Конспект урока янссон ель

Обновлено: 07.07.2024

Вид урока: урок-обобщение.

  • Предметные:
    • формирование типа правильной читательской деятельности;
    • делить произведение на части и озаглавливать их, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора;
    • подробно и выборочно пересказыватьтекст, составлятьустный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
    • размышлятьо характере и поступках героя;
    • учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.
    • а) познавательные:
      • формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, соотносить иллюстрации с содержанием текста;
      • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
      • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться работать по предложенному учителем плану;
      • соотнесение результата с целью и оценивания его.
      • формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
      • расширять и активизировать словарный запас детей, донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться в парах, вести диалог.
      • формировать умение работать с текстом: выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
      • находить положительные и отрицательные черты характера героев, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
      • определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним.

      Организует беседу, выявляющую тему предстоящего урока

      2. Проверка домашнего задания

      – Как называется раздел, который мы читаем?

      – Почему раздел так называется?

      – Читаем сказки, стихотворения, рассказы; беседуем с авторами произведений, друг с другом; отвечаем на вопросы; составляем план, пересказываем содержание; даём характеристику героям и т.д

      Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки

      1. Работа с текстом после чтения 1 главы

      – Ребята, сначала давайте вспомним, что мы узнали на предыдущих уроках об авторе этого произведения.
      Слайды №1,2,3,4

      Рассказ учителя об авторе

      Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать речь других.

      Коммуникативные УУД: согласовывать усилия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения одноклассников.

      Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

      Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

      Предметные умения: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли; озаглавливатьч асти; осознанно, правильно, выразительно читатьцелыми словами;

      делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

      Личностные результаты: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

      Предметные результаты: относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

      Предметные умения: составлять устный рассказ о герое.

      Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

      Коммуникативные УУД: строить высказывания, понятные для партнёров, понимать на слух ответы одноклассников.

      Организует деление класса на 4 группы, по количеству частей первой главы, для обмена мнениями и уточнения содержания частей, составления цитатного плана. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении заданий.

      – О чём говорилось в первой части?

      – Ребята, как вы думаете, какое предложение раскрывает тему первой части?

      – О чём говорилось во второй части?

      – Какое предложение раскрывает тему второй части?

      – О чём говорилось в третьей части?

      – Какое предложение раскрывает тему третьей части?

      – О чём говорилось в четвёртой части?

      Группы по очереди отвечают на вопросы.
      – В первой части говорится о том, как герои сказки по очереди просыпались от зимней спячки и приветствовали друг-друга и радовались тёплому весеннему дню.

      • Внешний вид.
      • Обычаи, нравы и привычки.
      • Черты характера.

      – Рассмотрите иллюстрации.
      – Какие моменты изображены?
      – Найдите соответствующие каждому рисунку предложения в тексте, прочитайте их сначала про себя, затем вслух.

      Слайды №№ 16-21

      На следующих слайдах расположены иллюстрации из других глав сказки, для детей, которые прочитали сказку целиком. Расскажите, что вы видите.

      Читают соответствующие фрагменты к иллюстрациям, пересказывают содержание фрагментов.
      Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

      – Где происходят события?
      – С кем сравнивается снег?
      – Почему перестали тикать часы?
      – Почему Муми-папе повезло, что шляпа ему не подошла?
      – А почему тучек было 5?
      – На что были похожи тучки?

      – Что спросил Снифф? Смог ли кто-то ответить на его вопросы?
      – Почему Муми-тролль предложил позвать маму?

      – Героев тоже пять.
      – Тучки похожи на больших послушныхкроликов.
      – Откуда появились тучки? Об этом никто не знал.
      – Может быть, испугался, а может, мама, имея большой жизненный опыт, смогла бы объяснить это чудо.
      – Фрекен Снорк и т.д.


      – Любящая, заботливая, спокойная, понимающая своих детей.

      Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять взаимо контроль; адекватно воспринимать оценку учителя.

      Работа в группах. Выслушиваются ответы групп.

      Героев Туве Янссон невозможно не полюбить. Они умеют дружить, открыты, добры.

      Слайд 2
      Жизнь писательницы
      Янссон родилась в богемной семье: мать — видная художница Сигне Хаммарштен, иллюстратор книг, приехавшая в Финляндию из Швеции; отец — признанный скульптор Виктор Янссон. Туве была первым ребёнком в семье. Её брат Пер-Улоф (р. 1920) впоследствии стал фотографом, а другой брат Ларс (1926—2000) — художником.По материнской линии Туве принадлежала к древнему шведскому роду Хаммарштенов, из которого вышло много видных государственных деятелей и просто знаменитых людей. Интересно, что Янссон, много и часто упоминавшая в книгах и интервью свою мать, очень мало говорила об отце. Много известно о её шведской родне и крайне мало о финских родственниках по линии отца. В детстве каждое лето Туве проводила в Швеции у бабушки, в местечкеБлидё, недалеко от Стокгольма.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Презентация "Туве Янссон"

      Презентация о муми-троллях.

      Чтение.Туве Янссон "Шляпа волшебника"

      Презентация к уроку чтения. Образовательная система "Школа 2100", 2 класс.

      Туве Янссон Знакомство с семьей Муми-троллей

      В презентации представлены основные герои книги Туве Янссон про Муми-Троллей.


      Урок 25. Туве Марика Янссон

      Образовательная система "Школа 2100"Презентация Урок 25. Туве Марика Янссон.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Цель – познакомить с новым литературным произведением, обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста.

      Задачи урока:

      Образовательные:

      поддерживать мотив интереса учащихся через использование приёма самостоятельной постановки задач урока;

      продолжить обучать прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику;

      формировать систему читательских умений;

      активизировать “вдумчивое” чтение.

      Развивающие:

      развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний, и привлекая к написанию небольших сочинений на заданную тему;

      развивать у детей философское видение мира;

      развивать критическое мышление;

      развивать умение анализировать и оценивать поведение героев в соответствии с авторским замыслом, делать характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;

      Воспитательные:

      привлечение внимания учащихся к главной идее сказке “Что самое ценное в жизни?”;

      воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний; выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности;

      создать условия для воспитания положительных качеств, присущих людям.

      1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

      Учитель. - Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.

      Не бойся сказки, бойся лжи.
      А сказка? Сказка не обманет
      Тихонько сказку расскажи
      И в мире добра больше станет!

      2. Мотивация учебной деятельности.
      Звучит музыка Э.Грига “Пер Гюнт” “Последняя весна”.

      - Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз)
      - Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
      - Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?

      3. Активизация имеющихся у детей знаний.

      - Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … “Жизнь дана на добрые дела”. Слайд 3

      - В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это…сказки.

      -Почему вы любите слушать и читать сказки?

      -Чем отличается сказка от других произведений?
      (главное в сказке - вымысел, фантазия)

      4. Постановка темы и задач урока. (1-2 мин.)

      - Хотите познакомиться ещё с одной сказкой Андерсена?

      - В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: “ Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: “Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории”.

      - Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем.

      - Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

      Но сначала я хочу проверить, как вы знаете творчество Г.Х.Андерсена.

      Эта девочка маленькая и хрупкая.
      Уместиться смогла в скорлупке.
      От того она хороша,
      В ней живёт большая душа.
      Пусть и меньше она напёрсточка,
      Всем нам очень мила (Дюймовочка)

      Героиня этой сказки всем нравится.
      Полюбила она принца красавца.
      И в любви безответной тоскуя,
      Превратилась в пену морскую.
      Всем известна эта сказочка.
      А название её (Русалочка)

      Всюду вьюги и метели,
      Не звенят весны капели.
      В той стране одна лишь стужа,
      И с добром никто не дружит.
      Там на троне сидит дева,
      Злая (Снежная королева)

      Перед нами птичий двор.
      Мы заглянем за забор.
      Гуси тут, а тут хохлатки,
      И у всех свои порядки.
      Средь обиды, зла живёт
      Неуклюженький урод.
      Но обидчики не знают,
      Что красавца обижают.
      (Гадкий утёнок)

      В сказке этой испытание,
      Доказать принцессы звание.
      И по этой самой причине
      Уложили спать на перины.
      Принцессы сон был очень плох,
      А в этом ей помог горох.
      (Принцесса на горошине)

      В мире много сказок грустных и смешных
      И прожить на свете нам нельзя без них.
      А наш класс, вдруг, снова посетила сказка
      Как она зовется – вот она подсказка.

      Слайд 5. Загадка

      Её всегда в лесу найдёшь -
      Пойдём гулять и встретим:
      Стоит колючая, как ёж,
      Зимою в платье летнем. (Ель)

      5. Подготовка к первичному восприятию.

      - А что вы уже знаете о ели?

      Вывод: ель – хвойное, вечнозелёное дерево.

      Применение древесины ели

      Ель — дерево исключительное по своим свойствам. Одним из таких свойств является музыкальность. Из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты, в том числе струнные. Новгородские гусли средневековой Руси чаще всего делали из ели.

      Ель используется для производства бумаги и картона. Семена служат кормом лесным птицам (дятел, клёст) и грызунам (мышь, белка). Хвоя часто используется на корм скоту. Широко применялась еловая древесина и в кораблестроении. В старину внутренний слой еловой коры добавляли в муку при выпечке хлеба.

      Вывод: ель – широко используется человеком.

      6. Речевая разминка

      8. Работа по содержанию.

      – Какие вопросы по содержанию вы могли бы задать друг другу?

      1) Зачитайте эпизод, рассказывающий о месте произрастания елочки.

      2) О чем она мечтала? Подтвердите свой ответ словами из текста.

      3) Куда же отправлялись некоторые деревья осенью? зимой?

      4) Какие советы давали елочке солнечные лучи, воздух и солнечный свет? Как ты думаешь, почему они так говорили?

      5) Зачитайте эпизод о том, как срубили елочку.

      6) Куда отправилась елочка?

      7) Как она себя чувствовала в момент празднования Рождества? Подтвердите словами из текста.

      8) Какие мысли посещали елку после того, как она попала на чердак?

      9) Почему же елочке хотелось вернуться обратно в лес? Почему она стала жалеть о лесе?

      10) Какой вечер елочка называет самым счастливым в своей жизни? Как ты думаешь, почему? При ответе используйте слова из текста.

      10. Характеристика главной героини

      - Составим характеристику, чтобы лучше понять чувства, настроение главной героини сказки. (запись на доске)

      (Какая она и почему?)

      Чудесная, маленькая, хорошенькая

      Мечтает, вздыхает, дрожит, радуется, трепетала

      (Выразим свое отношение к лисе: “Кто она по сути своей?”)

      Мечтательница, бедняжка

      (Как автор относится к ели?)

      Бедная ёлка

      Используя характеристику, рассказать об отношении сказочника к ели.

      Дети: Главный герой сказки – ель. Она чудесная, маленькая, хорошенькая, все время мечтает вырасти и сделаться большим деревом. Её мечты сбылись, но это не принесло ей счастья. Бедная ёлка!

      11. Итог урока. Рефлексия.

      Можем ли мы считать сказку пищей для ума?

      - Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории?

      -Это мудрая сказка о том, что такое жизнь, что в ней самого ценного.

      -В сказке елка нетерпеливо ускоряла ход событий, ожидая чего-то невиданного и чудесного. Только сполна получив свою порцию опыта, она снова захотела вернуться в лес к елкам и другим деревьям, к будням, в которых все пропустила: минуты радости от пения лесных птиц, прохладное дуновение летнего ветерка, согревающие ласки солнечного света. Слишком поздно она научилась ценить то, что имела.

      Эта грустная, но правдивая, сказка помогает человеку осознать негативный сценарий жизни, который психологи называют, "обращенностью в будущее". Постоянная склонность человека мечтать и размышлять о том, что будет, мешает ему полноценно переживать настоящее, тем самым обесценивая его жизнь, мешает ему радоваться и довольствоваться тем, что у него есть.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Конспект урока чтения в коррекционном классе VIII вида. Задачи урока:

      Урок литературного чтения в 6 коррекционном классе VIII вида

      Развивать активную и репродуктивную речь учащихся, умение мыслить; совершенствование навыков выразительной речи; формирование читательской компетентности; развитие творческой активности при работе с сюжетными картинками. Коррекция связной устной речи обучающихся с помощью построения собственных высказываний, составления рассказа на заданную тему; коррекция и развитие воображения, слуховых и зрительных восприятий, мыслительной деятельности через умение анализировать и оценивать поведение героев.

      Воспитывать положительные, нравственные качества: умение сопереживать, бережное отношение к природе, любовь к жизни.

      1.Организационный момент

      Давайте знакомые книги откроем,

      И снова пройдем от страницы к странице.

      Всегда ведь приятно с любимым героем

      Опять повстречаться, узнать, подружиться.

      В мире много сказок грустных и смешных

      И прожить на свете нам нельзя без них.

      А наш класс, вдруг, снова посетила сказка.

      Как она зовется — вот она подсказка Слайд 1

      Её всегда в лесу найдёшь.

      Пойдём гулять и встретим

      Стоит колючая, как ёж,

      Зимою в платье летнем. Слайд 2

      III. Работа над дыханием. Работа над чёткостью произношения.

      1.Упражнения на развитие дыхания.

      2.Работа над чистоговоркой.

      Чтобы лучше нам читать, надо язычки размять:

      Су – су – су – очень холодно в лесу.

      Са-са-са – в лесу бегает лиса.

      Шо – шо – шо – на лыжах хорошо.

      Ом – ом – ом – Вова катит ком.

      - О каком времени года наша скороговорка? (о зиме.)

      3.Текст для речевой зарядки

      Давным -давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет. эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце, и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой свои пока еще маленькие сказочки . А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли, пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз)

      IV.Проверка домашнего задания

      V. Работа над новой темой

      1.Вступительное слово учителя Слайд 3

      Г.Х.Андерсен, сказочник из далекой страны Дании, написал немало сказок. Многие из них вы читали. Все его сказки замечательны тем, что их герои всегда проходят испытания, совершают плохие или наоборот хорошие поступки. Андерсен был похож на соловья и пел о счастливых и несчастных, о добре и зле, которые нас окружают. Он понимал людей и сочувствовал им.

      В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: “ Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: “Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее. И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории”.

      - Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем.

      - Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

      4.Первичное восприятие текста

      - В каком месте росла елочка?

      - Какие желания возникали у елочки год от года?

      - К чему призывали ее солнечные лучи, воздух и солнечные свет?

      6.Вторичное восприятие текста

      1.Выборочное чтение: найдите в тексте строки, которые соответствуют иллюстрациям на слайдах

      7.Гимнастика для глаз

      VI.Коррекционное задание

      - Упражнение “Дерево предсказаний” Слайд 8

      На слайде – рисунок дерева с вопросами:

      „Как будут развиваться события дальше?”

      „Чем все закончится?”

      (Дети высказывают и объясняют свои версии. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста)

      VII.Закрепление

      VIII.Подведение итогов урока. Оценивание результатов работы. Выставление оценок.

      Читайте также: