Конспект урока виды швов и стежков для вышивания 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Разновидности швов. Изготовление изделий из ткани. Технология обработки материалов.

Оборудование: набор инструментов для шитья; коллекция образцов тканей, нитей для шитья и вышивания; образцы работ ручной вышивки, шитья.

Материалы и инструменты: ножницы, иголка, нитки для вышивания мулине, бязь.

Словарная работа: наперсток, сантиметровая лента, портновские булавки, швейный мелок, стежок, шов “вперед иголку”.

Рекомендации по проведению урока труда

На уроке дети получают сведения о разновидностях ткани, об инструментах, которые необходимы для шитья. Учитель знакомит детей со швом “вперед иголку” и его разновидностями.

В качестве практической работы дети выполняют декорирование салфетки, вырезав ее из цельного куска ткани, используя прямое резание, и обработав срезы ткани бахромой. По периметру изделия дети прокладывают шов “вперед иголку”.

Ткани и различные текстильные изделия можно классифицировать по различным признакам: волокну, которое идет на изготовление пряжи, переплетению нитей в ткани, назначению, способам отделки.

По своему назначению ткани бывают бытовыми, специальными и техническими.

Ткани и текстильные изделия различаются по виду волокон, из которых изготавливается пряжа. Из волокон растительного и животного происхождения создают разнообразные натуральные ткани. Так, к хлопчатобумажным тканям, различающимся по своему виду, качеству, назначению, относят ситец, сатин, бязь, бумазею, фланель, байку, батист, вольту, вельвет, вуаль, диагональ, коленкор, мадаполам, шерстянку, махровые ткани.

Из льняных тканей наиболее известны салфеточные, полотенечные, рогожки, простынные и бельевые, тик льняной.

Ткани могут быть однородными, если пряжа готовится из одного вида текстильного волокна (хлопчатобумажные, льняные, чистошерстяные), и смешанными, если пряжа состоит из волокон разных видов (полушерстяные, полульняные, полушелковые).

Разновидности шва “вперед иголку”

Каждый ручной шов состоит из стежков — следов от нитки на ткани. Стежок может быть длиной от 1,5 мм до 3 см, выполняется он в одном направлении или имеет наклон в какую-либо сторону.

Цепочка одинаковых стежков, следующих друг за другом, называется швом. Швы в зависимости от их назначения бывают соединяющими (соединяют два или более слоев ткани вместе), закрепляющими (при их помощи подрубают края, заделывают их) и украшающими (для украшения изделия).

В зависимости от назначения шов “вперед иголку” выполняют различными по длине стежками. Иглу при этом передвигают в одном направлении — справа налево по отношению к изделию.

Основное назначение шва “вперед иголку” — это временное скрепление частей изделия, поэтому шов этот называют еще сметочным. Сметывание является обязательной операцией при изготовлении даже самых элементарных изделий, так как способствует тому, чтобы работа была аккуратной, да и значительно облегчает сам процесс окончательного соединения деталей.

Шов “вперед иголку” может выполняться в два приема (соединительный). Сначала изделие прошивают мелкими стежками швом “вперед иголку “, затем поворачивают изделие на 180 градусов и шьют этим же швом в обратную сторону. Новые стежки заполняют промежутки между ранее выполненными, игла проходит в те же самые проколы. С изнанки и лица получается шов, похожий на лицевую сторону строчного шва.

шов вперед иголку

шов вперед иголку

Украшающий шов “вперед иголку” имеет много вариантов. Его выполняют цветными нитками мелкими или крупными стежками. На рисунках показаны основные варианты украшающих швов “вперед иголку”:

  1. использованы разноцветные или однотонные нитки с соблюдением определенного размера и порядка чередования стежков. Количество линий может быть от двух до десяти. Вышивка напоминает пеструю тесьму;
  2. строго соблюден размер стежков и порядок их чередования. Подобный набор может быть одноцветным или многоцветным;
  3. швы чередуются в шахматном порядке. По линии рисунка (полосы) выдергивают нитки из ткани, как для мережки. Для образования каждой строчки на иглу набирают одно и то же количество нитей;
  4. шов “вперед иголку” с перевивами выполняют в 2 — 3 приема. Сначала прошивают по линии рисунка швом “вперед иголку”, затем меняют цвет нитки, закрепляют ее у начала строчки и поддевают иглой под каждый стежок. Если движение иглы с ниткой идет змейкой и игла движется то сверху вниз, под стежком, то снизу вверх, получается один вариант шва — шов “вперед иголку” с перевивом змейкой;
  5. если игла движется спиралью и “подцепляет” стежки, то получается еще один шов, показанный на фотографии.

шов вперед иголку

шов вперед иголку

Литература

Гукасова, А. М. Рукоделие в начальных классах: кн. для учителя по внеклассной работе / А. М. Гукасова, Е. И. Мишарева, И. С. Могилевская. — М., 1984.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ виды швов.ppt

Виды швов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Виды швов

Шов "иголку вперед" Иголку с ниткой пропускают в материю через 3-5 мм все вре.

Шов "иголку вперед" Иголку с ниткой пропускают в материю через 3-5 мм все время вперед. Шить можно, набирая на иглу сразу несколько стежков.

«Строчной« шов служит для более плотного соединения материалов. Иглу вкалываю.

«Строчной« шов служит для более плотного соединения материалов. Иглу вкалывают на одинаковом расстоянии за и перед нитью, причем проколы должны попасть в конец последнего стежка. С лицевой стороны шов имеет ровные сплошные стежки и напоминает шов при шитье на машинке. С изнанки - похож на шов "за иглу", но более частый.

Шов "за иглу" применяется для плотного соединения материалов. Расстояние.

Шов "за иглу" применяется для плотного соединения материалов. Расстояние, на которое игла выходит перед нитью, должно быть в 2 раза больше длины стежка. На лицевой стороне получаются ровные, аккуратные стежки с промежутками. На изнаночной - наезжающие друг на друга стежки.

Шов "тамбурный" (или "цепочкой"). Этот шов применяют для вышивки и для отделк.

Шов "тамбурный" (или "цепочкой"). Этот шов применяют для вышивки и для отделки различных изделий 1. Прокалываем материал с изнаночной стороны. Протаскиваем нить на лицевую сторону, делаем петельку, придерживая ее большим пальцем. 2. Вводим иглу в место первого прокола и выводим ее примерно в середину петли. 3. Протаскиваем нить и затягиваем, получилась петелька с ниткой посередине. Продолжаем работу в том же порядке.

«Петельный " шов. Его применяют для обработки края материалов. Шьют слева.

«Петельный " шов. Его применяют для обработки края материалов. Шьют слева направо, при этом край изделия находится внизу. Прокалываем материал с лицевой стороны на изнанку и направляем острие иглы в образовавшуюся петлю. протаскиваем иглу через петлю и тянем нитку вниз на себя. Затягиваем петлю на краю материала так, чтобы он не сборился. Уголки изделия (верхний рисунок) обрабатываем тремя проколами в одну точку.

В шве "крестиком" стежки выполняем под наклоном сначала в одну сторону. Затем.

В шве "крестиком" стежки выполняем под наклоном сначала в одну сторону. Затем прокладываем их в противоположном направлении, точно попадая иглой в старые проколы. Швом "крестик" можно вышивать. Для вышивки чаще всего применяют материал "канва".

Шить начинаем снизу вверх. Стежки располагают слева направо, чередуя проколы.

Шить начинаем снизу вверх. Стежки располагают слева направо, чередуя проколы вверху и внизу. Расстояние между проколами одинаковое. Шов "козлик" применяется при обработке подгибов и как отделка




Выбранный для просмотра документ технология урок 23.docx

Тип: изучение нового материала; практическая работа

• научить выполнять шов через край, создавать отделку детали вышивкой;

• отработать навыки разметки ткани;

• совершенствовать навык создания выкройки

Планируемые результаты

• создавать выкройку изделия;

• выполнять разметку ткани по шаблону;

• выполнять шов через край при соединении деталей изделия;

• пришивать пуговицы различными способами;

• знать содержание понятий шов, нитки;

• исследовать виды швов и определять с помощью учителя их назначение

Мета предметные:

• дополнять под руководством учителя план выполнения изделия, предложенный в учебнике;

• организовывать рабочее место;

• проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия, вносить в них изменения;

• выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;

• высказывать суждения, аргументировать свою точку зрения;

• слушать собеседника, допускать возможность существования иного мнения

• понимать причины успехов и неудач в учебной деятельности;

• стремиться к формированию эстетического вкуса, к пониманию прекрасного в искусстве и в жизни

Ресурсы урока

• Пособие для учителей, с. 121 — 124.

• Образец стежков через край.

• Кусочки ткани для выполнения учащимися шва через край с разметкой точек для проколов

Для учащихся:

• Учебник, с. 65, 66.

• Рабочая тетрадь, с. 26.

• Материалы: нитки, плотная ткань, мыло или мягкий карандаш.

• Инструменты: игла, ножницы.

• Приспособления: напёрсток, игольница, пуговица

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Предлагаю ответить на вопросы на с. 26 рабочей тетради с последующей фронтальной проверкой.

• Уточняею, что такое шов. Демонстрирую схему. Просшу рассказать по ней о видах швов и пояснить названия групп швов: ручные, стачные (соединительные), украшающие (декоративные), машинные.

• Сопровождаю демонстрацией названный учащимися вид шва

Работают с тетрадью. Повторяют материал о видах швов, изученный в 1-м классе. Отвечают на вопросы.

• Рассматривают схему. Определяют с помощью учителя назначение швов. Дают пояснения.

• Наблюдают за работой учителя

Мотивация познавательной деятельности

Предлагаю сформулировать учебную задачу урока

Наблюдают за демонстрацией фрагмента. Сравнивают, анализируют, отвечают на вопросы.

Организация познавательной деятельности

• Организую работу с учебником на с. 65. Предлагаю рассмотреть выполнение строчки косых стежков.

• Показываю и рассказываю, как надо выполнять шов через край.

• Напоминаю правила подготовки иголки с ниткой, выполнения закрепки, техники безопасности.

• Предлагаю выполнить тренировочную работу — ряд косых стежков на небольших кусочках ткани.

• Руковожу работой по анализу образца.

• Предлагаю составить свой план работы по изготовлению кошелька и затем соотнести его с планами на с. 66 учебника.

• Руководжу работой по выполнению изделия. Наблюдаю, консультирую по возникшим проблемам

• Рассматривают иллюстрации учебника.

• Наблюдают за приёмами выполнения шва через край. Соотносят план, предложенный в учебнике, с действиями учителя.

• Готовят нитку с иголкой к шитью. Вспоминают правила безопасности при шитье.

• Выполняют шов под руководством учителя.

• Составляют план работы с учётом текстового и слайдового планов: 1) Подготовка материалов и инструментов. 2) Разметка. 3) Раскрой. 4) Сборка. 5) Отделка.

• Выполняют изделие по плану с помощью учителя. Размечают ткань по шаблону, изготавливают выкройку. Выполняют строчку косых стежков для сое динения деталей изделия. Демонстрируют умение пришивать пуговицу разными способами. Контролируют и корректируют последовательность выполнения работы

Организую выставку работ, их анализ и оценку

Демонстрируют свои изделия, оценивают по критериям: аккуратность и правильность выполнения шва, самостоятельность, оформление

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить задания:

Дополнительные творческие задания: Сконструировать кошелёк прямоугольной формы, соединив детали швом через край

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обучающиеся знакомятся с видами ручных стежков и строчек, с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ.

Тема: Ручные швы и строчки.

Цель: Познакомить обучающихся видами ручных стежков и строчек, с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ.

Научить выполнять ручные стежки и строчки

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.

Оборудование и материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, ручная игла, нитки, ножницы, наперсток, компьютер.

Тип урока: комбинированный ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка подготовки обучающихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, ниток, ножниц, наперстка)

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов,

пришивание. С ручными работами вы познакомились в начальной школе.

Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы иглы.

Работа по таблице

(показ и объяснение терминов)

Шов – это место соединения деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков.

Стежок – это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Работа по таблице.

Выполняя работу необходимо соблюдать технику безопасности.

1. Нельзя перекусывать нитку зубами.

2. Нельзя брать в рот иглу, нитку, ножницы, наперсток, пуговицы и т.п.

3. Пользоваться инструментами по назначению.

III. Работа по учебнику.

Инструменты и приспособления для ручных работ.

- ручные швейные иглы

Требования к выполнению ручных работ

1.Толщина меловых линий, наносимых на ткань при раскрое, не должна превышать 1 мм.

2. При выполнении строчек временного назначения нитки подбирают контрастными с цветом ткани.

3. Цвет строчек постоянного назначения должен совпадать с цветом ткани.

4. Номер игла должен соответствовать толщине ткани и характеру выполняемой операции.

5. Длину стежков и расстояние между ними нужно выбирать в зависимости от выполняемой операции и вида ткани.

6. Для удаления ниток временного назначения их нужно разрезать ножницами через каждые 10-15 см, а затем осторожно вытянуть концы ниток.

IV. Практическая работа.

Выполнение прямого стежка.

Обучающиеся работают в группах по инструкционным картам.

При выполнении прямого стежка средний и указательный палец левой руки подводят под ткань, а сверху прижимают большим пальцем. Правой рукой острие иглы вводят в ткань, иглу проталкивают и выводят на поверхность около большого пальца левой руки. При этом мизинец левой руки прижимает ткань к столу. Правой рукой выводят иглу из ткани на лицевую сторону и затягивают стежок. Следующие стежки выполняются так же.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ.

Поделитесь мнениями об уроке. На карточках написаны начала предложений. Продолжите высказывание

Открытый урок по технологии

Цели урока: познакомить с историей вышивки, с видами вышивки, научить выполнять тамбурный шов.

Задачи урока :

· сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами швов;

· научить самостоятельности в выполнении творческой работы;

· развивать сенсорные и моторные навыки.

· воспитание трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе;

· формирование эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, практический, объяснительно-иллюстративный в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями.

Форма организации деятельности учащихся : индивидуальная, групповая.

Здоровье сберегающие технологии: инструктаж по технике безопасности, психологически-комфортное общение, смена физической активности.

Наглядность: образец вышивки тамбурным швом; карточки - задания; таблица с видами швов ручной вышивки.

Планируемые результаты:

- иметь представление о понятиях "вышивка", "виды швов ручной вышивки";

- уметь заправлять нитку в иголку;

- знать названия швов в вышивке;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

1. Организационная часть. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Побуждение учащихся к целеполаганию и формулированию темы.

2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации. Изучение технологии выполнения тамбурного шва. Вводный инструктаж. Техника безопасности при ручной обработке ткани.

5. Подведение итогов урока, анализ результатов практических работ, рефлексия.

I . Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин.)

Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь. Все готовы к уроку?

У вас уже накоплен определённый багаж знаний, умений и навыков. Сегодня некоторые из них вам придётся вспомнить и повторить, а что-то вы узнаете нового.

–Перед вами сундучок. В нём сокровища, которые относятся к теме нашего урока. Узнать о них вы сможете, выполнив задание. Нужно решить необычные примеры. Мы с вами уже знаем что, предмет технология тесно связан с другими науками: с русским языком (мы делаем грамотно записи в тетради), изобразительным искусством (выполняем рисунки, эскизы), математикой (делаем расчеты).

(Раздать листы с заданием.)

Слайд 1 Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)

3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)

4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)

(Проверить выполнение задания)

Показать что в сундучке

Зная, какие предметы лежат в сундучке, попробуйте, назвать тему сегодняшнего урока.

Слайд 2 (Виды швов. Вышивка)

Посмотрите на стенд с вышивкой (познакомить с русской народной вышивкой)

Запишем тему урока в тетрадь.

II. Актуализация прошлых знаний. (3 мин)

Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились и изучили ручные стежки и строчки.

Мы их использовали для пошива изделий.

Назовите мне что такое: стежок, строчка, длина стежка, шов.

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

III. Изучение нового материала

Формирование ожиданий учащихся (дерево ожиданий) (2 мин )

На каждом столе стоит дерево (это дерево ожиданий) и ниточки белого и чёрного цвета.

Зная тему урока, вы наверно задаёте себе вопрос, интересно вам будет, получится ли то, что запланировано на уроке, а может наоборот, будет неинтересно, потому, что опасаетесь, что не справитесь с работой. Подумайте, какая мысль у вас возникла, когда вы увидели тему и если вы думаете что справитесь на уроке, возьмите ниточку белую, а если нет, то чёрную и привяжите её к дереву.

Интерактивная лекция. Мотивация учащихся. (6 мин)

Ребята, вы сейчас привязали ниточку, сама по себе она ничего не представляет, но в умелых руках нитка с помощью иголки превращается в неповторимые орнаменты, настоящие письмена от наших предков.

Рассказ ученицы о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве (с показом презентации)

3 слайд Вышивка — это искусство, при котором узор, рисунок, выполнен на ткани с помощью нитки и иголки.

Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

4 слайд Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

5 слайд Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

6 слайд Сочетание белого и красного цвета - отличительная черта, как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

7 слайд В русской вышивке, например, большую роль играет геометрический орнамент, ромбы, изображение растений и животных, мотивы женской фигуры, птицы.

8 слайд Вышивкой украшали и другие вещи, например, полотенца, рушники, подушки, покрывала и т.д. На Руси вышивальщицы – рукодельницы всегда мелодично пели за работой

Классификация вышивок (рассказ учителя)

9 слайд Виды вышивки

(выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).

Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми швами ручной вышивки.

10 - 17 слайд Виды швов ручной вышивки

Вопрос детям: ребята, какие швы вам здесь знакомы ? (шов вперед иголку, назад иголку: эти швы мы с вами использовали при пошиве фартука, выполнении игольницы. Они еще используются для декоративной вышивки)

слайд 11-17 Рассказ о видах швов

18 слайд Итак, сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов швов ручной вышивки - тамбурным швом, узнаем, где он применяется, научимся выполнять этот шов.

19 слайд Где же используется этот замечательный шов?

Тамбурный шов в народе называют шов-косичка, по внешнему виду он очень похож на косы, которые девочки заплетают на голове.

А используется он для выполнения контура любой вышивки, на одежде, на предметах быта: полотенцах, салфетках, постельных принадлежностях, портьерах, 20 слайд кроме этого тамбурным швом выполняют целые картины, панно, ковры и гобелены.

(Записать в тетрадь) Тамбур — это способ закрепления на ткани цветных нитей, образующих цепочку, звенья которой заходят одно в другое.

Материалы и приспособления для вышивания

21 слайд Какие материалы и приспособления используются для вышивания?

Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять вышивку тамбурным швом

У вас на столах инструкционные карты.

Учитель знакомит учащихся с инструкцией выполнения работы, затем демонстрирует и комментирует технологию выполнения тамбурного шва.

Ребята, вышивка должна выглядеть красиво и с лицевой и изнаночной стороны, поэтому на нитке узелки делать не нужно, а надо закрепить несколькими стежками нитку на вышивке.

22- 24 слайд Прежде чем мы перейдём к практической работе, повторим правила безопасной работы. Правила работы с иглой, инструментами.

Чтобы приступить к работе нам в первую очередь необходимо организовать свое рабочее мест:

1. Инструменты и приспособления расположите справа, а материалы - слева.

2. Очень важно принять правильное положение при вышивании. Корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул поставьте так, чтобы ваша спина опиралась на спинку стула.

3. Надо следить за положением корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову.

25 слайд Инструкционная карта вышивки тамбурным швом

IV . Практическая работа (инструкционная карта на каждом столе) (20 мин)

Предлагаю приступить к практической работе, используя для этого инструкционные карты и все необходимые инструменты и приспособления.

Во время выполнения самостоятельной практической работы звучит русская народная песня.

V . Подведение итогов урока (5 мин)

Создать мини выставку выполненных работ.

-удалось ли запомнить схему выполнения шва;

-что понравилось в работе;

-что нового для себя узнали;

-сможете ли выполнить шов самостоятельно, без схемы.

VIII. Рефлексия (2 мин)

Посмотрите на своё дерево и решите для себя оправдались ли ваши опасения, которые были в начале урока, если да, то поменяйте ниточку на дереве.

Учитель добавляет, что все учащиеся качественно выполнили работу, соблюдали правила техники безопасности и правильно организовали свое рабочее место.

Уборка рабочего места. Инструменты и приспособления сложить в рабочие коробки, собрать обрезки ниток. Выставить оценки.

Читайте также: