Конспект урока знакомство с главными членами предложения

Обновлено: 06.07.2024

Цель: развивать умение находить главные члены предложения, правильно их подчеркивать.

1) познакомить с признаками главных членов предложения : подлежащего и сказуемого;

2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении, правильно подчеркивать в предложении;

1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;

2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;

3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества

- осваивание элементарных норм адекватного природосообразного поведения.

Метапредметные :

развитие умения сравнивать, классифицировать, анализировать;

понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение оказывать взаимопомощь.

организация учащимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

умение работать сообща.

Предметные :

-ознакомление с признаками главных членов предложения : подлежащего и сказуемого;

-формирование умения различать подлежащее и сказуемое;

-формирование уменя правильно подчёркивать подлежащее и сказуемое в предложении.

Совершенствовать навыки каллиграфического письма.

Ход урока

Сегодня у нас будет необычный урок, а урок путешествие. Мы отправимся в дальнее плаванье к острову сокровищ. Вы будете бесстрашными и смелыми пиратами. Я буду вашим капитаном, меня зовут Валерия Викторовна. А что же ищут пираты? Давайте отгадаем загадку.

Мечтает каждый день пират

Найти сундук, в котором (клад)

II. Актуализация знаний

-Посмотрите на доску. Составьте предложение из данных слов. (мальчик хорошо рисует машину карандашом) -на слайде появляется готовое предложение

Мальчик, карандаш, хорошо, машина, рисует

-Прочтем предложение, которое я составила.

-Как вы думаете, какая пара слов составляет основу записанного предложения? (мальчик рисует)

-Как называются члены предложения, которые составляют основу предложения? (главные члены предложения)

-А знаете ли вы, как называется каждый главный член предложения? (нет)

III. Постановка учебной задачи

-Кто догадался, какая тема нашего путешествия? (главные члены предложения)

-Вот мы и справились с поручением.

Во время прошлого путешествия я нашла бутылку с картой сокровищ. Давайте посмотрим на карту. Нам предстоит посетить 3 острова, на каждом из них нам нужно выполнить задание, чтобы продолжить наш путь к острову сокровищ. -просто карта с островами на слайде

-Прочитайте, что нам нужно сделать на 1 острове. (узнать)- на слайде появляются название островов

-Что мы должны узнать сегодня на уроке, если тема урока «Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения? (как называются главные члены предложения, на какие вопросы они отвечают, как выделять в предложении главные члены предложения)-тема на слайде выше островов

-Что для этого нужно сделать? (прочитать правило, провести наблюдение)

-Прочитайте, что нам нужно сделать на 2 острове. (научиться)

-Чему мы должны научиться? (находить и выделять главные члены предложения)

-Что для этого нужно сделать? (больше выполнять упражнения)

-Прочитайте, что нам нужно сделать на 3 острове. (применять)

-Где мы будем применять эти знания? (в жизни; при построении предложений как на письме, так и в речи)

-Что нам для этого нужно сделать? (выполнять упражнения)

В путешествии нам будет помогать определять направление компас. Свистать всех наверх! Наш корабль отправляется в путешествие, держать курс на север.

VI.Открытие новых знаний

1) Мы на 1 острове. Здесь нам предстоит выполнить задание. Все заметки вы будете делать в бортовом журнале. Откройте 2 страницу.

Ветер дует. Дети играют.

Птицы летят. Дождь идет.

Кто? Что делают? Что? Что делает?

-Первая пара прочитайте какие предложения, подошли к 1 схеме.

-Третья пара прочитайте какие предложения, подошли ко 2 схеме.

-Проверьте все ли у вас правильно. -на слайде проверка

-Выскажите мнение, являются ли слова, из которых состоит каждое предложение, главными членами? Почему? (эти слова являются главными членами предложения, т. к. в них заключается главная мысль предложения)

-О чем говорится в этом предложении-показываю на него ручкой? (о птицах)

-На какой вопрос отвечает слово птицы (слово птицы отвечает на вопрос кто)

-Посмотрим на следующее предложение, о чем говорится в нем? (о дожде)

-На какой вопрос отвечает слово дождь (слово дождь отвечает на вопрос что)

-Что вы заметили? (в каждом предложении есть главный член, который отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает о ком или, о чем говориться в предложении)

-Откройте учебник на странице 32 и прочитайте правило.

-Как называется этот главный член предложения? (подлежащее)

-Как подчеркивается? (одной чертой)

-Что именно говориться о птицах? (птицы летят)

-На какой вопрос отвечает слово летят? (слово летят отвечает на вопрос что делают)

-Что именно говориться о дожде? (дождь идет)

-На какой вопрос отвечает слово идет? (слово идет отвечает на вопрос что делает)

-Что вы заметили? (в каждом предложении есть главный член, который отвечает на вопросы что делает? что делают? и обозначает, что говориться о подлежащем)

-Откройте учебник на странице 33 и прочитайте правило.

-Как называется этот главный член предложения? (сказуемое)

-Как подчеркивается? (двумя чертами)

Теперь вы можете ответить, как называется каждый главный член предложения? (подлежащее и сказуемое)

-На какие вопросы отвечает подлежащее? (кто? и что)

-Как подчеркивается в предложении? (одной чертой)

-На какие вопросы отвечает сказуемое? (что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают)

-Как подчеркивается в предложении? (двумя чертами)

-Почему они главные? (они составляют основу предложения)

-Подлежащее и сказуемое-это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

Мы выполнили это задание, мы на один шаг ближе к кладу. Отправляемся на юго-восток.

2) Мы добрались до 2 острова

- Вы трое ребят выполняете 1 задание, возьмите с собой журналы для заметок и подходите к интерактивной доске, не забывайте про правила работы с интерактивной доской, не нажимайте сильно ручкой на экран.

А ваша группа выполняет 2 задание выходите к умному полу, правила работы на умном полу, такова вставать нужно лицом к центру, чтобы не загораживать проектор.

- Познакомьтесь с заданием в группе.

Прочитайте предложения и подчеркните подлежащее и сказуемое.

Ярко светит солнышко.

В берлоге спит медведь.

Лёд трещал от холода.

-Что вам нужно сделать? (подчеркнуть подлежащее и сказуемое)

Вам понятно задание? Выполняйте.

Встаньте на предложение, слова которого ниже составляют основу предложения.

-Что вам нужно сделать? (встать на предложение, слова которого ниже составляют основу предложения)

Вам понятно задание? Выполняйте.

- Проверим задание 2 группы. Первая группа подойдите ко второй, проверим, как они выполнили задание.

-Прочитайте, что вам нужно было сделать и какие ответы вы выбрали.

-Первая группа если согласна, поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.

- Зафиксируйте все результаты в своих бортовых журналах.

- Проверим, как выполнила задание 1 группа.

-Прочитайте, что вам нужно было сделать и какие ответы вы выбрали.

-Вторая группа если согласна, поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.

- Зафиксируйте все результаты в своих бортовых журналах.

-Присаживайтесь на свои места. Остался последний рывок, и мы уже получим наш клад. Продолжаем наш путь в направлении северо-востока.

3) Вот мы подплываем к острову сокровищ

Откройте следующую страницу бортового журнала. Сейчас каждый из вас будет работать в своем журнале.

-Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? (поставить галочку в облако над предложением, где правильно выписана грамматическая основа)

Опадают желтые листья.

Девочка читает интересную книгу.

В лесу выросла стройная ель.

Маша гуляет с собакой.

Старик ловил неводом рыбу.

Мы всем классом идем в лес.

-Проверим это задание на документ камере. Молоды! Вы справились с этим задание.

-Если согласны с выполнением этого задания поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.

V. Итог. Самооценка

Вот ваш сундук с сокровищами!

Задумывались ли вы о том, что у каждого из вас уже есть сундук, наполненным драгоценностями.

Это ваши портфели, в которых лежат учебники с богатейшими сокровищами знаний, накопленными всем человечеством. Если вы воспользуетесь этими сокровищами, то будете очень богатыми, умными, образованными людьми.

Теперь вы знаете, где хранятся настоящие сокровища, истинные ценности, и добыть их можно только упорным трудом – хорошей учёбой.

-Что вы узнали сегодня на уроке? –на слайде карта с названиями островов

-Как же называются главные члена предложения?

-На какие вопросы отвечает подлежащее? (кто? что)

-Как подчеркивается в предложении? (одной чертой)

-На какие вопросы отвечает сказуемое? (что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают)

-Как подчеркивается в предложении? (двумя чертами)

-Для чего нам нужны эти знания?

- Давайте подведем итоги вашего личного участия в путешествии. В конце ваших журналов лист самооценки. Отметьте в нем галочкой те пункты, где вы себя проявили. Подсчитайте количество набранных баллов (одна галочка – один балл) и поставьте отметку.

Я все задания выполнил быстро и без ошибок;

Я могу объяснить тему урока другому;

Я своими ответами приносил пользу всему классу;

Я был активным в течении всего путешествия;

Я достиг целей, поставленных в начале урока.

- Мы молодцы. Капитану корабля понравилось наше путешествие и то, как вы работали.

Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за урок, урок окончен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школа: КГУ СШК №19 г.Усть_Каменогорск

Урок: Русский язык

Учитель: Гвианидзе Н.А.

Цели и задачи:

Формировать представление о подлежащем и сказуемом; умение находить главные члены в предложении. Актуализировать знания учащихся о предложении.

Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма; словарный запас, память; развитие умения анализировать предложение, выявлять его существенные признаки, распознавать в предложении главные члены.

Воспитывать положительное отношение к учебе, чувство взаимовыручки, сопереживания и дружбы. Воспитывать интерес к русскому языку как учебному материалу на основе изученных правил через игровую форму изучения.

Организационный момент:

- Сегодня у нас необыкновенный урок. У нас в гостях учителя нашей школы.

Будем отвечать активно

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

- Учителя пришли к нам на церемонию награждения учеников нашего класса.

На уроке разрешается :

1 ученик: грамотно отвечать устно, писать в тетради красиво и аккуратно.

2 ученик: приветствуются активность, грамотность, четкое изложение мыслей.

Чтобы все у нас получилось, какое нам нужно настроение?

- И мы возьмем его с собой.

Минутка чистописания:

Открываем тетради, записываем число. А вот какую букву вы будете прописывать вы узнаете из загадок:

Пять ступенек – лесенка

На ступеньках – песенка.. ( ноты)

Это что за потолок?

То он низок, то высок

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый

Кружевной и синий-синий. ( небо)

Какой буквой обозначается этот звук на письме? ( эН)

( проверка, раздача жетонов)

- Что нам помогло добиться удачи? ( аккуратность, внимание).

Словарная работа:

На доске: транскрипция словарных слов: хорошо, собака, картофель, лопух, иней.

- Работаем со словарными словами.

( 1 ученик за закрытой доской)

- Молодцы! Что помогло вам добиться удачи в этой наминации?

Актуализация знаний:

- Переходим к следующей номинации. Продолжаем работу со словами.

- И вот как раз в этой номинации мы и будем работать в группах.

Работа в группах:

Задание: 1. Прочитать слова.

2. Что объединяет эти слова.

1 группа: стол, Сережа, карандаш, портфель

2 группа: бегала, читает, играла, танцевала

3 группа: интересный, белая, синяя, красная

4 группа: петь, рисовать, учить, книга

- Ребята, можно ли назвать эти 4 слова, предложением? Почему?

- Что выражает предложение?

Каким бывает предложение по цели высказывания?

- Давайте составим и запишем из этих слов повествовательное предложение.

Что вы знаете о повествовательном предложении?

( 1 ученик комментирует запись предложения)

Сережа читает интересную книгу.

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Какие качества характера помогли вам выполнить задание в этой номинации? ( взаимопомощь, дружба)

Физминутка:

А теперь , ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В сторону, вперед, назад, вниз,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Объявление темы урока:

- Ребята, что вы знаете о предложении?

- Сегодня вы узнаете, что в предложении есть главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Будем учиться находить их в предложении.

Новая тема:

3 предложения с подчеркнутыми главными членами: в 1, 2 допущены ошибки, в 3-ем- правильно.

- Посмотрите, нам дано задание, наша задача определить в каком из предложений правильно указаны и подчеркнуты главные члены предложения.

- Но в начале давайте познакомимся как же определить в предложении эти главные члены.

Работа по учебнику: стр. 116 - чтение правила.

- Назовите главные члены предложения?

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

Упражнение 349.

1-ое, 2-ое предложение у доски с комментированием.

- Итак, подчеркните главные члены предложения в составленном нами предложении.

- Так в каком предложении в 1, 2, или 3 предложении правильно найдены и подчеркнуты главные члены? ( в 3-ем)

- Молодцы! Что помогло вам добиться удачи в этой номинации? ( наши умения)

Итог урока:

- С какими членами предложения вы познакомились на уроке?

- Подведем итог, выполните тест.

- Проверка, выставление оценок.

- Сегодня вы показали свои знания, умения, грамотное письмо, правильно отвечали на вопросы. Вы сегодня – лучшие из лучших!

- Каждый из вас за каждую номинацию получал жетон и вот в конце урока вы получите их и посчитаете за все ли номинации вы получили жетон.

Домашнее задание:

Стр. 116 правила выучить, упр. 346

( разбор задания к упражнению)

Рефлексия:

( 2-3 ученика зачитывают выбранные 2 утверждения)

Краткое описание документа:

На уроке дети учатся находить главные члены. Актуализируются знания учащихся о предложении. Развивается словарный запас, память. Данный урок способствует воспитанию у учащихся положительного отношения к учебе. На уроке проявляется интерес к русскому языку как учебному материалу.

Цели и задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся о предложении.
  2. Развивать словарный запас, память.
  3. Воспитывать положительное отношение к учебе.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку как учебному материалу.

- Сегодня у нас необыкновенный урок. У нас в гостях учителя нашей школы.Будем отвечать активно. Хорошо себя вести. Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти. Открываем тетради, записываем число. А вот какую букву вы будете прописывать вы узнаете из загадок.

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Какие качества характера помогли вам выполнить задание в этой номинации? ( взаимопомощь, дружба)- Посмотрите, нам дано задание, наша задача определить в каком из предложений правильно указаны и подчеркнуты главные члены предложения.- Но в начале давайте познакомимся как же определить в предложении эти главные члены.

- Сегодня вы показали свои знания, умения, грамотное письмо, правильно отвечали на вопросы. Вы сегодня – лучшие из лучших!- Каждый из вас за каждую номинацию получал жетон и вот в конце урока вы получите их и посчитаете за все ли номинации вы получили жетон.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: продолжить знакомство с главными членами предложения.

обучающая: продолжить знакомство с главными членами предложения;

развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры;

воспитывающая: воспитывать интерес к природе.

Тип: урок обучения умениям и навыкам.

Вид урока: стандартный

Прогнозируемый результат: умение определять главные члены предложения.

Оборудование: картинки, доска, мел, учебники, карточки, учебник О.В.Узорова, Е.А.

Нефёдова, интерактивная доска.

1. Оргмомент. Постановка целей и задач урока

Открыли тетради записали число, классная работа.

Я загадаю вам загадки и вы поймёте о чём будет речь и с чем будет связана наша тема.

Угадайте , что за птица Эта птица никогда

Словно кошки не боится- Для птенцов не вьёт гнезда.

Собирает крошки (кукушка)

А потом на ветку прыг

Согласный, глухой, твёрдый.

Согласный, звонкий, твёрдый.

Как одним словом назвать их можно – птицы.

Мы вчера говорили о весне. А сегодня мы будем говорить о тех, кто первый возвещает к весне это –птицы.

2. Минута чистописания:

не делайте при написании этих букв частые ошибки – в букве в

3. Словарно-орфографическая работа

Дети назовите каких вы знаете птиц? ….А какие звуки они издают?

С..л..вей щебечут синь - синь

Какие из этих слов словарные.

А какие можно проверить объясните орфограммы. Сова – совушка, синица – синькает.

А сейчас хочу проверить какие они издают звуки. Молодцы.

А сейчас послушаем звуки пения птиц. 2 слайд

4. Работа по теме.

А сейчас составим предложения с нашими сопоставлениями:

Воробей- чирикает 3 слайд

Под моим окошком чирикает воробей.

В лесу красиво поёт соловей.

Найдите главные члены предложения.

Что такое подлежащее? Сказуемое.

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться с вами находить главные члены предложения.

А) Умение детей находить речевые ошибки:

А сейчас для вас новое задание, вы будете учителями и будете находить и исправлять ошибки. (Диктуют с места)

Воробей перескачет по дорожке. 4 слайд с картинкой

Какое слово употреблено не правильно А как правильно сказать? Молодцы ( Это маленькая , бойкая птичка. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, летом и осенью они клюют зёрнышки и семена растений. Поэтому часто их можно увидеть на земле) записываем, комментируем , находим главные члены предложения. Подчёркиваем.

Сова ночью засторожит мышей. 4 слайд с картинкой

Какое слово употреблено не правильно? А как правильно сказать? Молодцы ( Слух у совы в 50 раз лучше, чем у человека) записываем, комментируем , находим главные члены предложения. Подчёркиваем

5. Физическая минутка:

(Дети изображают спящих.)

Одна сова не спит,

(Дети делают взмахи руками.)

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

В) Письмо по памяти: 5 слайд

Ночи напролёт ( без перерыва, целиком, всю ночь)

Что нового узнали из стихотворения об этой птице.(ночью тоже поёт)

Учим , объясняем орфограммы, выделяем главные члены предложения, обращаем на то, что это одно предложение.

О ком этот текст?

Что случилось с птичкой?

А как вы думаете почему?

Чему учит нас этот текст? (Это живые существа, берегите их)

А сейчас мы будем правильно строить ответы на вопросы.

Кто жил у Серёжи в клетке?

1.У Серёжи в клетке жил чих. С комментированием подчеркни главные члены предложения у доски.

Что забыл сделать Серёжа?

2. Серёжа забыл закрыть дверцу.

Как разбился чиж?

3. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло.

Что стало с птичкой?

4. Скоро чиж умер.

Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали.

Задания по уровням:

1 уровень – подчеркнуть главные члены предложения.

2 уровень – найти границы предложения и подчеркнуть главные члены предложения.

Тема урока: Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Задачи урока:

Обучающие : 1) познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;

2) формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;

Развивающие : 1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;

2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;

3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Воспитывающие : воспитывать уважительное отношение к труду, друг к другу, навыки сотрудничества.

Ожидаемые результаты :

Личностные: 1) формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2)развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке

Предметные: обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое; научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях;

Познавательные : обучающийся научится:

выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;

работать с информацией на карточке;

осуществлять сравнение, анализ, обобщать;

выдвигать гипотезы, рассуждать.

Регулятивные: обучающийся научится:

удерживать учебную задачу;

составлять план действий;

осуществлять контроль и взаимоконтроль.

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

допускать возможность существования разных точек зрения.

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

II . Психологический настрой детей на урок.

Встали ровно, повернулись и друг другу улыбнулись. Вспомним формулу добра :

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра, если будет трудно, я тебе помогу. Садитесь.

Уч: Я хочу чтобы наш урок прошел в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания

III . Актуализация знаний с последующей мотивацией.

1. - Откройте тетради, запишем число.

Спишите не допустив ошибок в орфограммах.

( Дети записывают число, ученик комментирует).

2.-Словарная работа.

Посмотрите на доску и определите какое задание я хочу вам предложить? (вставить пропущенные буквы)

- Возьмите сигнализаторы и покажите, какие буквы пропущены в словах.

А в это время по самостоятельно по карточкам поработают 2 ученика .

Р.СУНОК, ЯГ.ДА, В.Р.БЕЙ,МЕС.Ц,К.Р.НДАШ,М.СКВА,ЗА.Ц,Р.БЯТА.

-А что объединяет все эти слова? (они словарные, их нужно запомнить)

3.Звуко-буквенный анализ слова.

Утром в школу мы идем-

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

-О каком времени года идет речь? ( об осени)

-Запишем это слово и сделаем звуко- буквенный анализ. / о сэн/

-Назовите осенние месяцы.

-Составьте красивые предложение со словом ОСЕНЬ.

-Давайте запишем предложение. НАСТУПИЛА ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. (Ученик пишет на доске с комментированием)

- Каким другим словом ,с таким же значением,мы можем заменить слово ЗОЛОТАЯ (желтая, блестящая).

-Больше вариантов нет?А помочь нам может вот такой словарь (словарь синонимов).Мы уже знакомились с толковым словарем С.И. Ожегова, со словарем фразеологизмов,а это словарь синонимов, слов с одинаковым лексическим значением. Итак (зачитать варианты слова золотой).

-Слова в предложении связаны по смыслу? (да)

-Слова в предложении пишутся слитно? (нет)

-Предложение выражает законченную мысль? (да)

-Начало предложения пишем с маленькой буквы? (нет)

- Предложение состоит из слогов?(нет)

-В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак ?(да)

V. Постановка проблемы

Пробные действия.

-Предлагаю вам провести научное исследование.

-Посмотрите на предложение, которое вы записали.

-Прочитайте предложение без 1 слова. Получилось предложение? Почему? ( Нет законченной мысли)

-Прочитайте без 2 слова. Получилось предложение?( Да )

-Прочитайте без 3 слова. Это предложение? (Нет )

-Почему, когда убирали слова- наступила и осень предложений не получилось?

Вывод: Это главные слова, без них не может быть предложения.

VI . Определение темы урока. Целеполагание.

Значит какая же тема урока? Главные члены предложения.

А какие цели мы поставим перед собой? Чему будем учиться ? ( Научимся находить главные члены предложения)

-Давайте ещё раз назовём главные члены в этом предложении.

-Посмотрите: два разных слова- наступила, осень,а вместе называются главными членами.

У нас в классе 22 человека и у каждого есть имя. Тебя как зовут? А все вместе мы как называемся?( класс )

-Вот так и главные члены предложения имеют свои имена, названия,сейчас мы узнаем какие.

-О чем говорится в предложении (Об осени.)

-Задайте вопрос к этому слову(Что? Осень.)

Это главный член предложения, его имя- подлежащее ,оно указывает о ком или о чем говорится в предложении. Подчеркивается одной чертой. (Подчеркните.)( Вывешивается над доску под темой)

-Что говорится об осени (Что сделала?Наступила.)

-Это второй главный член предложения, его имя- сказуемое . Оно обозначает ,что в предложении говорится о подлежащем. Подчеркивается двумя чертами. (Подчеркните.) ( Вывешивается над доску под темой)

Сделайте вывод. Главные члены предложения-подлежащее и сказуемое. Они выражают в предложении главную мысль.

Историческая справка .( 1Слайд ) С лова подлежащее и сказуемое были введены русским ученым и поэтом Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

VI I . Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Составление алгоритма.

- Как вы будете определять главные члены? С чего начнете? Составим алгоритм.

-А помогут вам вот эти карточки.(На доске хаотично расположены карточки)

Как найти главные члены предложения .

1.Прочитай предложение.

2. Найди о ком или о чем говорится в предложении ,задай вопрос кто? или что?

3.Подчеркни подлежащее одной черотой.

4.Найди слово, которое называет что делает тот, о ком сообщается в предложении, задает вопрос (что делает? что делают? что будут делать?)

5.Подчеркни сказуемое двумя чертами.

6.Прочитай грамматическую основу.

Прослушивание правила.

- Давайте проверим правильность наших рассуждений, послушаем профессора Самоварова. (И.Д.)

VII I .Физминутка.

-Поставим вопрос от подлежащего к сказуемому и выполним действие.

Заяц (прыгает) Медведь (топает)

Рыбы (плавают) Птицы (летают)

Лентяй (потягивается) Спортсмен (наклоняется)

IX . Первичное закрепление . (2 слайд)

-Прочитайте стихотворение. Сколько предложений в этом четверостишие ? Из каждого предложения выпишите только подлеж. и сказуемое, применяя составленный алгоритм.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет.

Глухо шепчет темный лес.

-(Каждая основа с большой бук вы и после неё ставится точка. Строчки дописываем.) (Из каждого предложения основу на доске выписывает отдельный ученик.)

(Оценим упр. сигнализатором .)

-Следующее задание выполните в паре. У вас на столе есть карточки, прочитайте задание и приступите к выполнению.

Соедините слова в грамматическую основу.

X. Закрепление знаний.

Работа в группе. Разделитесь на группы. Не забываем о соблюдении правил дружной работы. Вспомним девиз работы в группе :

Учись,старайся не ленись, к добрым знаниям стремись.

Я вам раздам листы с заданиями, прочитайте их и приступите к выполнению.

1гр .Вставьте пропущенные слова, подчеркните главные члены в предложениях.

1. Стоит ясный осенний день.

2.Голубое небо отражается в холодной реке.

3.Осинки греются в последних лучах солнца.

4.Березки накинули на себя цветные сарафаны.

5.Через рощу бежит речка.

6.Она несет свинцовые воды вдаль.

7.По воде плывут точеные листья березы.

8.Природа прощается с летом.

Выполненные задания вывешиваются на доску. Представитель группы читает свои предложения и поясняет.

Оценим результат. (если согласны-зеленый, нет-красный)

Посмотрите на доску, что получилось. (Текст.)

-Исаак Левитан большую часть своих картин посвятил осени, именно она была его любимым временем года.

XI. Итог урока.

-Какая тема урока?

-С какими членами предложения познакомились?

-Что такое подлежащее?

-Что такое сказуемое?

-Для нахождения главных членов чем будем пользоваться ?

XII. Рефлеския.

Оцените свою работу на уроке. У вас на партах кленовые листья 3 цветов. Возьмите в руки зеленые листочки те ребята, которым все удалось и было все понятно на уроке ; кому было немного трудновато возьмите желтые листочки; кому было тяжеловато и кому нужна помощь-красные.

Читайте также: