Добрым молодцам урок 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Эти слова мы знаем с детства. А что же такое сказка? И для чего они нужны человеку?

Сказка – это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил. Сказка – настоящее лекарство, которое открывает перед нами дверь с удивительным, захватывающим фантастическим миром, расширяя наше познание, кругозор и воображение.

Тем самым показывая, что кроме реального существует и фантастический мир. Обаяние сказки состоит в том, что она не дает успокоиться и показывает все новые и новые детали

В сказке всегда происходит борьба зла и добра. И добро всегда побеждает…

Для чего же сказка нужна человеку? Во-первых, сказка воспитывает. Она дает нам представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Во-вторых, сказка учит нас терпению и ответственности за то, что мы делаем.

Они заставляют нас мечтать и верить в чудеса. Ну и, в-третьих, благодаря своим свойствам сказка оказывает положительное влияние на чувства и характер человека… Сказок много и их можно разделить на три разряда: мифические сказки (Золушка), сказки о животных (“Курочка Ряба”) и бытовые сказки (“Каша

Мир сказок интересен и разнообразен, так что каждый читатель может найти себе книгу по душе.

Заканчивая свое сочинение, хочется обратить внимание на то, что взрослея, мы перестаем смотреть и слушать сказки. Мы заменяем их сериалами, новостями, романами, а ведь это несет совсем другое послевкусие.

Место занятия в учебном процессе: устное народное творчество.

Тип урока: комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ.

Форма занятия: индивидуальная и групповая проектная деятельность учащихся.

Дидактические цели.

  • Находить нужную информацию в различных источниках.
  • Работать в команде над решением единой проблемы.
  • Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность
  • Устанавливать связи между знаниями в различных учебных предметах

Методические задачи.

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о фольклоре.
  • Сформировать новые понятия об элементах сказок.
  • Учить работать самостоятельно и в группах.
  • Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Развивать самостоятельность, уверенность в своих силах.
  • Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности.

Вопросы учебной темы (проблемные).

  • Является ли сказка одним из видов устного творчества народа?
  • Какими бывают сказки?
  • Кто является главными героями сказок?
  • Что такое концовка, зачин, присказка?

Самостоятельные исследования учащихся.

Ожидаемый результат.

Являясь междисциплинарным по содержанию, проект требует привлечения знаний из информатики, изобразительного искусства, русского языка, а также развития навыков общения внутри школьного коллектива. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки.

Оборудование:

  • компьютер, медиапроектор, экран;
  • презентация к уроку.

1. Вступительное слово учителя.

2. Представление учащимися исследовательских работ.

2.1. Сказка - один из видов устного народного творчества.

2.3. Художники-иллюстраторы сказок.

4. Подведение итогов урока. Награждение, вручение грамот. (Приложение № 5)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) составлен с учетом ФГОС.

Цель: создать условия для осознания учащимися того труд человека приносит пользу не только себе, но и Отечеству

Познакомиться с основными понятиями.

Способствовать формированию чувства любви к родине.

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Прививать любовь к трудовой деятельности.

Добрый день! Надеюсь, что наш урок пройдет плодотворно, и мы отлично потрудимся сегодня. А что значит трудиться, как вы думаете?

Посмотрите на слайд попробуйте определить тему урока.

На слайде картинки, где люди трудятся.

К тебе, трудящемуся брату,

Я обращаюся с мольбой:

Не покидай на полдороге

Работы, начатой тобой.
Как вы понимаете это четверостишие?

О чем сегодня будем говорить?

Всегда нужно заканчивать начатое

Открытие новых знаний

Давайте разберем эту тему, чтоб у нас не осталось вопросов.

Добротой можно назвать чувство сострадания к ближнему существу. В частых случаях это сопровождается жертвенностью по отношению к другим и пренебрежением к себе. Доброта может быть бескорыстной и чистой. Хотя в настоящее время это встречается все реже. Но встречается, поднимите руку, кто сталкивался с добрыми людьми. Почему они добрые?

В общем, доброта у всех разная, но призвана она к одной основной цели – помогать другому человеку.

Добрый человек – это тот, кто по отношению к другим живым существам совершает поступки, приносящие им какое-либо благо.

Какие пословицы о доброте вы знаете?

Доброму бог помогает.

Доброму гостю хозяин рад.

Доброму добрая память.

Не ищи красоты, ищи доброты.

На свете не без добрых людей.

Добрые умирают, да дела их живут.

Давайте поясним несколько пословиц. На слайде три пословицы, обсудите их в парах, а затем мы обсудим вместе.

Доброму гостю хозяин рад.

На свете не без добрых людей.

Добрые умирают, да дела их живут.

А что такое труд?

Труд – это действие, направленное на конечный результат, на достижение пользы. (записать)

Труд бывает простой и сложный

Запишем схему со слайда

Приведите пример профессий простого труда (не нужно образование, профессиональная подготовка)

Приведите пример профессий сложного труда (нужна профессиональная подготовка)


Содержимое разработки

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

муниципальное общеобразовательное учреждение

Конспект открытого урока по литературе

для 5 класса

Народная мораль в характере и поступках героев.


учитель украинского языка и литературы

повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;

учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;

развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,

формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;

воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.

Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку … (пять).

Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”

ІІ. Постановка цели и задач.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

- Что такое сказка?

- Для чего нужны чудеса в сказках?

- Какие виды народных сказок вам известны?

- Расскажите о построении сказок.

- Назовите свойства сказки:

– особая композиция (зачин, счастливый конец),

– добро всегда побеждает зло,

– герою помогают волшебные помощники,

– прием троекратного повтора,

– особые речевые обороты.

- Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.

- Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.

- Назовите любимых героев русских народных сказок.

- К какому виду сказок она относится?

- Назовите героев сказки.

- Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

- Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

3. Иван-царевич и Баба Яга.

4. Сватовство царевичей.

5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).

6. Спасение Василисы Премудрой.

4. Лексическая работа.

Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать - уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

IV. Анализ сказки.

Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).

-Почему второй лягушке удалось выжить?

- Где нашли невест старшие братья?

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

- Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

- Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).

- Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

- Как они характеризуют героиню?

-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).

- У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.


- Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками со­ткать ковер?

- Почему важно умение жены рукодельничать?

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

-Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

- А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках.


- Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

- Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

- Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

- С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

- Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)

- Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.

5. Литература и изобразительное искусство.



- Какой вы представляли героиню?

- Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).

V. Итог урока.

1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.

Задания для трёх групп.

1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.

Любая сказка состоит из композиции.

За тридевять земель, в тридесятом государстве

2 группа: распределить по видам сказочных героев.

– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).

– По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены –Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.

(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец).
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.

2. Обобщающая беседа.

- Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

- Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)

-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).

- Как поступил Иван?(Своевольно)

-Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).

- Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)

- Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

- Русский народ даже такую пословицу сложил:

3. Тестирование.

Р) бытовая С) волшебная Т) о животных

2) Иван- царевич нашел свою стрелу:

К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе

3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:

А) сама , так как была рукодельницей

Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек

В) вместе с Иваном – царевичем

4) Отцом Василисы Премудрой является:

Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный

5) Иван-царевич проявил по отношению к медведю , селезню , зайцу и щуке:

И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение

6) Лягушка превратилась:

А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.

КЛЮЧ : 1. С 2. К 3. А 4. З 5. К 6. А

VI. Домашнее задание (на выбор).

1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.

2.Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.

VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Читайте также: