Конспект уроку написання есе

Обновлено: 05.07.2024

- знать особенности жанра эссе;

- уметь проводить анализ текста; видеть композиционные и художественные возможности жанра эссе на примере текста К.Г. Паустовского; вдохновиться поэзией поэта-земляка о временах года, попробовать свои силы в написании эссе;

- проявлять интерес к жанру эссе, его выразительным возможностям, любовь к родному краю, способность высказываться в эссеистическом жанре.

Тип: комбинированный.

Вид: интегрированный.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный (составление схем, ассоциативных рядов), аналитический, практический, проблемный, самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оформление: слайд-фильм, музыка Чайковского "Времена года”, выставка книг К.Г. Паустовского и В.Г. Бояринова.

I. Мотивационно-целевой этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы надеемся, что вам он понравится.

Познакомьтесь с целями нашего урока, а теперь соответственно поставьте цели перед собой: что вы будете делать на уроке, какова ваша цель пребывания на нем.

Язык есть не только говор, речь, язык есть образ всего внутреннего человека:
его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания,
всех сил, умственных и нравственных.

II. Познавательно-обобщающий этап.

Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересным жанром – эссе, его композиционными и художественными возможностями жанра на примере текста К.Г.Паустовского, попробуем свои силы в этом жанре. В ходе урока мы будем опираться на уже известные вам литературоведческие понятия, которые нам необходимо вспомнить, восстановить в памяти.

- Какие стили речи вы знаете?


- Вспомните типы речи.


- Можете ли вы назвать малые жанры прозаической речи?

Малые жанры прозаической речи:


- В каких жанрах наиболее ярко выражено субъективное начало? (Очерк, эссе)

2. Мы с вами сегодня остановимся на эссе. Что же означает само слово эссе? Что это за жанр?

Эссе (с французского – "попытка, проба”) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Эссеистический стиль отличается образностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому. В зависимости от этого выделяют его разновидности: беллетристические, литературно-критические, исторические, философские и другие. ("Литературный энциклопедический словарь”, 1987)

Для эссе главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Перед вами слово осень, какие ассоциации оно у вас вызывает?

  • журавли улетают
  • осенняя печаль
  • грусть
  • золотая
  • дожди
  • унылая
  • слякоть
  • школа и т. д.

3. А вот у К.Г. Паустовского осень "предательская”. Почему? Давайте прочтем его эссе, которое так и называется "Предательская осень” (тексты распечатаны и лежат на столах у детей).

Учитель читает текст Паустовского "Предательская осень” (Вместо предисловия)

4. Вопросы и задания для анализа текста:

Каково настроение писателя в начале повествования?

Какие мысли, чувства, переживания связаны с приходом осени? Изменилось ли внутреннее состояние автора?

Какие картины осени рисует автор? Какой тип речи здесь преобладает?

Уходит ли чувство печали у автора? Какой синоним можно подобрать к слову печаль?

Почему не приходит так необходимое вдохновение? (обратимся к названию)

Что такое предисловие? (Предисловие – это предварительные разъяснения и замечания автора. Оно должно быть четкое, логичное, последовательное)

Найдите повторяемые речевые конструкции и проанализируйте их. ("И я опять не написал ни строчки”, И я, конечно, не написал ни строчки”, "Такою осенью я, конечно, ничего не написал”.)

Какова роль союза И, слова конечно и определения "такою осенью”? Почему не приходит вдохновение? Он не мог писать вообще или именно предисловие?

Какую роль играют абзацы? (Красная строка и тире выполняют функцию эстетическую: они придают тексту некоторую пространственную свободу, дают нам ощутить, как свободно чувствует себя автор на природе, замедляется ритм текста, автор созерцает, как плавно течет жизнь природы, не суетно, сравнивая с "асфальтовой Москвой”)

К какому жанру обратился писатель? (Эссе, так как главным осталось внутреннее состояние автора, его мироощущение, а не события)

Так почему он назвал эссе "Предательская осень”? (Осень предательская, потому что она не принесла ожидаемого вдохновения, но отвлекла от обыденного и внесла в жизнь художника такую необходимую паузу. Он погрузился в раздумья, созерцание прекрасного мира природы. И эта заворожившая художника красота потребовала иного жанра – эссе, где возник поток ассоциаций, раздумий, впечатлений автора, потому что "такою осенью” требовался иной жанр, нежели строгое и логичное по стилю и построению предисловие. Главным осталось внутреннее состояние автора, возникшее в нем миропонимание и мироощущение)

Можем ли мы теперь сформулировать основную мысль текста? (Автор передает ощущение хрупкости человеческой жизни, её мимолетности перед вечной, непреходящей красотой природы.)

Типичные приемы для эссе: сравнения, параллели, метафорические образы, возможности синтаксиса, рефрена (повторов) (поиск таких примеров у Паустовского: "тысячи маленьких пауков покрывали всю землю, как сказочные ткачи, своей пряжей”, "Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз”. "Однажды ночью я проснулся от горького винного запаха, - он проникал вместе с ночным ветром через открытое окно. Раньше этого запаха я не замечал. Это было первое дыхание настоящей осени, - она уже шелестела до горизонта дождем палой листвы” (образные картины). "Я видел созвездие Дельфина и туманные огни, что носят название Волосы Вероники, и огненную черту Персея. Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки, когда на востоке ясно видна пепельная тень от Северного полушария Земли. Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные по осени сенокосные дороги” (синтаксис, многосоюзие. "Каждая осень может быть последней в жизни” - рефрен).

Выводы: язык автора образный и выразительный. Текст включает элементы предисловия, очерка. В нем соединились разные типы речи, но преобладает описание. Эссе объединило возможности разных жанровых систем и форм речи. Свобода накладывает на пишущего ответственность: интересная мысль автора должна найти словесное выражение.

5. А вот как о временах года говорит наш поэт-земляк, выпускник нашей школы Бояринов В.Г. (композиция в сопровождении слайд - фильма с фотографиями нашего края по временам года, музыка Чайковского "Времена года”)

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер-класс "Учимся писать эссе" - интегрированный урок (русский язык и литература) ориентирован на обучающихся старших классов, развивает творческие способности, умение анализировать различные литературные ситуации и помогает качественно подготовиться к написанию сочинения (в рамках ЕГЭ) в жанре эссе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар- Олы

Учитель высшей категории Панова Г.Ю.,

учитель первой категории Протасова Н.В.

Научиться выявлять отличительные черты жанра эссе;

создать алгоритм написания эссе.

формировать потребность выражать собственное мнение;

научить писать сочинение в жанр эссе;

воспитание чувства любви к театру

изучить жанр эссе;

показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;

самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;

развить читательскую и творческую активность.

Материал для словарной работы.

“Эссе – способ рассказать о мире

через себя и о себе с помощью мира”. (А. Эльянявис)

I. Эмоциональный старт.

Человека окружает музыка соловьиного пения, волшебные картины закатов и рассветов, заснеженных горных вершин, запахи цветов, мягкое прикосновение летнего ветерка. Все это объединяет его с другими живыми существами. И только владение Словом выделяет его и превращает в семью, общество, человечество. В трех измерениях. А в четвертом – времени - оно позволяет ему общаться с прошлым и будущим.

Мой кров убог. И времена суровы.
Но полка книг возносится стеной.
Здесь по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы…
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

Слово – самое простое и обычное понятие для нас. Но до сих пор одной из величайших загадок, стоящих перед наукой, является превращение мысли в слово.

II. Целеполагание.

Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского “я”. Сегодня мы попытаемся получить представление об особенностях такого жанра как эссе.

Это жанр прозы, который вбирает в себя воспоминания, дневники, исповедь, письма, очерк. Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках.

Какова история возникновения жанра эссе?

III. Экскурс в историю возникновения жанра.(Выступление учеников)

Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень , написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф. Бэкон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Д. Аддисон). У них жанр трансформировался – его стали понимать, как опыт автора в разработке какой-нибудь определенной проблемы.

В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ.

В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.

- Что же такое эссе? Обратимся к справочной литературе. [4, с.145]

Эссе (от лат. exagium — взвешивание, анг. essay и франц. essai - очерк, статья, попытка) - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.

(Словарь литературоведческих терминов. М., Прос. 1974)

Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.

(Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.)

Эссе - (жанр критики, публицистики и др.) прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. (Словарь иностранных слов. М., 1979 г.)

IV. Анализ текста – эссе

Два слова о театре.

Театр не благопристоен для Поэта.
И Поэт не благопристоен для театра.
Гейне.

О чем этот текст? На что указывает заголовок?

Каков объем произведения?

Что можно сказать о композиции текста?

Как выражена позиция автора? Аргументирована ли она?

К какому типу речи относится данный текст?

Каков язык текста?

Проанализировав эссе Марины Цветаевой, мы выявили основные особенности жанра эссе. Назовите их.
Возможные варианты ответа:
Эссе – стремление обнажить себя, понять себя и свое время, это напряженный диалог с самим собой.
Особенности жанра:

- обращение к значительным проблемам;
- субъективность, ярко выраженная позиция автора;
- отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения;
- композиция эссе – пишущий ходит кругами вокруг конкретной темы,
словом плетет кружева или паутину повествования;
- сравнительно небольшой объем.

Особенности языка эссе:

- афористичность, иногда парадоксальность речи;
- использование полемически заостренных утверждений;
- эмоциональность речи;
- смешение разнородных пластов лексики;
- использование художественных приемов;
- стилистические фигуры: анафора, антитеза и другие.

V. Создание алгоритма

Алгоритм написания эссе:

Формулировка проблемы исходного текста.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Отражение позиции автора исходного текста.

Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

Комментарии к алгоритму:

1. Формулировка проблемы исходного текста.

Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д.

АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём)

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

В этой части сочинения излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть сочинения-рассуждения, в которой ученик показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему.

Комментарий может быть:

текстуальным, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы;

концепционным, т.е. представить собственное мнение с опорой на предложенный текст.

3. Отражение позиции автора исходного текста.

Выпускник должен правильно сформулировать авторскую позицию по прокомментированной проблеме, а также назвать языковые средства выразительности, помогающие автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения мотивированности в контексте, т.е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте.

Возможные опорные выражения:

Автор даёт оценку (чему)
Автор выявляет сущность (чего)
Автор излагает свой подход (к чему)
Автор исходит из того, что
Автор показывает собственное понимание (чего)
Автор считает правомерным (что)
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Приведенные примеры автор характеризует как
По мнению автора
Автор убедительно доказывает (что)
Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что
Подчёркивая актуальность(чего), автор обращает внимание (на что)
По мнению автора, важное значение имеет (что)

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

Экзаменуемый должен выразить собственное мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с позицией автора (я согласен с мнением автора…, я разделяю точку зрения автора…, авторская позиция мне близка, вполне понятна…) и аргументировать свою позицию. Ученик может использовать следующие типы аргументов:

Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)

Статистика (количественные показатели развития производства и общества)

Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.

Данные экспериментов и экспертиз.

Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.

Литературный пример из общеизвестного произведения.

Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).

III. Ссылки на авторитет

Мнение известного человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.

Цитата из авторитетного источника.

Мнение специалиста, эксперта.

Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Возможные опорные выражения:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)

В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы.

Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом

VI. Мозговой штурм..

Соединить элементы структуры и фразы-клише

Элементы структуры эссе

Фразы-клише для использования в эссе

2. Формулирование проблемы, темы высказывания; актуальность проблемы

В данном высказывании автор рассуждает на тему… Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Автор поднимает проблему… Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для. Данная проблема является актуальной в условиях… …преодоления духовного, нравственного кризиса; …обострения глобальных проблем современности; …диалога культур; …современной рыночной экономике; …жесткой дифференциации общества; …открытой социальной структуры современного общества; …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей и т. п.

3. Раскрытие смысла высказывания автора

Автор убежден в том, что… Автор хотел донести до нас мысль о том, что… Мысль автора состоит в том, что… В своем высказывании автор имел в виду то, что…

4. Формулирование собственной позиции

Я согласен с автором в том, что… Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, потому что… Автор был прав, так как… На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… / ситуацию, сложившуюся в обществе… / одну из проблем современности). Действительно… Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию. Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое… Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться.

5. Теоретическая аргументация (тезисы и понятия)

Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии / социологии / права / экономической / политической науки)… Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Данное высказывание может быть теоретически обосновано следующими положениями. Во-первых, … Во-вторых, … и пр. Определим сущность … как ключевого понятия в данном высказывании… Раскроем смысл данного высказывания с нескольких позиций… В курсе обществознания данное социальное явление рассматривается как…

6. Фактическая аргументация (2 примера)

Проиллюстрируем это положение рядом примеров… Правоту взглядов автора можно подтвердить / опровергнуть следующими фактами общественной жизни… Правоту взглядов автора можно подтвердить / опровергнуть многочисленными примерами из литературы / истории. Так… Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни… Приведу примеры социальных реалий, подтверждающих мысль автора… Я хотел(-а) бы подтвердить правоту / ошибочность взглядов автора следующими примерами… Обратимся к примерам из произведений русской литературы… Средства массовой информации представляют множество доказательств соответствия точки зрения автора действительности…

Таким образом, … Итак, … Подведем общий итог рассуждению. Мне кажется, автор высказывания, несмотря на некоторые нюансы, был прав… Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод. В заключении хотелось бы отметить…

Театр — явление особое: возвышенное и праздничное. Артисты театра кажутся__________________________________

____________________________________________________— какого-то таинственного и волшебного. Меня с детства __________________________________________________________________________________________________театр _____________________________________________________________________________________________. Я верила, что___________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________. Позже я поняла, что____________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________Театр мне помог осознать _________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________Сейчас существуют ______________________________________________________________________________________

И вообще: все, что связано с театром для меня ______________________________________________________________

И вообще: все, что связано с театром для меня величественно, загадочно и волшебно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Обучение написанию эссе 10 класс.doc

Проект урока.

Предмет, класс: русский язык, 10 класс.

Тема : "Обучение написанию сочинения в жанре эссе".

Тип урока : формирование и совершенствование знаний, умений и навыков при написании эссе.

1. На основе анализа и обобщения теоретических источников в области изучаемой проблемы выявить общенаучное представление об эссе как литературном жанре, его жанрообразующих признаках.

2. Отработать умение отличать сочинение-эссе от сочинения- рассуждения. Развивать логическое мышление, устную и письменную речь, навыки построения аргументированного ответа.

1) интерес к предмету в ходе освоения темы и размышления над содержанием дидактического материала;

2) языковую личность учащегося, развивающего в практической деятельности лингвистическую, языковую, речевую, правописную компетенции.

Оборудование : мультимедийный проектор, презентация Power Point по теме урока, текст эссе Михаила Савельева.

Конспект урока.

1. Сегодня урок развития речи на тему :"Обучение написанию сочинения в жанре эссе. (Запись даты и темы урока). И начать наш разговор мне хотелось бы со слов Дорис Лесинга: " Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами."

Вопрос : Какой смысл скрыт в этих словах? (Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития мышления свидетельствует умение владеть письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Задания по написанию эссе - хороший способ научиться правильно, грамотно формулировать свои мысли.

Цель урока: познакомиться со спецификой написания сочинения в жанре эссе.

2. Работа с теорией . Каково значение слова эссе ? ( Эссе (франц.) — прозаическое произведение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета).

3. Какое содержание предполагает жанр эссе ? (Свободу творчества)

4. На что необходимо обратить особое внимание при написании эссе, имея в виду позицию и роль автора работы? ( Личность автора на первом плане. Его мысли, чувства, отношение к миру становятся основой для сочинения. Презентация )

5 . Для того, чтобы различать сочинение-рассуждение и эссе, мы должны вспомнить:

отличия эссе от сочинения-рассуждения на уровне содержания работы (парадоксальность, образность, афористичность)

отличия эссе от сочинения-рассуждения на уровне построения работы (небольшой объем, свободная композиция)

выбор формы эссе и его языковое воплощение зависит от задачи и адресата автора.

Практическое задание №1. Найдите и установите верные соответствия между адресатом эссе и литературной формой его воплощения (карточка №1- раздаточный материал).

6.Для чего нам нужно правильно соотнести адресата и форму написания эссе? (Презентация) .

7 . Словарный диктант .

Мирово зз рение автора, свободное от каких бы то ни было преград , логика ра сс уждений, жизн енн ая позиция, раз двинуть пределы мира, цепочка ассоциаций, ко мме нтарий к сформулированной проблеме, счастье ограниче нн о.(Данные слова можно использовать при написании эссе)

8.Вы знаете, что при написании эссе возможна свободная композиция. Но при этом логика высказывания не нарушена, она подчиняется особому замыслу автора работы.

Практическое задание №2. Восстановите композицию текста эссе Михаила Савельева (заполнить таблицу - раздаточный материал карточка №2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: освоение способа действия при выборе жанрообразующих признаков эссе.

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение.

Конспект урока русского языка в 9 классе

в условиях реализации ФГОС

Цель урока: освоение способа действия при выборе жанрообразующих признаков эссе.

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия выбора признаков эссе;

б) формировать навык создания эссе;

в) развить умение формулировать определение понятий;

г) обогащать словарный запас учащихся;

2. Развивающие:

а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания;

з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;

к) формирование логических умений;

л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

м) развитие умения формулировать проблему;

н) развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б)воспитание уважения к национальной культуре;

в) воспитание ценностного отношения к слову;

г) развитие коммуникативных УУД:

д) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества;

е) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная

Ожидаемые результаты:

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: определение эссе, его жанрообразующие признаки;

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Методическое обеспечение урока:

I Ввод в тему.

1. Учащийся читает стихотворение Ирины Гавриловой

Люблю бескрайние просторы,

Край необъятный странный наш,

Платков изящные узоры,

Степей и гор простой пейзаж.

Люблю зимы трескучий холод

И лета томную жару,

На окнах - роспись и узоры,

Росу на листьях поутру,

Урала жгучую прохладу,

Степей бескрайний наш простор,

В лесу из зелени преграду -

Сосновый стройный частокол.

2. Слово учителя.

Родная земля… Землица, как ласково называли ее наши предки. Родная земля, она и кормилица, и поилица, она и нянька, и воспитательница, она раскрытая книга природы.

Родную землю беззаветно любят, ради нее жертвуют своей жизнью.

О ней слагают стихи и пишут песни.

II Создание проблемной ситуации. Фиксация затруднения в деятельности.

Немало написано и о земле Оренбуржья рассказов, повестей, романов, лирических зарисовок. Я предлагаю вам прочитать одно из таких произведений, сочинение вашей ровесницы и землячки Смыковой Виктории, и определить стиль и тип речи данного текста, его жанр (читает подготовленный учащийся).

И где бы я ни был, в какой стороне

вдруг волей судьбы окажусь,

Я - Оренбуржец и этим горжусь!

Меня зовут Виктория. Мне 14 лет. Я учусь в 9 классе. Родилась и живу я в Оренбургской области, которой есть чем гордиться.

Я горжусь тем, что первый космонавт, покоривший космос, Юрий Гагарин учился в нашем летном училище. Здорово ходить по улицам Оренбурга и знать, что по ним когда-то гулял Гагарин. Многие космонавты учились или родились в Оренбургской области. Несколько лет назад в наше село приезжал космонавт Роман Романенко. С виду обычный молодой мужчина, общительный, веселый. Он легко находил общий язык с односельчанами. Не подумаешь, что за его плечами тысячи часов тяжелейших тренировок, много дней, проведенных далеко от родных, Родины, Земли!

Я горжусь, что на моей малой родине есть памятник архитектуры - Храм во имя благоверного князя Александра Невского. Он был построен в 1855 году петербургским помещиком Стобеусом. Этот пятиглавый храм в настоящее время восстанавливается. Восстановлена наружная отделка, кровля, отлиты и повешены купола. Сейчас во время праздников звонят колокола. Магическая музыка разливается по всей округе. Во время сильного ветра колокола перезваниваются, как будто разговаривают друг с другом. Наш храм отнесен к памятникам истории и культуры Оренбургской области.

Я горжусь оренбургской природой. Она разнообразна. Далеко простирается степь. Леса, как островки, зеленеют среди ковыля. А видели ли вы Бузулукский бор? Поднимешь голову вверх – увидишь устремленные ввысь стройные, величественные сосны. В бору всегда светло и дышится легко.

Я горжусь людьми, которые живут в Оренбуржье. Это трудолюбивые, гостеприимные, всегда готовые прийти на помощь люди. Это настоящие оренбуржцы!

Дивный край, простор Урала

Горы, степи и леса.

Мы тебя храним и славим

Я оренбурженка. И этим горжусь.

(Примерные ответы ребят:

Это не репортаж, так как речь в нём идёт не о событии из общественной жизни, хотя личность автора присутствует

Это не очерк, так как нет главного героя, который был бы примером для других, или важного события.

Это не статья, потому что автор этого текста не привлекает внимание читателя к проблеме.)

- Почему возникли затруднения? (Этот текст не относится ни к одному из перечисленных жанров, но назвать нужный жанр затрудняемся, так как не знаем других жанров публицистики).

- Да, ребята, перед нами новый жанр публицистики – эссе.

III. Целеполагание.

- Итак, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке? (Об эссе как жанре публицистики)

- Чему мы должны научиться на уроке? (определять особенности эссе как жанра публицистики, научиться писать эссе)

IV. Открытие нового знания.

1. Работа с определением эссе. (слайды 3, 4)

- Прочитайте определение эссе в учебнике на стр. 154 – 155 и на листочках (раздаёт каждому) и на основании прочитанного выделите основные признаки эссе:

1. небольшой объём

2. свободная композиция

3. индивидуальные впечатления

4. конкретная тема

6. разговорная интонация и лексика.

- А теперь давайте рассмотрим эти признаки на примере нашего текста.

– Ещё раз выразительно прочитайте текст.

- Как вы думаете, о чем этот текст? (о любви к родной земле).

- Как развивается эта мысль? За счет чего реализуется?

- Обратимся к признакам эссе.

2. – Назовите первый признак (информация на слайде, учащиеся записывают в тетрадь): небольшой объем. Этот признак не является обязательным, но мы видим, что произведение действительно небольшого объема.

- Сколько здесь абзацев? (10)

- Какие микротемы можем выделить? Подготовка к ОГЭ (задание 1). Запись в тетрадь и на доске.

1. Оренбургской области есть чем гордиться

2. Символ Оренбуржья – оренбургский пуховый платок.

3. Первый космонавт, Юрий Гагарин, учился в Оренбургском летном училище

4. Известные писатели,чья жизнь связана с Оренбуржьем.

5. Достопримечательности Оренбуржья.

6. Моя малая родина. Храм во имя благоверного князя Александра Невского в селе Александровка Грачёвского района.

7. Оренбургская природа.

8. Люди Оренбуржья.

9. Моя Родина начинается с Оренбуржья.

10. Я оренбурженка. И этим горжусь.

V. Физминутка. Получите эстетическое удовольствие, послушав пение птиц в наших оренбургских лесах, можете встать из – за парт.

VI. Продолжение работы с текстом.

3. Работа со схемой.

В центре объект речи (на проекторе презентация: слайд №5).

– Посмотрите на первый абзац. Какая тема в нём заявлена? (Оренбургской области есть чем гордиться)

– Посмотрите на второй абзац. О чем в нем говорится? Прочитайте первое предложение (Оренбургский пуховый платок).

Г. – Охарактеризуйте следующий абзац (Юрий Гагарин, учился в Оренбургском летном училище)

– В следующем абзаце говорится об известных писателях, чьи жизнь и творчество связаны с Оренбургом.

- Далее – гордость Оренбуржья – его достопримечательности.

- В следующем абзаце раскрывается мысль о гордости за свою малую Родину.

- Новый абзац – родная природа, которой нельзя не гордиться.

Е. – А теперь скажите, какие слова являются ключевыми в данном тексте? (Оренбургской области есть чем гордиться). Они и служат для выражения авторской позиции (Наш край удивителен, им нельзя не гордиться).

4. Таким образом, мы подошли к самому главному признаку эссе.

5. Желание раскрыть свою мысль наиболее полно требует от эссеиста особых художественных средств.

Следующая особенность эссе – это образность.

- На какие средства художественной выразительности, используемые в эссе, вы обратили внимание?

1). Очень много эпитетов.

Найдите эпитеты: 1 вариант из второго и третьего абзацев, 2 варинт – из 6 и 7. (2 абзац – тонкая работа; 3 абзац – общий язык, тяжелейшие тренировки; 6 абзац – пятиглавый храм, магическая музыка, 7 абзац - стройные, величественные сосны, дышится легко).

6. Ребята, выражению авторской мысли служит еще и синтаксис.

- Давайте посмотрим на синтаксические особенности текста. Что вы видите? (восклицательные предложения, риторические вопросы, вводные слова, помогающие передать авторское отношение, прямые обращения к собеседнику ; автор как будто с читателем ведет разговор, это как бы рассуждение вслух, что характерно для жанра эссе. Много однородных членов, многоточие. Благодаря этому текст приобретает особое эмоциональное звучание, лирическую взволнованность. Таким образом, мы выяснили еще один жанровый признак эссе – особенности синтаксиса.

7. И последняя особенность – это разговорная интонация и лексика.

VII. Закрепление. Творческая работа. Создание своего эссе.

- А теперь, ребята, попытайтесь и вы создать небольшие фрагменты, как бы продолжая этот текст, используя сведения об эссе, которые получили сегодня на уроке. Можете взять любую тему, связанную с образом родной земли.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой: получилось ли эссе?

Поэтому вашим домашним заданием будет написание эссе о той земле, на которой вы живете. Данный вид работы также служит и подготовкой к выполнению задания 9 ОГЭ

IX. Рефлексия.

- Чему вы научились на уроке? Назовите существенные признаки эссе.

- Удовлетворены ли вы своей работой на уроке? Какую оценку вы бы себе поставили?

Читайте также: