Какие цели лежали в основе внешней политики Франции? (вела много колониальных войн)

Чем объяснить непопулярность императора Наполеона III? (внешняя политика стоила огромных средств, интеллигенция и буржуазия не были довольны усилением режима)

Изучение нового материала.

- А теперь непосредственно перейдем к изучению этого конфликта

Работа с учебником:

Прочитайте пункт 1 параграфа18, стр.138 Ответьте на вопросы:

Белоусова - причины для Франции;

Полянский - причины для Пруссии;

1. Наполеон III хотел поднять свой авторитет

2. Стремление помешать объединению Германии

1. Стремление объединить немецкие земли, спровоцировав конфликт с Францией

Просмотр фрагмента видеофильма

что же стало поводом к войне? (спор за испанский престол)

Запись в тетрадь: 19 июля 1870 года Франция объявила войну Германии.

Проблемный вопрос:

1. Существовала ли возможность мирного разрешения этих противоречий?

Попробуем с вами проанализировать, на сколько же оба государства были готовы к этой войне?

Работа с таблицами (презентация)

Словарная работа: мобилизация, см. в словаре.

Какой вывод можно сделать из полученных данных?

(Германская армия превосходила в численности французскую, т. к. была мобилизованы все войска Северогерманского союза, армия Франции же была профессиональной, но не многочисленной. У Пруссии было преимущество в артиллерии).

Работа с документом. Докладная генерала Трошю.

Учебник, стр. 145.

что можно сказать об уровне подготовки Франции к войне с Пруссией? (неподготовленность)

Работа с картой.

4 августа пруссаки перешли в наступление, вынудив французов отступать с самого начала войны. Вместо ожидаемой быстрой победы войска Наполеона III стали терпеть поражение. Уже после первых сражений французская армия была расчленена на две части: войска маршала Базена были окружены в районе Меца, а войска под командованием Наполеона III — в районе крепости Седан на северо-востоке Франции, где и произошла решающая битва, предопределившая исход войны.

1 сентября при Седане французы проиграли сражение. Окруженные и дезорганизованные французские войска сосредоточились в крепости. Император мог бы сделать попытку прорваться через позиции пруссаков, но этого не произошло.

Проблемный вопрос: как отнестись к этому шагу Наполеона III, как к предательству или самому разумному решению на данный момент? (нет однозначного ответа, для французского народа скорее было предательством)

Страшным ударом для французов стало известие о капитуляции маршала Базена в Меце, где находилось около 200 тыс. солдат — армия, имевшая все возможности продолжать борьбу. Пленных отправили в Германию.

Рассказ учителя.

В Париже началось восстание. Собравшись в ратуше, депутаты провозгласили республику, было сформировано Временное правительство национальной обороны.

Запись в тетрадь: 4 сентября 1870г. Во Франции была провозглашена Третья республика.

Проблемный вопрос: почему не сообщалось об истинном положении французов? (чтобы не вызывать панику в своем тылу)

Германские войска, не встречая сколько-нибудь значительного сопротивления, двинулись на Париж, осада которого началась уже 19 сентября. В течение короткого времени пруссаки оккупировали весь северо-восток Франции.

С конца декабря прусская артиллерия стала бомбардировать жилые кварталы столицы.

Запись в тетрадь: 18 января 1871г. - провозглашение Германской империи.

Огромное ли было значение у этого события, как вы считаете? (да, завершился процесс, длившийся не одно десятилетие и даже столетие, немцы почувствовали себя одним целым)

Проблемный вопрос: не кажется ли странным, что провозглашение империи происходит в Версале, резиденции французских королей, а не в столице — Берлине?

(иллюстрация А. Фон Вернера, с целью показать свое величие, унизить Францию)

Работа с документом: предварительный мирный договор, учебник, стр. 145

Предварительный или племинарный мирный договор между Францией и Германской империей был заключен 26 января 1871г. в Версале, окончательно же он был подписан во Франкфурте 10 мая.

Запись в тетрадь: 10 мая 1871г. - Франкфуртский мир — окончание Франко-прусской войны.

На каких условиях был заключён мирный договор между Францией и Пруссией? (отторжение Эльзаса и Лотарингии, выплата Францией 5 млрд франков)

Как он мог отразиться на экономике этих двух стран? (5млрд франков — большая сумма, возможно развитие Франции замедлится, а Германии усилится)

Как он повлияет на взаимоотношения этих стран, давайте спрогнозируем. (Франция разгромлена и унижена, желание отомстить)

Словарная работа: реванш, см. в словаре

Рассказ учителя.

Но вернемся в осажденный Париж.

Жителям столицы жилось очень трудно. Продовольствия не хватало. Питались лошадиным мясом, а иногда даже крысами. Вскоре и эта еда стала недоступной. Членам Национальной гвардии платили за службу 1,5 франка в день, а крыса стоила 2 франка.

Прекращение подвоза сырья и вывоза продукции парализовало промышленность. Промышленники и торговцы лишились дохода, рабочие и служащие — заработной платы.

Зима в тот год оказалась необычайно суровой. Угля не хватало. Ответственность за плохое снабжение и прочие злоупотребления жители столицы возлагали на правительство. Они примирились бы и с голодом, и с другими лишениями, если бы видели, что власти намерены активно отстаивать столицу. Но правительство и не помышляло об этом, так как больше, чем пруссаков, оно боялось вооруженных парижских рабочих. Следует отметить, что у парижан на руках имелось большое количество оружия. Одних только национальных гвардейцев в городе к весне 1871 г. было 300 тыс. человек. В этих условиях недовольство парижан приобрело политическую окраску, правительство национальной обороны они стали называть правительством национальной измены.

18 марта 1871 г. в Париже вспыхнуло восстание. Узнав об этом, глава Временного Правительства Тьер, его министры, работники правительственных учреждений и большинство представителей имущих слоев столицы покинули Париж и перебрались в Версаль.

Организованный же в национальную гвардию пролетариат провозгласил Коммуну — орган городского самоуправления и заявил о переходе правительственной власти в руки.

Запись в тетрадь: 18 марта 1871г. - провозглашение Парижской коммуны.

Театрализация.

-А теперь давайте проникнемся духом этого времени и поможет нам в этом коммунарка Луиза Мишель.

Рассказ учителя.

Руководители Коммуны заявили о своем желании провести реформы: заменить постоянную армию вооруженным народом, ввести выборность и сменяемость чиновников, отделить церковь от государства, ввести бесплатное обучение, справедливо организовать труд и пр.

Но многое им осуществить так и не удалось.

Проблемный вопрос: В истории нет однозначной оценки Парижской коммуны. Для одних это жестокий бунт, для других великий подвиг, праздник справедливости и демократии.

какие аргументы вы привели бы в защиту тех, кто считает ее бунтом? (террор, анархия, мятеж в то время как враг захватил часть страны)

А какие основания у тех, кто считает ее подвигом? (боролись за права и свободы, за справедливое общество без эксплуатации)

Мы видим, это событие имеет и положительную и отрицательную окраску, однозначен лишь его финал. Этот социальный бунт был подавлен, 1-я в мире рабочая пролетарская республика просуществовала всего 72 дня.

Итоги войны

- Каковы результаты войны?

На доске 1) образование Германской империи, 2) Проблема Эльзаса и Лотарингии, 3) Неудачный опыт Парижской коммуны


Урок покажет учащимся причины франко-прусской войны, повод к войне и Седанскую катастрофу, поможет создать картину конца войны и провозглашения Германской империи.

Описание разработки

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный с элементами дискуссии.

Цели урока :

А) показать учащимся причины франко - прусской войны , повод к войне и Седанскую катастрофу. Создать картину конца войны и провозглашения Германской империи. Выяснить почему восстали парижане , показать Парижскую коммуну и кровавую майскую неделю.

Б) начать работу над новыми понятиями: оппозиция , коммунары, версальцы, Парижская коммуна, реванш.

В) продолжить работу над известными понятиями: канцлер, кайзер, Германский союз.

- чувства сострадания, сопереживания;

Развивать и формировать у учащихся умения и навыки:

- давать характеристики событиям и личностям,

- воссоздавать исторические образы,

- вести коммуникативный диалог,

- делать прогнозы возможного развития международных отношений.

Задачи урока:

Показать учащимся, что победа Пруссии в войне создала условия для окончательного объединения германских государств под ее эгидой и для провозглашения Германской империи; в центре Европы возникло сильное государство, где быстро пошел процесс модернизации и индустриализации; война и ее последствия создали между Францией и Германской империей непримиримые противоречия, которые наряду с другими приведут к Первой мировой войне.

На данном уроке учащиеся приобретают значительный объем знаний о начале, ходе и итогах франко - прусской войны, значении этой войны и Парижской коммуны. Школьники учатся давать характеристики личностям и событиям, работать с документами, делают предположения и краткие выводы, приобретают навыки по ведению дискуссии.

Оборудование: компьютер, экран (доска), проектор.

Актуализация знаний:

  1. Кто находился у власти во Франции!
  2. Популярен ли был режим Второй империи во Франции!
  3. Какая главная политическая задача стояла перед немецким народом!
  4. Как вы думаете, каковы будут причины франко - прусской войны!

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

2. Император на шатающемся троне. Причины войны.

3. Начало войны. Седанская катастрофа и конец Второй империи.

4. Третья республика. Окончание войны

5. Провозглашение Германской империи

6. Почему восстали парижане?

7. Парижская коммуна. Попытка реформ.

8. Борьба версальцев с Коммуной и ее гибель.

9. Значение франко - прусской войны.

Причины франко - прусской войны:

1. Правительственный кризис во Франции. Вторая империя едва удерживала власть.

2. Стремление Пруссии к объединению.

Как вы думаете, можно ли считать непримиримыми противоречия между этими двумя государствами?

Можно ли было разрешить эти противоречия

Бисмарк искал повод к войне. И вскоре такой повод появился: вопрос о кандидате на испанский трон.

Повод к франко - прусской войне. ( Доклад)

В 1868г. в Испании произошла революция, власть в Мадриде захватили военные, требовавшие заменить новым государем дискредитировавшую себя и низложенную королеву Изабеллу, бежавшую из Испании во Францию. Бисмарк сразу же заинтересовался испанскими делами. Представитель испанских военных предложил принцу Леопольду Гогенцоллерну, родственнику Вильгельма I, выставить свою кандидатуру на обсуждение кортесов. Эта кандидатура показалась Бисмарку подходящей, но совершенно иначе думал Наполеон III, рассудивший , что иметь Гогенцоллернов на восточной и на южной границах Франции достаточно опасно. Непримиримая позиция Наполеона III заставила Вильгельма I посоветовать своему родственнику отказаться от притязаний на испанский трон. Бисмарк, считавший , что война с Францией все равно начнется, посчитал , что лучше начать ее сейчас пока Франция к ней не готова. Не успокаивался и французский император. Французский посол явился в город Эмс , где отдыхал прусский король и попросил у короля гарантий того , что он и в будущем никогда не согласится на выдвижение кандидатуры Гогенцоллерна на испанский трон. Вежливо , но твердо король отказался давать какие бы то ни было обещания. Посол снова попытался получить аудиенцию у короля, но ему передали, что поэтому вопросу Вильгельму I сообщить больше нечего. Бисмарк тут же воспользовался ситуацией: составленным для прессы телеграммам он придал такую язвительность, что поведение французского посла стало выглядеть как наглое приставание к королю, который в свою очередь дал достойный отпор официальному представителю Франции.

1870 - 1871 гг. – Франко - прусская война.

19 июля 1870г. – Франция объявила войну Пруссии.

Как вы думаете, готовы ли были страны к войне?

Откройте документ стр. 145.

На основании документа, сделайте вывод: готова ли была Франция к войне с Пруссией?

На стр. 139 найдите сведения о готовности Пруссии к войне.

В конце июля Наполеон III выехал к своим войскам. Первые же сражения обернулись горечью поражений для французов. Пруссия начала наступательную войну, а французы вынуждены были обороняться. . (Слайд № 6 – 7 )

Настоящая катастрофа произошла 1 сентября при Седане. Французы проиграли битву и укрылись в крепости Седан. 2 сентября Наполеон приказал поднять над крепостью белый флаг, а свою шпагу переслал прусскому королю.

О масштабах катастрофы свидетельствовал тот факт, что в плен сдались более 100 тыс. солдат и офицеров во главе с самим императором Наполеоном III. (Слайд № 8 )

В Париже произошло восстание. Вторая империя была свергнута, провозглашена республика и образовано Временное правительство национальной обороны.

Военные действия продолжались. Пруссаки взяли крепость Мец и подошли к Парижу. В течение короткого времени они оккупировали весь северо - восток страны. ( Слайд № 9 – 10)

Январь 1871г. - Временное правительство подписало перемирие с Пруссией. Затем прошли выборы в Национальное собрание, в которых победили монархисты во главе с 74 - летним Адольфом Тьером. Он и подписал с Пруссией мирный договор.

Откройте документ стр. 145

Выпишите в тетради условия мирного договора.

Условия мирного договора 26 февраля 1871г. :

1. Франция передает Германской империи Эльзас и более трети Лотарингии.

2. Франция выплачивает контрибуцию в сумме 5 млрд. франков.

Еще не был подписан мирный договор с Францией, но уже 18 января 1871г. в Версале была провозглашена Германская империя. Борьба за объединение страны закончилась.

(Слайд № 14 - 15 - 16)

Почему же восстали парижане?

Почему восстали парижане?(самостоятельное чтение)

Жители столицы рвались в бой. Жилось им очень трудно. Запасы продовольствия были рассчитаны на 4 месяца. Приходилось питаться лошадиным мясом, а иногда даже крысами. Вскоре и эта еда стала недоступной. Членам Национальной гвардии платили 1, 5 франка в день, а крыса стоила 2 франка.

Прекращение подвоза сырья и вывоза продукции парализовало промышленность. Промышленники и торговцы лишились дохода, рабочие и служащие заработной платы. Нечем было платить за жилье, погашать кредиты. Правительство временно запретило взыскивать плату за наем помещений и по долговым обязательствам.

Зима в тот год оказалась необычайно суровой. Угля не хватало, пришлось распилить на дрова все деревья, украшавшие улицы Парижа. Народ голодал, а в то же время в богатых кварталах Парижа устраивались пиршества: на черном рынке можно было купить все.

Ответственность за плохое снабжение и прочие злоупотребления горожане возлагали на правительство. Они примирились бы и с голодом, и с другими лишениями, если бы видели, что власти решительно намерены отстаивать столицу. Но правительство и не помышляло об этом. Больше чем пруссаков оно боялось вооруженных парижских рабочих. В этих условиях недовольство парижан приобрело политическую окраску, правительство национальной обороны они стали называть Правительством национальной измены. ( Слайд № 17)

18 марта 1871г. - по приказу правительства солдаты попытались захватить пушки национальной гвардии на одном из холмов Монмартра. Стоявшие в очереди женщины увидели это и подняли тревогу. Началось восстание в Париже. Тьер, его министры, имущие слои покинули Париж и перебрались в Версаль. Власть в свои руки взял Центральный комитет национальной гвардии.

18 марта – 28 мая 1871г. – Парижская коммуна – орган городского самоуправления.

На стр. 142 найдите, какие реформы хотели провести руководители Коммуны?

Версальское правительство считало коммунаров бунтовщиками, и с начала апреля между бойцами отрядов Коммуны и версальцами начались вооруженные столкновения.

Значение франко - прусской войны:

1. Рим вошел в состав Итальянского королевства.

2. Завершилось объединение Германии.

3. Возникла проблема Эльзаса и Лотарингии.

4. Во Франции идея реванша не оставляла умы людей.

Домашнее задание: параграф №18 читать, дать характеристику Парижской коммуне – бунт, мятеж или подвиг?

Читайте также: