Конспект урока по истории россии 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Умение конспектировать пригодится старшеклассникам в настоящем и будущем. Это позволит развить умение оценивать, анализировать справочную и иную информацию, грамотно систематизировать ее, кратко записывать и быстро запоминать. Поэтому нередко классная работа по истории России в 8 классе предполагает составление конспектов занятий, лекций учителя. В качестве домашнего задания восьмиклассникам тоже могут задаваться конспектирования тех или иных тем, параграфов, отдельных пунктов и вопросов. Эти записи могут понадобиться еще и в следующем, девятом классе, при подготовке к итоговой контрольной, ОГЭ по выбору по этой дисциплине.

Сложности, возникающие при конспектировании уроков

Сложностью является то, что далеко не каждый восьмиклассник способен быстро и качественно выполнить записи уроков по истории России за 8 класс самостоятельно. Как показывает практика, у многих возникают затруднения:

  • со сбором необходимой информации. Например, оказывается что нужно обработать слишком много источников, а некоторые школьники крайне невнимательно и неумело работают с большими объемами данных;
  • не всегда удается правильно выделить главную мысль - основу составления качественного и полезного конспекта;
  • страдает оформление, из-за чего наглядность законспектированного материала крайне низка. Как следствие - им нельзя или затруднительно воспользоваться в практических целях.

Где можно научиться конспектированию?

Это не всегда и необязательно репетиторы или специализированные кружки, курсы. Подробные и полные конспекты по истории России 8 класс по всем темам и разделам курса, программам и УМК содержатся на портале еуроки. Их безусловную полезность для старшеклассников определяют такие плюсы:

  • все представленные материалы отвечают регламентам Стандартов образования;
  • их использование позволяет сэкономить семейный бюджет, отказавшись от найма репетиторов, посещения платных подготовительных курсов и т. п.;
  • изучая представленный ресурс, восьмиклассники смогут быстро научиться самостоятельно конспектировать историческую информацию;
  • сжатость, наглядность и краткость изложенных данных позволит качественно подготовиться к проверочной, ответу, а в будущем - к экзамену по предмету.

Работая с материалами регулярно, в том числе - ежедневно, учащиеся смогут решить все поставленные перед ними учебные задачи. Учителя тоже нередко применяют этот ресурс - для составления эффективного плана опроса, самостоятельных и проверочных по дисциплине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен с учетом современных требований к уроку.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I

Основные даты и события
1823 г. — создание кружка любомудров.
3040-е гг. XIX в. — дискуссии о путях общественного развития между западниками и славянофилами.
18441849 гг. — существование кружка петрашевцев.

Направления в идейной жизни общества при Николае I

Вопросы для сравнения

Консервативное направление

Либеральное направление

Революционно-демократическое направление

Славянофилы

Ф. В. Булгарин, М. П. Погодин

Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин

И. В. Киреевский, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков

М. В. Буташевич-Петрашевский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев

Православие, самодержавие, народность

Россия развивается по единому с Западной Европой пути, поэтому в России должна сложиться конституционная монархия

Россия развивается по отличному от Запада пути. Самодержавие возможно сохранить, однако народ имеет право на выражение собственного мнения (Земские соборы)

Ликвидация самодержавия и крепостничества

Способы достижения целей

Укрепление основ самодержавия

Мирное осуществление преобразований

Мирный путь, реформы сверху

Урок КРЫМСКАЯ ВОЙНА

Цели урока: анализ причин, хода и основных событий Крымской войны; оценка действий защитников Севастополя; выявление причин поражения России в войне.

Основные даты и события
18261828 гг. — русско-иранская война.
18281829 гг. — русско-турецкая война.
1828 г. — Туркманчайский мирный договор.
1829 г. — Адрианопольский мирный договор.
1833 г. — Ункяр-Искелесийский договор между Россией и Турцией.
1840 г. — Лондонская конвенция, подтвердившая целостность Османской империи и утвердившая принцип нейтрализации черноморских проливов.
1841 г. — вторая Лондонская конвенция, по которой Босфор и Дарданеллы переходили под международный контроль.
18531856 гг. — Крымская война.
1856 г. — Парижский мирный трактат.

Персоналии: А. М. Горчаков, А. С. Грибоедов, B. C. Завойко, В. И. Истомин, В. А. Корнилов, А. С. Меншиков, П. С. Нахимов.

Основные события Крымской войны

1-й этап (ноябрь 1853 г. — апрель 1854 г.)

18 ноября 1853 г.

Синопское сражение (адмирал П. С. Нахимов с 8 кораблями уничтожил турецкий флот, береговые батареи Синопа были подавлены, Осман-паша, командующий турецким флотом, попал в плен)

Разрыв Россией дипломатических отношений с Англией и Францией

Военный договор между Англией, Францией и Турцией.
Объявление войны России Англией и Францией

2-й этап (апрель 1854 г. — февраль 1856 г.)

Неудачная атака англо-французскими силами русских границ (Кронштадт, Соловецкий монастырь, Петропавловск-Камчатский)

Союзники предъявили России условия прекращения войны:
1) отказ России от: исключительного права покровительства Дунайским княжествам, претензий на покровительство православным подданным султана, претензий на исключительное господство на Черном море;
2) свобода судоходства по Дунаю

Конец августа 1854 г.

Россия вывела войска из Молдовы и Валахии

2 сентября 1854 г.

Высадка англо-франко-турецкого десанта в Крыму

8 сентября 1854 г.

Поражение русских войск на реке Альме

13 сентября 1854 г. — 27 августа 1855 г.

13 октября 1854 г.

Сражение под Балаклавой

24 октября 1854 г.

Сражение под Инкерманом

18 февраля 1855 г.

Смерть Николая I

Взятие турецкой крепости Карс

18 марта 1856 г.

Подписан Парижский мирный трактат

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Цели урока: анализ причин культурного подъема начала XIX в.; характеристика роли и значения образования в ходе реформ; выявление основных достижений русской науки в изучаемый период.

Структура системы народного просвещения может быть представлена в виде схемы.

Темы докладов

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Темы докладов

1. Декабристы и русская культура первой половины XIX в.
2. Кавказская война в произведениях русских писателей и поэтов первой половины XIX в.
3. Театральная жизнь России первой половины XIX в.
4. Русский классицизм в живописи.
5. Архитектурные стили первой половины XIX в.
6. Судьбы русских крестьян в литературных произведениях первой половины XIX в.
7. Вклад русских композиторов в мировую музыкальную культуру.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Цели урока: характеристика места православной религии и церкви в жизни России первой половины XIX в., внутренних противоречий церкви и государства в изучаемый период; сравнительный анализ церковной политики Александра I и Николая I.

Анализируя получившуюся схему, учитель обращает внимание учащихся на сложные взаимоотношения Синода и обер-прокурора, который старался принимать единоличные решения, не согласуясь с мнением духовенства (обер-прокурорами обычно становились лица, не имеющие духовного сана). Кроме того, можно отметить еще одну линию контроля за действиями духовенства — со стороны Третьего отделения, что также не улучшало отношений церкви и государства.
Структуру и положение православного духовенства учащиеся изучают самостоятельно по учебнику и составляют таблицу.

Категории духовенства

Положение в обществе

Черное духовенство (монахи и монахини, епископы, архиепископы и митрополиты)

Белое духовенство (приходские священники и низший клир: диаконы и псаломщики)

Темы мини-сочинений

1. Западники и славянофилы.
2. Промышленный переворот в России: дискуссия в исторической литературе.
3. Альтернативы экономического и политического развития России в начале XIX в.
4. Причины возникновения движения декабристов.
5. Причины усиления революционного направления общественного движения в России во второй четверти XIX в.
6. Режим Николая I: охранительная политика и попытки реформ.
7. Россия в международной политике первой половины XIX в.

Второй вариант урока. Ответы учащихся на вопросы и задания, представленные в учебнике к главе VII.
Третий вариант урока. Семинарское занятие по темам, указанным в учебнике в конце главы VII.
В качестве дополнительных материалов могут быть использованы выдержки из документов, представленные ниже.

. Народы — существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей — годы. Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. . Силлогизм Запада нам чужд. В лучших умах наших есть что-то еще худшее, чем легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные вспышки, парализуются в нашем мозгу.
. В наших головах нет решительно ничего общего, все там обособленно и все там шатко и неполно. Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное, холодное, неуверенное, напоминающее обличие народов, стоящих на самых низших ступенях социальной лестницы. . Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды. Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера.
Когда-то великий человек вздумал нас цивилизовать и для того, чтобы приохотить нас к просвещению, кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ, но к просвещению не прикоснулись. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его: пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования.

К. С. Аксаков. О том же
(Извлечение)

Россия — земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские государства и страны.
Как занимателен и важен самобытный путь России до совершения ее (хотя отчасти) на путь Западный и до подражания Западу. История нашей родной земли так самобытна, что разнится с самой первой своей минуты. Здесь-то, в самом начале, разделяются эти пути, Русский и Западно-Европейский, до той минуты, когда странно и насильственно встречаются они, когда Россия дает страшный крюк, кидает родную дорогу и примыкает к Западной.
. Рабское чувство покоренного легло в основание Западного государства; свободное чувство разумного и добровольного призвавшего власть легло в основание государства Русского.
Итак, в основании государства Западного: насилие, рабство и вражда. В основании государства Русского: добровольность, свобода и мир.
Пути совершенно разные. до такой степени, что никогда не могут сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих воззрениях. Пути эти стали еще различнее, когда важнейший вопрос для человечества присоединился к ним: вопрос Веры. Благодать сошла на Русь.
Православная вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма. если мы не ошибаемся, то скажем, что по заслугам дался и истинный, и ложный путь Веры, первый — Руси, второй — Западу.

А. И. Герцен. Россия
(Извлечение)

С самого начала наш естественный, полудикий образ жизни более соответствует идеалу, о котором мечтала Европа, чем жизненный уклад цивилизованного романо-германского мира; то, что является для Запада только надеждой, к которой устремлены его усилия, — для нас уже действительный факт, с которого мы начинаем; угнетенные императорским самодержавием, — мы идем навстречу социализму.
Земля принадлежит общине, а не отдельным ее членам; последние же обладают неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько ее имеет каждый другой член той же общины; эта земля предоставляется ему в пожизненное владение; он не может, да и не имеет надобности передавать ее по наследству.
. Я не вижу причины, почему Россия должна непременно претерпеть все фазы европейского развития. Германская община пала, встретившись с. феодализмом и римским правом.
Ей [России] гораздо легче отделаться от администрации, насильственно насажденной и совершенно не имеющей корней в народе, чем отказаться от общины.

Положение неслыханное: до 1853 года Россия стояла на верху славы и могущества, все европейские вопросы разрешены ею. Глава консервативной системы, она в Европе считалась колоссом непобедимым, грозящим покорить весь раздираемый внутренним брожением Запад. И вдруг в два года, не потерпев значительных поражений, этот колосс низводится с высоты своего могущества.
Ни одна из держав не может стремиться к владычеству над Турцией, не восстановив против себя всех остальных. В особенности же никто не потерпит расширения России. Россия и без того так могуча, что возбуждает всеобщее опасение своею обширностью и своим единством. Австрия опасается ее влияния на единокровные славянские племена; морские державы давно смотрят с недоброжелательством на исключительное господство ее на Черном море.
Вся Европа идет на нас, а мы стоим одни без всякой надежды найти где-либо союзников. Славяне, на которых указывают нам, как на единственных союзников России, не пойдут за нами из опасения подвергнуться худшему и гораздо более безвыходному деспотизму, нежели тот, которому они подчинены теперь.
Царствование Николая I подвинуло общественное мнение. Двадцатилетний гнет совершенно отбил прежнюю любовь и доверие народа к своему правительству. Но всего более способствовала этому настоящая война; она разорвала союз царя с народом, она окончательно опозорила царствование, которое без того могло бы гордиться внешними успехами и внешним могуществом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план соответствует ФГОС. Его можно использовать как в групповой, так и парной работе. По типу урок комбинированный.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;
  • Развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем;
  • Обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся;
  • Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Внутренняя политика Александра I.

МБОУ СОШ Беркет-Ключ

Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;

Развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем;

Обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся;

Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, практический, исследовательский.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер, карточки, схемы, компьютерные презентации.

Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе.

На уроке используется по характеру содержания обучающее – воспитывающая, гуманистическая.

Методическая цель:

Создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся;

Создание проблемной ситуации;

Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

Стимулировать учащихся к высказыванию собственного мнения;

Оценить конечный результат и процесс деятельности;

План - конспект

Проверка домашнего задания:

Назовите границы Российской империи.

Приведите не менее трех фактов, доказывающих, что Россия в начале XIX века была преимущественно аграрной.

Задание для ученика у доски:

Начертить схему государственного управления в России на рубеже XVIII – XIX вв., назвать особенности политического строя России.

Какие черты характера императора, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правительства?

Запись на доске: Александр I ( 1801 – 1825 ) – годы правления.

Объяснение учителя с элементами беседы:

Вступив на престол, Александр торжественно провозгласил, что в основе его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.

В это время было сильно влияние на умы людей Века Просвещения и французской революции.

Начало царствования:

Первыми мероприятиями Александра I стали:

Восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству и городам.

Запись в тетрадях:

Жалованная грамота дворянству.

Меры по крестьянскому вопросу:

1801г. – право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.

О чем свидетельствует данная мера?

Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.

Работа с документом:

- как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным?

Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления.

Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.

Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.

Запись в тетрадях:

1803г. – указ о вольных хлебопашцах.

Работа с документом:

Прочитать отрывки из указа о вольных хлебопашцах.

« Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам. Если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в гражданской палате.

Если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему.

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпущенные, если не пожелают войти в другое состояние, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

Беседа по вопросам к документу:

Назовите условие необходимое для освобождения крестьян?

К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения по указу?

Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев?

Предположите, каковы были практические результаты издания этого указа.

Реформы М.М. Сперанского:

Объяснение учителя:

Разработкой проекта реформы органов власти занялся М.М. Сперанский.

Работа с учебником и беседа по вопросам:

Прочитать в учебнике о проекте реформ М.М. Сперанского и устно ответить на вопросы.

- Вспомните идеи Просвещения XVIII в. Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского?

- Какое учреждение представляло законодательную власть?

- Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы в результате непрямых многоступенчатых выборов?

- Исходя из своего ответа на предыдущий вопрос, сделайте вывод о том, какими правами наделялось население страны.

- Представители какого сословия по проекту были ограниченны в правах?

- Как вы думаете, почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства?

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 1 278 материалов










5828982 5826742 5826735 5826718 5826690 5826674 5826664 5826651 5825266 5825258 5824339 5817629 5816332 5814883 5813716 5804148 5802317 5787996 5787980 5787973

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: