Конспект урока по творчеству высоцкого

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Макаревич Людмила Григорьевна

Организация: МБОУ школа-интернат№13

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

ЦЕЛЬ: -познакомить учащихся с творчеством поэта 60-70-х годов;

-вызвать интерес к личности Высоцкого и его творчеству;

-обучение самостоятельному поиску материала по теме;

-воспитание нравственных понятий: верность в дружбе, совесть, честь, сознание себя в жизни.

Оформление: портреты Высоцкого, эпиграф, даты жизни, гитара.

Я ВЕСЬ В СВЕТУ, ДОСТУПЕН ВСЕМ ГЛАЗАМ.

Я ПРИСТУПИЛ К ОБЫЧНОЙ ПОРОЦЕДУРЕ:

Я К МИКРОФОНУ ВСТАЛ, КАК К ОБРАЗАМ…

НЕТ-НЕТ, СЕГОДНЯ-ТОЧНО К АМБРАЗУРЕ!

В. Высоцкий


ЧТЕЦ: О Володе Высоцком я песню придумать решил:

Вот ещё одному не вернуться домой с похода.

Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил…

Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом

Отправляться нам по следам по его по горячим.

Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,

Ну а мы вместе с ним посмеёмся и вместе поплачем.

1 ученица: Есть могила на Ваганьковском кладбище в Москве, где всегда можно увидеть свежие цветы. Люди приходят сюда отдать дань памяти и уважения поэту, певцу, артисту.

В. Высоцкого не стало 25 июня 1980 года. В день похорон стояла невыносимая жара, но люди словно не замечали ее, часами простаивали под палящим солнцем, чтобы на несколько минут войти в здание театра на Таганке или хотя бы постоять у входа и передать свой букет цветов. Ощущение большого общего горя объединило людей самых разных профессий, возрастов, взглядов. Все это было свидетельством поистине всенародного признания. Уже больше двух десятилетий звучит его голос - низкий, хрипловатый, мужественный, ворвавшийся в жизнь громко и яростно, зазвучавший со страстью и темпераментом. Он жил в своем времени, чувствовал его, пел о нем.

2 ученица: О творчестве поэта судят по его временам. После смерти Высоцкого, разбирая его архив, нашли 250 произведений, которые он никогда не читал. Конечно, не все песни Высоцкого были одного уровня. И потом его песни - это не стихи, положенные на музыку. Его песни - это особый жанр искусства, жанр авторской песни, где исполнение и, главное, кто поет, играет очень большую роль.

3 ученица: Высоцкий со своей авторской песней возник не на пустом месте. До него были и Окуджава, и Галич, а еще раньше Вертинский и вообще вся русская культура городского романса. Но одно дело - песня, романс, и совсем другое - поющий поэт. Поэт с гитарой на эстраде.

У Высоцкого был абсолютный слух на язык улицы. Он всегда пел от первого лица и в себе самом искал эти противоречия. У Высоцкого-поэта слово приходило с улицы и, очистившись его талантом, на улицу уходило. В его творчестве - прорыв к каждому. Может быть, любили его и не все, но знали все. Вся страна, отцы и дети. Старики и молодежь. Его интерес - жизнь всех. У него нет злых песен, хотя он касался разных, отнюдь не самых светлых сторон жизни.

4 ученица: Он ввел в большую поэзию человека со старого московского двора, где сидят бывшие фронтовики; пел от имени строителей, фронтовиков, боксеров, моряков, альпинистов, зверей. Он говорил о той стороне жизни, о которой официальная поэзия не говорила. Он говорил о всякой боли, об обидах, о том, что в жизни не получается.

Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а - так.

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, - Парня в горы тяни - рискни!

Не бросай одного его!

Пусть он в связке одной с тобой Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах - не ах,

Если сразу раскис и - вниз,

Шаг ступил на ледник и сник,

Оступился - и в крик, -

Значит рядом с тобой - чужой.

Ты его не брани — гони:

Вверх таких не берут, и тут про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,

Если хмур был и зол, но - шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но - держал;

Если шел за тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Судьба нашего общества сложна и противоречива. Культ личности, лагеря, война, послевоенные сложности. Судьба поэта - все это отражать. Высоцкий как истинный поэт пропустил время через свое сердце. Творчество Высоцкого нравственно, потому что честно. Мир моральных ценностей - совести, чести, справедливости - выливается через его простые образы.

Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал,

Меня, должно быть, ловко разыграли:

Крючки носов и до ушей оскал - Как на венецианском карнавале.

Что делать мне? Бежать, да поскорей?

А может, вместе с ними веселиться?

Надеюсь я - под маскою зверей У многих человеческие лица.

Все в масках, в париках - все, как один.

Кто сказочен, а кто - литературен.

Сосед мой справа - грустный Арлекин,

Другой - палач, а каждый третий - дурень.

Я в хоровод вступаю хохоча,

Но все-таки мне неспокойно с ними, - А вдруг кому-то маска палача понравится и он ее не снимет?

Вдруг Арлекин навеки загрустит,

Любуясь сам своим лицом печальным?

Что, если дурень свой дурацкий вид так и забудет на лице нормальном?

Вокруг меня смыкается кольцо,

Меня хватают, вовлекают в пляску.

Так-так, мое обычное лицо Все остальные приняли за маску.

Петарды, конфетти! Но все не так.

И маски на меня глядят с укором.

Они кричат, что я опять не в такт,

Что наступаю на ноги партнерам.

Смеются злые маски надо мной,

Веселые - те начинают злиться,

За маской пряча, словно за стеной,

Свои людские подлинные лица.

За музами гоняюсь по пятам,

Но ни одну не попрошу открыться:

Что, если маски сброшены,

А там все те же полумаски - полулица?

Я в тайну масок все-таки проник.

Уверен я, что мой анализ точен:

И маска равнодушья у иных - Защита от плевков и от пощечин.

Как доброго лица не прозевать,

Как честных угадать наверняка мне?

Они решили маски надевать,

Чтоб не разбить свое лицо о камни.

5 ученица: В шестидесятые годы вечера поэтов проводились на стадионах. Окуджаву, Галича и Высоцкого в те времена слушали на квартирах. Горлом Высоцкого хрипело и орало время. Каждая песня Высоцкого имеет конкретный адрес, и все его творчество автобиографично.

Высоцкий - поэт. И жил, как поэт, и умер, как поэт, сорвавшись на высокой ноте. По сути, Высоцкий повторил судьбы наших больших поэтов. Та же многоплановость воплощения. Кем был в большей степени Высоцкий? Актером театра? Автором, исполнителем песен? Поэтом? Писателем? Киноартистом? Каким он был?

6 ученица: Вокруг его имени было много разных легенд. О нем рассказывали были и небылицы. Жизнь его не была ровной и гладкой, и прожил он всего 42 года. Он был очень одаренным человеком. Высоцкий не любил, когда его выступления называли концертами. Это были встречи со зрителями, построенные или на монологе, или на диалоге, когда он отвечал на многочисленные записки. И каждая встреча - импровизация. Все зависело от настроения зала.

в основном только об авторской песне, и о песнях, которые исполнял в данный момент.

От Высоцкого шел импульс жизни. И все-таки на вопрос: каким был Высоцкий? - лучше всего он отвечал сам в своих стихах и песнях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы

Целевая аудитория: 11 класс.

Используемая технология: социально – культурный проект.

Форма проведения: коллективное творческое дело.

Формировать знания о творчестве известного поэта, певца, композитора, актёра В.С.Высоцкого.

Формировать компетентности в сфере творческой, познавательной и организаторской деятельности; развитие коммуникативных качеств посредством работы в группе.

Формировать чувство прекрасного; ощущение сопричастности с судьбой великого соотечественника, воспитывать любовь к художественному слову, к поэзии, музыке.

Прогнозируемый результат:

Понимание сути творчества и личности В.С.Высоцкого, его места в русской культуре.

Позитивное отношение к сотрудничеству и помощи.

Осмысление ценности для человечества таланта и души великого поэта.

Освоение навыков работы с поэтическим и публицистическим текстом, с видео- и аудиоматериалами.

Умение работать в команде, представлять результаты своего труда.

Творческий подход к работе.

Формируемые УУД:

Личностные: гуманистическое отношение к окружающему миру; освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих ценностей.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные: умение принимать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Время проведения: 08.30. – 09.10.

Презентация по теме.

Печатный материал (биография В.С.Высоцкого, стихи В.С.Высоцкого и о нём).

Раздаточный материал (сердечки из цветной бумаги, маркеры).

- Здравствуйте. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы на нём будете не просто учениками, а побываете в других ролях. Согласны?

Мотивационный момент (вступительное слово учителя).

Слово учителя:

- Я предлагаю прослушать песню, слова которой можно считать жизненным кредо её автора. Подумайте и скажите потом, чего не приемлет в жизни этот человек.

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

когда весёлых песен не пою.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и еще -

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей иглу,

Или - когда все время против шерсти,

Или - когда железом по стеклу.

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза!

Досадно мне, коль слово "честь" забыто,

И коль в чести наветы за глаза.

Когда я вижу сломанные крылья -

Нет жалости во мне и неспроста.

Я не люблю насилье и бессилье,

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют,

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены,

На них мильон меняют по рублю,

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю .

- Вы узнали исполнителя? СЛАЙД 4 Портрет В.Выс.

- Да, это поэт, певец, актёр театра и кино Владимир Семёнович Высоцкий.

- Ответьте, пожалуйста, против чего выступает здесь поэт? (ПРОТИВ УНЫНИЯ, ЦИНИЗМА, ПРЕДАТЕЛЬСТВА, СПЛЕТЕН, МЕЩАНСТВА,НАСИЛИЯ И СЛАБОСТИ, ТРУСОСТИ, РАВНОДУШИЯ. ОН – ЗА ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ, ДЕЛИКАТНОСТЬ).

- А ради чего, как вы думаете?

- Можно ли сказать, что, наверное, ради того, чтобы сделать наш мир чище, справедливее, прекраснее?

- Давайте вместе попробуем узнать о нём как о поэте, певце, актёре и просто как о Человеке!

3. Постановка цели и задач.

- Итак, сегодня мы работаем над творческим проектом. В процессе урока мы также постараемся разрешить проблемы ( КАРТОЧКИ С ВОПРОСАМИ – НА ДОСКУ)

1.Чем творчество Высоцкого близко и дорого нам сегодня?

2.Что оставил нам Высоцкий в наследство?

3. Какие человеческие качества являются основой личности поэта?

- Создаём рабочую группу. Условно обозначим следующие роли:

Корреспонденты – Валя, Катя и Вася - отбираете необходимый, на ваш взгляд, материал для композиции, - пожалуйста, вот ваше рабочее место.

Клипмейкер - Севинч – подбирает клипы или аудиозаписи с песнями Высоцкого или о нём; твоё рабочее место – за столом с компьютерем, на рабочем столе здесь имеется папка с материалами.

Режиссёры – Лиза и Вова – обеспечиваете руководство проектом, связь между группами и в итоге монтируете сценарий и организуете совместное творческое выступление.

Актёры-чтецы– вы все вместе – и клипмейкер – представляете результаты своей работы в виде литературно-музыкальной композиции о жизни и творчестве Владимира Высоцкого.

- А я помогаю вам всем. На работу нам отведено 10 минут.

4. Теоретическая часть: выполнение творческого проекта - сценария. 10 минут.

5. Презентация проекта: музыкально-литературная композиция.10 минут.

- Спасибо вам всем! Получилось очень трогательно, познавательно и красиво.

- Вы сегодня окунулись в мир красоты поэтического слова, музыки, артистизма, величия души и таланта поэта, истоков любви в разных её проявлениях…

- Какие же ответы вы дадите на вопросы? (1.В ЕГО СТИХАХ И ПЕСНЯХ – САМА ЖИЗНЬ, ОНИ АКТУАЛЬНЫ И СЕГОДНЯ, ТАК КАК ОН ПИШЕТ О ВЕЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ: ЛЮБВИ, ПАТРИОТИЗМЕ, МУЖЕСТВЕ. 2.ОН ОСТАВИЛ НАМ ПРЕКРАСНЫЕ ПЕСНИ, РОЛИ В ФИЛЬМАХ И СПЕКТАКЛЯХ. 3.ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ, ТРУДОЛЮБИЕ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ.)

- Именем Владимира Высоцкого названа далёкая и прекрасная звезда… А ещё – вершина одной из высоких гор… Его жизнь оказалась коротка… Как комета на небосводе… Но Высоцкий своим пылающим сердцем сумел зажечь свет в сердцах людей – свет любви, поиска, взлёта души, стремление к гармонии и красоте мира!

7. Рефлексия. 2 минуты.

- Я прошу вас написать на бумажных сердечках одним словом, что ПРИВЛЕКЛО ВАС В ТВОРЧЕСТВЕ В.ВЫСОЦКОГО, о чём заставило вас задуматься соприкосновение с ТАЙНИКАМИ ДУШИ ЭТОГО ТАЛАНТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА , Поэта с большой буквы… Возможно, первое, что сейчас возникает в ваших чувствах, впечатлении, ощущениях… Что осталось в вашей душе. Отзыв на нашу сегодняшнюю работу…Буквально 1 минута на это – и можно прикрепить сердечки на доску, можно просто отдать мне.

- Спасибо вам за ТВОРЧЕСТВО, ОТЗЫВЧИВОСТЬ. Всем желаю гармонии, удачи, добра!

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о поэзии и личности В.Высоцкого, потому что по предварительному опросу и результатам анкетирования вы отдали предпочтение именно этому поэту-барду.









Конспект открытого урока по литературе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Презентация к открытому уроку по творчеству В.С.Высоцкого поможет учителю провести интересный и увлекательный урок. Презентация содержит не только слайды с информацией и фотографиями, но и видеоматериал.

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе

Конспект открытого урока по литературе "В.Высоцкий. Встреча с поэтом" и презентация к уроку.

Конспект открытого урока по литературе

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: