Конспект урока виды предложений по эмоциональной окраске 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Виды предложений по эмоциональной окраске – восклицательные, невосклицательные.

Восклицательные предложения – это предложения, которые произносятся с разным выражением чувств:восторга, гнева, сожаления, радости.

Невосклицательные предложения – это предложения, которые произносятся с обычной ровной интонацией, будничным тоном. В них сообщается о чем-то или констатируется факт существования или отсутствия чего-либо.

Список литературы

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

  1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1// Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.121.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это наименьшая единица общения. Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а с какой-то целью. Мы сообщаем о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Мы хотим получить какую-либо информацию, спросить о чём-то. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди что-то сделали: просим, предлагаем, советуем, требуем. Вот почему предложения, которые мы используем, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Стою я для того,

чтоб выделить волнение,

Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения. Рассмотрим следующие предложения.

Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (М. Лермонтов). (Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске восклицательное). Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин). (Это предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске восклицательное).

Предложения, не имеющие дополнительной эмоциональной интонации, называются невосклицательными. Рассмотрим следующие примеры. Хотите заглянуть в будущее? (В. Кетлинская). Это предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске – невосклицательное. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. (Пословица).Это предложение побудительное по цели высказывания и невосклицательное по эмоциональной окраске.

Как же на письме выражается восклицательная интонация? Восклицательные предложения могут иметь следующие особенности:

1) Они произносятся более высоким тоном, с выделением слова, выражающего эмоцию. Например, Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). В предложениях выделяются последние слова фразы. Также здесь используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, на которые падает акцент.

2) В восклицательных предложениях часто встречаются междометия. Например, Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона! (И. Крылов).Междометия усиливают восклицание.

3) В восклицательных предложениях часто употребляются вопросительные местоимения, которые теряют вопросительную интонацию. Например, Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко. (М. Горький). В этом примере вопрос произносится с чувством восторга и решимости, поэтому предложение – вопросительное по цели высказывания и восклицательное по эмоциональной окраске.

На письме в конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Если такое предложение по цели высказывания вопросительное, то ставится два знака: вопросительный и восклицательный.

Теоретический материал для углублённого изучения.

Риторическое восклицание.

Писатели и поэты, чтобы обогатить свои произведения эмоциями, идеями и смыслом, используют риторическое восклицание.

Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение с восклицательной интонацией. Основные цели использования – отображение волнения и других чувств персонажа, авторского отношения к тому, о чём идёт речь.

Зачем нужны риторические восклицания?

При помощи восклицания автор отмечает высшую точку накала страстей в произведении. Он делает акцент на том, что, на его взгляд, является наиболее важным, и таким образом высказывает наиболее яркую, осмысленную идею. Например, Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (Ф. Тютчев).

Восклицания помогают усилить выразительность речи, сделать ее более необычной и запоминающейся. Авторское отношение к происходящему чаще всего выражается именно с помощью риторических восклицаний. Например, Образующийся при нуле градусов лёд легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин).

Через эмоциональные реплики автор привлекает внимание читателя. Например, Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Н. Гоголь). Используя риторические восклицания, Н. В. Гоголь передаёт своё восхищение украинской ночью, обращает наше внимание на красоту природы.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Прочитайте предложения, определите вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Хорошо в осеннем лесу! _________

Идите в лес и любуйтесь красотою природы! ______________

А вы любите осенний лес? ___________

Разбор задания: анализируем предложение: первое предложение содержит восклицание (глагола нет), так как оно произносится с чувством радости, в конце стоит восклицательный знак, то это предложение восклицательное, следовательно, по цели высказывания это повествовательное, а по эмоциональной окраске – восклицательное предложение. Идите в лес и любуйтесь красотою природы! Глагол стоит в повелительном наклонении. В конце стоит восклицательный знак. Следовательно, предложение побудительное, восклицательное. А вы любите осенний лес? В конце стоит знак вопроса, следовательно, предложение вопросительное, невосклицательное, так как вопрос не содержит восклицания, не передаёт сильных эмоций.

  1. Вычеркните неправильный ответ.По эмоциональной окраске предложения бывают:

Разбор задания: вспоминаем, что по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные предложения. Следовательно, ответ: побудительные – лишнее слово.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А. Быстровой

Автор: учитель русского языка и литературы Чикиш Юлии Витальевны

Предмет: русский язык

Программа: Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, 5-9 классы. К учебно-методическому комплексу "Русский язык. 5-9 классы" под редакцией Е.А. Быстровой

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ под ред. Е.А Быстровой.- М.: ООО "Русское слово-учебник", 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Раздел программы: Синтаксис и пунктуация.

Тема урока: "Виды предложений по эмоциональной окраске"

Тип урока: урок повторения изученного.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Время реализации занятия: 45 минут

1) углубить понятия об основных признаках предложения;

2) вспомнить и закрепить знания о восклицательных и невосклицательных предложениях;

3) сформировать умение определять предложения по эмоциональной окраске и целям высказывания;

Образовательные

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста и его микротемы;

Развивающие

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные

1) показать богатство родного языка;

2) прививать уважение к языку и его истории;

3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Методы работы

Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная.

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Учитель начинает урок:

-Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради число,

Слушают, настраиваются на урок

Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению

II.Актуализация знаний

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

Чтение текста для записи под диктовку. Один ученик у доски, остальные работают в тетради.

Мир в детстве удивителен и неожидан. Разве вы не замечали, как ласково шепчутся травы в летнем лесу, как весело переговариваются птицы, как точно понимают человеческие слова кошки и собаки? Распахните свою душу навстречу огромному миру!

Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Какова тема данного текста?

Назовите основную мысль данного текста.

Объясните знаки препинания во втором предложении.

Назовите вид записанных предложений по цели высказывания.

Прочитайте данные предложения с разной интонацией (выражая радость, сильное удивление, гнев, досаду).

Что вы сейчас выражали?

На ваш взгляд как называются предложения, которые помогают нам выражать свои эмоции?

Отвечают на вопросы:

-Это предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств

В этом тексте говорится об удивительном и неожиданном мире .

Основная мысль заключается в том, что нам нужно обращать внимание на все, что нас окружает, потому что мир наполнен удивительными вещами.

Это предложение сложное.

Повествовательное, вопросительное, побудительное.

В лесу родилась елочка.

В лесу родилась елочка!

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение

Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

Задание (вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний

III. Формулирование темы и цели урока

Цель: самостоятельное определение цели урока.

На ваш взгляд, о чем мы сегодня будем говорить?

Сформулируйте цель урока.

О восклицательных и невосклицательных предложениях.

Вспомнить, что такое невосклицательные и восклицательные предложения.

Закрепить навык их определения.

Пополнение словарного запаса.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков

Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"

IV. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.92.

Сформулируйте вопросы по материалу учебника и задайте своим одноклассникам.

Как передаем чувства в устной речи?

Как называются предложения, которые выражают сильные чувства и произносятся с восклицательной интонацией?

Какими могут быть восклицательные предложения по цели высказывания?

Как называются предложения, которые мы произносим спокойным тоном?

Познавательные УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Предметные УДД: актуализировать знания о восклицательных и невосклицательных предложениях.

Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности.

V. Физкультминутка

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

Коллективно выполняют упражнения

Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на здоровый образ жизни

V I . Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление. Работа в паре

Цель: Применяя правило, выполнить упражнение учебника

Выполните упражнение 114. Проговорите предложения в парах.

Прочитайте предложения выразительно, передавая чувства мимикой, жестами, интонацией. Повышайте голос на самом важном по смыслу слове.

Одинаково ли вы прочитаете эти предложения?

Какие эти предложения по цели высказывания?

Выпишите их по группам: повествовательные, побудительные, вопросительные.

Чтение предложений в паре.

Повествовательные, побудительные, вопросительные.

Предметные УДД: научиться определять восклицательные предложения по целям высказывания.

Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;

VII . Итог урока.

Цель: Систематизировать знания, полученные на уроке.

Какие предложения по эмоциональной окраске вам известны?

Чем они отличаются?

Какие предложения по цели высказывания могут быть восклицательными?

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Восклицательные предложения произносим с восклицательной интонацией, а невосклицательные предложения - спокойным тоном.

И побудительные, и повествовательные, и вопросительные

Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;

IX. Домашнее задание

X. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

В конце урока учитель выводит на экран интерактивной доски анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ

Обучаемые заполняют анкету:

1.Каких успехов вы достигли на уроке?

2. Какие затруднения возникли у вас?

4. Какие вопросы у вас возникли в ходе урока? Получили ли вы на них ответы?

5.Что вам необходимо повторить дома?

Познавательные УУД: обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания

Регулятивные УУД: оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе

Краткое описание документа:

Цели урока:

1) углубить понятия об основных признаках предложения;

2) вспомнить и закрепить знания о восклицательных и невосклицательных предложениях;

3) сформировать умение определять предложения по эмоциональной окраске и целям высказывания;

Задачи:

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль текстаи его микротемы;

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

1) показать богатство родного языка;

2) прививать уважение к языку и его истории;

3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 250 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.03.2019 1879
  • DOCX 25.8 кбайт
  • 93 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чикиш Юлия Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давайте, улыбнёмся друг другу, ведь если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно, принесёт нам радость общения друг с другом. Главная задача быть активными, находчивыми, показать, что мы знаем и как умеем работать.

Актуализация

- Ребята, посмотрите на экран. Вам даны предложения. Что в них необычно? (Слайд1)

На дворе прекрасная погода

Почему вы не идёте гулять

Идите гулять

Да, не расставлены знаки завершения т.е. не расставлены знаки препинания в конце предложения. Ваша задача: 1) расставить знаки препинания (завершения), распределить предложения по видам. (Работа на доске)

2) Дать характеристику каждому виду предложений. (Работа на доске с таблицей)

3. Проверка (Слайд 2)

На дворе прекрасная погода.

Почему вы не идёте гулять?

Идите скорее.

Вы правы, ребята, мы вспомнили виды предложений по цели высказывания.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

Постановка учебной цели.

- А все ли предложения мы поизносим с одинаковым настроением, интонацией? (Нет, одни из них произносятся с повышением интонации, а другие - спокойно.)

- Ребята, я предлагаю вам короткое видео. (Слайд 3) Как вы думаете, о каких предложениях сегодня мы с вами будем говорить? А может, вы уже догадались, какая будет тема сегодняшнего урока? (Восклицательные предложения). (Слайд 4) Совершенно верно, восклицательный знак скрывает в себе бурю эмоций. Он выражает наши сильные чувства: радость, восхищение, удивление, восторг, взволнованность, а также отчаяние, возмущение, негодование.

-Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего сегодняшнего урока.

- Дать понятие о восклицательных предложениях, развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно их читать.

4. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

- Итак, вопросительные, побудительные и повествовательные предложения могут произноситься с особой интонацией, выражающей чувства (Восклицательные), а могут-со спокойной интонацией, без эмоций. (Невосклицательные)

Обратите внимание на предложения. Сделайте вывод. (Слайд 6)

- Как мы должны читать предложения справа?

Прочитайте предложения с правильной интонацией.

Невосклицательные и восклицательные предложения

Мы были в лесу. Мы были в лесу!

Кто взял в книгу? Кто взял книгу?!

Прочитай книгу. Прочитай книгу!

- Почему предложение выделено красным цветом? Обратили внимание на знаки в конце предложения.

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне на зло! (Выражение злости, зависти, раздражения)

Всё так чисто и красиво (Восхищение)

-Вы заметили, какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

- Какой мы можем сделать вывод? Могут ли быть восклицательными любые предложения по цели высказывания?

Запомните ребята: восклицательным и невосклицательным могут быть предложения любой цели высказывания.

-Ребята, давайте составим таблицу- помощницу, в которую включим новую информацию, полученную на уроке. На партах листочки белого цвета. Выполните задание: распределите предложения по цели высказывания и по интонации.

Конспект урока

Урок 33. Восклицательные предложения

Знать: виды предложений по интонации; об употреблении восклицательного знака.

Уметь: распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения (побудительные, вопросительные).

I . Проверка домашнего задания.

1. Проверка выполнения упр. 140.

Т а б л и ц а 6

Предложение по цели высказывания

Затем таблица заполняется примерами.

1. Вы взяли в руки учебник русского языка. 2. Познакомьтесь с ним. 3. Что написано на его переплете?

II. Устная синтаксическая пятиминутка. Выделите из предложений главные члены.

1. Мой сад с каждым днем увядает. (А. Майков.) 2. Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. (А. Ахматова .)

— Почему поэтесса называет осину трепещущей?

III. Объяснение нового материала.

Выразительное чтение стихотворения А. Тетивкина о восклицательном знаке (с. 59).

— В каких случаях употребляются восклицательные предложения? (Для выражения каких-то сильных чувств — эмоций.)

Какие чувства может испытывать человек? (Радость, восторг, печаль, любовь, злобу, восхищение, обиду, иронию, страх и пр.)

I V . Учащимся дается задание прослушать предложения и определить, какие чувства (радость, зависть, восхищение, удивление, не доброжелательность и др.) выражаются в них.

1 Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло!

(Выражение злости, зависти.)

Все так чисто и красиво.

3. Хорошо живет на свете

Оттого поет он эти

Иногда восклицательный знак может ставиться и в середине предложения. Это происходит тогда, когда хотят особо подчеркнуть важность отдельных слов, отношение (согласие, одобрение, иронию возмущение и т. д.) автора к высказыванию. В таких случаях восклицательный знак может заключаться в скобки.

— Выразительно прочитайте предложения парами. Объяснит постановку восклицательных знаков. Что изменится, если их убрать?

Я тебе покажу. — Я тебе покажу.

Я! буду! учиться! — Я буду учиться.

Он всегда (. ) говорит правду. Он всегда говорит правду.

V . На доску с помощью графопроектора спроецированы предложения. Учащиеся должны распределить эти предложения по двум колонкам.

Повествовательные предложения | Побудительные предложения

1. Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! 2. Уходи отсюда со своей противной трубой! 3. Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

Читайте также: