Конспект урока узнавание знакомой песни

Обновлено: 24.07.2024

Оценить 63 0

Музыка и движение.

Пояснительная записка.

Планируемые результаты

1)Развитие слуховых и двигательных восприятий.

Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

Умение слушать музыку и выполнять простейшие ритмические движения.

Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.

2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Календарно – тематическое планирование

Кол-во часов /дата

Формируемые понятия

Материалы и оборудование

Содержание, основные виды учебной деятельности

1 полугодие 30 часов

Слушание (30 часов)

Тихая, громкая музыка

Прослушивание громких и тихих звуков, издаваемых музыкальным инструментом, (барабаном, бубном). Слушание тихого и громкого звучания музыки.

Начало и окончание звучания музыки

начало звучания музыки, окончание звучания музыки

Определение начала и конца звучания музыки

Использование сигнала (хлопок в ладоши) для обозначения начала и конца звучания музыки.

Быстрая, медленная музыка

быстрая музыка, медленная музыка

Выполнение движений под музыку: топтание ногами, хлопанье руками (медленная музыка — редко, быстрая музыка - часто).

Узнавание знакомой песни

Предмет, картинка, серия картинок, обозначающая, о ком или о чем поется в песне.

Выбор предмета (картинки), затем несколько картинок, соответствующих песне. Прослеживание последовательности событий в песне по картинкам.

2 полугодие 32 часа

Пение (8 часов)

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни

Характерные звуки животных

Прослушивание песен с характерными звуками животных во время звучания знакомой песни. Подражание характерным звукам животных.

Подпевание отдельных звуков

Внимание ребенка обращается на произношение пропеваемых звуков, слогов и слов.

Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов)

Движение под музыку (8 часов)

Выполнение движений разными частями тела под музыку

Игра на музыкальных инструментах ( 16 часов)

барабан, бубен, маракас, колокольчик

Знакомство с музыкальными инструментами, издающих звук при ударе о них (барабан), затем с инструментами, издающими звук при встряхивании (бубен, маракас, колокольчик). Слушание (узнавание/ различение) контрастных (сходных) по звучанию музыкальных инструментов

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах

барабан, бубен, маракас, колокольчик

Барабан, бубен, маракас, колокольчик.

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд:

(ударять по барабану рукой, затем палочкой; встряхивать бубен, затем ударять им о ладонь)

Тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте

Барабан, бубен, маракас, колокольчик.

Слушание (передача в игре ) тихого и громкого звучания.

Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте

барабан, бубен, маракас, колокольчик

Барабан, бубен, маракас, колокольчик.

Слушание (сопровождение) музыкальных фрагментов игрой на музыкальном инструменте

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Четверг, 03 марта 2022

7.1.4. Узнавание знакомой песни

Ожидаемый результат:

7.1.4.Узнавание знакомой песни;

Методические рекомендации:

При первичном знакомстве с песней вводится предмет или картинка, обозначающая, о ком или о чем поется в этой песне. Услышав знакомую песню, ребенок выбирает предмет (картинку) или несколько картинок, соответствующих этой песне. При разборе содержания текста песни, учитель также использует серию сюжетных картинок. Ребенок учится с опорой на наглядность прослеживать последовательность событий в песне. Также ребенок учится различать составные части песни (запев, припев).

Сначала ребенок учится узнавать мелодию, исполняемую на фортепиано. Для прослушивания ребенку предлагаются мелодии знакомых детских песен (без слов). После того, как ребенок научился узнавать мелодию, исполняемую на фортепиано, учитель проигрывает эту же мелодию на другом инструменте. Внимание ребенка обращается на то, что одна и та же знакомая мелодия может звучать по-разному.

Формируемые понятия: песня

Конспект урока "Музыка и движение" для обучающихся, у которых не сфоромирвана фразовая речь.

ВложениеРазмер
muz_i_dvizh2.docx 20.38 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Грачева Надежда Георгиевна,
учитель музыки
ГБОУ школы №565 Кировского района
г.Санкт-Петербурга.

Цель: Формирование правильной артикуляции гласных звуков через вынужденную речевую активность.

  • воспитывать умение слушать учителя;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на уроке.
  • коррегировать нарушения звукопроизносительной стороны речи в рамках коррекции произнесения гласных звуков и открытых слогов;
    создавать условия для пополнения словарного запаса;
  • координация мелкой моторики на основе выполнения движений с речевым сопровождением.
  • учить детей правильно артикулировать гласные звуки;
  • формировать навык прямо стоять и прямо сидеть при выполнении певческих заданий;
  • продолжить вызывать у детей интерес к различной музыкальной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Образовательные технологии, методы, приемы: технология игрового обучения, личностно-ориентированные технологии, наглядные и практические методы обучения, беседа.

Оборудование: компьютер, аудиозаписи, магнитная доска, детские музыкальные инструменты, игрушка Корова, иллюстрации животных (кукушка, собара, кот, баран, утка), однотонные цветы с заданиями.

Организация пространства: три рабочие зоны (для подвижный игр и вокально-хоровой работы; 4 составленные парты для работы за столом; ковровая зона в углу кабинета)

Ребята рассаживаются по местам. По возможности дети поют песенку-приветствие вместе с учителем целиком или же пропевают отдельные слова.

Учитель включает звуки улицы, шум леса, музыкальных инструментов, голосов животных, звуки воды, погоды и т.д. Дети слушают задание и выполняют его с помощью учителя и воспитателя.

«Посмотрите, какие красивые цветы выросли на нашей доске. Давайте подойдем к ним и посмотрим, наверняка эти цветы необычные. Мы оказались правы! Это непростые цветы, а цветы с заданиями. (Имя ученика), найди красный цветок.

Задание 1. Нам нужно вспомнить, каких животных мы с вами знаем.

Какое легкое задание! Может быть, следующее будет такое же легкое? (Имя ученика), найди синий цветок.

Задание 2. Как говорят животные, которых вы только что перечислили? Для выполнения задания нам понадобиться взять бубен. (Имя ребенка), подойти к подоконнику, возьми бубен, вернись к нам. Сейчас я буду играть разные ритмы, а вы эти ритмы должны будете повторить.

(Имя ребенка), твоя очередь находить цветок. Найти желтый цветок.

Задание 3. Повторите предыдущее задание, но с маленьким роялем/гуслями.
(Имя ребенка), найди, пожалуйста, зеленый цветок.

Задание 4. Устали? Самое время отдохнуть!

Закрываем глаза (воспитатель рядом) и как только услышите звук бубна/барабана/треугольника/ложек, сразу идите в сторону звука.
Открывайте глаза. Здорово, вы справились с заданием, молодцы. Садитесь на места.

Ух ты! Один цветок вырос и на парте! (Имя ученика), возьми синий цветок.
Задание 4. Прикати корове шарик.

Ой, а где же мы возьмем корову? (на ковре) Пока мы с вами стояли у доски, в гости к нам пришла Корова. Но посмотрите на нее, почету-то наша Корова грустная. Давайте подарим ей дин из наших шариков, а чтобы шарик до коровы докатить, нам нужно взять трубочки (катание по коридору теннисного мячика).

«Корова очень рада! Спасибо, ребята. И она шепнула мне на ушко, что ей очень хочется послушать как мы поем.
Но мы помним. Что без подготовки петь нельзя. А как мы готовим наши голоса? Правильно, поем гласные звуки. А, О, У.

Дети по возможности пропевают слова или отдельные слоги из песенки-попевки:

Вот корова му-му

Щиплет травку му-му

На лужайке му-му.

  1. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Вот наш Бобик, славный пес!
Гав-гав-гав.
Белый лобик, черный нос.
Гав-гав-гав.
Бобик, Бобик, лапку дай!
Гав-гав-гав.
Сядь на коврик и не лай!
Гав-гав-гав.

У белого барашка,
растут, растут кудряшки.
Говорит барашек бе,
Говорит барашек бе,
Говорит барашек бе,
Очень нравлюсь я себе!

Мы утята-моряки, кря-кря-кря,
мы гуляем у реки, кря-кря-кря,
Очень нам нужна вода, кря-кря-кря,
Чтобы плыть туда-сюда, кря-кря-кря.

Это кошка мяу-мяу-мяу,
ловит мышку мяу-мяу-мяу

А сейчас давайте подойдем к доске настроения. Тимур, Влад, выберете нотку того цвета, который сейчас нравится вам больше всего.
Спасибо за урок, задвигайте стулья, берите портфели и можете идти на перемену.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте 1 класс по теме"Знакомство со звуком [M] [M\']

Урок- путешествие позволяет первоклассникам хорошо усвоить новый материал, на уроке создается ситуация эмоционального подъема.


Конспект урока Русского языка во 2 классе по теме "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме"

Конспект урока Русского языка во 2 классе по теме "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме" с учётом требований ФГОС.



Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему: Дикие и домашние животные.

Урок по окружающему миру.


Конспект урока музыки во 2-ом классе на тему "Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края!"

Общедидактическая цель: Использование ИКТ при ознакомлении с музыкальной грамотой на уроках музыки во 2-ом классе.Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Вид урока: комбинир.


План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».


Конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Дикие и домашние животные"

Урок составлен по программе "Rainbow English" Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В. для 3 класса. Тип урока:обобщение пройденного материала.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

В мире животных .mp3

Итальянская полька. Рахманинов аа.mp3

Солнеч. круг вступление.mp3

Выбранный для просмотра документ Конспект открытого урока-.docx

Открытый урок

„ Путешествие в мир знакомой музыки ”

Цели: выявить, как ученики научились понимать и передавать в своем исполнении характер, настроение и чувства музыки.

- воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке; музыкальную культуру учащихся; воспитать любовь к родной природе; умение сопереживать;

- развить навык вслушивания в музыку, желание выразительно исполнить ее; фантазию детей, любовь к музыке; музыкальные способности детей (чувство ансамбля, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма); певческий голос; артистические способности; творческое воображение.

Тип урока: закрепляющее - обобщающий.

Методы и приемы: словесный, наглядный, сопереживания, размышления о музыке, контрастных сопоставлений, индукции и дедукции, ретроспективы и перспективы.

Музыкальный материал:

3. Марш Л.Бетховена.

4. Два варианта марша Д.Кабалевского.

7. Полька С.Рахманинова.

12. Голос перепелки из звукового файла.

13. Песни по выбору учащихся:

Оборудование: фортепиано, доска, ноты, карточки – оценки.

Мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

II. Введение в тему урока.

Д:- Марш, танец, песня.

У:- Молодцы. Вы готовы к путешествию?

У:- Тогда сели удобнее. Чтобы было веселее, будем передавать настроение музыки и свое настроение от музыки движениями рук, корпусом в такт звучащей музыки. И так, в путь!

III . Работа по теме урока.

У:- …и начинается оно с загадки. Будьте внимательны! Ответ дадим хором. (Слайд 5.) (Учитель читает текст загадки.)

Д:- Марш - это шаг, шагать.

У:- Вы умеете маршировать? (Да.) Хотите показать? (Да.) Будьте внимательны! В своих движениях будем передавать все изменения музыки: если музыка звучит тихо, и мы будем маршировать на носочках; музыка звучит громче – мы шагаем активнее, но не топаем. И не забудьте передать настроение этой музыки. (Звучит Марш Л.Бетховена. Дети встают, маршируют.)

У:- Очень хорошо! Садитесь, пожалуйста. Где и когда звучит марш?

Д:- На парадах, в школе, на праздниках и т.п.

У:- Как звучат марши? Что всегда в них слышно?

Д:- Марши четкие, громкие, слышны шаги (и т.п.).

У:- Кто может маршировать под марш?

Д:- Солдаты, спортсмены, дети и игрушечные солдатики.

У:- Давайте проверим ваши ответы. (Слайд 6.)

У: - Замечательно! Продолжим игру в загадки?

У:- Загадка музыкальная, а, значит, и слушать ее надо очень внимательно. Я исполню на фортепиано фрагменты двух марша. Вы постарайтесь догадаться, кого из изображенных на этих фотографиях изображает первый марш, а кого – второй.

(Учитель на ф-но исполняет фрагмент варианта солдатского и игрушечного марша на одну мелодию.)

Д:- Под первый маршируют солдаты, а под второй игрушечные солдатики.

У:- Как вы догадались?

Д:- Музыка первого громкая, тяжелая, много звуков слышно; музыка второго легкая, тихая, быстрая, очень веселая (и т.п.).

У:- Почему же марши звучат по-разному?

Д:- Потому что солдаты вооружены оружием, на них тяжелые сапоги. Солдаты взрослые, большие (и пр.). А игрушки маленькие, легкие, ножки короткие, оружие игрушечное (и пр.).

У:- С какими чувствами маршируют солдаты и игрушки?

Д:- С гордостью, с уверенность (и т.п.)

У:- А почему у них такие чувства?

Д:- Потому что они защитники.

У:- Молодцы. А кого они защищают?

Д:- Они защищают людей от врага.

У:- Игрушечные солдатики тоже защищают людей?

Д:- Нет (дети смеются). Они защищают кукол.

У:- В этом путешествии вы показали себя знатоками марша. Молодцы!

У:- И вновь загадка. (Учитель читает текст загадки. Дети дают ответ хором.) (Слайд 8.)

У:- В какую страну мы попали? Назовите ее?

У:- Может быть, вы сможете назвать танец, который мы сейчас станцуем?

У:- Молодцы! Какое настроение у вас сейчас? (Веселое! Отличное!) Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся на свои места.)

У:- Где можно встретиться с танцами?

Д:- В школе, в танцевальной студии, на праздниках и пр.

У:- Следующая загадка. (Слайд 9.) (Учитель читает загадку о вальсе. Дети дают ответ хором.)

У:- Что представляет собой этот танец? Как звучит музыка вальса?

Д:- Он плавный, мягкий, кружащийся (и т.п.).

У:- Вы так красиво говорили о вальсе, что очень захотелось его станцевать. Но в классе мало места. Давайте потанцуем его сидя. Танцуют наши ручки, голова и туловище. Только все ваши движения должны следовать точно за музыкой. И не забудьте о настроении.

У:- Расскажите, что вы сейчас чувствуете?

Д:- Легкость, нежность, любовь, хочется летать (и т.п.).

У:- Интересно, какие еще сюрпризы ожидают вас в стране танца? (Слайд 10.) (Учитель читает загадку о польке. Дети дают ответ хором .)

У:- Вам знаком этот танец? (Да.) Как танцуют польку?

Д:- Под него подпрыгивают, он легкий (и т.п.).

У:- А давайте его потанцуем?

У:- Замечательно! Изменилось ли ваше настроение? Что вы сейчас ощущаете?

Д:- Стало еще веселее, радостнее; хорошее настроение, хочется прыгать (и т.п.).

Д:- Когда все музыканты играют вместе.

У:- Вам понравилось в стране танца?

У:- Давайте назовем все танцы. Которые вы исполнили. (Слайд 12.)

У:- Давайте сядем хорошо, споем попевочку. (Дети исполняют попевку.) Какими изображены березки?

Д:- Тоненькие, мечтательные, нежные (и т.п.).

У:- Как это слышно в музыке?

Д:- Мелодия тихая, мягкая, нежная, легкая, воздушная и т.п.

У:- О чем мечтают березки? Чему они радуются?

Д:- Мечтают о новом дне, о солнышке; радуются лету, теплу, красоте (и т.п.).

У:- Давайте исполним эту попевочку так, что бы всем нам стало теплее, солнечнее на душе; что бы стало ясно, что березки рады новому дню, рады жизни. (Повторное исполнение попевки.) (Слайд 15.)

У:- Перед вами картина русского художника И.Левитана. Похожи наши березки на те, которые здесь изображены художником?

Д:- Похожи. Потому что картина солнечная, березки нежные, тоненькие как мелодия в попевочке (и т.п.).

У:- Откуда художник взял эти березки?

Д:- Он их увидел в природе и нарисовал.

У:- А композитор, откуда взял березки?

Д:- Он их тоже увидел в природе.

У:- Получается, что и художник и композитор подсмотрели у природы свои березки?

Д:- Да. Они любили природу.

У:- Почему художник и композитор посвятили свои произведения березкам?

Д:- Они любят березку, природу.

Д:- Это же перепелочка.

У:- Вспомните, о чем она рассказывала нам?

Д:- Она стала старенькая, у нее заболели ножки и спинка; ей одиноко, тоскливо.

У:- Какие чувства у вас появились, когда исполняли песню?

Д:- Грусть, печаль, жалость, сострадание (и т.п.).

У:- Стало ли перепелке спокойнее на душе? Удалось ли нам ее успокоить?

У:- Давайте послушаем, что нам ответит сама перепелка. (Звучит голос перепелки.) (Слайд 15.)

Д:- Ее голос звучит веселее.

У:- За этими картинками спрятаны знакомые вам песни. Я буду показывать картинку. Звучит музыка. Вы ее внимательно слушаете и называете песню. (Слайд 17.)

У:- Отлично! Начинаем наш концерт. С какой песни хотите начать?

(Дети называют песню. Исполнение песни стоя.)

IV . Обобщение темы.

У:- Наше путешествие заканчивается. Вам оно понравилось?

У:- Кто нам помогал путешествовать?

Д:- Киты: марш, танец, песня.

У:- Кого нам помогла увидеть музыка?

Д:- Перепелочку, березки, солдат… (и т.п.).

Д:- Радость, веселье, грусть, волнение, сопереживание, любовь (и т.п.)

У:- Чему должен научиться человек, чтобы понимать и любить музыку?

Д:- Научиться слушать музыку.

V . Итог урока.

А вот мое вам пожелание (Слайд 18.): (учитель зачитывает его ребятам)

Список использованной литературы:

Программа по музыке 1-8 классы. Д.Б.Кабалевский, Просвещение 2006г.

Фонохрестоматия по музыке для 2 класса по программе Д.Кабалевского

Источники заимствования картинок:

Выбранный для просмотра документ Урок музыки во 2 классе Путешествие в мир знакомой музыки.pptx

 Путешествие в мир знакомой музыки урок музыки, 2 класс.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Путешествие в мир знакомой музыки урок музыки, 2 класс.

Путешествие в мир знакомой музыки урок музыки, 2 класс.

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

Песня Танец Марш

Песня Танец Марш

Путешествие первое

Он военный, он походный, Композиторский, народный, И на свадьбе, и в печали Э.

Он военный, он походный, Композиторский, народный, И на свадьбе, и в печали Эту музыку встречали. Вдохновляет при борьбе Очень нужен при ходьбе. Цирковой, спортивный наш, Громкий, чёткий, бодрый …. Марш


Путешествие второе

Все встают ребята в круг. Ты мне друг и я твой друг. Локти – крылья, пальцы –.

Все встают ребята в круг. Ты мне друг и я твой друг. Локти – крылья, пальцы – перья, Толи птица, толи зверь я. Превратиться все хотят В жёлтых маленьких… (утят). Танец

Под музыку красивую Кружатся в зале пары. Надеюсь, этот танец Заворожит и вас.

Под музыку красивую Кружатся в зале пары. Надеюсь, этот танец Заворожит и вас. Он белый или школьный, Он молодой и старый, Он танец наших бабушек, Он вечно юный …. (вальс).

Взяли за руки друг друга, Вместе встали все по кругу. Весело скачи и только.

Взяли за руки друг друга, Вместе встали все по кругу. Весело скачи и только. Называем танец …. (полька).

Этот танец самый русский Не танцуют в юбке узкой. Кто вприсядку, кто с платко.

Этот танец самый русский Не танцуют в юбке узкой. Кто вприсядку, кто с платком Пляшет, кружится волчком. Пляшет Оля, Таня, я. Этот танец …. (барыня).

Испытуемому предлагается прослушать несколько (3–4) общепопулярных песен, мелодии которых могут быть напеты экспериментатором или воспроизведены с магнитофона.

Пропевание звуков (А. Р. Лурия)

Исполнение данной пробы обеспечивается работой многих зон мозга, и поэтому интерпретация ее результатов будет касаться различных его функциональных механизмов. Сам предъявляемый для прослушивания материал может различаться как по длительности, так и по сложности звуковысотных отношений.

При более простом варианте испытуемому предлагается прослушать ряд тонов, а затем пропеть их. В качестве стимульного материала могут выступить следующие звуковысотные сочетания:

Данные группы состоят из одинакового набора тонов, предъявляемых лишь в зеркальной последовательности. При более сложном варианте испытуемому предлагают повторить мелодию вслед за ее проигрыванием на музыкальном инструменте, магнитофоне или после пропевания экспериментатором. Примерно те же результаты дает и воспроизведение испытуемым знаковой мелодии по памяти.

Нарушения голосового воспроизведения предъявляемых тонов могут иметь в своей основе как нарушения звукового анализа и синтеза в результате поражения височных отделов мозга (разрушается оценка звуковысотных отношений или становится невозможным удержание в памяти самой мелодии), так и дефекты, связанные с патологией вокального двигательного акта, его исполнением. Во втором случае нарушения звукомоторных координации возможны при псевдобульбарных расстройствах (при поражении передних отделов сенсомоторной зоны, при поражении базальных ганглиев) – в подобных случаях существенно нарушается сам акт фонации. Плавное пропевание одного звука становится невозможным, оно заменяется толчкообразными, смодулированными голосовыми импульсами.

В случаях поражения нижних отделов премоторной зоны с явлениями патологической инертности в двигательном анализаторе, при пении значительно нарушается процесс переключения воспроизведения с одного звука на другой и возникают двигательные персеверации, схожие с теми, которые отражены и в исполнении речи.

При поражениях постцентральной коры, приводящих к явлениям кинестетической апраксии, нарушается афферентная основа фонации, что также деформирует воспроизведение звуковысотных отношений.

Пробы на оценку ритмов

Исследование способности воспринимать, оценивать и воспроизводить ритмические структуры включает в себя несколько этапов.

В более сложных пробах в ритмические группы вводятся акценты, образующие сложные акустические комплексы (●●●● или ●●●●● или ●●●●● или ●●●●●).

От испытуемого требуется сказать, сколько ударов включает каждая группа, а при последнем варианте указать, из каких (сильных и слабых) ударов она состоит.

С целью сенсибилизации пробы группы ударов могут предъявляться либо в быстром темпе (за 1–1,5 с), что затрудняет слуховой анализ, либо в медленном (с интервалом 1,5-2 с между отдельными ударами), что заставляет синтезировать звуковые следы. Для исключения просчитывания или артикуляторного анализа, опыт проводят при зажатом между зубами языке (А. Р. Лурия). Наибольшие трудности в такой пробе испытывают больные с поражением коры височных долей.

На втором этапе происходит переход к исследованию двигательного исполнения ритмических групп. По сравнению с пробами первого этапа, здесь прибавляется перешифровка воспринятой слуховой структуры на серию последовательных движений. Таким образом, конечное исполнение этой пробы может страдать как из-за дефектов слухового анализа, так и из-за дефектов двигательной организации акта. Для того чтобы устранить влияние первого из данных факторов, испытуемому предлагают исполнять ритмы не по акустическому образцу, а по словесной инструкции или по зрительной схеме. Поэтому исследование на данном этапе включает три серии проб.




Серия А. Воспроизведение ритмов по акустическому образцу.

При поражении премоторной области автоматизации ритмических ударов не возникает, появляются лишние удары, ошибочность которых больной может осознавать, но не может затормозить. Резко деформируются акцентированные ритмы: элементы, входящие в их состав, начинают уподобляться по частоте и силе ударов. Например, ритм ●● ●●● начинает отстукиваться как ●● ●●● или ●● ●●. Введение вербальной инструкции в случаях подобной локализации очага поражения к улучшению выполнения пробы не приводит. Ритм, обозначенный в инструкции, быстро теряется, переключение с одного ритма на другой происходит с большим трудом.

В другом варианте испытуемому с магнитофона последовательно предъявляются пары ритмических структур, которые необходимо сравнить между собой и оценить, одинаковые они или разные. В данном случае основная нагрузка ложится на слуховую ритмическую память.

Испытуемому предлагается прослушать несколько (3–4) общепопулярных песен, мелодии которых могут быть напеты экспериментатором или воспроизведены с магнитофона.

Пропевание звуков (А. Р. Лурия)

Исполнение данной пробы обеспечивается работой многих зон мозга, и поэтому интерпретация ее результатов будет касаться различных его функциональных механизмов. Сам предъявляемый для прослушивания материал может различаться как по длительности, так и по сложности звуковысотных отношений.

При более простом варианте испытуемому предлагается прослушать ряд тонов, а затем пропеть их. В качестве стимульного материала могут выступить следующие звуковысотные сочетания:

Данные группы состоят из одинакового набора тонов, предъявляемых лишь в зеркальной последовательности. При более сложном варианте испытуемому предлагают повторить мелодию вслед за ее проигрыванием на музыкальном инструменте, магнитофоне или после пропевания экспериментатором. Примерно те же результаты дает и воспроизведение испытуемым знаковой мелодии по памяти.

Нарушения голосового воспроизведения предъявляемых тонов могут иметь в своей основе как нарушения звукового анализа и синтеза в результате поражения височных отделов мозга (разрушается оценка звуковысотных отношений или становится невозможным удержание в памяти самой мелодии), так и дефекты, связанные с патологией вокального двигательного акта, его исполнением. Во втором случае нарушения звукомоторных координации возможны при псевдобульбарных расстройствах (при поражении передних отделов сенсомоторной зоны, при поражении базальных ганглиев) – в подобных случаях существенно нарушается сам акт фонации. Плавное пропевание одного звука становится невозможным, оно заменяется толчкообразными, смодулированными голосовыми импульсами.

В случаях поражения нижних отделов премоторной зоны с явлениями патологической инертности в двигательном анализаторе, при пении значительно нарушается процесс переключения воспроизведения с одного звука на другой и возникают двигательные персеверации, схожие с теми, которые отражены и в исполнении речи.

При поражениях постцентральной коры, приводящих к явлениям кинестетической апраксии, нарушается афферентная основа фонации, что также деформирует воспроизведение звуковысотных отношений.

Пробы на оценку ритмов

Исследование способности воспринимать, оценивать и воспроизводить ритмические структуры включает в себя несколько этапов.

В более сложных пробах в ритмические группы вводятся акценты, образующие сложные акустические комплексы (●●●● или ●●●●● или ●●●●● или ●●●●●).

От испытуемого требуется сказать, сколько ударов включает каждая группа, а при последнем варианте указать, из каких (сильных и слабых) ударов она состоит.

С целью сенсибилизации пробы группы ударов могут предъявляться либо в быстром темпе (за 1–1,5 с), что затрудняет слуховой анализ, либо в медленном (с интервалом 1,5-2 с между отдельными ударами), что заставляет синтезировать звуковые следы. Для исключения просчитывания или артикуляторного анализа, опыт проводят при зажатом между зубами языке (А. Р. Лурия). Наибольшие трудности в такой пробе испытывают больные с поражением коры височных долей.

На втором этапе происходит переход к исследованию двигательного исполнения ритмических групп. По сравнению с пробами первого этапа, здесь прибавляется перешифровка воспринятой слуховой структуры на серию последовательных движений. Таким образом, конечное исполнение этой пробы может страдать как из-за дефектов слухового анализа, так и из-за дефектов двигательной организации акта. Для того чтобы устранить влияние первого из данных факторов, испытуемому предлагают исполнять ритмы не по акустическому образцу, а по словесной инструкции или по зрительной схеме. Поэтому исследование на данном этапе включает три серии проб.

Серия А. Воспроизведение ритмов по акустическому образцу.

При поражении премоторной области автоматизации ритмических ударов не возникает, появляются лишние удары, ошибочность которых больной может осознавать, но не может затормозить. Резко деформируются акцентированные ритмы: элементы, входящие в их состав, начинают уподобляться по частоте и силе ударов. Например, ритм ●● ●●● начинает отстукиваться как ●● ●●● или ●● ●●. Введение вербальной инструкции в случаях подобной локализации очага поражения к улучшению выполнения пробы не приводит. Ритм, обозначенный в инструкции, быстро теряется, переключение с одного ритма на другой происходит с большим трудом.

В другом варианте испытуемому с магнитофона последовательно предъявляются пары ритмических структур, которые необходимо сравнить между собой и оценить, одинаковые они или разные. В данном случае основная нагрузка ложится на слуховую ритмическую память.

Читайте также: