Конспект урока викторина по сказкам пушкина 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок- викторина по сказкам А.С.Пушкина

Цели: закрепить у учащихся знание сказок А.С.Пушкина . Развиваить образное мышление, речь, память. Прививать интерес к сказкам.

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено творчеству всеми нами любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. В числе ваших самых первых в жизни книжек - сказки Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете и сейчас уже, наверное, знаете наизусть.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сегодня соревнуются три команды.

Разрешите ознакомить вас с членами жюри

Байгунова Г.А – председатель жюри

Розакулова О.А – член жюри

Пернебаева А.Т – член жюри .

Ведущий . Начнем с разминки. За каждый правильный ответ 5 баллов

Где родился А.С. Пушкин? (в Москве)

Когда он родился? (6 июня 1799 году)

От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? ( от няни Арины Родионовны).

Сколько всего сказок Написал А.С.Пушкин ? (6, 5 и 1 –не закончил)

Ведущий . А сейчас проверим, помните ли вы наизусть сказки А. Пушкина. Я буду зачитывать отрывки, а вы должны назвать сказку. За каждую угаданную сказку команда получает 3 балла.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет. ( "Сказка о царе Салтане. ")

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит. ( "Сказка о царе Салтане. ")

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу. ( "Сказка о попе и о работнике его Балде ".)

Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.

- За такое одолженье, -

Говорит он в восхищеньи, -

Волю первую твою

Я исполню, как мою. ( "Сказка о золотом петушке ".)

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась. ( "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ".)

(Жюри подводит итоги конкурса.)

Ведущий. Ну, вот мы вспомнили сказки А. Пушкина. А теперь давайте вспомним всех сказочных злодеев из этих сказок. 5 баллов получает та команда, которая назовет большее число отрицательных героев сказок.

(Поп, Бес, Ткачиха, Повариха, Сватья баба Бабариха, Коршун - чародей; Старуха, Царица-мачеха; Царь Дадон, Шамаханская царица; Черномор, Баба-яга, Кощей и т. д.)

(Жюри подводит итоги конкурса.)

Узнайте , из какой сказки эти строчки, продолжите.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

(то на весь крещенный мир

«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

(То на весь бы мир одна

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

(Я б для батюшки царя

Жил старик со своею старушкой

У самого синего моря:

Они жили в ветхой землянке

Ровно … (тридцать лет и три года

Старик ловил неводом рыбу,

Старушка пряла свою пряжу).

«Свет мой, зеркальце! Скажи

(Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

Навстречу ему Балда

Идет , сам не зная куда.

«Что , батька, так рано поднялся?

Поп ему в ответ:……..(«Нужен мне работник

Повар , конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?)

( Жюри подводит итоги конкурса.)

• "Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна ". (Вторая сестрица. "Сказка о царе Салтане. ")

• "Ждите, ждите, очень спешим, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна ". (Корабельщики. "Сказка о царе Салтане. ")

• "Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить! " (Балда. "Сказка о попе и о работнике его Балде ".)

• "Очень жаль, приехать не могу. Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла! " (Царь Дадон. "Сказка о золотом петушке ".)

• "Приехать никак не могу. Пуще прежнего старуха вздурилась ". (Старик. "Сказка о рыбаке и рыбке ".)

• "Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать, не будет мне обидно! " (Молодая царевна. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ".)

(Во время проведения конкурса председатель жюри сообщает, в пользу какой команды засчитываются очередные баллы.)

Ведущий . А теперь конкурс "Золотая рыбка ". Капитаны команд по очереди тянут из мешка рыбку. Каждый в результате вытягивает пять рыбок. На каждой рыбке написан вопрос. Капитан вслух зачитывает вопрос, его команда отвечает. Правильный ответ – 5 баллов. За неверный ответ со счета команды снимается 5 баллов. В мешке находится одна золотая рыбка. Правильный ответ на вопрос золотой рыбки оценивается в 10 баллов, если ответ будет неверный, то от общего счета отнимается 10 баллов.

(Капитаны по очереди тянут рыбок из мешка и читают вопросы. Команды отвечают. После каждого ответа председатель жюри вслух произносит оценку.) Вопросы рыбок

1. В "Сказке о попе и о работнике его Балде " Балда говорил:

Ты, бесенок, еще молоденек,

Со мною тягаться слабенек;

Это было б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата.

- Кто этот брат? (Зайка.)

2. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? (В год три щелчка по лбу.)

3. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)

4. В "Сказке о царе Салтане. " есть такие слова:

. белочка при всех

Золотой грызет орех,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе.

- Что пела белочка? ( "Во саду ли, в огороде ".)

5. Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала? ( "Хочу быть владычицей морскою. Чтобы жить мне в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая. ")

6. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал? ( "Что тебе надобно, старче? " - "Смилуйся, государыня рыбка! ")

7. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (солнце, месяц, ветер)

8. Как звали пса, который жил у семи богатырей? (Соколко.)

9. Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка? ( ". Волю первою твою я исполню, как мою. ")

10. Какие слова обычно кричал золотой петушок, предупреждая об опасности? ( "Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку ".)

11. В кого и в какой последовательности превратился князь Гвидон?

(комар- муха- шмель)

12.Что поймал старик в первый и во второй раз? (1 раз – тину, 2-ой раз –морскую траву)

13. Сколько раз закидывал старик невод в тот день когда поймал золотую рыбку? (3 раза)

Ведущий . Вот и опустел наш мешок. Жюри, пожалуйста, огласите счет.

(Жюри подводит итоги конкурса.)

Ведущий . Узнайте сказку по рисунку. (Детям показываются рисунки).

Ведущий . Внимание! Объявляется заключительный конкурс! Я зачитываю строки из пушкинских сказок, запутавшиеся в одно стихотворение. Кто их "распутает " и скажет, какие строки из какой сказки, тот и получает очко.

1. Негде, в тридевятом царстве,

2. В тридевятом государстве,

3. Жил-был славный царь Дадон.

4. Смолоду был грозен он

5. И соседям то и дело

6. Наносил обиды смело;

7. Но под старость захотел

8. Отдохнуть от ратных дел.

9. Царь с царицею простился,

10. В путь дорогу снарядился,

11. И пошел на край долины,

12. У моря искать дичины,

13. Пошел, сел у брега моря;

14. Там он стал веревку крутить

15. Да конец ее мочить.

16. И царица у окна

17. Села ждать его одна,

18. Под окно за пряжу села

19. Ждать хозяев, а глядела

20. Все на яблоко. Оно

21. Соку спелого полно.

22. В руки яблочко взяла,

23. К алым губкам поднесла,

24. Изумрудец, вынимает,

25. И в мешочек опускает.

Ведущий . Вот и закончился наш последний конкурс. Председатель жюри, пожалуйста, объявите результат. Победителей прошу выйти вперед. Мы поздравляем победившую команду и вручаем ей призы. Всем спасибо! До новых встреч с произведениями Александра Сергеевича Пушкина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению

Тип урока : уроки развивающего контроля

Цель урока : повторить и обобщить изученный материал по учебной книги и дополнительной литературе в нетрадиционной форме, осуществить контроль и самоконтроль полученных знаний.

Задачи урока:

Образовательная: обобщать знания учащихся по изученным сказкам, прививать интерес к чтению.

Развивающая: развивать мышление, внимание, память, устную речь , творческие способности , фантазию, наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету,

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

- осознание значимости чтения для личного развития;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Личностные

-формировать мотивацию к обучению и познанию;

- формировать способность детей к саморазвитию;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные

-создать у учащихся мотивацию к уроку;

- формировать умение формулировать тему урока;

- развивать речь и обогащать её словарный запас;

- мотивировать детей к развитию устной речи;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Используемые технологии : здоровьесберегающая, ИКТ, игровая.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты и проверьте, всё ли у вас готово к уроку. А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А сейчас посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сядет первый ряд, еще тише сядет второй ряд, и совсем тихо сядет третий ряд. Ребята, сегодня мы проведём с вами не обычный урок, а урок-викторин у, на котором вы должны будете вспомнить сказки А. С. Пушкина. В нашей игре три команды: команда 1- первый ряд, команда 2 – второй ряд, команда 3 – третий ряд. Каждый вопрос обсуждаете вместе. Когда вы готовы дать ответ, поднимаете руку. За выкрики с места и нарушение дисциплины я буду списывать с команды баллы. Если одна из команд затрудняется дать ответ на свой вопрос, то вторая, подняв руки, может ответить за них, тем самым получить дополнительный балл. Всем понятны правила? Я желаю командам удачи!

2.Работа по теме урока.

- Каждая команда получит кроссворд. По моей команде, вы переворачиваете листы с кроссвордом и начинаете его разгадывать. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит кроссворд. За него вы можете получить от одного до трёх баллов.

hello_html_4a36e1c8.jpg

Кроссворд "Сказка о царе Салтане"

1. Кто обещал на весь крещёный мир приготовить пир? (Бабариха)

2. Остров на котором поселился царевич? ( Буян)

3. Что грызла белка под елью? (орешки)

4. В чём добрались до остова царица с сыном? (бочка)

5. Как звали человека, превращавшегося в комара? ( Гвидон)

6. Звание Гвидона? (князь)

II. Сегодня, торопившись на урок, я уронила карточки с героями сказок и они перепутались. Вы поможете мне их собрать? Та команда, которая справится быстрее, получит 1 жетон.

- Составьте герооев сказок:

III. Следующее задание оценивается в 1 балл. Здесь вы должны подумать и ответить на вопросы. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Ответьте на вопросы:

Что объединяет царя Салтана и князя Гвидона? Отец и сын

Как звали жену царя Салтана? Имя не указано

Где встретил поп Балду? на базаре

Что блестит под косой у царевны Лебедь? месяц

Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? Попадья

Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря? Черномор

Где жили черти? В море

На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын? Бочка

Кого подослал Балде старый бес? Внука

Что делала в сказке белка? Белка песенки поет

С какой целью поп направился на базар? Искать работника
13. Какую службу хотела сослужить третья девица, будучи царицей? Родить богатыря

На что надеялся поп, когда брал Балду на работу? На русский авось

Сколько богатырей выходило из моря? 33

Как повариха с ткачихой решили отомстить своей сестрице? Поменяли письмо у гонца

Какой способ оплаты предложил Балда попу? Три щелка по лбу

В кого лебедь оборотила князя, когда тот направился к царю Салтану во второй раз? В муху

Где жил Балда? В поповом доме

Чем питался Балда в поповом доме? Вареной полбой

Куда отправляется царь сразу после свадьбы? На войну

Что случилось с попом в конце сказки?

В какую сторону света отправились корабельщики к царю Салтану? На восток

IV . Составьте рассыпанный план сказки и найдите соответствующую иллюстрацию.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

- Сегодня вы все были молодцы! Но пора узнать результаты викторины.

-Какие сказки мы повторили сегодня на уроке. Героев, каких литературных сказок мы вспомнили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Урок – викторина по сказкам А.С. Пушкина
Цели:
1. Закрепить знания учащихся сказок А.С. Пушкина.
2. Формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы
3. Учить работать в паре
4. Развивать образное мышление, речь, память
5. Прививать интерес к предмету.

Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка целей урока
Учитель: Ребята мы с вами на протяжении последних нескольких уроков изучали сказки А.С.Пушкина. Сегодня я предлагаю вспомнить и закрепить наши знания по теме. Урок наш необычный. Проведем мы его в форме викторины по сказкам любимого поэта А.С.Пушкина.
3. Закрепление

-Назовите любимого героя из сказок А.С.Пушкина.(Дети называют любимых героев).

Так и быть. Настя будет – царевна,

Ахмед – князь Гвидон Салтанович,

Сергей – королевич Елисей

Учитель: Каждый из вас будет получать жетоны за правильные ответы.

Конкурс 1. Разминка.
( Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет А.С. Пушкина.)

1.Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
2.Когда он родился? (6 июня 1799 г. )
3.Когда А. С. Пушкин начал сочинять стихи? ( Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.)
6.От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны.)
7. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (5 )

5. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Посмотрите на иллюстрации и назовите сказки по очереди .
(Дети по очереди перечисляют названия известных им сказок. )

Учитель: Молодцы! Победил .

Конкурс 2. Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

1.Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком

“Кабы я была царица, -
Говорит одна сестрица, -
(То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир”)

2.“Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”,)

3.“Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
(Я б для батюшки царя
Родила богатыря”.)

4. Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
5.Они жили в ветхой землянке
Ровно…(тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)

6. “Свет мой, зеркальце скажи! Скажи
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”)

7. Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ: …(“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого

3 конкурс
Ответь на вопросы
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)
2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха – шмель.)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву.)
5. Помогла ли рыбка старику и как?
6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)
7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

8Конкурс
Числа
Вспомнить все числа, которые встречались в сказках А.С. Пушкина!
- Сколько лет рыбачил старик? 33 года
- Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
- Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба , дворянство, царица, владычица морская)
- Сколько просьб она выполнила? 4раза
- Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
- Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)
- Сколько девиц сидело вечером под окном (3 девицы)
- Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
- Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)
- Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)

В мешочке положены предметы. С закрытыми глазами достань и на ощупь определи предмет, назови его, открой глаза и назови сказку(Зеркальце, яблоко, рыбка)

4.Итог урока
Учитель – Молодцы ребята, вы отлично знаете сказки Пушкина! Теперь нужно подсчитать, сколько очков вы набрали и узнаем, кто победитель.



Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУСШ№5, пгт. Яблоновский, Республика Адыгея.
Описание: данный материал можно использовать учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования для проведения внеклассных мероприятий, классных часов, уроков литературного чтения для учащихся младших классов, в пришкольных лагерях
Цель: формирование знаний и навыков по сказкам А.С. Пушкина
Задачи:
- развивать навыки самостоятельного чтения;
- развивать умение анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения;
- способствовать правильному ориентированию в детской литературе;
- организовать эмоционально-эстетическое восприятие;
-развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию викторины;
Оборудование: листы с тестовыми заданиями, слайды, интерактивное оборудование.


3. Кто помог Королевичу Елисею отыскать царевну?
А) Ветер Б) Солнце В) Месяц
(Ветер)

5. Как звали сына царя Салтана?
А) Гвидон Б)Балда В)Елисей (Гвидон)


7. Сколько раз закидывал в море невод старик?
А)5 раз Б)3 раза В)1 раз (Три раза)




10. Кто помогал царевичу Гвидону превращаться в комара, муху и шмеля?
А)Царевна Лебедь Б)Бабариха В) Матушка родная
(Царевна Лебедь)

11. Какими были ядра орехов, которые грызла белочка?
А) Золотые Б)Серебряные В)Изумруд (Ядра - чистый изумруд)


12. «Навстречу ему Балда, Идёт сам, не зная куда". Кому навстречу шёл Балда?
А) Царю Б)Старухе В)Попу (Попу)

13. Как звали сватью бабу?
А) Врачиха Б)Бабариха В) Повариха (Бабариха)



14. Мимо, какого острова проплывали корабли, чтобы попасть в царство славного Салтана?
А)Буян Б)Мадагаскар В)Невезения (Буян)


15. Какой домик построил для белочки князь Гвидон?
А)Деревянный Б)Хрустальный В)Каменный
(Хрустальный)

17. Сколько лет рыбачил старик?
А)30 лет и 3 года Б)40 лет и 3 года В)20 лет и 3 года
(30 лет и 3 года)

19. Что было под косой у царевны Лебеди?
А)Месяц Б)Звезда В)Солнце
(Месяц)

20. Кто искал работника: повара, конюха и плотника?
А) Поп Б)Дядька Черномор В)Князь Гвидон
(Поп)

Читайте также: