Конспект урока на тему православие истоки

Обновлено: 05.07.2024

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Священное писание, пророк.

Содержимое разработки

Тема: Как христианство пришло на Русь.

Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства;

Развивать представление о своей русской идентичности (о культурологических истоках своего народа, рода, семьи);

Развивать личностную рефлексию;

Воспитывать чувство сопричастности к Православию (к Святой Руси).

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Священное писание, пророк.

Организация деятельности учащихся.

Актуализация знаний. Введение в тему, создание проблемной ситуации.

Вспомните эпизод с молодым человеком в маршрутном такси.

Кто из вас ездит в общественном транспорте?

А как вы себя в нём ведёте? Уступаете ли место?

А что бывает человеку, который этого не делает? (Ничего)

Значит, вы уступаете место не из страха наказания? А почему? (обсудить)

Вывод: Так принято, так учат в школе, дома. Есть такое правило – помогать тому, кто слабее тебя.

У кого из вас есть бабушки и дедушки?

С кем они живут? Как вы и ваши родители к ним относятся?

Откуда в нас это: помогать слабым, опекать пожилых людей?

Кто придумал эти правила? Где они записаны? (Ответы детей)

Верно, это культура нашего народа, а корни нашей культуры – в религии. Мы даже не подозреваем, что живём по религиозным правилам (законам). Эти законы основаны на добре и любви, потому что они от Бога. А Бог – это любовь и добро.

Как вы понимаете, что такое религия? (Ответы учеников)

Давайте обратимся к учебнику (школьники находят определение религии в учебнике, обсуждаем)

Вывод: Религия – вера в Бога. За всё время существования людей на Земле не было ни одного народа, не имеющего веры в Бога.

Рассказ учителя о крещении Руси.

Наша религия называется православное христианство. Приход этой религии к нашим предкам связан с чудом.

Больше двух тысяч лет назад на Землю к людям Бог послал своего Сына – Христа. Люди, слышавшие слово Христа, верующие в Него, стали называться христианами. Эти люди стали объединяться в сообщество, которое называется Церковь. Церковь христиан жила, росла, к ней присоединялись новые и новые люди, поколения, целые народы. Но наших предков среди них не было.

Русь полюбила новую веру. Она была крещена, как ребёнок, потому наших предков учили и взращивали в вере. При князе Ярославе были открыты школы и библиотеки, появились грамотные люди, славянские книги.

Прошла ещё 1000 лет. Вокруг нас, правнуков Владимира, много храмов, нам доступны библиотеки мира, мы с детства умеем читать и писать. Но мы совершенно безграмотны в вопросах веры. Князь Владимир делал то, что чувствовало его сердце. Он не ошибся, но он ждёт, что мы, потомки, продолжим его труд.

(режиссёр Мария Ховенко)

Как вы увидели, фильм о Крещении Руси князем Владимиром. Сам князь пришел к христианству не сразу, путь этот был для него очень тяжел и полон мучительных раздумий, особенно после принесения в жертву идолам его дружинника и друга Иоанна. К князю Владимиру приходили разные проповедники, расхваливая каждый свою веру. После долгих раздумий и под влиянием рассказов его бабушки, княгини Ольги, которые он слышал в детстве, Владимир принимает веру греческую - Православную. Киевская Русь крещена навеки, навсегда.

Итог урока. Личностная рефлексия (связь содержания урока с личным опытом ребёнка).

Ребята, во многих семьях памятной датой является крещение ребёнка. У многих из вас есть крёстные родители, то есть крёстный отец и крёстная мать. Предлагаю вам вместе с родителями просмотреть семейные архивы и найти материал, связанный с крещением детей или крещением близких: как это проходило, сохранились ли какие-нибудь свидетельства крещения, кто стал крёстными родителями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ

- познакомить обучаемых с историей возникновения православия и основными понятиями, связанными с ним;

- воспитывать уважение к истории и культуре различных народов;

- приобщать учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: презентация, Библия, географическая карта, на которой флажками отмечены страны, где распространено православие.

Ключевые слова и выражения: религия, православие, белое и черное духовенство, монашество, скиты.

Стадия вызова. (Слово учителя).

Стадия вызова. Учитель. (Работа с толковым словарем). Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое и узнаем об истории возникновения православия. Скажите, вам знакомо это слово? Подберите синонимы к слову православие (вера, религия).Давайте заглянем в толковый словарь и подробней познакомимся со словами религия и православие (заранее подготовленные учащиеся читают статьи из толкового или энциклопедического словаря, все записывают данные слова в тетрадь н на пртяжении урока записывают ключевые слова))

Религия ( от латинского religio –набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение. А также соответственное поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национальные, государственные (этнические), мировые, (буддизм, христианство, ислам).

Православие – правоверие, истинная вера, ученье; восточная русская церковь. Греко-российское, кафолическое исповеданье. Неделя православия – воскресенье по первой неделе Великого поста: при службе провозглашаются догматы православной веры. Православный государь – русский. Православные – русский народ.

Из толкования слова религия нам стало понятно, что христианство является мировой религией. Это потому, что последователи христианской религии живут во всех частях света. Наша культура, наше мировоззрение, наш образ жизни были бы иными, не будь христианства, которое возникло две тысячи лет назад. В результате развития в этой религии сформировались два основных направления: католичество и православие.

Ученик. Православие исповедует большая часть верующих русских, украинцев, белорусов, молдаван, грузин, удмуртов, чувашей, мордовцев, марийцев, карел, коми, якутов, ряда других народов нашей страны, а также греков, болгар, румын, сербов, македонцев, черногорцев. Последователи православия имеются также в Польше, Чехословакии, Венгрии, Финляндии, США, Канаде, арабских странах, Японии, ряде стран Африки .

Основой православного вероучения является Священное писание (Библия) и Священное предание. К Священному преданию относятся, прежде всего, постановления семи признанных православной церковью вселенских соборов — съездов представителей всей церкви, первый из которых состоялся в 325 году.

Православие было господствующей религией Восточной Римской (Византийской) империи. Главой церкви являлся патриарх Константинопольский, однако его власть над церковью никогда не была абсолютной. Авторитет патриарха считался ниже авторитета собора.

Учитель. Следующий ученик ответит на вопрос, что такое белое и черное духовенство.

Ученик. Православное духовенство делится на белое и черное. Белое духовенство — это женатые священники. К черному духовенству относятся монахи. Монашество возникло в IV веке. Его основателем считается простой египетский крестьянин Антоний, ушедший в пустыню, чтобы вести там уединенную жизнь, предаваясь посту и молитве. У него появились последователи сначала в Египте, затем в Сирии и Палестине, получившие название отшельников. Вскоре также в Египте, наряду с отшельничеством, появились общежительное монашество. Возникли монашеские общины (скиты, монастыри).

В православии сформировалась богатая традиция монашеской духовности, основанная на христианской любви, милосердии и непрестанноймолитве. В зрелом Средневековье монастыри, которым стали принадлежать богатые земельные владения, превратились в центры хозяйственной деятельности. Согласно канонам (законам) православной церкви только монахи, представители черного, безбрачного духовенства могут быть епископами, а следовательно, и архиепископами, митрополитами и патриархами.

Учитель. Какие существовали культы в православии?

Ученик. Важную роль в православном вероучении играет культ Богородицы — матери Иисуса Христа, небесной заступницы верующих, и культ святых, считающихся покровителями людей, заступниками и молитвенниками за них. Церковью причисляются к лику святых (канонизируются) посмертно видные церковные деятели, отцы церкви, праведники, мученики, погибшие за исповедание христианской веры, монахи-подвижники и т.п.

Развит в православии культ мощей — останков святых, священных предметов (таких, как крест) и священных изображений — икон. Почитание икон утвердилось в церкви не без труда, поскольку Ветхий Завет запрещал изображать живое, тем более, Бога, а в греческом язычестве, наоборот, были распространены изображения богов. Истоки иконописи хранятся в эллинистической портретной живописи. Обычай поклоняться иконе возник из почитания портретных изображений цезарей и римских полководцев. Первые иконы были привезены в Россию из Византии. Задача древнерусской иконописи – воплотить в образы христианское вероучение.

Излюбленным образом русского православия был образ Божьей Матери. Ее считали заступницей, поручали ей и собственную судьбу и судьбу своих детей.

К кому возопию, Владычице,

К кому прибегу в горести моей.

Кто плач мой и воздыхание мое услышит,

Кто помощь и заступление скорее подаст.

К кому возопию, аще не к Тебе, Пренепорочной

Заступнице нашей и ходатаице неусыпной

С этой точки зрения, современная икона – предмет культовый, несущий в себе определенную идею заступничества.

Другим распрастраненным образом древнерусской живописи является образ Спаса ( от слова спасать) т.е. Иисуса.

Домашнее задание: к следующему уроку подготовьте рассказ о православных культах вашей семьи.


Зарождение христианства

Зарождение христианства:
социальные и идейные предпосылки

Зарождение христианства — это процесс формирования религиозной доктрины христианства на основе учения Иисуса Христа и его учеников. Родство христианства с иудаизмом проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей).

После подавления выступлений народа широкое распространение получали настроения депрессии, отчаяния, усталости и вместе с тем ненависти по отношению к угнетателям. Эти настроения нередко выливались в религиозную форму. Активная борьба сменялась мечтой об избавления от гнета при помощи сверхъестественных сил. Все греческие и римские боги были далеки от страданий широких масс. А для народов окраин Римской империи эти боги являлись еще и символом чужеземного гнета. Необходима была новая религия, которая могла бы помочь всем народам.

Иисус Христос — Спаситель

Проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда. Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте.

Зарождение христианства

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам. Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Социальные и идейные предпосылки христианства

О несомненной близости первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме — ожидания скорого пришествия учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идей греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности. Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов.

Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Возникновением религиозных представлений среди верующих и было главной предпосылкой появления христианства. Также заметную роль в становлении и развитии раннехристианских верований сыграл религиозный синкретизм, а также некоторые философские идеи.

Первоначально христианство выступало как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом — через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Распространие христианства

Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта). В начале I века христианство рассматривалось в качестве иудейской секты, а позже — новой религии, развившейся из иудаизма. Уже на раннем этапе началось ухудшение взаимоотношений между евреями и первыми христианами. Нередко именно евреи провоцировали языческие власти Рима на гонения против христиан. В Иудее в преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа.

Исторически известно, что христианство распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам. Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда князь Владимир I Святославович окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи.

Цель: формирование представления о Крещении Руси, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

  • обучающая: узнать о дохристианском этапе развития Руси – язычестве древних славян; узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси.
  • развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; развитие навыков критического мышления; развитие памяти, внимания, речи обучающихся;
  • воспитывающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости; способствовать воспитанию уважительного отношения к нашим предкам, к их духовному образу жизни.

Оборудование: учебник, лист с текстом на каждую парту для работы в парах; листочки для теста каждому учащемуся.

Медиаприложение: презентация к уроку.

Организационный момент

Самоопределение к деятельности

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. (Презентация. Слайд 2). Что на ней изображено? (В храме крестят ребёнка). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей). Да, мы поговорим о крещении, как христианство пришло на Русь.

Учитель: Что вы знаете об обряде крещения? (Ответы детей)

Притча Учащиеся читают в учебнике с. 58 вверху.

Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:
– Отче, ты не прав!
Старый священник не соглашается:
– Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был неправ, Бог не посылал бы ангелов, которые часто молятся вместе со мной.
Юноша попросил священника спросить ангелов – кто же из них прав… На следующий день священник сказал ему:
– Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей.

Актуализация знаний

Учитель: Как вы думаете, в чём смысл крещения православного человека? Зачем совершается этот обряд? (Ответы детей). А что было до крещения Руси? Какие боги были у наших предков? Вспомните, мы это изучали с вами по окружающему миру.

Изучение нового материала. Рассказ учителя. Язычество в древней Руси (Слайд 3)

Информация для учителя:

Дрёма — один из домовых духов-оберегов. Доброе божество, вызывающее умиротворенное состояние души и расслабленность тела, нам дающее мирный, спокойный сон. Дрема заботился о сохранении и восстановлении физических и душевных сил человека.Дрему представляли в образе маленького человечка или в виде маленькой старушки-бабушки с добрыми, ласковыми руками. Приходит дрема к детям, закрывает им глазки, поглаживает по головке, поправляет одеяло.

Леший – дух леса, который, по преданию, живёт в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниями, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру. Во время бури. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нём звериная шкура, на голове рога, на ногах не пальцы, а копыта. Глаза у лешего зелёные и светятся в темноте.По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего. Если кто-то заблудится в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Считалось, что он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.

Домовой – дух дома, любитель пошалить, пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать тех, кто в этом нуждается.Чтобы в доме всё было хорошо, никто не болел и не попадал в беду, нужно было выставлять домовому угощение.Лучше всего – мёд на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка домовой останется доволен, а в доме будет мир, покой и согласие.

Полевик – дух храниель полей. Полевик воспринимался как хозяин поля, и они полагали, что от него зависит плодородие земли. Функция полевика – следить за ростом и сохранностью посевов хлебных растений и за травами. В народе считали, что именно полевик был изобретателем хмельных напитков из злаков. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Для работы в парах:

Физкультминутка + закрепление изученного

Учитель: С культурой какого народа связана такая же вера в сверхъестественные силы? (Боги в Древней Греции – недавно изучали по литературному чтению) . Каких древнегреческих богов вы помните? (Ответы детей). Сейчас я буду называть древнегреческих богов и древнеславянских. Если называю древнегреческого бога – вы прыгаете, если древнеславянского – шагаете.

Учитель: Зевс, Род, Афина, Аид, Кикимора, Лихо, Посейдон, Гипнос, Даждьбог, Леший, Гермес, Персефона, Велес, Перун.

Изучение нового материала (продолжение)

Первое проникновение христианства на Русь

Учитель: По преданию святой Апостол Андрей Первозванный, поднявшись на киевские горы, поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера христианства. (Слайд 10)

Проверка: Дети комментируют уже известные сведения о крещении Руси.

  • Люди объединились вокруг церкви; вера в единого Бога объединила славянские племена и и помогла ощутить себя единым народом;
  • Появление первой азбуки и книг (Кирилл и Мефодий);
  • Строительство храмов;
  • Изменение нравственных качеств князя Владимира.( Слайды 21-22 )

Работа по учебнику с. 60-61.( Святая Русь)

Рефлексия

  • поклонение обожествлённым силам природы и душам усопших;
  • знание нескольких языков;
  • умение общаться с людьми мимикой и жестами, без произношения слов.
  • Перун, Афина, Домовой;
  • Зевс, Аид, Гипнос;
  • Велес, Род, Банник.
  • Апостол Пётр;
  • Апостол Андрей;
  • Апостол Иоанн.
  • при князе Владимире;
  • при князе Игоре;
  • при князе Олеге.

Проверка теста, самооценка своих знаний.

Итог урока: Был ли урок интересным? Чем запомнился? О чём сможете рассказать дома родителям по теме урока?

Читайте также: