Химия как наука конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе. Цель такого урока – пробудить у ребят познавательный интерес к химии, так как в последнее время интерес к предмету стал уменьшаться. Урок сопровождается презентацией. Каждый учитель может составить свою собственную презентацию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый.

Цель урока: формирование устойчивой мотивации изучения химии.

– Дать представление о химии как о науке;
– Сформировать первоначальные представления о веществе;
– Начать формирование умения характеризовать вещества, используя для этого его физические свойства.

– Развитие познавательного интереса к предмету;
– Развитие наблюдательности и умение делать выводы на основе наблюдаемого;
– Развитие навыков проведения химического эксперимента.

– Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
– Воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.

Оборудование: Химические стаканы, стеклянная воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, спички, спиртовка, фарфоровая чашечка, шпатель, штатив для пробирок, лабораторный штатив.

Реактивы: на столах учащихся

а) поваренная соль, сахарный песок, крахмал, пищевая сода, уксусная кислота, вода, растительное масло, лимонная кислота, в колбе кислород.
б) картофель, хлеб, йод, активированный уголь, лимонад красного цвета.

Ход урока

1) Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы будете работать по группам. Поэтому правила работы на уроке следующие. Они лежат у вас на столах.

Правила работы на уроке.

  1. Работаем в группах, где есть командир, который распределяет задания, следит за выполнением работы, назначает ответственного за отчет.
  2. Записи ведем в рабочих листах. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)

2) Изучение нового материала.

Учитель: Вы изучаете уже много наук, но с одной наукой, как учебным предметом, вы познакомитесь только в 8 классе. Прослушайте цитату из произведения М. Горького “Дети Солнца, прокомментируйте её”.

Учащиеся: Это наука химия.

Учитель: Действительно, речь сегодня пойдет о химии.(слайд )

Учитель: А много ли вы о ней знаете?

Учитель: Мы о химии знаем немного. Заполните первые две графы в таблице.

Спросить детей, что они знают и хотят узнать.

Учитель: Тогда может вместе поставим цель урока!

Учащиеся: Узнать что такое химия? Что изучает химия?( заранее напечатать и после формулировки цели урока учащимися вывесить на доску).

Девизом нашего урока будут слова:
“Будем химию учить, будем с химией дружить.
Потому что нам, друзья, без неё прожить нельзя”

Запишите цель урока в рабочий лист.
Учитель читает стихи:
Ты посмотри вокруг,
Повсюду всё прекрасно,
Но помни, милый друг,
Что химия опасна!
Во всех домах присутствует она:
Стирает, моет, варит, полирует…
Конечно, всем она нужна.
Но ты запомни об одном:
Используют её с умом!
Тогда вреда не будет,
Ни вам, ни окружающим вас людям!(слайд)

Учитель: В химическом кабинете есть свои заповеди и правила, которые необходимо выполнять. Сегодня я предлагаю вам правила “выживания” в кабинете химии. Я вам показываю слайды с правилами, а вы мне должны сказать, что это за правило техники безопасности. (слайды) (Приложение 6)

Учитель: Формула выживания в кабинете химии: Здравый смысл + Техника безопасности.

Учитель: Запишите в рабочий лист.

Учитель: Ребята, а знакомо ли вам то, что стоит у вас на столах?

Учащиеся: Да, это продукты питания.

Учитель: Назовите эти продукты. А почему они стоят на ваших столах?

Учащиеся: Это химические вещества.

Учитель: Тогда что же изучает химия?

Учитель: Запишите в рабочий лист.

Учитель: У М.В.Ломоносова есть такие слова : “…Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…” Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся: Нас повсюду окружают химические вещества.

Учитель: Вещества – это предмет изучения химии. Сейчас насчитывается около 25 млн. различных веществ. (Cлайд)

Учитель: Назовите вещества, встречающиеся в природе.

Учащиеся: Кислород, углекислый газ, крахмал.

Учитель: Много веществ получают на химических заводах: лекарства, пластмассы, лаки, краски т.д. (слайд)

Учитель: Попытайтесь распределить те вещества, которые стоят у вас на столе, на группы. Объясните свою классификацию. Что вы взяли за основу?

Учащиеся выполняют задание и распределяют вещества:

1. По агрегатному состоянию:

– твердые – соль, сахар, сода, крахмал, лимонная кислота;

– жидкие – вода, уксусная кислота, растительное масло:

2. По цвету:

– бесцветные – вода, уксусная кислота , кислород;

– белые – соль, сахар, сода, крахмал, лимонная кислота;

– желтые – растительное масло.

– без запаха – соль, растительное масло, сахар ,кислород ,сода, крахмал, лимонная кислота;

– с резким запахом – уксусная кислота.

Учитель: Вы распределили вещества по разным признакам. А как называются эти признаки?

Учитель: Поэтому, что еще изучает химия?

Учащиеся: Свойства веществ (слайд)

Учитель: Запишите в рабочий лист. Эти свойства называются физические свойства. Посмотрите на слайд все ли свойства мы записали?

На слайде: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, температура плавления и кипения, электропроводность и теплопроводность.

Учитель: Можем ли определить температуру кипения и плавления, электропроводность сейчас для наших веществ?

Учитель: А почему?

Учащиеся: Нет специальных приборов.

Учитель: У многих веществ эти свойства определены опытным путем и найти их можно в химических справочниках. (ПОКАЗАТЬ СПРАВОЧНИК)

Учитель: Я проведу следующий опыт. ( три стакана: в первом– соляная кислота НCl, во втором– хлорид кальция СаCl2, в третьем– Фенолфталеин. В каждый стакан добавлю карбонат натрия Na2CO3. Получу в первом стакане “газировку”, во втором – “молоко”, в третьем– “малиновый сироп”

Учитель: Что еще может изучать химия?

Учащиеся: Химические опыты ( превращения веществ).

Учитель: Химические опыты можно обнаружить по признакам? Каким?

Учащиеся: В первом стакане выделился газ, во втором образовался осадок, в третьем изменился цвет.

Учитель: Запишите эти признаки в рабочий лист.

Учитель: Ребята, перед уроком пришло срочное письмо по электронной почте, прочитайте его.

Я узнал, что у вас сегодня урок химии. О! Я тоже люблю химию и провожу много экспериментов дома.

Решил я как-то устроить праздник для друзей и показать им интересные опыты. Все знают, что в картофеле содержится крахмал. Я капнул на картофель уксусной кислоты и у меня появилось ярко-красное пятно.

Затем приготовил для друзей лимонад-“шипучку”. Взял 1 сл. ложку соды, добавил 1 сл. ложку сахара и растворил в воде. Лимонад готов! Но почему же называется “шипучка”? Шипение я что-то не слышал, кроме как фырканья кота, которому дал попробовать это лакомство.

У Винтика был свой лимонад красного цвета. “Я сейчас превращу его в бесцветный” – , сказал я. Пропустил лимонад через три слоя марли. А цвет почему-то не изменился.

Ну, думаю сейчас я всех сражу наповал. Приготовлю для друзей леденцы – петушки из сахара. Взял сахар, добавил какао, (ведь леденцы коричневые), растворил в воде, вылил в форму, поставил в холодильник. И опять ничего не получилось.

Ребята, почему опыты у меня не получились? Напишите мне, пожалуйста!

С уважением Незнайка!

Учитель: Как вы думаете, почему у Незнайки не получились опыты?

Давайте поможем Незнайке и проведем те же опыты, исправим ошибки. Каждой группе нужно провести свой опыт, который описан у вас в рабочих листах. После проведения опыта, вы должны отчитаться о проделанной работе по алгоритму.

1 группа: Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле, рисе.

2 группа: Адсорбция активированным углем красящих веществ лимонада.

3 группа: Приготовление “шипучки” – лимонада.

4 группа: Приготовление леденцов.

Отчет групп. Учащиеся слушают выступление каждой группы. Вносят дополнения, задают вопросы.

3) Закрепление.

Учитель: А теперь давайте попробуем закрепить то, что изучили на уроке, попытайтесь сформулировать определение химии в рабочем листе.

Химия – это наука, которая изучает ………………., их ………………… и . веществ.

4) Рефлексия.

Учитель: Вспомним, какую цель мы ставили на уроке? Заполните последнюю графу в таблице “Я узнал”.

Учитель: Что вы узнали нового на уроке?

Ребята, а сейчас оцените наш урок. На столах у вас лежат части макета химического опыта трёх цветов: красного, зеленого, синего. Красный цвет означает – всё понял, урок понравился. Зеленый – понял, но не всё. Синий – ничего не понял, урок не понравился.

Посоветуйтесь в группе и прикрепите одну часть на доску.


5. Подведение итогов.

Учитель: Вы работали на уроке очень хорошо. Особенно четко и организованно работали первая и четвертая группы. Вы все “МОЛОДЦЫ” (слово “молодцы” появляется на бумаге в результате проведенного химического опыта, Заранее на лист наносится фенолфталеином слово “молодцы”. Когда высохнет, слово на листе не видно. Затем из пульверизатора распыляется на фенолфталеин щелочь. Слово “Молодцы” окрашивается в малиновый цвет.)

-провести инструктаж по технике безопасности в кабинете химии.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний:

Эта область невозможна без химических процессов: например, мало кто задумывается, когда поджигает спичку, о том, что осуществляет этим сложный химический процесс. Или, например, соблюдение личной гигиены тоже сопровождается химическими реакциями, когда человек использует мыло, которое пенится при взаимодействии с водой. Та же стирка с применением порошков, ополаскивателей для смягчения белья сопровождается такими реакциями. Когда человек пьет чай с лимоном, то замечает, что окраска напитка ослабевает, если добавить в кипяток этот фрукт, и вряд ли многие воспринимали в этом случае чай как кислотный индикатор, подобный лакмусу. Эту же реакцию мы можем наблюдать, если сбрызнем синюю капусту уксусным раствором: она при этом станет розовой.

Когда люди делают ремонт и замешивают цемент, обжигают кирпич, гасят водой известь, то происходят сложнейшие химические процессы, о которых в повседневной жизни мы не задумываемся, но без них не обошелся бы ни один человек.

В медицине есть масса примеров самых сложных химических реакций, используемых намеренно. С помощью смешения веществ получаются медикаменты, а когда они вступают в реакцию с клетками организма, наступает выздоровление. Тем не менее, химия может играть как созидательную роль в медицине, так и разрушительную, ведь создаются не только лекарства, но и яды – токсические вещества, наносящие вред здоровью человека. Существуют такие виды токсических веществ: вредные; раздражающие; агрессивные; канцерогенные.

Химия – часть нашей жизни, и без определенных процессов, которые происходили на Земле до того, как зародилась жизнь, естественно, нас бы не было. Усвоение пищи, дыхание человека и животного основано именно на химических реакциях. Тот же процесс фотосинтеза, без которого люди не смогут жить, тоже сопровождается химическими процессами. Некоторые ученые считают, что зарождение жизни на нашей планете происходило в среде, состоящей из диоксида углерода, аммиака, воды и метана, и первые организмы получали энергию для жизни, разлагая молекулы без окисления. Это простейшие химические реакции, сопровождающие зарождение жизни на Земле.

Знания о такого рода процессах широко применяются в промышленности, на их основе разрабатываются новые технологии. Еще в древности были распространены ремесла, в основе которых лежали химические процессы: например, создание керамики, обработка металла, использование естественных красителей. Сегодня нефтехимическая и химическая промышленность – одни из самых значимых отраслей экономики, и это говорит о том, что химические процессы и знания о них играют немаловажную роль в обществе. Лишь от человечества зависит, как их использовать – в созидательных или разрушительных целях, ведь среди разнообразия химических веществ можно встретить и опасные для человека (взрывоопасные, окисляющие, воспламеняющиеся и т.д.). Таким образом, химия в жизни человека – это и панацея от заболеваний, и оружие, и экономика, и приготовление пищи, и, конечно же, сама жизнь.

3. Изучение нового материала

В состав зерна входят крахмал, белки, растительные жиры. Гранит состоит из кварца, слюды и полевого шпата. Белки, растительные жиры, кварц, слюда, полевой шпат, крахмал — это вещества.


Вещества — это то, из чего состоят физические тела.
Веществ очень много, и каждое из них характеризуются определенными свойствами.
Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой, называются свойствами веществ.

Важной задачей химии является изучение веществ, их свойств и прогнозирование использования веществ в народном хозяйстве.

Вещество алюминий можно охарактеризовать так. Алюминий — металл серебристо-белого цвета. Сравнитель но легкий (p=2,7 г/см3), плавится при температуре 660 С°. Алюминий очень пластичен. По электрической проводимости уступает лишь золоту, серебру и меди. Из-за легкости алюминий в виде сплавов широко используется в самолето- и ракетостроении. Его также используют для изготовления электрических проводов и предметов быта.

Важнейшая задача химии — получение веществ, необходимых в народном хозяйстве (пластмасс, минеральных удобрений, лекарств и др.), из других веществ путем химических превращений.

Таким образом, на вопрос, что такое химия, можно ответить:

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях в другие вещества.

Изучение веществ, осуществление превращений одних веществ в другие, развитие химической науки и производства, были бы невозможны без химиков-ученых, химиков-технологов, химиков-педагогов.

Возможно, именно вам предстоит стать в будущем настоящим химиком.

Для этого необходимо не только хорошо знать теоретический учебный материал, но и развивать личностные качества и способности, необходимые для человека химической профессии (аккуратность, осмотрительность, наблюдательность, хороший глазомер и др.).

Основные правила работы в химической лаборатории:

Перед работой нужно под­го­то­вить ра­бо­чее место, необ­хо­ди­мую по­су­ду и лабораторное обо­ру­до­ва­ние.

При выполнении опытов важно стро­го следовать ин­струк­ции.

Ве­ще­ства нель­зя про­бо­вать на вкус.

В химической лаборатории нель­зя при­ни­мать пищу.

За­па­х ве­ществ нужно определять с боль­шой осто­рож­но­стью, на­прав­ляя воз­дух движением руки от ве­ще­ства к носу.

Жид­кость из пробирки следует брать пи­пет­кой. Твер­дые ве­ще­ства – лож­кой или шпа­те­лем.

После окон­ча­ния опыта необ­хо­ди­мо убрать ра­бо­чее место.

4. Обобщение и систематизация знаний:

Выполним лабораторный опыт, оформляя результат в предложенные формы- заготовки по образцу:

Тема: Изучение физических свойств различных веществ.
Цель:________________________________

1.Прилейте к содержимому каждой из четырёх пробирок немного воды.
2.Опишите что происходит в пробирке.
3. Из веществ, свойства которых вы только что описали, укажите те, которые:
а) находятся в одинаковом агрегатном состоянии;
б) практически не растворимы в воде.
4.Сравните по свойствам сахар и песок, укажите сходства и различия в свойствах этих веществ.
ВЫВОД: Различные вещества могут обладать, как _____________, так
И _________________ свойствами.

Вопрос к классу : что такое физическое тело? Приведите примеры?
Выводы: (запись в тетради)

Вещество – это то, из чего состоят физические тела.

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

2. Дополните схему:

Автор: Быкова Елена Юрьевна

Организация: МБОУ Школа №49 г.Уфа РБ

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Глава 1. Знакомство с химией

Из истории химии с.3

Что такое химия с.4

Химические явления в природе и жизни человека с.4

Глава 2 Химия вокруг нас

2.1. Химия и вещества с.6

2.2 Химия на кухне и в быту с.7

2.3 Интересные факты с.8

Глава 3. Практическая часть. Опыты дома

3.1. Шутки и фокусы с.9

3.2. Опыт " Извержение вулкана" с. 9

3.3. Опыт "Самонадувающийся шарик" с.10

3.4. Опыт "Секретное послание" с.10

3.5. Опыт "Йод - индикатор содержания крахмала" с.10

3.6. Опыт "Фараоновы змеи" с.11

3.7. Опыт "Лавовая лампа" с.11

3.8. Опыт "Седой шоколад" с. 11

Список литературы с.13

Все мы читали сказки о добрых феях и волшебниках, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса – они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооружённые знаниями. Наука вот истинная волшебница. Химия – наука старая и вместе с тем молодая. Старая потому, что ещё в Древнем Египте люди умели осуществлять разные превращения веществ. Ведь уже тогда они научились добывать огонь, лепить и обжигать посуду из глины, окрашивать ткани, печь хлеб… А ведь всё это – химические явления. Химия – наука молодая, потому что, в подлинном смысле наукой, со своими законами, она стала всего два с лишним века назад, правда, за эти два столетия она достигла значительных успехов, чем в предыдущие тысячелетия. С помощью химии человек раскрыл немало природных тайн.

Актуальность: химия – наука чудес и превращений. Она интересна как сама наша жизнь, ведь всё что происходит с нами можно рассматривать с точки зрения химии.

Цель работы: Познакомить детей младшего школьного возраста с химией, доказать, что химия доступна всем и каждому. Привить интерес к этой науке.

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования.

Собрать материал о химических явлениях в природе и в жизни.

Исследовать, как и в каких целях используются продукты химической промышленности.

Составить текст исследовательской работы.

Проделать опыты и доказать, что в домашних условиях реально можно творить чудеса.

Гипотеза: предполагается, что в условиях высокого уровня развития цивилизации, человек не может обходиться без химии.

Объект исследования: связь человека с химическими продуктами и явлениями.

Предмет исследования: химические опыты.

Методы исследования: изучение научной литературы, эксперимент, наблюдение, анализ полученных результатов.

Практическая значимость заключается в том что, повсюду, куда бы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сами того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и многое другое.

Глава 1. Знакомство с химией

1.1 История химии

Химия – очень древняя наука. Химическое производство существовало уже за 3-4 тыс. лет до н.э. В древнем Египте умели выплавлять из руд металлы, применяли золото, серебро, производили стекло, керамику, краски, духи. Первыми учеными-химиками были египетские жрецы (бальзамирование и изготовление стойких красок).

Развитие химии в России связано с работами М .В. Ломоносова. В 1748 г. он сформулировал важнейший закон химии – закон сохранения массы. Значительный вклад в развитие химии внесли выдающиеся русские ученые – А.М. Бутлеров и Д.И. Менделеев. А.М. Бутлеров в 1861 г. создал теорию строения органических веществ. Д. И. Менделеев в 1869 г. открыл Периодический закон и на его основе создал Периодическую систему.

Учение Аристотеля явилось идейной основой развития отдельной эпохи в истории химии – АЛХИМИИ. Алхимия – это темная, дьявольская наука. В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, получая различные вещества. Это были алхимики. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали их при своих дворах. Но им не повезло - они не научились превращать металлы в золото и алхимию запретили, а алхимиков обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

Развитие химии продолжается и в настоящее время.

1.2. Что такое химия.

Химия – одна из наук о природе, об изменениях, происходящих в ней. Она изучает из каких веществ состоит тот или иной предмет. Химия – наука удивительная! Как только человек рождается, он попадает в мир химических веществ.

Первый вздох и вот уже в лёгких смесь газов, первый глоток материнского молока и самый главный шедевр биохимической эволюции – белок начинает работать в организме малыша.

1.3. Химические явления в природе и в жизни человека

Окружающий нас мир состоит из химических элементов: мебель, одежда, книги, краски. О некоторых химических элементах мы уже слышали: железо, золото, серебро, йод, водород, кислород, кальций и другие.

На нашей планете больше всего кислорода (О). Одних элементов в природе очень много, других совсем мало. Больше всего на свете водорода (Н) и гелия (Не). Из этих химических элементов почти целиком состоит Солнце, далёкие звёзды, кометы…

А почему трава зелёная? Потому, что в каждой травинке есть химическое соединение – хлорофилл, благодаря которому растения дышат и растут.

Почему соль солёная? Потому, что в ней есть натрий (Na) и хлор (Cl), который попадая на слюну образуют раствор с особым привкусом.

А химический элемент железо (Fе) есть не только в гвозде или машине, но и в воде, в земле, в деревьях и даже в организме человека. В крови человека есть частички железа (Fе), но они так малы, что увидеть их можно при помощи микроскопа.

А если хочется скорее вырасти – потреблять нужно химический элемент кальций (Са). Его много в молоке и в молочных продуктах. Даже настроение человека, его здоровье, во многом зависят от присутствия некоторых химических элементов в организме. Химический элемент магний (Mg) влияет на работу сердца. Он содержится в абрикосах и персиках.

Химическое явление в природе – это процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие. При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами.

В мире ежедневно происходит множество удивительных, прекрасных, а также опасных и пугающих химических явлений. Из многих человек научился извлекать пользу: создает строительные материалы, готовит пищу, заставляет транспорт перемещаться на огромные расстояния и многое другое.

Без многих химических явлений не было бы возможным существование жизни на земле: без озонового слоя люди, животные, растения не выжили бы из-за ультрафиолетовых лучей. Без фотосинтеза растений животным и людям нечем было бы дышать, а без химических реакций дыхания этот вопрос вообще не был бы актуальным.

На кухне можно рассмотреть еще несколько любопытных химических явлений например,образование накипи в чайнике. А без другого химического явления не было бы вкусных маминых пирогов и булочек: речь о гашении соды уксусом.

Свечение ночного моря. Голубой свет газовой горелки. Слабое белесое свечение гнилого дерева в лесу. Светящийся фосфор. Во всех этих случаях свечение возникает за счет энергии химической реакции. Отсюда — название явления: хемилюминесценция, т. е. химическое свечение.

Глава 2. Химия вокруг нас.

2.1. Химия и вещества

Что такое вещество? Любой предмет, существо или явление состоят из маленьких частиц -молекул. А множество молекул образуют вещество.

В твердом веществе молекулы плотно прижаты друг к другу, между ними существует сильное притяжение.

Жидкость - это состояние вещества, при котором молекулы чувствуют себя более свободными, могут двигаться с места на место.

Газообразное вещество - это вещество, в котором частицы движутся свободно, хаотично.

Вокруг нас громадное количество полезных и вредных веществ! Например, в природе есть природные вещества, то есть те, которые были созданы без участия человека. Это – вода, кислород, углекислый газ, камень, древесина и другие.

Есть вещества, созданные человеком. Они называются искусственными веществами. Это – пластмасса, резина, стекло и другие.

Хотя я ещё не изучаю химию в школе, но мне уже известно такое распространённое вещество в природе, как вода (H2O). Это вещество может иметь три агрегатных состояния – жидкое, твёрдое, газообразное. На кухне я и проследила за всеми ее состояниями.

Разобраться с бесчисленными полезными и вредными веществами, узнать их строение, свойства, роль в природе – одна из задач химии. Она нужна всем людям – строителю, фермеру, врачу, домохозяйке, повару и врачу.

2.2 Химия на кухне и в быту

У нас дома химические препараты и вещества! Эти препараты и вещества есть и в большом количестве в каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твёрдом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, так как они помогают ему.

Химия на кухне необходима, прежде всего, для здоровья человека т.к. именно на кухне мы проводим половину жизни.

На кухне все нужно содержать в чистоте и порядке, потому что в антисанитарных условиях можно получить кожные заболевания и даже привести к отравлению. Поэтому здесь нужно постоянно наводить порядок:

· Кухонный стол нужно протирать перед и после каждого приема пищи;

· Протирать поверхность стола лучше всего тряпкой, предварительно смоченной в мыльной воде с добавлением уксусной кислоты;

· Для мытья посуды наиболее эффективны жидкие средства для мытья посуды, такие как AOS, Sorti и т.д., обладающие высокой мылкостью;

Химия в ванной тоже подразумевает чистоту т.к. в ванне мы наводим гигиену тела.

Для того чтобы отчистить ванную необходимо использовать хлорсодержащие вещества, очищающие порошки (Пемо-люкс, Сода эффект и т.д.). Для того чтобы навести гигиену тела, человек использует множество химических веществ — это всевозможные шампуни, гели для душа, туалетные мыла, крема для тела, всевозможные лосьоны и т.д. Для стирки также используются химические вещества, это порошки (Тайд, Ариэль, Миф и т.д.).

Особое внимание хотелось бы обратить на косметику. Ведь косметика – это тоже химия, которой люди пользуются ежедневно. К химической косметике относят помады, пудру, тени, туши, карандаши для подвода глаз, губ, тональный крем и многое другое.

Раскрыв кухонный шкаф, мы увидим уксус, пищевую соду, растительное масло, сахар, муку, соль, молоко, крахмал.

Ничего химического, скажите вы, здесь нет. Обычные продукты питания.

Но не тут – было! Это настоящие химические вещества, с помощью которых на нашем столе появляются вкусные, питательные и полезные блюда. У этих веществ даже есть химические названия.

соль – это хлорид натрия;

пищевая сода – гидрокарбонат натрия;

уксус – уксусная кислота;

А также к химическим препаратам можно отнести: кислоты ( щавелевая, лимонная и т. д.), щелочи (гашеная известь, нашатырный спирт), соли (поваренная, питьевая сода, марганцево-кислый калий), растворы и растворители (бензин, ацетон, глицерин), минералы (мел, гипс, известняк), полимерные материалы (пластмассы, полиэтилен, полипропилен), волокнистые материалы (капрон; лавсан).

Таким образом, химия повсюду. И в предметах, которые нас окружают, и в производимых в повседневной жизни действиях (например, приготовление пищи или мытье волос), и, наконец, внутри самих людей.

2.3 Интересные факты

Порох был изобретен в Китае и долгое время использовался только в мирных целях — для салютов и фейерверков. Спички были созданы случайно: в 1827 году аптекарь Джон Уокер забыл палочку, покрытую химической смесью, которая засохла. Пытаясь отчистить палочку, английский химик провел ей по полу, в результате вспыхнул огонь. Практичный англичанин тут же понял, как можно применить свое изобретение. К случайным открытиям также можно отнести: антибиотики (Александр Флеминг), небьющееся стекло (Эдуард Бенедиктус), фосфор (алхимик Бранд Хенниг пытался получить золото из… человеческой мочи). Также случайно были открыты: вулканизированная резина (Чарлзом Гудьиром), йод (кот фармацевта Бернара Куртуа разбил приготовленные для опыта бутылки, в результате реакции на полу остался кристаллизованный йод). Заменитель сахара сукралоза: студент Шашикант Пхаднис плохо понял команду профессора и попробовал вещество, приготовленное для опыта (анг. test и taste звучат почти одинаково, но имеют абсолютно разные значения). И таких примеров немало.

Глава 3. Опыты дома

3.1. Шутки и фокусы

Даже маленькие дети знают, что если втянуть воздух из шара с гелием, то изменится голос.

Существует металл, очень похожий на алюминий – галлий. Но только при температуре ниже 28 градусов – иначе он начинает плавиться. Химики часто шутят над своими друзьями с помощью растворяющихся ложек. Такая ложка сделана из галлия, и, попадая в горячий чай, она начинает плавиться.

Чтобы создать большое количество пены, можно в водный раствор соды добавить хлорной извести.

Цвет лепестков белых роз можно изменить при помощи нашатыря: нужно опустить в него стебли.

Провести фокус можно и с мармеладными червячками. Если их пропитать содовым раствором, а затем опустить в уксус, червячки начнут дергаться и шевелиться.

3.2. Опыт "Извержение вулкана"

Нам понадобится: сода, красная или оранжевая краска, вода, моющее средство, уксус.

3.3.Опыт "Самонадувающийся шарик"

Нам понадобится: воздушный шарик, пластиковая бутылка, бытовая воронка, уксус, пищевая сода.

Заполняем бутылку уксусом на 1/3. Ставим воронку и засыпаем в бутылку 3-4 чайных ложки пищевой соды. Теперь быстро натягиваем воздушный шарик на горлышко и наблюдаем, как он надувается без чьей-либо помощи! После того, как шарик надуется, снимаем его с бутылки, завязываем и потираем о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку и держится там несколько часов! (приложение рис.2)

3.4. Опыт "Секретное послание"

Нам понадобится: молоко, ватные палочки, лист бумаги.

Наливаем молоко в небольшую мисочку, мокаем в него ватную палочку и пишем ею на листе бумаги. Молоко высохнет и на бумаге ничего не будет видно, но с помощью духовки или утюга ее можно будет проявить! Для этого достаточно прогладить лист или подержать в тепле некоторое время. (приложение рис.3)

3.5. Опыт "Йод - индикатор содержания крахмала"

Нам понадобится: свежая картошка, кусочки, яблока, хлеба, стакан с разведенным крахмалом, стакан с разведённым йодом, пипетка.

Разрезаем картофель на две части и капаем на него разведенный йод – картошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость тоже синеет. Капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, хлеб, по очереди.

Наблюдаем: Яблоко — не посинело вообще. Хлеб – посинел очень сильно. Эта часть опыта показывает наличие крахмала в различных продуктах.Крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. (приложение рис.4,5)

3.6 Опыт "Фараоновы змеи"

Для опыта понадобятся: таблетки глюконата кальция, пламя свечи.

Подносим таблетку глюконата кальция к пламени свечи, нагреваем. . Из таблетки поползет серая змея. (приложение рис.6)

3.7. Опыт "Лавовая лампа"

Нам понадобится: соль (или шипучая таблетка), водопроводная вода, растительное масло, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.

Заполняем на 2/3 стакан водой. Выливаем масло в стакан. Масло будет плавать на поверхности воды. Добавляем несколько капель различных красителей к воде и маслу. Медленно высыпаем 1 чайную ложку соли (или шипучую таблетку) в стакан с водой и маслом. Наблюдаем, что происходит с масляной и водной смесью. (приложение рис.7,8,9)

3.8. Опыт "Седой шоколад"

Нам понадобится: стакан с водой, кисточка, плитка шоколада.

Кистью наносим на шоколад воду. Затем заворачиваем шоколад в фольгу и помещаем в холодильник. Через неделю достаем шоколад из холодильника. На поверхности шоколада появился седой налет. Это выступили кристаллики сахарозы, т.к. вода их притягивает. (приложение рис.10,11)

Заключение.

Изучив литературу, проделав опыты, мы убедились в том, что химия очень интересная наука о веществах, которую необходимо знать каждому. Многие процессы, происходящие на нашей кухне и в быту – это химические явления. Химические опыты разнообразны и интересны и можно сразу увидеть химическую реакцию. Но нужно всегда помнить, что все опыты с химическими веществами должны проводиться в присутствии взрослых и с соблюдением правил безопасности. Понимание того, какие вещества опасны, а какие безопасны, поможет в обычной жизни.

Знание основ химии полезны и в начальной школе. Они помогают понять взаимосвязь веществ в природе. А знакомство с яркими, эффективными химическими опытами имеет важное познавательное значение и оказывает большое эмоциональное воздействие на нас, во многом способствует формированию у нас интереса к химии – очень интересной и важной науки.

Таким образом, гипотеза подтвердилась – в условиях современного развития цивилизации, человек не может обходиться без химии. Химия действительно важный помощник и друг человека, за нею будущее.

В процессе данного проекта, с поставленными целями и задачами мы успешно справились.

И в заключении, хотелось бы сказать: верьте в чудеса, знайте, что весь мир состоит из чудес и всё живое – уже великое чудо. В своём проекте нам удалось познать малую часть того, что может совершать наука, но жизнь непременно ещё много раз будет сталкивать нас с такими волшебными явлениями как химия.

Химия действительно удивительная наука!

Список литературы

1). В.А. Крицман , В.В. Станцо Энциклопедический словарь юного химика., испр. М: Педагогика 1990г.

2). О.Ольгин Давайте похимичим! : Занимательные опыты по химии. М.: Дет. Лит. 2002 – 175 с.: ил.-(Знай и умей).


Задачи:

-познакомить учащихся с историей развития химии, дать первые представления об этой науке;

-актуализировать знания учащихся о веществах, начать формировать представления о свойствах веществ и их превращениях;

-развивать аналитические способности учащихся.

Содержимое разработки

Урок химии в 8 классе

(вводный урок)

Знакомьтесь: Химия!

«Химия имеет неотразимую привлекательность

благодаря огромной, безграничной власти, которую

-познакомить учащихся с историей развития химии, дать первые представления об этой науке;

-актуализировать знания учащихся о веществах, начать формировать представления о свойствах веществ и их превращениях;

-развивать аналитические способности учащихся.

Тематические стенгазеты, карточки с формулами веществ и химических реакций, химические стаканы, плоскодонные колбы, кувшин из тёмного стекла, спички, сухое горючее, демонстрационный столик, тигельные щипцы, носовой платок, фарфоровый тигель, коллекции металлов и пластмасс. Вещества: Свежеприготовленные растворы иодида калия и ацетата свинца, фенолфталеин, кальцинированная сода, гидросульфат натрия, этанол, таблетки норсульфазола, дихромат аммония.

I. Вступительное слово учителя.

Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – ХИМИЯ. В ее копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно Золушку в принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а металл наделяет памятью. Недаром ее называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.

Каждый из вас, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: зажигает спички и газ, готовит пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

Сегодня ваше первое знакомство с этой удивительной наукой. А презентацию проведут ученики 9-го класса. Они расскажут вам об истории развития науки химии, покажут много интересных опытов, а в конце урока, ответив на вопросы викторины, вы сможете приобрести входные билеты в экспресс, который помчит вас по широким просторам планеты Химия – 8.

II. Изучение нового материала. Демонстрация опытов. Первый ведущий

Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Так, наши далёкие предки, ценили необычайную твёрдость кремния и использовали его для изготовления оружия и орудий труда. Некоторые вещества вы уже знаете: железо, алюминий, вода, мел, сахар, кислород, углекислый газ, пластмассы и другие (демонстрация коллекций металлов, пластмасс). Не только вещества на Земле, но и вся Вселенная состоит из одних и тех же элементов, которые учёные открыли один за другим на нашей планете.

На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах. А сегодня мы хотим кратко познакомить вас с историей развития химии.

Как правило, большинство историков химии выделяют следующие основные этапы её развития:

1. Предалхимический период: до III в. н.э.

В предалхимическом периоде теоретический и практический аспекты знаний о веществе развивались относительно независимо друг от друга. Происхождение свойств вещества рассматривала античная натурфилософия, практические операции с веществом являлись прерогативой ремесленной химии.

2. Алхимический период: III – XVII вв.

Алхимический период, в свою очередь, разделяется на три подпериода – александрийскую (греко-египетскую), арабскую и европейскую алхимию. Алхимический период – это время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов. В этом периоде происходило зарождение экспериментальной химии и накопление запаса знаний о веществе; алхимическая теория, основанная на античных философских представлениях об элементах, была тесно связана с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим "златоделием" алхимический период примечателен также и созданием уникальной системы мистической философии.

3. Период становления (объединения): XVII – XVIII вв.

В период становления химии как науки произошла её полная рационализация. Химия освободилась от натурфилософских и алхимических взглядов на элементы как на носители определённых качеств. Наряду с расширением практических знаний о веществе начал вырабатываться единый взгляд на химические процессы и в полной мере использоваться экспериментальный метод. Завершившая этот период химическая революция окончательно придала химии вид самостоятельной (хотя и тесно связанной с другими отраслями естествознания) науки, занимающейся экспериментальным изучением состава тел.

4. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории): 1789 – 1860 гг.

Период количественных законов, ознаменовавшийся открытием главных количественных закономерностей химии – стехиометрических законов, и формированием атомно-молекулярной теории, окончательно завершил превращение химии в точную науку, основанную не только на наблюдении, но и на измерении.

5. Период классической химии: 1860 г. – конец XIX в.

Период классической химии характеризуется стремительным развитием науки: были созданы периодическая система элементов, теория валентности и химического строения молекул, стереохимия, химическая термодинамика и химическая кинетика; блестящих успехов достигли прикладная неорганическая химия и органический синтез. В связи с ростом объёма знаний о веществе и его свойствах началась дифференциация химии – выделение её отдельных ветвей, приобретающих черты самостоятельных наук.

6. Современный период: с начала XX века по настоящее время.

В начале ХХ века произошла революция в физике: на смену системе знаний о материи, основанной на механике Ньютона, пришли квантовая теория и теория относительности. Установление делимости атома и создание квантовой механики вложили новое содержание в основные понятия химии. Успехи физики в начале XX века позволили понять причины периодичности свойств элементов и их соединений, объяснить природу валентных сил и создать теории химической связи между атомами. Появление принципиально новых физических методов исследования предоставило химикам невиданные ранее возможности для изучения состава, структуры и реакционной способности вещества. Всё это в совокупности обусловило в числе прочих достижений и блестящие успехи биологической химии второй половины XX века – установление строения белков и ДНК, познание механизмов функционирования клеток живого организма.

Второй ведущий

В одном химическом стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия, в другом – раствор ацетата свинца. Оба раствора выливают в химический стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца ярко-жёлтого цвета (показ карточки с химической реакцией).

2KI + Pb(CH3COO)2 = PbI2 + 2KCH3COO

- На последующих уроках мы узнаем, что обозначают такие записи уравнений химических реакций.

Третий ведущий

Сегодня продукты химического производства занимают главенствующее положение в нашей повседневной жизни. Химические исследования проводятся в лабораториях НИИ, на заводах, фабриках и т.д. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория.

Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.

Для проведения опыта используют четыре химических стакана и кувшин из тёмного стекла. В первом химическом стакане находится фенолфталеин, во втором - карбонат натрия, в четвёртом – гидросульфат натрия, в кувшине – вода. Третий стакан ничего не содержит.

Кажется, это чудо! Нет, просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом – раствор с щелочной средой. При их смешивание образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того чтобы окраска исчезла, я добавил немного раствора с кислотной средой. Кислота нейтрализовала щёлочь, и раствор обесцветился.

- Назовите химические вещества, которые использовались при проведении этого опыта.

Второй лаборант

- Многие из вас любят сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается из кокона Чужой или просто Змей Горыныч.

Описание опыта

Первый лаборант

- Платок носовой теперь в руки возьму, сначала водой ключевой намочу и пламенем спички его подожгу.

Описание опыта

Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его и хорошо пропитайте спиртом. Захватите платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную лучинку. Спирт сразу вспыхнет – создаётся впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остаётся невредимым, так как температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем для спирта.

C2H5OH + 3O2 = 2CO2 + 3H2O

- Назовите вещество, которое поддерживает процессы горения и дыхания. Что вы знаете о свойствах этого вещества?

Второй лаборант

(Звучит музыка, демонстрируется опыт.)

Описание опыта

В горло конической колбы вставьте тигелёк или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома(III). В тигелёк насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается вулкан горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частички оксида хрома(III). Если погасить свет, создаётся впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскалённые массы (показ карточки с химической реакцией).

(NH4)2Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + 4H2O

(Оксид хрома(III) соберите и сохраните для других опытов).

- Вот сколько интересных химических превращений вам пришлось наблюдать сегодня на уроке.

О химической реакции можно судить по её признакам – изменению цвета веществ, появлению запаха, выпадению осадка, выделению света и тепла, образованию газообразного вещества.

- Какие признаки химических реакций вы можете назвать в продемонстрированных опытах?

III. Викторина для учащихся Учитель

- Ну, что, ребята, покорила вас своими чудесами химия? А теперь и вы постарайтесь ответить на вопросы викторины, которые будут являться как бы входными билетами для вас в удивительный мир веществ и превращений.

Самое распространённое вещество на Земле. (Вода)

В воде не тонет, в огне не горит, существует только при температуре ниже ноля градусов. (Лёд)

Назовите жидкий при комнатной температуре металл. (Ртуть)

Без газа этого на свете

Не жили б звери и народ.

Его назвать вам могут дети

Ведь он зовётся – ….Кислород

5) Живу известный в мире, В тринадцатой квартире. Я мягкий, лёгкий, ковкий, Сверкаю в упаковке. (Алюминий)

6) Газ этот образуется при грозовых разрядах. Есть он в бору сосновом, где дышится легко.

И привкуса в воде совсем не оставляет, За то дезинфицирует её он хорошо. (Озон)

- Молодцы, на все вопросы ответили правильно.

- Какие химические вещества вы можете теперь назвать?

IV. Подведение итогов урока Учитель:

- Мои помощники доказали вам, что химия – интереснейшая наука? Что вам помогло убедиться в этом? Какие опыты вы сможете повторить в домашних условиях, чтобы удивить своих близких? Но не забывайте о технике безопасности.

Но химия - одна из сложных наук, входящих в раздел естествознания. Миллионы веществ, а, значит, и миллионы химических формул, химических реакций, множество законов и закономерностей. И вам предстоит изучать эти законы, законы химии, законы мирозданья. Каждый, кто посвятит себя этой науке, может внести свой вклад в разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе веществ и материалов.

В течение учебного года, от урока к уроку, мы с вами постепенно будем покорять планету – Химия 8, которой сможем завладеть только с помощью своих знаний.

Желаю вам успехов на этом трудном, но интересном пути! В добрый путь!

V. Домашнее задание

По учебнику: Предисловие. Введение. Глава 1. §1 Предмет химии. Вещества. Превращение веществ.


-75%

Читайте также: