Конспект экскурсии в начальной школе по окружающему миру

Обновлено: 07.07.2024

Цель: закрепление знаний о характерных признаках хвойных деревьев и кустарников, растущих на территории родного края.

  • формировать экологически культурное поведение детей, ответственность за сохранение природных богатств родного края
  • повышать уровень экологического сознания подрастающего поколения, понимать значимости проблемы сохранения лесных ресурсов, активизировать практическую и природоохранную деятельность детей
  • развивать потребность в общении с природой
  • воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющих вред природе формировать ответственное отношение к природным богатствам родного края и привлечения внимания общественности к проблемам охраны природы.

Баранова Надежда Сергеевна , 18.04.2020

Содержимое разработки

урока – экскурсии

по окружающему миру

Учитель начальных классов: Баранова Надежда Сергеевна

Цель: закрепление знаний о характерных признаках хвойных деревьев и кустарников, растущих на территории родного края.

формировать экологически культурное поведение детей, ответственность за сохранение природных богатств родного края

повышать уровень экологического сознания подрастающего поколения, понимать значимости проблемы сохранения лесных ресурсов, активизировать практическую и природоохранную деятельность детей

развивать потребность в общении с природой

воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющих вред природе формировать ответственное отношение к природным богатствам родного края и привлечения внимания общественности к проблемам охраны природы.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.

Возраст учащихся: 6-7 лет

Оборудование: карандаши, блокнот, дидактический материал.

Подготовка учителя к экскурсии:

Спланировать маршрут экскурсии

Провести беседу об охране природы.

Провести беседу о правиле поведения в природе.

Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.

Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.

Подготовка учащихся к экскурсии:

Побеседовать с учащимися о различных периодах осени (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире,, с вопросами ее охраны).

Поручить учащимся заучить стихотворения о природе.

Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "Лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урок.

Организационный момент.

У нас сегодня необычный урок окружающего мира – урок-экскурсия.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,-

Не оскверни его святынь.

Объявление темы урока.

– Сегодня в лесном уголке мы поближе познакомимся с растениями, которые и зимой радуют всех пышным зелёным нарядом. Как называются эти деревья и кустарники? (Хвойные)

Экскурсия в лес. Работа по теме урока.

- Мы пришли в лес. Давайте послушаем его.

- Какие запахи здесь присутствуют?

- Какое время года наступило?

- Как изменился лес с приходом осени?

- Давайте составим план нашей работы. Ваши предложения?

1. Правила поведения на экскурсии.

2. Погода для проведения экскурсии.

3. Общий вид леса.

4. Условия жизни в лесу.

5. Растения леса.

6. Взаимосвязь животных и растений.

7. Животные леса.

9. Подведение итогов.

Начинаем нашу работу.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

Нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи).

- Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом.

Продолжим нашу работу.

- Понаблюдайте за погодой сегодняшнего дня. (Ответы детей)

- Посмотрите вокруг – кто сможет объяснить, что такое лес?

Ученик рассказывает стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес…

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе , как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь- мы свои.

- Посмотрите на общую окраску леса? Какая преобладает? (Желтая и красная)

- С чем это связано? (С сезонными изменениями в природе (наступила осень).

- Расскажите об условиях жизни в лесу. (В лесу количество света меньше, чем на открытом месте, а влаги наоборот больше.)

- Подумайте, не мешают ли расти друг другу растения леса? (Они растут ярусами-этажами. Выше всех деревья, ниже – кустарники, еще ниже трава и грибы).

- Как вы думаете, случайно ли размещаются растения в лесу этажами и почему? (У них идет борьба за свет и тепло).

- Все деревья леса можно разделить на 2 группы по их внешнему виду. На какие? Кто догадался? (Лиственные и хвойные).

- В каком лесу находимся мы? (В смешанном).

4. Работа в группах.

- Давайте разделимся на группы и выполним следующее задание:

Понаблюдаем за растениями леса.

Дети вытаскивают карточку с названием растения (1 для группы: берёза, ель, сосна, осина) и проводят наблюдения по плану:

1. Название растения.

2. Дерево, кустарник или травянистое растение.

3. Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?

4. Какие размеры, форму и окраску имеют листья?

5. Есть ли у растения: цветки? Какие у них размеры? Форма? Окраска? Запах?

6. Есть ли у растений плоды? Как они выглядят?

7. Найдите других представителей вашей группы среди растения леса.

8. Сравните листья хвойных и лиственных деревьев. В чем их сходство и отличие? Рассмотрите. Почему хвойные деревья называются вечнозелеными?

9. Понаблюдайте, какие изменения произошли в неживой природе? Что изменилось в жизни растений?

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– На нашем лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

6. Работа по теме урока.

В лесу есть теплолюбивые и тенелюбивые растения. Найдите их в лесном сообществе. Приведите пример.

Расскажите о пользе хвойных деревьев.

* задерживает осадки, закрепляет почву;

* обеспечивает защиту от эрозии;

* участвует в процессе фотосинтеза;

* участвует в круговороте воды;

* место обитания и корма для животных;

* использование, как сырье;

* использование в рекреационных ресурсах).

- Можно ли лес представить без животных? Давайте понаблюдаем за жизнью животных.

Примерный план наблюдения за животными (птицы, звери, насекомые).

1. Назвать животных.

2. К какой группе относятся животные?

3. Какие размеры, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?

4. Как передвигается животное? Как оно добывает пищу?

5. Издает ли животное звуки? Какие?

8. Работа по теме урока.

- Ребята, какие дары леса вы знаете?

1. Назовите съедобные грибы, ягоды.

2. Назовите несъедобные грибы, ягоды.

3. Назовите какие ещё дары леса вы знаете.

4. Что можно изготовить из даров леса?

Работа с дидактическим материалом.

Нарисуйте природоохранные знаки: предупреждающие, запрещающие, информирующие.

Подведение итогов экскурсии.

- Ваши впечатления об экскурсии?

- С какими лесными жителями мы встретились? С какими растениями познакомились? Какая связь между животными и растениями существует в лесу?

- Что произойдет, если нарушится природное равновесие в лесу?

- Какие меры по охране леса необходимо проводить?

10. Рефлексия.

Закончите одно из предложений:

• Я сделал(а) вывод, что…

Давайте внимательно посмотрим, что за лепестки у нашего цветка.

Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному из его лепестков. Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать мальчикам и девочкам, что в жизни хорошо, а что плохо. А когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые видят нас.

Представьте себе волшебный цветок, который поможет вам быть счастливыми и здоровыми. Выберите свой Цветок Здоровья и Счастья, и пусть он вам принесёт Удачу, а мне покажет ваше настроение от нашей встречи!

11. Домашнее задание

1. Подготовить рассказ о животных и растительности леса.

Оборудование: лопатки, лупа для рассматривания снежинок, карточки – названия привалов.

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день мои юные друзья! Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие к очень красивому времени года, а какое это время года вы скажите сами. Отгадайте загадку:

Все кругом белым-бело
Все в тонком нежном кружеве
А лес укрыт пушистым инеем
Уснул до первых вешних дней.

– Догадались?. Правильно: сейчас повсюду творит чудеса снежная Зима. Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем парке?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Молодцы, дети! А сейчас – в путь!

2. Первый привал “Неживая природа зимой” (в парке)

Учитель: Как вы думаете, дети, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Подведем итог: и так, зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы – 22 декабря. В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Начинается она, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом.

Учитель продолжает: Посмотрите вокруг и скажите, что лежит вокруг: на земле, деревьях, кустарниках?

Дети: Все кругом укутал пушистый снег. Красиво кругом – все деревья, как будто обсыпаны серебром.

Учитель: Что такое снег? Из чего состоит?

Дети: Снег состоит из снежинок.

Учитель: Правильно, снег – это множество легких снежинок. Я знаю, что вы выучили стихотворение К. Бальмонта “Светло-пушистая снежинка белая…”. Прочитайте, пожалуйста. (Чтение наизусть 2 учащимися)

К. Бальмонт
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогою бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев танцующих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит, пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Учитель: Спасибо.

Ученица:
Рассказ. Раньше думали, что снег – это замершие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из ледяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики растут и становятся звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Учитель: Дети, вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, вначале пушистый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Можно рассмотреть снежинки под лупой (по возможности).

Учитель продолжает: Что можно сказать о снежном покрове сегодня?

Дети: рассматривают снег, разгребают его. Отвечают на вопросы.

Учитель: Да, дети, снег сегодня плотный. Рассмотреть снежинки трудно, они сломали все свои лучики. А как вы считаете: Где снега больше? На открытой местности или под деревьями? Почему? Какую роль выполняет снег для растений?

Дети: Снег – укрывает корни деревьев, защищает их от морозов.

Учитель: Верно, снег – это теплое пушистое одеяло для растений.

3. Второй привал “Секреты живого мира”

Учитель: А теперь мы с вами будем наблюдать за живой природой. Дети, снег, оказывается, защищает не только растения, но и согревает животных. Лось, например, в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. А как встречают зиму другие животные?

Дети: Мыши – полевки роют себе норки под снегом и ходы. Лиса и ласка хорошо слышат мышку под снегом.

Учитель: Ребята, а насекомые как проводят зиму?

Дети: Ответы детей

Учитель: Зимние комарики, снежные паучки, леднички “прогуливаются” по снегу, если температура воздуха не ниже – 10 о . учитель предлагает рассказать детям о белке, как она зимует. Отметить, что белка рыжий цвет шкурки зимой меняет на серый.

Учитель продолжает: А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?

Дети: Следы.

Учитель: Да, как будто на листе бумаги – на снегу оставили свои следы птицы. А я вам, дети, покажу следы некоторых животных, Вот белка. Почерк ее разобрать просто. Она короткими передними лапками обопрется – длинные задние лапки далеко – вперед вынесет и широко расставит. Лисий следок похож на след маленькой собаки. (Можно показать следы зайца, рыси, косули заранее приготовленные)

Вывод: Зная следы животных без особого труда можно узнать, кто побывал на зимней поляне.

4. Третий привал “Зимующие птицы”

Учитель: Особый разговор у нас пойдет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой?

Дети: Голод страшен птицам зимой.

Учитель: Да, нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен. И птиц греют не перья – их бывает несколько слоев.

Учитель продолжает: Каких зимующих птиц нашего края вы знаете?

Дети: Ответы детей. (Синицы, вороны, сороки, воробьи, дятлы).

Пестрый дятел крикнет громко
Разогнав лесную тишь.

– А какие птицы прилетают с севера?

Дети: Снегири.

Учитель: Любители полакомиться рябиной – снегири, а еще свиристели. (Показывает детям заранее приготовленные фото)

Учитель: Предлагает детям послушать рассказ о свиристелях.

Ученик. Рассказ. Свиристели прилетают к нам с севера и остаются зимовать. Очень нарядная птица. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. Поют негромко, как будто посвистывают. В народе про них говорят “Ишь как свисти!”. Поэтому, и называются свиристели.

Учитель: А еще есть птицы, которые зимой в снегу делают себе убежище и прячутся туда.

Ученик. Рассказ. Рябчики, глухари роют в снегу небольшую пещерку. Тетерев ныряет в снег прямо с ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20–30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. Оттого, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Вот так зимуют птицы!

Учитель: Дети, и о птичьем почерке нам надо поговорить,. Вот след сороки – от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка. А здесь и ворона прошлась.

Учитель продолжает: Дети, птицы нуждаются в нашей помощи и ждут ее. Как мы можем помочь птицам?

Дети: Развесим кормушки.

Учитель: давайте повесим кормушки, которые принесли сегодня с собой в парк и насыплем корм. (Дети развешивают кормушки).

Учитель: Сейчас мы с вами сделаем доброе дело. Вы, по возможности, не забывайте брать с собой корм, и подкармливать птичек. А они обязательно скажут вам свое “Птичье Спасибо!”.

5. Четвертый привал “Игровой”

Учитель: Делит класс на две команды и предлагает детям игру “Зимний брейн-ринг”. Каждому участнику предлагается бросить снежок (“Снежки” изготовлены из ваты) и назвать:

  1. Зимние природные явления.
  2. Зимующие птицы.
  3. Зимующих зверей.

Побеждает та команда, игрок которой был последним.

6. Итог урока-экскурсии

Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилась ли вам экскурсия? Чем?

Нажмите, чтобы узнать подробности

· научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

· закреплять ранее полученные знания о характерных признаках осени.

· развивать личностные и психологические особенности школьников;

· развивать память, разные формы мышления.

Оборудование: ботаническая папка, стеклянная банка для наблюдения за насекомыми.

Место проведения: лес

Время проведения: конец марта

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

Емельянова Элина, , Косых Ксения

Конспект экскурсии в лес

Цель: развить у детей интерес к окружающему миру
Задачи:

развивать эстетические чувства;

воспитывать бережное отношение к природе.

познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы;

сформировать представление о тесной связи между живой и неживой природы в сообществе, о приспособлениях растений и животных к среде обитания;

вырабатывать умения наблюдать, описывать, делать выводы, сравнивать;

научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

закреплять ранее полученные знания о характерных признаках осени.

развивать личностные и психологические особенности школьников;

развивать память, разные формы мышления.

Оборудование: ботаническая папка, стеклянная банка для наблюдения за насекомыми.

Место проведения: лес

Время проведения: конец марта

Подготовка учащихся к экскурсии:

приготовление необходимого оборудования;

выучить наизусть отрывки стихотворений:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (И.А. Бунин)

Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет. (А. К. Толстой)

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный. (И. Бунин)

Ход экскурсии.

Проводит с детьми беседу о правилах поведения на природе с помощью вопросов:

Как нужно вести себя на природе?

Где вы можете ходить?

Что можете делать?

Чего нельзя делать на природе?

Беседуют с учителем, отвечают на вопросы.

Личностные: формирование интереса к себе и окружающему миру.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем

Ребята, где мы с вами находимся?

Вам здесь нравится?

Сейчас ребята прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните. (называет четырех заранее подготовленных учеников)

Понравились вам отрывки из стихотворений?

Что общего у всех этих четверостиший?

А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли?

О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите.

А какое время года сейчас?

Какой сейчас месяц?

Какая погода стоит на дворе?

Как выглядит лес сегодня?

Дети читают наизусть четверостишия

В них описан лес в разные времена года.

Личностные: действие смыслообразования (мотивация).

Коммуникативные: инициативное сотрудничества в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Открытие новых знаний

А что такое лес?

Какие бывают леса?

Чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

Хорошо в лесу. Дремлют красавицы ели.

А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу?

Сосна - вечнозеленое дерево высотой до 40-45 м. Сосна ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.

Какие еще в нашем лесу растут деревья?

У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы.

К осени на дубе созревают плоды-желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди – прекрасный корм.

Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром поласкают рот и горло при воспалении. Дубы живут до 2 тыс. лет.

Не мешают ли расти друг другу растения леса?

Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему?

Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как?

К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца?

Наша прогулка по лесу продолжается. - Ребята, посмотрите, что находится около пня?

Кто живет в этом домике?

Расскажите, что вы знаете о муравьях.

Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Муравейник не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 миллионов насекомых-вредителей.

А каких насекомых мы можем встретить в лесу?

Отгадайте мои загадки.

Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.

На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза-
Кто же это?

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.

Ребята, а какую пользу приносят насекомые?

Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбора 1 кг. меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков

Проводит с детьми физминутку

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась.
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела-
На четыре – улетела.

Только ли растения и насекомые живут в лесу?

Ребята, когда мы входим в лес, и первыми, кого вы встречаем – это птицы.

Отгадайте, какие птицы нас встречают?

Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор.

С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица…

Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом.
А верней сказать - дворец.
Прилетай скорей…

Зимуют скворцы в теплых странах. Жилище подбирает скворец, если оно не понравилось самке, то птицы ищут другое место. Выбрав жилище птицы чистят его. Устилают дно соломой, пухом, прошлогодней травой, а в середине гнезда делают углубление.

Ребята, каких птиц мы еще можем встретить в лесу?

Что вы о них знаете?

Какую пользу они приносят?

Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов. Мы углубляемся дальше в лесную чащу.

Ребята, а кого еще мы можем встретить в лесу?

А кто из этих животных живет в нашем лесу? Какие еще животные живут в нашем лесу? Как этих животных охраняют?


Цели: способствовать формированию у учащихся общего представления о лесе; содействовать формированию представления о разнообразии растений и животных леса, некоторых признаках их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи; создать условия для развития потребности бережного отношения к обитателям леса и выполнения правил поведения в лесу; содействовать развитию чувства прекрасного.

Планируемые результаты:

Предметные: проводят самостоятельно наблюдения в природе; дают характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений; приводят примеры растений и животных леса (парка); выполняют правила поведения в природе; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.

Личностные: оценивают свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников; оценивают красоту окружающей природы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: следуют при выполнении заданий инструкциям учителя; проводят наблюдения по предложенному плану; развивают и тренируют свою наблюдательность; фиксируют результаты наблюдений.

Познавательные: осуществляют описание объектов природы; сравнивают и группируют объекты природы по заданным признакам.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.

Конспект урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Вспомните правила поведения на экскурсии.

III. Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы отправляемся на экскурсию в лес (парк), чтобы ознакомиться с разнообразием растений и животных леса, признаками их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. Исследовательская деятельность в группах.

1-я группа. Наблюдение за неживой природой по плану:

1) Характеристика погодных условий:

– тепло сегодня или холодно;

– есть ли ветер, осадки.

2) Характеристика общего вида леса:

– очертания вершин деревьев.

3) Характеристика условий жизни в лесу:

– количество света, тепла и влаги в сравнении с открытой местностью.

2-я группа. Наблюдение за растениями леса (парка) по плану.

Характеристика представителей всех жизненных форм растений леса: деревьев, кустарников, травянистых растений.

1) Название растения.

2) Дерево, кустарник или травянистое растение?

3) Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?

4) Какие размер, форму и окраску имеют листья?

5) Есть ли у растения цветки? Каковы их размер, форма и окраска? Имеют ли цветки запах?

6) Есть ли у растения плоды? Как они выглядят?

3-я группа. Наблюдение за животными леса по плану.

1) Название животного.

2) К какой группе относится животное?

3) Какие размер, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?

4) Как передвигается животное? Что помогает ему передвигаться?

5) Чем питается животное? Как оно добывает пищу?

6) Издает ли животное звуки? Какие?

2. Отчет групп.

V. Первичное закрепление.

1. Беседа о преобладающих видах растений в лесу.

– Все растения так или иначе влияют на окружающую среду. Самое большое воздействие на нее оказывают деревья. Они создают определенный световой режим, влияют на температуру воздуха и влажность почвы. Так, кроны сосен хорошо пропускают свет, поэтому летом в сосновом бору много света, достаточно тепло и сухо. Ель же, наоборот, создает сильное затенение, поэтому в еловом лесу мало света, прохладно и влажно.

Разным растениям для жизни требуется разное количество света, тепла и влаги. Одни из них светолюбивые, то есть хорошо растут, когда освещены солнцем. При этом они обычно не нуждаются в большом количестве влаги, часто даже являются засухоустойчивыми. Другие, наоборот, хорошо растут в тени, а оказавшись на открытых участках, например, из-за вырубки леса, могут погибнуть. Самыми теневыносливыми являются травянистые растения елового леса. Они же требуют больше влаги, чем многие другие наземные травы, то есть являются влаголюбивыми. В лесу есть растения, которые нуждаются в большом количестве тепла (теплолюбивые), поэтому хорошо растут, когда окружены другими растениями.

2. Беседа о тесной связи животных с растениями.

– В лесу среди растений, животные добывают пищу, скрываются от врагов, устраивают жилище, выращивают потомство.

3. Беседа о грибах и правилах их сбора.

4. Беседа об охране леса и его использовании человеком.

VI. Самостоятельная работа.

Сбор природного материала (листья, плоды и др.).

– Плоды и листья каких деревьев вы собрали? Запишите.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Подведение итогов экскурсии.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Какую задачу ставили на уроке?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание: обвести контуры собранных листьев, раскрасить их и подписать названия деревьев или кустарников, с которых они собраны.


-75%

Читайте также: