Конспект урока живая природа осенью 2 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Методические рекомендации к уроку

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Организационная модель использования ИКТ в образовательном процессе: один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. В этой модели компьютер является современной многофункциональной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Восприятие активизируется за счет использования зрения и слуха, и выделения главных положений на экран.

Применяемые инновационные методы – использование ИКТ, проблемное обучение, деятельностный подход к учебному процессу.

  • склонность к игре, к импровизации;
  • личностнозначимое содержание учебного материала;
  • особенности познания окружающего мира – сенсорное восприятие.

Применение слайдового оформления учебного материала с краткими выводами усиливает привлекательность объектов природы, эмоционально окрашивает восприятие. Этот методический прием важен и с другой стороны – учит обобщать услышанное, прочитанное, выделяя главное. Мультимедиа-ресурсы помогут организовать урок таким образом, чтобы у учащихся получили развитие внимательность и наблюдательность, память и исследовательское мышление, логика и творческий подход к решению учебных задач. Этот мультимедиа-урок состоит из 26 слайдов. При проведении урока предполагается смена различных видов учебной деятельности с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей первоклассников.

Тема: В гости к осени.

  • Усвоение представлений об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, усвоение некоторых сведений о перелетных и оседлых птицах родного края, закрепление и развитие умений и навыков работы с таблицей, общеучебных и исследовательских умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации и др.
  • Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса.
  • Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
  • осенние ветки лиственных и хвойных растений;
  • плоды, семена, осенние листья различных растений;
  • презентация к уроку (Приложение 1);
  • пословицы, загадки (Приложение 2) – дополнительный материал к уроку.

Предварительная работа.

Прежде чем провести данный урок, необходимо организовать экскурсию на природу. Желательно побывать в смешанном лесу, парке или сквере. На намеченных учителем местах изучить нужные объекты.

I. Организационный момент (слайды 3, 4)

II. Актуализация знаний

III. Формулирование темы и целей урока

– Ребята сформулируйте тему урока по прочитанному стихотворению.
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Изучим изменения в природе осенью) (слайд 5)
– Это очень хорошо, но давайте вспомним и закрепим тему прошлого урока.

IV. Повторение и закрепление изученного материала

До начала изучения новой темы учитель раздает учащимся таблицудля заполнения в ходе работы, осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды рябины, калины, семена, осенние листья березы, дуба, клена, рябины, калины и др.

1. Осенние изменения в неживой природе

– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно (слайд 7).

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе (слайд 8).

2. Как меняется осенью жизнь растений

– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Давайте вспомним нашу экскурсию, как мы остановились на минуту и прислушались к звукам в лесу. Слышали шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной (слайд 9)

– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– А теперь подумаем, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
– Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву? (слайд 10)
Обратите внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

4. Осенние изменения в жизни животных

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
– А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
– У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
– Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зеленым побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицымышами, другими мелкими животными.)

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
– Кто сможет рассказать о перелетных птицах?
Учитель рассказывает о перелетных птицах (слайд 13).
– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых (слайд 14).
Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Учитель рассказывает детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает, о каком звере идет речь?


Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)


А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно, и спать ложиться на всю зиму! (Барсук)

VI. Итог урока (слайды 21, 22)

– Ребята, давайте проверим, что получилось у нас в таблицах

– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

VII. Домашнее задание (слайд 23)

Урок окружающего мира для 2 класса. УМК А.А. Плешакова

Цели: дать представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц; показать связь между живой и неживой природой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Что на экскурсии показалось вам самым интересным? (Ответы детей.)

— Что вы записали в таблице, которую заполняли дома? (Можно использовать КИМы (тест 7, с. 13).)

III. Самоопределение к деятельности

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей рябой и пестрый

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

— О чем говорится в этом стихотворении? (Об осени.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

— Какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.)

— А что говорит наш Муравьишка? Прочитайте об этом на с. 36 учебника.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

2. Выполнение задания в рабочей тетради № 3 (с. 13).

— Проверим, хорошо ли вы слушали друг друга. (Самостоятельное выполнение.)

— А теперь поговорим о погоде осенью. Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы скажете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

- А почему люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды? (Чтобы знать, что надевать, взять с собой зонтик или нет.)

Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.

- Ребята, подумайте, являются ли опавшие листья мусором. (Ответы детей.)

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле — не мусор: они очень нужны почве и растениям.

Посмотрите, как красиво кружатся листья!

Падают, падают листья —

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

V. Физкультминутка

- А сейчас представьте, что вы — осенние листочки, и давайте поиграем!

Мы осенние листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул — полетели.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок —

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Вспомните свои наблюдения на экскурсии. Какие осенние явления в живой природе родного края вам удалось увидеть? (Ответы детей.)

2. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику

— Сейчас мы поиграем в игру. Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. А ваша задача — отгадать, о каком звере идет речь.

(После того как дети отгадают животное, учитель показывает соответствующую картинку или небольшую презентацию о жизни этого животного в природе.)

• Осенью у меня забот немало. Во-первых, я линяю. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос — сладкий медок. Накоплю жирку, и можно ложиться спать в берлогу. Жир — это запас пищи на всю зиму. (Медведь.)

• А я к зиме меняю шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу — мышей-полевок — я нахожу без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка. <Лиса.)

• Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой шерстью. От носа к затылку тянутся желтовато- белые полосы, а через глаза и уши — черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир — готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Уничтожаю очень много личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно ложиться спать на всю зиму. (Барсук.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 39, в рамке).

Можно также предложить ответить на следующие вопросы.)

— Что такое облачность?

— Что такое похолодание, заморозки?

— Какие явления наиболее характерны для осени?

— Какова связь между температурой воздуха и жизнью растений, диких и домашних животных, а также трудом людей осенью?

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните задачи, поставленные в начале урока. Все ли мы выполнили?

— Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 5 (с. 14) (можно вместе со взрослыми подготовить фоторассказ).

Дополнительный материал

Игра-викторина

(Класс делится на две команды.)

Первый конкурс

(Учитель заранее готовит два букета осенних листьев различных деревьев и кустарников.)

— Чья команда быстрее отгадает без ошибок, с каких деревьев опали листья?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Актуализация знаний

-Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (Слайд №2)

-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени)

-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.

Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ (слайд №3)

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

III. Формулирование темы и целей урока

– Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке? (Предположение учащихся.)

Дети читают учебник на с.36.

IV. Изменение в природе.

- Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе.

- Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? ( В неживой)

1. Осенние изменения в неживой природе

– Ребята, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем исследования, определить осенние изменения. ( Заполнение таблицы в парах, проверка по слайду№5)

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОГОДА ОСЕНЬЮ?

ОБЛАЧНОСТЬ

Небо чистое, лишь кое-где небольшая облачность.

Небо затянуто облаками. Оно кажется низким

ВЕТЕР

Теплый, не порывистый.

Холодный, порывистый

ОСАДКИ

Дожди кратковременны, теплые, часто бывают грозы.

Дожди затяжные, холодные, мокрый снег

ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗДУХА

Тепло, много ясных дней, солнце высоко

Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно). ( Слайд №6)

Работа по учебнику с.36-37

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе. ( Слайд №7)

V.Физкультминутка

Мы листочки осенние,

Дети выходят из-за парт.

На веточках мы сидим.

Приседают на корточки.

Дунул ветер — полетели,

Встают на носки, резко подняв руки вверх.

Мы летели, мы летели

Плавные махи руками с продвижением вперед, присесть, опустить руки на землю

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Встают, взмахнув руками, кружатся на месте.

И за парту тихо сели.

2. Осенние изменения в живой природе

1 группа - растения

2 группа - птицы

3 группа - звери

Ответив на вопросы, вы расскажите об осенних изменениях в живой природе.

1 группа:

Лиственные деревья сохраняют листву?

Хвойные деревья сохраняют иголки?

2 группа:

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с.38 и ответьте на вопросы:

- Как называются такие птицы? (перелётные)

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

- Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы? (Насекомыми и семенами)

. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.

-Назовите птицу. ( Картинка птицы)

-К какой группе птиц ее можно отнести?

-Подумайте, нуждаются ли птицы в нашей помощи?

3 группа:

Как звери готовятся к зиме?

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

Лиственные деревья сбрасывают листву, травы отмирают, хвойные деревья остаются зелеными

С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края - туда, где есть корм.

Оседлые птицы остаются зимовать.

3 группа

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

VI. Рефлексия.

- Какие изменения происходят природе с приходом осени? (слайд №9)

Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.

Чаще идут дожди.

Улетают на юг птицы.

Звери готовятся к зиме.

Желтеют и краснеют листья.

VII. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.

Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).

-Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Осени.

- Оно вам понравилось?

-Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!

-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!

VIII. Домашнее задание

Учебник – с.36-39

Закончить урок можно стихотворением

Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья

Урок по окружающему миру

во 2 классе

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 Г. Зубцова

Андреева Светлана Александровна.

Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.

Цель урока: создание условий для изучения осенних явлений в неживой и живой природе.

Задачи урока:

- актуализировать знания об объектах и явлениях неживой и живой природы;

- содействовать усвоению знаний обучающихся о характерных признаках осени в неживой природе, об осенних изменениях в жизни растений, животных и птиц;

- формировать умения наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе;

- способствовать развитию устной речи, памяти, мышлению, воображению, способности сопоставлять, анализировать, делать выводы.

- воспитывать осознание ценности природы для жизни человека;

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

Р1: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

Р2: фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

ПУУД:
П1: понимать содержание текста, интерпретировать смысл;

П2: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

К1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

К2: формулировать ответы на вопросы;

Обучающийся научится:

- различать объекты и явления неживой и живой природы;

Межпредметные связи: Литературное чтение, экология.

Оснащение урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учеников, представляется и настраивает на урок.

- Здравствуйте, меня зовут Дарья Алексеевна, и урок окружающего мира сегодня проведу у вас я.

- Сегодня, я шла к вам на урок и наблюдала за облаками, за листочками, которые начинают понемногу желтеть, слушала пение птиц и моё настроение сразу же улучшилось. Я думаю, что вы тоже любовались красотой природы и у вас тоже хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее и с удовольствием будем работать на уроке.

Организует проверку готовности к уроку у детей.

- Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Принимают установку учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

Актуализирует уже имеющиеся знания детей.

- Ребята, давайте вспомним, какая бывает природа?

- Хорошо, а напомните мне, пожалуйста, что относится к живой природе?

- А чем отличается живая природа от неживой природы?

- Если слышите названия предмета живой природы - хлопаете в ладоши; неживой природы – топаете.

Дерево, камни, ромашка, сосульки, снег, бабочка, воздух, птицы, вода, люди, солнце, грибы, медведь, небо.

Повторяют необходимые уже имеющиеся знания.

- Живая и неживая.

- Растения, звери, птицы, рыбы, человек, насекомые.

- Живые существа: дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

Слушают объяснение учителя.

Выполняют в ходе игры определенные действия.

К1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

3. Организация познавательной деятельности.

3.1. Целеполагание.

Подводит к теме и цели урока.

- Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. И сегодня мы, не покидая класса отправимся с вами в гости, а к кому вы узнаете после того как отгадаете загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

- Ребята, так к кому мы с вами сегодня на уроке отправимся в гости?

- Верно! Что вы хотите узнать из нашего с вами небольшого путешествия?

- Всё верно, мы пойдём в гости к осени, для того чтобы узнать, как изменяется погода с приходом осени, какие изменения происходят в живой и неживой природе.

Совместно с учителем определяют тему и цель урока.

- Мы хотим узнать, какие явления происходят осенью, как меняется живая и неживая природа осенью.

Л1: способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

К1: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

3.2. Открытие нового знания

Организует работу по теме урока.

- Ребята, давайте все вместе перечислим названия осенних месяцев по порядку.

- Отлично! Теперь мы можем начать наше знакомство с осенью.

В начале урока мы вспомнили с вами, что природа бывает живой и неживой. А сейчас мы с вами узнаем, какие изменения происходят с неживой природой осенью.

- Откройте учебники на с. 36 – 37, рассмотрите картинки на этих страницах, прочитайте информацию об явлениях в неживой природе осенью, после мы с вами поговорим об этих явлениях поподробнее.

- Итак, ребята, какие же осенние явления происходят в неживой природе?

- Ребята, а вы знаете, что такое заморозки и иней?

- Заморозки – лёгкий морозец.

Демонстрирует иллюстрацию на экране.

- Иней – маленькие кристаллики льда, намёрзшие на траве, деревьях, почве.

Демонстрирует иллюстрацию на экране.

- Ребята, скажите мне, что такое туман и ледостав?

- Туман – это маленькие капельки воды, которые образуются при охлаждении пара в воздухе и повисают в нём.

Демонстрирует иллюстрацию на экране.

- Ледостав – это когда реки, озёра, пруды покрываются льдом.

- А теперь мы с вами узнаем, какие изменения происходят с осенью в живой природе.

- Рассмотрим жизнь растений осенью.

Летом деревья и кустарники были зелёные, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

- Ребята, а вы замечаете насекомых? Больше или меньше их стало с приходом осени?

- С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. Источников питания для птиц становится всё меньше и поэтому птицы улетают туда, где есть корм.

- Откройте учебники на с. 38, рассмотрите изображения некоторых птиц.

- Все ли птицы улетают осенью в тёплые страны?

- Какие птицы остаются дома?

- С приходом осени меняется жизнь и у животных. Они готовятся к зиме: переодевают свои шубы – осенью шерсть вырастает густая и пушистая, некоторые меняют цвет шерсти, например, белка и заяц. Некоторые животные, такие как медведь и ёж – осенью они усилено питаются, чтобы на всю зиму залечь в спячку до самой весны.

- Итак, ребята, вот мы с вами узнали, как меняется жизнь с приходом осени в живой природе и неживой природе.

Читайте также: