Конспект урока темп в жизни и в музыке

Обновлено: 05.07.2024

Основные понятия: музыкальная речь, музыкальные предложения (фразы), темп.

Межпредметные связи: русский язык, физико-математические дисциплины

Музыкальный материал:

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

1. Оргмомент

– Здравствуйте, садитесь (можно музыкальной попевкой, если дети привыкли это делать).

– Давайте, ребята, и мы улыбнемся друг другу! Посмотрите, как светло и радостно стало вокруг!
– А теперь представим, что мы с вами находимся не в обычном классе, а в лаборатории!

– А чем занимаются в лаборатории? Правильно: изучают и исследуют! А поскольку у нас с вами урок музыки, то и лаборатория наша будет … (дети должны ответ дать сами)
…музыкальная!
– Чем же мы будем заниматься в нашей музыкальной лаборатории?
– Что мы будем исследовать?
(Ответ детей: исследовать музыку!)
– Я хочу предложить вам провести первый научный музыкальный эксперимент. У вас на партах лежат смайлики, обозначающие разные настроения. Давайте назовем их! (вывешиваются на доску смайлы)

Вы сейчас услышите музыкальный фрагмент. Вам необходимо определить его настроение.

Слушание фрагмента № 1 (А. Вивальди. Весна)

– Покажите смайлик! (радостное)
– А сейчас какое настроение? Поднимите нужное обозначение. (радостное)

Слушание фрагмента № 2 (П.И. Чайковский. Осенняя песня)

– И снова смайлик! (грустное)

– А какое настроение подходит к этому музыкальному фрагменту?

Слушание фрагмента №3 (К. Дебюсси. Лунный свет)

Упражнения на дыхание и распевки

– Мы приготовили свой голосовой аппарат для работы. И для следующего эксперимента нам необходимо исполнить песню.

Наигрывание первых нескольких нот

Узнали? Сели красиво, спинки прямые.

– Молодцы. Теперь я предлагаю каждому ряду исполнить только часть песни.

– Исполнять будем в следующей последовательности: 3 ряд – 1 ряд – 2 ряд.
– Получилось у нас исполнить песню? (нет). А почему (поменяли предложения местами, поэтому ничего и не получилось).
– Я предлагаю спеть еще раз, но правильно. Какой ряд должен начать первым?
– А если в устной речи мы переставим предложения, получиться текст? (нет)
Какой вывод мы можем сделать? (Как и в устной речи, в музыкальной речи есть предложения, которые связаны друг с другом по смыслу).
– Исходя из этого вывода, на какие части можно разделить музыкальное произведение? А музыкальные предложения, музыкальные фразы? (на музыкальные слова).
После проведенного музыкального эксперимента, какой вывод мы можем сделать об устной и музыкальной речи? (очень похожи).
– Сейчас в ваших журналах экспериментальной работы вы должны красным карандашом стрелками указать составляющие устной речи, а синим – музыкальной речи.
– Как же вы выполнили задание? (ответы детей)
– Давайте проверим правильность выполнения.

Зарядка (подойдет любая короткая музыкальная игра с изменением темпа)

У каждого из вас на столе лежит задание, что нужно сделать с последним звучащим ритмом. Прочитайте задание и попробуйте выполнить его в парах.

1 ряд – медленнее
2 ряд – так же
3 ряд – быстрее

Проверим результаты вашей работы.

Сначала 2 ряд, потом 1 и 3 ряды.

Работа в группах на слушание фрагментов песен с изменением темпа

– Давайте посмотрим, какой большой хор у нас получился
– И я предлагаю вместе с хором исполнить песню, с которой начался наш урок.

Выводы урока

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

города Бийска Алтайского края

Дьяконова Ирина Владимировна

Приобщение детей к музыкальному искусству.

Научить детей слушать музыку.

Научить детей определять темп.

Что такое темп в музыке? (ответы детей)

В разных темпах мы живем

Утром, вечером и днем,

Темпы музыки узнаем.

(читаю стихотворение , выделяя голосом слова, которые имеют отношение к темпу)

Утром быстро ты встаешь, делаешь зарядку,

А затем в портфель кладешь книги по порядку.

За столом активно ешь, а поев красиво,

Энергично по дороге в школу ты шагаешь.

В классе сложные задачи медленно решаешь.

На уроке физкультуры живо пробегаешь,

И со скоростью ракеты радостно летаешь.

Возвратясь домой один, ты неторопливо

Пообедать сел за стол, ложку взяв лениво.

Во дворе идет игра, но урок учить пора.

Не спеша учи урок, и тогда пойдет он впрок.

День к закату стал клониться, солнце красное садится.

Энергично ты встаешь, к телевизору идешь.

День так скоро пролетел. Все ли сделать ты успел?

Веки плавно закрывай, доброй ночи! Засыпай!

Все темпы, какие только есть в музыке делятся на три основные группы: медленные, умеренные (средние), быстрые.

Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:

  • ларго (очень медленно и широко);
  • адажио (медленно, спокойно);
  • анданте (в темпе спокойного шага);
  • модерато (умеренно, сдержанно);
  • аллегретто (довольно оживлённо);
  • аллегро (быстро);
  • виваче (быстро, живо);
  • престо (очень быстро).

Одна из первых характеристик танца – это темп музыки. Некоторые жанры (вальс, марш) характеризуются определенным темпом. Для точного измерения темпа служит метроном.

Значение темпа станет понятнее, если вспомнить тот факт, что изначально музыка использовалась в качестве музыкального сопровождения танца. И именно движение ног танцоров задавало темп музыки, и музыканты следовали за танцорами.

  1. Анданте. И. Гайдн.
  2. Марш. Ж. Бизе.
  3. Латышская полька.

Дети определяют темп.

(Дети стоят колонной по одному. Под музыку мелкими шагами дети двигаются вперед, ускоряя и замедляя шаг в соответствии с музыкой.

Руки в это время делают круговые движения, подражая вращению колес).

Давайте подведем итог нашей беседы:

1.В каждом танце есть свой темп, и это различие между ними можно проследить на примере отдельных танцев народов мира.

Цель занятия: привитие интереса к хореографической деятельности.

Форма занятия: музыкальная игра.

Организационный момент

Звучит музыка - поклон.

Педагог: «Ребята, а теперь давайте повернёмся лицом друг к другу, пожмём руки и улыбнёмся. Теперь я вижу, что у нас отличное настроение и можно начинать занятие.

Педагог обращается к детям:

Педагог показывает движения рук под музыку, а дети – повторяют.

Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

В данном упражнении применяется игровая технология. Учащиеся исполняют движения, самостоятельно сочинённые. Это развивает творческое мышление, фантазию детей, их зрительную память и быструю реакцию, увеличивает интерес учащихся к образовательной деятельности.

Звучит танцевальная музыка, педагог показывает движения, дети повторяют.

Смысл упражнения заключается в том, что музыка звучит то в медленном, то в быстром темпе, а дети должны услышать это и исполнять движения в том же темпе.

Звучит танцевальная музыка, педагог показывает движения, дети повторяют.

Звучит танцевальная музыка, педагог показывает движения, дети повторяют.

Звучит танцевальная музыка, педагог показывает движения, дети повторяют.

Звучит музыка, дети играют.

Закрепление учебного материала

Педагог делит детей на две группы, задаёт задания, а ребята стараются выполнить их под музыку.

Педагог: «Как качаются ветки у дерева? (дети качают руками). Как колышутся листики? (дети машут ладонями).

Как шумит у дерева крона? (дети исполняют круговое вращение головой).

А какой ствол у нашего дерева? (дети должны встать прямо).

А где у нашего дерева корни? (все дружно топают ногами).

В проведении данной игры-соревнования используется технологический компонент – непосредственное участие педагога в выполнении танцевальных движений. При неправильном исполнении идёт корректировка и закрепление материала.

Итоги занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Воспитывать эстетическое, неотчужденное отношение к художественным произведениям у детей.

3. Развивать умение высказываться с привлечением опыта ребенка, конкретных знаний.

Предмет: музыкальное искусство

Дата: 07 февраля 2019 г.

Цель урока: формирование эстетического, не отчужденного отношения к музыке Грига.

Задачи урока:

1. Воспитывать эстетическое, неотчужденное отношение к художественным произведениям у детей.

3. Развивать умение высказываться с привлечением опыта ребенка, конкретных знаний.

Методы:

- метод организации художественно-эстетической среды;

Организационный момент. (проверка готовности к уроку, состав класса)

Приветствие.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Для меня – счастье, видеть ваши привлекательные, любопытные лица.

И мне на протяжении всего урока хотелось бы видеть вас такими. Сегодня на уроке мы проследим жизненный путь героя одной драмы через музыку.

2.Актуализация знаний

В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. Если что-то изменяется, значит, происходит что? - развитие.

Посмотрите на доску, прочитайте глазками.

(Развитие - это изменения.)

Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит развитие, и мы, сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки.

Посмотрите на доску. Помогите мне разгадать этот ребус.


- Что такое динамика?

- Если изменяется динамика, что происходит?

Посмотрите на доску, прочитайте глазками.

(динамическое развитие).


Сейчас вы будете слушать музыку и если есть желание, вы можете потанцевать. Постарайтесь проследить будет ли изменяться музыка?

3. Работа по теме урока


Как он изменялся?

- А если изменяется темп, то происходит развитие.

- как называется такое развитие?

Посмотрите на доску. Настя, прочитай, пожалуйста.

(темповое развитие).

Сегодня на уроке у нас будет много примеров послушать и поговорить о развитии музыки.

Мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда Грига при помощи динамики и темпа.

Познакомьтесь, композитор Э. Григ.

(портрет + И.Ф. и годы жизни.)

Э. Григ родился и жил на севере, в Норвегии. Эта страна находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. Эти сказочные существа будто бы живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

Комедия-это, когда смешно, драма, когда грустно.

Музыка рассказывает историю о юноше, который покинул родной дом и отправился путешествовать в дальние страны в поисках счастья.

Звали его - Пер, фамилия - Гюнт.

Было ему тогда всего лишь 20 лет.

Во время путешествия он попадал в пещеру горного короля.

Давайте обсудим услышанное и просмотренное …

- А у нас музыка добрая? Злая.

Опишите внешность троллей по музыке.

Глаза, каким цветом, зубы, уши, волосы, нос?

Посмотрите на экран, соответствует ли ваше описание образа троллей, тому какие они на самом деле.

Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.

- Что стали делать тролли?

- А почему подкрадываются?

- Как музыка звучала? (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

- Что произошло дальше?

Слушайте музыку и покажите жестами

- Как в музыке это показано?

(музыка стала звучать быстрее и громче.)

- А тролли сейчас приближались или удалялись?

- Что это изменилось в музыке?

(темп и динамика)

Да, быстрее – это темп изменился, а громче – это динамика.

Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались.

Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости?

Послушаем музыку, что стали делать тролли?

-Танец какой? (быстрый, стремительный, дикий, страшный)

- Как изменилась музыка? Как она стала звучать? (если вначале настороженная, то сейчас…?)

(стала очень громкая и быстрая)

- Что это в музыке изменилось?

(динамика и темп)

Как много нам музыка рассказала.

-Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)

- Какое? (динамическое развитие). Динамика изменялась,

мы с вами проследили в музыке: от очень тихой до очень громкой.

И темповое развитие, темп изменялся: от медленного до очень быстрого, стремительного.

Как вы думаете, нашёл ли Пер Гюнт своё счастье?

Долго путешествовал П.Г. в поисках счастья - 40 лет.

Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.

Читаю стихотворение Г. Алексеева, при этом обращаюсь к любому ребенку и беру его за руку:

Протяни руку и на твою ладонь

Упадет дождевая капля.

Протяни руку и на твою ладонь

Сядет стрекоза, большая зеленая стрекоза.

Только протяни руку и к тебе на ладонь

Опустится райская птица.

Протяни же руку, чего ты стесняешься?

Постой минуту с протянутой рукой

И кто-то положит тебе на ладонь

Свое пылкое, восторженное сердце.

А если положат камень?

Не обижайся, будь великодушным.

- Протяните руки. Что это за жест?

Это же жест мольбы, просьбы.

Он её бросил, камень ей положил, а она всё-равно его любит и столько много времени продолжает ждать.

Великодушная. Будьте великодушны.

Что она делает? Просит, чтобы он вернулся, надеется, ждет его.

И все время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню.

Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите, какое настроение у нее было.

- Ребята, только не забывайте, как нужно слушать. Помните, мы слова похожие подбирали, что нужно вслушиваться прислушиваться, подслушивать и только тогда можно услышать и понять музыку.

4.Динамическая пауза для снятия мышечной усталости

- Какое настроение у Сольвейг было?

- Всегда такое? Музыка менялась?

- Какая стала? (веселая).

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.

Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

-Еще какая стала? (быстрая).

- Что изменилось в музыке?

- Когда грустила, темп был…? : медленный.

- А когда думала о хорошем…? : быстрый.

- Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось?

Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке?

Посмотрите надоску, ещё раз прочитайте глазками.

(динамическое развитие - когда изменяется динамика)

(темповое развитие - когда изменяется темп)

-Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В лагерь, например?

Домой хотелось? Дом вспоминали? И хоть в лагере хорошо, весело, все-равно домой хочется.

Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал.

И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.

Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе. Хорошо им стало?

Когда человек один, ему плохо, а когда вместе - хорошо. Это счастье?

Давайте мы с вами тоже все возьмемся за руки

Все-все (самой подойти и взять детей за руки)

Мы тоже стали вместе.

А что такое для вас счастье?

Д/з Подумайте дома, что такое счастье и как увеличить счастье на Земле? С родителями поговорите и мне на следующем уроке покажете свои работы, рисунки нарисуете или напишете.

- Ребята, а вам хочется, чтобы, сколько у вас счастья в жизни было?

Чуть-чуть или много?

- А теперь давайте вдохнем счастье, ощутим (почувствуем), какой чудесный аромат у него, насладимся.

А сейчас еще раз вдохнем и тихонечко-тихонечко подуем, чтобы счастье заполнило весь наш класс, давайте все вместе - тихонечко дуем, счастье оно такое хрупкое. Поделитесь счастьем, чтобы всем-всем хватило.

Подарим всем счастье, и пусть оно летит дальше, к мамам и папам долетит,

Чтобы они тоже стали счастливыми.

Спасибо, ребята, что вы такие великодушные.

Мне особенно приятно, что сегодня передо мной были не просто девочки и мальчики, не просто ученики, а творцы: вы тоже создавали образ счастья, вы и мне помогли сегодня почувствовать счастье.

Каждый счастье понимает по- своему.

У каждого оно свое.

Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья.

Ну, хотя бы музыка.

Музыка помогает быть счастливым.

- А если мы сейчас все вместе исполним песню, это будет для вас счастьем?

- И для меня тоже.

5.Вокально-хоровая работа

Урок: Темп в музыке

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конечно, вы хорошо знаете, что это слово означает скорость движения. Правда, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). От темпа зависят и характер, и настроение пьесы. Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а галоп - в медленном. Давайте вспомним основные музыкальные темпы. Их принято обозначать на итальянском языке.

Читайте также: