Царство вирусы разнообразие и значение 11 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о вирусах, особенностях строения и жизнедеятельности.
  • Развивающая: развивать информационную компетентность.
  • Воспитательная: формировать понятие ЗОЖ.

Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний.

Оборудование: учебник, статьи, дополнительная литература, презентация, программированная карта, карта самопроверки.

Новые понятия: вирус, вирион, вирусология, бактериофаг, ретровирус.

1. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы должны рассмотреть удивительные биологические системы, которые вызывают массу отрицательных эмоций. Описание деятельности этих биологических объектов можно встретить в стихах японской императрицы Кокэн в 8 веке.

Скажите, может быть
В селенье этом
Все время иней падал без конца?
Трава. Что видела я летом
Багряно-алой стала на полях!

До сих пор идет спор о том к живой или неживой природе отнести эти объекты. Если перевести с латинского их название, то мы получим слово - яд! Вы,наверное,догадались, что речь сегодня пойдет о:(ответы учащихся) (слайд 1)

- как вы думаете, нам в жизни могу пригодиться знания о вирусах? (ответы учащихся)

- сформулируйте цель и задачи сегодняшнего урока (ответы учащихся) (слайд 2)

- познакомьтесь с планом работы на уроке (слайд 3)

2. Изучение нового материала

- прежде чем вы приступите к работе несколько слово выдающемся русском ученом Дмитрии, Ивановском который, изучая заболевания растения, табак открыл мельчайшие организмы вирусы, (слайд 4,5). Вот посмотрите, так красиво выглядят вирусы на иллюстрациях и электронных фотографиях (слайд 6,7,8). Вирусы вызывают много опасных инфекционных заболеваний, (слайд 9) но одно может угрожать, каждому и лекарственных препаратов нет. Наш город эта беда не обошла стороной (слайд 10). Что же это за заболевание? (слайд 11-14).

Но защитить себя и своих близких можно (слайд 15).

Сейчас каждый получает программированную карту и литературу. Ответы можно записывать на листе - они остаются у вас. Когда закончите, можете проверить свою работу по карте самопроверки, если на задание не нашли ответ, то это задание остается на дом.

Затем учащиеся приступают к выполнению заданий и последующей самопроверке

3.закрепление знанийблеф-клуб. Учащимся предлагаются утверждения по изученной теме, с которыми можно или согласиться или не согласиться. После обдумывания по цепочке учащиеся дают ответы:да или нет с кратким пояснением.

1. Размеры вирусов в несколько раз превышают размеры бактерий

2. Крестным отцом вирусологии по праву считают нашего русского ученого Ивановского.

3. Вирусы нельзя назвать живым организмом.

4. В отличие от бактерий вирусы содержат нуклеиновые кислоты в оформленном ядре.

5. У вирусов наследственную информацию несет ДНК.

6. Вирусы и вирионы это разные виды микроорганизмов.

7. Вирус - это плохая новость в белковой оболочке.

8. Вирусам характерны процессы роста, деления, обмена веществ и энергии.

9 Сборка вирусов происходит во внешней среде, а не в пораженных клетках.

10. Бактериофаги - это разновидности бактерий

11. Вирусные инфекции - грипп, туберкулез, гепатиты, СПИД.

12. ВИЧ и СПИД - это разные понятия.

13. СПИДОМ можно заразиться при рукопожатии, пользовании общей посудой.

14. Вирусы - это паразиты

- Итак, давайте вернемся к цели и задачам нашего урока (файл 1) . Что вы узнали нового? (ответы учащихся). Поднимите руки - кто выполнил все задания! Кто справился с утверждениями блеф-клуба? Молодцы! Кто допустил одну-две ошибки? Это хороший результат! Ну а кто не все нашел ответы или допустил ошибки - не расстраивайтесь, у вас победы впереди.

4. Задание на дом:составить синквейк по теме.

В завершение урока мне хочется познакомить вас с притчей о мудреце и бабочке:

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесумудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся". Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Все в твоих руках".

Помните что ваше здоровье и ваша жизнь в ваших руках. Спасибо за работу.

1. Изучить строение вируса и ответить на вопросы:

1) Почему иммунная система пораженного организма просто не замечает вирусы?

2. Какие классификации, и по каким признакам относительно вирусов можете предложить?

3. Установите соответствие между рисунком и этапом репродукции, (приложение 1.) Назовите отличия репродукции вирусов от процессов деления

4. Установите соответствие между вирусом и инфицированными клетками

Инфицированные клетки Вирусы
А. растения табака 1. Бактериофаг
Б .лейкоциты 2.вирус оспы
В. Клетки нервной ткани 3.вирус гепатита
Г. бактерии 4.вирус табачной мозаики
Д. эпителий 5.полиомиелита
Е. слизистую носа 6. ВИЧ
Ж. гепатоциты 7. Гриппа

5. Справедливо ли утверждение о том что вирусы -можно использовать как лекарственный препарат?

6. В современных средствах массовой информации термины ВИЧ и СПИД часто используют как синонимы. Возможна ли такая взаимозамена? Объясните почему.

7. Почему ВИЧ так назвали?

8. Почему ВИЧ не передается через предметы быта, рукопожатия. Вспомни строение ЖКТ.

9. Укажите основные меры профилактики заражения ВИЧ.

10. Исходя, из всего изученного перечислите отличительные признаки вирусов. Если затрудняешься, то ответь на вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Курс. Общая биология 11 класс.

Блок №1. Организменный уровень жизни.

Тема урока (Модуль №17). Царство Вирусы: разнообразие и значение.

Цель урока: Познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами.

Задачи урока: образовательная: Познакомить учащихся с вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа; развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы, анализировать, выделять главное, сопоставлять, делать выводы; воспитательная: эстетическое воспитание – показать гармоничность всего живого и его целесообразность; профориентационная: осуществление профориентационной работы для ознакомления с областями профессий, относящихся к тематике и их социальной значимости (вирусолог).

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний и способов деятельности..

Методы и приемы обучения: Деятельностный, исследовательский, проблемный. Беседа, самостоятельная работа, объяснение.

Формы организации учебной деятельности: работа в группах.

Основные понятия и термины урока: Бактериофаг, вирусология, химический состав вируса, капсид, взаимодействие вируса с клеткой, инфекция, отсутствие собственной системы синтеза белка.

Развитие умений учащихся: Пользоваться имеющимися знаниями, работать с текстом учебника и дополнительной информацией, выделять главную мысль. Планировать познавательную деятельность.

Ученик должен: иметь представление: о неклеточных формах жизни – вирусах; об опасностях заражения вирусными заболеваниями; знать: особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, их строение и жизнедеятельность во взаимодействии с клеткой; уметь: сравнивать вирусы с клеточными организмами.

Междисциплинарные связи: история.

Внутридисциплинарные связи: цитология.

Источники информации:

- основные: Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский - М.: Вентана – Граф, 2011.

- дополнительные: Приложения (в виде печатного материала на столах).

УЭ – 0. Цель урока.

УЭ – 1. Постановка проблемного вопроса.

УЭ – 2. Выдвижение версий решения проблемного вопроса. Актуализация знаний.

УЭ – 3. Поиск решения проблемного вопроса.

УЭ – 4. Выражение решения проблемного вопроса.

УЭ – 5. Мир профессий.

УЭ – 6. Применение новых знаний. Коррекция знаний. Оценивание. Домашняя работа. Рефлексия.

1. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Стихийным злом эволюции назвали ученые сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты. Существование вирусов было доказано в 1892 г. русским ботаником Д.И.Ивановским.

- Что такое вирусы? Чем Царство Вирусы отличается от других царств живой природы?

Правила составления синквейна: (в синквейне 5 строк)

1 – понятие (одно слово).

2 – прилагательные (два слова).

3 – глаголы (три слова).

4 – предложение (из четырех слов).

5 – существительное (одно слово).

Учащиеся включаются в работу, и получается примерно следующее:

2. Неклеточный, сверхмельчайший.

3. Прикрепляется, проникает, разрушает,

4. Внутриклеточные паразиты, поражающие живое.

Учитель: Да, действительно, вирусы не имеют клеточного строения. Этим вирусы отличаются от всех других организмов живого мира. У них нет собственного обмена веществ и энергии. Они размножаются и строят свои дочерние особи из клеточных материалов и структур за счет метаболизма клеток организма-хозяина. Все вирусы являются внутриклеточными паразитами на генетическом уровне, поражающими все живое на Земле. Когда вирус в клетке хозяина воспроизводит себе подобных – он организм, и очень активный. Вне клетки хозяина вирус не имеет признаков живого организма.

- Какой проблемный вопрос отсюда вытекает?

Проблемный вопрос: Что такое вирус – существо или вещество, живое или неживое? Является ли вирус живым организмом?

2. Выдвижение версий решения проблемы, актуализация знаний.

Учитель: (иллюстрируя следующие примеры, помогаю учащимся выдвинуть свою версию ответа на проблемный вопрос). Обсуждаем вопросы и ситуации:

- Вирусы, проникая в клетку, вызывают гибель хозяина, но вне организма вирус не подает признаков жизни. Вирус – это белок и нуклеиновая кислота. Он – живое или нет?

- Вирус – паразит. В неживой природе паразитизма как явления нет. Значит, все-таки живой?

3. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний).

Как же определить живой организм или нет? Об этом говорят признаки и свойства данного организма. Познакомимся с вирусами подробнее. Работать будем парами. Пользуйтесь текстом учебника и дополнительной информацией из приложения.

1 группа: Используя текст учебника, ответьте на вопрос: Чем вирусы принципиально отличаются от других живых организмов?

2 группа: Используя текст учебника, ответьте на вопрос: Какими свойствами живых организмов обладают вирусы?

3 группа: Используя текст учебника, ответьте на вопрос: Какое строение имеет вирусы?

4 группа: Используя текст учебника, ответьте на вопрос: Как вирусы проникает в клетку хозяина и как в ней размножаются?

5 группа: Используя текст учебника и Приложение 3, ответьте на вопрос: Каковы пути и механизмы возникновения вирусов?

6 группа: Используя текст учебника и Приложение 2, ответьте на вопрос: Какое значение имеют вирусы в природе и жизни человека? Какой вирус называют ВИЧ?

После подготовки представители пар отчитываются по заданиям. На экране:

Чем вирусы принципиально отличаются от других живых организмов?

Какими свойствами живых организмов обладают вирусы?

Какое строение имеет вирусы?

Как вирусы проникает в клетку хозяина и как в ней размножаются?

Какое значение имеют вирусы в природе и жизни человека? Какой вирус называют ВИЧ?

4. Выражение решения проблемы.

Учитель: Давайте вернемся к проблемным вопросам нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Ученики: Что такое вирус – существо или вещество, живое или неживое? Является ли вирус живым организмом?

Учитель: Что вы можете сказать по выдвинутым проблемным вопросам?

Ученики совещаются в группах и представители от групп предлагают свой вариант ответа на проблемный вопрос.

С помощью учителя ученики должны прийти к выводам:

1) Вирусы – неклеточные формы жизни, паразитирующие на генетическом уровне.

2) Вирусы являются уникальной формой жизни. С одной стороны, вирусы – дискретные (автономные) генетические структуры, которым присущи основные свойства живых организмов: размножение, изменчивость, адаптация и способность к эволюции. С другой стороны, вирусы не имеют таких важнейших свойств живого организма, как метаболизм, и не способны к самостоятельной репродукции своей наследственности вне клетки хозяина.

3) Благодаря тщательному исследованию огромного числа видов вирусов установлено, что вирус – особая форма жизни, особая живая система – биосистема организменного уровня, хотя и очень примитивная.

5. Мир профессий.

Учитель: Наука о вирусах, изучающая их строение, биохимию, систематику и значение называется … (вирусология).

- Вы сегодня попробовали себя в роли вирусологов, ученых, изучающих вирусы. Давайте поближе познакомимся с этой профессией.

Рассказ по презентации:

Вирусолог – это специалист, изучающий вирусы, мельчайших внутриклеточных паразитов, распространенных повсеместно и вызывающих болезни растений, животных и человека.

Местом работы вирусолога является преимущественно лаборатория - современная, оснащенная новейшей аппаратурой, позволяющей использовать различные биохимические, биофизические, радиобиологические и др. методы. В арсенал вирусологов входит оптическая и электронная микроскопия, вычислительная техника.

Вирусологи могут работать в двух направлениях: 1 – изучают молекулярную биологию и генетику, физику и химию макромолекул, т.е. явления биосинтеза живого вещества и явления наследственности. 2 - изучают медицину и фармакологию и борются с заболеваниями путем получения противовирусных вакцин.

Вирусолог должен сочетать в себе широкую общебиологическую эрудицию и навыки экспериментатора. Успех его работы во многом зависит от точного знания свойств и характеристик привлекаемых приборов и препаратов, от аккуратности и тщательности при подготовке эксперимента (нередко долгой и трудоемкой), педантичности при его выполнении. Непроста и обработка получаемых результатов, правильная интерпретация их часто требует постановки новых уточняющих экспериментов, привлечения дополнительной информации.

Специальность вирусолога можно получить на биологическом факультете университета. На должность врача - вирусолога назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, прошедшее послевузовскую подготовку или специализацию по специальности "Вирусология".

6. Применение новых знаний. Коррекция знаний и первичная проверка знаний. Домашняя работа. Рефлексия.

1) Выполните итоговый тест. Проверьте и оцените свою работу (Приложение 1).

2) Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3) Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:

1. Выполнили все УЭ, тест без ошибок - можете выполнить творческое задание.

2. Иногда испытывали затруднения в работе и допускали ошибки - повторите тему по учебнику.

Итог урока - организационный.

Прошу вас оценить свою работу. Что показалось трудным, непонятным на уроке? Что на уроке было, на ваш взгляд, самым интересным? Спасибо за урок.

Вирус (лат. virus - яд) - неклеточная форма жизни, мельчайшие болезнетворные микроорганизмы, не видимые в микроскоп. Они значительно меньше бактерий: легко проходят через бактериальные фильтры.

Вирусы способны размножаться только внутри живых клеток, до проникновения в них вирусы не имеют признаков жизни: пассивно перемещаются во внешней среде, ожидая встречи с клеткой-мишенью.

Вирус гепатита C

В 1892 году Ивановский Д.И. в ходе изучения мозаичной болезни табака обнаружил, что болезнь вызывается мельчайшими субстанциями, которые проходят через бактериальный фильтр, то есть были меньше бактерий. Вирусы впервые увидели в электронный микроскоп в 1939 году (спустя 19 лет со смерти Ивановского), однако считается, что именно Ивановский положил начало вирусологии как науке.

Ивановский Д.И.

  • Наличие наследственности и изменчивости
  • Способность к репродукции (воспроизведению себе подобных)

    Неживое (инертное) состояние

Вне клетки хозяина находятся в неживом состоянии, ожидая внедрения. Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.

У вирусов отсутствует обмен веществ с внешней средой (метаболизм).

Не имеют клеточной мембраны, ограничивающих их от внешней среды, и, соответственно, клеточного строения.

У вирусов отсутствует половое размножение и деление. Попав в живую клетку, вирус встраивает свою нуклеиновую кислоту (РНК/ДНК) в наследственный материал клетки-мишени. В результате клетка начинает синтезировать вирусные белки (новые вирусы): так увеличивается численность вирусов.

Вирусы не растут, не увеличиваются в размерах. Стратегия их жизни - безудержное размножение.

Если мы заглянем в клетку, инфицированную вирусом, то от вируса мы увидим только один элемент - его нуклеиновую кислоту (ДНК/РНК). Во внешней среде вирусы существуют в виде вирионов - полностью сформированных вирусных частиц, состоящих из белковой оболочки (капсида) и нуклеиновой кислоты внутри.

Носителем наследственной информации у вирусов может быть ДНК, РНК. В связи с этим все вирусы подразделяются на ДНК- и РНК-содержащие.

Строение вируса

Взаимодействие вируса с клеткой

Найдя клетку, на поверхности которой есть подходящий рецептор, вирус взаимодействует с ним и прикрепляется к мембране клетки. Путем эндоцитоза (образование вакуоли) вирус проникает внутрь клетки, выходит из вакуоли в цитоплазму. Наследственный материал (ДНК/РНК) вируса реализуется по схеме: ДНК ↔ РНК → белок.

Проникнув внутрь клетки (инфицировав ее), вирус реализует собственный генетический материал (ДНК/РНК) путем синтеза вирусного белка на рибосомах клетки хозяина. Клетка даже и не подозревает, что вирус встроил в ее РНК/ДНК свой генетический код - она принимает его как свой собственный, а в результате синтезирует вирусные белки.

Образовавшиеся белки объединяются в вирусные частицы, которые могут выходить из клетки разными путями. Вирионы вирусов гепатита C выходят из клетки путем почкования (экзоцитозом), при таком варианте клетка долгое время остается живой и служит для продукции новых вирионов.

Вирус в клетке

Известен и другой механизм выхода вирионов из клетки: взрывной, при котором оболочка клетки разрывается, и тысячи вирионов отправляются инфицировать новые клетки. Такой способ характерен для аденовирусов, ротавирусов.

Бактериофаги ("бактерия" + греч. phag(os) — пожирающий)

Это уникальная группа вирусов, инфицирующая только бактерии. Бактериофаг имеет капсид, с содержащимся внутри наследственным материалом - ДНК (реже РНК), протеиновым хвостом. Бактериофаги открыты в 1915 году и с тех пор активно применяются в ходе генетических исследований.

Ниже вы можете видеть типичное строение бактериофага. Бактериофаг напоминает шприц, который протыкает стенку бактерии и впрыскивает внутрь нее свою нуклеиновую кислоту.

Строение бактериофага

Бактериофаги успешно применяются в медицине для лечения многих заболеваний. Это высокоэффективные, дорогостоящие препараты, которые помогают, например, нормализовать микрофлору кишечника при бактериальных инфекциях.

Вирусные инфекции

Вирусы вызывают множество заболеваний человека и животных. Некоторые из них неизлечимы даже на современном этапе развития медицины, например бешенство. К вирусным инфекциям относятся грипп, корь, свинка, СПИД (вызванный ВИЧ), полиомиелит, желтая лихорадка, онковирусы.

Такая группа, как онковирусы, потенцируют развитие опухолей в организме. К ВИЧ и онкогенным вирусам не существует специфических антител, что затрудняет процесс создания вакцины. В то же время против ряда вирусных инфекций: корь, ветряная оспа созданы вакцины, создающие стойкий пожизненный иммунитет.

Клетки вырабатывают защитный белок - интерферон. Это вещество подавляет синтез новых вирусных частиц, приводит к повышению температуры тела (например, при гриппе).

Повышение температуры тела

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) представляет для организма большую опасность. Он размножается в T-лимфоцитах - клетках крови, которые выполняют иммунную функцию. С гибелью T-лимфоцитов разрушается иммунная система, становится невозможным сопротивление организма бактериями, вирусам и грибам, что в отсутствии лечения приводит к вторичным инфекциям.

Риск заражения ВИЧ присутствует при гемотрансфузии (переливании крови), половом акте. Инфекция также может быть передана от ВИЧ инфицированной матери к плоду.

Строение ВИЧ

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Ключевые слова конспекта: неклеточные формы жизни, царство вирусы, фаги (бактериофаги)

Вирусы являются неклеточной формой жизни и занимают пограничное положение между неживой и живой матерней. Вирусы — внутриклеточные паразиты и могут проявлять свойства живых opганизмов, только попав внутрь клетки.

Отличия вирусов от неживой природы:

  1. способность к размножению;
  2. наследственность и изменчивость

Отличия вирусов от клеточных организмов:

  1. не имеют клеточного строения;
  2. не проявляют обмена веществ и энергии (метаболизма);
  3. могут существовать только как внутриклеточные паразиты;
  4. не увеличиваются в размерах (не растут);
  5. имеют особый способ размножения;
  6. имеют только одну нуклеиновую кислоту — либо ДНК, либо РНК.

вирусы

Вирусы существуют в двух формах:

  • покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются,
  • внутриклеточной, когда осуществляется размножение вирусов.

Простые вирусы (например, вирус табачной мозаики) состоят из молекулы нуклеиновой кислоты и белковой оболочки капсида. Некоторые более сложные вирусы (гриппа, герпеса и др.) помимо белков капсида и нуклеиновой кислоты могут содержать липопротеиновую мембрану, углеводы и ряд ферментов. Белки защищают нуклеиновую кислоту и обусловливают ферментативные и антигенные свойства вирусов. Форма капсида может быть палочковидной, нитевидной, сферической и др.

В зависимости от присутствующей в вирусе нуклеиновой кислоты различают РНК-содержащие и ДНК-содержащие вирусы. Нуклеиновая кислота содержит генетическую информацию, обычно о строении белков капсида. Она может быть линейная или кольцевидная, в виде одно- или двуцепочечной ДНК, одно- или двуцепочечной РНК.

Проникновение в клетку

При проникновении вируса внутрь клетки специальные белки вирусной частицы связываются с белками-рецепторами клеточной оболочки. В животную клетку вирус может проникать при процессах пино- и фагоцитоза, в растительную клетку — при различных повреждениях клеточной стенки.

Вирус подавляет существующие в клетке процессы транскрипции и трансляции. Он использует их для синтеза собственных нуклеиновой кислоты и белка, из которых собираются новые вирусы. После этого клеточные оболочки разрушаются и новообразованные вирусы покидают клетку, которая при этом погибает.

репродукция вируса

Бактериофаги (вирусы, паразитирующие на бактериях), как правило, не попадают внутрь клетки, так как этому препятствуют толстые клеточные стенки бактерий. Внутрь клетки проникает только нуклеиновая кислота вируса.

фаги

Полагают, что происхождение вирусов связано с эволюцией каких-то клеточных форм, которые в ходе приспособления к паразитическому образу жизни вторично утратили клеточное строение.

Вирусы — возбудители заболеваний

Вирусы способны поражать различные живые организмы. Первым открытым вирусом был вирус табачной мозаики, поражающий растения. Вирусную природу имеют такие заболевания животных и человека, как натуральная оспа, бешенство, энцефалиты, лихорадки, инфекционные гепатиты, грипп, корь, бородавки, многие злокачественные опухоли, СПИД и др. Кроме того, вирусы способны вызывать генные мутации.

Заболевания у животных • Бруцеллез
• Лейкоз
• Ящур
• Инфекционная анемия лошадей
• Рак крови кур
• Чума у свиней и птиц. И другие
Заболевания у растений • Табачная мозаика
• Карликовость
• Желтая сеть
• Пятнистая мозаика
Заболевания у человека • Оспа
• Гепатит
• Энцефалит
• Краснуха
• Бешенство
• Грипп
• Корь
• Полиомиелит
• Паротит (свинка)
• СПИД и др.

Вирус, вызывающий заболевание СПИДом (синдром приобретённого иммунодефицита), поражает клетки крови, обеспечивающие иммунитет организма. В результате больной СПИДом может погибнуть от любой инфекции. Вирусы СПИДа могут проникнуть в организм человека во время половых сношений, во время инъекций или операций при несоблюдении условий стерилизации. Профилактика СПИДа заключается в избегании случайных половых связей, использовании презервативов, применении одноразовых шприцев.

Читайте также: