Конспект урока толстой кавказский пленник с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

Антитеза – одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы, черты характера действующих лиц.

Аул – татарская деревня.

Бешмет – стёганый полукафтан у татар, кавказских народов.

Буза – татарское пиво.

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Войлок – плотный толстый материал из валяной шерсти.

Джигит – молодой человек; молодец, удалец.

Идея – главная мысль произведения.

Имена – Кази-Мугамед, Абдул-Мурат.

Колодки – деревянные бруски, соединённые гайками, для рук и ног.

Монисто – ожерелье из монет.

Ногаец – представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе.

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

Сакля – жилище горцев.

Сафьянные башмачки – обувь из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет.

Мулла – служитель культа у мусульман.

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных событий.

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Хаджи – тот, кто побывал в Мекке, почётный человек.

Чалма – головной убор у мусульман.

Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

Список литературы

Обязательная литература

1. Коровина В. Я. Литература. 5-й кл.: Учеб. В 2 ч. // Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018. стр. 305.

Дополнительная литература

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

Открытые электронные ресурсы

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Толстому не было и девяти лет, когда он лишился обоих родителей.

Все предки Льва Толстого были военными, верой и правдой служили царю и Отечеству. Прадед писателя, Пётр Андреевич Толстой, был участником Азовских походов царя Петра I.

В 1851 году Л. Н. Толстой поступает на военную службу. Три года Лев Николаевич и его брат Николай служили на Кавказе, принимая участие в боевых действиях. На тот момент Российская империя была втянута в войну с горскими народами Северного Кавказа. Кавказская война 1817–1864 годов оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счёт численного перевеса русской армии и её технического превосходства. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

События, описанные Львом Николаевичем в рассказе, происходили больше 100 лет назад. Российские войска, защищавшие дружеские народы Кавказа от набегов племён кавказских горцев, имевших тесные связи с мусульманской Турцией, постепенно продвигались от крепости к крепости.

Горцы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Журналы и газеты того времени охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену. Известно, что в основе рассказа лежит реальное происшествие – нападение горцев на Толстого и четырёх других офицеров, отставших от обоза.

По сюжету небогатый русский офицер Жилин собирается домой, чтобы повидать мать и, возможно, жениться. И попадает в плен вместе с другим офицером.

Пребывание в плену меняет взгляд Жилина на горцев, узнав их жизнь изнутри, полюбив этот свободный народ, русский офицер становится пленником прекрасного Кавказа. Интересно, что в рассказе горцы часто называются писателем татарами. Дело в том, что тогда в России принято было это название для всех мусульман.

Кроме подробного описания жизни горского аула, в рассказе присутствуют и пейзажные зарисовки. Всё подчинено идее рассказа. На примере этого рассказа Толстой учит нас не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели; призывает людей уважать друг друга, чужую веру.

Автор, поднимая в произведении важные общечеловеческие проблемы, прославляет сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия.

Теоретический материал для углублённого изучения

Сравнить героев художественного текста – значит установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два (или более) героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях – это обязательное условие сравнения.

Поступки, мотивы поступков – это необходимое средство для сравнительной характеристики героев, именно они определяют характер героев, помогают нарисовать художественный образ в полной мере, выявить авторскую позицию.

Примерный план сравнительной характеристики:

3. Поведение героев.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношения героев.

6. Отношение к природе.

7. Отношение автора к герою.

8. Авторская позиция.

Л. Н. Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Нужно вспомнить содержание произведения и выбрать один правильный ответ, выделив его цветом.

Главными персонажами являются Жилин и Костылин, которые попадают в плен к татарам. Но кому было адресовано письмо? Помните, как Костылин сразу согласился написать письмо, чтобы прислали за него выкуп, а Жилин спорил с татарами и написал письмо, указав неверный адрес, потому что из родных у него была только старенькая мама. Значит, верный ответ – Жилину.

На ленте времени расположите даты и события в жизни Л. Н. Толстого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.

Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события.

Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Тип: урок систематизации и обобщения нового материала

Используемые технологии: информационно - коммуникативная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.

1.Оргмомент

— Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу и начнём!

- О ком идет речь в рассказе? (о двух русских офицерах)

- Решение проблемного вопроса, кто же из героев может называться кавказским пленником, и будет главной задачей нашего урока.

  • А что поможет нам решить этот вопрос, что же мы должны будем сделать? ( Дети предлагают сравнить героев)

- Что значит сравнить героев художественного произведения?

Сравнить героев - установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях это обязательное условие сравнения

Автор: Федькина Анастасия Николаевна

Населенный пункт: ДНР, г. Горловка

Тема: Дина и Жилин. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов

Цели:

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Тип урока: комбинированный (урок исследование).

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, видеофрагмент фильма, раздаточный материал.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний обучающихся

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА



Разгадай кроссворд (СЛАЙД 2, 3):

Многие знают о таком явлении как дружба, но дружить умеет не каждый. А ведь дружба – это важная часть нашей жизни. К сожалению, не все живут в дружбе и согласии. Часто возникают войны между странами.

  • Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока

Дина и Жилин. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов (СЛАЙД 4)

IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Беседа по вопросам

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 5)

VI. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Работа

Предлагаю исследовать это.

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Кавказ В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (Неверно, Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье мастер был.) 7.Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком (Верно, Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу.) 8.Второй раз Жилин бежал один (Верно) 9.Во время второго побега ему помогли Дина и русские солдаты (Верно) 10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал (Верно, Рассказал Жилин, как с ним всё дело было и говорит: — Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя. И остался служить на Кавказе.) 11. В рассказе один главный герой (Неверно, Жилин и Костылин)

Домашнее задание Составить сравнительную характеристику Жилина и Костылина на основе плана на предыдущих слайдах. Домашнее задание можно прислать как в электронном виде, так и фотографии сделанного задания в тетради. В связи с новым видом работы (дистанционным) система оценивания немного измениться. Об этом подробно будет прикреплен отдельный файл.

Читайте также: