Конспект урока 1 класс почему радуга разноцветная 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Почему радуга разноцветная?

Задача урока : ученик должен узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности

1. Наглядность для актуализации опорных знаний,

2. Наглядность для подведения к проблемному вопросу.

4. Тематические рисунки.

Ход урока.

I Организация проблемной ситуации.

а) Введение третьего лица

- Начнём наш урок со сказки.

- «Однажды Муравей Вопросик попал

под сильный дождь и спрятался под

зонтиком. А когда дождь почти кончился

и появилось солнце, Муравей услышал,

как высоко в небе кто –то запел тоненьким

- Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

пробегаю по листве.

- Кто ты? – спросил Муравьишка.

- А вы, ребята, как думаете, кто это был? (солнечный зайчик.)

- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей-Вопросик.

- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.

И тут Муравьишка увидел в небе…

- Давайте отгадаем загадку и узнаем,

что увидел Муравьишка:

Что за чудо-красота!

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти?

– Что появилось на небе? (радуга)

( На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)

- Как же так? – удивился Муравьишка.

– Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!

Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.

б) Актуализация опорных знаний

- Прочитайте слова: дождь, радуга

- ДОКАЖИТЕ, что у этих слов есть общий признак.

(дождь, радуга - природные явления.)

- Объясните причину возникновения дождя.

(Капли дождя, из которых состоят тучи,

тяжелые. Они не могут долго держаться

и падают на землю.)

- Объясните причину возникновения радуги.

(Учащиеся затрудняются ответить.)

- Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем, недостаточно знаний.)

в) Подведение к проблемному вопросу.

- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной.

- А хотелили бы узнать? (да)

- Давайте послушаем стихотворения о радуге

(Чтение стихотворений о радуге. Читают подготовленные дети)

1. Солнце светит и смеется,

а на землю дождик льется.

И выходит на луга

Семицветная дуга! (Данил)

2. Летний дождь прошел с утра,

Посмотрев в оконце, -

Заслонила облака (Настя)

-Как авторы называют радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

- А почему семицветная? (из 7 цветов)

- Ребята, как вы думаете, что нам сегодня нужно исследовать? (узнаем почему радуга разноцветная. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

II Открытие новых знаний.

а) Наблюдение-исследование деятельности исследования.

- Посмотрите мультфильм, совершите путешествие с его героями и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?"

Фильм( 3 мин.)

- Что нового и интересного для себя вы узнали?

(Кажется, что свет белый, но он состоит

из различных цветов. Каждый цвет распространяется

разными волнами. Чем крупнее дождевые капли,

тем ярче радуга. Если мы будем находиться над

дождем, то увидим, что радуга имеет форму круга.

Радугу можно увидеть вечером, когда солнце находится низко над горизонтом.)

-На что попадают в небе солнечные лучи?

(На капельки дождя)

-Что происходит с солнечными лучами?

(Распадаются на разноцветные лучики.)

-Что при этом образуется? (Радуга).

-Кто главный “художник” в природе? (Солнце)

б) Формулировка открытия

- Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, распадаются на разноцветные лучики, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

- Что такое радуга?

РАДУГА – ЭТО СОЛНЕЧНОЕ СВЕЧЕНИЕ

- Причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Проходя через капли воды, лучи солнечного света расщепляются на 7 цветов. Таким образом, на небе появляется радуга.

III Проверка открытий.

а) Продолжение исследования-наблюдения

(прозрачная призма заменяет

в опыте капельку воды,

- Направьте призму на солнечные лучи.

- Что увидели на стене?

- Рассмотрите получившие разноцветные лучики.

- Какие цвета увидели? Зарисуйте их.

- Какой вывод можем сделать?

(Из опыта доказали, что луч

света, проходя через призму,

распадается на разные цвета.

- ДОКАЖИТЕ, почему радуга разноцветная?

(Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.)

В небе дождь, гроза.

Дождь прошёл. Трава блестит.

В небе радуга стоит.

Выбегай из дверей

По траве босиком,

Прямо в небо прыжком

- В чем, по вашему мнению, красота радуги?

(В необычной форме, в цветах; в том, что она разноцветная.)

- Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.

- Сколько цветов у радуги? (семь)

- Какие это цвета?

- Посмотрите на доску: как вы думаете, какая радуга правильная?

(на доске две радуги)

-Рассмотрите в учебнике на с.

40 рисунок радуги Мудрой Черепахи

-Назовите цвета радуги, начиная сверху.

(Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

- Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.

- Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку.

- Кто догадался, в чем секрет этой фразы? (Каждое слово начинается на первую букву слова, обозначающего один из цветов радуги).

- Так какая же радуга правильная? (радуга под номером один)

IV Подведение итогов.

а) Работа в паре.

- У вас на партах лежат конверты с полосками:

расположите цветные полоски так, чтобы

получился кусочек радуги.

Б) Самостоятельная работа в тетради с взаимопроверкой.

- Ребята давайте поможем Вопросику раскрасить радугу.

- Представьте, что на радуге живут радужные

человечки, у каждого изних есть шарик своего

цвета, раскрась эти шарики в той

последовательности, что и на радуге.

-Радужные человечки любят ездить на радужном

поезде, каждый в своем вагончике. Раскрасьте вагончики.

-Обменяйтесь друг с другом тетрадями, найдите ошибки.

-А теперь поднимите зеленые светофорчики те ребята, у кого все правильно, красные те, кто допустил ошибку.

Рассмотрите рисунок на с. 41.

- ДОКАЖИТЕ, что у Муравья и Мудрой Черепахи получится радуга.

(Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

- Солнечным днем в любой момент можно увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и начать поливать цветы. Если при этом вы встанете спиной к Солнцу, освещающему водяные брызги, то обязательно увидите небольшую радугу. Так же возникает и настоящая радуга, только в этом случае солнечные лучи проходят не сквозь мелкие брызги, а сквозь завесу дождя, который идет где-то в отдалении.

V Выводы исследования.

- Какую учебную задачу ставили на уроке? (Узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

- Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

- Из каких цветов состоит радуга?

(Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

-У радуги семь цветов?

-Все цвета расположены в определённом порядке?

-В радуге есть коричневый цвет?

-Строители радуги – солнце и дождь?

- Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.

Оранжевый, коричневый, желтый.

Зеленый, голубой, белый.

Фиолетовый, малиновый, желтый.

Красный, черный, синий.

- Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.

- Осталось лишь только оценить себя.

- Оцените свои достижения на уроке.

(зеленый) - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;

(жёлтый) - понял причину возникновения радуги, но рассказать затрудняюсь; могу самостоятельно назвать все цвета радуги;

(красный) - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

Прикреплённые файлы:

Автор: Хабибрахманова Алия Ирековна

Населенный пункт: г.Кукмор, Республика Татарстан

Предмет: окружающий мир

Класс: 1 Г класс

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование начальных представлений о свете и цвете, о причинах возникновения радуги.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • узнать, как образуется радуга;
  • называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
  • запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приѐма.

Личностные:

  • развивать интерес к изучению явлений природы;
  • развивать чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга";
  • уметь оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ выполнить;
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

Познавательные УУД:

  • предполагать самостоятельно, какая информация нужна для решения учебной задачи
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Основные понятия: природные явления (солнце, дождь, радуга.)

Форма урока: объяснительно-иллюстративный; проблемный; индивидуальная, фронтальная.

Технологии урока: информационно-коммуникационные технологии; технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология учебного диалога.

I. Организационный момент

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Доброе утро, ребята!

Улыбнемся друг другу! От улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Эмоциональный настрой на урок

II. Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности

Создать условия для актуализации знаний учащихся, необходимых для открытия новых знаний.

Осуществления анализа объектов с выделением существенных признаков.

-Какие вы знаете явления природы?

Послушайте стихотворение и попробуйте его договорить.

Почему повсюду лужи?

Мама зонтик свой берѐт.

Почему же? Почему же?

-Давайте с вами с помощью пальчиков покажем как идет сильный дождик. (Дети стучат пальчиками по партам, показывая какой сильный дождик.)

-Затем дождь затихает.

–Дождик закончился и…

Что за чудо-красота!

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти.

Ветер, дождь, мороз, радуга.

Дети стучат пальчиками по партам, показывая какой сильный дождик.

III. Самоопределение деятельности.

Создание условия для определения детьми темы и постановки учебных задач урока.

–О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

–Правильно, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.

–Ребята, кто из вас видел радугу?

–Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта

Дети поднимали руку.

-Веселое, радостное, хорошее.

IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации

Организация изучения нового материала;

Формирование умение делать выводы: Развитие умения извлекать информацию для открытия новых знаний. Раскрытие сущности обсуждаемых явлений, используя наглядные методы, выстраивание логических умозаключений.

-О радуге написано много стихотворений.

У вас на партах лежат листочки со стихами. Поработайте, пожалуйста, в парах. Прочитайте стихотворение и обсудите о чем она.

Солнце светит и смеется,

А на землю дождик льется.

И выходит на луга

Физминутка

-Как авторы называют радугу в стихотворении?

-А почему семицветная?

На эти вопросы мы сможем найти полный ответ, просмотрев видеофрагмент. Внимание на экран.

Беседа после просмотра видеофрагмента.

-Что нового и интересного для себя вы узнали?

Итак, ребята, скажите, когда появляется радуга.

-А почему радуга разноцветная?

-Нам кажется, что свет белый, но на самом деле он состоит из 7 цветов. Когда свет проходит через капли дождя, то распадается на разноцветные лучики.

Формировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Создать условия для усвоения новых знаний.

2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность.

3. Объяснение природных явлений.

Развивающие:

1. Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.

2. Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.

3. Обогащать словарный запас детей.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

1. Повышение учебной мотивации и творческой деятельности.

2. Развитие эстетических чувств и духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

2. Ставить новые учебные и творческие задачи.

Познавательные УУД:

1. Осуществлять анализ объектов, запомнить последовательность цветов радуги.

2. Описывать эмоции и чувства, возникающие при виде радуги.

Коммуникативные УУД:

1. Использование коммуникативных (речевых) средств.

2. Учиться задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

3. Приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование и материал:

Учебные действия:

-Описывать явление неживой природы, её признаки.

-Выявить взаимосвязи в природе

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

1. Интерес к изучению явлений природы.

3. Умение оценивать трудность представляемого задания и делать выбор.

Регулятивные:

1. Понимать учебную задачу урока.

2. Вместе с учителем формулировать учебную проблему.

Познавательные:

1. Предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. Добывать новые знания.

3. Перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные:

1. Учиться доносить свою позицию и уважительно относиться к позиции и мнению другого.

Предметные:

1. Узнать, как образуется радуга.

2. Называть цвета радуги.

3. Запомнить последовательность цветов радуги.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

(конкретизировать УУД, ориентироваться на планируемые результаты по теме)

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Ни минуты не теряем!

Включение в учебную деятельность.

( Ответы детей)

Актуализация знаний

Формулирование темы урока

Учитель: Однажды Муравей попал под сильный дождь и спрятался под грибом. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый

Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо……

- Ребята, а что такое радуга? (помощь учителя)

- А что вы знаете про радугу?

- Какие ещё явления природы вы знаете?

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

- А какая цель будет перед нами стоять?

Что такое радуга. Последовательность цветов радуги.

- Для достижения нашей цели нам нужно поставить перед собой задачи. Ответьте мне на вопрос, а ваши ответы и будут задачами нашего урока. Чему мы сегодня с вами будем учиться:

- уметь различать цвета радуги, их порядок;

- откуда берётся радуга;

- закрепить цвета радуги.

Учитель: Ребята, а кто из вас видел радугу?

- Какое чувство вызывает вид радуги?

- Какое настроение у вас было при виде радуги?

- Какова же тема нашего урока?

- Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что

такое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная?

Муравьишка тоже хочет найти ответы на эти вопросы. Поможем ему?

А вы знаете почему радуга разноцветная?

У нас проблема, мы не знаем почему радуга разноцветная.

Какая же цель нашего урока?

Цель урока: узнать почему радуга разноцветная.

Отвечают на вопросы, определяют тему урока.

Работа по теме урока

Для людей в старину радуга – это было чудо. Наши предки считали, что радуга – это небесный мост, по которому спускаются ангелы. Существует поверье, будто в том месте, где радуга касается земли, можно откопать горшочек с золотом.

Так люди считали в старину.

- А что говорят учёные сегодня?

- Приступаем к работе в группах. Но сначала повторим правила работы в группе.

Возьмите листочек. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. У каждой группы свои вопросы, на которые вы должны найти ответ.

1 группа: Что такое радуга?

Кто является строителем радуги?

2 группа: Как образуется радуга?

Почему радуга разноцветная?

3 группа: Назовите цвета радуги.

Какая подсказка для запоминания цветов радуги?

Радуга – разноцветная полоса в виде дуги, появляющаяся в небе после дождя. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

- Ребята, а сейчас мы проверим, как вы поработали в группах. На вопросы отвечает первая группа. Вторая. Третья.

- Молодцы! Вы отлично поработали в группах.

Работа по учебнику.

Чтение объяснения Мудрой Черепахи .

- Посмотрите на картинку на с.41.

- Что делают Черепаха и Муравьишка? поливают

- Как думаете, что они хотят получить? (радугу)

- Может у них получиться радуга?

- Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя?

Работа в группах

Каждая группа представляет свои вопросы.

(Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

(Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

Физкультминутка

Наши красные цветки
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)

Наши красные цветки
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево-вправо.)
Тихо засыпают.

Закрепление изученного

Индивидуальная работа.

1. Прочитай текст.

Когда Солнце светит сквозь дождевые капли, на небе напротив Солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Радуга бывает большой, когда Солнце находится над Землёй – утром или ближе к вечеру. Когда Солнце стоит высоко в небе – радуга небольшая.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолёта, она будет казаться кругом. Иногда на небе одновременно можно видеть две радуги, а очень редко – даже три или четыре.

2. Запиши цифрой сколько цветов в радуге_____ .

4. Раскрась изображение радуги в правильном порядке следования цветов.

5. Почему радугу так назвали?______________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажи, при какой погоде можно увидеть радугу.

Дождик моросил весь день, небо затянуло тучами.

Уже несколько дней не было осадков, стояла солнечная погода.

Редкие капли дождя падают на землю, но из-за тучи выглянуло солнце.

7. Найди и выпиши из текста сведения о том, что влияет на величину радуги._______________________________________________________________________________________________________________________

8. Продолжи предложения, опираясь на текст: Радуга большая, когда _______________________

_____________________________________ . Радуга небольшая, когда__________________________

Итог урока
Рефлексия

Разукрась смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке.

Какая цель была поставлена в начале урока? Мы её достигли?
Какие задачи? Как вы думаете, мы справились со всеми задачами? Что было трудно, а что легко? Оцените свою работу.
Над чем нам нужно будет работать?

Определение уровня собственных достижений.

Оценка знаний

Ребята, вы все молодцы! Вы были очень активными и внимательными. Я благодарю вас за работу.

Дома расскажите, пожалуйста, своим близким, что интересного вы узнали про радугу.


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Почему радуга разноцветная?"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.

Формирование УУД:

Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные - слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать.

Регулятивные - Учиться высказывать свое предположение (версию); работать по предложенному учителем плану; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, конверт №1-6 шт., сигналы, цветные карандаши, проектор,

1. Организационный момент.

- Ребята, на нашем уроке сегодня присутствуют гости. Повернёмся и поздороваемся.

- Проверим готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, конверт № 1 – 6 шт., сигналы, цветные карандаши.

- Послушайте девиз нашего урока.

Прозвенел для нас звонок!
Начинается урок!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
Мы - хороший дружный класс!
Всё получится у нас!

- Вы согласны с этими словами?

- Тогда за работу.

2. Актуализация знаний.

Начнём наш урок с повторения изученного материала. Проведём игру “Верю – не верю”. Для работы нам потребуются сигналы – красный и зелёный. Я буду читать утверждения. Если правильно – вы поднимаете зелёный сигнал, если утверждение неверно, то – красный.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда.

Луна – это планета

На Луне есть воздух.

Ветер – это движение воздуха.

Холодный воздух легче тёплого.

Ухо – орган слуха.

Звук распространяется волной.

Эхо появляется, когда дует сильный ветер.

Громкий звук вреден для ушей.

Насекомое издает жужжащий звук.

Из тучи идёт дождь, потому что капли воды в ней тяжёлые.

- Молодцы! Вы порадовали меня своими хорошими ответами.

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

- Начнём наш урок со сказки.

«Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти кончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:

Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по листве..

- Кто ты? – спросил Муравьишка.

- А вы, ребята, как думаете, кто это был? (солнечный зайчик.)

- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.

- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.

И тут Муравьишка увидел в небе…

Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:

Что за чудо – красота!

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти.

Как же так? – удивился Муравьишка.

– Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?

Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.

- А нам с вами надо ответить на этот вопрос.

- Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная. Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению небольшие произведения.

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

- Можно ли сказать: поставили радугу, построили. Красиво ли будет это звучать? Какое слово использовали авторы? (Воздвигли)

Это слово очень торжественно. Оно ещё раз подчёркивает красоту зрелища, которое увидел автор.

-Дети, а кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было, у Вас было?

Люди всегда считали радугу чудом. Наши предки радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек, чтобы налить ее в облака.

Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком.

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

4. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала

Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают. И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.

-Почему в воздухе возникло такое чудо?

-Вы уже догадались?

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

- Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)

- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

-Что при этом образуется? (Радуга).

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

5. Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации.

-А почему радуга разноцветная?

Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма.

-Что же такое призма? (СЛОВАРЬ)
- Что нам заменяла призма? (Капельку воды)

(Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги).

- Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (распался на цветные лучики)

- Кто же оказался “художником” в природе? (Солнце и дождь)

-На что попадают в небе солнечные лучи во время дождя? (На капельки дождя)

-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)

-Что при этом образуется? (Радуга).
Таким образом и получается радуга.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики).

- Чтобы увидеть радугу, необходимо находится строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радугу не увидеть!

- Давайте прочтем объяснение Мудрой черепахи по учебнику стр.41

(Дети читают самостоятельно, затем вслух.)

Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.Чтение стихотворения Н. Михайловой:

Солнце светит и смеётся,

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

- А сколько всего цветов у радуги?

- Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.

С неба слёзки падают -
Кап-кап-кап.
Никого не радуют -
Кап-кап-кап.
Тучки солнце спрятали -
Кап-кап-кап.
Дождиком заплакали -
Кап-кап-кап.
Посмотри вот радуга -
Улыбнись!
Семь цветов, всех радуя,
обнялись:
Красный - это солнышко
Поутру.
Жёлтый - одуванчики
на лугу.
Есть у нас оранжевый -
апельсин.
А зелёный куст растет -
у осин.
Голубого неба цвет -
над тобой.
Синий - море синее
за кормой.
А ещё у радуги фиалок цвет,
Маме фиолетовый подари букет.

Как же могут помочь эти странные слова? (зная эти слова, используя первые буквы слов, мы можем составить радугу)
По радуге люди предсказывали погоду на ближайшие дни: высокая и крутая радуга к солнечной погоде; пологая и низкая — к ненастью. В радуге больше красного цвета — к ветру. Если радуга после дождя скоро пропадает — к ясной погоде, а если долго стоит — к ненастью. Радуга утром — к дождю. Двойная радуга-признак дождливой погоде. Радуга зимой - к морозу, либо к снегу.

6. Физкультминутка

7. Практическая работа

- Найдём в своих конвертиках разноцветные полоски.

Задание. Помогите Муравьишке собрать радугу Взаимопроверка.
Учебник – с. 41
- Посмотрите, что делают Муравьишка и Мудрая Черепаха? (они решили сами сделать радугу)
-Может ли получиться у них радуга?
- Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.) - О каком правиле надо при этом помнить? (Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой).

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Слайд 11

Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Слайд 12

Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная. Слайд 13

И самое удивительное - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой. Природа очень изобретательна! Слайд 14

8. Творческая работа

Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. И Вы обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте… Слайд 15

-В брызгах фонтана… Слайд 16

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов… Слайд 17

- Скажите, пожалуйста, а возможно ли потрогать радугу?

- Конечно, нет! А почему? Правильно, потому что это луч света, и потрогать его нельзя.

- Жаль, что радугу можно видеть так редко, вы бы хотели ее увидеть сейчас?

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

10. Закрепление нового материала.

1. Работа парами..

Работа в тетради /А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./ стр. 26-27

Задание 1. Разукрась радугу, используя фразу – подсказку.

Задание 2. Раскрась шарики радужным человечкам в цвета радуги по порядку

Задание 3.Раскрась вагончики поезда.

2. - А сейчас поиграем в игру “Третий лишний”. Из трёх названных цветов вы должны вычеркнуть тот цвет, которого нет в радуге, проверим свои знания на слайде. Слайд 19

Оранжевый, коричневый, жёлтый;

Зелёный, голубой, белый;

Фиолетовый, малиновый, красный;

- А какого радужного цвета здесь нет?

-Радуге посвящено много стихов. Давайте их расскажем.

Ленты разноцветные
над землёй парят,
Люди изумленные
в небеса глядят.

Радуга раскинула
ровный полукруг,
Ореолом праздничным
распахнулась вдруг.

Чудо разноцветное,
таинство Земли,
Диво безответное
в солнечной пыли.

Всплеск искринок сказочных,
вымытых дождём.
Радуга над облаком
взмыла цветником.

Радуга умытая
видится вдали.
Коромысло дивное
на плечах Земли.

11. Рефлексия.

Проведение теста. Образец теста на слайде № 20.

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?

Проверка по слайду № 21

12. Итог урока.

- Что узнали нового на уроке? Слайд 22

-Ребята, чтобы на небе сияла радуга, чтобы небо было голубым, нужно беречь нашу планету (чтение стихотворения М.Дудина)

Берегите, Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над нами,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку мелькающую в жите.

Берегите, Землю! Берегите.

13. Домашнее задание (по выбору)

– Поискать загадку о радуге. Нарисовать радугу

– Выучить фразы – подсказки.

– Спросить дома у родителей: как получается радуга, сколько в ней цветов, какие цвета. Если родители не знают рассказать им.

И в заключение нашего урока давайте споём песню о радуге

Над горами, нал лугами

Мы под радугой с друзьями

Встали в хоровод

Припев:

Закружились с нами вместе

Ты не гасни в поднебесье

В разноцветном полукруге

Радуга над нами пляшет

Припев:

Закружились с нами вместе

Ты не гасни в поднебесье

Список литературы и ресурсов Интернета:

Читайте также: