Конспект урока увеличительные приборы 5 класс пасечник фгос

Обновлено: 05.07.2024

Урок входит в состав раздела “Клеточное строение организма”. Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации “ Об образовании”, Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования по биологии для 5 класса “ Биология. Бактерии, грибы, растения” под редакцией В. В. Пасечника. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией профессора В.В. Пасечника “Биология. 5-6 классы”. Москва “Просвещение”, 2012.

Место проведения: кабинет биологии.

Дидактические цели (для учителя): создание условий для усвоения знаний каждым учащимся по теме урока.

Цель (для учащихся): формирование знания об устройстве увеличительных приборов и правилах работы с ним.

  • Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
  • Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
  • Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.

Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, метод самостоятельного решения расчетных задач, практический.

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний. Применение их на практике в ходе выполнения лабораторной работы.

Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ПК, мультимедийная презентация.

Оборудование для учащихся: лупа, световой микроскоп, готовый микропрепарат, учебник.

  • Познавательные УУД: определение ключевых понятий: объектив, окуляр, тубус, штатив, предметный столик, зеркало; самостоятельное формулирование цели, выдвижение предложений на поставленную проблему.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре.
  • Регулятивные УУД: умение давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, умение преобразовать информацию из одного вида в другой.

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами начнём изучать удивительный невидимый привычным глазом мир.

2. Актуализация знаний. Вы знаете, что в природе выделяют царства. Назовите, пожалуйста, эти царства?

Ответы детей: Царства Бактерий, Грибов, Растений, Животных и Вирусов.

Вопрос учителя: организмы каких-то Царств вы можете увидеть невооружённым глазом, а каких-то нет. Кого мы не видим, но знаем, что они существуют?

Ответы детей: бактерии и вирусы.

Учитель: Правильно, а ещё мы не можем увидеть некоторых очень маленьких одноклеточных животных, растений и грибов без увеличительных приборов. Тема сегодняшнего урока: устройство увеличительных приборов (слайд 1).

Этот урок будет интересным тем, что знания, которые вы получите на уроке, сразу же сможете применить практически! (слайд 2).

В конце урока вы должны будете знать устройство лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Уметь: работать с лупой и микроскопом (слайд 3).

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

  • изучить устройство лупы и микроскопа,
  • познакомиться с правилами работы с микроскопом.

Мы будем с вами выполнять работу по этапам (слайд 5).

  1. Знакомство с устройством лупы.
  2. Знакомство с устройством микроскопа.
  3. Изучение правил работы с микроскопом (настройка).
  4. Рассматривание препаратов под световым микроскопом.
  5. Проверочный тест.

(Слайд 6) начинаем знакомство с самого простого увеличительного прибора, с которым вы, может быть, уже встречались – это лупа. Глядя в лупу. Мы сможем увидеть живые организмы, увеличенные от 2 до 20 раз.

(Слайд 7) у вас на партах лежат лупы, давайте рассмотрим части лупы.

Правила работы с лупой очень простые: Берём за ручку и приближаем к предмету до чёткого его видения (слайд 8).

(Слайд 9). Теперь, зная строение лупы и правила работы с ней, выполните задание: Возьмите лупу и рассмотрите текст в учебнике.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие объекты можно рассмотреть, если вы учёный – биолог.

Предположительные ответы детей: маленьких насекомых, цветы.

(Клик). Действительно, вы правы, с помощью лупы вы, как юные исследователи, можете более подробно рассмотреть мелких животных и растения.

(Слайд 10). А теперь мы приступаем к знакомству с микроскопом.

Микроскоп в переводе с греческого языка — маленький и смотрю — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом.

(Слайд 11). На самом деле очень трудно назвать первого изобретателя микроскопа, потому, что в 16 веке очень многие увлекались шлифовкой стёкол. В 1595 году Захариус Йансен смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, тем самым, заложив основы для создания сложных микроскопов. Роберт Гук с помощью усовершенствованного им микроскопа наблюдал структуру растений и дал чёткий рисунок, впервые показавший клеточное строение пробки бузины. Он же и предложил термин “клетка” в 1665 году.

(Клик). На слайде вы видите микроскоп Роберта Гука и клетки такими, какими он их впервые увидел.

(Слайд 12 и 13). Время приступить к изучению устройства микроскопа. Наш школьный микроскоп состоит из механической и оптической части.

(Слайд 14 и 15). Для того, чтобы узнать увеличение микроскопа, надо число на окуляре умножить на число на объективе.

Слайд 16. Итак, произведение двух чисел покажет увеличение микроскопа.

Слайд 17. Ребята, приступаем к изучению правил работы с микроскопом. Очень важно, что работаем мы сидя за своей партой. Нужно поставить микроскоп на середину парты, штативом к себе. Обратите внимание, что во время работы его сдвигать НЕЛЬЗЯ! Посмотрите на слайд и найдите ошибку на рисунке. Ответ детей: ставим штативом к себе.

Слайд 19. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом.

Слайд 20. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм. Подумайте, почему нельзя опускать винт, глядя в окуляр? Ответ детей: можно раздавить предметное стекло.

Слайд 21. Перед вами микроскоп, подготовьте его к работе, соблюдая все правила техники безопасности при работе с микроскопом. Мы приступаем к самому интересному: рассматриванию микропрепаратов под световым микроскопом.

Положите готовый микропрепарат кожицы лука на предметный столик под зажимы.

Рассмотрите микропрепарат. Что вы увидели? Ответ детей: клетки.

Приступаем к проверочному тесту. Слайды 23-31.

Слайд 32. Домашнее задание: Вопросы после параграфа 6.

Спасибо за внимание!

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.

Место проведения: кабинет биологии

Образовательная: восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.

Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.

Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания .

Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний

Вид урока : урок-лаборатория

Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, ручная и штативная лупы, световой микроскоп, предметное стекло, покровной стекло, образцы микропрепаратов, таблица

Оборудование для учащихся: лабораторное оборудование, ручная лупа, световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, дополнительная текстовая информация.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД : умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.

Личностные результаты обучения : участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.

Предметные результаты обучения : освоение знаний по теме, основным понятиям.

Технология обучения : Дальтон - лаборатория

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая .

Урок предусматривает использование элементов Дальтон – технологии. Технология Лаборатории может проводиться в форме: Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели. Это работа учащихся в специально созданных лабораториях по выполнению заданий. Учащиеся получают учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения. Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать (или может быть, будет действовать самостоятельно), будет ли, отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установленные учителем сроки. Поскольку в Дальтон-технологии учащимся представляется большая свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у них ответственности .

Кабинет делится на 3 рабочие зоны, оснащенные полным комплектом оборудования, дидактическим и справочным материалом, необходимых для работы учащихся.


Цели: 1)Познакомить учащихся с увеличительными приборами. 3) Сформирование знания об устройстве увеличительных приборов и правилах работы с ним. 2)Объяснить правила работы с лупой. Задачи: Образовательные: - познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом. Развивающие: - способствовать развитию таких умений как, анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с текстом учебника, осуществлять самоконтроль. Воспитательные: - способствовать научному мировоззрению, формирование умения работать в группах. - поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям. Оборудование к уроку: учебник “Биология”, 5 класс, карточка с составными частями микроскопа, презентация к уроку “Увеличительные приборы”.

Содержимое разработки

Муниципальная автономная общеобразовательная организация Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Звенигород

Конспект урока в 5 классе

Устройство увеличительных приборов.

1)Познакомить учащихся с увеличительными приборами.

3) Сформирование знания об устройстве увеличительных приборов и правилах работы с ним.

2)Объяснить правила работы с лупой.

Образовательные:

- познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Развивающие:

- способствовать развитию таких умений как, анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с текстом учебника, осуществлять самоконтроль.

Воспитательные:

- способствовать научному мировоззрению, формирование умения работать в группах.

- поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям.

Оборудование к уроку: учебник “Биология”, 5 класс, карточка с составными частями микроскопа, презентация к уроку “Увеличительные приборы”.

Этапы урока

Продолжительность( в минутах).

I этап. Организационный момент.

II этап. Актуализация знаний

III этап. Изучение нового материала

IV этап. Закрепление материала.

6.Подведение итогов. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

I этап. Организационный момент. Организационно-подготовительный. Приветствие учащихся. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

II этап. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

-С какой наукой мы с вами начали знакомиться?

-Что изучает данная наука?

-Кто относится к живым организмам?

-На какие царства можно разделить все перечисленные вами живые организмы?

-За какими организмами мы можем наблюдать?

Учитель формулирует проблемный вопрос.

Знаете ли вы, что существуют объекты, которые мы с вами никогда не сможем увидеть без специальных приспособлений. Как нам быть?

Как вы думаете. Представители какого царства имеют самые микроскопические размеры?

Оказывается, есть такие приборы, которые могут нам в этом помочь. Вы знаете, такие приборы?

Ребята, вы уже, наверное, догадались, какая тема урока?

III этап. Изучение нового материала. Устройство увеличительных приборов (рассказ учителя).

Учитель ставит познавательную задачу: растение – живой организм, имеющий различные органы, можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?

Записи в тетради тему урока. Учитель знакомит учащихся с увеличительными приборами. Строением лупы и светового микроскопа, демонстрируя части приборов на таблицы и в презентации.

Эксперимент с лупами: Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв? Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!

А давайте с вами разберемся, как же появлялись и совершенствовались увеличительные приборы. Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые увидел клетки на пробке дерева, он обнаружил там ячейки – клетки. Затем современник Гука голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч раз.

Существует множество увеличительных приборов.

Мы познакомимся с лупой и световым микроскопом.

Лупы бывают:

1.ручная и 2.штативная.

1.Ручная лупа увеличивает предметы в 2-20 раз.

2.Штативная лупа увеличивает предметы в 10-25 раз, в ее оправу вставлены 2 стекла.

С помощью лупы можно рассмотреть форму клетки. Для их изучения используют микроскоп. Световой микроскоп увеличивает до 3600 раз.

Чтобы узнать во сколько раз увеличивает микроскоп нужно посмотреть на число, указанное на объективе, например, если окуляр дает 10-кратное увеличение , а объектив – 20-кратное , то общее увеличение 10*20=200раз.

Правила работы с микроскопом (демонстрировать работу с микроскопом):

- Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

- Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

- Пользуясь винтом, плавно отпустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

- В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтом медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

- После работы уберите микроскоп в футляр.

- Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор : работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.


Запись в тетради. Заполнить таблицу .

Часть микроскопа

обеспечивает увеличение,которые можно определить по цифрам на оправе

увеличивает изображение,которое получено от объектива

соединяет окуляр и объектив

поднимает и опускает тубус,позволяет добиться четкого изображения

5. предметный столик

служит для размещения на нем объекта исследования.

служит для крепления тубуса,для удобства установки.

IV этап. Закрепление материала.

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Задание 1: на доске написаны слова. Вам нужно выбрать те из них, которые обозначают части микроскопа. 1) лупа, 2) окуляр, 3) оправа, 4) объектив, 5) предметный столик, 6) винт, 7) колба, 8)стеклянная трубка, 9) штатив, 10) зеркало.

-какие бывают увеличительные приборы? Для чего они нужны?

-какое строение имеет лупа?

-чем штативная лупа отличается от ручной?

-чем лупа отличается от микроскопа?

-во сколько раз увеличивает микроскоп?

Назовите детали микроскопа:


2 – окулярная труба

4 – ручка грубой настройки (винт)

5 – ручка точной настройки (винт)

8 – предметный столик

5.Физминутка.

Теперь я предлагаю провести физкультминутку, которая позволит вам немного отдохнуть и расслабиться.

Игра живое-неживое. Живое хлопаем, неживое топаем.

Волк Бактерии Дельфин Береза Нефть Воздух Вода. Клетка. Осадки.

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Рефлексия: понравился ли вам сегодняшний урок?

Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?

Хотели бы вы стать исследователями окружающей среды?

Что бы вам хотелось исследовать под микроскопом?

Выставление оценок за урок.

7.Домашнее задании: параграф 7. Выучить части микроскопа и правила работы с микроскопом.

1.Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учебник /В.В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 141, [3] с.

2. Биология : Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса образовательной школы / Под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2001. – 224 с.: ил.

4.Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока / авт.-сост. Н.В.Ляшенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014.- 189 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор: учитель биологии и химии первой квалификационной категории Калинина Л.С.

Цель: сформировать знания об устройстве увеличительных приборов и правила работы с ним.

Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания .

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы работы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.

Вид урока: урок-лаборатория

Межпредметные связи:

1. Физика (устройство оптических приборов);
2. Математика (математические расчетные действия);
3. Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов зрения);
4. История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов);

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение понятий: “объектив”, “окуляр”, “наблюдение”, “микромир”, самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.

Регулятивные УУД : умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.

Оборудование : Микроскопы, ручные лупы, штативые, готовые микропрепараты. Раздаточный материал на столы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические цели (для учителя): создание условий для усвоения знаний каждым учащимся по теме урока.

Цель(для учащихся): сформирование знания об устройстве увеличительных приборов и правилах работы с ним.

Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом. Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.

Методы и методические приемы:

-наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов);

-словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний;

- метод самостоятельного решения расчетных задач;

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний .

Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ПК, мультимедийная презентация. Оборудование для учащихся: световой микроскоп, готовый микропрепарат, индивидуальные рабочие листы, учебник.

Познавательные УУД: определение ключевых понятий: объектив, окуляр, тубус, штатив, предметный столик, зеркало; самостоятельное формулирование цели, выдвижение предложений на поставленную проблему.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре. Регулятивные УУД: умение давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой. Описание хода урока. Название этапов урока, их содержание Конспект.

Учитель: к учебной деятельности: Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождения учащегося в учебную деятельность.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство) 4.Реализация построенного проекта.

Встаньте ровно и красиво. Сядьте тихо и начнем урок.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я всех вас рада видеть. Садитесь. Каждый ученик хочет за свою работу получить хорошую отметку. Для того, чтобы вы могли себя объективно оценить, со стороны посмотреть на весь ход урока, я предлагаю вам сегодня поработать в рабочих листах. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, и в конце урока обобщите результат и поставите себе оценку.

Учитель: На уроках биологии мы говорим о том, жизнь на нашей планете разнообразна. Все живые организмы можно объединить в четыре царства. Назовите царства живой природы. (учащиеся называют царства: растения, животные, грибы, бактерии.)

Учитель: Как вы думаете, представители какого царства имеют самые микроскопичные размеры? (учащиеся отвечают: царство бактерии)

Учитель: Как вы думаете, что помогает человеку заглянуть в этот удивительный микромир, узнать строение ? (учащиеся предполагают: микроскоп, лупа )

Учитель: Ребята, вы уже наверное догадались, какая тема урока? (ответы учащихся). Учитель: Правильно (дополняет, обобщает)- Устройство увеличительных приборов.(предлагает записать тему урока в рабочий лист).

Учитель: А теперь оцените себя: если вы самостоятельно сформулировали тему урока, закрасьте кружок красным .Если вы не смогли самостоятельно сформулировать тему урока, но принимаете и понимаете ее, закрасьте кружок зеленым .Если вы не поняли тему урока закрасьте кружок синим.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что вы узнаете на уроке, чему вы научитесь? (учащиеся предполагают : знать устройство увеличительных приборов, правила работы, уметь применить правила).
Учитель: Ребята, как надо поработать, чтобы достичь цели урока? (ответы учащихся учитель фиксирует на доске).

Учитель: Подумайте, какие личностные качества вам помогут достичь цели? (ответы учащихся учитель фиксирует на доске).

Учитель: Удивительную история изобретения микроскопа нам откроют Будникова Оксана и Кайгородов Данил. (информационный проект учащихся) В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки ипродавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. Учитель : Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны. Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп.

Учитель: Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.

Учитель: Найдите в учебнике, как подсчитать увеличение микроскопа. (учащиеся находят, отвечают :Увеличение окуляра x увеличение объектива)
Учитель: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

7.Включение в систему знаний повторения. Организуя этот этап, учитель подбирает задания в которых тренируется (учащиеся выполняют)

Учитель проводит проверку фронтально ,предлагает учащимся оценить себя, зафиксировав результат в рабочих листах

Учитель: Если вы поняли как высчитать увеличение микроскопа и не сделали ошибки при подсчете, закрасьте кружок красным. Если вы поняли как высчитать увеличение микроскопа , допустили ошибку при подсчете но исправили ее, закрасьте кружок зеленым . Если вы не поняли как высчитать увеличение микроскопа закрасьте кружок синим. (продолжение лабораторной работы.)

Учитель: А теперь научимся работать с микроскопом. Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с.18 мы будем читать правила работы с микроскопом. (одни из вас читают правила, другие сразу делают так, как это правило советует. После того, как одни из вас проделают последовательно все операции, передают микроскопы соседям, а сами читают правила. Рассматривать мы будем готовый препарат. Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом под музыкальное сопровождение (И.С.Бах-классика ).

Учитель: Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом. Задание: Выберите верное утверждение и обозначьте его в рабочих листах:

1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5.Положи готовый препарат под предметный столик.

6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат. (Курсивом выделены верные ответы). (учащиеся выполняют)

Учитель: А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным.Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок зеленым . Если вы сделали3-4 ошибки закрасьте кружок синим.

Учитель: Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Необходимо правильно определить части микроскопа. (\работа с интерактивной доской) использование изученного ранее материала

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.

3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

4. Зрительная трубка.

5. То, что рассматривают под микроскопом.

1. Увеличительный прибор.

3. Служит для размещения на нем объекта исследования.

4. Поднимает и опускает зрительную трубку.

Учитель: Пришло время подвести итоги нашего урока. Какая была цель нашего урока? Что вы теперь знаете? Что умеете? Что больше всего запомнилось на уроке? (учащиеся отвечают)

Учитель: Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку. Если у вас все кружки красные –оценка 5; е

сли есть зеленые- оценка 4; е

сли два и более синие- оценка 3. (учащиеся оценивают себя)деятельности(цель обучения, способы достижения цели, результат) Демонстрируются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности. Учитель предлагает учащимся выразить свое эмоциональное отношение к уроку. (В начале урока учащимся раздаются листочки разного цвета. В конце урока учащиеся прикрепляют листочки соответствующие настроению на изображение дерева(нарисовано и вырезано из ватмона): красные- чувствуют себя хорошо, комфортно, на уроке все понятно; зеленые- настроение хорошее, но не все получилось; синие- настроение плохое, на уроке было неинтересно.) Учащиеся выбирают листок, соответствующий настроению подходят к дереву и прикрепляют его к дереву чувств.

Учитель: Урок подошел к концу, запишите домашнее задание :

Выучить название частей микроскопа и правила работы с ним. Стр.15-18 Дополнительно (проект): Какие открытия и когда были сделаны человеком, используя увеличительные приборы?

Литература: 1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014. 2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014г. 3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г. )

Читайте также: