Конспект урока уголовная ответственность за террористическую деятельность обж 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Уголовная ответственность за террористическую деятельность

• Уголовный кодекс Российской Федерации
основывается на Конституции Российской
Федерации и общепризнанных принципах и
нормах международного права.

понимается:
• организация, планирование, подготовка,
финансирование и реализация
террористического акта; подстрекательство к
террористическому акту;
• организация незаконного вооруженного
формирования, преступного сообщества
(преступной организации), организованной
группы для реализации террористического акта;
• вербовка, вооружение, обучение и
использование террористов;

• информационное или
иное пособничество в
планировании,
подготовке или
реализации
террористического акта;
• - пропаганда идей
терроризма,
распространение
материалов или
информации,
призывающих к
осуществлению
террористической
деятельности либо
обосновывающих или
оправдывающих
необходимость
осуществления такой
деятельности.

5. Статья 205. Террористический акт

Статья 205. Террористический акт
• 1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих
население и создающих опасность гибели человека, причинения
значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких
последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти
или международными организациями, а также угроза совершения
указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на
срок от восьми до пятнадцати лет.

• Лицо, участвовавшее в подготовке террористического
акта, освобождается от уголовной ответственности, если
оно своевременным предупреждением органов власти
или иным способом способствовало предотвращению
осуществления террористического акта и если в
действиях этого лица не содержится иного состава
преступления.

7. Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению
террористической деятельности или публичное
оправдание терроризма
• 1. Публичные призывы к
осуществлению
террористической
деятельности или
публичное оправдание
терроризма наказываются штрафом в
размере до пятисот тысяч
рублей либо в размере
заработной платы или
иного дохода осуждённого
за период до трёх лет,
либо принудительными
работами на срок до
четырёх лет, либо
лишением свободы на
срок от двух до пяти лет.

• 2. Те же деяния, совершённые с использованием средств массовой
информации, - наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч
рублей до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или
иного дохода осуждённого за период от трёх до пяти лет либо лишением
свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые
должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти
лет.
• Примечание. В настоящей статье под публичным оправданием
терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и
практики терроризма правильными, нуждающимися 8 поддержке и
подражании.

9. Статья 206. Захват заложника

Статья 206. Захват заложника
• 1. Захват или удержание лица в качестве заложника,
совершённые в целях понуждения государства, организации
или гражданина совершить какое-либо действие или
воздержаться от совершения какого-либо действия как
условия освобождения заложника, - наказываются
лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

• 2. Те же деяния,
совершённые:
• а) группой лиц по
предварительному сговору;
• б) с применением насилия,
опасного для жизни или
здоровья;
• в) с применением оружия или
предметов, используемых в
качестве оружия;
• г) в отношении заведомо
несовершеннолетнего;
• д) в отношении женщины,
заведомо для виновного
находящейся в состоянии
беременности;
• е) в отношении двух или
более лиц;
• ж) из корыстных побуждений
или по найму, - наказываются
лишением свободы на срок от
шести до пятнадцати лет .

• 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй
настоящей статьи, если они совершены организованной
группой либо повлекли по неосторожности смерть
человека или иные тяжкие последствия, - наказываются
лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с
ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
• Примечание. Лицо, добровольно или по требованию
властей освободившее заложника, освобождается от
уголовной ответственности, если в его действиях не
содержится иного состава преступления.

13. Вывод

• Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из
Уголовного кодекса, введённого в действие с 1 января 1997 г.
• Задачами Уголовного кодекса являются охрана прав и свобод
человека и гражданина, собственности, общественного порядка и
общественной безопасности, окружающей среды,
конституционного строя Российской Федерации от преступных
посягательств, а также предупреждения преступлений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Преподаватель-организатор ОБЖ: Шишмаков М.В.

Тема: Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Цели:

Образовательная: познакомить с основными видами террористической деятельности, мерами наказания за ее осуществление.

Развивающая: формировать навыки смыслового чтения; развивать способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, коммуникативные навыки.

Воспитательная: воспитывать неприятие идеологии терроризма, правильной оценке собственных поступков и действий.

Тип занятия: комбинированное

Используемые педагогические технологии:

• Групповые и коллективные;

6.Технические средства и наглядные пособия:

I. Организационный момент. Дежурные докладывают о количестве учащихся в классе, о количестве отсутствующих.

II. Этап повторения.

2.1. Устный фронтальный опрос.

1. Назовите социальное явление, которое мы изучали на предыдущем уроке? (терроризм)

2. Дайте характеристику терроризму как общественному явлению? (преступление, ЧС социального характера)

3. Назовите основные документы, составляющие нормативно-правовую базу противодействию экстремизму и терроризму в РФ.

Конституция РФ, (ст.13, 21, 45)

Уголовный кодекс РФ,

Концепция противодействия терроризму в России.

Стратегия национальной безопасности РФ

Задание: собрать определение из словосочетаний. (у доски работают 2 человека – затем 1 проверяет.)

Слайд 1. Из данного определения выделите:

Какую цель преследуют террористы? (Цели террористов весьма разнообразны: изменение политического режима и общественного устройства страны, ослабление международных связей или ухудшение отношений страны с иностранными государствами; срыв международных акций)

Терроризм – сложное явление, состоящее из взаимосвязанных элементов. Назовите их.

Для чего террористам нужда идеологическая основа своей деятельности? (Для оправдания своих преступлений). На прошлом уроке мы познакомились с видами терроризма, каждый из которых связан с определенной идеологией. Назовите средства, т. е. действия террористов.

2.2. Задания на повторение.

1. Вспомним конкретные действия террористов, применяемые на практике (у доски 2 человека составляют кластер – виды терактов).

2. Остальные выполняют письменное задание в парах: установите соответствие между видом терроризма и его специфическими особенностями. Слайд 2. Проверка задания.

III . Работа по анализу изучаемого явления.

3.1. Определение темы и цели урока.

Учитель: Все ли виды деятельности, которые относятся к террористической, вы знаете?

Цель: выяснить, какие виды деятельности относятся к террористической.

Для чего Вам необходимо знать какая деятельность относится к террористической? (для того чтобы правильно оценивать поступки окружающих и даже свои и не допустить в свою жизнь терроризм)

IV . Работа по выявлению особенностей изучаемого явления.

Слайд 3. Учащимся предлагается разделить тетрадь на 2 столбца.

(На первом этапе учащиеся по мере решения задачи записывают виды террористической деятельности, далее – после решения всех задач учащимся предлагается из приложения на стр. 220 учебника, где даны извлечения из Уголовного кодекса РФ найти меру наказания за данные преступления и кратко во второй столбик вписать № статьи и меру наказания.

4.1. Решение ситуационных задач.

Кроме известных вам действий, относящихся к террористической, которые мы видим из кластера на доске, предлагаю вам по ситуации определить относится ли данная деятельность к террористической.

Задача 1. В социальных сетях гражданин Н. на своей странице поместил комментарии к прошедшему теракту, в которых оправдывал действия террористов и пропагандировал идеи межнациональной розни.

Слайд 4 . Пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. (ст. 205.2 УК РФ штраф до 300 т.р или лишение свободы до 4-х лет)

Слайд 5. Организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта.

(Статьей 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта).

Задача 4. Гражданин В., не принимая участия в организации и планировании теракта, дал взаймы некоторую сумму на покупку необходимого инвентаря для его осуществления.

Как вы классифицируете данную деятельность? (финансирование ст.208 УК РФ)

Задача 5. Гражданка С. была расстроена ссорой с соседкой. Она решила напугать соседку, а заодно подзаработать. Подговорив своего знакомого, вдвоем они заманили несовершеннолетнего сына соседки к себе домой, закрыв его и потребовав с соседки выкуп.

В первом столбце у нас получился список действий, которые классифицируются как террористические.

Физкультминутка.

V. Работа по выявлению особенностей изучаемых процессов.

Вопрос учителя: Является террористическая деятельность преступлением? Предполагается ли за преступление наказание?

Вопрос учителя: С какого возраста наступает уголовная ответственность за террористическую деятельность? (Уголовный кодекс РФ предусматривает общий минимальный возраст уголовной ответственности - 16 лет. Однако за совершение ряда особо тяжких преступлений, к которым относится террористическая деятельность, уголовная ответственность может наступить с 14 лет).

В учебнике на стр. 220 даны извлечения из Уголовного кодекса РФ. Найдите меру наказания за данные преступления.

6.1. Работа в малых группах: учащиеся делают вывод с помощью ключевых слов: террористическая деятельность, преступление, неизбежно, наказание. (Террористическая деятельность является преступлением и неизбежно влечет за собой уголовное наказание)

6.2. Какую цель мы ставили в начале нашего урока? Выяснить, какие виды деятельности относятся к террористической. Можем мы утверждать, что цель урока выполнена?

Цель урока: Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с наиболее опасными террористическими актами и с признаками угрозы взрыва.

2. Привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности

3. Обсудить с учащимися правила безопасного поведения при следующих ситуациях:

- если произошел взрыв

- если вас захватили в заложники

- обеспечение безопасности при перестрелке

ВложениеРазмер
Урок ОБЖ 10 класс 51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера.

1.Познакомить учащихся с наиболее опасными террористическими актами и с признаками угрозы взрыва.

2. Привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности

3. Обсудить с учащимися правила безопасного поведения при следующих ситуациях:

- если произошел взрыв

- если вас захватили в заложники

- обеспечение безопасности при перестрелке

Действия на уроке

Проверка готовности учащихся к уроку. Осмотр внешнего вида. Приветствие гостей.

Проверка домашнего задания

-Домой вам было задано подготовить

Знакомство с темой урока

Показ видеоролика (Терракт на транспорте 2)

Демонстрация захвата в классе. (Взятие в заложники)

- Из сложившейся ситуация, кто мне скажет какая тема урока и назовет ее цели. (Слайд 1)

Террористы сегодня ведут войну против мирных граждан практически на всех континентах. Захват заложников или взрыв с большим числом пострадавших, к сожалению, перестали быть уникальными событиями.

Не обошла эта беда и Россию – все мы помним трагические ситуации последних лет, горе и возмущение наших сограждан.

Террористический акт в Бесла́не — захват заложников в школе № 1 города Беслана ( Северная Осетия ), совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях. (слайд 2)

(Домодедово) 24 января 2011 года примерно в 16:32 в толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран. Людей эвакуируют через аварийные выходы. Выход из зоны прилёта перекрыт, в залах большое скопление людей. Для того чтобы эвакуировать людей, находящихся в аэропорту, его сотрудникам пришлось разобрать кирпичную стену. (слайд 3)

Предварительные итоги расследования теракта в Волгограде , произошедшего 21 октября в салоне рейсового автобуса N 29. Погибли шесть человек и смертница, еще 55 человек получили ранения различной степени тяжести. (слайд 4

В настоящее время специалистами федеральных служб, занимающими борьбой с террором, разработаны рекомендации для населения страны по правилам поведения при угрозе возникновения террористических актов и при террористических актах.

-Какие террористические акты можно отнести к наиболее опасным? (слайд 5)

- Сейчас я вам покажу видеоролик, а вы должны будете записать все увиденные вами правила действия при террористическом акте на транспорте

-Все правила практически вам знакомы, ведь так?

-Повторим с вами правила которые нам встретились видеоролике. (слайд 6 по 13)

-Какие ошибки были у вас допущены?

- Взрывы в местах массового скопления людей.

- Захват транспортных средств, удерживание в них заложников.

- Похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического уничтожения заложника.

- Воздействие на опасные промышленные объекты

- Отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний.

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов старшей школы.

ВложениеРазмер
ОБЖ_10класс_21-22_Уголовная ответственность за терроризм_экстремизм 2.39 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответственность и безответственность: надо ли с этим бороться

Одной из важных форм работы являются родительские лектории и собрания.

Ответственными не рождаются, ответственными становятся

Сценарий родительского собрания, посвященного воспитанию чувства ответственности у детей. Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по теме собрания; способстввать повышению мотивации учени.

презентация "материальная ответственность. договор о материальной ответственности"

В отой презентации содержится материал для проведения урока по предмету "Калькуляция и учет".


Классный час "Надо быть ответственным!" (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)

Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения.


Классный час "Надо быть ответственным!" (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)

Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения.


Нормативно-правовая база изучения раздела "Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации" в курсе ОБЖ

В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций, спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения обществен.

Читайте также: