Конспект урока витраж из бумаги

Обновлено: 05.07.2024

- развитие художественных навыков при выборе цвета в составлении витража.

Тип: комбинированный (проверка знаний, усвоение новых, применение).

Вид: урок учебно-творческой деятельности.

Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

- техника выполнения витража.

Оборудование: иллюстрации витражей (презентация), технологический алгоритм работы, основные понятия по словарю Ожегова, инструкции по безопасности работы, стекла и составы для изготовления витражей и пр.

Актуализация опорных знаний.

Во все времена самыми роскошными нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как-будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.

Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы-каркаса (арматура).

Именно в витраже удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

- Что же такое витраж?

- Как его изготовляют? Из чего?

На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем нашем уроке.

  1. Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого сходного материала, который способен пропускать свет.
  2. Слово “витраж” произошло от французского vitre (оконное стекло). Так называли просвечивающиеся стеклянные картины.
  3. В наше время витражи изготовляют из бумаги, пленки, соломки, пластилина.
  4. В наше время расширено понятие “витраж”. Витражом называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, куполов, сплошных плоскостей и даже специальных украшений художественных изделий.

- Сделать настоящий витраж, используя цветные стекла - дело непростое, для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия, но можно сделать подобие витража, который сохранит эффект цветного свечения.

Витраж представляет собой декоративную композицию, в основе которой лежит волна с элементами в виде птиц и цветов. Волна – это новизна, подъем, стремление вперед. Птицы – это красота, любовь.

Используют разные цвета:

Красный – это сила, энергия, без которой не возможна жизнь.

Желтый – цвет царственности, славы, а также тепла и добра.

Синий – символ земной жизни, плодородия.

Белый – это символ чистоты, здоровья, согласия.

Работа по изготовлению витража развивает фантазию, эстетический вкус, Способность выражать своё отношение к окружающему миру. Формирует интерес к художественным традициям своего народа. Способствует развитию умений и навыков. Воспитывает художественный вкус.

Учитель: В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи в России все больше входят в моду. Декоративные возможности витражного стекла огромны. Это не просто функциональная часть интерьера, это свет, цвет, настроение.

2 группа Необходимо было найти рисунки с изображением витражей (показ – где используют витраж).

3 группа Сделать дома со взрослыми витраж (используя , изучив информационную карту. С.103 тетради (показ).

Ученик объяснит порядок изготовления по карте.

Учитель: Витраж из стекла – самый сложный по изготовлению.

- Витражи можно делать не только из стекла, а также из пластилина, ткани, бумаги, пленки, и рисовать красками. (Показ слайдов)

- Наша цель: разными способами выполнить витраж одного и того же рисунка “бабочка” (это символ жизни).

Главная особенность витражей:

Все контурные линии озображения должны соприкасаться друг с другоми с самой рамкой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которых потом появятся цветные стекла.

Примерный технологический алгоритм изготовления витража

  1. Обезжирить поверхность стекла.
  2. Подобрать эскиз.
  3. Выполнить контурный рисунок. (Обвести)
  4. Подготовить состав для росписи. (Краски, пластилин, бумагу)
  5. Роспись в различной технике.
  6. Обвести контуры витража

Работа над композицией (по группам)

1-я гр. будет рисовать акварельными красками на стекле.

2-я гр. из бумаги.

3-я гр. пластилина.

- Ваше стекло уже обезжирено ацетоном. Это для того, чтобы не было разводов.

(Дифференцированная работа в группах в разной технике)

  1. обвести рисунок фломастером или черным маркером на стекле;
  2. дать просохнуть;
  3. раскрасить рисунок разными цветами;
  4. дать просохнуть, чтобы не стекла краска;
  5. обведи контуры.

2 группа: из бумаги (см. стр.103, инструкционная карта)

1. обвести рисунок фломастером или черным маркером;

2. с помощью ножниц сделать прорези;

3. через прорези переведи рисунок на вторую основу;

4. добавь запас по краю детали;

5. вырежи детали;

6. наклей детали;

7 обведи контуры.

3 группа: из пластилина

  1. дать просохнуть;
  2. нанести тонкий слой пластилина на части эскиза;
  3. обвести контуры.

Оценивание, самооценка деятельности.

Итог. Где мы можем использовать свои работы? (При оформлении; подарить, как картину)

Урок технологии на тему “Витражные фантазии”.
Запланированный урок по программе

  • Дать понятие " витраж",обобщив знания учащихся.
  • Ознакомить с технологическим процессом создания витража в современных условиях быта.
  • Научить учащихся выполнять витраж в бумажной технике, методом рисования, и при помощи пластилина.

Тип урока – комбинированный (сюда входят и проверка знаний, которые уже имеются у учащихся; усвоение новых знаний; применение знаний на практике)

Вид урока – учебно-творческая деятельность.

Методы - интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

  1. подготовительный (сбор информации, распределение ролей);
  2. планирование работы (распределение обязанностей, разбиение на группы, выработка плана действий);
  3. работа в группах (подбор материала, красок, обсуждение данного эскиза.
  1. Коммуникативные (работа в группах, идет взаимообучение, содружество, дискуссия).
  2. Исследовательские (дети находили пути последовательности работы, решали проблемную ситуацию, как изготовляют витраж, выбирали материал, анализировали свою деятельность).

На уроке использованы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсально учебные действия.

Личностные. У учащихся в процессе работы формируется логическое, образное и художественное мышление.

Регулятивные. Дети умеют планировать работу, составлять план и последовательность действий, выделять главное в работе.

Познавательные. Самостоятельно формулируют цель, осознанно высказываются, моделируют, умеют работать с разными материалами и инструментами. Соблюдают технику безопасности и правила работы с инструментами.

Коммуникативные. Планируют, принимают решение при выборе действий. Владеют монологической и диалогической формой речи.

Урок соответствует требованиям проектной деятельности.

Идет усвоение знаний и умений. Осуществляется совместный поиск решения проблемы. Присутствует межпредметная связь (ИЗО, технология, окружающий мир).

Урок прошел в интересной форме. Дети смогли сами себе дать оценку за проделанную работу. На уроке просматривается ситуация успеха, дети довольны своей работой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Аппликация. Витраж.docx

Цель: изготовление витражной аппликации из геометрических фигур.

- познакомить с технологией изготовления витража на стекле и из стекла;

-научить создавать геометрический орнамент в прямоугольнике;

- научить технике витражной аппликации из геометрических фигур;

- совершенствование у учащихся навыков планирования своей деятельности;

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать интерес к творческой работе.

Оборудование:

- для учителя: мультимедийное оборудование, презентация, геометрические фигуры, витражная аппликация из геометрических фигур.

- для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш.

Ход занятия.

Подарите улыбку себе,

А я дарю улыбку – вам

И радость поможет в работе нам! (слайд)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Геометрия. В этой стране живут разные геометрические фигуры. Попробуйте отгадать загадки: (дети отгадывают загадки, учитель вывешивает их на доску)

Нет углов у меня
И похож на блюдце я.
На тарелку, и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его … (квадрат)

Три угла,
Три стороны
Могут разной быть длины. (Треугольник)

А сейчас давайте посмотрим, какие еще геометрические фигуры мы можем получить из данных.

Игра на внимание.

– Внимательно рассмотрите фигуры на слайде. Запомните их количество, цвет, расположение. Закройте глаза. ( смена слайда)
– Что изменилось?

Внимание на доску. Скажите пожалуйста, что можно сделать из геометрических фигур, что мы с вами делали ранее на наших занятиях. (предполагаемые ответы детей – заяц, белочка, котенок, и.т.д; учитель вывешивает образцы аппликаций на доску)

А что еще можно составить из геометрических фигур? Попробуйте отгадать, соединив в слова буквы (слайд)

Дети составляют слова – УЗОР и ОРНАМЕНТ.

Орнамент (от лат. – украшение) – узор, состоящий из повторяющихся элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

В орнаменте применяются растительные, геометрические элементы. Основная особенность орнамента – повторение одинаковых или чередование разных элементов узора.

Геометрический орнамент может быть как простым, так и сложным, состоящим из нескольких или множества элементов. Но в любом случае он должен быть с четкими правильными контурами, а если подчеркнуть эти контуры черным цветом, то у нас получится ВИТРАЖ или витражный орнамент. Вы знаете, что такое витраж?

Прежде чем мы узнаем, давайте немного отдохнем.

Колпак мой треугольный

Треугольный мой колпак.

А если он не треугольный,

То это не мой колпак.

- что такое витраж?

- как делается витраж?

- витражи на стекле, геометрические витражи в интерьере.

Так выполняется витраж на стекле, а сегодня мы выполним витраж из бумаги (учитель показывает образец, вывешивает на доску)

Какие геометрические фигуры повторяются? (треугольники, четырехугольники)

Значит это у нас геометрический орнамент.

А вы хотите сделать такую аппликацию?

А что нужно, чтобы орнамент был красивым, привлекал внимание? (предполагаемые ответы - яркие цвета, аккуратным, фигуры повторяются)

Проверка готовности к работе: необходимо - линейка, карандаш, простая бумага, ножницы, клей.

Вторая часть занятия.

Алгоритм выполнения витражной аппликации.

На листе черной бумаги подготовим эскиз. ( 1 – рамка, 2- разделить пополам по горизонтали и по вертикали, 3 – соединить точки соединения с рамкой, получиться ромб, 4- линии разделить пополам, соединить с центром - получатся треугольники)

Все линии эскиза необходимо увеличить ( на 6 мм, по 3 мм с каждой стороны)

Вырезаем по линиям, получается витражная рамка. (показать образец)

Вырезаем необходимые фигуры из цветной бумаги и приклеиваем к витражной рамке. Заклеиваем все пространство.

Наклеиваем витраж для твердости на основу. Аппликация готова.

Подведение итогов.

Что в работе было просто? Что вызвало затруднения?

Как мы можем использовать данную поделку?

Все работы вывешиваются на доску близко друг к другу.

Что у нас получилось? (орнамент)

Мне очень понравилось сегодня с вами работать. На этом наше занятие закончено.

Конспект урока Витраж - вид декоративного искусства, даёт сформировать представление об истории и развитии витража, знакомит с технологией выполнения эскиза декоративной розетки для витража с использованием цветной бумаги для создания имитации классического витража.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_vitrazh.docx 28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Разработал: Королева С.А.

  • сформировать представление об истории и развитии витража;
  • ознакомить с технологией выполнения эскиза декоративной розетки для витража.
  • научить использовать цветную бумагу для создания имитации витража.
  • развивать художественные навыки выбора цветового решения в составлении витража
  • развивать творческое воображение, художественный вкус, трудолюбие, усидчивость, аккуратность работы с ножницами, активное стремление к получению положительного результата
  • воспитать у детей интерес к изобразительной деятельности, любовь к прекрасному.

• выработать у учащихся аккуратность работы с цветной бумагой и ножницами;

• создать эскиз декоративной розетки для витража в технике аппликации, используя цветную бумагу.

Оборудование для учеников : цветная бумага, клей, черный картон с заранее подготовленным эскизом декоративной розетки, чистый лист, цветные карандаши, карандаш ТМ, клеенка, салфетки.

II. Постановка задач

III. Теоретическая часть

2. Витраж и современность. Показ презентации.

IV. Практическая часть

1. Постановка задач практической работы.

2. Требования к выполнению работы.

3. Рекомендации к практической работе.

4. Выполнение практической работы. Приемы выполнения эскиза декоративной розетки для витража в технике аппликации. Педагогический показ.

V. Подведение итогов

1. Вопросы для закрепления нового материала.

2. Проверка результатов практической работы. Общий просмотр.

Приветствие, обеспечение учеников художественными материалами для выполнения декоративной розетки.

III. Теоретическая часть

1. Изучение нового материала. Показ презентации.

Витра́ж (фр. vitrage - остекление, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Классический витраж теснейшим образом связан с архитектурой. Уникальная способность цветного стекла преображать и одухотворять пространство, задавать эмоциональный настрой является одной из причин использования витража в архитектуре. Витраж - это не просто плоскость из цветного стекла, а настроение, искусственно созданное в помещении. Ранее витраж использовался для декорирования церковных зданий и храмов (показ слайдов с изображением витражей-памятников, сохранившихся до наших дней). Изображения на большинстве витражей носили чаще всего религиозный характер. Это было нужно по двум причинам: первое – отвлечь людей от мыслей повседневных, а второе – подготовить народные массы к восприятию Божьего слова. Со временем витраж видоизменялся – появлялись новые краски, материалы, мотивы и технологии. Витражное искусство привлекало многих крупных художников и архитекторов, как за рубежом, так и в России. Особенно славился витражами Санкт-Петербург и его пригороды. Витражи радовали глаз во дворцах и храмах Гатчины, Петергофа, Царского Села, во многих доходных домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах Санкт-Петербурга. Этим видом искусства занимались художники Абрамцевского кружка. Среди художников следует отметить М.А.Врубеля (особенно известен витраж "Рыцарь"), над эскизами витражей много работал В.М. Васнецов, Н.К. Рерих. Особо значимым является творчество одного из ведущих архитекторов модерна в России, Ф.О. Шехтеля, который активно использовал витраж в интерьерах и фасадах своих постройках (показ презентации с иллюстрациями работ данных художников).

2. Витраж и современность. Показ презентации.

На современном этапе витраж является очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей, увлеченных художественным и декоративным творчеством. Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Специфические, уникальные особенности, которыми наделен витраж, объясняют огромный интерес к этому виду искусства. Изделия, выполненные в технике витража, занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми. Его назначение разнообразно: в наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое (показ презентации с современными изделиями , выполненными в технике псевдовитража).

Сегодня кроме классического витража существуют множество различных техник и материалов, которые имитируют настоящие стекло, которое также пропускают свет, окрашивают его и рассеивают повсюду разноцветные блики, тем самым радуя наш глаз и приводят в восторг.

Рассмотрим самые распространенные виды современных витражных технологий (показ презентации).

Тиффани – эта техника почти полностью основана на ручном методе сборки, являясь самой настоящей авторской работой. Каждый стеклянный элемент оборачивается медной клейкой лентой, детали соединяются друг с другом при помощи свинцово-оловянного припоя. Швы имеют разную толщину, что несомненно подчеркивает тот факт, что мозаика изготовлена вручную и является эксклюзивной и уникальной.

Фьюзинг - техника Фьюзинг предоставляет возможность создавать уникальные высокохудожественные композиции, которые станут достойным украшением интерьера. Процесс основан на спекании стеклянных деталей в специальной фьюзинговой печи. На ровную поверхность кладется стекло-основа, на которую выкладывается рисунок из вырезанных заранее разноцветных стеклянных элементов в соответствии с разработанным эскизом. Для того, чтобы стеклянные фрагменты прочно держались, используется специальный клей, который закрепляет их на стекле-основе. Расписные витражи - являются наиболее популярными и распространенными видами псевдовитражей, представляя собой стекло, вручную расписанное специальными красками .

Пленочные витражи – это, прежде всего, бюджетная техника, являющаяся одной из самых современных способов создания псевдовитражей, основанных на тонировании стекла особыми специальными пленками с дальнейшим закреплением их по контуру оловянно или свинцовой каймой. Главным преимуществом данной технологии является использование листового стекла. Кроме того, что это удобно, еще и безопасно. Помимо этого, такой витраж имеет меньший вес и является идеально ровным. Пленочный витраж можно сравнить с аппликацией, где вместо традиционной цветной бумаги применяется лавсановая пленка.

Сегодня для занятия мы используем цветную бумагу, которая поможет создать, имитацию художественного витража используя при этом метод аппликации.

IV. Практическая часть

1. Постановка задач к практической работе.

2. Требования к выполнению работы.

  • Выразительное цветовое решение.
  • Аккуратность выполнения изделия.

3. Рекомендации к практической работе .

  • Организовать рабочие место.
  • При выполнении работы аккуратно обращаться с ножницами, т.е. держать ножницы, предавать только ручками вперед, резать ножницами только от режущегося, и выдерживать определенное расстояние от руки держащей бумагу.
  • При работе следить за аккуратность использования клея.
  • После завершения работы привести в порядок рабочее место.

4. Выполнение практической работы. Приемы выполнения эскиза витражной розетки в технике аппликации. Педагогический показ.

Для начала нужно организовать рабочее место. Подготовить все материалы нужные для работы.

У каждого на столе лежит черный картон, с заранее подготовленным рисунком декоративной розетки. Из черного картона аккуратно вырезаем ножницами каждый фрагмент, которые заполним цветной бумагой. ( Преподавателю нужно самому заранее сделать небольшие прорези канцелярским ножом в картоне, так как для прокалывания ножницами картон слишком плотный и для детей это будет не очень удобно, а пользоваться канцелярским ножом самим не безопасно ). Прежде чем приступить к выполнению практической работы с цветной бумагой, необходимо определится, из каких цветов будет состоять данная композиция. Для этого нужно на чистый лист бумаги положить черный картон с вырезанными ячейками. Фрагменты где чистая бумага, закрасить цветными карандашами. Для этого вспомним, какие цвета являются основными?

А). Цвета первого порядка (основные цвета) - красный, синий, желтый - это цвета, из которых могут быть получены все остальные.

Б). Цвета второго порядка - оранжевый, зеленый, фиолетовый - получаются из смеси двух основных цветов (красный + синий = фиолетовый, желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый

В). Дополнительные цвета - цвета, находящиеся друг напротив друга в цветовом круге, они составляют наибольший контраст, например: красный - зеленый, желтый - фиолетовый, и т.д. Каждый цвет имеет только один дополнительный к нему цвет. Использовав эти знания, можно добиться художественной выразительности. Закрасив все вырезанные фрагменты, убираем шаблон и лист на котором остались раскрашенные кусочки будет служить опорой для дальнейшей работы.

Определившись с цветами, набираем цветную бумагу нужного цвета.

Например: нам нужен красный круг. Для этого берем заготовленный черный картон с уже вырезанными фрагментами, кладем его поверх цветной бумаги и обводим простым карандашом по контуру. Убираем картон, у нас получился фрагмент, который нужно вырезать. Но здесь главное – фрагмент вырезать нужно с запасом 5мм, чтобы данный фрагмент было за что приклеить к внутренней стороне картона. Клеем будем смазывать внутреннюю сторону картона в тех местах, где нужно приклеить фрагмент. В данный момент нужно проследить за количеством выдавливания клея. Для того чтобы работа была аккуратно выполнена, клея нужно выдавить совсем чуть-чуть. В случае неаккуратности необходимо использовать салфетку, убрав лишнее. Так постепенно кусочек за кусочком заполняется весь рисунок, опираясь на цветовой эскиз.

После того, как завершена работа привести в порядок рабочие место. Выставить работы на мольбертах.

  • О каком виде современного декоративного искусства вы сегодня узнали? (витраж).
  • Что украшали витражами ранее? (Ранее витраж использовался для декорирования церковных зданий и храмов, изображения на большинстве витражей носили чаще всего религиозный характер).
  • Для чего служат витражные изделия в современном мире?

(это витражные вставки для мебели, перегородок, дверей и потолка. А также декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое).

  • Что является главным художественно - выразительным достоинством витража? (цветное яркое, красочное стекло или материал, имитирующий настоящие стекло, которое пропускает свет, окрашивает его и рассеивает повсюду разноцветные блики).

Во время работы на уроке использовались проектная и информационно-коммуникативная технология, технология личностно-ориентированного обучения. Практическое задание выполнялось ребятами в группах. Использование на уроке современных технологий и приемов обучения позволило добиться замечательных результатов практической деятельности. В итоге была оформлена небольшая выставка детских работ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представления об истории развития витража.

развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создания декоративной работы;

сформировать навыки работы над имитацией техники витража.

создание условий для формирования эстетического вкуса.

Материалы и инструменты (по выбору детей):

- листы кальки(пекарская бумага, пергамент) вклеенные в картонные рамки, цветная акварель, кисти, черный маркер или черная тушь;

- стеклянная посуда ( креманки , тарелки) , черный контур по стеклу , витражные краски по стеклу .

I. Подготовительный этап.

- Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством.

Если декоративная работа имеет большие размеры и предназначена для украшения здания, то это произведение относится к монументальному искусству Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи.

-Какие произведения живописи мы относим к монументальным видам искусства?

Взгляните на наше окно, вас ждет небольшой сюрприз (отдергиваю штору, на стекле окна закреплены большие листы кальки с нарисованными витражами)

Видите, какое чудо получилось? Свет прошёл сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.

Витраж - это живопись на стекле.

II. Формирование знаний.

Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос

Витраж (франц. vitrage? от лат. vitrum - стекло)- орнаментальная или сюжетная декоративная композиция в окне, двери, перегородке из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом.

Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

1. Страничка истории

- Как вы думаете, витраж – это современный вид искусства или у него есть своя история?

Умные люди открыли это чудо цветного стекла давно – давно, в стародавние времена, в стране Египет. Окрашенные стёкла вставляли в окна домов, храмов.

2. Современная техника выполнения

Последнее время талантливые художники разработали новую технику: вместо тонких стекол берут толстые - от 5 до 25 см толщины. Такие стекла по формату и цвету, заданному художником, отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую, где составляется витраж. Скрепляют их проволочной арматурой и пласцементом - новым, очень прочным материалом.

3. Рассказ о витражах, под музыку и показ слайдов

С тех пор искусство витража приходит на помощь людям, помогая их постройкам стать более нарядными, праздничными, загадочными. Очень любили вставлять цветные стёкла в окна знаменитых соборов и храмов. По всей Европе можно встретить такие соборы, из окон которых льётся синий и красный, зелёный и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма, в нём становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными, словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблёскивая навстречу лучам цветного света…

И много-много в мире можно встретить таких цветных окон-картин. Делают их по-разному. Иногда красят само стекло имитация витража, или витраж собирают из кусочков цветных стёкол, которые вырезают по контуру рисунка и скрепляя между собой крепкими металлическими полосками.

4. Вопросы учащимся

Сегодня витражи окружают нас в нашей повседневной жизни.

-Какие примеры вы можете привести?

Предметы быта - настольные лампы, экраны для каминов, подсвечники.

Двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах.

Витрины магазинов с узором из цветных стёкол.

Цветные панно с подсветом в кафе, клубах, театрах, в парках

III. Практическая работа

Не забывайте, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии его делайте простыми, четкими, лучше всего прямыми.

1. Выполнить эскиз композиции.

2. Подложив под кальку, обведите его.

3. Разбейте линиями на сегменты и заполните их разноцветной акварелью.

4. Подождав, когда краска немного подсохнет, наведите черным маркером или тушью линии, имитирующие свинцовые перемычки.

2 вариант ( работа витражными красками по стеклянной посуде).

1.Протереть рабочую поверхность стекла чистой салфеткой ( чтоб снять возможные загрязнения )

2. Нанести на поверхность рисунок тонким маркером по стеклу.

3. Продублировать его черным контуром по стеклу. Подсушить слегка феном.

4. Аккуратно и не торопясь заполнить ячейки между линиями контура витражной краской.

Хорошо подумайте, как распределить цвета, что нужно выделить. Если это не продумать, то работа может выглядеть настолько раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить.

Можно сделать витраж в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах, как акцент, бросив кое-где холодный.

IV. Выставка и анализ работ учащихся

- С каким видом монументальной живописи мы познакомились сегодня на уроке?

- Что мы называем витражом?

- Понравилась ли вам работать на уроке?

- Какие эмоции вы испытывали, работая над витражом?

1. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Учебник для 5 класса под редакцией Б.М. Неменского, М.Просвещение, 2003г.

2. М.А. Порохневская. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского Изобразительное искусство, 5 класс, Волгоград, 2003г.

Читайте также: