Конспект урока виды придаточных предложений 9 класс

Обновлено: 09.07.2024

Автор: Пфейфер Ирина Ивановна

Населенный пункт: Оренбургская область, Оренбургский р–н, с. Подгородняя Покровка

Предмет: Русский язык. 9 класс. УМК под редакцией М.М. Разумовской

Тема: Виды придаточных предложений.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: формирование умения определять вид придаточного в СПП.

  1. Образовательная:
  • совершенствовать знания о сложноподчиненных предложениях;
  • познакомить учащихся с классификацией СПП;
  1. Развивающая:
  • развивать умения отличать СПП от других видов сложных предложений,
  • разграничивать предикативные части СПП, задавать вопрос, определять средства связи, попутно повторяя орфографические и пунктуационные навыки;
  1. Воспитательная:
  • воспитывать самостоятельность, коммуникабельность и ответственность за свою часть работы в группе.

УУД:

Личностные: понимать, что знания, полученные на уроке, будут востребованы во время экзамена (ОГЭ, ЕГЭ)

Познавательные: знать структуру СПП, устанавливать связь между частями СПП, использовать теоретические знания в практической деятельности.

Регулятивные: использовать знания о второстепенных членах предложения при решении задач текущего урока, анализировать СПП, проанализировать собственные достижения в конце урока.

Коммуникативные: уметь продуктивно общаться в группе, эффективно решая учебные задачи.

Форма урока: через мессенджер Zoom.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу,

Улыбнитесь друг другу, себе.

Приятного вам учебного дня!

Откройте тетради и запишите число.

2. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Владимира Луговского:

- Сегодня мы вновь заглянем в сокровищницу русского языка и почувствуем красоту русского языка и необходимость его изучения.

- А чего не хватает в данном высказывании? (знаков препинания) Правильно запишите эпиграф в тетради и расставьте знаки препинания (кто-то один из учеников комментирует выполнение задания и расставляет знаки препинания) Охарактеризуйте предложение с точки зрения синтаксиса. (СПП).

- Правильно вы сказали, перед нами СПП. Сколько частей в данном предложении? При помощи чего присоединяются они к главному? … Да, союзов: если, ибо. (Союз ибо относится к архаичной лексике, он придает предложению торжественность, весомость афоризма)

3.Конструирование СПП

- Постройте СПП, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное. Запишите, расставляя знаки препинания.

На слайде:

Главные части: трава была сочная; на пустыре разбили сад; мы надеялись; Придаточные части: что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах; так как на море разыгрался сильный шторм; который был перед школой, потому что в мае шли дожди;

- Прочитаем получившиеся предложения.

  • В каждом предложении подчеркните ГО, покажите смысловую и грамматическую связь частей. (Уч-ся задают вопросы и указывают союзы или союзные слова).
  1. Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.
  2. На пустыре разбили сад, который был перед школой.
  3. Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.

После выполнения каждого этапа нашего плана, вам предстоит оценить свою работу и занести результат в свои листы самооценки.

4. Изучение новой темы

А) Постановка целей урока.

- Когда изучали ССП, мы узнали, что они делятся на три группы. Назовите эти группы, в зависимости от чего происходит их деление?

(Три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами. Делятся в зависимости от отношений между частями сложного предложения и союзов, их соединяющих)

- Предложения, которые сейчас сконструировали, тоже разные. Сами определите тему урока. Сформулируйте цель нашего урока.

(Узнать, какие виды СПП выделяются, от чего зависит их деление.)

- Эти знания проверяются на экзамене

Б) Переходим к основной части работы над видами придаточных. Давайте проверим, насколько вы готовы к предстоящей работе. Итак, теоретическая разминка:

1. Сложными называются предложения, в которых …

2. В зависимости от наличия или отсутствия союзов сложные предложения делятся…

3. Сложные предложения с союзами делятся на…

5. ССП делятся на…

6. В СПП одно предложение главное, одно - …

7. Придаточная часть может стоять…

В) Наблюдение-анализ-вывод. Работа в группах (учитель делит класс на 3 группы)

- Каждая группа получает ряд предложений для анализа.

в предложениях подчеркните ГО, определите, какое слово, словосочетание или всю предикативную часть поясняет придаточная. Обратите внимание на то, какой частью речи является слово, от которого вы задаёте вопрос. Отметьте средства связи частей СПП (союзы, союзные слова, указательные слова).

Расставьте знаки препинания. На вопросы каких второстепенных членов отвечают придаточные части ССП?

1 группа

  1. Солнце уже освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. (М.Лермонтов)
  2. Ноздрёв захохотал тем звонким смехом каким заливается только свежий здоровый человек. (Н.Гоголь)
  3. В небольшой комнате куда я вошёл было довольно темно. (И.Тургенев)
  4. Они ушли в комнату откуда под аккомпанемент гитары звучала шофёрская песня. (В.Панова)
  5. За стеной маленькой гостиной где они сидели слышались музыка и шорох платев.

6. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелестные сказки. (К.Паустовский)

2 группа

  1. Левинсон распорядился чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. (А.Фадеев)
  2. Теперь Леонтьеву стало ясно о чём он будет писать. (К.Паустовский)
  3. Он охотно соглашался со всем что говорил капитан. (К.Паустовский)
  4. Солдаты не видели противника и не знали куда нужно идти. (А.Н.Толстой)
  5. Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне. (А.Пушкин)
  6. Я хотел узнать прекрасна ли земля. (М.Лермонтов)

3 группа

  1. Ученик всё сделал так как требовал мастер.
  2. Алексей пополз туда куда ушёл самолёт. (Б.Полевой)
  3. Когда я выбрался на луговую дорогу то увидел далеко впереди трёх девочек. (К.Паустовский)
  4. Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком. (К.Паустовский)
  5. Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. (Д.Мамин-Сибиряк)
  6. Все молчали чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

Проверка выполнения задания.

- Расскажите, на какие вопросы отвечают придаточные вашей группы. От слов, какой части речи их задавали. Назовите средства связи.

- Какие второстепенные члены отвечают на те же вопросы и зависят от этой же части речи?

  1. Вопросы определения задавали от им сущ. (Такие называются ССП с придаточными определительными)
  2. Вопросы косвенных падежей задавали от глаголов. (СПП с придаточными изъяснительными)
  3. Вопросы обстоятельства задавали от глаголов. (ССП с придаточными обстоятельственными)

- Какие выводы можете сделать? Как определить вид СПП?

(Вид СПП можно определить по вопросу, союзу/союзному слову, по синтаксической роли указательного слова)

ФИЗМИНУТКА

- Сейчас нам с вами предстоит серьезная работа, и для большей результативности давайте проведем физминутку для усиления кровоснабжения головного мозга.

- В знак согласия с утверждением делаем так… (2 кивка), в знак несогласия - так (в стороны). Попутно повторим материал к ОГЭ.

- Спасибо, ребята. Продолжаем наш урок.

Работа в группах

Опорные слова: свинцовые облака, крутой берег, маленький утес, забвение, заброшенность, пустынный остров, философская глубина.

- Группа 2, как вы думаете, почему прозвучал фрагмент этой песни?

5. Работа с Кимами

- Ребята, вам скоро предстоит сдавать экзамен по русскому языку. Одна из тем, включенных в материалы ОГЭ – это задание на умения расставлять знаки препинания с СПП. Вот мы и потренируемся в выполнении данного задания. Приготовьте тесты и выполните задание , варианты . … (выполняют)

6. Рефлексия

- Какова же роль СПП в речи? Может, мы сможем обойтись и без них? …

- Обойтись без них нельзя, особенно человеку, стремящемуся к грамотной и красивой речи. А мы с вами именно такими людьми и являемся.

- Как часто встречаются в русском языке СПП? … Часто, и мы с вами сегодня в этом убедились, поработав с произведениями литературы.

- Возвращаясь к эпиграфу урока, я хочу сказать, что мы будем продолжать постигать красоту языка и помогут нам в этом СПП с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными.

- Давайте вернемся к цели урока (на экране). Как вы считаете, достигнута ли цель этого урока? … Что мы с вами делали, чтобы достигнуть ее? …

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

А теперь, я предлагаю вернуться к листам самооценки. Суммируйте все заработанные вами баллы и переведите их в оценку по критериям (на слайде)….(выполняют)

- После урока вы пришлете мне листы самооценки, и я поставлю ваши оценки в журнал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование умения определять вид придаточного в СПП.

Предметные: дать общее представление о видах придаточных предложений, ознакомить со сложноподчиненными предложениями с разными видами придаточных, выработать умение учащихся распознавать придаточные разных видов в составе сложноподчиненных предложений;

Метапредметные: контролировать процесс выполнения заданий и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно оценивать свои достижения; развивать грамотность, совершенствовать пунктуационные навыки;

Личностные: воспитывать внимательность учащихся, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, компьютер

Оргмомент. (приветствие)

Актуализация опорных знаний: Какой раздел мы с вами изучаем (Сложное предложение). Дайте определение сложное предл – это…

1. На какие две группы делятся сложные предложения?

Союзные и бессоюзные

Какие бывают союзные предложения?

Сложносочиненные и сложноподчиненные

3.Что вы можете сказать о сложносочиненном предложении?

Части сложносочиненного предложения равноправны, нельзя поставить вопрос от одной части к другой

4. Назовите виды сложносочиненных союзов.

Соединительные: и, да(=и), ни..ни, тоже, также)

Разделительные: или, либо, то..то, не то…не то

Противительные: а, но, да(=но), однако, зато

5.Что вы можете сказать о сложноподчиненном предложении?

Части сложноподчиненного предложения не равноправны, одна из них- главная, другая- придаточная, т.е. от одной(гл.) можно задать вопрос к др.( придаточной)

6.Каким образом соединяются части сложноподчиненных предложений?

Части сложноподчиненного предложения соединяются подчинительными союзами (что, чтобы, когда, где, кто, который, так как и др.) и интонацией

7.Чем отличаются союзы от союзных слов?

Подчинительный союз:

Не является членом предложения; нельзя поставить вопрос.

Союз может быть опущен.

Можно заменить другим союзом.

Союзное слово :

( относительное местоимение или наречие):

Является членом предложения; можно поставить вопрос.

Союзное слово опустить нельзя.

Можно заменить другим значащим словом.

8. В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

В союзных предложениях части соединяются при помощи союзов, союзных слов и интонации; а в бессоюзных предложениях части соединяются только при помощи интонации.

Какая тема была на прошлом уроке? Спп

Проверка д.з стр 55 упр 77 (задание 3) проверить


Проведем разминку слайд …1-

Перестройте данное словосочетание ГЛИНЯНЫЙ КУВШИН

с подчинительной связью согласования в синонимичное словосочетание с подчинительной связью управления ( КУВШИН ИЗ ГЛИНЫ);

Мотивация. Введению в тему. Слайд Охарактеризуйте предложения, объясните знаки препинания и расставьте их:

1. И битвы поле роковое

Гремит,(1) пылает здесь и там, (2)

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

[- = , = ], НО [- = ].

Каким образом и при помощи чего отделяются друг от друга части сложного предложения?

2.*Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег.

  , И   .

3.*Покраснела рябина, посинела вода.

  ,   .

4.* Я решил зайти под навес, где стояли наши лошади.

   , ГДЕ (  ).

5.*Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла.

  , ЧТО (  ).

6. Мы вспугнули уток, которые улетали на юг

  , которые (  ).

Что можете сказать и какую дать характеристику 4-6 предложению?

(СПП имеет главную и придаточную часть). Сможете ли сказать какой вид придаточного в данных предложениях?

Тема урока СЛАЙД

Какая тема нашего урока? (отвечают)

Сегодня мы продолжим изучать СПП. И познакомимся с видами придаточных предложений. (запись в тетрадь)

Целеполагание:

Наша с вами цель на уроке – это…

Знать строение СПП

Уметь находить гл и прид часть

Научиться определять вид прид части

Работа по теме урока.

Давайте познакомимся с видами придаточных



Сложноподчиненное предложение имеет главную и придаточную части.

Работа у доски на закрепление с выявление вида придаточного

Учитель : Алгоритм выполнения, разбор и выявление вида придаточного

* Я вернусь, когда раскинет ветви наш белый сад.

когда?

   , ( когда  ).

1 находим главную часть

2 задаем от главной вопрос зависимой части

3 ищем союз или союзное слово

Работа по очереди Работа с упр 81 у доски (1, 2, 3 предложение)


Куда? – куда указ. слово обстоятельст-е

О людях (каких?) – чья союзное слово определ-е

Там (куда?) – где указат. слово обстоят-е

Я хочу вам рассказать (о чем?), какая (союзное слово) перемена произошла во мне – изъяснительн

Река втекала в огромный пруд (какой?), в бетонной плотине которого(союзное слово) шумела вода

Рефлексия:

Что сегодня повторили?

Что сегодня узнали?

- Поднимите руки кто не понимает, что происходило на уроке? Не усвоил тему?

- Поднимите руки кто теряется, еще нужно работать и работать с правилом , теорией

- Понял, только подучу союзы и союзные слова, которые соединяют части СПП.

(если все ОК, делаем проверочную. Если не поняли, то работаю со слабыми у доски)

Самостоятельная работа (практическое задание):

Постройте схемы предложений, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложных предложении. В СПП укажите вид придаточного

Вдруг лес кончился, и тропа оборвалась.

После долгих блужданий мы вышли к озеру, которое поблескивало среди камышей.

Солнца еще не было, но дождь перестал.

Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять.

Молодой месяц низко висел над лесом, нежный его свет блестел в дождевых каплях.

Домашнее задание (дифференцированное):

Для всех: опережающее д.з (стр.60).Упр.№86

Постройте схемы предложений, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложных предложении. В СПП укажите вид придаточного

Вдруг лес кончился и тропа оборвалась.

После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей.

Солнца еще не было но дождь перестал.

Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять.

Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.

Постройте схемы предложений, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложных предложении. В СПП укажите вид придаточного

Вдруг лес кончился и тропа оборвалась.

После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей.

Солнца еще не было но дождь перестал.

Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять.

Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.

Постройте схемы предложений, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложных предложении. В СПП укажите вид придаточного

Вдруг лес кончился и тропа оборвалась.

После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей.

Солнца еще не было но дождь перестал.

Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять.

Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.

Постройте схемы предложений, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, определите тип сложных предложении. В СПП укажите вид придаточного

Вдруг лес кончился и тропа оборвалась.

После долгих блужданий мы вышли к озеру которое поблескивало среди камышей.

Солнца еще не было но дождь перестал.

Когда капитан остановил пароход все стали проситься погулять.

Молодой месяц низко висел над лесом нежный его свет блестел в дождевых каплях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

образовательная: ознакомление обучающихся с основными видами придаточных предложений, о способах их различения;

развивающая: раскрытие и развитие природных задатков учащихся (творческих способностей), развитие образного (правополушарного) мышления;

воспитательная: формирование духовно-нравственного мировоззрения, воспитание трудолюбия, самоорганизованности, инициативности; воспитание любви к родному языку.

Тип урока: вводный урок по теме с использованием здоровьесберегающей методики преподавания

Оборудование урока:

образон видов подчинительных предложений;

диск с релаксационной музыкой, звуками природы;

цветные карандаши, альбомы для работы с образоном;

План урока.

Организационный этап (настрой обучающихся на работу).

Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы. (Слайды)

Объяснение нового учебного материала (учебная релаксация).

Воспроизведение полученной информации (работа с образоном).

Закрепление учебной информации (упражнения, задания, работа с учебником).

Подведение итогов урока, рефлексия.

1. Приветствие

– Покажите, какое у вас сейчас настроение?
– Улыбнитесь соседу по парте, другому соседу.
– Поприветствуйте друг друга

как хорошие знакомые;

как миллионеры в своем банке;

как космонавты из космоса;

как счастливые люди!

2. Орфографическая разминка

– Распределите схемы в 3 столбика.
– По какому принципу вы это сделаете?

Бессоюзное сложное Сложносочиненное Сложноподчиненное
предложение предложение предложение

1, 7, 9, 13 2, 4, 8, 10, 12 3, 5, 6, 11, 14

– Для того чтобы подойти к изучению новой темы, разберем данное предложение по членам.

В поле золотые колосья волнуются от нежного ветерка.

– На какие вопросы отвечают члены предложения?

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Общий вопрос: о чем (о ком) говорится в предложении?
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
Общий вопрос: Что говорится о предмете речи?
Уточняющие вопросы: Что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Что такое предмет? Каков он?
Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?

Вспомните основные виды обстоятельств:

1) места (где? куда? откуда?) ,
2) времени (когда? как долго? с каких пор? до каких пор? с какого времени?) ,
3) причины (почему? отчего? по какой причине?) ,
4) образа действия и степени (как? каким образом? в какой степени?) ,
5) сравнения (как?) ,
6) цели (зачем? для чего? с какой целью?) ,
7) условия (при каком условии?) ,
8) уступки (несмотря на что?) .

3. Объяснение нового материала

Релаксация
(включается музыка)

4. – Кто хочет поделиться своими впечатлениями, ощущениями, тем, что он увидел? Какие чувства вы испытали?

Раздается колос каждому ученику.

– Посмотрите на этот колосок. Полюбуйтесь им, потрогайте его усики, почувствуйте полноту зерен. Может, этот колосок пахнет хлебом? Похож ли ваш колосок на этот колос?
– Нарисуйте колос, который вы увидели в своем месте покоя.
– Вспомните надписи, которые вы прочитали на этом удивительном колосе.

– Какую информацию несло первое зернышко?

(Придаточные подлежащные. Они отвечают на вопросы подлежащего и прикрепляются к главному союзными словами кто , что и др. и союзами что, будто, чтобы и др. Чаще придаточные подлежащные раскрывают содержание подлежащего, выраженного местоимением.)

– Что вы увидели на втором зернышке?

(Придаточные сказуемные. Отвечают на вопросы сказуемого. К главному предложению они прикрепляются союзными словами кто, каков, какой, который и др. и союзами что, чтобы и др. Придаточные сказуемные раскрывают содержание указательных местоимений, выполняющих в составе главного функцию сказуемого.)

– О чем поведало третье зернышко?

(Придаточные определительные. Они отвечают на вопросы определения. Относятся к члену главного предложения, выраженному существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются союзными словами который, какой, чей, что, где, когда и др. Например: На ладони – зерно, дороже которого нет для человека.)
– Четвертое?

(Дополнительные. Отвечают на вопросы дополнения. Чаще всего они относятся к сказуемому, прикрепленному к главному союзами что, будто, чтобы и др. (Придаточные дополнительные – одно из средств передачи косвенной речи.) Например. Человек дорожит тем, во что он вложил частицу своей души, своего сердца. (Люблю, когда волнуется от ветерка пшеничное поле))

– На пятом зернышке?

(Обстоятельственные. Они отвечают на вопросы обстоятельств. Эти вопросы задаются от всего главного предложения или от состава сказуемого.
По соотношению с членами предложения выделяются 9 разновидностей обстоятельственных придаточных: места, времени, причины, следствия, образа действия и степени, сравнения, цели, условия, уступки. Например. Где поле защищено лесом, пшеница вызревает лучше. (придаточное места, прикрепленное к главному союзным словом где ))

– Рассмотрите образон, расположенный на слайде. Сверьте свои записи в альбоме с предложенным на слайде.

hello_html_4c9ec712.jpg

– Какие изделия из этих прекрасных колосьев вы увидели и попробовали? Какого они были вкуса? Какой аромат от них исходил?

Раздаются печенья каждому ученику.

– Попробуйте улыбающиеся печенья. Они тоже несут информацию нашего колоска.
Какая информация высвечивалась на ваших печеньях? Вспомним её.

5. Физминутка

– Все выйдите, пожалуйста, из-за своих парт. Встаньте в круг. А сейчас сядьте на корточки и обхватите руками колени.
Представьте себя зернышками в земле. Дышите глубоко, ровно.
Но вот зернышко начинает расти. Вы пробиваетесь сквозь землю. Вы тянетесь вверх, вверх, выше и выше. И вот вы вырвались в новый прекрасный мир!
Вас встречает теплое солнышко. Вас окружают тепло, легкий приятный ветерок, пение птиц…Вокруг вас такие же молодые ростки. и вы ощущаете, что все вы – единое поле. (Вместе в кругу качаем поднятыми вверх руками в одну сторону, в другую.) И все вы тянетесь к солнышку.
А сейчас обнимите своих соседей за плечи. Почувствуйте, какая вы сила, когда вы едины! Вас окружает любовь природы, любовь вселенной. Вас окружают друзья. Вы полны силы, гармонии, жизни.
Запомните это чувство единения, здоровья, силы, тепла, гармонии и садитесь на свои места.

6. Работа с учебником, творческие задания, работа по группам

1) Закончите предложения

Виды придаточных предложений соотносятся с … (членами предложения).
Вид (значение) придаточного предложения можно определить по …, …, … (вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова).

2) Задания по группам

а) Изобразите сложноподчиненное предложение. Покажите разное положение придаточного предложения по отношению к главному.

Раздаются три вида текстов разных типов речи. Определить (можно подсчитать), при каком типе речи чаще используются СПП?

Текст 1. (Тип речи – повествование)

Деметра (греч.) – Церера (рим.)

Деметра – богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства. Значение имени – "мать-земля" или "мать зерна".

В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. Её атрибуты — колосья, плоды, серп, иногда рог изобилия.
Это благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах. Она наполняет амбары земледельца запасами. К Деметре взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву. Сочеталась в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, иплодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия. Деметра научила Триптолема , сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю.

Текст 2. (Тип речи – описание)

Пшени'ца ( лат. Triticum ) — род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, или Мятликовые , ведущая зерновая культура во многих странах, в том числе и России .
Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба , изготовление макаронных и кондитерских изделий. Пшеница также используется как кормовая культура , входит в некоторые рецепты приготовления пива .
Корневая система мочковатая, колоски расположены колосом, по одному в каждом углублении его стержня. Стержень у диких видов ломкий. Колоски 2-5-цветковые; цветы тесно сближены, только нижние 1-3 плодущие, верхние мужские или неразвитые. Наружные колосковые чешуи (плёнки) парные, широкие, тупые, наверху по крайней мере с 1 зубцом или с 1 или несколькими остями. Нижняя цветковая чешуя на спинке выпуклая, часто ладьеобразная, со многими жилками, на конце с 1 или несколькими зубцами или остями. Зерно с глубокой бороздкой, на вершине пушистое, свободное.

Текст 3. (Тип речи – рассуждение)

1. Выполнение упражнения для закрепления темы и отработки навыка различения видов придаточных предложений.
(Из учебника Русский язык: Практика. 9кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Ю.С.Пичугова. – М.: Дрофа, 2003, с.57.)

Каждому ученику раздаются карточки с началом предложений. Обучающиеся могут работать на карточках.

Продолжите предложения, используя для этой цели соответствующие придаточные. Определите вид (значение) придаточных.
1. Природу надо беречь (почему?), потому что … . 2. Ежедневную зарядку делают для того (для чего? с какой целью?), чтобы … . 3. Запоминаются те книги (какие?), которые … . 4. Обычно успеха достигает тот (кто?), кто … . 5. Ответ таков (каков?), каков … . 6. Не будешь тужить (при каком условии?), если … . 7. На душе весело (когда?), когда … . 8. На привал лучше расположиться там (где?), где … . 9. Не забывай о том (о чём?), что … .

2. Сколько раз в этих стихотворных отрывках встречается подчинительный союз что ?

Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною…

(А.С.Пушкин) – союзное слово

Известно, что слоны в диковинку у нас…

Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку…

(Б.Пастернак) – союзное слово

Знаешь, я читала,
Что бессмертны души…

3. Составьте сложноподчиненные предложения, используя союзы и союзные слова.

Тот …, кто; кто…, тот…; то…, что…; всё…, что…; каков…, таков…; … в том, что… .

7. Задание на дом

Домашнее задание может быть творческим: дети могут придумать новый образон по данной теме, составить сказку, рассказ, написать стихотворение или песню.

8. Итог урока. Рефлексия

– Давайте вспомним наше пшеничное поле, замечательный колос. О чём он нам поведал?
– Какие виды придаточных вы знаете?
– На какие вопросы они отвечают?
– Назовите средства связи в сложноподчиненных предложениях.
– От какой части главного предложения можно задать вопрос к придаточному?
– Как вы себя чувствуете?
– Что вам сегодня удалось на уроке? Что нет?
– Какого цвета ваше настроение?

2) Конец урока. Прочитать четверостишие Н.Масловой.

По тем законам, что родится колос
И солнца луч струится с высоты
В гармонии вселенского созвучья
Живешь и ты…

– Мы являемся частицами природы. Как и колосья пшеницы, мы столь же гармоничны. Помните об этом.

Учитель русского языка и литературы Петрова Наталья Васильевна.

Создать условия для повторения и систематизации знаний осложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, определять вид придаточных, средства связи; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

определять структуру СПП с разными видами придаточных; составлять их схемы; анализировать текст;

работать с тестами.

Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал.

1. Организационный момент

Мы будем вести разговор о профессии, которую выбираем на всю жизнь.

2. Словарная работа

Профессия (от латинского profitere – объявлять своим делом, говорить публично, заявлять) – род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

Склонность – эмоциональные предпочтения определенных занятий, к которым есть способности.

Задание: Составить словосочетания с этими словами. (Профессия врача, престижная профессия, склонность к науке.

3. Определение темы и целей урока.

Работа с текстом. Работа в парах.

Правильный выбор профессии

1. К сожалению, очень часто люди занимаются тем, что им не нравиться.

2.Это может быть результатом ошибочного профессионального выбора, когда человеку не подходит профессия, которой он владеет. 3. Нередко бывает так, что профессия вполне устраивает, но конкретное место работы не по душе. 4. На негативное отношение к работе может влиять и должность, которую человек занимает. 5. Например, сотрудник стремится к творческой работе, хочет проявить свои знания и способности, а ему приходится изо дня в день оформлять накладные. 6. Для выхода из подобных ситуаций есть выход. 7.Нужно еще в юности задуматься над тем, каким делом вы будете заниматься. 8. Любое ваше увлечение или склонность к чему–либо в будущем может стать любимой работой.

Примечание: ученикам дан вариант без знаков препинания.

Прочитайте текст выразительно.

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Вопросы по 3 заданию.

- Ребята, вы согласны, что это текст? ( Да, это текст, так как все предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой).

Какова основная тема данного текста? ( Тема уже сформулирована в заглавии текста).

- Найдите ключевые слова по этой теме . (Профессиональный выбор, профессия, склонность, стремление).

- Какую проблему решает автор? ( Проблема, которую поднял автор, очень важна и актуальна. Она утверждается автором в последнем предложении).

- Автор предлагает развивать свои склонности и увлечения для того, чтобы вы смогли выбрать профессию по душе.

- Определите тип и стиль речи. (Композиция этого текста напоминает научное рассуждение. Это характерно для публицистического стиля).

- Что еще характерно для этого стиля? ( В тексте публицистического стиля анализируются и оцениваются пути решения проблемы, даются выводы, текст напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль, приводит аргументы).

4. Анализ предложений.

- Запишите номера простых предложений . (6, 8).

- Выпишите грамматические основы предложения с сочинительной связью. ( 5. Сотрудник стремится, хочет проявить, приходится оформлять).

- Запишите номер предложения с сочинительной и подчинительной связью. (3)

- Запишите номера СПП с разными видами придаточных. (2)

- Определите вид придаточных в предложениях 1, 4. (1. Изъяснительное. 4. Определительное).

Проверка. взаимооценка выполнения.

- Как бы вы сформулировали тему урока? (Виды придаточных предложений).

- Какие цели поставите перед собой? (Научиться различать виды придаточных предложений; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении).

4. Обобщение и систематизация знаний .

1. Теоретическая разминка. Работа в группе.

1) Чем различаются ССП и СПП? (Части СПП не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное).

2) Сколько придаточных предложений может быть в СПП? (В СПП может быть одно или несколько придаточных.)

3) Какие способы прикрепления придаточных вы знаете? (Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

4) Как отличить подчинительные союзы от союзных слов? (Союзное слово является членом предложения, к нему можно поставить вопрос, его можно заменить значимым словом, оно выделяется логически).

5) Каково место придаточного по отношению к главному? (В зависимости от смысла место придаточного предложения может быть постоянным, а может быть непостоянным).

6) От чего зависит вид придаточного предложения? (От вопроса).

8) На какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное? (Придаточное изъяснительное отвечает на падежные вопросы).

9) Назовите виды придаточных обстоятельственных.

10) На какие вопросы отвечает придаточное места? (Где? Куда? Откуда?).

11) На какие вопросы отвечает придаточное времени? (Когда? Как долго? С каких пор? На сколько времени?).

12) На какие вопросы отвечает придаточное сравнения? (Как? Насколько?).

13) На какие вопросы отвечает придаточное образа действия, степени? (Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?).

14) На какие вопросы отвечает придаточное цели? (Зачем? С какой целью? Для чего?).

15) На какие вопросы отвечает придаточное условия? (При каком условии?).

16) На какие вопросы отвечает придаточное причины? (Почему? Отчего? По какой причине?).

17) На какие вопросы отвечает придаточное следствия? (Что из этого следует?).

18) На какие вопросы отвечает придаточное уступки? (Несмотря на что? Вопреки чему?).

Проверка выполнения. Самооценка.

2. Найдите соответствия предложений с данными схемами, укажите вид придаточного предложения. Работа в парах.

1) Свое выступление докладчик начал с того, что задал нам несколько вопросов и предложил на них ответить.

2) Должность – это трудовой пост, который занимает человек в организации.

3) В наши дни нет ни одной государственной или коммерческой структуры, где бы не работали юристы.

4) Если человек не знает своего жизненного пути, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

5) Работа почтальона требует от человека выносливости, так как ему приходится в любую погоду разносить корреспонденцию по домам.

6) Даже если профессию выбирают несколько раз, каждый выбор должен быть осознанным и продуманным.

[…сущ.], (который…). (Предложение №2. Определительное).

[…сущ.], (где…). (Предложение №3. Определительное).

[…гл. + ук. сл.], (союз что…). (Предложение №1. Изъяснительное).

(Если…), [--- ----- и -----]. (Предложение №6. Условие).

[ ], (союз так как). (Предложение №5. Причина).

(Если…), [ ]. (Предложение №4.Условие)

Проверка выполнения работы.

3. Работа с тестами. Самостоятельная работа

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1.Психологи разработали научные методы (1) с помощью (2) которых (3) надеются определить степень нашего одиночества.

2. Художники (1) свободного времени (2) у которых (3) было много (4) охотно повели Остапа и Балаганова к Феофану Мухину.

2) 1, 4 4) 1, 2, 4

3.В номерах почище (1) заезжали куда (3) бильярдные короли и провинциальные драматические артисты (4) разместились заведующие секциями и их помощники.

2) 1, 3, 4 4) 1, 4

Найдите придаточные предложения и укажите их значение.

1) Было слышно, как Варвара Гавриловна бормотала за вязанием. (Изъяснительное).

2) Когда вернулся Вермель, Пахомов рассказал ему о телеграмме. (Обстоятельственное времени).

3) Тут кругом так мрачно и дико, что отдых не радует. (Обстоятельственное образа действия).

4) Потом там, где бежали ручьи, потекут золотые потоки лютиков. (Обстоятельственное места).

5) Петя отправился в каюту для того, чтобы первым известить тетю о виденном зрелище. (Обстоятельственное цели).

Самопроверка по шаблону

5. Итог урока.

Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Для этого мы с вами не должны выражаться простыми, однообразными фразами. Используя сложные предложения в своей речи, мы делаем ее доступнее для понимания. Чем речь красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя.

6. Домашнее задание.

- Написать сочинение-рассуждение по высказыванию В.Пескова, используя в тексте СПП с придаточными предложениями.

Читайте также: