Система частей речи в русском языке конспект

Обновлено: 07.07.2024

На доске записано предложение: Кустик травы вдруг шевельнется да и обернется поджарой и быстрой лисичкой.

Задание: заполните таблицу, используя слова из предложения.

- Слово “вдруг” мы пока оставим и вернемся к нему позже. При помощи таблицы мы повторили известные нам части речи.

3. Знакомство с новым материалом.

- Теперь откройте учебники на странице 27. Возьмите карандаши, по ходу моего чтения стихотворения “Веселая грамматика” подчеркните известные вам части речи.

Весёлая грамматика

Существительное – школа.
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

(О.И. Высотская)

(Дети перечисляют известные им части речи: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, числительное, междометие, частицы).

- Какие части речи здесь не встретились? (Предлоги и союзы).

Для дальнейшего знакомства показываем ребятам заранее записанное на доске предложение без предлогов:

(Над) цветами кружатся золотые пчелы. Проснулись малиновки. Перья (на) их грудках окрашены (в) цвет утренней зари. (М.Горький)

- Скажите, чего не хватает в этом предложении? Слов какой части речи? (Предлогов)

Восстановите текст. (Ученик читает получившийся вариант).

- Предлоги, союзы и частицы, ребята, что-то обозначают, или служат для связи слов в предложении? (Служат для связи слов в предложении).

- Поэтому части речи делятся на служебные и самостоятельные. (Графически показываем на доске)

а) Работа с упр.68 (выполняется по вариантам).

Сначала проговариваем с детьми вопросы, на которые отвечают имя существительное, имя прилагательное и глагол, записываем вопросы на доске.

Затем ребята 1 варианта выписывают из упражнения только существительные, 2 варианта – прилагательные, 3 варианта – глаголы.

Смотреть, смотр, осмотрительный; поплавок, плавательный, плавать; поход, походный, ходить; интерес, интересоваться, интересный; синий, синева, посинеть.

Читаем вслух полученные варианты.

- Скажите, эти части речи будут самостоятельными или служебными?(Самостоятельными).

б) Работа с упр.69. Учитель читает текст классу.

Мы с сынишкой собрались в лес по грибы. И только свернули тропой с проселочной дороги, навстречу нам из лесу собака Клеопарда. Злющая – чистый волк.

Сынишка был впереди меня. Он хотел кинуться назад, ко мне, но я успел крикнуть ему:

- Только не беги! Иди, как шел.

Ускорив шаг, я поравнялся с сынишкой и взял его за руку. Ни ружья, ни палок у нас с собой не было: одни пустые корзинки. Обороняться было нечем.

А Клеопарда была уже в нескольких шагах от нас. Или мы ей дорогу должны были уступить, или она нам: тропа была узкая, а по сторонам – грязь.

- Вперёд без страха и сомненья! – произнёс я как можно веселее, крепко сжимая руку сынишки.

Клеопарда остановилась и молча оскалила зубы. Миг был решительный. Я ещё твёрже шагнул – раз, два, три…

Свирепое животное вдруг прыгнуло в сторону и, увязая в глубокой грязи, прошло мимо нас стороной.

- Видишь? А ты хотел бежать.

- Ух, страшно!

- А убегать ещё страшней. (В.В. Бианки.)

- Теперь давайте выпишем выделенные слова вместе с теми, к которым они относятся. Затем поставим к выделенным словам вопросы. Ученики по очереди выходят к доске и записывают словосочетания.

Был (где?) впереди.

Кинуться (куда?) назад.

(Куда?) Вперёд

Сжимая (как?) крепко.

Шагнул (как?) твёрже.

Прыгнуло (как?) вдруг.

Убегать (как?) ещё страшней.

- Ребята, слова, к которым мы ставили вопросы будут являться наречиями. Эта часть речи не изменяемая, потому что не склоняется и не спрягается.

- Скажите, какая часть слова является изменяемой? (окончание). Тогда, чего не будет у наречия, раз оно не изменяется? (окончания).

- Молодцы, подумайте над следующим вопросом: если прилагательное обозначает признак предмета, потому что задаем мы вопрос от существительного, то признак чего будет обозначать наречие? (признак действия). Давайте вернемся к таблице, которую оставили в начале урока и допишем недостающую информацию. (часть речи, что обозначает, вопросы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить изученное о частях речи; познакомить учащихся с принципами русской орфографии; повторить и обобщить правила, касающиеся разных частей речи; отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора, правильного ее графического обозначения. Привести в систему знания по морфологическим нормам русского языка (нормы словообразования и словоизменения)

Система частей речи. Урок русского языка в 10 классе

Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний (Урок рефлексии)

Тип: урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Образовательные цели: повторить изученное о частях речи; познакомить учащихся с принципами русской орфографии; повторить и обобщить правила, касающиеся разных частей речи; отработать навыки узнавания орфограммы, условий ее выбора, правильного ее графического обозначения. Привести в систему знания по морфологическим нормам русского языка (нормы словообразования и словоизменения)

Развивающие:

Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

Формирование позитивной Я - концепции;

Совершенствование речемыслительной деятельности;

Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

Развитие умения логически верно излагать мысли;

Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

Совершенствование навыков этичного межличностного общения;

Воспитание бережного отношения к слову, ответственного отношения к собственной речи.

Оборудование

1. Наглядный материал (таблицы классификации частей речи).

2. Раздаточный материал (карточки для работы с текстом).

Домашнее задание к уроку

1. Морфологические признаки частей речи.

2. Правила обособления причастных и деепричастных оборотов.

3. Принципы русской орфографии.

4. Способы словообразования.

-Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности.

Морфология и культура речи, Что объединяет эти понятия? Во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм, во-вторых, богатство словаря, выразительность, логическая стройность, смысловая точность.

Мир слов имеет свои закономерности, познание которых увлекательно.

Этому и посвящен наш урок.

-Ребята, обратите внимание на ряд слов: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие и т.д. Что объединяет все эти слова? (Это части речи). Чем различаются? (Каждая часть речи имеет свои особенности: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую функцию, частотность употребления в речи, употребление в разных типах речи и т.д.).

-Определите тему урока: Морфология.

-Цель: вспомнить о системе частей речи, об особенностях некоторых частей речи.

Синтаксическая пятиминутка.

Выполните синтаксический разбор предложения, начертите схему.

Определите, какие части речи употребил поэт в 1 предложении стихотворения.

-Ребята, определять части речи мы научились, а знаете ли вы что-нибудь из истории системы частей речи? (Дети затрудняются ответить).

2. Классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках. Если мы обратимся к истории языка, то, действительно, сможем убедиться в том, что система частей речи в старославянском языке насчитывает восемь частей речи, поскольку старославянский язык – это условное название языка древнейших славянских переводов богослужебных книг с греческого языка, которые были выполнены в середине IX столетия. Следовательно, старославянский язык был специально создан для нужд христианской церкви как язык славянской письменности (поэтому его еще называют церковнославянским), как язык книжно - литературный. Именно в этой функции он и был принят средневековыми славянскими народами.

СИСТЕМА ЧАСТЕЙ РЕЧИ В СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ

СОЮЗЫ И ЧАСТИЦЫ

СИСТЕМА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

СИСТЕМА ЧАСТЕЙ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Вывод: Произошедшие изменения еще раз подтверждают, что язык – это живое и развивающееся явление в человеческом обществе.

2. Устный опрос.

- Как называется раздел науки о языке, который изучает части речи? (Морфология.)

- По каким признакам мы относим слова к разряду той или иной части речи? (Лексическое значение, характер морфологических признаков и синтаксическая функция.)

- На какие две группы мы можем разделить все части речи по характеру морфологических признаков? (На изменяемые и неизменяемые.)

4.Практическое задание №1.Работа в группах.

Выполните морфологический разбор слов из предложения (см. выше):

– хороший, 2.скудно; 3 – вносим.

Учащиеся делают выводы.

5.Использование часитично-поискового метода. Мини-исследование.

- Расскажите, как связана морфология с другими разделами науки о языке, например, с орфографией? (Орфография – это раздел науки о языке, который изучает правописание слов. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны на морфологическом принципе. Морфологический принцип очень удобен: единообразная передача значимых частей помогает легче запомнить начертание слова, ускоряет процесс чтения и понимания написанного. Иногда встречаются отступления от морфологического принципа, и тогда единообразное написание нарушается. (Например: ожог (сущ.) – ожёг (глагол); заря – зори; отпереть – отпирать; полагаться – положиться.) Такие отступления связаны с сохранением на письме исторических чередований звуков.

-Поясните, как связана морфология с морфемикой? (Морфемный разбор слова необходимо начинать с определения части речи, так как разные морфемы могут совпадать по своему звучанию и написанию.)

6.Практическое задание №2.

Определите часть речи и выполните морфемный разбор следующих слов:

1 группа -хорошее – красивее, добела – довела, горячо – плечо,

2 группа- дорогая – догорая, журавлей – скорей, играть – мать,

3 группа -свежесть – присесть, докрасна – весна, выглянуло – светло.

7.Устный опрос (продолжение).

- Знакомы ли вы с переходными явлениями в области частей речи? Расскажите о них.

(В процессе развития языка слова из одной лексико-грамматической категории могут переходить в другую. Чаще всего переходные явления наблюдаются среди следующих частей речи: прилагательные переходят в существительные, причастия – в прилагательные, наречия – в предлоги, деепричастия – в наречия и в предлоги, существительные приобретают местоименное значение и участвуют в образовании предлогов, союзов и частиц. Если слово, принадлежащее к определенной части речи, утрачивает (или изменяет) свое основное лексическое значение и морфологические признаки, присущие данному ряду слов, оно приобретает черты другой части речи, и в соответствии с этим меняется его синтаксическая функция.)

8.Практическое задание №3.

Из данных предложений выпишите словосочетания с выделенными словами и выполните их синтаксический разбор. Какой частью речи являются выделенные слова? С какими переходными явлениями в области частей речи вы встретились?

1). Опытный рабочий занял место у станка.

2). Рабочий поселок стоит на берегу моря.

2 группа

3). Около дома мальчик играл со щенком.

4). И сидела около чья-то кукла Фёкла.

3 группа

5). Наши игроки одержали блестящую победу.

6). В течение года писем от него не было.

Вывод: Переход одной части речи в другую происходит в языке постоянно, поэтому распределение слов по разным частям речи не является неизменным.

9.Устный опрос (продолжение).

- Что вы можете сказать о связи морфологии с синтаксисом?

(Каждая часть речи характеризуется выполнением той или иной синтаксической функции в предложении. Переходные явления в области частей речи сопровождаются изменением синтаксической функции. Поскольку распределение слов по частям речи не является неизменным, перед нами встает проблема морфологической классификации слов, совпадающих по своему звучанию и написанию. На помощь нам приходит синтаксис. И мы безошибочно сможем определить морфологическую принадлежность данного слова на основании его синтаксической роли в предложении. Наибольшую трудность в этом отношении представляют слова категории состояния и модальные слова.)

-Дайте определение категории состояния как части речи.

(Категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние природы, окружающей среды, физическое и психическое состояние человека и оценку действия. Категория состояния является сказуемым в безличном предложении, часто в составе именного сказуемого.)

-Дайте определения модальных слов как части речи.

10.Практическое задание №4.

Попробуйте отличить слова категории состояния и модальные слова по их синтаксическим функциям от других частей речи. Выпишите предложения с этими словами. (См. карточки №1 и №2.)

Карточка №1(категория состояния) Карточка№2(модальные слова)

1) Лицо ее было грустно. 1) Средство это – дорогое! Конечно!

2) Она грустно смотрела перед собой. 2) Вам до меня, конечно, нет дела.

3) Ей было грустно. 3) Конечно, поэт талантлив.

4) Письмо медлительнее пули. 4) Поэт безусловно талантлив.

5) Он пошел быстрее. 5) Поэт, безусловно, талантлив.

6) Мне стало скучнее прежнего. 6) Правда глаза колет.

7) Трудно описать всеобщий восторг. 7) Я, кажется, хозяйке мил.

8) Мне становилось грустно, когда я 8) Он, правда, в туз из пистолета в

слушал ее из соседней комнаты. пяти саженях попадал.

9) Здесь тебе душно и тесно, как 9) Человек имеет право на ученье,

орлу в железной клетке. отдых и на труд.

10) Это не должно повториться. 10) Как Вам кажется письмо Чаадаева?

11) Мне должно возвратиться в город. 11) Куда же он девался, право?))

11. Работа в группах. Работа с художественным текстом (устно).

Задание 1. (К текстам №1, №2, №3.)

1 группа. (Индивидуально можно предложить поработать над орфографией слабым ученикам)

Дни – ступеньки лес..ницы. По…разному можно пройти по ним. Важно только, чтобы ежедневно подниматься все выше, на новую ступеньку, никогда не стоять на месте или, того хуже, не спускат…ся вниз.

(Тип текста – рассуждение (объяснение какого-либо положения или мысли), для которого характерно обильное использование наречий, союзов, слов категории состояния и модальных слов.)

В Москве, на вечере у Погодина, Лермонтов впервые встретился с Гоголем. Гости сидели в саду. Гоголь, прищурив глаза, долго смотрел на Лермонтова и лениво говорил, что Лермонтов, очевидно, не знает русского народа, так как привык вращат…ся в свете. Лермонтов вежливо пром…лчал. Это Гоголю (не ) понравилось.

(Тип текста – повествование (рассказ о событии в его временной последовательности), характеризуется частым употреблением глаголов и деепричастий.)

Уже по-весеннему пахн…т в лесу. Потоки яркого солнечного света зал…вают открытые лесные поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. В голубой небесной вышине, над вершинами леса, застыли (не)подвижно прозрачные весе…ие облака.

(Тип текста – описание (словесное изображение явлений действительности путем перечисления его характерных признаков), отличается обилием прилагательных и причастий.)

Задание 2. (К текстам №4, №5, №6, №7.)

Прочитайте текст, определите его тип и ответьте на следующие вопросы:

- Какие части речи употребляет автор в данном тексте и почему?

- Какую художественную задачу он при этом решает?

- Чем отличается описание состояния природы в текстах №4 и №5?

- Как через описание панорамы города передается состояние героя в текстах №6 и №7?

Текст №4. Текст №5.

Люблю грозу в начале мая, Шепот, робкое дыханье,

Когда весенний, первый гром, Трели соловья,

Как бы резвяся и играя, Серебро и колыханье

Грохочет в небе голубом. Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Гремят раскаты молодые, Тени без конца,

Вот дождик брызнул, пыль летит, Ряд волшебных изменений

Повисли перлы дождевые, Милого лица,

И солнце нити золотит. В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

С горы бежит поток проворный, И лобзания, и слезы,

В лесу не молкнет птичий гам, И заря, заря.

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам…

Текст №6. Текст №7.

Что ж мой Онегин? Полусонный Прощай, свидетель падшей славы,

В постелю с бала едет он: П етровский замок. Ну! Не стой,

А Петербург неугомонный Пошел! Уже столпы заставы

Уж барабаном пробужден. Белеют, вот уж по Тверской

Встает купец, идет разносчик, Возок несется чрез ухабы.

На биржу тянется извозчик, Мелькают мимо будки, бабы,

С кувшином охтенка спешит, Мальчишки, лавки, фонари,

Под ней снег утренний хрустит. Дворцы, сады, монастыри,

Проснулся утра шум приятный. Бухарцы, сани, огороды,

Открыты ставни; трубный дым Купцы, лачужки, мужики,

Столбом восходит голубым, Бульвары, башни, казаки,

И хлебник, немец аккуратный, Аптеки, магазины моды,

В бумажном колпаке не раз Балконы, львы на воротах

Уж отворял свой васисдас. И стаи галок на крестах.

Вывод: Использование различных частей речи, даже в одном и том же типе текста, дает неограниченные возможности автору, благодаря чему, мы можем более точно проследить изменения состояния окружающей среды и более тонко прочувствовать внутреннее состояние героя.

12. Рефлексия. выставление оценок, запись домашнего задания. Шкала достижений.

13. Д.З

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8а от 05.09.

8б от 05.09.

8в от 05.09.

«Повторение изученного в 5-7 классах. Морфология.

повторить основные принципы, по которым делятся слова на части речи; рассмотреть происхождение названий частей речи

предметные:

повторить, систематизировать части речи в русском языке, происхождение их названий, познакомиться с великими учёными-лингвистами, их трудами; записать блок орфоэпических норм;

метапредметные :

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

личностные :

воспитание интереса и уважения к родному языку, его истории; уважительного отношения к трудам великих ученых-лингвистов; воспитание ценностного отношения к слову.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: беседа, работа с таблицей, слово учителя.

Технология: критического мышления.

Оборудование: учебник, презентация.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. Оформление тетрадей №1

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Мотивация УУД. Целеполагание

КАЖДОЕ произнесенное тобой слово - ЖИВОЕ!

Оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, предназначение, силу и нежность

Только люди. почему то об этом забыли.

Глаголы русских мудрецов

- Что имели ввиду мудрецы?

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

А.Н. Толстой

- Чем мы занимаемся на уроках русского языка?

- Как можно изучать слова, что за науки этим занимаются?

- Какая наука изучает части речи?

Сформулируйте тему урока

Слушают, настраиваются на работу.

Формулируют тему урока.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Актуализация опорных знаний

Обозначьте систему частей речи в русском языке на современном этапе.

hello_html_m7f547ff7.jpg

- Почему я уточнила, сказав о системе на современном этапе?

Сегодня я хочу поговорить о становлении системы частей речи и происхождении их названий.

Двое работают у доски, класс в тетрадях

Работа над темой урока

Если мы откроем "Российскую грамматику" , изданную М.В. Ломоносовым в 1755 году , то прочитаем следующее:

"Слово человеческое имеет осьмь частей знаменательных:

1) имя для названия вещей;

2) местоимение для сокращения наименований;

3) глагол для названия деяний;

4) причастие для сокращения соединения имени и глагола в одно речение;

5) наречие для краткого изображения обстоятельств;

6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям;

7) союз для изображения взаимности наших понятий;

8) междометие для краткого изъявления движений духа…

Именно в этой книге Ломоносов не только определил основы и нормы русского языка, но и разработал понятия о частях речи. Как видим, частей речи Ломоносов выделял 8.

А сейчас их в русском языке насчитывается 10:

1.Имя существительное; 2.Имя прилагательное; 3.Имя числительное; 4.Местоимение; 5.Глагол; 6.Наречие; 7.Предлог; 8.Союз; 9.Частица;10.Междометие.

Иногда выделяют отдельно следующие группы:

1. Слова категории состояний (рассматриваются как группа наречий);

2. Причастия и деепричастия ( рассматриваем и как особые формы глагола);

3. Звукоподражания (небольшой разряд слов, которые рассматриваются вместе с междометиями);

4. Модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных элементов).

Запись системы по Ломоносову.

Краткий конспект лекции.

Возникновение названий частей речи

Своими корнями учение о частях речи уходит в античность. Учёные Александрийской школы (например, Дионисий Фракийский) установили для древнегреческого языка 8 частей речи : имя, глагол, причастие, член (артикль), местоимение, предлог, наречие, союз.
Римляне усвоили учение греков, заменив только артикль, которого не было в латинском языке, междометием.
Учение о восьми частях речи было представлено и в первых грамматиках церковнославянского языка XVI-XVII вв. Наиболее значительная – грамматика Мелентия Смотрицкого.
У Ломоносова мы находим те же восемь частей речи, что и в латинском варианте, однако в своей "Грамматике" Ломоносов пошёл дальше учёных античности и разграничил знаменательные и служебные части речи.

Знаменательные части речи служат обозначением предметов, явлений, процессов, реального мира, то есть выполняют номинативную функцию - функцию называния . Служебные же части речи служат для выражения отношений и придания оттенков словам.
Отход от античной схемы начинается с грамматики А.Х. Востокова , в которой причастие как часть речи было заменено прилагательным.
Г.П. Павский и Ф.И. Буслаев ввели имя числительное.
Последними, уже в XIX веке , в составе частей речи укрепились частицы , после чего система приобрела следующую структуру:
1. Знаменательные части речи. К ним относятся:

а) слова-названия: существительное, прилагательное, числительное, глагол и его формы, наречие, слова категории состояния;

б) указательные- местоимение.
2. Модальные слова, не являющиеся членами предложения и связанные с предложением в целом.
3. Междометия, не являющиеся членами предложения и выражающие эмоции.
4. Служебные части речи - частицы речи (предлог, союз, частица).
Знаменательные части речи выделяются на основании трёх признаков:
1) общекатегориальное значение;
2) грамматические признаки;
3) синтаксические свойства (то есть, чем являются в предложении).
Служебные части речи выделяются на основании двух признаков:
1) общая семантика класса;
2) функциональное назначение в речи.

Создание художественного образа разными частями речи

Мама, сказка, кашка, кошка.
Книжка, яркая обложка.
Буратино, Карабас.
Ранец, школа, первый класс.
Грязь в тетрадке, тройка, двойка.
Папа, крик, головомойка.
Лето, труд, колхоз, солома.
Осень, сбор металлолома.
Пушкин, Гоголь, Дарвин, Ом.
Ганнибал, Наполеон.
Менделеев, Герострат.
Бал прощальный, аттестат.
Институт, экзамен, нервы.
Конкурс, лекция, курс первый.
Тренировка, семинары.
Песни, танцы, тары-бары.
Прочность знаний, чет-нечет.
Радость, сессия, зачет.
Целина, жара, работа.
Волейбол, газеты, фото.
Общежитие, взятка – мизер.
Кинотеатр, телевизор.
Карандаш, лопата, лом.
Пятый курс, проект, диплом.
Отпуск, море, турпоход.
Кульман, шеф, конец квартала.
Цех, участок, план по валу.
ЖСК, гараж, квартира.
Теща, юмор и сатира.
Детский сад, велосипед.
Карты, шахматы, сосед.
Шашлыки, рыбалка, лодка.
Раки, пиво, вобла, водка.
Сердце, печень, лишний вес,
Возраст, пенсия, собес.
Юбилей, часы, награда,
Речи, памятник, ограда.

Высокий, красивый, харизматичный,

Яркий, общительный и артистичный,

Статный и умный, но недоступный,

Верный, далёкий и неприступный,

Очень желанный, нежный и милый,

Мною любимый, необходимый.

Деловой, недоступный, счастливый,

Обходительный, милый, учтивый,

Ускользающий, ветреный, страстный,

Сильный, стойкий, хозяйственный, властный.

Сломано,холодно и одиноко .

Страшно,дождливо и не уютно.

Твердо,брезгливо и неприглядно.

Снеженно,завистливо,криво и мало.

Пыльно и жарко,мертво,закрыто.

Скользко,заснеженно,жутко и больно,

Тяжко,забыто и недовольно.

Яростно,глухо и неуместно.

Грустно ,ненастно и нелогично..

Налил, вскипятил, заварил, удивился.
Понюхал, отпил, повернулся, облился.
Погладил, одел, завязал, застегнулся.
Собрался, вспотел, отдышался, обулся.
Схватил, побежал, повернул, подскользнулся.
Цеплялся, орал, полетел, навернулся.
Хромал, ковылял, материл, торопился.
Пришёл, опоздал, объяснил, извинился.
Кружил, обнимал, целовал, восхищался.
Дарил, покупал, вдохновился, признался.

Лодорский водопад

Резвясь и спеша,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Продолжение работы над темой

Толкование терминов, называющих части речи

Прилагательное - буквально "присоединяться", "прилагаться".

Числительное - от слова "число", которое пошло от общеславянского "чисти" - "считать, читать".

Краткая запись понятий.

Практическая работа

Дано сочетание "собака лает". Это простое предложение. Попробуем, шаг за шагом, прибавляя всего по одному слову или слову с предлогом, нарастить предложение. Опишем каждый шаг, что он даёт в смысле понимания текста, создания образа.

Большая собака лает. Мохнатая, большая собака лает. Серая, мохнатая, большая собака лает. Злая, серая, мохнатая, большая собака лает.

Собака громко лает. Собака громко, злобно лает. Собака громко, злобно, сердито лает. Собака громко, злобно, сердито, яростно лает.

Продолжи фразу: Сегодня на уроке

меня удивило….

мне было интересно…

я запомнил (а)

мне было скучно…

я ничего нового не узнал(а)

Анализируют, делают выводы.

Д/з., оценивание

Выучить схему; составить стихотворение только из одной части речи по своему усмотрению.

По своим грамматическим свойствам все слова современного русского языка объединяются в большие классы – части речи. Система частей речи включает четыре группы слов: знаменательные части речи, служебные части речи, модальные слова и междометия.

Знаменательные части речи (имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния) характеризуются следующими грамматическими признаками.

1) общим грамматическим (категориальным) значением, например, предметности у существительных, признака предмета у прилагательных, действия как процесса у глаголов, признака действия у наречий. Данное значение вытекает из номинативной функции, выполняемой в языке знаменательными частями речи. Характеристика любой знаменательной части речи начинается с того, что обозначают слова, относящиеся к той или иной части речи;

2) частными грамматическими значениями, которые формируют общее грамматическое значение знаменательной части речи. Например, частные грамматические значения рода, числа и падежа формируют общее грамматическое значение предметности у существительного, а значение вида, наклонения, времени, лица и др. – общее грамматическое значение действия как процесса у глагола. Именно частные грамматические значения определяют особенности словоизменения частей речи;

3) синтаксической функцией в предложении. Для каждой знаменательной части речи характерна своя позиция в предложении. Например, для существительного – позиция подлежащего и дополнения (хотя существительное может выполнять функцию любого члена предложения), для прилагательного – определения, для глагола – позиция простого глагольного сказуемого, для наречия – позиция обстоятельства.

Иногда в качестве четвертого признака знаменательной части речи лингвисты называют словообразовательный (т.е. наличие в морфемной структуре слова свойственных конкретной части речи словообразовательных морфем – префиксов, суффиксов и др.).

Все знаменательные части речи условно можно разбить на две группы: сильные части речи с ярко выраженными грамматическими признаками – имя существительное (дом, строение, гора), имя прилагательное (сильный, деревянный, отцов), глагол (играть, смотрю, поющий) и наречие (наудалую, красиво); слабые части речи, не имеющие ярких грамматических свойств, – числительное (три, трое, третий), местоимение (я, самый, сколько), категория состояния (жаль, можно). Например, если общее грамматическое значение имени существительного – значение предметности – формируется на основе чисто грамматических значений падежа, числа, рода, то общее грамматическое значение обобщающего указания на предмет, его признак, количество у местоимений опирается в значительной степени на лексическое значение местоименного слова с учетом при этом, конечно, и грамматических признаков. Не поэтому ли местоимение, числительное, категория состояния вызывают у лингвистов наибольшее количество споров – и, в частности, вопрос о составе этих частей речи? Так, слова типа первый, второй (традиционно числительные), мой, наш, всякий (традиционно местоимения часто относят к имени прилагательному.

Очевидно, следует признать тот факт, что систему знаменательных частей речи составляют:

- чисто грамматические (грамматикализованные) разряды слов – имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие;

- лексико-грамматические разряды слов – числительное, местоимение, категория состояния.




С грамматической точки зрения у служебных слов нет системы словоизменения, следовательно, их грамматические значения имеют совершенно иную природу, нежели грамматические значения знаменательных слов. Принято считать, что лексическое и грамматическое значения в служебном слове неразделимы.

Таким образом, служебные слова (или частицы речи) лишены номинативной (назывной) функции. Они являются своеобразным грамматическим средством для выражения отношений и связи между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также для передачи определенных смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы).

Модальные слова в современном русском языке выражают модальность, т. е. отношение высказывания к действительности. Значение модальности может выражаться разными языковыми средствами: лексическими (слова типа истина, ложь, уверен, сомнительно, утверждать), морфологическими (категория наклонения глагола), синтаксическими (предложение).

Модальные слова – это лексико-грамматический разряд слов, выражающих субъективное отношение говорящего к тому, о чем сообщается (Безусловно, вы правы. Пожалуй, следует согласиться с вами).

В отличие от знаменательных частей речи модальные слова, как и служебные, не имеют общего грамматического значения, частных грамматических значений, не являются членами предложения. От знаменательных и служебных слов они отличаются обособленностью в предложении и выполняют роль вводного слова. Модальные слова не изменяются и представляют собой застывшие формы знаменательных частей речи, от которых они образованы.

Междометия не называют, а выражают. Так, существительное испуг обозначает понятие об особом состоянии психики живого существа (понятие о внезапном чувстве страха, состоянии испугавшегося), а междометие ах! (Ах! Как вы меня испугали!) выражает это состояние, минуя понятие. Междометие – это слово, которое социально закреплено в языке и действует, главным образом, в его эмоциональной сфере.

Междометия – это неизменяемые слова, которые, как правило, грамматически не связаны с другими словами в предложении и не являются членами предложения.

Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и др. (кря-кря, ку-ку, му-у, динь-динь и т.д.). По своим синтаксическим функциям они сходны с междометиями, но в отличие от последних не выражают каких-либо чувств или волеизъявлений.

Таким образом, система частей речи современного русского языка включает совершенно разные группы слов, характеризующиеся разными признаками. Приведенная выше классификация частей речи построена на совмещении двух критериев – логического и функционального.

По своим грамматическим свойствам все слова современного русского языка объединяются в большие классы – части речи. Система частей речи включает четыре группы слов: знаменательные части речи, служебные части речи, модальные слова и междометия.

Знаменательные части речи (имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния) характеризуются следующими грамматическими признаками.

1) общим грамматическим (категориальным) значением, например, предметности у существительных, признака предмета у прилагательных, действия как процесса у глаголов, признака действия у наречий. Данное значение вытекает из номинативной функции, выполняемой в языке знаменательными частями речи. Характеристика любой знаменательной части речи начинается с того, что обозначают слова, относящиеся к той или иной части речи;

2) частными грамматическими значениями, которые формируют общее грамматическое значение знаменательной части речи. Например, частные грамматические значения рода, числа и падежа формируют общее грамматическое значение предметности у существительного, а значение вида, наклонения, времени, лица и др. – общее грамматическое значение действия как процесса у глагола. Именно частные грамматические значения определяют особенности словоизменения частей речи;

3) синтаксической функцией в предложении. Для каждой знаменательной части речи характерна своя позиция в предложении. Например, для существительного – позиция подлежащего и дополнения (хотя существительное может выполнять функцию любого члена предложения), для прилагательного – определения, для глагола – позиция простого глагольного сказуемого, для наречия – позиция обстоятельства.

Иногда в качестве четвертого признака знаменательной части речи лингвисты называют словообразовательный (т.е. наличие в морфемной структуре слова свойственных конкретной части речи словообразовательных морфем – префиксов, суффиксов и др.).

Все знаменательные части речи условно можно разбить на две группы: сильные части речи с ярко выраженными грамматическими признаками – имя существительное (дом, строение, гора), имя прилагательное (сильный, деревянный, отцов), глагол (играть, смотрю, поющий) и наречие (наудалую, красиво); слабые части речи, не имеющие ярких грамматических свойств, – числительное (три, трое, третий), местоимение (я, самый, сколько), категория состояния (жаль, можно). Например, если общее грамматическое значение имени существительного – значение предметности – формируется на основе чисто грамматических значений падежа, числа, рода, то общее грамматическое значение обобщающего указания на предмет, его признак, количество у местоимений опирается в значительной степени на лексическое значение местоименного слова с учетом при этом, конечно, и грамматических признаков. Не поэтому ли местоимение, числительное, категория состояния вызывают у лингвистов наибольшее количество споров – и, в частности, вопрос о составе этих частей речи? Так, слова типа первый, второй (традиционно числительные), мой, наш, всякий (традиционно местоимения часто относят к имени прилагательному.

Очевидно, следует признать тот факт, что систему знаменательных частей речи составляют:

- чисто грамматические (грамматикализованные) разряды слов – имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие;

- лексико-грамматические разряды слов – числительное, местоимение, категория состояния.

С грамматической точки зрения у служебных слов нет системы словоизменения, следовательно, их грамматические значения имеют совершенно иную природу, нежели грамматические значения знаменательных слов. Принято считать, что лексическое и грамматическое значения в служебном слове неразделимы.

Таким образом, служебные слова (или частицы речи) лишены номинативной (назывной) функции. Они являются своеобразным грамматическим средством для выражения отношений и связи между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также для передачи определенных смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы).

Модальные слова в современном русском языке выражают модальность, т. е. отношение высказывания к действительности. Значение модальности может выражаться разными языковыми средствами: лексическими (слова типа истина, ложь, уверен, сомнительно, утверждать), морфологическими (категория наклонения глагола), синтаксическими (предложение).

Модальные слова – это лексико-грамматический разряд слов, выражающих субъективное отношение говорящего к тому, о чем сообщается (Безусловно, вы правы. Пожалуй, следует согласиться с вами).

В отличие от знаменательных частей речи модальные слова, как и служебные, не имеют общего грамматического значения, частных грамматических значений, не являются членами предложения. От знаменательных и служебных слов они отличаются обособленностью в предложении и выполняют роль вводного слова. Модальные слова не изменяются и представляют собой застывшие формы знаменательных частей речи, от которых они образованы.

Междометия не называют, а выражают. Так, существительное испуг обозначает понятие об особом состоянии психики живого существа (понятие о внезапном чувстве страха, состоянии испугавшегося), а междометие ах! (Ах! Как вы меня испугали!) выражает это состояние, минуя понятие. Междометие – это слово, которое социально закреплено в языке и действует, главным образом, в его эмоциональной сфере.

Междометия – это неизменяемые слова, которые, как правило, грамматически не связаны с другими словами в предложении и не являются членами предложения.

Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и др. (кря-кря, ку-ку, му-у, динь-динь и т.д.). По своим синтаксическим функциям они сходны с междометиями, но в отличие от последних не выражают каких-либо чувств или волеизъявлений.

Таким образом, система частей речи современного русского языка включает совершенно разные группы слов, характеризующиеся разными признаками. Приведенная выше классификация частей речи построена на совмещении двух критериев – логического и функционального.

Части речи в рус­ском язы­ке — это клас­сы, по кото­рым рас­пре­де­ля­ют­ся сло­ва в соот­вет­ствии с их общим зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми свойствами.

Общее значение слов одной части речи

У каж­до­го сло­ва име­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние, кото­рое явля­ет­ся его инди­ви­ду­аль­ным опо­зна­ва­тель­ным свой­ством сре­ди дру­гих слов рус­ско­го язы­ка, например:

  • лес — это про­стран­ство, зарос­шее дере­вья­ми и кустарниками;
  • доб­рый — это бла­го­же­ла­тель­ный, отзыв­чи­вый к людям, гото­вый помочь;
  • гулять — ходить не торо­пясь, отдыхать.

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью лек­сем обо­зна­чать что-то общее, а так­же сооб­раз­но с их грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Что такое части речи?

Части речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, объ­еди­нен­ные общ­но­стью зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских признаков.

Каждая часть речи харак­те­ри­зу­ет­ся общ­но­стью зна­че­ния и харак­тер­ным набо­ром грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Тип обще­го зна­че­ния поз­во­ля­ет выде­лить само­сто­я­тель­ные, или зна­ме­на­тель­ные, части речи и слу­жеб­ные, а так­же ука­зать осо­бую часть речи междометие.

Таблица с примерами

части речи русского языка

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Слова этой части речи обо­зна­ча­ют пред­мет, лицо, явле­ние, поня­тие и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что?

Например:

  • (кто?) малыш, лиса, дедушка;
  • (что?) бук­варь, гро­за, радость.

Имена суще­стви­тель­ные име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию одушевленности/неодушевленности и ряд мор­фо­ло­ги­че­ских признаков.

Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем, и име­ют кате­го­рию рода:

  • отец — муж­ской род;
  • девочк а — жен­ский род;
  • озер о — сред­ний род.

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии рода суще­стви­тель­ные отно­сят­ся к опре­де­лен­но­му типу скло­не­ния. Склонение явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком суще­стви­тель­но­го.

имя существительное как часть речи

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи чаще все­го высту­па­ют в роли под­ле­жа­ще­го и допол­не­ния. Существительные могут выпол­нять син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния, обсто­я­тель­ства и быть в соста­ве имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак, свой­ство или при­над­леж­ность при­зна­ка пред­ме­ту и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

По лексико-грамматическому зна­че­нию име­на при­ла­га­тель­ные делят­ся на разряды:

    (низ­кий, пра­вый, синий); (город­ской, ниж­ний, январ­ский); (оле­ний, Ильин, отцов).

Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют крат­кую фор­му и сте­пе­ни срав­не­ния:

  • тем­ный — тёмен; свет­лый — светел;
  • тем­нее, более тем­ный; тем­ней­ший, самый темный.

Прилагательные изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и числам:

  • бел ый снег;
  • бел ая скатерть;
  • бел ое покрывало;
  • бел ые ромашки.

имя прилагательное как часть речи

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные высту­па­ют в роли опре­де­ле­ния, согла­су­ясь с опре­де­ля­е­мым сло­вом в роде, чис­ле и паде­же, а так­же могут упо­треб­лять­ся в роли ска­зу­е­мо­го.

Числительное

Числительное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет коли­че­ство или поря­док при сче­те пред­ме­тов и отве­ча­ет на вопро­сы сколь­ко? который?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем различают:

  • коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) два, пят­на­дцать, три­ста, мил­ли­он;
  • соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) трое, пяте­ро, деся­те­ро, оба, обе;
  • поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные: (кото­рый?) пер­вый, деся­тый, два­дцать пятый.

имя числительное как часть речи

Местоимение

Местоимение — это часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на лицо, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их.

Разряд
ПримерыСинтаксическая функ­ция
Личныея, ты, мы, вы, он, она, оно, ониЯ подо­шла к окну.
У меня зазво­нил телефон.
ВозвратноесебяПосмотри на себя в зеркало.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательные
мой, твой, наш, ваш, свойТвое мне­ние мне известно.
Его лицо ста­ло грустным.
Вопросительныекто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколько?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голуби?
Сколько яблок на столе?
Относительныекто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколькоНе могу понять, что мог­ло их так задержать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое детство.
Отрицательныеникто, ничто, некого,
нече­го, никакой,
ничей, нисколько
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенныенекто, нечто, некоторый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел песню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дворе.
Пометь чем-нибудь саженец.
Определительныесам, самый, каждый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, другой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательныеэтот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее глазах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вместе.

местоимение как часть речи

Глагол

Глагол — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та как про­цесс и отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сде­лать? (читать, прочитать).

Грамматические при­зна­ки гла­го­ла выра­жа­ют­ся с помо­щью кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица, например:

  • (что делать?) писать — (что сде­лать?) переписать;
  • рису­ешь, рисо­ва­ла, будет рисо­вать; нари­со­вал бы, нарисуйте;
  • отправ­лю, отпра­вишь, отпра­ви­те, отправят.

Категории вида, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица состав­ля­ют спе­ци­фи­ку гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи. Каждая гла­голь­ная фор­ма обла­да­ет эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми или их частью. Например, началь­ная фор­ма гла­го­ла, инфи­ни­тив, не име­ет грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица, рода и числа:

Глагол име­ет так­же непо­сто­ян­ные кате­го­рии чис­ла и рода, но они неспе­ци­фич­ны для гла­го­ла, так как свой­ствен­ны мно­гим частям речи.

глагол как часть речи

Глагол выпол­ня­ет роль ска­зу­е­мо­го в предложении.

Причастие

Причастие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет про­яв­ля­ю­щий­ся во вре­ме­ни при­знак пред­ме­та по дей­ствию или состо­я­нию и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ю­щий? что сде­лав­ший? какой? какая? какое? и пр. (пишу­щий уче­ник, види­мый изда­ли, выли­няв­шая рубаш­ка, покра­шен­ный пол).

Различают виды причастий:

1. дей­стви­тель­ные, если при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам выпол­ня­ет действие:

  • сме­ю­щий­ся ребенок;
  • дети, уви­дев­шие ежика;

2. стра­да­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие извне:

  • колеб­ле­мый ветром;
  • пости­ран­ное белье.

причастие как часть речи

  • вид совер­шен­ный и несовершенный;
  • вре­мя — насто­я­щее и прошедшее;
  • пере­ход­ность
  • воз­врат­ность

Признаки при­ла­га­тель­но­го у причастий:

  • началь­ная фор­ма — фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода;
  • пол­ная и крат­кая фор­ма (у стра­да­тель­ных причастий);
  • изме­ня­ет­ся по родам, чис­лам и падежам;
  • в крат­кой фор­ме изме­ня­ет­ся по родам (выстро­ен, выстро­е­на, выстро­е­но).

В пред­ло­же­нии при­ча­стие и при­част­ный обо­рот явля­ют­ся определениями.

Деепричастие

Деепричастие — осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав? (отве­чая, сбежав).

Деепричастие име­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла (вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность) и наре­чия (неиз­ме­ня­е­мая форма).

Грамматические признаки деепричастия

Наречие

Наречие — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (слу­шать вни­ма­тель­но), дру­го­го при­зна­ка (крайне невни­ма­тель­ный) или при­знак пред­ме­та (паль­то на вырост) и отве­ча­ет на вопро­сы как? где? куда? отку­да? поче­му? сколь­ко? зачем?

Различают зна­ме­на­тель­ные (быст­ро, пол­но­стью, впе­ре­вал­ку) и место­имен­ные наре­чия (зачем, отку­да, здесь, там, почему-то).

Основным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком наре­чия явля­ет­ся его неиз­ме­ня­е­мость. Качественно-определительное наре­чие может обра­зо­вать сте­пе­ни сравнения:

  • весе­ло — весе­лее, весе­лее всех;
  • дале­ко — даль­ше, даль­ше всех.

Грамматические признаки наречия

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи высту­па­ют в роли обсто­я­тельств, опре­де­ле­ний, части имен­но­го сказуемого.

Категория состояния

Категория состо­я­ния — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет состо­я­ние живых существ, при­ро­ды, окру­жа­ю­щей сре­ды (холод­но, жар­ко, боль­но, дожд­ли­во).

  1. неиз­ме­ня­е­мость
  2. упо­треб­ле­ние в роли глав­но­го чле­на — ска­зу­е­мо­го в без­лич­ном предложении.

Мне надо решить это вопрос сегодня.

категория состояния как часть речи

Слова кате­го­рии состо­я­ния назы­ва­ют так­же безлично-предикативными словами.

Служебные части речи

Служебные сло­ва не явля­ют­ся наиме­но­ва­ни­я­ми пред­ме­тов, их качеств и свойств, дей­ствий или состо­я­ний, поэто­му их назы­ва­ют незна­ме­на­тель­ны­ми. Они слу­жат для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми дей­стви­тель­но­сти, назван­ны­ми зна­ме­на­тель­ны­ми сло­ва­ми, и упо­треб­ля­ют­ся толь­ко вме­сте с ними.

К слу­жеб­ным частям речи относятся:

Служебные части речи

Все слу­жеб­ные сло­ва не изме­ня­ют­ся, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. К ним нель­зя задать син­так­си­че­ский вопрос. Они исполь­зу­ют­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии как формально-грамматические средства.

Предлог

Предлог — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая выра­жа­ет зави­си­мость суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го и место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении.

Например:

  • встре­тить у реки;
  • вер­нуть­ся в деревню;
  • при­е­хать спу­стя три дня;
  • каж­дый из нас.

По про­ис­хож­де­нию пред­ло­ги раз­ли­ча­ют пер­во­об­раз­ные, непро­из­вод­ные, и производные:

  • в, к, у, о , от, при, из, без, через, над, на, с, до;
  • отна­реч­ные — внут­ри, сквозь, мимо;
  • оты­мен­ные — вслед­ствие, путем, насчет;
  • отгла­голь­ные — бла­го­да­ря, спу­стя, исклю­чая, вклю­чая, кончая.

Союз — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для соеди­не­ния одно­род­ных чле­нов, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и само­сто­я­тель­ных предложений.

Над лесом и полем зали­ва­ет­ся голо­си­стый жаворонок.

Союз в отли­чие от пред­ло­га и части­цы исполь­зу­ет­ся толь­ко в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка как свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и сами­ми предложениями.

  • тоже, так­же, и, да, но, зато, толь­ко, либо;
  • что, когда, как, пока, что­бы, так как, пото­му что, хотя, если, раз, слов­но, точ­но, несмот­ря на то что.

Но вот при­хо­дит вре­мя, и на усадь­бе зацве­та­ют огром­ные древ­ние липы (С. Гейченко)

Бытует пове­рье, что аисты при­но­сят сча­стье (В. Алешко).

Частица

Частица — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая вно­сит в пред­ло­же­ние раз­лич­ные смыс­ло­вые оттен­ки и слу­жит для обра­зо­ва­ния форм слов.

По зна­че­нию и роли в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют модаль­ные части­цы, при­да­ю­щие раз­лич­ные оттенки:

  • утвер­ди­тель­ные — да, так, точ­но, ну да;
  • отри­ца­тель­ные — не, ни;
  • вопро­си­тель­ные — ли, раз­ве, неуже­ли, а, что ли;
  • срав­ни­тель­ные — как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, вро­де, как бы;
  • уси­ли­тель­ные — даже, и, ни, же, ведь, уж, всё, всё-таки, про­сто, прямо;
  • ука­за­тель­ные — вот, вон, это;
  • уточ­ня­ю­щие — имен­но, как раз, под­лин­но, ровно;
  • выделительно-ограничительные — лишь, толь­ко, хоть, все­го, исключительно;
  • вос­кли­ца­тель­ные — что за, то-то, как, ну и, ведь;
  • выра­жа­ю­щие сомне­ние — вряд ли, едва ли.

Укажем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие частицы:

  • пусть (пусть светит);
  • пус­кай (пус­кай поплачет);
  • да (да идем же);
  • давай­те (давай­те отправимся);
  • бы (сло­жил бы).

Междометие

Междометие — осо­бая часть речи, кото­рая выра­жа­ет раз­лич­ные чув­ства и побуж­де­ния, но не назы­ва­ет их конкретно.

— Ой-ой-ой! — ужас­нул­ся Павлик.- Семьсот мет­ров! Неужели море замер­за­ет на такую глу­би­ну? (Адамов Г. Б.)

Эта часть речи нахо­дит­ся особ­ня­ком в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка, не явля­ясь ни зна­ме­на­тель­ной, ни служебной.

Междометия суще­ству­ют непро­из­вод­ные и производные:

  • ау, ах, ох, эге, уф, а, э, увы, фу;
  • батюш­ки, ужас, беда, гос­по­ди, брось, извините.

Видеоурок

Читайте также: