Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему часть и целое
Обновлено: 07.07.2024
Содержимое разработки
5 марта четверг.
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Образовательная область: познание.
Раздел: формирование элементарных математических представлений.
Материал: тетради, рачки, карандаши, фигуры.
Воспитатель раздаёт квадраты из бумаги, дети выполняют сгибание квадрата пополам и на четвертинки.
Задание на отработку состава чисел 5, 6, 7.
-Рассмотрите клумбы. На каждой из них должно быть по 7 цветков. Давайте поможем садовнику и приклеим недостающие цветы.
Дети делят квадрат на пополам и четвертинки.
Проводят состав чисел.
Работают в тетрадях.
-Рассмотрите сюжет рисунка.
-Сколько всего цыплят?
-Что происходит на рисунке?
-Составим условие задачи.
-Как узнать, сколько цыплят осталось?
-Запишем решение и ответ задачи.
Отвечать полным ответом.
Дети рассматривают картинку и составляют условия задачи, решают.
Воспитатель предлагает прописать числа от 1 до 10.
Дети выкладывают числовой ряд и проводят игры:
Воспитатель предлагает логические задачи и ребусы.
Дети работают с числами.
Проводят игры с цифрами.
Ожидаемый результат: Знать: состав чисел.
Иметь: навык решения задач.
Уметь: делить на равные части.
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Новые олимпиады
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
Занятия по математике. Подготовительная группа.
Воспитатель: Батырова А. В. МКДОУ № 22
2. Развитие у детей представлений об утвердительных предложениях.
3. Развитие у детей представлений о днях недели.
Материал : Матрешка, яблоко, нож
Раздаточный материал : Карточки с написанными на них днями неделями, полоски, цифровые веера.
Ход занятия:
Первая часть
Воспитатель: Ребята, мне сегодня утром почтальон вручил письмо. Давайте посмотрим, откуда это письмо. Нам прислали письмо из города Цифрограда. А когда нам отправили письмо 1 февраля. А какое сегодня число?
Воспитатель: Сколько дней шло к нам письмо, давайте посчитаем.
Воспитатель: А какой сегодня день недели?
Вторая часть
Воспитатель: А теперь давайте ребята поиграем в игру.
Воспитатель: Молодцы ребята, проходите на свои места. Ребята давайте посмотрим, что же в конверте и кто нам написал письмо.
Читаю письмо: Здравствуйте ребята, группа № 9. Пишет вам Знайка с города Цифрограда. В нашем городе узнали, что вы очень умные ребята, хорошо считаете. А попробуйте-ка решить мои задания. С уважением, Знайка.
Третья часть
Задача № 1. Два числа - 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите (4)
Задача № 2. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон(2)
Задача № 3. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
Четвертая часть
Воспитатель: Ребята, вот перед нами яблоко - оно целое, а сейчас я разрежу его и получу 2 неравных кусочка - это части. Значит соединяя 2 части яблока получается целое, а когда разъединяю получается 2 части яблока. Перед вами 2 полоски, одна полоска длинная - это целое, а 2 поменьше это части. Скажите, яблоко оно какое?
Дети: Целое.
Воспитатель: Покажите какой полоской обозначаем.
Воспитатель: Ребята, а когда я разъединяю яблоко. Что у нас получается?
Дети: 2 части.
Воспитатель: Покажите, какой полоской обозначаем?
Воспитатель: Ребята, посмотрите что это?
Воспитатель: А матрешка какая?
Воспитатель: А если я ее разделю, что у нас получится?
Дети: 2 части.
Воспитатель: Эти части какой полоской мы обозначаем?
Дети: Двумя полосками.
Воспитатель: А когда оно целое?
Пятая часть
Задача № 4. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось?
Анализ: Что вы сегодня узнали на занятии? Чему научились?
Поощрение. Ребята, давайте сделаем круг. У нас в середине февраля отмечается праздник день любви, давайте мы сейчас возьмемся за руки и подарим тепло и любовь друг к другу. А теперь нашим гостям и я вам ребята подарю вам свое тепло и любовь, (звучит музыка, раздаю валентинки).
Мы тоже готовим подарки для пап .
Корнаухова Т.А., воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС №53 "Елочка" г.Тамбов
I. Введение в игровую ситуацию.
Педагог: - Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поезде. Устраивайтесь поудобнее и поехали. Чух-чух-чух. Ту-ту-ту.
«Паровозик наш волшебный
И посмотрим мы, ребята,
2. Мотивационная игра.
- Наш поезд остановился.
- Куда же мы попали? (в лес, на волшебную опушку)
- Посмотрите, ребята, что это? (грибы).
- Какие это грибы? Как называется? (белые и подосиновики).
- Какие правила сбора грибов вы знаете? (нельзя рвать грибы, с корнем, можно повредить грибницу, нужно осторожно выкрутить гриб, или срезать ножом, оставив корень гриба).
- Какое время года наступило? (осень)
- Что делают звери осенью? (готовятся к зиме).
- Смотрите, кто это? (это ёжи).
- Они отравились в лес заготавливать себе питание.
- Давайте поможем ежам собрать грибы, положим их в корзину.
- Рита положит белые грибы, а Игорь - подосиновики. А мы вместе посчитаем, сколько всего грибов положат в корзинку Игорь и Рита.
- Сколько белых грибов в корзинку положила Рита? (2)
- Сколько подосиновиков положил Игорь? (3)
- Сколько всего грибов положили в корзину Игорь и Рита? (5)
- Куда сложили грибы? (в корзинку)
Вывод: Действие, которое мы выполнили, в математике называется - сложением.
- Молодцы. Садитесь на пенёчки (стулья), поработаем с геометрическим материалом.
3. Затруднения в игровой ситуации
Работа с геометрическим материалом
- Положите в первый мешочек 2 треугольника, а во второй мешочек-3 круга
- Проверьте, что лежит в первом мешочке? (2 треугольник)
- Что лежит во втором мешочке? (3 кружка)
- Сложите эти фигуры в один общий мешок.
- Что мы сделали с фигурами? (собрали, сложили, объединили в один большой мешок).
- Давайте ещё раз повторим:
- Что было в первом мешке? (2 треугольника) - Это первая часть
- Что было во втором мешке? (3 круга) - Это вторая часть.
- Что мы сделали? (все фигуры объединили в целое). Какое математическое действие с фигурами мы выполнили? (сложение).
- Как получить целое из частей?
Вывод: Чтобы получить целое из частей, части нужно объединить или сложить.
Педагог: - Мы вывели с вами важное правило сложения. Чтобы сложить, не обязательно ссыпать все фигуры в один мешок, между частями можно поставить математический знак, который показывает сложение частей.
- Кто знает, как называется этот знак (плюс +).
- Найдите и покажите знак сложения.
- Положите его между двумя частями.
- Мы получили две суммы.
- Что находится слева? Справа?
- Слева 2 треугольника и 3 кружка и справа 2 треугольника и 3 кружка
- Значит, суммы равны?
- Какой знак поставим? (знак =)
- Найдите у себя этот знак и положите.
Физкультминутка
Ёжик шёл - шёл - шёл
Белый гриб он нашёл
Раз - грибок, два грибок,
Положил их в кузовок
4. Закрепление, применение нового материала.
- Ребята, а что ещё запасают ежи на зиму, кроме грибов? (лесные яблоки).
- Наши ежи пошли в лес за яблоками.
- Сосчитайте, сколько всего яблок собрали ежи.
- Назовите первую часть, вторую часть, целое значение.
5. Повторение и развивающие задания.
Педагог: - На нашей полянке живут не только ежи, но и другие обитатели. Придумайте название этой картинке. Мне кажется, здесь кто-то лишний. Как вы думаете, кто это? (ответы детей).
6. Физкультминутка
Утром по лесной дорожке.
Топтоп-топ топочут ножки
Ходит, бродит, вдоль дорожек
Весь в иголках старый ёжик
Ищет яблочки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
7. Штриховка.
Педагог: - В лесу темнеет, чтобы наши ежи нашли дорогу домой, давайте зажжём им в лесу волшебные фонарики.
8. Работа с пазлами. Работа в микрогруппах .
- Где мы сегодня побывали? (в лесу)
- Кого повстречали? (ежей)
- Ёжи вернулись домой, а вам оставили задание. (2 конверта)
- Задание для первой группы, для второй группы.
9. Рефлексия.
- Какое математическое действие мы выполняли с грибами, яблоками, геометрическими фигурами? (ответы детей)
- Какой математический знак показывает, что мы части объединили в целое (ответы детей)
- Где в жизни могут пригодиться наши знания (ответы детей)
На этом наше путешествие закончилось, усаживайтесь поудобнее в наш поезд мы возвращаемся в детский сад.
- счету до 15, понимать количественные отношения между числами.
- симметричное расположение предметов на плоскости;
- сложение и вычитание чисел по 2 при решении задач.
Демонстрационный материал: 2 картофелины разного размера; миска; нож; 2 игрушки повара; игрушки для счета (14 и 15 штук).
Раздаточный материал: тетради в клеточку; цветные карандаши (фломастеры).
Ход занятия
Дети сидят полукругом. На столе перед ними — картофель, миска, нож, 2 повара-игрушки.
— Повара решили сегодня сварить картофель. Здесь две картофелины. Они одинаковые? (Одна больше, другая меньше.) Как разделить эти 2 картофелины поровну между двумя поварами?
Воспитатель разрезает большую картофелину пополам.
— Как я разрезала эту картофелину? (Пополам.) Сколько частей у меня получилось? Они равны?
Воспитатель разрезает маленькую картофелину пополам.
— Как я разрезала эту картофелину? (Пополам.) Сколько частей у меня получилось? Они равны?
Воспитатель отдает одному повару 2 части большой картофелины, а второму — две части маленькой картофелины.
— Вот я и поделила картофель поровну. Правильно я сделала? (Рассуждения детей.) Почему неправильно? Я же одному повару отдала 2 части и другому 2 части? Получилось поровну.
Дети доказывают, что количество частей картофелин одинаково, а по размеру эти части разные.
Дети собирают игрушки в группе и ставят их на стол.
— Сколько игрушек поставила ваша команда? (13.) Сколько ваша? (14.) У кого игрушек больше? На сколько?
— А теперь пусть вторая команда поставит на стол еще одну игрушку. Сколько всего игрушек у второй команды? (15.) Теперь мы знакомы с числом 15.
Воспитатель объясняет детям образование числа 15 (аналогично занятию 59), показывает им цифры 1 и 5.
— Эти цифры соответствуют числу 15, они вам знакомы.
Воспитатель благодарит детей за работу и приглашает их пройти за столы, на которых лежат тетради и цветные карандаши (фломастеры).
— Вы прекрасно справились с заданием, пора и задачки порешать. Я зачитываю вам задачу, вы решаете, а один из вас составляет по этой задаче пример на доске.
Читайте также: