Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему часть и целое

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое разработки

5 марта четверг.

Технологическая карта организованной учебной деятельности.

Образовательная область: познание.

Раздел: формирование элементарных математических представлений.

Материал: тетради, рачки, карандаши, фигуры.

Воспитатель раздаёт квадраты из бумаги, дети выполняют сгибание квадрата пополам и на четвертинки.

Задание на отработку состава чисел 5, 6, 7.

-Рассмотрите клумбы. На каждой из них должно быть по 7 цветков. Давайте поможем садовнику и приклеим недостающие цветы.

Дети делят квадрат на пополам и четвертинки.

Проводят состав чисел.

Работают в тетрадях.

-Рассмотрите сюжет рисунка.

-Сколько всего цыплят?

-Что происходит на рисунке?

-Составим условие задачи.

-Как узнать, сколько цыплят осталось?

-Запишем решение и ответ задачи.

Отвечать полным ответом.

Дети рассматривают картинку и составляют условия задачи, решают.

Воспитатель предлагает прописать числа от 1 до 10.

Дети выкладывают числовой ряд и проводят игры:

Воспитатель предлагает логические задачи и ребусы.

Дети работают с числами.

Проводят игры с цифрами.

Ожидаемый результат: Знать: состав чисел.

Иметь: навык решения задач.

Уметь: делить на равные части.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Занятия по математике. Подготовительная группа.

Воспитатель: Батырова А. В. МКДОУ № 22

2. Развитие у детей представлений об утвердительных предложениях.

3. Развитие у детей представлений о днях недели.

Материал : Матрешка, яблоко, нож

Раздаточный материал : Карточки с написанными на них днями неделями, полоски, цифровые веера.

Ход занятия:

Первая часть

Воспитатель: Ребята, мне сегодня утром почтальон вручил письмо. Давайте посмотрим, откуда это письмо. Нам прислали письмо из города Цифрограда. А когда нам отправили письмо 1 февраля. А какое сегодня число?

Воспитатель: Сколько дней шло к нам письмо, давайте посчитаем.

Воспитатель: А какой сегодня день недели?

Вторая часть

Воспитатель: А теперь давайте ребята поиграем в игру.

Воспитатель: Молодцы ребята, проходите на свои места. Ребята давайте посмотрим, что же в конверте и кто нам написал письмо.

Читаю письмо: Здравствуйте ребята, группа № 9. Пишет вам Знайка с города Цифрограда. В нашем городе узнали, что вы очень умные ребята, хорошо считаете. А попробуйте-ка решить мои задания. С уважением, Знайка.

Третья часть

Задача № 1. Два числа - 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите (4)

Задача № 2. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон(2)

Задача № 3. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

Четвертая часть

Воспитатель: Ребята, вот перед нами яблоко - оно целое, а сейчас я разрежу его и получу 2 неравных кусочка - это части. Значит соединяя 2 части яблока получается целое, а когда разъединяю получается 2 части яблока. Перед вами 2 полоски, одна полоска длинная - это целое, а 2 поменьше это части. Скажите, яблоко оно какое?

Дети: Целое.

Воспитатель: Покажите какой полоской обозначаем.

Воспитатель: Ребята, а когда я разъединяю яблоко. Что у нас получается?

Дети: 2 части.

Воспитатель: Покажите, какой полоской обозначаем?

Воспитатель: Ребята, посмотрите что это?

Воспитатель: А матрешка какая?

Воспитатель: А если я ее разделю, что у нас получится?

Дети: 2 части.

Воспитатель: Эти части какой полоской мы обозначаем?

Дети: Двумя полосками.

Воспитатель: А когда оно целое?

Пятая часть

Задача № 4. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось?

Анализ: Что вы сегодня узнали на занятии? Чему научились?

Поощрение. Ребята, давайте сделаем круг. У нас в середине февраля отмечается праздник день любви, давайте мы сейчас возьмемся за руки и подарим тепло и любовь друг к другу. А теперь нашим гостям и я вам ребята подарю вам свое тепло и любовь, (звучит музыка, раздаю валентинки).

Мы тоже готовим подарки для пап

Мы тоже готовим подарки для пап .

Корнаухова Т.А., воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС №53 "Елочка" г.Тамбов

I. Введение в игровую ситуацию.

Педагог: - Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поезде. Устраивайтесь поудобнее и поехали. Чух-чух-чух. Ту-ту-ту.

«Паровозик наш волшебный

И посмотрим мы, ребята,

2. Мотивационная игра.

- Наш поезд остановился.

- Куда же мы попали? (в лес, на волшебную опушку)

- Посмотрите, ребята, что это? (грибы).

- Какие это грибы? Как называется? (белые и подосиновики).

- Какие правила сбора грибов вы знаете? (нельзя рвать грибы, с корнем, можно повредить грибницу, нужно осторожно выкрутить гриб, или срезать ножом, оставив корень гриба).

- Какое время года наступило? (осень)

- Что делают звери осенью? (готовятся к зиме).

- Смотрите, кто это? (это ёжи).

- Они отравились в лес заготавливать себе питание.

- Давайте поможем ежам собрать грибы, положим их в корзину.

- Рита положит белые грибы, а Игорь - подосиновики. А мы вместе посчитаем, сколько всего грибов положат в корзинку Игорь и Рита.

- Сколько белых грибов в корзинку положила Рита? (2)

- Сколько подосиновиков положил Игорь? (3)

- Сколько всего грибов положили в корзину Игорь и Рита? (5)

- Куда сложили грибы? (в корзинку)

Вывод: Действие, которое мы выполнили, в математике называется - сложением.

- Молодцы. Садитесь на пенёчки (стулья), поработаем с геометрическим материалом.

3. Затруднения в игровой ситуации

Работа с геометрическим материалом

- Положите в первый мешочек 2 треугольника, а во второй мешочек-3 круга

- Проверьте, что лежит в первом мешочке? (2 треугольник)

- Что лежит во втором мешочке? (3 кружка)

- Сложите эти фигуры в один общий мешок.

- Что мы сделали с фигурами? (собрали, сложили, объединили в один большой мешок).

- Давайте ещё раз повторим:

- Что было в первом мешке? (2 треугольника) - Это первая часть

- Что было во втором мешке? (3 круга) - Это вторая часть.

- Что мы сделали? (все фигуры объединили в целое). Какое математическое действие с фигурами мы выполнили? (сложение).

- Как получить целое из частей?

Вывод: Чтобы получить целое из частей, части нужно объединить или сложить.

Педагог: - Мы вывели с вами важное правило сложения. Чтобы сложить, не обязательно ссыпать все фигуры в один мешок, между частями можно поставить математический знак, который показывает сложение частей.

- Кто знает, как называется этот знак (плюс +).

- Найдите и покажите знак сложения.

- Положите его между двумя частями.

- Мы получили две суммы.

- Что находится слева? Справа?

- Слева 2 треугольника и 3 кружка и справа 2 треугольника и 3 кружка

- Значит, суммы равны?

- Какой знак поставим? (знак =)

- Найдите у себя этот знак и положите.

Физкультминутка

Ёжик шёл - шёл - шёл

Белый гриб он нашёл

Раз - грибок, два грибок,

Положил их в кузовок

4. Закрепление, применение нового материала.

- Ребята, а что ещё запасают ежи на зиму, кроме грибов? (лесные яблоки).

- Наши ежи пошли в лес за яблоками.

- Сосчитайте, сколько всего яблок собрали ежи.

- Назовите первую часть, вторую часть, целое значение.

5. Повторение и развивающие задания.

Педагог: - На нашей полянке живут не только ежи, но и другие обитатели. Придумайте название этой картинке. Мне кажется, здесь кто-то лишний. Как вы думаете, кто это? (ответы детей).

6. Физкультминутка

Утром по лесной дорожке.

Топтоп-топ топочут ножки

Ходит, бродит, вдоль дорожек

Весь в иголках старый ёжик

Ищет яблочки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

7. Штриховка.

Педагог: - В лесу темнеет, чтобы наши ежи нашли дорогу домой, давайте зажжём им в лесу волшебные фонарики.

8. Работа с пазлами. Работа в микрогруппах .

- Где мы сегодня побывали? (в лесу)

- Кого повстречали? (ежей)

- Ёжи вернулись домой, а вам оставили задание. (2 конверта)

- Задание для первой группы, для второй группы.

9. Рефлексия.

- Какое математическое действие мы выполняли с грибами, яблоками, геометрическими фигурами? (ответы детей)

- Какой математический знак показывает, что мы части объединили в целое (ответы детей)

- Где в жизни могут пригодиться наши знания (ответы детей)

На этом наше путешествие закончилось, усаживайтесь поудобнее в наш поезд мы возвращаемся в детский сад.

- счету до 15, понимать количественные отношения между числами.

- симметричное расположение предметов на плоскости;

- сложение и вычитание чисел по 2 при решении задач.

Демонстрационный материал: 2 картофелины разного размера; миска; нож; 2 игрушки повара; игрушки для счета (14 и 15 штук).

Раздаточный материал: тетради в клеточку; цветные карандаши (фломастеры).

Ход занятия

Дети сидят полукругом. На столе перед ними — картофель, миска, нож, 2 повара-игрушки.

— Повара решили сегодня сварить картофель. Здесь две картофелины. Они одинаковые? (Одна больше, другая меньше.) Как разделить эти 2 картофелины поровну между двумя поварами?

Воспитатель разрезает большую картофелину пополам.

— Как я разрезала эту картофелину? (Пополам.) Сколько частей у меня получилось? Они равны?

Воспитатель разрезает маленькую картофелину пополам.

— Как я разрезала эту картофелину? (Пополам.) Сколько частей у меня получилось? Они равны?

Воспитатель отдает одному повару 2 части большой картофелины, а второму — две части маленькой картофелины.

— Вот я и поделила картофель поровну. Правильно я сделала? (Рассуждения детей.) Почему неправильно? Я же одному повару отдала 2 части и другому 2 части? Получилось поровну.

Дети доказывают, что количество частей картофелин одинаково, а по размеру эти части разные.

Дети собирают игрушки в группе и ставят их на стол.

— Сколько игрушек поставила ваша команда? (13.) Сколько ваша? (14.) У кого игрушек больше? На сколько?

— А теперь пусть вторая команда поставит на стол еще одну игрушку. Сколько всего игрушек у второй команды? (15.) Теперь мы знакомы с числом 15.

Воспитатель объясняет детям образование числа 15 (аналогично занятию 59), показывает им цифры 1 и 5.

— Эти цифры соответствуют числу 15, они вам знакомы.

Воспитатель благодарит детей за работу и приглашает их пройти за столы, на которых лежат тетради и цветные карандаши (фломастеры).


— Вы прекрасно справились с заданием, пора и задачки порешать. Я зачитываю вам задачу, вы решаете, а один из вас составляет по этой задаче пример на доске.

Читайте также: