Конспект урока вересковый мед 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

- познакомить с биографией Р. Стивенсона, с исторической основой баллады

- развивать умения и навыки анализа текста, его выразительного чтения;

I . Мотивация . Сегодня мы п ознакомимся с новым для нас зарубежным автором и его

- Итак, автор нам известен. Чтобы узнать название его произведения, разгадайте ребус.

- Итак, нам известен а втор и его произведение. А каку ю проблему поднимает автор в

– Ребята, как вы понимаете эти слов а С. Маршака ? Каждая м инута жизни дорог а,

- О чем это выражение? Какое ключ евое слово мы можем здесь увид еть? (о

- Подумайте, какого 3 понятия здесь не хватает? Какое понятие объединяет 2

- Попытайтесь соединить между собой э ти понятия , и вы озвучите пр облему ,

2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ . Исходя из темы урока, подумайте и скажите, каковы же

цели урок а ? (а чему мы научимся, о чьих еще пос тупках вас мож ет быть заставит

- развивать умения и навыки анализа текста, его выразительного чтения;

Вы сегодня р аботаете в групп ах, 1 гру ппа уже начала работу, ребята на шли

Предположите, о чем этот текст, кто герои произведения , судя по его названию и

Предположите, к какому жанру может относиться это произведение? (ПРЕЗ)

Ведем диа лог с автором, задаем во просы, прогнозируем ответы и проверяем себя

ВОПРОСЫ должны начинаться со слов ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ. (ПРЕЗ)

- Готовы ли вы теперь ответить, каков жанр произведения? Докажите.

- К акие приметы жанра баллады вы замети ли в этом п роизведении? ( пейзаж, ди алог,

- Какой жанр фольклора напоминает вам баллада? Почему? (Легенда: исторические

ОБ АВТОРЕ . Р. Стив енсон - ан глийский писате ль и поэт 19 века в основу балл ады

положил шотландскую легенду о покорении народа пиктов.

Стивенсон начал сочинять стихи с детства. Всегда интересовался фольклором, собирал

народные легенды, шотландские баллады . В его т ворчестве живёт роман тика

приключений. Народная ле генда, положенная в основу сти хотворения, характеры

простых людей, совершающих подвиг во имя родины с покойно и достойно, - всё это

говорит о фольклорных традициях в поэзии Стивенсона.

- О каких событиях рассказала вам баллада "Вересковый мёд "?

- Какими словами автор выразил своё отношение к героям? (король безжалостный к

врагам ,глядит угрюм о, гн евно п ромолвил, пикты же малютки - медовары, бедные пикты,

– Чем был вереск для пиктов? ( Вереск для пиктов – это жизнь. )

– Как защищали пикты свои земли? Докажите текстом. (Слайд .)

( Как сражались п икты, автор не описывает. Но м ы понимаем, что это война не на

жизнь, а насмерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным. )

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 6-м классе Р.Л. Стивенсон. "Вересковый мед"

Цель : знакомство с творчеством шотландского писателя Р.Л.Стивенсона; изучение баллады "Вересковый мед"

повторить знания о литературной балладе;

показать героический характер баллады "Вересковый мед";

развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного, беглого чтения;

воспитывать любовь к литературе, чувство патриотизма.

Оборудование : мультимедиапроектор, портрет писателя, тексты баллады "Вересковый мед", толковые словари, цветовое решение, карточки с заданиями, бумага, фломастеры.

Тип урока : комбинированный

I. Орг. момент. Установка на сотрудничество.

(слайд с темой).

II. Объявление темы урока и целей урока.

Цель : сегодня мы познакомимся с балладой известного шотландского поэта Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед", узнаем, что же является тайной, почему же цена жизни, и в конце урока вместе заполним многоточие в теме нашего урока.

(слайд с эпиграфом).

Эпиграф урока:

Все люди отчим краем дорожат,
Отраду, черпая в его опоре,
Он - наша гордость, наш бесценный вклад,
Но в мире есть еще и зло и горе.

(слайд с вереском)

- Вереск. Вы когда-нибудь видели вереск?

Я не буду рассказывать вам о том, как это красиво. Я расскажу вам о том, как его мало.

Вереска всегда мало.

Существует легенда о происхождении меда из вереска.

Когда эльфы ушли от нового мира и спрятались в Шотландии, они стали добывать вересковый мед. А из него делали свой знаменитый эль, который не позволял им забыть величие Древнего мира. Вы уже понимаете, что мед был волшебным напитком, который хранил память и позволял человеку забыть самого себя.

Так вот они делали вересковый мед. Вереска никогда не бывает так много, чтобы, глядя на него, ты забыл, что жизнь - это редкий подарок.

Всмотритесь! Всмотритесь внимательнее! Вы увидите, как эльфы водят хоровод.

(рядом со слайдом вереска появляется слайд с эльфами).

С тайной, связанной с этим напитком, знакомит нас английский писатель Роберт Льюис Стивенсон.

(слайд с портретом писателя)

Знакомо ли вам имя Роберта Льюиса Стивенсона? Может быть кто-то помнит его произведения? (ответы учащихся). (Скорее всего дети вспомнят мультфильм "Остров сокровищ")

- Представьте себе, что вы исследователи. А кто такие исследователи ? (мнение учеников)

(слайд с определением "исследователь", "исследовать")

Вам нужно сегодня исследовать текст.

- Давайте проверим, что получилось? (ответы каждой группы прикрепить на доске).

Повторение пройденного материала . Вспомните, что такое баллада? ( Баллада - в переводе с провансальского "танцевальная песня" - сюжетное стихотворение; в центре баллады - описание какого-либо фантастического, героического или бытового случая; основа баллады - диалог, который часто заменяет сюжет ).

III. Работа с текстом.

У вас на столах приготовлены тексты баллады "Вересковый мед". Давайте сначала прочитаем текст по ролям ( распределение ролей ).

1. Выразительное чтение текста балладу чителем.

2. Задания к работе над текстом. Работа в группах.

Задание 1 группе. В балладе есть непонятные слова. Найти в словаре значение слов "вассал", "вереск", "пикты".

Задание 2 группе. Подчеркнуть в тексте слова, рисующие пейзаж происходящих событий.

Задание 3 группе. Поработать с текстом и подобрать цвета.

Ответы групп

IV. Беседа по прочитанному.

- О каких событиях рассказала баллада "Вересковый мед"? - Понравилась ли она вам?

- Какие приметы жанра баллады вы заметили в этом произведении? (диалог, тайна, загадка:) найдите в тексте.

- Назовите главных героев баллады?

Задание 1 группе. Назовите черты характера шотландского короля. Приложение 2

а) Докажите, что шотландский король безжалостен еще до начала развития сюжета? Каким он показан?

б) Чем недоволен король, казалось бы уничтоживший своих врагов?

в) Все ли ему покорилось?

г) Чем грозит он пленникам?

- Попробуйте из текста подобрать соответствующие строки к этим иллюстрациям.

Вопрос всему классу: Можно ли жестокостью покорить народ?

Задание 2 группе : Назовите черты характера пиктов ? Приложение 3

а) Кто такие пикты? Что является их гордостью?

б) От кого и как защищали они свои земли? Сильные ли это люди?

в) Попробуйте описать чувства мальчика, которые вызвали слова карлика?

г) Выдал ли старик тайну. Какова цена за эту тайну? Как вы думаете, почему?

- Какими их описывает автор?

Задание 3 группе. Поработайте над пейзажем произведения

а) Для чего повествователь вводит пейзаж?

б) Попробуйте передать все действия картины при помощи красок.

- Как меняется природа? Как меняется настроение самого автора?

Кластеры с ответами прикрепить на доске. Защита учениками.

V. Дискуссия.

Рекомендации для учителя. Остановить внимание учеников на главном событии баллады: герой жертвует собственным сыном, чтобы сохранить тайну медоваров.

- Как вы относитесь к поступку отца?

- Почему старик пожертвовал сыном?

- Раскрыл ли старик тайну медоварения шотландскому королю?

- Почему старик называет эту тайну святой?

- Чем жертвует герой, чтобы сохранить тайну? Ради чего он жертвует?

VI. Рефлексия . Письменно сформулируйте в 4-5 предложениях "Что такое любовь к Родине?"

Даже по делу спеша,
Не забудь: этот короткий путь –
Тоже частица жизни твоей.
Жить и в пути умей.

– Ребята, как вы понимаете эти слова С. Маршака?

Каждая минута жизни дорога, потому что неповторима.

Повторение сведений о балладе как жанре.

– Но вначале давайте вспомним, что такое баллада. (Слайд 3.)

Баллада – это лироэпический жанр.

– Какие бывают баллады?

Баллады бывают народные и литературные.

– Назовите приметы литературной баллады.(Слайд 4.)

Сюжет, диалог, тайна, зачин и концовка, чувства автора, чувства героев.

– Уточните: какой сюжет, какая композиция, какой финал.

Напряжённый сюжет, неожиданный финал.

Инсценировка.

1 ученик. Ну, зачем мне знать, какое произведение я читаю – лирическое или эпическое? Зачем мне знать, какой сюжет? Лишь бы интересно было! Вот – Роберт Стивенсон! Вот это да! (Слайд 5.)

1 ученик. Да ты что! Это необыкновенный человек – мужественный, азартный и романтичный. (Слайд 6.)

Ученица. Да-да, он очень любил море. Понятно: его отец и дед были инженерами, строили маяки. Правда, это было очень давно. Ведь Роберт Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге.

2 ученик. Подумаешь… Стал моряком, а потом писателем…

1 ученик и ученица (вместе). Да ты что!

1 ученик. Сначала Стивенсон учился на инженера, а затем на юриста в университете. В 23 года он прославился как писатель.

Ученица. Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон сражался с судьбой. От матери ему досталась страшная болезнь – туберкулёз. Вот что назначил врача для Роберта. Читай!

Ученица. Вот так. Стивенсону нельзя много двигаться – он плавает на каноэ, пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовалаистория его Родины, Шотландии.

Ученица. Так давайте на каждую книгу приклеим этикетку: род – лирический, жанр – стихотворение.

1 ученик. Литература – это же не магазин!

2 ученик. Верно. Чтобы понимать литературу, мало читать. Надо много знать. Читают все, а вычитывают каждый своё…

Учитель. Вычитать что-то важное нам помогут географ, историк, биолог.

Звучит мелодия шотландской волынки (слайд 7).

Учитель. Вы готовы? Взялись за руки, закрыли глаза:

Мимо белого тумана,
Мимо жёлтого тумана,
Мимо чёрного тумана,
Мимо стран и городов,
По лесам и океанам,
По пустыням и полянам
Понарошку без обмана
Мы летим среди миров.
Тише, тише, раз, два, три:
Открывай глаза – смотри!

Диалог.

Король.

I will give thee life ye vermin,
For the secret of the drink.

Старик.

I have a word in private,
A word for the royal ear.
Life is dear to the aged,
And honour a little thing;
I would gladly sell the secret",
I would gladly sell my secret,
Only my son I fear.

Учитель.

– О чём они говорили?

Учитель.

Географ. Вот она – Шотландия. (Слайд 9.) Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди. Символами Шотландии являются, конечно, клетчатая юбка и волынка.Горы, покрытые лесами и вереском, узкие вытянутые озера, горные долины и реки. А еще холодная погода, которая закалила жителей Шотландии.

Учитель.

– Чем была Шотландия для героев баллады Стивенсона, для самого Стивенсона?

Шотландия для них – Родина.

Биолог. Вереск – это вечнозеленое растение. Высота 30 – 50 сантиметров, листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Растет вереск на песчаных пустошах. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Живет до сорока лет и за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить. Вот оно – вересковое поле! Сколько розового и сиреневого цвета, цвета счастья! Слышите: звенит? А аромат! Чувствуете?! (Слайд11.)

Беседа по вопросам.

– Вереск – растение пиктов. Какими вы себе представляете пиктов?

Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые.

– Чем был вереск для пиктов?

Вереск для пиктов – это жизнь.

– Как защищали пикты свои земли? Докажите текстом. (Слайд 12.)

На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый на живом.

Как сражались пикты, автор не описывает. Но мы понимаем, что это война не на жизнь, а насмерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.

Как к пиктам относится автор?

Он им сочувствует: малютки-медовары, бедные пикты.(Слайд 13.)

– А король? Найдите эпитет(образное определение), характеризующий его.

– Докажите, что король безжалостный.

По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.

– Найдите глаголы в первых шести строфах баллады. В какой форме использовал их автор? Почему? (Слайд 14.)

Был, пили, пришел, погнал, лежал, настало, нашли – форма прошедшего времени. Этим подчеркивается, что события баллады были давно.

– С точки зрения композиции как можно назвать эту часть баллады?

– Прочитайте 7 строфу. Что изменилось? Почему?

Король едет, чайки реют – глаголы в настоящем времени. Благодаря этому мы становимся как бы свидетелями происходящего.

– Как чувствует себя король? Зачем ему вересковый мёд?

Он недоволен, глядит угрюмо. Завоеваны земли пиктов, а напитка король так и не отведал. Значит, победа еще неполная.

– Так король – главный герой?

Нет, главные герои – последние оставшиеся в живых пикты.

Старик – карлик и мальчик пятнадцати лет. Мудрый и совсем юный. Учитель и ученик.

– Чем грозит король? Как ответили пикты?

Гневно король промолвил:
– Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовите мед!

Пикты ответили молчанием.

– Как они молчат? О чем они думают в этот момент?

Молчат сдостоинством. Наверное, герои думают о жизни, о смерти, о том, как сохранить тайну, переживают друг за друга.

Где происходит допрос? Назовите детали. (Слайд 15.)

Крутой берег моря, валы, звенящий вереск.

– Как вы думаете, это важно?

Конечно, важно. У старика и мальчика нет выхода. С одной стороны – море, с другой – враги. Жалко героев, страшно за них.

– Молчание – золото. Но… Прочитайте слова старика. Слово – тоже поступок. Оцените поступок старика.

Попробуйте описать чувства мальчика. Докажите текстом.

Появляется образ эха. Оно донесло до старика слова проклятия.

– Как вы думаете, что будет потом?

– Может быть, старик выдаст тайну? Докажите текстом.

Напряженный сюжет, диалог, авторское отношение, пейзажный зачин, неожиданный финал.

– Так где же тайна?

Тайна – рецепт приготовления верескового меда.

– Но ведь это всего лишь напиток? Почему пикты не выдали секрет?

Вересковый мед – это традиция пиктов. Передать рецепт – это значит предать свой народ, Родину.

– Для кого это – заветная тайна, а для кого – святая? Почему? (Слайд 17.)

Гордый, стойкий, настоящий герой.

– Презрение к смерти рождает героев. Почему у героя нет имени?

Так поступил бы каждый из пиктов.

– Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Такой поступок называется самопожертвованием.

Это героическая баллада.

Вересковый мед – это святая тайна, которую пикты никому не выдали. Они погибли непокоренными, непобежденными.

Заключение.

– Почему в 1942 году Маршак перевел именно эту балладу? Что, у него не было других дел?

Конечно, С. Маршак верил, что даже маленький человек должен понять простые вещи: что такое добро, что такое зло. Тогда мы победим. Жанр героической баллады как нельзя лучше отвечал требованиям времени.

– Как называется чувство любви к Родине?

Чувство любви к Родине называется патриотизмом.

– Кто-то сказал: надо прожить жизнь так, чтобы боги в восторге подарили вторую. Если жизнь начать сначала, то старик… Как бы он поступил?

Домашнее задание.

Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц, основная форма раскрытия характеров в пьесах, балладах.

Жанр – вид художественного произведения, например, басня, баллада, лирическое стихотворение, повесть.

Идея – основная мысль художественного произведения.

Композиция – построение произведения.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема – круг жизненных явлений, изображённых в произведении.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 303 с.

Дополнительная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г.Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 1. – 80 с.
  2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 5 кл. – М.: Просвещение, 2018. – 240 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Биография Р. Л. Стивенсона

Дело Роберта Стивенсона продолжили его сыновья, а внук, Роберт Льюис Стивенсон, избрал иной путь. С детства мальчик отличался слабым здоровьем, самым доступным для него развлечением было чтение книг.

В поисках славы молодой человек уехал во Францию, где несколько лет жил впроголодь, на гонорар молодого писателя. В небольшой деревушке, где часто собирались художники, Роберт встретил любовь всей своей жизни – Фанни Осборн.

В 23 года он прославился как писатель. За свою короткую (всего 44 года) жизнь Стивенсон написал 30 томов произведений: рассказов, очерков, романов, стихов.

Всю жизнь Стивенсон нарушал предписания врачей: плавал на каноэ, путешествовал по Европе и Америке, бороздил южные моря. Болезнь заставляла искать подходящий для здоровья климат. Таким местом оказался остров Самоа в Тихом океане. В 1890 году Стивенсон приобрел там земельный участок и построил дом, в котором прожил до своей внезапной смерти.

А мне костёр не страшен.

Пускай со мной умрёт

Моя святая тайна –

Мой вересковый мёд!

Вересковый мёд, вынесенный в заголовок баллады, – символический образ. Это традиция пиктов. Передать врагу рецепт – это значит предать свой народ, Родину. Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Они погибли, но остались непокорёнными, непобеждёнными.

Впервые на русский язык балладу перевёл Николай Корнеевич Чуковский.

Идея баллады Р. Л. Стивенсона, написанной в XIX веке и переведённой на русский язык в середине XX века, не потеряла актуальности и в наши дни.

Теоретический материал для углублённого изучения

Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Жанровые особенности баллады:

  • Наличие сюжета
  • Наличие пейзажа в зачине баллады (иногда в конце)
  • Диалог персонажей или монолог одного героя, обращённый к собеседнику
  • Музыкальность (в балладе соединены черты песни и рассказа)
  • исторические;
  • героические;
  • семейно-бытовые;
  • комические;
  • лирические;
  • разбойничьи и др.

К жанру баллады в русской литературе обращались В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выделите цветом названия произведений, автором которых является Стивенсон.

Какие из перечисленных произведений принадлежат Стивенсону?

  • мужественность
  • хитрость
  • верность долгу
  • презрение к смерти
  • общительность
  • трусость
  • несправедливость

Правильный ответ:

  • хитрость
  • верность долгу
  • презрение к смерти
  • мужественность

Комментарий:

Старик хитёр, но он вынужден пойти на обман: соглашается раскрыть рецепт приготовления ароматного напитка из цветов вереска только при условии, что сын будет убит:

Пускай его крепко свяжут

И бросят в пучину вод –

А я научу шотландцев

Готовить старинный мёд!

Это была уловка: так отец оградил сына от мучительных пыток. Теперь мастер-медовар не страшится за свою тайну:

Правду сказал я, шотландцы,

От сына я ждал беды.

Не верил я в стойкость юных,

Не бреющих бороды.

А мне костёр не страшен.

Пускай со мной умрёт

Моя святая тайна –

Мой вересковый мёд!

В этих словах – презрение к смерти, желание сохранить память о предках, верность традициям. Это слова по-настоящему мужественного человека, для которого любовь к Родине дороже жизни.

Читайте также: