Конспект урока суффиксы оньк еньк

Обновлено: 06.07.2024

Суффикс – ЕНЬК — пишется в прилагательных, основа которых оканчивается на любую согласную, кроме –г, -х, -к.

светл еньк ий, слад еньк ий, хорош еньк ий

Суффикс – ОНЬК — пишется в прилагательных, основа которых оканчивается на – г, -к, -х.

плох оньк ий, высок оньк ий, мяг оньк ий

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание суффиксов и приставок

учиться различать орфограммы в приставках и суффиксах слов.

научиться находить орфограммы в приставках и суффиксах;

научиться намечать способы проверки орфограмм.

Приставка, корень, суффикс, окончание; орфограмма; орфограмма суффикса, орфограмма приставки.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите запись. Определите, какие из частей слова являются приставками, а какие суффиксами.

В этой таблице представлены приставки и суффиксы. Определим, какие из частей слова являются приставками, а какие – суффиксами. Проверим себя.

Приставки: за-, над-, на-, под-, по-, об-, до-, про-, пере-.

Суффиксы: -еньк-, -оньк-, -ик-, -тель-, -чик -, -ист.

  • какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

Вспомним! Опознавательным признаком орфограммы являются:

  • безударный гласный;
  • парный звонкий и глухой согласный;
  • скопление (стечение) согласных;
  • шипящий звук (ж, ш, ч, щ).

После того, как мы определили орфограмму, необходимо указать, в какой части слова данная орфограмма: в корне, в приставке, в суффиксе.

Если орфограмма в приставке или суффиксе, то необходимо определить правильность написания слова по орфографическому словарю.

Особую трудность в написании составляют суффиксы –ек-, -ик-. Для того, чтобы понять, как пишутся эти суффиксы, узнаем, что такое беглые гласные.

Прошло много лет, и судьба этих гласных изменилась: в одних положениях они выпали, а в других заменились гласными о и е.

На беглых гласных построено одно орфографическое правило о правописании суффиксов.

В суффиксе –ик- при изменении формы слова гласная буква сохраняется: билетик – билетика, билетики.

ПОМНИ! Гласная не убегает – пишем суффикс –ик-. Гласная убегает – пишем –ек-.

И еще одно правило, которое нужно запомнить для того, чтобы писать суффиксы правильно.

После шипящих (ж, ш, ч, щ) под ударением в суффиксе – ок- пишется буква о, в безударном положении – е.

Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в приставке.

Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в суффиксе.

Укажите суффикс, который указывает на детёнышей

Технологическая карта урока

Урок : Русский язык

Тип урока : урок открытия новых знаний

Каменева Любовь Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Технологическая карта урока

Урок : Русский язык

Тип урока : урок открытия новых знаний

Создать условия для

формирования представлений о правописании суффиксов -оньк-, -еньк-;

— построения алгоритма правописания суффиксов.

развития умения согласовывать работу в паре, группе с одноклассниками.

развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при решении учебной задачи.

умение распознавать суффиксы -оньк-, -еньк- в словах, выделять их;

суффиксы –оньк-, -еньк- в словах слабой позиции.

согласованная работа в паре, группе с одноклассниками.

первоначальные навыки учебного сотрудничества

1. Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:

а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные,

б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные;

в) по степени самостоятельности учащихся – проблемно — поисковые;

г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность,

организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч-ся,

2. Методы стимулирования:

а) интерактивные методы – работа в группах;

3. Методы контроля и самооценки

а) фронтальная работа, опрос;

Задача: создать условия для формирования положительной мотивации к учению

Методы мотивации: слово учителя и доброжелательная атмосфера.

-Давайте поприветствуем наших гостей улыбкой.

Слушают, дарят друг другу улыбки.

Садятся правильно, настраиваются на работу.


Мотивация учебной деятельности

-Запишите в тетрадь

-Какие личные качества вам сегодня на уроке помогут?

-Мы только что вывели формулу успеха

— Я очень хочу, чтобы каждый из вас был сегодня успешным.

-А работать мы будем под девизом…

— Прочитайте совет, который нам очень пригодится.



2. Постановка учебной задачи

Цель для учителя:

способствовать выявлению затруднения при выполнении задания и постановке учебной задачи.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и определить учебную задачу.

практические; побуждающий от проблемной ситуации диалог;

организованная и управляемая учителем; самостоятельная деятельность уч-ся.

— Начнём с разминки, проверим, все ли внимательны.

Внимание на слайд…

-На какие три группы можно разделить эти слова?

-Какая орфограмма объединяет их?

— Мальчика, которому вы помогали решать орфографические задачки, зовут Саша, а его подружку- Лиза.

-Как можно ласково произнести их имена?

-Но как же правильно записать их?

-У вас есть варианты?

-Можно ли отнести эти орфограммы к безударным гласным в корне слова и проверить их по сильной позиции?

(Работают с веерами, объясняют написание слов.)

Им. сущ . (пастух, тайник, выпечка);

Гл.( опадают, спросил, пожалей, пищат)

Безударная гласная в корне слова .

Высказывают свои предположения.

-Нет, орфограмма находится в суффиксе.



(В чём нужно разобраться?

Чему нужно научиться?)

-Для чего нам необходимы эти умения?

-Что мы уже знаем про эти суффиксы?

( Какой оттенок значения они вносят?)

1.Разобраться в правописании суффиксов

2.Научиться правильно записывать их в словах.

Заполняют уровень знаний на шкале.

Шкала уровня знаний по теме урока

Моя работа на уроке


3. Совместное открытие знаний.

Цель для учителя:

с помощью активных форм учебной деятельности подвести обучающихся к открытию новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

познакомиться со значением суффиксов –оньк- (-еньк-), разобраться с правилом написания их в словах.

Методы: учебная деятельность, организованная и управляемая учителем; самостоятельная деятельность уч-ся; проблемно – поисковые; работа в парах и группах; эвристическая беседа

-Куда можно обратиться за помощью?

1.)- Чтобы найти ответы на интересующие нас вопросы, проведём маленькое исследование.

2.) Исследуйте в парах, когда пишется суффикс –оньк-, когда –еньк-. (письменно)

4)- Проверьте друг друга

-Оцените по критериям: правильно/ красиво.

5)- Какие открытия вы для себя сделали?

Внимание на слайд. Кто сможет рассказать правило выбора суффиксов –оньк-, –еньк-?

7) – Проверьте себя. Дополните правило информацией учебника- с.43, Упр.78.

8)- Сформулируйте тему урока.

– Информационный источник- учебник.

Наблюдают за оттенком значений суффиксов.

Вывод: суффиксы- уменьшительно-ласкательные.

Работают в парах. Записывают в тетрадь слова в столбики по заданию.

Раскрашивают кружочки на полях в тетради.

Показывают на сигналах лёгкое было задание или сложное.




9)- Чтобы вернуться и решить Учебную задачу, осталось составить Алгоритм действий при выборе с уффиксов с помощью символов)

10)- Пришло время вернуться к нашей ещё нерешённой учебной задаче и проверить свои умения, пользуясь Алгоритмом.

11) — Для того, чтобы закрепить полученные знания на уроке, предлагаю выполнить Д/З. Д/З: 1.) Учебник с.43, Упр.79; 2)Р.Т. с.20, Упр.38.

Работают в группе.

Выводы делают представители от групп по результатам наблюдений.

Составляют алгоритм на доске.

Объясняют, вставляют, пропущенную орфограмму, пользуясь Алгоритмом.


4. Итог урока. Рефлексия деятельности

Цель –создать условия для формирования способности к самооценке своей деятельности.

— Какую цель ставили перед собой?

— Нам удалось достичь ее?

-Оцените свою работу на уроке.

-Сегодня за работу на уроке поставила …

Заполняют индивидуальные карточки .

— О чём урок заставил задуматься?

-Какой совет хотели бы дать ребятам?

— Кто понял новую тему урока и может научить другого покажите солнышко .

— Кто понял, но есть вопросы — тучку.

-Кто испытывает сложности при выборе суффиксов –еньк-; -оньк- покажите красный сигнал.

-Урок закончен. Я благодарю всех за сотрудничество.

-В тетрадки вложите индивидуальные карточки и сдайте мне на проверку.

Работают с сигнальными карточками.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Каменева Любовь ВикторовнаНаписать 1157 21.10.2019

Номер материала: ДБ-749847

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    21.10.2019 265
    21.10.2019 31
    21.10.2019 48
    21.10.2019 112
    21.10.2019 124
    21.10.2019 67
    21.10.2019 28
    21.10.2019 127

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзор разработал рекомендации по организации питания в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку. УМК "Школа России", учебник для 3 кл. В.П. Канакиной.

МБОУ СОШ № 1 п. Нарышкино

Учитель: Котова Н.А.

2013-2014 учебный год

Тема урока: Правописание суффикса -ок после шипящих. Суффиксы –оньк, -еньк.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

- формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ок, -оньк, -еньк, способствовать развитию орфографической зоркости;

- развивать умение находить орфограммы в разных частях слова, способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах;

- Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения(РУУД)

Способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;(ПУУД)

Способствовать развитию коммуникативных навыков: уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению, получать графическую информацию;(КУУД)

Создание условий для формирования умений и навыков работы в паре(КУУД)

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата(ЛУУД)

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Определять способы проверки написания суффиксов.

Наблюдать над правописанием в словах суффикса -ок после шипящих, писать слова с этим суффиксом.

Определять значение слов с заданным суффиксом.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Оценивать результаты своей деятельности

Форма проведения: работа в парах.

I. Мотивация учебной деятельности.

- Давайте пожмём друг другу руки и пожелаем удачи на этом пути.

Молодцы! А теперь наш девиз в освоении новых знаний:

Понять, чего не знаешь, и самому узнать новое.

-Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

Чистописание.

-Письмо должно быть не только грамотным, но и красивым!

Внимание, внимание – минутка чистописания!

а)-Подготовим руки к письму. Уделим внимание каждому пальчику тщательно массируя его.

Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга; указательного -улучшает работу желудка; среднего-кишечника и позвоночника; безымянного –печени; мизинца помогает работе сердца.

Б) –Ребята, повысив деятельность головного мозга, я думаю, вы легко справитесь со следующим заданием.

–Посмотрите на первую строку. Определите какое буквосочетание лишнее? Почему?

-На что при письме этих букв обратим внимание?

-Сядьте правильно. Напишите эти буквосочетания до конца строчки.

В лесу живёт зайчик

-Напишите предложение. Следите за одинаковой высотой букв на строке.

Проверка домашнего задания.

-А над какой из этих орфограмм вы работали в домашнем упражнении?

-Когда же мы пишем –ек?-ик?

-А давайте вспомним, что такое суффикс?(это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов)

-Как найти суффикс?

Пробное действие

-Возьмите карточку №1, 2 человека спрячутся в тайную комнату

-Подставьте пропущенные буквы в словах.

-Кто прав? Почему?

III. Выявление места и причины затруднения.

-В какой части слова появилась орфограмма, которую мы затрудняемся объяснить?

-Значит чего мы не знаем?(какая гласная пишется в суффиксе)

-Какие ещё суффиксы вы не знаете?

-Молодцы, вы поняли чего не знаете.

-Определите цель урока!(научиться писать суффиксы -ок,-оньк, -еньк)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

-Вспомните, какими ресурсами вы можете воспользоваться для достижения цели? (изучить учебник, сделать задание в тетради)

- Дети, сегодня вы будете раскрывать тайну написания суффиксов , работая в паре.

V. Реализация проекта.

-Прочитайте план работы(карточка №2)

1) Обозначьте в словах ударение, выделите суффикс –ок.

2)Подчеркните в словах букву перед выделенным суффиксом. Какой звук она обозначает?

После______________ под ____________ в суффиксе –ок пишется буква __

-Какая пара готова дать свой ответ?

-А теперь смоделируем правило:


ч ж

щ -суффикс ок ш

-Проверим свои выводы с выводами в учебнике.

VI. Первичное закрепление с комментированием

-Какое значение придает -ок словам?

VII Физминутка.

По дорожке, по дорожке..

VIII. Самостоятельная работа

-Вернёмся к карточке № 1

Проверьте правописание суффикса ок и исправьте ошибки, если они есть.

-Проверьте по эталону

IX. Продолжение работы по теме

-Ребята, с какими ещё суффиксами вы ставили цель поработать?

-Вы же знаете, что большинство приставок и суффиксов пишутся как?(одинаково, мы их запоминаем или проверяем по словарю) К таким суффиксам и относятся –оньк, -еньк. Поупражняемся писать слова с этими суффиксами.

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

Это лестница успеха каждого из Вас. Я не знаю, на какой ступеньке Вы себя видите, но надеюсь, что наш урок даст вам возможность быть еще чуть-чуть повыше. Я желаю вам удачи и новых открытий.

Какую тему вы изучали?

С какой морфемой (частью слова) работали на прошлом уроке?

Как Вы думаете, все ли про суффикс Вам известно?

Вернемся к этому вопросу в конце урока?

Как вы думаете, что это?

Знакомо ли вам такое выражение? Что оно обозначает?

Это фразеологизм. Прочитайте, как объясняется это в словаре.

Купить кота в мешке?

Открываем тетради: число, классная работа.

Купить кота в мешке.

Я предлагаю вам именно это (показываю).

3. Определение цели и темы урока

Вот первое задание.

Предлагается для работы в группах, поэтому вспомним, как сделать нашу работу более эффективной (правила работы в группах)

  • составить слова (березонька, лисонька, кисонька, рыбонька, маменька, папенька, дороженька, душенька, реченька, ноженька)
  • выделить части слова
  • подумайте, как образовались эти слова.

Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это задание?

Попробуйте определить тему урока.

Что помогло образовать новое слово? (ответы по группам, слова вывешиваем на доске)

  1. Прочитаем наши слова с разной интонацией?
  2. Как лучше, почему?
  3. Какое значение придают эти суффиксы словам?
  4. А почему нельзя было обойтись одним суффиксом?
  5. Почему в они словах добавляли - оньк-, а в других - еньк-?
  6. Подчеркнем букву перед суффиксом.
  7. У меня два фломастера. Какой выберете? (подчеркивают)
  8. Что заметили?
  9. Распределим наши слова в три столбика?
  10. В тетради достаточно написать по 2 слова в каждом столбике.
  11. Сделайте вывод.
  12. Схематично изобразим вывод (на доске)
  13. Повторим его еще раз

Расскажите его друг другу

5. Первичное закрепление с самопроверкой по образцу.

Читает учитель. Вы догадались, что это? Колыбельная

Какие слова с изучаемыми суффиксами вам встретились?

Давайте попробуем прочитать эту колыбельную, убрав суффиксы из слов.

Выпишите слова с пропущенными буквами, выделите, основу и суффикс?

Отчего зависит вставляемая буква? (обращаю внимание на правило в знаках)

Вспомним: слайд 9, 10

Физкультминутка: слайд 11

6. Творческое задание.

История про Сережу.

У вас 1,5-2 минуты

Каждая группа зачитывает письмо и прикрепляет его к доске.

Удалось ли Вам, справится с заданием?

7. Итог урока, рефлексия

  • Какую же тему мы изучали?
  • Достиг ли наш урок цели?
  • Что нового узнали?
  • Что вас удивило?

Пришло время вынуть кота из мешка:

На лепесточках ромашки предлагаю написать имена участников вашей группы, образованные с помощью суффиксов -оньк-, -еньк-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические приемы изучения темы: Наблюдение над значением суффиксов. Работа с алгоритмом суффикса. Отработка действия нахождения суффикса в слове.

Цели урока:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных

- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ

- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

Задачи урока: формирование общих учебных умений в условиях решения учебных задач таких, как познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность;

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: учебно-методическая литература: учебник “Русский язык” 2 класс I часть; автор: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова (УМК “Начальная школа ХХ1 века”), Москва: Вентана-Граф, 2012 г., с.117-120; карточки для работы в группе; мультимедийный проектор,

Читайте также: