Конспект урока грамотная мышка
Обновлено: 05.07.2024
Оценить 2201 0
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №13 г. Белгорода
Устинова Татьяна Михайловна
Литературное чтение 1 класс (УМК «Начальная школа XXI века)
Планируемые результаты (УУД):
личностные:соотносятпоступок с моральной нормой; оцениваютперсонажей по их поступкам и особенностям речи;
метапредметные: регулятивные – удерживаютцель деятельности до получения ее результата; познавательные – сопоставляютхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляютсходство и различия объектов, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; коммуникативные – используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
Оборудование: иллюстрации к сказкам, костюмы зайца, лисы, схемы для изготовления обложки сказки, цветные карандаши, выставка книг
Ход урока
На доске план урока:
Скороговорка
Слушаем и отвечаем на вопросы
Характеристика героев
Составляем план
Модель обложки
Чтение по ролям
У: Согласны ли вы с последовательностью плана?
Д: Изменить. Сначала: Слушаем и отвечаем на вопросы
Потом:Характеристика героев
У: Почему чтение по ролям последнее?
Д: Чтобы войти в роль, нужно подробно познакомиться с произведением и знать характеристику героев.
Решаем первую учебную задачу
Работа со скороговоркой
У: Для чего нам нужна работа со скороговоркой?
Д: Для отработки звуков. Для умения чётко произносить слова.
Три сороки тараторки тараторили на горке
У: - читаем тихо, громче, громко (убыстряя)
- чтение с логическим ударением
Какой звук вы отработали?
У: Как представляют сороку в сказках?
Д: Говорливая. Надоедливая. Может сказать неправду.
2. Выявление темы урока
Классификация прочитанных сказок
У: Вам нужно по иллюстрации определить название сказки, разделить их на две группы.
Первая группа детей делит сказки на два столбика. Свободно рассуждают. Под коричневым кружком помещают сказки о животных, а под синим – волшебные сказки.
В. Сутеев «Палочка-выручалочка
У: Название, какого жанра их объединяет? (сказки)
Какие сказки в первой группе? (о животных) Во второй? (волшебные)
У: Работает у доски вторая группа детей. Прикрепите к каждой иллюстрации карточку: А (авторская) или РНС (русская народная)
Д: Все сказки авторские.
У: Героями сказки будут…
Заранее подготовленные ученики читают загадки:
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (лиса)
Самая болтливая. (сорока)
Обычно в сказках … какие?
Лиса Заяц Сорока
Хитрая, трусливый, говорливая
Чтение слов с эмоциональной окраской.
(лиса – с хитростью, заяц – боязливо, сорока – быстро)
У: Мы позже вернёмся к чтению этих слов.
У: Что вы узнали о произведении, которое сегодня прочитаем?
Д: Сказка, авторская.
Книгу помещаем на книжную выставку.
3. Этап изучения новых знаний.
У:Словарь. Что даёт нам решение этой учебной задачи?
Д: Узнаём значение слов. Обогащаем словарный запас.
Зловредная(очень вредная)
Вода прибывает(речка выходит из берегов)
У: Когда это бывает?
Половодье (иллюстрация). Зверям тяжело (иллюстрация).
Им приходиться спасаться.
У: Н. Сладков придумал удивительную, поучительную историю, которая случилась с этими героями во время половодья.
4. Первичное восприятие
У: Сейчас послушайте сказку. Повторите правила слушателя.
Д: Поза слушателя. Слушать внимательно. Представлять прослушанное.
У: Для чего отвечаем на вопросы?
Д: Чтобы знать содержание. Тренировать память.
Дети слушают аудиозапись, следят по учебнику.
5. Этап первичной проверки восприятия сказки.
У: Перед вами карточки. Ответьте на вопросы самостоятельно, пользуйтесь текстом.
В какое время года происходили события?
2. Где оказались заяц и лиса?
3. Что проплывало мимо?
4. Что сказала сорока лисе?
б) завтрак рядом
5. Что предложила сорока зайцу?
б) толкнуть в воду
в) ударить лапой
6. Кто предложил сидеть мирно?
7. Сорока улетела
У: Проверяем. Доказываем словами из текста.
Кто знал ответы на все вопросы?
Физкультминутка
Изображаем лису, сороку, зайца.
6. Этап закрепления изученного.
У: Для чего мы даём характеристику героям?
Д: Чтобы сравнить героев, кто положительный герой, кто отрицательный. С кого брать пример.
У: При каких условиях с героями мог произойти несчастный случай?
Д: Бревно перевернулось.
У: Покажите на схемах, почему нельзя находиться на одном конце бревна.
Ученик показывает на схеме.
У: И, чтобы не перевернуться, герои решили…
Это верное решение?
Есть другой вариант?
У: Где это свойство пригодится в жизни?
Д: На лодке нельзя находиться всем на одной стороне.
У: Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Сообразили, значит, как их можно назвать? Сообразительные. Вовремя сообразили, что сороку слушать нельзя. Решили пойти на примирение.
А что делала сорока?
Герои отрицательные или положительные?
Сравнение героев сказки.
Третья группа детей размещает слова в нужную группу. Остальные в парах.
У: Какие слова не вошли? (смелость)
Какие слова повторяются? Почему разным цветом? (сначала – чёрный шрифт, после прочтения сказки - зелёный)
У: А вот теперь вернёмся к названию героев и прочитаем с эмоциональной окраской. Лиса, заяц – уважительно. Сорока – с укором.
В одной библиотеке жила грамотная мышка по имени Нюра. Она не пропускала ни одной новой книжки, ни даже самой что ни на есть скучной газеты. И всё из-за кошек! — уж очень она любила их есть. Увидит на картинке кошку — цап! — и тут же слопает, увидит другую — хруп! — и готово. А потом выйдет на крыльцо и говорит:
— Тошнит меня от этих кошек! Штук пять больших съела, а уж маленьких и вовсе без счёту.
Остальные мышки как услышат это, так даже заикаться начинают:
— Ти-ти-ти-ти-тише, Ва-ва-ва-ва-вась-ка. — и больше ничего сказать не могут.
И вот как-то выходит Нюра на крыльцо и, как обычно, говорит:
— Ну и объелась я. Просто тошнит меня от этих кошек.
Глядь, а перед ней кот Васька сидит и ехидно так прищуривается:
— Ну-ка, ну-ка, — говорит, — погромче. А то я плохо слышу.
Но Нюра не растерялась:
— Да, — говорит, — так наелась кошек, что на тебя и смотреть противно!
И преспокойно к себе в норку направляется.
Васька от такой наглости даже опешил: сидит и глазами хлоп-хлоп! Потом опомнился, бросился следом, да опоздал — только лапой по спине чиркнул.
А на следующий день, как обычно, вышла на крыльцо Нюра и говорит:
— Нет, что ни говори, а книжные кошки куда лучше. Попробовала я Ваську — ничего в нём хорошего: и когти — жёсткие, и зубы — твёрдые!
1. Какой была мышка? Как о ней говорится в сказке? Прочитай.
2. Почему мышка раньше не боялась Ваську? Прочитай, как автор описывает встречу Нюры с Васькой.
3. Какой ты представляешь Нюру? Расскажи, какая она.
4. Придумай весёлую историю о мышке. Расскажи её своим друзьям.
1. Какой была мышка? Как о ней говорится в сказке? Прочитай.
Мышка была грамотная. Она не пропускала ни одной новой книжки.
2. Почему мышка раньше не боялась Ваську? Прочитай, как автор описывает встречу Нюры с Васькой.
Нюра не боялась Ваську, потому что никогда его не видела. Она вообще не видела настоящих кошек, а кошки с картинок совсем не страшные.
3. Какой ты представляешь Нюру? Расскажи, какая она.
Нюра — это маленькая мышка, живущая в библиотеке. Врагов у Мышки нет, потому что кроме неё в библиотеке никто не живёт. Мышка совсем ещё глупенькая, ведь в книжках и газетах она рассматривает только картинки про кошек и ничего не читает. Хвастунишка, но совсем не труслива.
Главная
Лаборатории
Сообщества
Библиотека
Авторские сайты
Форумы
Конкурсы
О нас. Ориентация на сайте
НАШИ ДРУЗЬЯ - ПРОЗАИКИ
Андрей Усачёв
САМЫЙ ЛУЧШИЙ В МИРЕ ДОМ
У Андрея Усачёва есть одно очень редкое качество. С одной стороны, он не отказывается от специальных издательских предложений, пишет на заказ и, кажется, любит это делать. А с другой, всё, что он сочиняет, дышит естественной и талантливой свободой.
Читайте также:
- Конспект урока по информатике виды информации 2 класс
- Конспект по информатике 4 класс графические редакторы и их назначение
- Конспект урока грамматические признаки имени существительного 3 класс
- Конспект урока по физической культуре с использованием икт
- Конспект круговой тренировки на разные группы мышц