Конспект уроку на тему внутрішня будова землі

Обновлено: 07.07.2024

Географический диктант (Приложение, слайд 1)

  1. Глобус
  2. Карта
  3. Меридиан
  4. Параллель
  5. Широта
  6. Долгота
  7. Экватор
  8. Восток
  9. Полюс
  10. Запад
  1. Окружности, условно проводимые на поверхности Земли параллельно экватору.
  2. Расстояние до какой – либо точки на земной поверхности от нулевого меридиана, выраженное в градусах.
  3. Точки земной поверхности, через которые проходит условная ось Земли.
  4. Сторона горизонта, имеющая азимут 270.
  5. Самая большая параллель.
  6. Расстояние до какой-либо точки земной поверхности от экватора, выраженное в градусах.
  7. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.
  8. Сторона горизонта, имеющая азимут 90.
  9. Условно принятые линии на поверхности земного шара, проводимые от полюса к полюсу.
  10. Модель земного шара.

Ответы: 4, 6, 9, 10, 7, 5, 2, 8, 3, 1.

– Молодцы. Вы справились с заданиями.

III. Работа над новым материалом (Приложение, слайд 2.)

– Мы приближаемся к новой теме и совершим увлекательное путешествие на корабле, но корабль наш непростой, а современнейший, способный проникать сквозь недра нашей Земли. Постепенно углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с её внутренним строением. Свои данные вы будете заносить в рисунок.

(У каждого раздаточный материал, впоследствии рисунок вклеивается в тетрадь).

– Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство: (Приложение, слайды 3, 4).

Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее. (Ученики делают рисунок)
Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое, состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы. (Показать серу)

Диск. С.11 (рис. Положение материков в различные эпохи)

(Ученики делают рисунок)

Диск. С. 13 (рис. Строение материковой и океанической земной коры)

(Ученики делают рисунок)

Как видно на рисунке океаническая кора состоит из 2-х слоёв: осадочного и базальтового. Материковая кора состоит из 3-х слоёв: базальтового, гранитного, осадочного. Она более мощная. (Показать породы). С глубиной в земной коре увеличивается давление и температура. На каждые 100 м температура повышается на 3 градуса.

Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600 м, а температура слоя, с которого начинается повышение 5 . (Решение на интерактивной доске)

1600 : 100 * 3 + 5 = 53

– В 1909 году на Балканском полуострове, около г. Загреба произошло сильное землетрясение. Хорватский геофизик Андрия Мохоровичич, изучая сейсмограмму, записанную в момент землетрясения, заметил, что на глубине 30 км скорость волн заметно увеличилась. Данное наблюдение подтвердили и другие сейсмологи. Значит, существует раздел, ограничивающий снизу земную кору. Для его обозначения приняли особый термин – поверхность Мохоровичича (Мохо).

(Ученики делают рисунок)

Литосфера – каменная оболочка Земли.

– Наш корабль подходит к конечной точке путешествия по недрам Земли. Мы с вами оказались на поверхности Земли. Как вы думаете, возможно ли такое путешествие в недра нашей удивительной планеты? (Нет)
– Почему? (Давление, температура)
– Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
– Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический.

Диск С. 16 (рис. Снимок из космоса.)

Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.

Диск С. 17 (рис. Распространение сейсмических волн.)

Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.

Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.

Диск. С. 18 (Видеофрагмент. Работа сейсмографа.)

IV. Первичное закрепление

– Из каких оболочек состоит Земля?

Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но ядро от пушки.

Затем, представьте, мантия
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.

Затем литосфера, земная кора…
Выбрались мы на поверхность –
Ура!

– Землю по внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?
– Объясните, почему мантию называют основной частью Земли?
– Расскажите, как изменяется температура в недрах Земли?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Актуализировать и углубить знания учащихся о внутреннем строении Земли.

-Познакомить учащихся с внутренним строением Земли

- Развить логику, мышление и внимание

-Воспитать активность и самостоятельность

- Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии:

Вы копали землю? Что там внутри? Хотели бы вы заглянуть внутрь Земли и узнать, что там?

Этот вопрос волнует учёных очень давно, но ответ на него может быть только предположительным, потому что добраться до центральной зоны планеты значительно труднее, чем до границ Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли можно сравнить с яйцом

3. Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи

Как вы думаете о чём мы с вами сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.

Физминутка на слайде

4.Открытие нового знания

Ядро Земли — пока загадка для науки. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе — примерно 3500 км и температуре — около 4000°С - 6000°С. Это пока все, что известно науке о строении глубин Земли.

Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что наше ядро состоит из железа, другие допускают возможным существования огромной пустоты в центре нашей планеты. Выделяют внешнее и внутреннее ядро. Но каково ядро Земли на самом деле пока не знает никто.

Все земные оболочки можно назвать геосферой (от греч. ge — Земля, sphaira — шар):

Занимательная минутка ( стих-ассоциация)

Чтобы лучше представить себе…

Я думаю, знать вам конечно пора

Что это такое ЗЕМНАЯ КОРА.

Ну, как объяснить вам доходчиво, точно?
Ее представляю я пенкой молочной.
На кухне кастрюлька для каши стоит
А в ней молоко вместе с манкой кипит.
От центра кастрюльного тонкого днища
Идет теплота, теплотища, жарища.
А в центре планеты, ядро наблюдаем
Оно фантастическим жаром пылает: 6000° С
Вот булькает вязкая манная каша,
По ней пузырьки беспокойные пляшут.

А ведь на поверхности нашей Земли
Такие события быть бы могли.

Когда мы кастрюльку свою выключаем,
Процесс остывания в ней наблюдаем.
Вот каша остыла и значит - УРА -
Получится пенка - Земная коpа.
Но, если включить потихоньку опять,
То можно такое подчас наблюдать:
Коpа, то есть пенка, pазоpвана снова,
И тут создается потолще основа,
А рядом с pазоpванным пенкиным краем
Вулканчики каши мы вновь наблюдаем!

5. Первичное закрепление с проверкой по эталону

А теперь укажите на карточках название каждого слоя Земли, а потом мы с вами проверим насколько правильно вы всё сделали.

(Правильный вариант на слайде)

6. Включение в систему знаний. Закрепление

- Найти в тексте определение "мантии","ядра", "коры" выписать в тетрадь.

2. Ядро Земли — центральная, наиболее глубокая часть планеты Земля. Геосфера, находящаяся под мантией Земли и, предположительно, состоящая из железо-никелевого сплава с примесью других сидерофильных элементов. Глубина залегания — 2900 км. Бывает внешнее и внутреннее…

3. Земная кора — внешняя твёрдая оболочка (кора) Земли, верхняя часть литосферы. С внешней стороны большая часть коры покрыта гидросферой, а меньшая находится под воздействием атмосферы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ plan-konspekt_stroenie_zemli.doc

Строение Земли.

Учитель географии : Мартынова Анастасия Валентиновна.

Образовательные:

способствовать формированию знаний о строении Земли, у глубить и расширить знания обучающихся о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойствах, практическом применении.

Развивающие:

Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, картами, учебником, с материалами мультимедийной презентации, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

способствовать воспитанию географической культуры, формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и свою область, столь богатые полезными ископаемыми; эстетическое на примере красоты минерального мира.

культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать с партнером, в группе.

Планируемые результаты:

Личностны е:

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительными источниками.

Предметные:

. обучающиеся должны основные понятия урока: основные виды горных пород, неоднородность состава твердой оболочки Земли, круговорот горных пород; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, гонных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.

Личностные : осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные :

Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные:

Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся - групповая, индивидуальная.

Оборудование для учителя:

Оборудование для учеников:

компьютер, папка с карточками, учебник

Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические; круговорот горных пород.

Цель : эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке.

Мы приближаемся к новой теме и совершим увлекательное путешествие на корабле, но корабль наш непростой, а современнейший, способный проникать сквозь недра нашей Земли. Постепенно углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с её внутренним строением. Свои данные вы будете заносить в рисунок.

Прежде, чем начать нашу экспедицию, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке?

- Фронтальная проверка по вопросам на стр 93 после пар. 19.

- Работа в парах с карточками.

Ж.Бюффон холодное пылевое облако

Иммануил Кант катастрофа

Пьер Лаплас раскаленное газовое облако

( Проверка на слайде 2)

Итак, мы познакомились с гипотезами возникновения нашей планете.

А сегодня на уроке мы узнаем внутреннее строение нашей плаенты.

Цель: основываясь на знания учащихся, сформулировать задачи на сегодняшний урок.

- Вам хотелось бы узнать о внутреннем строении Земли?

- Может быть вам что-либо уже известно о ее строении? Поделитесь.

  1. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно- поисковой работы с основными слоями Земли, дать понятия основным терминам темы (литосфера, рельеф, горные породы, минералы, полезные ископаемые)

А. Внутреннее строение Земли.

– Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство:

Скорлупа – земная кора
Белок – мантия
Ядро – желток (Слайд 3)

Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее. (Ученики делают рисунок)
Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое, состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.(Показать серу)

– Наше путешествие по недрам Земли продолжается.
– Какой следующий слой встречается нам на пути? (Земная кора)
– Толщина земной коры различна: от 75 км под материками и 5–17 км под океанами. Это твёрдая оболочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать на уроке условия для формирования у детей представления о Гипотезах образования Земли. Использовать различные методы и приемы работы.

Цели: создать условия для формирования у учащихся представления о Гипотезах образования Земли; создать условия для усвоения учащимися знаний: внутреннее строение Земли; литосфера; два типа строения земной коры.

Терминология: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая, океаническая.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы организации: фронтальная, парная.

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов), метод контроля и самооценки.

Приемы работы: прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия.

План:

Внутреннее строение Земли: земная кора; мантия; ядро.

Методы изучения Земли.

Ход урока I этап. Организационный момент (готовность к уроку).

Эмоциональный настрой. Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

II этап. Актуализация знаний.

Учитель. О чём говорят эти строки?

Ученик. О гипотезе происхождения Земли. Гипотеза Шмидта – Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.

Учитель. Из какого облака образовалась наша планета?

Ученик. Из холодного газопылевого облака.

Учитель. Какова форма Земли?

Ученик. Форма Земли шарообразная.

Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны?

Ученик. Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.

Интеллектуальная разминка

Изучив географию, 6 класса вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас у всех на столах лежит технологическая карта, в которой имеется ребус.

Приложение 1


Задание. Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку.

Цель урока: изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с методами изучения Земли; сформулировать понятие литосфера.

Записываем число и тему нашего урока в технологическую карту.

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля.

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

III этап. Объяснение нового материала.


Учитель. Каково внутренне строение Земли?

Ученик. Земля имеет послойное строение: ядро, мантия, земная кора.

Учитель. Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое? Что хотят показать этим сравнением учёные?

Ученик. Скорлупа – земная кора; белок – мантия; ядро – желток. Земля имеет послойное строение.

Самостоятельная работа – устно. Внутренне строение Земли на рисунке показано цифрами. Что обозначает каждая цифра?

Работа с учебником, с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно).

Внутреннее строение Земли.

Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние

Температура

Давление

Процентное соотношение

Разная, от -7°С, до +57°С

Курсивом отмечены те ячейки, которые учащиеся должны заполнить.

Правило: начиная с глубины 20 – 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.

Учитель. Почему мантию называют основной частью Земли?

Ученик. Мантия занимает основную внутреннюю часть Земли.

Учитель. Как изменяется температура в недрах Земли.

Ученик. При движении внутрь Земли температура повышается.

Физкультминутка

Приложение 2

Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов.

Учитель. Ребята, а что такое литосфера.

Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую.

Задание. Используя рисунок, заполните схему.

Назовите виды земной коры?

Сколько и какие слои слагают материковую земную корку и океаническую?

Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30–40 км под равнинами. Имеет 3 слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая.

Толщина океанической земной коры 5–10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный, базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.

Такое расположение слоев не случайно и объясняется плотностью слагающих их веществ. Гранит в основном состоит из менее плотных веществ, например полевого шпата, слюды. Базальт – более плотных, тяжелых веществ: лабрадора, магнетита, оливина и др. Поэтому базальтовый слой залегает под гранитным.

Земная кора выплавлялась из вещества мантии постепенно, в результате длительного и сложного физико-химического преобразования. При этом вначале выделились гранитный и базальтовый слои. Осадочный возник позднее, главным образом из продуктов их разрушения и преобразования живыми организмами. Он покрывает почти всю поверхность Земли. Осадочный слой сложен осадочными горными породами. Гранитный слой представлен магматическими (граниты и др.) и метаморфическими породами, близкими по составу к гранитам (гнейсы и др.). Базальтовый слой из магматических и плотных метаморфических пород, богатых магнием и железом.

Немного истории. Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой проводят нижнюю границу верхней мантии.


Название прибора говорит о его назначении – записи колебаний земного вещества. Как это происходит? Под действием мощных толчков, происходящих внутри Земли, земное вещество начинает колебаться, при этом оказалось, что скорость распространения колебаний различна. Исследуя это явление в лаборатории, ученые брали разные по плотности вещества. Результаты показали, что скорость колебаний от толчков одинаковой силы в разных по плотности веществах различна. На основании – этого ученые пришли к выводу, что земная кора состоит из разных по плотности веществ. Так, по скорости колебаний земного вещества в земной коре было выявлено три ее слоя: верхний – осадочный (сложен известняками, песком, глиной и другими породами), средний – гранитный и нижний – базальтовый. В гранитных породах, например, скорость распространения волны около 5 км/с, в песчаниках она меньше – около 3 км/с.

Работа с учебником. Используя стр. 40 пункт №3 §16 назовите самую глубокую скважину.

Самая глубокая шахта уходит в глубину не более чем на 8 км, а самая глубокая скважина достигает 15 км на Кольском полуострове.

А это ничтожно малая величина по сравнению с размерами Земли. Ведь расстояние от поверхности до центра Земли 6370 км. И все же глубинное бурение – один из надежных методов изучения земных недр, он позволяет многое узнать об особенностях строения нашей планеты.

Для чего необходимо изучать строение Земли? Раскрытие тайн внутреннего строения Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты, происхождение материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения вулканов, землетрясения, ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и многое другое.

Читайте также: