Конспект урока сжатое изложение собирал человек слова 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Подготовить обучающихся к написанию сжатого изложения.

На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения.

Как вы понимаете этот термин? (отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие - подробно).

Какие кратко, а какие подробно? (изложите только самое главное, не останавливаясь на подробностях).

II.Объяснение новой темы

Чтение учителем текста изложения на странице 27 упражнение 65.

1.Беседа по тексту.

О ком идет речь в тексте? (о Владимире Дале).

2.Всупительное слово учителя о В. Дале.

Какова основная мысль текста? (Морозный мартовский день 1819 года оказался главным в жизни Даля. В этот день он принял решение собирать слова.).

Определите стиль текста? (художественный).

Какие художественные средства использует автор? (эпитеты: холодный глаз; сравнения: сани идут легко, словно под парусом; метафора: решение перевернуло жизнь; олицетворение: вырос знаменитый словарь).

Замените выражение заволакиваться тучками лексически нейтральным синонимом (затянуться).

3.Деление текста на микротемы (4 микротемы).

4.Работаем над составлением плана и выбираем ключевые слова

Прочитайте первый абзац. О ком идет речь? Важен ли этот абзац для раскрытия микротемы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? (В первом абзаце особенно важно описание седока, эта часть заинтересовывает читателя, которому хочется узнать, кто же этот человек, замерзающий от холода и в то же время не теряющий интереса к словам, к тому, как говорят в народе, именно эта часть рисует Даля как человека, который не отступит от принятого решения).

Едут двое. Ямщик в тулупе. Седок жмется от холода, форма греет плохо.

Перескажите I часть (По серому насту сани идут легко. Ямщик, одетый в теплый тулуп, всё поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Мичманская форма греет плохо.).

Прочитайте 2 абзац.

Нужно ли воспроизводить разговор между ямщиком и мичманом в форме диалога? (Желательно. Диалог оживляет повествование и характеризует Даля как человека любознательного.)

Составьте второй пункт плана и выпишите ключевые слова.

Замолаживает, пасмурнеет, к теплу.

Прочитайте 3 абзац.

Что важно взять из этого абзаца?

Можно ли его сжать? (Да, можно. Даль делает первую запись и долго дует на закоченевшие пальцы – в этом настойчивость, упорство).

Надо ли воспроизвести буквами все, что записал Даль в записную книжку? (Необязательно, следовательно, основную мысль передадим сжато).

Долго дует на закоченелые пальцы.

Прочитайте 4 абзац текста.

Какие факты из этой части текста необходимо воспроизвести в изложении?

Составьте 4 часть плана и выпишите ключевые слова.

Объясните значение слов:

Наст – твердая корка на снегу после оттепели.

Понукает (разг) – заставлять что-нибудь делать.

Седок – пассажир, едущий в экипаже.

Мичман – офицерский чин.

Басит – говорит басом.

Какие знаки препинания вызывают трудность?

Посмотрите схемы, найдите предложения, которые соответствуют им.

Вспомните правила постановки знаков препинания при диалоге.

Слово учителя: Текст состоит из 154 слов, а сжатый текст из 82 слов.

III. Напишите сжатое изложение.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность.

Урок русского языка в 6 классе

«Развитие речи в 6 классе. Сжатое изложение.

отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.

воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

Повторить алгоритм написания сжатого изложения;

Формировать у обучающихся умения сжимать текст;

.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся средствами ИКТ и текстового материала, интереса к предмету

.Воспитывать самостоятельность , умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность.

Ход урока: План урока: * Первичное чтение текста учителем.

* Беседа по содержанию.

* Языковой анализ текста.

* Вторичное чтение текста учащимися.

* Устная работа по сокращению.

* Сжатый пересказ текста по пунктам плана (или по опорным словам).

* Самостоятельное составление текста изложения и его запись.

* Совершенствование написанного. Редактирование текста.

1. Организационный момент. Русский язык обладает огромным арсеналом слов, средств, приёмов, помогающих человеку не только по – разному выразить свои мысли, но и талантливо, красиво описать их. Может быть, иногда мы даже не задумываемся, каким огромным богатством – русской речью – мы обладаем
2. Целеполагание
Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения. Слайд 1
3. Лингвистическая разминка.
- Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора). Слайд 2
- Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно, компрессивно). Слайд 3
- Что должно быть отражено в сжатом изложении ? (ответы учащихся, затем следующий слайд)

Среди содержательных приемов компрессии (сжатия) текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную;

2) исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);

Основные приёмы языкового сжатия исходного текста:

— сложного предложения простым;

— двух и более простых предложений одним сложным;

— однородных членов предложения обобщающим наименованием;

— объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;

— предложения или его части указательным местоимением (это, то. ) или отрицательным местоимением с обобщающим значением (всё, ничего . );

— прямой речи косвенной;

2) сокращение или полное исключение:

— одного или нескольких синонимов;

— некоторых второстепенных членов предложения;

— конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);

— фрагмента предложения (например, части сложного предложения);

— диалога (передача его сути в одном предложении);

3) слияние нескольких предложений в одно.

4. Подготовка к восприятию текста

На доске заранее написано: (Слайд 4 )

4-томный словарь (под редакцией Д. Н. Ушакова)- 85 тыс. слов.

17-томный словарь современного русского литературного языка Академии наук СССР – 120 тыс. слов.

Учитель сообщает учащимся, что все словари, кроме последнего, создавались коллективами учёных, последний создан одним человеком- В. И. Далем.

5 Сжатое изложение

Собиратель русских слов

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем – врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.

Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре слова, которые услышал от прислуги.

Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.

6. Беседа по тексту:

Какое образование получил В. И. Даль?

Какой талант В. И. Даля оценил А. С. Пушкин?Почему?

В чём было истинное призвание В. И. Даля?

Какую цель поставил перед собой Владимир Иванович Даль и как её выполнял?

Почему работу В. И. Даля над словарём можно назвать настоящим подвигом?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе.

Сжатое изложение.

Обучающая : научить сжато передавать исходный текст, сохраняя его основную мысль.

Развивающая: развивать умение сжимать текст разными способами.

Воспитательная : воспитывать любовь и интерес к родному слову и его истории.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Чтение текста.

( Учебник русского языка,6 кл. 1999г., стр.27, упр.65)

Анализ текста.

Какова тема текста? (Случай из жизни В. И. Даля)

Какова основная мысль текста? (Судьбу человека может

К какому стилю относится текст? (Художественный).

Составление плана полного изложения.

Учитель: На сколько частей можно разделить этот текст? (на 4)

О чем рассказывается в 1-ой части?

--Молодой мичман едет в санях с ямщиком. На нем новая форма. Сани идут легко. Ямщик и мичман мерзнут, холодно.

Учитель: Как озаглавим эту часть?

Учитель: Перескажите и озаглавьте вторую часть.

Учитель: Что происходит в третьей части? Что записывает в

Учитель: Что главное в четвертой части и как ее можно

--Решение, которое перевернуло жизнь мичмана.

План полного изложения.

2. Незнакомое слово.

3. Первая запись.

4. Решение, которое перевернуло жизнь мичмана.

Сжатие текста.

Проводится работа по сокращению каждой из частей, путем оставления в каждой части лишь того, что относится к главной мысли каждой части.

Составление плана сжатого изложения.

Запись в тетрадях плана сжатого изложения.

Первая запись незнакомого слова.

Решение, которое перевернуло жизнь мичмана.

I Х. Лексическая работа с незнакомыми словами .

Губерния – в России с начала 18 в. до 1929г., сейчас в Финляндии: основная административно-территориальная единица.

Кнутовище – рукоятка кнута.

Мичман – в военно-морском флоте воинское звание лиц,

добровольно проходящих службу сверх установленного срока, а также лицо (помощник офицера), имеющее звание.

Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.

Ямщик – возница на ямских лошадях, а также вообще возница.

Х I . Работа над орфограммами и пунктограммами.

--Ямщик понукает лошадей и поглядывает на седока, тот жмется от холода, новая мичманская форма греет плохо.

Х. Пересказ теста по частям .

Х I . Пересказ текста сжатого изложения полностью.

По серому насту сани идут легко. Ямщик понукает лошадей и поглядывает на седока, тот жмется от холода, новая мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, басит:

--Пасмурнеет. К теплу.

Х II . Написание изложения .

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 076 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.12.2018 8451
  • DOCX 15.9 кбайт
  • 351 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Семенчук Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Р/Р. Сжатое изложение по тексту учебника (По А.Д.Шмелеву, Упражнение 66,стр. 254-255).

Тип урока: урок развития речи.

Цель: развивать умения находить основную мысль текста, сжато излагать текст; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать приемы сжатия текста; выделять основную мысль текста; строить речевые высказывания; объяснять языковые явления.

I. Организационный момент урока.

Учитель сообщает тему и цели урока.

II. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке нам предстоит написать сжатое изложение. Изложение - эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.

Сжатое изложение - это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему.

Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию.

Работа с текстом изложения.

Выразительное чтение текста учителем (упр. 261, стр.121).

Беседа по тексту.

- О чем рассказывается в данном тексте?

-В каком веке обнаружили Медную руду в Колыванских горах?

- Кто такой Акинфий Демидов?

- Что построил он в Колывани?

-С чего началось манетное дело в Сибири?

- Что сделали первым делом в городе Сузуне?

-Как выглядела особая сибирская манета?

-Что произошло через сто лет?

-Во что превратился Сузун?

-Что осталось от завода?

- В каких строчках заключается основная мысль (т.е. авторский замысел) данного текста?

Приемы сжатого изложения.

Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

Какие же кратко, а какие - подробно? (ответы учащихся)

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость.

Вспомним приемы сжатия текста:

- обобщение (находим объединяющие слова для сходных действий, предметов)

- исключение (исключаем подробности, повторы)

- упрощение (упрощаем грамматические конструкции).

III. Отбор нужной информации. Составление плана.

Учитель: Попробуем кратко пересказать текст, при этом постараемся передать содержание текста и не потерять основную мысль, а потом напишем изложение.

Читайте также: