Конспект урока тест по теме сложноподчиненные предложения

Обновлено: 06.07.2024

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту

2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском

огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придат очным времени.

5 . Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6 . Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном

предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

7 . Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с прид аточным места.

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроетс я мир

безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русс кого языка.

Умение сказать именно то что н у жно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть

без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет

3. На речной пойме, которая заливается половодьем, (определит.) бывают богатые

4. Вечерняя заря погасла, когда мы вернулись из леса.

5. На севере суровый климат, хотя там произрастает много редких растений

8. А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется

мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русс кого язы ка.

9. Умение сказать именно то () что н у жно и именно так () чтобы нас слушали и

понимали () есть без сомнения великое у мение () которое дается очень немногим () и

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Повторить и обобщить изученное о сложных предложениях, закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

Развивать логическое и образное мышление, коммуникативную деятельность учащихся.

Воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, чувство ответственности.

Задачи: развивать у учащихся навыки логического мышления, внимания, орфографической и пунктуационной зоркости, вспомнить и систематизировать знания о СПП.

Оборудование:

Карточки с заданиями

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная (приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой)

I. Вводный (организационно-мотивационный) этап

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Подготовка учащихся к работе.

Постановка цели и задач урока.

II. Основной (информационно-аналитический) этап

Зачет состоит из двух частей: устного и письменного. Письменную часть вы выполняете индивидуально на карточках. Приступаете к работе сразу после получения заданий. А для устной части я буду вызывать вас по одному. Итак, приступим к работе.

1. Какие предложения называются сложными? Расскажите о видах СП.

2. На какие виды делятся союзные предложения? Расскажите об особенностях каждого вида (ССП и СПП)

3. Расскажите о подчинительной связи в СП.

4. На какие группы делятся СПП? Назовите виды придаточных.

5. Расскажите о СПП. Приведите примеры

6. Какие слова употребляются и как союзы, и как союзные слова? Как различать подчинительные союзы и союзные слова?

II. Вопросы к письменной части зачета (выполняются на карточках )

Задание 1. Конструирование предложения. Простые предложения преобразуйте в сложные.Имейте в виду, что при изменении простого предложения в сложное в предложении должны получиться две грамматические основы.

Рядом, под темнеющими деревьями, пробежала белка.

При желании ты сможешь учиться лучше.

3. Перестройте предложение, заменив прямую речь придаточным изъяснительным.

Задание 2. Поставьте, где нужно, пропущенные знаки препинания, укажите количество грамматических основ.

1) В густых дубравах ликует эхо ? и ты проходишь мечтой безумной, звеня восторгом, пылая смехом. (Н.Гум.)

2) Пётр был очень им доволен ? и неоднократно звал его в Россию ? но Ибрагим не торопился. (А.П.)

3) Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы ? и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. (И.Г.)

4) Шёл снег ? и был мороз по утрам ? но дороги уже потемнели ? и над ними, каркая, носились грачи. (А.Ч.)

Задание 3. Выполните тесты

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) Человек, если ему дать свободу, творит чудеса.

Б) Весь небосвод дышал безжалостным жаром.

В) Ожидая неприятного разговора, я вошел в комнату.

2. Определите вид придаточного предложения: Поэт хочет, чтобы его стихи были доступны и понятны народу.

А) изъявительное Б) определительное В) обстоятельственное

3. Вставьте подходящий союз в СПП: Лесничий усмехнулся, . мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.

А) чтобы Б) когда В) что

4. Определите вид СПП: Чтобы познать себя, надо упорно учиться .

А) причины Б) цели В) времени

5. Сколько придаточных в данном СПП?

Учитель отметил, что новый материал заинтересовал учеников, что все были готовы отвечать.

А) одно Б) два В) три

6. Какой схеме соответствует предложение: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

III. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Рефлексия. Самооценка.

Заполните, пожалуйста, лист самооценки.

Я легко решил задания на темы:__________________

Постановка знаков препинания для меня вызывает / не вызывает затруднения.

Я могу (умею) ___________________

________________________________

__________________________________

_________________________________

Что мне понравилось в моей работе. _______________________________________

Что вызвало затруднение. __________________________________________________

Над какими вопросами мне еще нужно работать?______________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест был использован для проверки знаний учащихся 9 класса по СПП.

Тест "Сложноподчиненные предложения" 9 класс

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

2. Прочитайте предложение: Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.

Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении: Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

8. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

9. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Проходя мимо злополучного места, (1) с которого начинались его вчерашние страдания, (2) Тема увидел цветок, (3) лежавший опрокинутым на земле. (Гарин-Михайловский Н.)

11. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) лётчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой. (Гребенюк И.)

12. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб. (Санин В.)

Наглотаются рыбы до отвала, а чего сразу не могут съесть - прячут в свои подклювные мешки.

14. Укажите количество грамматических основ в предложении . Ответ запишите цифрой

Так на спинах бабур сушатся и отдыхают в открытом море прожорливые бакланы и, хорошо обсушившись, начинают снова нырять.

1. Какое утверждение ошибочно?

а) Части сложносочинённого предложения не зависят друг от друга.

б) Между частями сложносочинённого предложения обычно ставится запятая, реже — точка с запятой, иногда — тире.

в) Связь между частями сложносочинённого предложения передаётся с помощью интонации и сочинительных союзов.

г) Перед союзом И в сложносочинённом предложении всегда ставится запятая.

2. Какое предложение не является сложносочинённым?

а) В лесу тихо-тихо, и пахнет сосняком и травой.

б) Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

в) Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

г) Погода изменилась, и нам пришлось отменить поход в лес.

3. Укажите сложносочинённое предложение, части которого соединены разделительным союзом (знаки препинания не расставлены).

а) В глубине дупла послышался шорох, и мы увидели там толстую змею.

б) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали или же она играла мне на рояле.

в) Приходилось стоять, закрыв глаза или присаживаться на сугроб и отдыхать.

г) Солнце ещё грело по-летнему но в воздухе уже висело предчуствие осени.

4. Определите, сколько грамматических основ в предложении?

Я слышу гуд тяжёлого шмеля, медлительный полёт пчелы, несущей добычу, приготовленную пущей, и веет ветер, травы шевеля.

5. Найдите сложноподчинённое предложение.

а) А за окном расплавленное море горит парчой в лазоревом просторе.

б) Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском.

в) Затихли в лозняке дрозды, померкли на рябинах гроздья.

г) Листья исполнены страха, плачут, что лето прошло.

6. В каком предложении придаточное стоит в середине?

а ) Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы.

б) Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.

в) Вид кабинета, если осмотреть там всё повнимательнее, поражал запущенностью и небрежностью.

г) Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжие.

7. Укажите предложение, в котором придаточное связано с главным союзным словом.

а) Мне и в голову не приходило, что я счастливый!

б) Старик был так поражён его словами, что всплеснул руками.

в) И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.

г) Улыбнувшись, она вместе с зубами показала бледные дёсны, что тоже ему не понравилось.

8. При помощи чего соединяются части данного предложения?

Тогда Маргарита поняла, откуда шёл бальный звук.

а) простым подчинительным союзом

б) составным подчинительным союзом

в) союзным словом — относительным местоимением

г) союзным словом — местоимённым наречием

9. Каким членом предложения является союзное слово в предложении:

Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.

10. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

а) Она не знала, каким образом её отыскала мать.

б) Чёрная нить ползла из-под шкафа к стулу, где остались спицы и недовязанный чулок.

в) Поначалу я не сомневался, что тут же найду дорогу.

г) Скоро мышонок так привык к ребятам, что совсем перестал их бояться.

11. Определите, чем выражено поясняемое слово в сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным: Я доволен, что я человек.

12. Укажите значение придаточного обстоятельственного в данном предложении:

Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.

а) значение времени

б) значение условия

в) значение цели

г) значение следствия

13. Какая конструкция используется в данном предложении для выражения сравнения?

Маленькая Вика была как две капли воды похожа на свою бабку.

а) сравнительный оборот

в) сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа

г) сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения

14. Укажите предложение с придаточным сравнения.

а) Я же подумал, будто я ей надоел.

б) Чем дольше мы живём, тем и дружить с поэзией труднее.

в) Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые руки.

г) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

15. Определите тип соподчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Вечером, когда это облако освещено вестибюльными огнями, кажется, будто подземная станция горит, густыми клубами выбрасывая дым.

Читайте также: