Конспект урока метапредметные результаты
Обновлено: 05.07.2024
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
предметные: формировать умения выяснять, как производится деление с остатком на 10,100, 1000.
метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку;
познавательные – ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений при решении задач логического содержания;
личностные: способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности; расширять исторические знания, воспитывать чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа, любви к Отечеству и своей малой Родине.
Оборудование: Презентация 1, ноутбук, мультимедийный проектор, карточки для моделирования, экран, учебник “Моя математика”, автор Демидова Т.Е.
Сегодня у нас необычный урок математики, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Присаживайтесь на свои места..
Начать я хочу словами французского философа Жанна Жакка Руссо.
“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению”.
Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.
А эпиграфом нашего урока станут слова великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
В начале предлагаю выполнить задание, которое поможет определить тему урока.
II. Мотивация и целеполагание. Устный счёт.
Ваша задача: выполнить данное задание, следуя алгоритму.
Работать будем по рядам.
1. Решение цепочки примеров.
2. Сложите окончательные результаты трёх цепочек примеров.
- Как это удобнее сделать? (Сложить смешанные числа, а потом прибавить круглое число). Какой ответ?
1943 – это дата, которая красными буквами вписана в историю города Ставрополя и которую принято считать днём освобождения от немецко-фашистских войск и помнить о ней – наш долг.
А сколько лет нас отделяет от тех героических времён? Давайте посчитаем.
Молодцы, вы успешно справились с 1 заданием. Сегодня, в день освобождения нашего города мы вспомним памятную страницу в истории и совершим виртуальное путешествие по памятным местам города на 45 параллели, как называют наш город Ставрополь, а поможет нам в этом математика. Прочитайте тему урока.
III. Освоение нового содержания и его применение.
Отправляемся в путь и побываем у Вечного огня символа памяти всем тем, кто отдал свои жизни за наше счастье, мир и благополучие. Как же это было?
Ты погиб, как тысячи героев
Погибали часто в дни войны –
Честно воевал и пал, как воин,
Сын великой Родины-страны…
Командир 1179-го стрелкового полка Гервасиев, командовавший наступлением, так обратился к красноармейцам:
- Мы находимся на подступах к Ставрополю. О назначении этого города говорить не приходится. Это краевой центр, важный стратегический пункт на Северном Кавказе. На нашу долю выпала великая честь взять этот город. Неужели у нас не хватит сил, чтобы покрыть новой славой боевые знамена нашей части во имя освобождения Родины от немецко-фашистских захватчиков? Это значит, что надо напрячь все силы в борьбе.
На подступах к городу полкам пришлось несколько раз скрестить оружие с противником. И город был взят. Нужно быть художником, чтобы суметь передать волнующие картины ликования и радости ставропольских жителей, когда части дивизии вступили в город. Слезы радости невольно выступали и у тех, кто встречал, и у тех, кого встречали. Бодрой поступью шли по улицам бойцы-пехотинцы, будто не было большой усталости и упорных боев. Почерневшие на ветру лица людей стали веселей, красивее.
“Слава вам, освободителям Ставрополя!” - радовались мирные жители.
Городу жестокий враг не страшен.
Город, пой под музыку гранат!
Слышишь? Это — наши! Наши! Наши!
Сквозь огонь и смерч к тебе спешат.
Наш город расположен на территории 277355 кв.км.
Давайте поработаем над этим числом.
Найдите, сколько в этом числе:
Работа по учебнику.
1. Стр. 58, № 2. Прочитайте задание.
Выделяем десятки, сотни, тысячи, находим остаток.
2. Поработайте в парах по учебнику № 3, найдите частное и остаток по алгоритму.
Проверка. Промежуточная рефлексия
- Необходимость дальнейшей работы.
Молодцы, справились с этим заданием и вновь перелистаем страницы истории
В суровые годы войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Биографию городов можно изучать по их достопримечательностям, памятным местам и, конечно же, названиям улиц. В Ставрополе 25 улиц, переулков названы в честь воинов Великой Отечественной войны. А что мы знаем об этих людях? Выполнив классный проект, нам предстоит узнать о герое ВОВ, в честь которого названа одна из улиц нашего города.
Выразим пожелания нашему дому.
Руки над головой – крыша идеального дома.
Руки на груди – тепло дома.
Руки на пояс – мир дому.
Руки вниз – покой дому.
Руки в сторону – добро дому.
Руки к сердцу – любовь дому.
Руки вверх – свет дому.
Решение задачи № 5, стр. 58.
Решение задачи и проверка.
IV. Выводы и обобщения.
Ключевое слово – помните.
День 21 января 1943 года навсегда вошел в историю города Ставрополя. Именно в этот холодный день 69 лет назад наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Будьте достойны памяти павших и бережно относитесь к живым. Я желаю вам благополучия.
V. Итог урока. Рефлексивно-оценочный этап.
VI. Контроль и оценка достижений.
VII. Творческое домашнее задание (создание ситуации выбора).
Подберите примеры по теме урока, а кто не сможет сам, воспользуйтесь материалом учебника. Дополните имена героев ВОВ, наших земляков, именами которых названы улицы города Ставрополя, может при выполнении задания пользоваться справочной литературой и другими ресурсами.
Нужен мир тебе и мне,
Чистый воздух на заре,
Птичий гомон, детский смех,
Солнце, дождик, белый снег.
Лишь война, лишь война,
На планете не нужна!
Цель : учить применять полученные знания, умения и навыки при выполнении нестандартных заданий.
Формируемые УУД:
Познавательные: применение знаний в нестандартных условиях; умение выполнять творческие задания.
Коммуникативные: умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями одноклассников при выборе общего решения в совместной работе.
Регулятивные: способность к рефлексии собственной деятельности.
Личностные: устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, цветик-семицветик (из бумаги), танграмм (из цветной бумаги), листы бумаги, ручки.
1.Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Кто главный герой сказки ? (Женя)
СЛАЙД №4
--Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок? Как вы поняли, что старушка была доброй феей?
Какой вам показалась Женя? Что вы о ней можете сказать? (добрая, рассеянная, невнимательная.) Объясните, как вы это поняли.
--Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными? Почему вы так решили?
--Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете .
СЛАЙД №5. На экране плачущая Женя
Женя: Мама меня отправила в магазин за баранками. Я купила: две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую маленькую баранку для младшего братика Павлика. По дороге домой я размечталась и не заметила, как незнакомая собака съела все баранки. И мне не с чем возвращаться домой.
Цветок исполняет все желания. Но есть одно условие. Он исполняет желания в том случае, если мы сделаем это дружно.
Вспомните первое желание Жени.
( Хочу, чтобы все баранки оказались на связке.) Отрываем лепесток.
1-ый лепесток : Женя купила в магазине: две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую маленькую баранку для младшего братика Павлика. Сколько всего купила Женя баранок?
Отрыва ем второй лепесток. Какое желание загадала Женя?
( Я разбила мамину вазу, хочу, чтобы она стала целой)
2-ой лепесток : Ребята ваза разбилась на мелкие кусочки и нам надо её склеить.
Игра танграмм .
Ребята мы будем собирать вазу из геометрических фигур. Давайте разделимся на две команды и соберём разбившуюся вазу для Жени.
( Дети делятся на две команды и собирают вазу из геометрических фигур . Фигуры вырезаны заранее из цветной бумаги) .
СЛАЙД №7
В торое желание исполнилось.
Отрыва ем третий лепесток.
Какое третье желание Жени?
( Как бы мне хотелось попасть на Северный полюс и увидеть белого медведя )
3-ий лепесток:
Ребята, Женя мечтает увидеть белого медведя. Давайте поможем Жене .
Расскажите, что вы знаете о белом медведе. Какой он?
Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени).
Да головкой покачай-
Утром солнышко встречай. (Вращение головой)
Стебель наклони слегка - вот зарядка для цветка. (Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся. (Встряхивания кистями рук.)
На уроке показаны методические приемы решения нестандартных задач через систему заданий для учащихся на уроках математики. Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация эксперимента, составление классификационных схем, обращение к жизненному опыту учащихся.
Конспект урока
Учитель: Шашкина надежда Ивановна
Предмет- математика
Тема урока: Симметрия
Планируемые результаты (ПР) – предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на уроке:
- Личностные универсальные учебные действия: учебно – познавательный интерес учебному материалу; способность к самооценке;
- Регулятивные универсальные учебные действия: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- Познавательные универсальные учебные действия: осознанно строить устное высказывание в устной форме; строить логическое рассуждение; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задачи; ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
- Коммуникативные универсальные учебные действия: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Метапредметная тема: Симметрия в математике и вокруг нас.
Метапредметные категории: красота, гармония, равновесие, движение, изменчивость.
Цели занятия:
Определить роль симметрии в жизни и практической деятельности человека.
Развитие кругозора учащихся, привитие бережного отношения к природе, познавательного интереса
Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников – красота, гармония, равновесие, движение, изменчивость.
Планируемые результаты:
Знание понятий: симметрия, виды симметрии; ось симметрии,
Межпредметные связи: русский язык, искусство, биология, спорт, литература
Ведущая технология обучения: технология развития критического мышления
Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация эксперимента, составление классификационных схем, обращение к жизненному опыту учащихся.
Дидактические средства:
Проектор и мультимедийная презентация интерактивная доска ;
Набор вырезанных фигур;
1. Стадия вызова.
II. Стадия содержания
III. Стадия рефлексии
Эксперимент: Через зеркало прочитать слово КОФЕ
Прочитать слово ЧАЙ.
Я рада вас всех видеть. Чтобы начать работу, проверим, всё ли готово к уроку.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из красивейших математических понятий. О каком именно вы узнаете, проделав эксперимент.
Взглянув в зеркало, вы увидите, что отражение слова "КОФЕ" сохранило свое начертание, а буквы слова "ЧАЙ" перевернулись. Почему так получилось? Дело в том, что слова "КОФЕ" тоже перевернулось, но его буквы симметричны относительно горизонтальной оси, и их начертание в зеркале не изменяется.
Разгадайте, тему урока сами узнайте.
Класс готовится для работы, включаются в деловой ритм
Рассуждения, первое упоминание понятий симметрия, зеркальная симметрия.
Работа на экранах
КУУД: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
ЛУУД: формирование интереса
Симметрия в математике и вокруг нас.
С данным понятием встретились на уроке математики. А где ещё можно встретить симметрию?
Объявляется тема урока
Вопрос: Как правильно поставить произношение в слове симметрия?
Какие виды симметрии вам знакомы.
Задание 1. Разделить картинки на две группы: Осевая симметрия и центральная симметрия.
Ответ. Симметрию можно встретить
Работа с интерактивной доской
Обращение к словарю
ЛУУД: самоопределение к деятельности.
Предлагается ответить на уроке на вопросы:
1. Существуют только центральная и осевая симметрии
2 Существуют геометрические фигуры не обладающие симметрией
3 В русском языке и литературе тоже встречается симметрия
4 В любой науке есть симметрия
5 Если бы всё окружающее обладало симметрией – мир был бы совершенным.
Работа с таблицей.
Ответ: да или нет
Выполнить задание, проанализировать
ЛУУД: формирование интереса
Работа с информацией
1. Виды симметрии:
1. Предлагается рассмотреть картинки и разделить фигуры на три группы. Определить, по какому принципу собраны группы.
2. Предлагается заполнить Схему виды симметрии.
3. Примеры из жизни. Соотнести фигуры и вид симметрии.
1.Учащиеся выделяют фигуру, из которой получен объект, отмечают, как получен, каким действием.
2.Заполняют схему в путевых листах.
3. Работа и интерактивной доской.
РУУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить, осмысливание качества и уровня, волевая саморегуляция усвоения материала.
ПУУД: поиск и выделение необходимой информации
Сколько осей симметрии можно провести в каждой из фигур.
Но оси симметрии могут быть не только вертикальными и горизонтальными, и некоторые фигуры могут иметь не одну, а несколько осей симметрии. Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и узнать, сколько осей симметрии имеют изученные нами геометрические фигуры
Учащиеся работают в парах, сгибая вырезанные фигуры (приложение 2) и записывая количество осей симметрии, которое при этом получится в специальную таблицу в путеводном листе (приложение 1)
Затем совместно с учителем происходит осуждение полученных результатов.
(детей очень удивляет тот факт, что некоторые фигуры вовсе не обладают осями симметрии, а некоторые обладают бесконечным множеством осей симметрии)
ПУУД: Выполнить задание проанализировать и сделать вывод
КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Симметрия в русском языке и литературе:
Ребята, в школе вы изучаете много очень интересных и важных предметов. Но два из них всё же считаются основными и обязательными. Что это за предметы?
Вопрос: Встречается ли симметрия в русском языке и литераткре?
1. разделить все буквы на пять различных групп симметрии:
1. симметричные относительно центра - И
2. симметричные относительно горизонтальной оси - В Е З К С Э Ю
3. симметричные относительно вертикальной оси - А Д Л М П Т Ш
4. имеющие все три перечисленные вида симметрии одновременно - Ж Н О Х Ф
5. не симметричные - Б Г Р У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Я Ё Й
Шалаш, казак, радар, Алла, Анна, кок, поп, топот
Могут быть палиндромическими и предложения. Написаны тысячи таких предложений.
А роза упала на лапу Азора. (А. Фет)
Я иду с мечем судия. (Т. Державин)
Учащиеся называют предметы: русский язык и литература.
Да. В буквах алфавита
Обучающиеся ведут диалог, обмениваются своими выводами, сделанными в ходе работы в группах,
КУУД: Формирование работать в группе;
Договариваться и приходить к общему решению;
Контролировать действия партнера
ЛУУД: Учебно-познавательный интерес
ПУУД: Использование знаково-символических средств для решения задач
В любой науке есть симметрия
Как вы считаете, встречается ли симметрия в областях:
Учащиеся высказывают своё
мнение по поводу предложенных наук. Учитель демонстрирует слайды, подтверждающие их предположения.
РУУД: внесение необходимых дополнений и корректив
КУУД: управление поведением, коррекция
Подводя итог
Итак, на вопрос: "Зачем человеку надо знать о симметрии?" мы ответили – чтобы применять ее в своей жизнедеятельности.
Сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Вот почему единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве. Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.
Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всем, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Некоторым она кажется скучной, некоторые любят ее за спокойствие, которое она вносит в нашу жизнь, некоторые пытаются противостоять ей. Но как бы мы к ней не относились, она есть в нашей жизни буквально во всем, добавляя в нее мир, спокойствие и состояние чего-то нечуждого глазу.
Во всем ли в жизни должна быть симметрия?
Мир не мог бы быть абсолютно симметричным (ничто бы не изменялось, не было бы никаких различий, в таком мире ничего бы не наблюдалось – никаких явлений, объектов). Не мог бы существовать абсолютно асимметричный мир. Это был бы мир без каких-либо законов, где ничто не сохраняется, где нет каких-либо причинных связей. Реальный мир – это мир, основывающийся на диалектике симметрии и асимметрии.
Учащиеся приводят свои примеры и аргументируют свои ответы
КУУД: формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ
Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по предмету цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях
При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Что такое метапредмет?
Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?
Что такое метапредмет?
В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: “Знание”, “Знак”, “Проблема”, “Задача”, “Слово” и др.
Цели метапредметного урока:
Цели метапредметного урока:
Цели метапредметного урока:
Цели метапредметного урока:
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
- формированиев каждый момент урока у ученикапонимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает .
Признаки метапредметного урока
Формирование целостности картины мира;
Наличие основополагающих, проблемных и учебных вопросов
Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия.
Учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни.
Использование образовательных технологий.
Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики
Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой.
Организация внеурочной деятельности школьников.
Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями.
Средства достижения метапредметных результатов образования
- МетапредметыМетапредметные программыМетакурсы (элективные, по выбору и т.д.)Метапредметный урокПредметный урок + метапредметная темаМетапредметные заданияМежпредметные проблемные ситуацииМежпредметные, надпредметные проекты
- Метапредметы
- Метапредметные программы
- Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
- Метапредметный урок
- Предметный урок + метапредметная тема
- Метапредметные задания
- Межпредметные проблемные ситуации
- Межпредметные, надпредметные проекты
Читайте также: