Конспект урока восстановление нарушенного порядка слов в предложении

Обновлено: 07.07.2024

Учитель. Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех. Садитесь. Как сегодня мы будем работать? (По группам.) Чтобы урок был успешным, что для этого нужно? (Слушать внимательно задание учителя, ответы учащихся, коллективно обсуждать и принимать решения.)

Учитель. Пока вы отдыхали на перемене, ветер-озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.

– Какое слово является завершающим? Почему?
– Что такое текст? (Предложения, связанные между собой по смыслу.)
– Вспомните, назовите основные признаки текста. (Тема, основная мысль, смысловая связь между предложениями, порядок предложений, части текста: вступление, основная часть, концовка, заголовок, абзац или красная строка.)

На доске появляется цветок, на лепестках которого написаны основные признаки текста.

– Объясните, что обозначает каждый признак.

Ответы учищихся.

– Итак, мы будем восстанавливать текст. А что значит восстановить текст? (Определить части текста, место каждой части, если отсутствует часть, то дополнить, если деформированный текст, то восстановить.)

III. Работа по группам.

1. Восстановление 1-й части текста.

  • Восстановить предложения из слов, данных в разбивку:
  • он, писк, вдруг, жалобный, услышал;
  • это, под, лежал, воробышек, кустом;
  • его, злой, камнем, подшиб, мальчишка;
  • воробышек, пить, просил;
  • Воробышек просил пить.
  • Злой мальчишка подшиб его камнем.
  • Это воробышек лежал под кустом.
  • Вдруг он услышал жалобный писк это воробышек лежал под кустом злой мальчишка подшиб его камнем воробышек просил пить.
  • Восстановить предложение из слов, данных в разбивку.

2. Проверка выполнения работы. Восстановление основной части.

  • 1 группа – первое предложение. Согласны ли вы с таким порядком слов в предложении?
  • 4 группа – второе предложение. Есть ли замечания?
  • 3 группа – прочитайте третье предложение.
  • 2 группа – как закончили эту часть?

Учитель. Прочитайте предложения по порядку. Сравните с образцом. Можно ли это назвать текстом? (Да. Есть последовательность предложения, связь по смыслу.) Что заметили? (Это основная часть. Нет начала и конца) Какая это часть? Как определили? (Можно поставить вопрос – Что произошло? Связывается словом вдруг.) Укажите, что это 2 часть.

3. Восстановление 2-й части текста.

  • Нес зайчик лист капусты был большой круглый зайчик шел и радовался.
  • Восстановить последовательность слов в предложениях:
  • нес, лист, капусты, зайчик;
  • лист, и, был, круглый, большой;
  • радовался, шел, и, зайчик.
  • Нес зайчик лист капусты.
  • Зайчик шел и радовался.
  • Лист был большой и круглый.
  • 2 группа – прочитайте первое предложение. Как составили? Что можно сказать о предложении?
  • 3 группа – какое предложение поставили вторым?
  • 1 и 4 группы – каким предложением завершили эту часть?

Учитель. Прочитайте эту часть текста. Где хотели бы поместить эту часть? Почему? Какая это часть? Как проверить, что составили текст? (Прочитать части по порядку.) Сверьте свою работу с образцом. На табличке поставьте оценку за восстановление разрушенной части текста.(Если обе части составлены верно, то “х” ставится в самом верху; если потребовалась помощь ребят и внесли исправления – “х” проставляется в середине; если не справились с восстановлением частей – “х” внизу.)

Учитель. Можно ли считать работу завершенной? Почему?

5. Самостоятельное завершение текста.

Учитель. Составте 1-2 предложения для окончания текста в черновике. Какие варианты у вас получились? Чей вариант наиболее удачен? Может ли быть такой конец? В табличке поставьте “х” вверху, если текст имеет логическое завершение. Если текст закончен неудачно, “х” поставьте внизу.

6. Озаглавливание текста.

Учитель. Все ли признаки текста есть? Что еще нужно? Какой заголовок можно дать?

Простановка оценок производится по такому же принципу, как раньше.

7. Подведение итогов работы с текстом.

Учитель. Докажите, что восстановленный кусок является законченным текстом.

IV. Самоконтроль.

Учитель. Перепишите законченный текст в тетрадь. Что следует помнить при записи? Расскажите пользуясь табличкой по самоконтролю. (В тексте должен быть заголовок; каждая часть должна начинаться с красной строки; правила записи предложений; связь предложения в тексте; орфографическое проговаривание.)

V. Закрепление пройденного материала.

Учитель. Сейчас у каждого из вас будет возможность проверить себя с помощью теста. В тесте даны высказывания. Если высказывание верно, то поставьте “+”, если высказывание неверно, то “–”. Нарисуйте шкалу после выполнения теста. Поставьте оценку на самом верху если на 2-й и 4-й вопросы вы поставили “–”, к остальным высказываниям “+”. Оценку внизу, если неверных высказываний не нашли.

Тест по теме “Текст”

Ф.И. ученика _______________________

VI. Подведение итогов.

Учитель. Чему мы научились на уроке? А теперь один человек от группы подойдет к доске и поставит оценку работе группы. Объясните почему вы так оценили работу группы? Какие задания было особенно интересно выполнять?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс: 1 Русский язык. Учитель: Гурченкова Е.А.

МБОУ СОШ №1 г. Долинска Сахалинской области

Тема урока: Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

- развивать устную и письменную речь, креативность, взаимооценку и самооценку;

- научить оформлять тексты (заголовок, абзац и т.д.);

- попытаться восстановить деформированный текст по отдельным его частям, путем правильной расстановки предложений в тексте и слов в предложении, изменении формы слова, расстановки знаков препинания.

Организационный

Долгожданный дан звонок

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели,

И в тетради посмотрели.

Минутка чистописания.

Проводит словарную работу. Организуетработу с учебником на местах и у доски. Ведёт работу над загадками, отгадками которых являются слова, в середине и на конце которых Ь.

- Как она называется?

- Что вы знаете о букве?

(Ь – знак – показатель мягкости предшествующего согласного

Вот для этого и служит буква – помощница. Которая сама разговаривать не умеет. Не читается ни как, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

- она занимает 30 место

- Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит,

Слово мягко зазвучит.

В) – Отгадай те загадки, напишите отгадки.

Прошла по лугам, по лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома.

Чтобы осенью гулять

Надо долго надевать

Сапоги, носочки, варежки, платочки.

А ещё надену, что, ну конечно же пальто.

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь.)

У меня знакомых - тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что, кто пройдёт,

Тот и руку мне пожмёт. ( Дверь.)

- Посмотрите на слова. На какие группы их можно разделить (нельзя перенести, словарные)

- запись слов: осень

- Чем похожи эти слова?

(Ь – знак на конце, в середине слова)

- Как на письме обозначается мягкий согласный? (Ь- знаком)

- Кто догадался, какова тема урока?

- Какие цели мы поставим перед собой?

- писать слова с мягким знаком;

- находить слова с мягким знаком в тексте;

- писать слова и предложения;

- Откройте, пожалуйста, тетради, давайте запишем свами число, классная работа.

Не рот, а ловушка

Попадёт в ловушку

И комар и мушка. (Лягушка.)

- К нам прискакала лягушка. Она никак не может найти место для спячки.

2. Этап построения проекта выхода из затруднения .

Организует работу с учебником на стр. 91 упражнение 10.

(Дает комментарий к выполнению упражнения с проверкой по эталону.)

3.Физминутка

- Давайте отдохнем, встали на физминутку.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

1. Работа с учебником на стр. 91 упражнение 10. (Дает комментарий к выполнению упражнения с проверкой по эталону.)

Цель: Сегодня мы с вами будем учиться составлять текст.

-Посмотрите на картинку на стр. 91.

-Прочитаем предложения под картинкой.

2. В полдень кто-то постучал.

3. Кузьма лежал в постели больной.

4. За окном лил дождь.

5. Мальчишки сняли пальто и прошли в комнату.

6. Это пришли друзья.

7. Кузьма был рад.

-О ком говорится в этих предложения? ( О Кузьме, о его друзьях.)

-Как вы думаете, это текст? (Нет, потому что в тексте предложения должны быть связаны между собой по смыслу.)

-С помощью учителя располагают предложения в тексте.

- Как будем устанавливать порядок?

- Повторим правило написания текста.( С. 4 форзац)

5. Этап реализации построенного проекта. (Работа с электронной доской. Диск.)

- Найдём 1 – ое, затем, то, которое должно идти за ним.

- С которого начнём?

- Почему именно с этого?

- Поможем в этом Кваку.

- Прочитайте все предложения по порядку.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.

А теперь давайте прочитаем наш текст:

- Что вы заметили? (Он получился красивый, понятный.)

- Прочитайте заголовок текста.(Его нет.)

- Какой заголовок мы можем придумать к этому тексту? (Друзья.)

- О ком этот текст?

- Назовите главную мысль текста. (Друзья.)

- Чтобы лягушка на другом берегу могла залечь в спячку, надо красиво, грамотно записать текст по частям.

За окном лили дождь.

Кузьма лежал в постели больной.

В полдень кто-то постучал в дверь.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками ,

Мы руки поднимаем

И кружимся потом.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки разведём

И побежим кругом.

- Допишите предложения №5, №6, №7.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Назовите слова с мягким знаком.

- Проверьте их написание.

Это пришли друзья.

Мальчики сняли пальто и прошли в комнату.

- Записывают предложения в тетрадях.

7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. (Электронная доска.)

8.Этап включения в систему знаний и повторений.

- Давайте закрепим знания о значении мягкого знака в конце и в середине слова.

Мягкий знак,Мягкий знак

Без него нельзя никак.

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Мягкий знак – хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

9.Этап рефлексии учебной деятельности . (Организует обобщающую беседу по теме. Проводит рефлексию учебных действий. Дает эмоциональную оценку работы учащихся.)

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Кто мне ответит: что такое текст?

-Что понравилось на уроке?

-Если у вас все получилось и не возникало трудностей – похлопайте в ладоши 3 раза, если у вас что-то не получилось или возникали трудности, то поднимите правую руку.

10. Итог урока: - Что мы сегодня изучали?

- Что нового узнали?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 768 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.12.2016 7219
  • DOCX 19.7 кбайт
  • 305 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гурченкова Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цели: формировать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки; развивать речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласного звука на письме; составлять текст из предложений.

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Составьте слова-отгадки из разрезной азбуки. Разделите слова для переноса.
1) Ежедневно, в семь утра,
Я трещу:
— Вставать порррррра! (Будильник.)

2) Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Прогулялся валко, шатко —
Ровной сделалась площадка. (Бульдозер.)

3) Льётся речка — мы лежим.
Лёд на речке — мы бежим. (Коньки.)

Конспект урока письма: "Построение предложений из слов. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении"

Цель: закрепить знания о предложении, учить восстанавливать порядок слов в предложении.

Задачи: Образовательные:

  • формировать умения работать с деформированным текстом;
  • закрепить знания о связи слов в предложении;
  • развивать умение отличать предложение среди группы предложений;
  • правильно оформлять предложение из данных слов в письменной речи;

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция и развитие связной письменной речи;
  • корригировать внимание, память, быстроту мышления, орфографическую зоркость.

Воспитательные:

1. Организация начала урока (слайд 1)

Все чаще солнечные зайчики

В окно заглядывают к нам.

Их ловят девочки и мальчики,

Чтобы порадовать себя.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты его погладь и подружись с ним. Откройте глаза, улыбнитесь, а солнечный зайчик останется с нами на уроке.

2 . Чистописание

Упражнения для мышц мелкой моторики. Запись числа и классной рабы.

(слайд 2) Какая буква лишняя? ( с, т, н , ш, к). Почему? (все буквы и звуки глухие, а буква Н звонкая)

Характеристика звука и буквы Н (согласный, звонкий, непарный, может звучать твердо и мягко)

Загадка (слайд 3)

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Звукобуквенный анализ слова весна- 5 зв., 5 б., 2 гл., 3 согл.

Весной с гор текут ручьи. ( Комментированное письмо)

Чтение предложения с разной интонацией (! ? .) Прочтите предложение с чувством восхищения, радости. Какой знак будет стоять в конце предложение? Прочтите предложение, чтобы в нем содержался вопрос?

П LJFL Р VFL E GNV Д FG DG Л WZWF О WR R Ж Q D Е N Н W И С R Е Т R (ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

- Что вы знаете о предложении?

- Наша речь состоит из предложений. Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.

Проблема: действительно ли предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны между собой по смыслу.

Ручейки, журчат, веселые, дорогах, на. Вернулись, птицы, перелетные, теплых, из. стран. (1 уровень)

Зима, холодная, прошла. Весна, теплая, наступила. (2 уровень)

3). Нахождение места в тексте, где описывается объект, представленный визуально.

Цель: развитие целостного восприятия (слайд 4)

Отгадай загадку:

Тонкий стебель у дорожки

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги.

(слайд 5) Выделить устно из текста предложения со словом подорожник

Мы ходим по чудесному лекарству, топчем его, а оно растёт. Плотно прижал подорожник к земле свои листья . Надёжно укрепился в земле корнями.

Люди давно оценили подорожник . Он заживляет раны. Семена подорожника приклеиваются к подошве и разносятся по земле.

4. Физкультминутка

4). (слайд 6) Прочитай. Какие ряды слов являются предложениями? Почему?

Наступило утро

Из-за леса поднялось

На верхушке сосны застучал дятел

Далеко раздаётся его

Найдите предложения и в конце него поставьте точку. Подчеркните главные члены предложения.

5). Чтение текста и восстановление деформированных слов. Запись в тетрадь. (слайд 7)

РОМУТ (утром) люди идут на работу. Мой ЯДЯД(дядя) работает кондитером. Он делает ТЫРОТ(торты) и вкусные ТЫФЕКОН(конфеты).

Зоя и Рая были ЛЫМА(малы). Мама ДИВОЛА(водила) их в ясли. Там красивые КИБУКИ(кубики). Девочки ИСТРОЛИ(строили) дом.

У нас возле дома ШОЙБОЛЬ(большой) сад. Там растут груши, НИЛОЯБ(яблоки), сливы и вишни. Я угощу ГАДРУ(друга) сочными плодами.

5. Рефлексия

Учитель благодарит ребят за работу, оценивает их работу устно. Самым активным учащимся выставляются отметки.

Читайте также: