Конспект урока грамотная мышка

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2201 0

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №13 г. Белгорода

Устинова Татьяна Михайловна

Литературное чтение 1 класс (УМК «Начальная школа XXI века)

Планируемые результаты (УУД):

личностные:соотносятпоступок с моральной нормой; оцениваютперсонажей по их поступкам и особенностям речи;

метапредметные: регулятивные – удерживаютцель деятельности до получения ее результата; познавательные – сопоставляютхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляютсходство и различия объектов, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

Оборудование: иллюстрации к сказкам, костюмы зайца, лисы, схемы для изготовления обложки сказки, цветные карандаши, выставка книг

Ход урока

На доске план урока:

Скороговорка

Слушаем и отвечаем на вопросы

Характеристика героев

Составляем план

Модель обложки

Чтение по ролям

У: Согласны ли вы с последовательностью плана?

Д: Изменить. Сначала: Слушаем и отвечаем на вопросы

Потом:Характеристика героев

У: Почему чтение по ролям последнее?

Д: Чтобы войти в роль, нужно подробно познакомиться с произведением и знать характеристику героев.

Решаем первую учебную задачу

Работа со скороговоркой

У: Для чего нам нужна работа со скороговоркой?

Д: Для отработки звуков. Для умения чётко произносить слова.

Три сороки тараторки тараторили на горке

У: - читаем тихо, громче, громко (убыстряя)

- чтение с логическим ударением

Какой звук вы отработали?

У: Как представляют сороку в сказках?

Д: Говорливая. Надоедливая. Может сказать неправду.

2. Выявление темы урока

Классификация прочитанных сказок

У: Вам нужно по иллюстрации определить название сказки, разделить их на две группы.

Первая группа детей делит сказки на два столбика. Свободно рассуждают. Под коричневым кружком помещают сказки о животных, а под синим – волшебные сказки.

В. Сутеев «Палочка-выручалочка

У: Название, какого жанра их объединяет? (сказки)

Какие сказки в первой группе? (о животных) Во второй? (волшебные)

У: Работает у доски вторая группа детей. Прикрепите к каждой иллюстрации карточку: А (авторская) или РНС (русская народная)

Д: Все сказки авторские.

У: Героями сказки будут…

Заранее подготовленные ученики читают загадки:

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (лиса)

Самая болтливая. (сорока)

Обычно в сказках … какие?

Лиса Заяц Сорока

Хитрая, трусливый, говорливая

Чтение слов с эмоциональной окраской.

(лиса – с хитростью, заяц – боязливо, сорока – быстро)

У: Мы позже вернёмся к чтению этих слов.

У: Что вы узнали о произведении, которое сегодня прочитаем?

Д: Сказка, авторская.

Книгу помещаем на книжную выставку.

3. Этап изучения новых знаний.

У:Словарь. Что даёт нам решение этой учебной задачи?

Д: Узнаём значение слов. Обогащаем словарный запас.

Зловредная(очень вредная)

Вода прибывает(речка выходит из берегов)

У: Когда это бывает?

Половодье (иллюстрация). Зверям тяжело (иллюстрация).

Им приходиться спасаться.

У: Н. Сладков придумал удивительную, поучительную историю, которая случилась с этими героями во время половодья.

4. Первичное восприятие

У: Сейчас послушайте сказку. Повторите правила слушателя.

Д: Поза слушателя. Слушать внимательно. Представлять прослушанное.

У: Для чего отвечаем на вопросы?

Д: Чтобы знать содержание. Тренировать память.

Дети слушают аудиозапись, следят по учебнику.

5. Этап первичной проверки восприятия сказки.

У: Перед вами карточки. Ответьте на вопросы самостоятельно, пользуйтесь текстом.

В какое время года происходили события?

2. Где оказались заяц и лиса?

3. Что проплывало мимо?

4. Что сказала сорока лисе?

б) завтрак рядом

5. Что предложила сорока зайцу?

б) толкнуть в воду

в) ударить лапой

6. Кто предложил сидеть мирно?

7. Сорока улетела

У: Проверяем. Доказываем словами из текста.

Кто знал ответы на все вопросы?

Физкультминутка

Изображаем лису, сороку, зайца.

6. Этап закрепления изученного.

У: Для чего мы даём характеристику героям?

Д: Чтобы сравнить героев, кто положительный герой, кто отрицательный. С кого брать пример.

У: При каких условиях с героями мог произойти несчастный случай?

Д: Бревно перевернулось.

У: Покажите на схемах, почему нельзя находиться на одном конце бревна.

Ученик показывает на схеме.

У: И, чтобы не перевернуться, герои решили…

Это верное решение?

Есть другой вариант?

У: Где это свойство пригодится в жизни?

Д: На лодке нельзя находиться всем на одной стороне.

У: Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Сообразили, значит, как их можно назвать? Сообразительные. Вовремя сообразили, что сороку слушать нельзя. Решили пойти на примирение.

А что делала сорока?

Герои отрицательные или положительные?

Сравнение героев сказки.

Третья группа детей размещает слова в нужную группу. Остальные в парах.

У: Какие слова не вошли? (смелость)

Какие слова повторяются? Почему разным цветом? (сначала – чёрный шрифт, после прочтения сказки - зелёный)

У: А вот теперь вернёмся к названию героев и прочитаем с эмоциональной окраской. Лиса, заяц – уважительно. Сорока – с укором.

В одной библиотеке жила грамотная мышка по имени Нюра. Она не пропускала ни одной новой книжки, ни даже самой что ни на есть скучной газеты. И всё из-за кошек! — уж очень она любила их есть. Увидит на картинке кошку — цап! — и тут же слопает, увидит другую — хруп! — и готово. А потом выйдет на крыльцо и говорит:

— Тошнит меня от этих кошек! Штук пять больших съела, а уж маленьких и вовсе без счёту.

Остальные мышки как услышат это, так даже заикаться начинают:

— Ти-ти-ти-ти-тише, Ва-ва-ва-ва-вась-ка. — и больше ничего сказать не могут.

И вот как-то выходит Нюра на крыльцо и, как обычно, говорит:

— Ну и объелась я. Просто тошнит меня от этих кошек.

Глядь, а перед ней кот Васька сидит и ехидно так прищуривается:

— Ну-ка, ну-ка, — говорит, — погромче. А то я плохо слышу.

Но Нюра не растерялась:

— Да, — говорит, — так наелась кошек, что на тебя и смотреть противно!

И преспокойно к себе в норку направляется.

Васька от такой наглости даже опешил: сидит и глазами хлоп-хлоп! Потом опомнился, бросился следом, да опоздал — только лапой по спине чиркнул.

А на следующий день, как обычно, вышла на крыльцо Нюра и говорит:

— Нет, что ни говори, а книжные кошки куда лучше. Попробовала я Ваську — ничего в нём хорошего: и когти — жёсткие, и зубы — твёрдые!

1. Какой была мышка? Как о ней говорится в сказке? Прочитай.

2. Почему мышка раньше не боялась Ваську? Прочитай, как автор описывает встречу Нюры с Васькой.

3. Какой ты представляешь Нюру? Расскажи, какая она.

4. Придумай весёлую историю о мышке. Расскажи её своим друзьям.

1. Какой была мышка? Как о ней говорится в сказке? Прочитай.
Мышка была грамотная. Она не пропускала ни одной новой книжки.

2. Почему мышка раньше не боялась Ваську? Прочитай, как автор описывает встречу Нюры с Васькой.
Нюра не боялась Ваську, потому что никогда его не видела. Она вообще не видела настоящих кошек, а кошки с картинок совсем не страшные.

3. Какой ты представляешь Нюру? Расскажи, какая она.
Нюра — это маленькая мышка, живущая в библиотеке. Врагов у Мышки нет, потому что кроме неё в библиотеке никто не живёт. Мышка совсем ещё глупенькая, ведь в книжках и газетах она рассматривает только картинки про кошек и ничего не читает. Хвастунишка, но совсем не труслива.

Главная

Лаборатории

Сообщества

Библиотека

Авторские сайты

Форумы

Конкурсы

О нас. Ориентация на сайте

НАШИ ДРУЗЬЯ - ПРОЗАИКИ

Андрей Усачёв
САМЫЙ ЛУЧШИЙ В МИРЕ ДОМ

У Андрея Усачёва есть одно очень редкое качество. С одной стороны, он не отказывается от специальных издательских предложений, пишет на заказ и, кажется, любит это делать. А с другой, всё, что он сочиняет, дышит естественной и талантливой свободой.

Читайте также: