Первая научная революция 17 18 века конспект

Обновлено: 05.07.2024

Научная революция – смена оснований науки. Роль научной революции в научном познании велика. Революции: частнонаучные – смена специальной научной картины мира конкретных наук и общенаучные (глобальные) – смена общенаучной картины мира. Глобал. Науч. революцией является Ньютоновская ( XVII в.): становление экспериментального матем. естествознания, формирование большей части современ. Науч. картины мира. Осуществлена Коперником, Галилеем, Кеплером ( XVI – XVII вв.), Ньютоном . Социо-культурные предпосылки: XVI – XVII вв. – эпоха становления капитализма: развитие промышленности – изменения в социальной структуре. Буржуазная революция начинается в Голландии. Центральное событие: Великая английская буржуазная революция. В этих условиях наука не могла остаться неизменной. Раз меняется образ жизни людей, меняется и их мировоззрение, в основе которого появляется наука. Философия ( XVII в.): Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс. Напрямую отношение к науке имеют Ф. Бэкон и Р. Декарт – создание универсальных научных методов.

2 1. Научная революция XVlI-XV11l вв. и становление нового мировоззрения. Научная революция – смена оснований науки. Роль научной революции в научном познании велика. Революции: частнонаучные – смена специальной научной картины мира конкретных наук и общенаучные (глобальные) – смена общенаучной картины мира. Глобал. Науч. революцией является Ньютоновская (XVII в.): становление экспериментального матем. естествознания, формирование большей части современ. Науч. картины мира. Осуществлена Коперником, Галилеем, Кеплером (XVI – XVII вв.), Ньютоном . Социо-культурные предпосылки:XVI – XVII вв. – эпоха становления капитализма: развитие промышленности – изменения в социальной структуре. Буржуазная революция начинается в Голландии. Центральное событие: Великая английская буржуазная революция. В этих условиях наука не могла остаться неизменной. Раз меняется образ жизни людей, меняется и их мировоззрение, в основе которого появляется наука. Философия (XVII в.): Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс. Напрямую отношение к науке имеют Ф. Бэкон и Р. Декарт – создание универсальных научных методов.

— термин, обозначающий культурную схему накопления, сохранения и трансляции научного опыта; интегральные основания научного знания, позволяющие объединить научные направления с их контекстом и реконструировать развитие науки как историю социокультурных целостностей.

Основания типологии традиций различны: по цели, объему, структуре, предмету, методу, теории, авторитету (консервативные и революционные, локальные и интегральные, исторические и абстрактные и т.д.); в частности, субстратная и полевая (физика), аналитическая и синтетическая (математика, химия), креационистская и эволюционистская (биология, геология), прецедентные и канонические (право) традиции, аристотелизм и платонизм.

В целом специфика Т. в н. состоит не в привязанности к конкретной предметности, но в способности переходить от одного содержания к др. при сохранении собственной структуры и методологического арсенала. Структуру традиции составляет, если использовать терминологию Лакатоса, жесткое ядро (практические схемы, нормы и идеалы исследовательской деятельности и общения) и защитный пояс (набор частично институциализированных социокультурных конвенций и предпосылок, официальный этос и идеология науки).

Т. в н. не противоположны развитию, рациональности и рефлексии, хотя и предполагают стремление к сохранению признанных достижений, веру в истинность теоретических постулатов и нередко — игнорирование критики. Наука в целом не может быть понята как традиция, коль скоро в ней важную роль играют не интегрированные в традицию индивиды, от которых она получает как критический, так и позитивный творческие импульсы. Поэтому описание истории науки как процесса смены научных традиций характеризуется существенной неполнотой. Вместе с тем понятие Т. в н. вносит вклад в теоретическое разрешение методологических дилемм кумулятивизма — несоизмеримости и ин-тернализма — экстернализма, позволяя понять элементы всех оппозиций как моменты развития научного знания и его исторической реконструкции.

(Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)

Научные революции

Первая научная революция XVII / XVIII веков

Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана сдухом просвещения.




Латынь перестаёт быть научным языком – на ней только и преподавали и писали до начала 18 века – и наеё место приходит французский [8] . Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках.Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь.

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук,которые тогда переросли в отдельный жанр литературы [12] . Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны средипрочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона,

Коперник (1473-1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической

системы мира, положившей началопервой научной революции.

· Галилей (1564-1642): изучал проблему движения,

открыл принцип инерции, закон свободного падения тел;сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.

· Кеплер (1571—1630): установил три закона движения

планет вокруг Солнца, создал первуюмеханистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.

· Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической

механики, математическисформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планетвокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.),создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физическойреальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновыхпредставлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (методпринципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическуюмеханику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории,сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.

Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив ихот мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции,пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования(химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики.Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в.она утратила статус общенаучной.

Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет основоположниксимволической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

Научные традиции и научная революция . Типология научных революций.

ТРАДИЦИИ В НАУКЕ

— термин, обозначающий культурную схему накопления, сохранения и трансляции научного опыта; интегральные основания научного знания, позволяющие объединить научные направления с их контекстом и реконструировать развитие науки как историю социокультурных целостностей.

Основания типологии традиций различны: по цели, объему, структуре, предмету, методу, теории, авторитету (консервативные и революционные, локальные и интегральные, исторические и абстрактные и т.д.); в частности, субстратная и полевая (физика), аналитическая и синтетическая (математика, химия), креационистская и эволюционистская (биология, геология), прецедентные и канонические (право) традиции, аристотелизм и платонизм.

В целом специфика Т. в н. состоит не в привязанности к конкретной предметности, но в способности переходить от одного содержания к др. при сохранении собственной структуры и методологического арсенала. Структуру традиции составляет, если использовать терминологию Лакатоса, жесткое ядро (практические схемы, нормы и идеалы исследовательской деятельности и общения) и защитный пояс (набор частично институциализированных социокультурных конвенций и предпосылок, официальный этос и идеология науки).

Т. в н. не противоположны развитию, рациональности и рефлексии, хотя и предполагают стремление к сохранению признанных достижений, веру в истинность теоретических постулатов и нередко — игнорирование критики. Наука в целом не может быть понята как традиция, коль скоро в ней важную роль играют не интегрированные в традицию индивиды, от которых она получает как критический, так и позитивный творческие импульсы. Поэтому описание истории науки как процесса смены научных традиций характеризуется существенной неполнотой. Вместе с тем понятие Т. в н. вносит вклад в теоретическое разрешение методологических дилемм кумулятивизма — несоизмеримости и ин-тернализма — экстернализма, позволяя понять элементы всех оппозиций как моменты развития научного знания и его исторической реконструкции.

(Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)

Научные революции

Первая научная революция XVII / XVIII веков

Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана сдухом просвещения.

Латынь перестаёт быть научным языком – на ней только и преподавали и писали до начала 18 века – и наеё место приходит французский [8] . Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках.Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь.

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук,которые тогда переросли в отдельный жанр литературы [12] . Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны средипрочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона,

Коперник (1473-1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической

системы мира, положившей началопервой научной революции.

· Галилей (1564-1642): изучал проблему движения,

открыл принцип инерции, закон свободного падения тел;сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.

· Кеплер (1571—1630): установил три закона движения

планет вокруг Солнца, создал первуюмеханистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.

· Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической

механики, математическисформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планетвокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.),создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физическойреальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновыхпредставлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (методпринципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическуюмеханику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории,сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.

Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив ихот мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции,пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования(химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики.Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в.она утратила статус общенаучной.

Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет основоположниксимволической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

На основе научной революции 17-18 веков сформировалась первая научная картина мира -механицизм. В формировании классической науки тем или иным способом участвовали ученые, философы и даже церковь и государство.

· Становление механистической картины мира связано с экономическим фоном, который тесно связан с политическим фоном. В Европе следуют перевороты в политических структурах – эпоха первых буржуазных революций в Нидерландах, Англии и Испании – на основе которых становится возможной построение новой экономики. Старая экономика основывалась на принципе социального аристократизма, а новая экономика основывается на принципе капитала. Новая экономика и политическая система являются стимулами появления новой науки. Б. М. Гессен в работе “О социально экономических корнях механики Ньютона” пытался доказать, что появление теории Ньютона стало возможным только в результате развития капиталистического общества и появления принципиально новых потребностей, связанных со строительством дорог, без которых капитализм не мог бы развиваться, горнодобывающей промышленности и военного дела. С современной точки зрения прямой связи нет, поэтому социально экономические предпосылки являются только одними из предпосылок, важными, но не определяющими.

· Праксеологический аспект: на базе теории должны развиваться и практические знания. Наука – это не просто ценность сама по себе, но это общекультурная ценность, которая может повысить благосостояние человека. Наука становится востребованной в обществе.

· Следующий важный шаг в развитии науки – это введение в науку идеи эксперимента. Опыт в понимании древнегреческих натурфилософов (особенно Аристотель) – это созерцание природы. В 17-18 веке природа – это мастерская, где человек должен работать. Опыт - испытание природы. Природу надо ставить в некоторые искусственные условия, используя соответствующие приборы. (Природу надо “пытать” => естествоиспытатель).

· Следующая предпосылка – осознанное введение особого языка науки – математики. Во всей античности был только качественный анализ. В средневековье у Августина Блаженного математика – это средство возвышения души к Богу. В эпоху возрождения математика была самостоятельной дисциплиной, чисто интеллектуальным занятием (не имело особенного прикладного значения).

· Происходит раскол церкви. Это существенно влияет на саму церковь, и, как следствие на науку: теорию Коперника не запрещала одна церковь только потому что к ней негативно относилась другая.

· В аксиологическом плане наука начинает пониматься как богоугодное дело.

· Признание онтологической значимости теории Коперника. Отсюда следует вывод о самодостаточности природы и объективности существующих законов.

· Эпистемологическая значимость науки состоит в том, что эпистеме - это твердо установленные знания. “Никто не может поставить пределы человеческому разуму” (Галилей).

· Проблема истины, что истину нужно искать, и что она отличается от мнения, способствовала дальнейшему культурному развитию Европы. Жесткая установка на поиск истины давала возможность развиваться всему и вся.

Френсис Бекон. Дается обоснование эмпирикоиндуктивного метода, новая отличная от аристотелевской классификация наук, связанная с самим человеком: история – с его памятью, рациональные науки – с его разумом, искусство связано с воображением человека и т.д. В “Новой Атлантиде” Бекон дает модель научного общества – дом Соломона - многие принципы были использованы для создания Лондонского королевского общества.

Рене Декарт. Рационалистический метод Декарта.

2.Опора любого знания на интеллектуальную интуицию. То, что мы можем непосредственно созерцать с помощью разума, и что является для нас очевидным.

4.Синтез. Изучение объекта от простого к сложному.

Так как Бог не может обманывать человека, то очевидные для него истины действительно являются истинами. Истины внушаются человеку Богом, или человек открывает эти божественные истины. Декарт ставит психофизиологическую проблему – это проблема соотнесения материального и духовного в человеке.

Создал аналитическую геометрию, открыл закон преломления света в оптике, дал одну из формулировок принципа инерции в механике, которая мало отличается от ньютоновской, считал, что при соударении тел импульс должен сохраняться, создал физическую картину мира на основе принципа континуальности.

Пьер Гассенди. Возрождает понятие атома, представление о самодостаточности движения атомов, движение как атрибут атомов, абсолютное пространство, где движутся атомы (демокритовский детерминированный вариант)

Иоганн Кеплер. Законы Кеплера были выведены им эмпирическим способом. Он убедился, что никакой гармонии в космосе нет, а планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов которого находится солнце; что нет никакого равномерного движения, а планеты то ускоряются, то замедляются; и что период обращения планеты зависит от ее расстояния до Солнца. Вводит понятие центробежных сил, чтобы объяснить, почему планеты не падают друг на друга.

Галилео Галилей. Основатель гипотетикодедуктивного метода – введение гипотез, вывод из них следствий и проверка этих следствий на опыте. По Галилею книга природы уже написана, а человек только открывает ее страницы, но сама книга уже есть. По мере открытия математических структур будут открываться и физические структуры реального мира.

Галилей первым в науке использовал мысленный эксперимент для выведения законов. Он математически вывел величину ускорения свободного падения, но экспериментально проверить это не смог. Свой принцип инерции Галилей также вывел в результате мысленного эксперимент.

С помощью усовершенствования телескопа Галилей увидел неровности Луны, пятна на Солнце, разглядел спутники Юпитера, фазы Венеры и млечный путь как совокупность огромного количества звезд.

Блез Паскаль. Ученый, философ, религиозный деятель. На основе анализа азартных игр дал первую формулировку теории вероятностей. Сконструировал первый калькулятор и барометр. Занимается проблемой атмосферного давления и гидростатикой

Ньютон

Онтологические постулаты о простоте и единообразии природы.

На основе чувств, т.е. путем наблюдений и экспериментов, можно установить некоторые из основных свойств тел: протяженность, твердость, непроницаемость, подвижность, силу инерции целого, всемирное тяготение с помощью индуктивного метода. Протяженность, твердость, подвижность и сила инерции целого являются результатом соответствующих свойств его частей; из этого мы заключаем, что даже самые маленькие части всех тел также должны быть обладать теми же свойствами - корпускулярность.

3 ньютоновских закона движения, закон тяготения. Существование Бога, который создал мир и поддерживает в нем равновесие.

Вводит понятия абсолютного времени и абсолютного пространства.

Единая картина мира. Нет разницы между землей и небесами, механикой и астрономией.

Вторая научная революция (конец XVIII - 1-я половина XIX века) завершила становление классического естествознания, которое ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. В то же время в науке начался пересмотр идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Появление дисциплинарно организованной науки в лице таких дисциплин как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Появилась потребность в новых типах объяснений, учитывающих идею развития, появление электромагнитной теории Максвелла.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX века до середины XX века, которая характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Во многих науках произошли революционные преобразования: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия. Третья научная революция началась с того, что в науке произошел переход к исследованию сложных и эволюционныхоторое ориентировалось в основном на изучение механических и физических явлений. ханике типа рациональности.ью естествознания, систем, состоящих из большого числа элементов.

Крупные открытия были сделаны в космологии, где было установлено о нестационарном характере Вселенной и образовании в ней новых звездных систем.

В биологии была создана современная генетика и построена синтетическая теория эволюции, которая существенно дополнила учение Ч.Дарвина.

В рамках неклассического естествознания научные теории, парадигмы и картины мира рассматриваются как относительные истины и потому нуждающиеся в дальнейшем уточнении, дополнении и исправлении. В этот период исследования приобретают междисциплинарный и комплексный характер, что позволило с большей полнотой и точностью изучать процессы, которые происходят как в системе в целом, так и в её подсистемах. Усиливается тенденция к интеграции научного знания, что находит свое воплощение в синтетических науках (биофизика, геофизика, геохимия, физхимия).

Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности.

Время совершения четвертой научной революции последняя треть XX столетия и связана она с тем, что объектами изучения науки становятся исторически развивающиеся системы (Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира). Это время рождения постнеклассической науки и формирования рациональности постнеклассического типа, которая характеризуется: а) применением исторической реконструкции как типа теоретического знания в таких областях как космология, астрофизика, что привело к изменению картины мира; б) при разработке идей термодинамики неравновесных процессов возникло новое направление в научных дисциплинах – синергентика; в) из бесстрастного ценностно нейтрального изучения законов природы в парадигму естественных наук вводятся ценностные ориентации как некие гуманитарные идеалы; г) в постнеклассическую науку вводятся вненаучные, дорациональные и внерациональные познавательные формы; д) важным моментом четвертой научной революции было оформление космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом.

Читайте также: