Конспект урока жизненные ценности 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по обществознанию в 5 классе.

Дата:_______________

Тип урока: проблемно-диалогический.

углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких;

развивать навыки сравнения, выявлять сходство и различия обществоведческих понятий;

формировать у учащихся положительное отношение к процессу познания

Планируемые результаты:

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметный

выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах;

классифицировать объекты ( объединять в группы по существенному признаку);

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

дать представления о семье, видах семьи, функциях семьи, ценностях семьи.

Оборудование: листы формата А3, карточки , учебник Л.Н. Боголюбова 5 класс.

Проверка домашнего задания

3. Актуализация темы:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень важные для каждого человека на земле вопросы. Чтобы определить тему сегодняшнего урока вы должны закончить фразу: Мама, папа для тебя это дружная ….. ( семья ) Молодцы! Послушайте стихотворение и подумайте без чего семью, назвать семьей сложно?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

(Ответы детей)

У каждой семьи свои семейные ценности – это семейные традиции, дружба, любовь, взаимопонимание, почитание старших в семье и т.д. Семейные ценности это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, верность, доверие, связь с предками, дом.

Сегодня на уроке мы поговорим о семье и семейных ценностях.

II. Изучение нового материала:

А как вы думаете, какая задача стоит сегодня перед нами? (Предположения детей)

Ребята, сегодня мы с вами должны выяснить, какие ценности должны почитаться в семье, чтобы она была счастливой.

Прежде всего, я предлагаю повторить, что же такое семья. Как вы считаете?

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Что же объединяет всех членов семьи? (Ответы детей) И конечно - ответственность. Ответственность. Это и будет название нашего первого кирпичика.

Давайте вспомним виды семей? (Ответы детей) ( двухпоколенная и трёхпоколенная, полная и неполная семьи). Что связывает все эти семьи - родство (2 кирпичик). Рассмотрим репродукцию картины представленную на с.30. учебника и ответим на вопросы.

Чтение притчи учителем.

Было у матери семь дочерей.

Однажды ей нужно было уехать на месяц. Вернулась она домой и слышит, как дочери говорят.

Седьмая дочь ничего не сказала. Она помогла маме снять обувь, поставила стул к столу, налила чая.

Ребята, я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: как вы считаете, кто из дочерей по-настоящему выразил свои чувства к маме? Разве не любят свою маму те дочки, которые сказали ей добрые слова? Ведь нужно всегда говорить нежные и ласковые слова своим родителям, братьям, сестрам! Конечно, все дочери любят свою маму, но очень важно доказывать свою любовь не только словами, но и поступками. Что именно проявила девочка по отношению к маме? Следующим словом, которое мы запишем, будет слово ( забота ).

сейчас поиграем в игру. Встаньте:

- поднимите правую руку - кто похож на маму? - поднимите левую руку - кто похож на папу?

- обе руки - кто похож сам на себя?

хлопните в ладоши - у кого есть только сестрёнки?

потопайте ногами - у кого есть только братишки?

хлопните в ладоши и потопайте ногами - у кого есть и братишки и сестрёнки

похлопайте в ладоши - кто любит свою семью, дорожит ею!

После весёлой разминки мы возвращаемся к работе. Одна из важных жизненных ценностей это - Здоровье. (4 кирпичик)

Существует много пословиц о семье. А вы, ребята, их знаете? Я предлагаю вам проверить ваши знания, а заодно и выяснить ещё одну семейную ценность.

Собери пословицу. (пословицы на карточке - разрезаны на слова) Дружная семья и землю превращает в золото.

В дружной семье и в холод тепло. Семья в куче, не страшна и туча. Дружная семья не знает печали.

Какая тема объединяет все эти пословицы? (5 кирпичик) - дружба

- Что объединяло семьи? (Это и будут кирпичики) ( Взаимопонимание,

трудолюбие, традиция, уважение, понимание)

Строительство любого дома всегда заканчивается возделывание крыши.

Наша крыша называется Хорошее настроение.

А теперь я предлагаю вам создать портрет счастливой семьи. ( Дети рисуют портреты членов семьи).

III. Закрепление.

Вот мы и построили дом где живет счастливая семья.

Согласитесь не всегда легко выстроить такой дом. Послушайте внимательно притчу.

Ладная семья. (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.

Затем передаёт лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё?

О чём эта притча? Чему она вас научила?

Ребята, мы с вами сегодня поговорили об очень важном для вас понятии. В вас сейчас только закладываются те основы, которые в будущем помогут вам создать свою счастливую, крепкую, дружную семью. В этом вам помогают ваши родители, бабушки, дедушки, в этом вам помогает ваш второй дом - школа. Я надеюсь, этот урок стал еще одним кирпичиком в прочном фундаменте ваших семейных ценностей. Если это действительно так, я буду очень рада. Но все же только от вас зависит, каким будет дом вашего семейного счастья.

IV. Рефлексия.

Подведём итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы. (Выдаются детям на листах)

Предметные : научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.

Метапредметные УУД: Познавательные : ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные : проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные : самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность. Личностно значимая проблема : Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

II. Изучение нового материала

- Как вы думаете, какую тему урока мы сегодня с вами изучим?

Формулируют и записывают тему: Семья – хранитель духовных ценностей.

- Какую цель и задачу вы поставите себе на уроке?

Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.

Запись в тетради СЕМЬЯ - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

- А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.

- Какое это слово? - ПОНИМАНИЕ - Как вы понимаете это слово? - Как можно назвать такую семью? - Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи?

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.

- Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них. (Рассказ учащихся)

Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.

Семейные ценности. Работа в микрогруппах.

а) Работа с пословицами.

- Давайте вспомним пословицы о семье. О чём нас учит народная мудрость?

1. В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.

2. Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.

3. Семья /без детей, /что цветок /без запаха.

4. Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.

б) Знакомство с религиозной культурой о семье.

- Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными традициями разных религий.

  • Семья в исламской религиозной культуре.
  • Семья в иудейской религиозной культуре.
  • Семья в православной культуре.
  • Семья в буддистской религиозной культуре.

Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Что в них общего?

в) Чтение и обсуждение легенды

Пример: Уважайте мнение всех членов семьи.

Почитайте родителей. И т. д.

Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую семью.

Каждая группа зачитывают свод семейных правил.

Я хочу, чтобы моя семья была … - У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию.

Семья будет счастливой если … (взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого наличие детей, доброта, нежность и т. д.).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель : Щербинина О.В.

Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей.

Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Предварительная работа с детьми. Поручить двум ученикам найти в словарях толкование слов: счастье, успех, цель.

Оборудование: а) бумажная фигурка мистера Икс, скотч

б) альбомные листы бумаги ( по количеству учеников)

Ход классного часа

Классный руководитель . Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым?

- А что такое счастье?

- А как стать счастливым?

Кл.рук. Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал бы о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и цели. Жизнь – как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на кл.часе.

Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс . Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

Мистер Икс подошел к делу по – научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька – это маленькая цель, достигнув которой, он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного Пика счастья, которое озарит всю его жизнь.

Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный – свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава – символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

Кл.рук. Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет по ним подняться на Пик счастья? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.

Кл.рук. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым .

Работа в группах. На карточках перечислены различные ценности. Распределить слова по группам:

- ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность…

- ценности человеческих отношений: уважение, сострадание…

6.Словарная работа.

Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И. Ожегова и В.И Даля- и нашли такие значения указанных слов.

Ученик 1 . Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Ученик 2. Успех - удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.

Ученик 3. Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

Иными словами: чтобы достигнуть успеха в каком – либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя спать, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.


А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

7.Работа в группах. Допиши предложение.

Кл.рук. Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого предлагаю вам поработать по группам и дописать незаконченные предложения, записанные на карточках.

1. Преуспевающий человек – это человек, который…

2. Неудачник – это человек, который…

3. Человек в жизни состоялся, если он имеет…

4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…

Три минуты прошли, слушаем представителей первой группы. Ученики первой группы высказываются, учитель дает слово представителям других групп.

Спасибо всем за работу.

8.Заключительное слово.

Кл.рук. В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах. « Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?

- Неужели ты не видишь – дроблю этим проклятые камни! – раздраженно буркнул один.

- Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.

Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью. Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели. Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать на жизнь. Только третьего можно назвать по – настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.

Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по – настоящему счастливыми людьми.

9.Подведение итогов ( рефлексия )

Кл.рук. Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за урок?.

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Классный час для учащихся 5-го класса на тему:

Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей.

Цели: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Предварительная работа с детьми. Поручить двум ученикам найти в словарях толкование слов: счастье, успех, цель.

Оборудование: а) бумажная фигурка мистера Икс, скотч

б) альбомные листы бумаги ( по количеству учеников)

Ход классного часа

Классный руководитель . Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым?

- А что такое счастье?

- А как стать счастливым?

Кл.рук. Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал бы о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и цели. Жизнь – как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на кл.часе.

Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс . Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

Мистер Икс подошел к делу по – научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька – это маленькая цель, достигнув которой, он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного Пика счастья, которое озарит всю его жизнь.

Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный – свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава – символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

Кл.рук. Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет по ним подняться на Пик счастья? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.

Кл.рук. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым .

Работа в группах. На карточках перечислены различные ценности. Распределить слова по группам:

- ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность…

- ценности человеческих отношений: уважение, сострадание…

6.Словарная работа.

Мы просмотрели толковые словари двух авторов: С.И. Ожегова и В.И Даля- и нашли такие значения указанных слов.

Ученик 1. Цель - предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Ученик 2. Успех - удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.

Ученик 3. Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

Иными словами: чтобы достигнуть успеха в каком – либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя спать, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям.

7.Работа в группах. Допиши предложение.

Кл.рук. Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого предлагаю вам поработать по группам и дописать незаконченные предложения, записанные на карточках.

Преуспевающий человек – это человек, который…

Неудачник – это человек, который…

Человек в жизни состоялся, если он имеет…

Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…

Три минуты прошли, слушаем представителей первой группы. Ученики первой группы высказываются, учитель дает слово представителям других групп.

Спасибо всем за работу.

8.Заключительное слово.

Кл.рук. В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах. « Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?

- Неужели ты не видишь – дроблю этим проклятые камни! – раздраженно буркнул один.

- Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.

Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью. Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели. Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать на жизнь. Только третьего можно назвать по – настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.

Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по – настоящему счастливыми людьми.

9.Подведение итогов ( рефлексия )

Кл.рук. Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за эти 40 минут.


Ч3:понимать применение прямого и переносного значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов, синтаксических единиц, использованных автором в тексте для различных целей.

СГ3:пересказывать содержание текстов (повествование, описание), используя эмоционально-окрашенные слова.

Учащиеся смогут: передать информацию текста, выявляя смысловые части текста; расширять словарный запас, используя слова прямого и переносного значения, синтаксических единиц использованных автором в тексте для различных целей.

Урок опирается на знания по предметам: "Самопознание".

Использование викисловарей и веб-сайтов.

Запланированная деятельность на уроке

Цель: вызвать интерес у учащихся к данной теме

Ход упражнения. Составить правила жизни, используя предложения с прямой речью.

2.Введение в тему.

3.Назовите ассоциации к слову "Жизненные ценности".

(Дом, любовь, дети, здоровье, радость, отдых, взаимоотношения с людьми, семья, счастье, любовь к Родине, работа, друзья).

Презентация к уроку

Пересказ прослушанного материала

1 группа: подберите синонимы к данным словам и объясните понимание применения синонимов.

2 группа: составьте предложения с данными словами и объясните понимание применения синонимов, антонимов и многозначных слов.

3 группа: подберите антонимы к данным словам и объясните понимание применения синонимов.

Терминологический диктант. Внимательно прослушайте вопрос и запишите ответ в тетрадь.

Словарный состав языка называется … (лексика)

Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых)

Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные)

Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные)

Слова имеют прямые и … значения (переносные)

Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … (омонимы)

Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются . (синонимы)

Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы)

Учитель открывает презентацию с верными ответами – учащиеся осуществляют самопроверку, выставляют за каждый правильный ответ 1 балл (8 баллов)

Упражнение повышенной трудности. Допишите ряды синонимов, которые обозначают:

1.Положительные черты человека: отзывчивость -чуткость, доброта; вежливость-…; ответственность-…

2.Отрицательные черты человека: жестокость-…; жадность-…; лживость-…

Беседа с учащимися: Что такое синонимы и антонимы? По каким признакам противопоставляются антонимы? Как подбирать антонимы к многозначному слову?

Читайте также: