Конспект урока внутренняя политика александра 1 9 класс торкунов

Обновлено: 05.07.2024

Настоящий конспект урока может быть использован в преподавании истории в 9 классе.

ВложениеРазмер
Конспект урока 9 класс Внешняя политика Александра I 143 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России в 9 классе.

Показать международное положение России в начале 19 в., определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны, оценить ее результативность.

Развивать навыки самостоятельной работы, умение выделять причинно-следственные связи, работать с картой

Воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: опрос, рассказ учителя, работа с картой, работа с текстом учебника

1) Расскажите о личности Александра. Какими качествами он обладал, какие причины повлияли на формирование этих качеств личности?

2) С какой целью создавался Негласный комитет, охарактеризуйте его состав

3) Расскажите о реформах Александра I.

А) создание министерств

Б) Государственный Совет

В) Указ о вольных хлебопашцах

Г) почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати

4) Результаты крестьянской политики Александра I

5) Реформы М. Сперанского и их роль в истории России

  1. Изучение нового материала.
  1. Основные направления внешней политики России в начале 19 в.

Основные направления: 1. ЗАПАДНОЕ (европейское) - участие в коалициях против Франции (борьба с Наполеоном)

2.ВОСТОЧНОЕ - укрепление позиций в Закавказье, на Черноморском побережье и Балканах

2) Западное направление внешней политики

Сразу после переворота 1801 г. изменилась и внешняя политика России. Павел I незадолго до смерти прервал все отношения с Англией и заключил союз с правителем Франции Наполеоном Бонапартом, который вел войну с коалицией (союзом) европейских государств во главе с Великобританией. Александр возобновил торговлю с Англией. Были немедленно отозваны казачьи части, направленные в поход на британские владения в Индии.

Готовивший высадку десанта в Англии, Наполеон внезапно перебросил свои основные силы в Центральную Европу. Здесь французы вначале разгромили австрийские войска в сражении под Ульмом и заняли Вену, а затем под командованием самого Наполеона нанесли поражение австро-русской армии (в которой находились российский и австрийский императоры) под Аустерлицем (20 ноября 1805 г.). Россия потеряла почти 15 тыс. своих солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия, огромные обозы и почти 20 тыс. пленных. Третья коалиция распалась.

1804 г. - III Коалиция против агрессии Франции в Европе (Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство). Разгром коалиции в битве при Аустерлице в декабре 1805 г.

В немалой степени военным поражениям способствовало то, что Россия вела войну на трех фронтах. С 1804 г. она была вынуждена иметь значительные силы на Восточном Кавказе для борьбы с Ираном. А в декабре 1806 г. Наполеону удалось подтолкнуть к войне с Россией и Турцию, которой были обещаны не только поддержка Франции, но и возвращение утраченного Крыма и Грузии. В 1807 г. русские войска отразили наступление турок на Западном Кавказе и на Балканах. Русский флот под командованием адмирала Д. Н. Сенявина одержал крупные победы в Дарданелльском и Афонском морских сражениях.

После разгрома Пруссии Франция, по существу, вышла к границам России. Александр I понимал, что военные и материальные ресурсы страны истощены. Он был вынужден пойти на мир с ненавистным ему Наполеоном, который сам предложил начать переговоры.

1806 г. - IV Коалиция против агрессии Франции в Европе (Пруссия, Англия, Швеция, Россия). Поражение коалиции под Фридландом в июне 1807 г.

Тильзитский мир России с Францией в 1807 г.

1808 – 1809 гг. – Русско-шведская война. Россия получила Финляндию

Правда, секретные договоренности в Тильзите открывали для Александра возможности расширения границ империи за счет соседних стран и благополучного завершения затянувшейся борьбы с Турцией и Ираном, а также назревавшей войны со Швецией. Эти направления и стали главными во внешней политике России.

Война со Швецией 1808—1809 гг. Военные действия начались 9 февраля 1808 г. Русские войска в течение месяца овладели всей южной и средней Финляндией и Аландскими островами. 16 марта 1808 г. император Александр объявил о присоединении Финляндии к России. В марте 1809 г. отряд под руководством генерала М. Б. Барклая де Толли совершил беспримерный переход по льду Балтийского моря и занял город Умео в Швеции, а отряд генерала П. И. Багратиона был направлен на Аландские острова для последующего наступления на Стокгольм.

Поражение Швеции привело к свержению там короля и просьбам о прекращении войны. Однако Александр не пошел на мир.

Он созвал в городе Борго в Финляндии заседание сейма. Сейм объявил о присоединении Великого княжества Финляндского к России. Княжество получало широкие права самоуправления на основе законов, действовавших в этой стране при шведах.

3) Восточное направление

1801 г. – в состав России добровольно вошла восточная Грузия

1803 – 1804 гг. – вся остальная часть Грузии

ЗАКАВКАЗЬЕ стало местом пересечения интересов России, Ирана и Турции

1804 – 1813 гг. – Русско-иранская война

1813 г. – Гюлистанский мир

  • К России отходила большая часть Азербайджана
  • Иран признал включение Грузии в состав России
  • Россия получила право держать военные суда в Каспийском море

Война с Ираном 1804—1813 гг. Эта война началась по инициативе Ирана. Его армия насчитывала 140 тыс. конных воинов и 60 тыс. пехотинцев, однако вооружена и оснащена она была плохо. Русскую кавказскую армию возглавлял вначале генерал И. В. Гудо-вич. В короткий срок его войска сумели покорить Гянджинское, Шекинское, Карабахское, Ширванское, Кубинское и Бакинское ханства. Однако после неудачного штурма города Эривани (Еревана) в 1808 г. командующим 5ыл назначен генерал А. П. Тормасов. Он одержал еще несколько побед.

В 1810 г. персы и турки заключили союз против России, который, однако, мало помог им: прежде их били порознь, а теперь — вместе. В 1812 г. русские войска генерала П. С. Котляревского в составе 2 тыс. человек атаковали 10-тысячную армию персов во главе с наследным принцем Аббас-Мирзой и обратили ее в бегство, после чего заняли Аркенан и Ленкорань. Эти победы решили исход войны в пользу России. 24 октября 1813 г. был подписан Гюлистанский мирный договор. Иранский шах признал за Россией территории Грузии, Дагестана, Ширвана, Мтшгрелии, Имеретии, Абхазии и Гурии. Он был вынужден заключить с Россией военный союз и предоставить ей право свободного плавания на Каспии. Итогом войны стало серьезное расширение и укрепление южных рубежей России.

1806 – 1812 г. – Русско-турецкая война

1812 г. – Бухарестский мир

  • К России отходила Бессарабия и часть Черноморского побережья Кавказа (Сухуми)

Русско-турецкая война 1806—1812 гг. На первом этапе этой войны (1806—1807 гг.) Турция воевала против России в союзе с Францией. Война приняла затяжной характер. Даже после Тильзитского мира русской армии не удалось сразу изменить положение. Перелом наступил в 1811 г., после назначения главнокомандующим русскими войсками М. И. Кутузова. Прибыв на Дунай, Кутузов стремительными действиями сумел полностью окружить турецкую армию и вынудить противника перейти к переговорам о мире. В 1812 г. в Бухаресте был подписан мирный договор, по которому Бессарабия была освобождена от турецкого владычества и присоединена к России; Турция также обещала облегчить положение Сербии. Этот пункт стал отправной точкой в последующем освобождении Сербии. Планы Наполеона — использовать в своих целях русско-турецкую войну накануне планировавшегося им вторжения в Россию — оказались сорваны.

Дайте общую оценку Тильзитским соглашениям. В чем вы видите положительные последствия Тильзитских договоренностей для России и в чем — отрицательные?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Внутренняя политика Александра I. 1801-1806 гг..

познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I ;

развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями;

воспитывать умение выражать свое отношение к деятельности исторических личностей, нравственным ценностям, которыми они руководствовались.

Оборудование: презентация.

I Организационный момент.

II Проверка знаний.

В начале 19 века государство, в котором мы живем, называлось ………

Население России исповедовало различные религии, поэтому Россия являлась государством ……..

Все население России делилось на группы, которые назывались ……

Площадь территории в начале 19 века составляла……….млн.кв.км, это больше или меньше нынешней площади нашей страны?

К привилегированным относились следующие сословия……. к непривилегированным - ……….

Россия была многонациональным государством, но основу населения составляли ………..

Основная масса населения в России жила в ……..

Основу экономики составляло ……….

По форме правления Россия была………

Промышленные предприятии России того периода назывались…….

Численность Российской империи в начале 19 века составляла……. это больше или меньше нынешней численности населения Российской Федерации?

Самым бесправным сословием были…. т.к. в Российской империи существовало …….

III Изучение нового материала.

Личность Александра I .

Первые преобразования Александра I .

Учитель : В первый год 19 века на российский престол вступил новый император Александр1. Русский народ возлагал на царя огромные надежды.

На сегодняшнем уроке мы попробуем выяснить, удалось ли молодому императору оправдать надежды народа и воплотить в жизнь свои начинания.

(запись в тетрадях)

1777-1825-годы жизни Александра I;

1801—1825 гг. — правление Александра I

Новый император вступил на престол в результате дворцового переворота с 11на 12 марта 1801 года, итогом которого было убийство заговорщиками-дворянами его отца, императора Павла 1. Каким был новый правитель?

Задание : Слушая рассказ учащегося (ученику было дано опережающее задание), составьте психологический портрет Александра, отметьте сильные и слабые стороны. Результаты оформите в виде таблицы.

На момент вступления на престол Александру было 24 года. Император получил прекрасное образование . Его воспитателем был швейцарец Лагарп, который разделял умеренные республиканские взгляды. Поклонник идей Просвещения, Александр отрицательно относился к крепостному праву . Став императором, он избегал поспешных, непонятных обществу действий . Смерть отца Павла 1 сильно повлияла на сына. События 11 марта 1891 года показали, как шатко его положение, как он зависим от ближайшего окружения. Поэтому характер монарха сильно изменился. И до этого современники говорили о лицемерии, неискренности царя. Но вряд ли эти черты были врожденными. Скорее всего их сформировала ситуация, в которой наследник престола находился с детства. Ведь большую часть времени Александр, отнятый у родителей знаменитой бабкой, Екатериной Великой, проводил в Зимнем дворце. Здесь, в екатерининском окружении, он слышал насмешки над своим отцом. Бывая в Гатчине. В доме родителей, несчастный ребенок слышал, как ругали его бабку, мечтали о воцарении Павла Петровича.

"Тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская. ",- так говорил об Александре шведский посол в Париже.

Н. Бонапарт о российском императоре отзывался следующим образом: «"Александр умен, приятен, образован, но доверять ему нельзя. Он неискренен. Это - истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец."

Проверка выполнения задания

Александр 1 говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу.

Итак, воспитатель Александра Лагарп дал наследнику европейское образование и прививал ему либеральные идеи. Но что же такое либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства. ( запись в тетрадях).

Идеи либерализма были таковы:

1. Отрицательное отношение к крепостничеству.

2. Введение конституции.

3. Управление на основе законов.

4. Участие выборных учреждений в принятии законов.

5. Предоставление гражданских свобод.

Задание : сформулируйте важнейшие проблемы России.

- растущая отсталость России,

- крепостное право, слишком похожее на рабство,

- полное бесправие населения страны.

С какими надеждами вступил на престол новый император?

- отмена крепостного права;

- ликвидация последствий правления Павла I;

- усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;

- развитие образования в стране.

А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “ Дней Александровых прекрасное начало”.

Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав попытки царя провести преобразования в России.

2.Негласный комитет

В первые годы своего правления император опирается на круг друзей и единомышленников, разделявших его либеральные настроения.

Задание: прочитать текст учебника на с. 7; ответить на ?:

1.Как назывался кружок близких друзей Александра I ?

2. Кто входил в его состав?

3.Что объединяет названных членов Негласного комитета?

А.А.Чарторыйский – блестяще образованный польский магнат, прекрасный знаток политики и политических наук;

П.А. Строганов – в молодости участвовал в событиях Французской революции, горячий сторонник конституционной формы правления и отмены крепостного права;

Н.Н.Новосильцев способный чиновник. Уверенно ориентирующийся в придворных интригах;

В.П. Кочубей – способный чиновник, человек передовых взглядов.

За полтора года напряженной работы Негласный комитет создал план основных преобразований и выявил сложности, связанные с их осуществлением.

Особенно горячо обсуждались вопросы:

- об отмене крепостного права;

- о введении в России конституционного правления.

Первые преобразования Александра

Какие преобразования были осуществлены в первые годы правления Александра I ?

I. Организационный момент. Приветствие

II. Проверка домашнего задания. Выступления учащихся с презентациями:

Слово учителя:

Обобщение по выступлениям, совместно выполняем таблицу на доске:

– Назовите положительные и отрицательные черты развития?

– Как вы думаете от кого зависит дальнейшее развитие страны?

III. Объяснение нового материала

На экране портреты: Александр I, Екатерины II, Павла I.

1. Император Александр I.

Слово учителя: Александр был любимым внуком Екатерины II .Давайте немного окунемся в ту эпоху, в этом нам помогут сами исторические личности: входят учащиеся и показывают сцену наставления бабушки – внуку.

Продолжает рассказ о наследнике престола учитель.
– А какие высказывания о нем вы знаете? Учащиеся читают записанные заранее высказывания об Александре I. (Приложение 3)
– Как вы думаете, почему такие противоречивые взгляды о нем? На этот вопрос мы сможем ответить когда изучим период правления императора.
Если бы вы правили страной в нач. XIX в. то какие мероприятия провели?
Высказываются мнения.

На доске портреты его членов.

3. Начало царствования

На доске записи:

1) Восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству.

2) Восстановление Жалованной грамоты городам. Смотрим на экран, и учащиеся вспоминают содержание этих грамот. (Приложения 1, 2)

Меры по крестьянскому вопросу:

3) 1801 г .– право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.
– О чем свидетельствует эта мера? (Указ не посягал на основы дворянского землевладения, сохраняя их монопольное право на владение населенными землями. Землю, по указу, можно было получить только без крестьян. Но теперь собственниками земли могли стать купцы, мещане, государственные крестьяне, крестьяне, отпущенные помещиком на волю, все, кроме помещичьих крестьян.)

4) Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.

Работа с документом № 1. Работа в группах.

  • Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.
  • Указ о вольных хлебопашцах. Работа в группах. Ответы на вопросы к документу.

Обобщение учителя

По первому вопросу: Желание помещика, наделение освобождаемых крестьян землей.
По второму вопросу: Освобожденные по указу крестьяне могли перейти, например в сословие государственных крестьян, купцов или составить особое сословие свободных хлебопашцев.
По третьему вопросу: Свободные хлебопашцы должны были платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность.
По четвертому вопросу: Реальные результаты издания указа 1803 г были незначительны: за время царствования Александра I было заключено 160 сделок, по которым выкупилось на волю 47 тыс. душ мужского пола крестьян (менее0,5%). Всего же за время действия указа (до 1885 г.) выкупилось около 1,5%. Причина этого заключалась не только в нежелании многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже за выкуп, но и из-за тяжелых финансовых условий выкупа: цена выкупа одной души мужского пола тогда составляла около 400 рублей ассигнациями (100 руб. серебром), т. е. 15–20 годовых оброков.)

Физкультминутка

Взялись за руки, сжали кулачки, подняли, опустили вместе 2 раза, сделали волны, положили на середину стола руки, закрыли глаза, задумались о прекрасном – релаксация

4. Реформы М. М. Сперанского

Вопрос классу: (опережающее задание)

– Какие вы знаете высказывания исторических личностей об этом государственном деятеле? (Приложение 4)
Разработкой проекта реформы органов власти занялся М. М. Сперанский.

  1. Вспомните идеи Просвещения VIII в. Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского? (Разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную; выборность законодательных ветвей власти)
  2. Сравните структуру власти в России до и после реформ Александра I. Назовите ликвидированные и новые учреждения. Изменились ли функции оставшихся учреждений?
  3. Чем министерства отличались от коллегий? (Были ликвидированы коллегии, вместо них появилось 8 министерств. В отличие от коллегий, в которых решения принимались коллегиально (т. е. совместно), министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным. Для совместного обсуждения дел был образован Комитет министерств.)
  4. Какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь Александром I, а какие нет? (Появился Государственный Совет, не появилась – Государственная Дума)

5. Закрепление материала

6. Итоги урока

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: