Конспект урока знакомство с буквой т
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word (7).docx
Тема: Знакомство с буквой Т, т. Письмо заглавной буквы Т .
Цели деятельности педагога : познакомить с новой буквой и звуками, которые она обозначает; создать условия для формирования навыка плавного и выразительного чтения; научить писать заглавную букву Т .
Планируемые результаты обучения.
Предметные : знают правила выполнения звукового анализа слов и этапы выполнения поэлементного анализа заглавной буквы Т , правила написания букв; умеют определять парные и непарные согласные по звонкости – глухости, мягкости – твердости; соблюдать лексические и грамматические нормы; получат возможность научиться писать заглавную букву Т .
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные : общеучебные – усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; логические – осуществление звукового анализа слов; классификация звуков по заданному основанию (твердые и мягкие согласные звуки, гласные – согласные и т. д.) ; моделирование звукового состава слова.
Регулятивные : умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; удерживать внимание при выполнении необходимых действий.
Коммуникативные : умеют участвовать в учебном диалоге; формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные : сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выполняют основные правила гигиены чтения и письма.
Цель: Знакомство со звуком [Т] и его буквенным образом.
1. Закреплять умение преобразовывать существительные множественного числа в существительные единственного числа.
2. Закреплять умение звуко – слоговому анализу слов.
3. Развивать фонематическое восприятие
4. Формировать представление о зрительном образе звука Т.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?Чтобы бодрее работалось, давайте активизируем глазки, ушки, ручки,ножки. А для этого повторяем со мной:
Доброе утро, глазки. Глазки, вы проснулись?
Доброе утро, ушки. Ушки, вы проснулись?
Доброе утро, ручки. Ручки, вы проснулись?
Доброе утро, ножки. Ножки, вы проснулись?
Доброе утро, Солнце. Солнце, я проснулся.
2. У меня в руках волшебный мешочек, на нем написано – звуки, так, открывайте скорей, так хочется увидеть звук, с которыми мы будем сегодня знакомиться.
- Ой, нет ничего? Как нет? Может, вы плохо посмотрели? А знаете, почему нет? Я вам говорила, вспомнили? Почему мы не можем увидеть звуки? (Потому что звуки мы слышим и говорим).
- Хотите узнать, с каким звуком мы будем знакомиться сегодня? Я вам покажу картинки, на которых изображены предметы. И название этих предметов будут начинаться с этого звука. (картинки начинающиеся со звуков Т),
- Вы догадались, ребята, с какими звуками мы будем играть?
А теперь отгадайте загадку
По небесам оравою, бегут мешки дырявые.
И бывает иногда из мешков бежит вода.
Спрячемся получше, от дырявой… ТУЧИ
( Подсказка : отгадка у нас будет начинаться со звука Т)
4. ЗВУК И БУКВА Т.
Теперь подойдите к нашей азбуке.
Давайте вместе произнесем наш уже знакомый звук Т.
Т согласный, т. к. его нельзя петь, так как у воздуха есть преграда – язычок и небо, язычок вверху, за верхними зубами; глухой, т. к. горлышко не дрожит, глухо всё в горлышке, голос не работает; твердый – говорим строго серьезно., обозначаем синей полосочкой.
Но иногда Т бывает и мягким. При разборе слов мы будем обозначать полосочкой синего цвета.
Ть – согласный, глухой, мягкий, обозначаем синим полукругом.
Каким цветом написан звук Т. Почему? (согласный).Какие звуки у нас синего цвета? А Красным цветом, какие звуки обозначены? Помните, мы с вами выстраиваем цепочки, при разборе слов. И синим цветом тоже обозначали…а красным? Молодцы.
- А как мне узнать, сколько слогов в слове? Как мы считаем слоги? (Проговорить слово, сосчитать слоги) Правильно! Давайте поставим руку и узнаем, сколько слогов в слове!
(Тапки, мята, тахта, Толя, мотоцикл)и наверное заметили, что в каждом слове есть звук Т.
6. Звуковой анализ слогов, слов. Составление схем.
Теперь давайте встанем, я буду бросать мяч, и говорить начало слова, а вы закончите это слово слогом ТА или ТЯ:
лопа, Ви, Нас, конфе, моне, Ка, Ми, газе, пала, Кос,воро, котле, Ники, сви… .
8. Физкульминутка. Давайте немного отдохнем. Встаем удобно, чтоб друг другу не мешать! Повторяйте за мной и делайте то, что говорится.
Мы устали чуточку,
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
Играть дальше становись!
9. Знакомство с буквами Тт
Ребята, с какими звуками мы сегодня работаем? (Т).
А если быстро произносить, то на что похоже? Во что любят мальчики играть? На что похоже частое повторение этого звука? Молодцы.
Звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и видим.
Т на крыше очутилась
И в антенну превратилась.
На что похожа буква Т?
• Сделайте с помощью ваших пальчиков букву Т.
• Давайте нарисуем букву Т в воздухе.
• Выложим звук Т и превратим его в букву (из полосочек бумаги)
Возьмите карандаши, у вас есть звук Т на листике. Обведите его по точкам. А потом заштрихуйте в середине, но старайтесь, чтобы не выходить за контуры
11. Работа в тетрадях.
Откройте тетради. У вас есть задание. Мы с вами будем писать букву Т.
10. Развитие фонематического восприятия:
а) слови звук, хлопни, когда услышишь “т” из звукового ряда;
б) повторить цепочку: ат-ат-та, та-та-ат, от-ат-ти и т. д. в) повторить только слова со звуком “т” :
Алочка, Галочка, Петечка
ушки, пушки, петушки
ситро, ведро, пальто
мотоцикл, трактор, тарелка
Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля.
11. Изменение слов и договаривание предложений:
Я буду называть вам предложения и слова во множественном числе, а вы будете переставлять слова так, чтобы получилось единственное число.
(Изменять существительные из множественного числа в единственное число) :
На столе стоят торты. Мама купила вкусный…
В магазине продают тапки. Папа потерял один …
В шкафу много тарелок. На столе стоит белая …
В банках разные компоты. Таня пьёт вишнёвый…
На клумбе растет много цветов. В вазе стоит один …
На крылечке сидят коты. В дом вошел один …
12. Итог занятия
Вот наш волшебный мешочек. А в нем вам маленький сюрприз.
Но для этого надо произнести: Птка, птко, птку, птки,птке
(А знаете, как называются эти конфеты? Трюфели. И первый звук - Т).
- развивать фонематический слух и артикуляционный аппарат.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (УУНЗ)
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать гласные и согласные звуки, умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пользоваться моделями; обогащать словарный запас учащихся; развивать фонематический слух, внимание, умение анализировать, выделять признаки сходства и различия, строить логическую цепочку рассуждений; развивать познавательные интересы.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель урока и отдельного задания; составлять план и последовательность действий; отличать верно выполненное задание от ошибочного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к окружающему миру; формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; учить связывать свой личный жизненный опыт с содержанием прочитанного произведения.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать речь других людей, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение работать самостоятельно, в парах, осуществлять взаимный контроль.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Элементы современных образовательных технологий: здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности), проблемное обучение (частично-поисковое), личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная технология.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Содержимое разработки
Цель: знакомство со звуками [т], [т’] и буквой Т (тэ).
- повторить ранее изученный материал;
- познакомить со звуками [т], [т’], буквой Т (тэ);
- освоить послоговой способ чтения.
- развивать психические процессы: память, мышление, внимание, воображение;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать умение образовывать существительные единственного числа без окончаний.
- развивать навыки звукового анализа и синтеза: развивать способность подбирать слова к пятизвуковой модели;
- совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв;
- развивать общую и мелкую моторику, развивать координацию движений, умения выполнять действия в соответствии с текстом.
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать умение слушать и слышать.
Прогнозирование результатов: дети познакомятся со звуками знакомство со звуками [т], [т’] и буквой Т (тэ), могут научиться образовывать существительные единственного числа без окончаний, подбирать слова к пятизвуковой модели, анализировать предложение и составлять его из букв,
Оборудование: мяч, доска, мел, столы, стулья, фишки красного, зеленого синего цвета, кассы букв, схемы для анализа предложения, буква Т, семена.
Ход занятия:
Организационный момент (настрой на занятие):
банты – бант, бинты – бинт, букеты –букет, винты – винт, листы –лист, билеты – билет, кусты – куст, болты – болт, жакеты – жакет, мосты – мост, торты – торт, халаты – халат, посты – пост, зонты – зонт, аисты – аист.
Повторение ранее изученного материала:
- Какие звуки и букву изучали на прошлом занятии? ( На прошлом занятии изучали звуки [д], [д’] и букву Д (дэ)
- Что вы можете сказать о звуках [д], [д’]? (Звук [д] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом. Звук [д’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом).
- На что похожа буква Д (дэ) (Буква Д (дэ) похожа на дом или на трубу)
Изучение нового материала:
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками и буквой, а с какими, вы догадаетесь, если отгадаете загадку и в ответе найдете первый звук. Готовы? (да)
По небесам оравою бегут мешки дырявые.
И бывает иногда из мешков бежит вода.
Спрячемся получше от дырявой…(тучи)
Характеристика звуков [т], [т’]:
- Что вы можете сказать о звуках [т], [т’]? (Звук [т] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом).
Знакомство с буквой Т (тэ):
-Звуки [т] – [т’] обозначаются буквой Т (тэ). Вот так выглядит буква Т (тэ). (показ)
- Послушайте стихотворение о букве:
Буква "Тэ" сТоиТ как сТолик,
Или с полочкою сТолбик.
А в сТакане Том – ТЮЛЬПАН
И на зонт, как будто, тоже.
-На что похожа печатная буква Т? ( антенна, зонт, столик и т.д.)
Закрепление:
Выкладывание буквы Т из семян:
- У вас на столах лежат семена. Составьте с помощью них букву Т (тэ) .
Послоговое чтение:
- Посмотрите на доску. Прочитаем слоги с новой буквой. (Дети читают вслух по одному):
Развитие фонематического восприятия:
а) повторить цепочку: ат-ат-та, та-та-ат, ат-ат-та и т.д.
б) повторить имена только со звуком [т] : Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля, Толя, Тася, Вася, Ася, Тося, Ната, Паша, Наташа;
в) заменить первый звук в словах на [т]: банк –…, раз –…, санки –…,
куча –…, лапки –…, ком –…, почка –…, пачка – …, сорт –…
Физкультминутка:
Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.
Наши ножки постучали дружно, веселее.
По коленочкам ударим тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.
Наши ручки закружились, ниже опустились.
Завертелись, завертелись и остановились.
Выполняют движения в соответствии с текстом.
На доске из фишек выкладываю схему слова в следующей последовательности: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный звуки.
- Ребята, посмотрите, перед вами схема. Сколько звуков в слове? (5)
- Какой 1, 2, 3, 4, 5 звук? (1 - мягкий согласный звук, 2 – гласный звук, 3 - твердый согласный звук, 4 - твердый согласный звук, 5 - гласный звук)
- Сколько слогов в этом слове? (2 - сколько гласных, столько и слогов)
- Придумайте как можно больше слов по данной модели. (ответы детей: мишка, миска, киска, лепка, ветка, ведро, юбка, нитка, чашка и т.д.)
Графическая запись предложения:
- Назовите первое слово…(детям).
- Назовите второе слово…(дали).
- Назовите третье слово… (торт).
- Сколько слов в этом предложении? (3).
- В каком слове есть звук [т] или [т’] ? (детям).
- Еще в каком слове есть звук [т]или [т’] ?(торт)
- Выложите схему этого предложения. (Дети выкладывают схему предложения на своих местах, один ребенок работает у доски).
- Правильно ли Маша выложила схему этого предложения? (Да).
- Сравните свои работы с работой Маши, все ли у вас правильно? (Да).
После выполнения задания дети сравнивают свои работы, исправляют ошибки.
- С какими звуками мы сегодня познакомились? (со звуками [т’], [т]).
- Какой он? (Звук [т] – согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Звук [т’] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом).
- Какой буквой обозначаем звуки [т’], [т]? (буквой Т (тэ)
- На что похожа буква Т (тэ)? (На антенну, стол, зонт и т.д.).
- Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- Что для вас показалось сложным?
- Как вы думаете, кто хорошо занимался сегодня на занятии?
- Кому надо немножечко постараться?
- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.
-75%
Читайте также:
- Александр пушкин фильм о жизни и творчестве величайшего русского поэта 1979 конспект по фильму
- Определение объемов различных носителей информации архив информации конспект урока
- Спотлайт 7 класс конспект урока vanished
- Самое главное вещество 3 класс перспектива презентация и конспект
- Четность и нечетность функции конспект урока