Конспект урока южная америка особенности природы

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Зинатуллина Елена Рашитовна

Организация: МОБУ СОШ с.Рощинский

Населенный пункт: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Рощинский

Пояснительная записка к уроку географии с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по теме

*Место проведения: Кабинет географии МОБУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района Республики Башкортостан

*План проведения:

1) Организационный момент (создание положительного психологического настроя);

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (использование ассоциативного метода, проблемного обучения);

3) Актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (с использованием заданий сервиса LearningApps, выстроенных задач в формате интерактивной доски SMART, рабочих технологических карт);

5) Первичное понимание и закрепление изученного материала (использование заданий сервиса Learning Apps и рабочих технологических карт);

6) Творческая деятельность с первичное понимание и закреплением изученного материала (использование картографического материала, характеристика климатограмм материка);

7) Физкультминутка (применение изученных знаний и умений);

8) Этап закрепления нового материала (фронтальная работа с классом);

9) Этап самопроверки и самооценки (использование результатов работы по технологической карте);

11) Дифференцированное домашнее задание (проектирование, моделирование, работа с картографическим материалом);

*Класс: 7

*Хронометраж урока:

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Изучение нового материала

Этап закрепления нового материала, рефлексия

Домашнее задание и оценки

*Сведения об использованном в рамках проведения оборудовании: интерактивная доска SMART, цифровые сервисы, ноутбук, точка выхода в Интернет, мультимедиа, проектор.

*Автор работы: Зинатуллина Елена Рашитовна, учитель географии, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Рощинский Стерлитамакского района Республики Башкортостан. Телефон: 89871361334, [email protected]

Цель: формирование знаний об особенностях природы материка Южная Америка, о климате и рельефе

Задачи урока:

Образовательные: - сформировать знания учащихся о тектоническом строении, формах рельефа, о климатических поясах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждого климатического пояса, выявить климатические рекорды материка,

Развивающие: - совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы, формировать умение работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной источниками информации, использовать ассоциативные приемы

Воспитательные: - воспитывать бережное отношение и любовь к природе, формировать мировоззренческую идею взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов природного комплекса через раскрытие причинно-следственных связей явлений.

Тип урока: урок освоения новых знаний с элементами практикума. Используются проблемная постановка темы и целей урока, ассоциативный метод, интерактивные пособия, интерактивные карты, презентацию Смарт, используются игровые моменты, групповая работа. Результатом урока является модель стран – рекордсменов по климату и рельефу.

Методики: методика групповой деятельности, интерактивное обучение, элементы исследования, технологическая карта, анализ картографической и текстовой информации, игровые методики, проблемное обучение, ассоциативная методика, моделирование

Оборудование: тектоническая, физическая, климатическая карта материка, атласы для 7 класса, учебник 7 класса, иллюстрации по теме, электронные презентации Смарт, задания для самостоятельной работы (технологические карты), листы самооценки, загранпаспорта, отметки рекордов материка.

Средства: интерактивная доска SMART, цифровые сервисы, ноутбук, точка выхода в Интернет, мультимедиа, проектор.

Ход урока:

Этапы урока

Описание форма обучения

Деятельность учащихся

1) Организационный момент

Создание положительного психологического настроя

- Улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения и плодотворной работы на уроке, умейте слушать, слышать друга друга

2) Постановка цели и задач урока

Мотивация учебной деятельности учащихся

- Мы привыкли с вами путешествовать по странам и материкам, изучая при этом географическое положение, природные компоненты, население, страны. И сегодня мы находимся вновь на материке Южная Америка.

- Географическое положение мы изучили на прошлом уроке, а что мы будем изучать сегодня? Давайте сформулируем цель урока.

- А отправимся мы сегодня в страны Южной Америки, ведь какую страну не возьми, везде есть природные рекорды. Поэтому нам пригодятся загранпаспорта, без них нам не разрешат въезд в страны Южной Америки. В нашем виртуальном путешествии они нам сегодня пригодятся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: изучить особенности природы Южной Америки.

- обучающие:

1. Установить влияние географического положения материка на его природу.

2. Выявить особенности размещения основных форм рельефа.

3. Сформировать знания об особенностях климата.

-развивающие

1. Формировать умение сравнивать и делать выводы.

2. Выявить зависимость внутренних вод от рельефа и климата.

-воспитательные

Содействовать формированию основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями природы, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей.

Средства обучения:

Географическая карта, раздаточный материал;

Учебник, тетради, атлас.

Методы обучения:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: ролевая игра с элементами проектной деятельности

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

.- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

- Клад - это богатство, деньги, золото.

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

В краях полУденных остался далеко,
Тот континент, окутанный мечтами,
Где Южный Крест на небе высоко
Сияет ярко тёмными ночами.

Двух океанов ласками согрет,
Ты ввысь стремишься горными грядАми,
На снежных пиках плещется рассвет,
Стекая вниз хрустальными следами.

Над склоном Анд кондОр кружит,
КрылАми мощно воздух рассекает,
Он в каждом доме в музыке звучит,
И с гордостью на гербах восседает.

Лесов безбрежных сгусток-изумруд
Дыхание земли определяет,
На тайну треугольную Бермуд
Завесу-тень с экватора бросает.

Учащиеся формулируют тему урока

II. Актуализация знаний.

Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды,с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира – Титикака. Здесь находится самый высокий в мире водопад – Анхель, самая большая по площади низменность – Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира –Амазонка. Природа Южной Америки довольно разнообразна.

Предлагаю вам сегодня побыть в роли ученых-исследователей Южной Америки. Для этого мы в самом начале урока разбились на 6 групп:

Ученые-картографы, которые изучают особенности географического положения материка.

Ученые-геоморфологи, которые познают особенности рельефа Южной Америки.

Ученые-климатологи, которые изучают особенности климата.

Ученые-гидрологи, изучающие внутренние воды материка.

Ученые-биогеографы, объясняющие особенности органического мира этого континента.

И ученые-топонимисты, которые выявляют происхождение географических названий.

Для того чтобы определить цель нашего урока и сформулировать задачи, подумайте, что должна изучить каждая группа.

Мы определили задачи урока, а теперь попробуйте сформулировать цель.

Каждой из групп дано определенное задание.

III. Изучение нового материала.

1. – Какое место по площади занимает Южная Америка среди других материков Земли. Площадь-18,28 млн кв. км .

2. Определите географическое положение Южной Америки по плану

План изучения ГП материка

Положение материка относительно экватора, тропиков, полюсов, полярных кругов, нулевого меридиана.

Крайние точки материка и их координаты.

Протяженность материка с севера на юг , с запада на восток в км и градусах (с севера на юг по 70° з.д., с запада на восток по 10° ю.ш.).

Какими морями и океанами омывается?

Как расположен относительно других материков?

В каких климатических поясах расположен?

3. Найдите на карте следующие объекты географической номенклатуры:

архипелаг Огненная Земля

Покажите на физической карте мира элементы географического положения.

С помощью стикеров разместите на физической карте Южной Америки объекты географической номенклатуры из задания 3.

Оцените вклад каждого участника группы в оценке ГП материка.

1. Проанализируйте и сопоставьте физическую карту и карту строения земной коры и ответьте на вопросы:

- Какие формы рельефа преобладают в Южной Америке?

- Как основные формы рельефа расположены относительно друг друга? Почему?

- Преобладающие и наибольшие высоты.

2. Используя параграф 33, ответьте на вопросы:

Почему на одних участках Южно-Американской платформы расположены низменности, а на других возвышенности?

Как размещены полезные ископаемые на материке?

По карте определите объекты географической номенклатуры

Ответьте на вопросы заданий 1 и 2.

С помощью стикеров разместите на физической карте Южной Америки объекты географической номенклатуры из задания 3.

Оцените вклад каждого участника группы в работе.

1. Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка?

Цель: Обобщить материал, как систему знаний. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по данной теме. Развивать интерес к предмету и географическое мышление, создать условия для реальной самооценки знаний учащихся.

Класс: 7

Форма урока: Урок-путешествие.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Программа работы:

  1. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.
  2. Постановка задач учебной деятельности. Учебная задача: Повторить и обобщить сведения о природе Южной Америки.
  3. Обмен результатами учебной деятельности. Учебная задача: решить все географические задания, провести анализ, сделать выводы.
  4. Рефлексия. Подведение итогов.

Ход урока.

1. Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Мы совершим с вами увлекательное путешествие по Южной Америке. Для этого нам будет необходим набор знаний и умений, полученных на прошлых уроках. Эти знания и умения вам пригодятся в будущем при изучении других материков и в дальнейшем в жизни. Где бы вы ни были, вам пригодятся навыки работы с картой, с учебной и научной литературой.

2. Постановка задач учебной деятельности

Лист путешественника.

Задание № 1. История исследования материка Южная Америка.

Учебная задача: Определить по тексту, о каком из путешественников или исследователе идет речь. (А. Гумбольдт, Х. Колумб, Н.Вавилов, А.Веспуччи). Ответьте на вопрос.

А) этот путешественник отправился по океану на запад, исходя из того, что Земля – шар, он пытался найти путь в Индию. Во время плавания он открыл Саргассово море, Северное пассатное течение. Открыл много островов. Кто этот мореплаватель?

Б) мысль о том , что открыты новые Земли, высказал другой мореплаватель. любознательный и наблюдательный человек, он составил описание новых земель, которые тоже были названы его именем. Как звали этого человека?

В) среди первых ученых-исследователей Южной Америки был немецкий географ и путешественник. Он вместе с Бонпланом принял участие в экспедиции по изучению природы Южной Америки. Он создал первую геологическую карту Южной Америки, описал течение у западных берегов материка, объяснил его значение для климата прибрежных районов. Изучая природу Анд, он обосновал природу высотной поясности. Кто он?

Г) русский ботаник в 1923 – 1933гг. во время экспедиции на материк установил географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений, родиной, которых является Южная Америка. Кто он?

Ответ:

А)_____________
Б)______________
В)______________
Г)______________

Если вы правильно определили путешественников и исследователей Южной Америки, то вы преодолели первые 1000 метров. Заштрихуйте первый кружок в горах Южной Америке.

Правильные ответы – А) Х.Колумб Б) А.Веспуччи В) А.Гумбольдт Г) Н.Вавилов

Рефлексия – Есть ли необходимость в организации научно-исследовательских экспедиций в Южную Америку в настоящее время? (свой ответ аргументируйте)

А теперь мы совершим полет над материком и решим следующие географические задания.

Задание № 2. Географическое положение Южной Америки.

Учебная задача: Не пользуясь картами, определить и обосновать правильность утверждения. В графе ответы поставьте знак (+), если утверждение верно, (–) если неверно. Ответьте на вопрос.

утверждения

ответы

1. этот материк пересекает экватор в северной его части

2. площадь материка составляет 18 млн. кв. км.

3. материк омывается водами Индийского океана.

4. отделяется от материка Северная Америка Панамским каналом.

5. самый холодный материк на земле.

6. крайняя южная точка материка - мыс Игольный (35ю.ш. 20в.д.)

7. отделяется от материка Антарктида Мозамбикским проливом.

8. этот материк похож на гроздь винограда.

9. на юге материка расположен остров Тасмания.

10. на севере материк омывается водами Карибского моря.

(Правильные ответы – 1,2,4,8,10.)

  • 3 – материк омывается водами Атлантического и Тихого океана;
  • 5 – самый влажный материк на земле
  • 6 – крайняя южная точка материка это мыс Фроуард (54 ю.ш. 72 з.д.)
  • 7 – отделяется от материка Антарктида проливом Дрейка.
  • 9 – на юге материка расположен остров Огненная Земля.

Рефлексия

– Для чего необходимо знать географическое положение материка?

Если вы правильно выполнили данное задание, то вы преодолели еще 1000 метров, заштрихуйте второй кружок гор Анд.

Задание № 3. Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

Ответьте на вопрсы.

1. Амазонская низменность, Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Восточно–Африканское плоскогорье.

2. Землетрясение, вулканизм, сейсмический пояс, столкновения плит, платформа.

3. В Андах имеются горные породы – медь, золото, железная руда, олово, уголь.

4. На побережье о. Маракайбо найдены – нефть, газ, алмазы.

Правильные ответы:

  • Восточно–Африканское плоскогорье. (Африка).
  • Платформа (устойчивый участок земной коры).
  • Уголь (осадочная горная порода; добывают на равнинах).
  • Алмазы (рудная горная порода, добывается в горах Анд)

Рефлексия

– Почему западная часть материка горная, а восточная равнинная? Сделайте вывод о взаимосвязи между расположением крупных форм рельефа равнин и типами земной коры древних платформ.

Если вы правильно ответили на задание №3, то вы поднимаетесь еще на 1000 метров.

Задание № 4.Климатические особенности Южной Америки.

Учебная задача: Пользуясь определенными картами, дополните схему и определите тип природной зоны. Ответьте на вопросы.

Южная Америка, Анды, Амазонка, Парана, поророка, Ориноко, пампа, Титикака, Атакама, Гвианское плоскогорье, Бразильское плоскогорье.

Основные понятия

Эндемики – животные и растения, встречающиеся только в определенном географическом районе.

Сельва – влажные экваториальные леса в Южной Америке.

Пояснения:
Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя об особенностях географического положения, природы Южной Америки.

- Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: