Конспект уроку 10 текст як одиниця спілкування етапи підготовки тексту виступу

Обновлено: 06.07.2024

Проверка домашнего задания. (По определениям слов назовите омоним:

3) передающий электричество; ответственный за ва гон в поезде;

6) часть пальца; ядовитое насекомое; вид построения войска.

– Какие из этих слов - омонимов используются в качестве термина и в какой

Слова – омонимы: 1) ключ; 2) лопатка; 3) проводник; 4) герой; 5) дробь; 6)

Используя составленное дома задание, испытайте своего соседа по парте,

можно так: совершенствуй свой текст, убирай стилистические недочёты и

1) Редактирование переводного текста научного стиля.

(Группам для редактирования раздаётся один и тот же текст для того,

Мы все постоянно общаемся, осознаём мы это или нет. Всё, что мы делаем, не

делаем, говорим или не говорим, создаёт о нас впечатление у тех, кто находятся рядом с

нами или у тех, с кем мы связаны. Это открывает для нас великолепные возможности,

ведь всякий раз с общением вы зарабатываете шанс сделать более лучше мнение о себе,

быть более эффективным и получать ещё более ус пешный результат.

Общение приобрело важную роль во всех сферах нашей жизни. Неуме лое общение

ведёт к конфликту, непониманию, дисгармонии, низкой самооценке и испорченным

взаимоотношениям. Умелое общение дарит прекрасные внутренние ощущения,

позитивный настрой, гармоничную жизнь в гармонии с другими и приобретение успеха .

Оно имеет отношение к нашей личной жизни, работе, социальным контактам и к любой

другой иной сфере нашей жизни. Эффективное общение приносит те плоды, которые мы

хотим, даёт нам возможность сделать так, чтобы нас правильно поняли, строить крепкие

взаимоотношения и взаимосвязи с другими людьми, а так же успешно убеждать других

Корпоративный мир понял это за последние несколько лет. Навыки общения в мире

означает, но для многих фирм такое название ставит эти навыки довольно низко в

неофициальной корпоративной иерархии, где - то рядом с принятием решения о том, где

пройдёт следующая корпоративная вечеринка, или обсуждением подробностей заказа на

Такое отношение быстро меняется, когда начинают ниспадать прибыли за продажи,

клиенты уходят к оппонентам и кампания оказыва ется перед выбором: потерять или

заработать два миллиона долларов. Вот когда управляющие осознают, что пора спросить у

экспертов по общению, которые покажут им, как повернуть бизнес на успешную дорогу,

вновь завоевать клиентов и прибыль. В передовых кампаниях навыки общения сейча с

являются первым приоритетом, потому что в таких кампаниях понимают ту роль, которую

Если предприятия и корпорации не понимают эффективности убедительного общения,

то они прозябают. То же утверждение является верным для всех нас как отдельных людей.

Сейчас хорошие навыки общения имеют первостепенную роль , если мы хотим

В этой главе рассказывается об основных принципах искусства убе ждать: что

эффективно и почему. Эти принцыпы очень отличаются от тех, которым и пользовались в

прошлом, поскольку в данный момент происходит революция общения. То, как мы

общаемся и понимаем друг друга, невероятно изменилось за последние 30 лет.

Книги об общении раньше рассказыва ли о том, как осуществить продажи, навязать

свою игру или манипулировать слушателем таким образом, чтобы он сдела л то, что вы от

него хотите, позволяя вам достичь своей цели. Но теперь ситуация изменилась, и людей,

которых нам нужно в чём - то убедить, отвлекают намного больше, на их внимание теперь

оказывается гораздо больше давления. В результате эти люди стали гораздо более

требовательны и разборчивыми относительно того, чему они приделяют внимание или

делают частью своей жизни. Единственным способом завладе ть их вниманием, а затем

эффективно использовать эту возможность являются развитые навыки общения.

Сегодня те принципы, которые делают общение эффективным, основаны на ростущей

компетентности и вашей способности быть гибким. Эти принципы можно и нужно

адаптировать под ситуацию, человека или людей, с которыми вы имеете дело, а так же

общения так же необходимо обточить, и для ряда ситуаций нам явно нужны лучшие

инструменты общения, чем у нас есть. Можно сказать, что если в прошлом с работой мог

2) Учащиеся зачитывают отредактированный текст, класс ифицируют исправленные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для классных часов по событиям на Украине, где идут боевые действия. Поддерживают действия нашей страны там 73 % населения. 27 % не поддерживают, или против этого. В том числе это и многие подростки. Патриотизма и понимания ситуации у наших молодых людей не всегда достаточно. Презентация поможет понять, что и для чего происходит

Наша правда К событиям на Украине

Наша правда

К событиям на Украине

С 2014 года Украина под влиянием американцев совершила майдан (переворот), в результате которого решила, что Россия – враг, затем было запрещено говорить людям на русском языке, хотя б о льшая людей говорили на русском языке

С 2014 года Украина под влиянием американцев совершила майдан (переворот), в результате которого решила, что Россия – враг, затем было запрещено говорить людям на русском языке, хотя б о льшая людей говорили на русском языке

Майдан 2014 год

Майдан 2014 год

Жители Крыма были против такой политики, боролись за свою свободу от Украинского режима, и победили. 97 % крымчан проголосовали за вхождение в состав России, и Крым стал частью России.

Жители Крыма были против такой политики, боролись за свою свободу от Украинского режима, и победили.

97 % крымчан проголосовали за вхождение в состав России, и Крым стал частью России.





Донецкая и Луганская области тоже сопротивлялись киевскому режиму, объявили себя республиками. В результате военного сопротивления отстояли границы, в которых жили независимо от Украины, где процветает национализм.

Донецкая и Луганская области тоже сопротивлялись киевскому режиму, объявили себя республиками. В результате военного сопротивления отстояли границы, в которых жили независимо от Украины, где процветает национализм.

Национализм - «Украинский национализм превращается сегодня в реальный фашизм , в нацизм и в подавление инакомыслящих на Украине. Украинский национализм поощрялся всеми президентами Украины после обретения независимости. Особенно активно он стал развиваться уже на рубеже 2014−2015 гг. Нынешний президент Украины Владимир Зеленский сейчас использует фактор украинского национализма для внутриполитических целей. Главная цель — удержание власти.

Национализм -

«Украинский национализм превращается сегодня в реальный фашизм , в нацизм и в подавление инакомыслящих на Украине.

Украинский национализм поощрялся всеми президентами Украины после обретения независимости. Особенно активно он стал развиваться уже на рубеже 2014−2015 гг.

Нынешний президент Украины Владимир Зеленский сейчас использует фактор украинского национализма для внутриполитических целей. Главная цель — удержание власти.

Украинские националисты

Украинские националисты

Украинские националисты

Украинские националисты

Марш украинских националистов

Марш украинских националистов

Украина не позволила людям жить спокойно и 8 лет вела обстрелы и бомбардировки этих территорий, практически шла гражданская война.

Украина не позволила людям жить спокойно и

8 лет вела обстрелы и бомбардировки этих территорий, практически шла гражданская война.

В результате этих событий погибли 9 тысяч человек , из них 130 дети Много людей стали инвалидами, т.к. потеряли руки, ноги, получили другие ранения.

В результате этих событий погибли 9 тысяч человек , из них 130 дети

Много людей стали инвалидами, т.к. потеряли руки, ноги, получили другие ранения.

Украину Америка и другие страны обильно снабдили разными видами вооружения

Украину Америка и другие страны обильно снабдили разными видами вооружения


В результате этих событий погибли 9 тысяч человек , из них 130 дети. Много людей стали инвалидами, потеряли руки, ноги, получили другие ранения. После бомбёжки мирный человек потерял руки и ноги После ракетного обстрела страдают и погибают люди

В результате этих событий погибли 9 тысяч человек , из них 130 дети. Много людей стали инвалидами, потеряли руки, ноги, получили другие ранения.

После бомбёжки мирный человек потерял руки и ноги

После ракетного обстрела страдают и погибают люди

Братская могила погибших людей

Братская могила погибших людей

Люди теряют своих близких

Люди теряют своих близких



Разрушаются жилища

Уничтожаются дома

Люди гибнут в общественном транспорте

Люди гибнут в общественном транспорте

Обстреливаются школы и детские сады

Обстреливаются школы и детские сады


Говори на украинском или смерть

Говори на украинском или смерть

Руководство страны полностью зависит от западных правителей, особенно от американских, которые практически являются главными правителями страны. Украинская Рада

Руководство страны полностью зависит от западных правителей, особенно от американских, которые практически являются главными правителями страны.

Зеленский Правительство Украины


Зеленский и Байден

Зеленский и Байден

Флаги Украины и США

Флаги Украины и США

Русский народ с болью смотрел на все эти события и 21 февраля 2022 года президент России В.В.Путин выступил с речью о событиях на Украине, в своей речи он дал подробное объяснение о этих событиях, и о том, как эти события влияют на нашу страну.

Русский народ с болью смотрел на все эти события и 21 февраля 2022 года президент России В.В.Путин выступил с речью о событиях на Украине, в своей речи он дал подробное объяснение о этих событиях, и о том, как эти события влияют на нашу страну.

Б о льшая часть наших людей поддерживает решения Путина о защите людей на Украине

Б о льшая часть наших людей поддерживает решения Путина о защите людей на Украине


И 21 февраля 2022 года было принято решение о признании независимости Донецкой и Луганской республик . Это даёт этим республикам право на независимость от Украины, и защищать себя от военного нападения Украины, которое продолжалось 8 лет, и жить без войны. Глава ДНР Денис Пушилин и глава ЛНР Леонид Пасечник

И 21 февраля 2022 года было принято решение о признании независимости Донецкой и Луганской республик .

Это даёт этим республикам право на независимость от Украины, и защищать себя от военного нападения Украины, которое продолжалось 8 лет, и жить без войны.

Глава ДНР Денис Пушилин и глава ЛНР Леонид Пасечник

После признания республик был заключён договор с главами Донецкой и Луганской республиками о взаимопомощи . И после этого было принято решение о военной помощи республикам. А чтобы защитить их полностью стало необходимо повлиять на Украину в целом, изменить отношение правящих сил к русским, ликвидировать национализм.

После признания республик был заключён договор с главами Донецкой и Луганской республиками о взаимопомощи . И после этого было принято решение о военной помощи республикам. А чтобы защитить их полностью стало необходимо повлиять на Украину в целом, изменить отношение правящих сил к русским, ликвидировать национализм.

Военные действия на Украине продолжаются, они направлены только на военные объекты, мирному населению ничего не угрожает. Но сами украинские националисты обстреливают и бомбят своих мирных жителей.

Военные действия на Украине продолжаются, они направлены только на военные объекты, мирному населению ничего не угрожает. Но сами украинские националисты обстреливают и бомбят своих мирных жителей.

Если бы мы позволили Украине продолжать свою политику, мы были бы вынуждены наблюдать, как дальше продолжается уничтожение мирного населения ДНР и ЛНР. А затем война пришла бы уже на нашу территорию - такие мечты вынашивали украинские руководители вместе с американцами.

Если бы мы позволили Украине продолжать свою политику, мы были бы вынуждены наблюдать, как дальше продолжается уничтожение мирного населения ДНР и ЛНР. А затем война пришла бы уже на нашу территорию - такие мечты вынашивали украинские руководители вместе с американцами.

Обама, один из президентов США, мечтал именно о том, чтобы уничтожить Россию. Эти идеи не покидают и современного президента Байдена

Обама, один из президентов США, мечтал именно о том, чтобы уничтожить Россию. Эти идеи не покидают и современного президента Байдена



Наши ценности – это традиционная семья, гордый русский народ, любовь к Родине и своей природе, патриотизм, гордость за свою Родину.

Наши ценности – это традиционная семья, гордый русский народ, любовь к Родине и своей природе, патриотизм, гордость за свою Родину.

А Россия всегда умела защитить себя. Это подтверждает многими победами, в том числе победа над Наполеоном в 1812- 1815 годах, над Гитлером в 1941-1945 годах, а сейчас и в Сирии с 2015 года и до сих пор. Гитлер Наполеон

А Россия всегда умела защитить себя.

Это подтверждает многими победами, в том числе победа над Наполеоном в 1812- 1815 годах, над Гитлером в 1941-1945 годах, а сейчас и в Сирии с 2015 года и до сих пор.

Водружение флага Советского союза над рейхстагом Берлина в день победы 9 мая 1945 года

Водружение флага Советского союза над рейхстагом Берлина в день победы 9 мая 1945 года

Исламисты в Сирии жестоко убивали мирных жителей, грабили страну, бомбили населённые пункты. Наши войска по просьбе правительства Сирии изгнали исламистских бандитов и прекратили войну.

Б о льшая часть простого населения Украины с ликованием встречает наших освободителей

Б о льшая часть простого населения Украины с ликованием встречает наших освободителей

Наши воины всегда были лучшими в мире, верными своей стране и своим идеям, своему народу. И всегда воевали за справедливость. Также они часто были добровольцами там, где они были нужны. В годы войны против ДНР и ЛНР, многие наши простые люди шли туда добровольцами. Многие из них погибли за свободу этих людей. Такие наши люди – сильные и смелые. Честь им.

Наши воины всегда были лучшими в мире, верными своей стране и своим идеям, своему народу. И всегда воевали за справедливость. Также они часто были добровольцами там, где они были нужны. В годы войны против ДНР и ЛНР, многие наши простые люди шли туда добровольцами. Многие из них погибли за свободу этих людей. Такие наши люди – сильные и смелые. Честь им.

Наша цель на Украине будет достигнута! Мы победим нацистскую нечисть! И освободим от них народ Украины! И защитим свои границы от тех, кто постоянно мечтает разрушить нашу страну!

Наша цель на Украине будет достигнута!

Мы победим нацистскую нечисть!

И освободим от них народ Украины!

И защитим свои границы от тех, кто постоянно мечтает разрушить нашу страну!

Конспект урока в 10 классе на тему

обобщить материал, связанный с основными видами речевой деятельности.

предметные:

повторить основные виды речевой деятельности;

метапредметные :

формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции; развивать аналитические способности (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике;

личностные :

создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; поощрение интереса к новым знаниям .

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический.

Технология: модерации.

Оборудование: презентация.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверить наличие 5 паронимов.

На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

-Что такое деятельность? Виды деятельности.

-Общение может быть деятельностью?

-Попробуем составить модель общения.

-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?

Говорящий или пишущий человек, то есть отправитель информации

Сама информация, то есть текст в устной или письменной форме

Слушающий или читающий человек, то есть получатель информации

-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? ( Речевую)

(Речевая деятельность)

-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)

Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: повторить основные виды речевой деятельности.

Настраи-ваются на рабочий процесс.

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.

Проблемная ситуация

-Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?

-Слушают ли участники этой истории друг друга?

-Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации?

-Почему они возникают?

Анний. Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.

Левкий. Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.

Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу!

Левкий. И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле.

Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.

Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.

Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам?

Левкий. Борей разодрал и сорвал парус.

Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно!

Левкий. Потом волною сбило кормовое весло.

Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает.

( возвратиться к вопросам)

- Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением)

Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.

(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)

- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?

Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо

-хорошо разобраться в теме высказывания;

-знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя;

- чётко сформулировать её;

В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах)

Хороший слушатель

Плохой слушатель

· Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.

· Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.

· Перебивает собеседника, как только представиться случай.

· Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).

· Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.

· Рассматривает тему как скучную и неинтересную.

· Улавливает только факты и не понимает главной идеи.

· Пока гово рит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.

· Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.

· Резко, категорично выражает свое мнение.

· Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.

· Тратит время на обдумывание посторонних тем.

· Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.

· Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.

Сделаем вывод.

Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.

Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития.

Проблемная ситуация

Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.

-Как вы понимаете эти слова?

Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.

Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. ( на партах у каждого лежит раздаточный материал – текст и задание). Откройте текст, но не задание. Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/.

Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.

Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.

Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.

Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений

1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.

2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.

3.Коменский – сын чешского мельника.

4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.

5.Коменский закончил академию и университет.

6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.

7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.

8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.

9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.

А теперь проверим. Правильные ответы: 3,5,9.

- Кто же у нас умеет читать?

- Почему задание оказалось трудным?

- Чему мы должны учиться?

Мы должны знать виды и цели чтения, основные его способы.

Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова.

Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.

Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует _______________. Другими словами, __________ чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе _______ чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги: __________________.

Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному___________ чтению. Цель _________ чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью _______ чтения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.

Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:______________.

Для справок : чтение - просмотр, ознакомительное, название книги, автор книги или текста, оглавление, аннотация, чтение-сканирование, данного, ознакомительное, углублённое.

Вернемся к тексту о Коменском.

-Просто чтение и эффективное чтение, в чем разница?

Письмо как вид речевой деятельности.

Письмо – это ( продолжить)

Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать высказывание)

Что? Для кого? Для чего?

Речевая деятельность - речевые действия, направленные на достижение цели.

Цель: особенности различных видов речевой деятельности.

Задачи:

• Рассмотреть особенности каждого вида речевой деятельности;

• Практически опробовать различные виды речи;

Речь - процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений .

• Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения.

• Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Различают устную и письменную внешнюю речь.

Формы речи

• Письменная речь - речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

• Устная речь - речь, произносимая в процессе говорения.

Виды устной речи

• Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре.

• Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно.

• Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

Для диалога характерны

• повторения фраз и отдельных слов за собеседником

• вопросы, дополнения, пояснения

• употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.

Для монолога характерны

• большая композиционная сложность

• более строгое соблюдения грамматических правил

• строгая логика и последовательность при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Видами речи являются:

• Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

• Слушание , или аудирование - восприятие и понимание звучащей речи;

• Чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Говорение

1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.

2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка.

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологическими высказываниями (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы); устный рассказ об играх, праздниках, прогулках и пр.

Процесс вербального общения:

1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать.

Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.

Процесс вербального общения

2 этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, осуществляется поиск нужного слова.

3 этап - проговаривание, реальное звучание речи.

Процесс вербального общения

• 1 этап - построение смыслового костяка речевого высказывания;

• 2 этап — построение синтаксической структуры предложения;

• 3 этап – проговаривание, реальное звучание речи.

Слушание

Ораторское искусство начинается с умения слушать. Скилеф

• Будьте физически внимательны.

• Повернитесь лицом к говорящему.

• Не притворяйтесь, что слушаете.

• Никогда не заканчивайте предложение вместо другого человека.

• Дайте собеседнику время высказаться.

• Не перебивайте без надобности.

• Отвечайте! Задавайте вопросы по сути!

Чтение

• Книга делает человека крылатым. Ф.В.Гладков

• Книга – это драгоценный сосуд, который нас наполняет, но сам не становится пустым. Декурсель

• Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далёких и тёмных дорогах жизни. А.М.Упит

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.

• Изучающее чтение имеет своей целью детальное изучение содержания текста.

Письмо

Аудирование (по вариантам).

№1 - 1 а, 2 в, 3 а, 4 б, 5 а, 6 б, 7 б, 8 в, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а

№2 - 1 в, 2 а, 3 б, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 а, 9 б, 10 в, 11 б, 12 а

Урок русского языка в 10 классе "Сокращение текста. План"


Цель: совершенствование умений находить информационный центр предложения, сокращать текст, создавая разные виды плана.

1. Повторение изученного о плане в курсе русского языка основной школы.

2. Развитие умений использовать основные приемы информационной обработки текста. Составление плана статьи.

3. Домашнее задание.

I . Теоретический материал о видах плана как одного из способов информационной переработки текста.

План — основные компоненты содержания текста, представленные в четких и кратких формулировках.

Простой план — план, включающий названия значительных частей текста.

Сложный план — план, включающий названия значительных частей текста, а также их смысловых компонентов.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план — опорная схема.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли, например: как, сколько, когда, почему и т. д.

Тезисный план — план из тезисов глагольного строя, например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим.

Назывной план — план из тезисов номинативного строя, например: Использование животными и птицами неслышимых человеком звуков.

План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада.

Обращаемся к материалу домашнего задания — составлению плана текста-рассуждения. Какого вида планы получились?

II. Развитие умений использовать основные приемы информационной обработки текста. Составление плана статьи Ю. Тынянова (она дается в сокращенном виде, но позволяет совершенствовать умения учащихся). Работа выполняется под руководством учителя, важно показать механизм составления плана.

1) Всего труднее заставить человека поверить в факт, факт его существования.

2) Не то чтобы он не чувствовал, что существует: он чувствует свое дыхание, свое тепло, иногда и чужое, он носит свое тело, в нем проходят мысли, он работает, — вещь рождается у него под руками. Но на сколько верст в окружности существует он, на сколько лет? Смотря кто. Есть диаметр сознания. Интерес к прошлому одновременен с интересом к будущему. Человек из записной книжки Чехова взглянул в окно на похороны: вот ты умер, тебя хоронить несут, а я завтракать пойду. Этот человек, конечно, может сказать и о будущем: вот ты не родился еще, у тебя нет фамилии, а я сейчас завтракать пойду.

3) Я думаю, что три четверти людей, так или иначе образованных, до сих пор обходятся тем фактом, что Солнце движется вокруг Земли. Все, или по крайней мере многие, учили в школе, что Земля движется вокруг Солнца, но из этого знания до сих пор как-то ничего и не получилось.

4) Знание — знанием, а сознание — сознанием: средний интеллигент ходит, честно говоря, с сознанием того, что солнце всходит и заходит. Ему нечего делать с таким громоздким и совсем неочевидным фактом, что Земля движется.

5) Там, где кончается документ, там я начинаю.

6) Представление о том, что вся жизнь документирована, ни на чем не основано: бывают годы без документов. Кроме того, есть такие документы: регистрируется состояние здоровья жены и детей, а сам человек отсутствует. И потом сам человек — сколько он скрывает, как иногда похожи его письма на торопливые отписки! Человек не говорит главного, а за тем, что он сам считает главным, есть еще более главное. Ну, и приходится заняться его делами и говорить за него, приходится обходиться самыми малыми документами. Важные вещи проявляются иногда в мимолетных и не очень внушительных формах. Даже большие движения — чем они сначала проявляются на поверхности? Там, на глубине, меняются отношения, а на поверхности — рябь или даже — все как было.

7) Нужен пункт, лежащий вне, для того, чтобы проверять то, что пишешь. Это странное признание. Нужен умный завиток ковра или шкаф бычьей внешности, зашедший в комнату из другого измерения, попавший сюда из другого геологического пласта. Он нужен как свидетель, как оценщик, как метроном. Он неясное присутствие собеседника, читателя. Он крепкий, рыжий, не жалуется, молчит, посматривает на меня. У него есть свои качества, которые я уважаю.

8) И я не уважаю качеств знакомого, застрявшего в комнате, когда я работаю, по вежливости или навязчивости и старающегося не шуметь и не смотреть на меня. Пишут, как любят, — без свидетелей.

(Ю. Н. Тынянов. Как мы пишем.)

Задания к тексту:

1. Выберите из предложенных заголовков максимально, на ваш взгляд, отражающий тему:

Секреты писательского ремесла

Как надо работать над книгой

2. Обоснуйте выбор заголовка автором.

3. Поделите текст на смысловые части. (Текст делится на четыре части, в каждой из них — два абзаца.)

После того как учащиеся сделают выбор, можно сообщить, что в оригинале статья состоит из шестнадцати частей.

4. Выпишите ключевые словосочетания. (Первая часть — факт существования; интерес к прошлому одновременен с интересом к будущему; вторая часть — Солнце движется вокруг Земли; знание — знанием, а сознание — сознанием; третья часть — где кончается документ; человек отсутствует; заняться его делами и говорить за него; четвертая часть — проверять то, что пишешь; неясное присутствие собеседника; пишут, как любят.)

5. Сформулируйте вопросы, которые можно было бы задать к каждой части текста (в форме вопросного плана).

Пример составления плана

1) Как человек осознает факт своего существования?

2) Почему знание иногда остается только знанием?

3) Когда возникает необходимость говорить за человека?

4) Что может проверить то, о чем ты пишешь?

6. Составьте назывной план.

Пример составления плана

1) Факт существования человека.

2) Знание о движении Земли вокруг Солнца.

3) Представление о жизни человека по документам.

4) Неясное присутствие собеседника.

7. Сократите текст, исключив информацию, которая является вспомогательной или оценочной.

Сокращенный вариант текста

1) Трудно заставить человека поверить в факт его существования.

2) Он чувствует свое дыхание, свое тепло, он носит свое тело, в нем проходят мысли, он работает. Но на сколько верст в окружности существует он, на сколько лет? Смотря кто. Есть диаметр сознания. Интерес к прошлому одновременен с интересом к будущему.

3) Три четверти людей, так или иначе образованных, обходятся тем фактом, что Солнце движется вокруг Земли. Все учили в школе, что Земля движется вокруг Солнца, но из этого знания до сих пор как-то ничего и не получилось.

4) Знание — знанием, а сознание — сознанием. Среднему человеку нечего делать с фактом, что Земля движется.

5) Там, где кончается документ, там я начинаю.

6) Бывают годы без документов. Кроме того, есть такие документы, где сам человек отсутствует. Человек много скрывает, не говорит главного, а за тем, что он сам считает главным, есть еще более главное. Приходится говорить за него, приходится обходиться самыми малыми документами.

7) Нужен пункт, лежащий вне, для того, чтобы проверять то, что пишешь. Он нужен как свидетель, как оценщик, как метроном. Он — неясное присутствие собеседника, читателя.

8) И я не уважаю качеств знакомого, застрявшего в комнате, когда я работаю. Пишут, как любят, — без свидетелей.

8. Напишите аннотацию к данной статье (задание дается в том случае, если учащиеся знакомы с особенностями жанра).

Отмечаем, что пятый абзац остался без изменений, потому что в нем нет лишней информации, в сознании писателя он настолько важен, что одно предложение выделено в абзац. Последнее предложение текста является своеобразным афоризмом о творчестве в целом.

III. Домашнее задание:

1) Используя материал учебника, составить план по тексту упражнения 317.

Читайте также: