Конспект урока стихийные природные явления 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 10. СТИХИЙНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ЛИТОСФЕРЕ

Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах; расширить знания учащихся о вулканизме и землетрясениях как результате внутренних тектонических процессах; раскрыть влияние внешних и внутренних процессов на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

2. Диктант для проверки знаний ключевых слов. На доске в столбик записаны основные ключевые термины. Учащиеся должны выписать номера терминов в том порядке, в котором учитель читает их определения.

Карстовые формы рельефа

Эоловые формы рельефа

Антропогенные формы рельефа

1) Формы рельефа, образовавшиеся в результате действия ветра.

2) Процессы, источником которых является тепловая, химическая, радиоактивная энергия недр Земли.

3) В этих процессах проявляется непосредственное действие силы тяжести.

4) Обломки горных пород, отложенные или переносимые движущимся ледником.

5) Отвалы пустой породы, имеющие коническую форму.

6) Формы рельефа, созданные в результате деятельности человека.

7) Процессы, протекающие за счет солнечной энергии, поступающей на Землю.

8) Формы рельефа, созданные подземными водами.

9) Территория, непригодная для земледелия с густой сетью разветвленных оврагов.

10) Толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности вследствие тектонических движений.

1 вариант - 7, 1, 4, 6, 9, 8, 2, 5, 10, 3.

2 вариант - 4, 10, 7, 5, 2, 3, 9, 6, 1, 8.

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В процессе фронтальной беседы по вопросам предыдущего урока учитель подводит учащихся к выводу о постоянном изменении и развитии рельефа под действием не только внутренних и внешних процессов, но и деятельности человека. В совокупности эти три группы рельефообразующих факторов формируют все многообразие форм рельефа. Однако очень часто процессы рельефооб- разования происходят стихийно, тем самым представляя большую опасность для человека.

III. Получение новых знаний.

Ключевые слова необходимо записать в тетрадь.

Землетрясение - это толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности вследствие тектонических движений. Продолжительность землетрясения - секунды, редко до минуты. Внешние проявления землетрясения оцениваются по 12- балльной шкале. Незаметные толчки, выявляемые только приборами, - 1 балл; умеренные толчки - дребезжание стекол, раскачивание люстр - 4 - 5 баллов; сильные толчки - появление трещин в стенах -6-7 баллов; катастрофические толчки разрушают здания, раскалывают земную поверхность - 8 - 10 баллов; при землетрясениях в 11 - 12 баллов смещаются земные блоки, изменяется рельеф, разрушается все вокруг.

Всё затряслось, от кремнистых подошв до верхов многоводных.

В ужас пришёл под землёю Аид, преисподней владыка.

В ужасе с трона он вспрянул и громко вскричал, да над ним бы

Лона Земли не разверз Посейдон, потрясающий Землю,

И жилищ бы его не открыл и бессмертным и смертным.

(Энциклопедия для детей: Т. 4 (Геология) - с. 252.)

Вулканизм - процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в связи с перемещением магмы. На поверхности Земли он проявляется в виде вулканов, извергающих лавы, газы, пепел, обломки горных пород (бомбы, лапилли), или трещин со спокойным излиянием лав.

«Ключевская Сопка - самый высокий вулкан Камчатки: 4750 м над уровнем океана. Но он не единственный на полуострове, их много.

Вулканы дымятся, а время от времени изливают лаву. Для каждого вулкана настает час, когда под раскаты подземного гула высоко в небо поднимается черный столб, освещаемый снизу, из кратера, багровым пламенем; потом начинают сверкать стрелы молний, обрушиваться на землю дождь из пепла, град раскаленных каменных бомб, и огненные реки изливаются из жерла вулкана, пенясь и шипя, источая сильный запах серы.

. Перелезая с камня на камень, мы взобрались на гребень кратера, заглянули в него. Кое-где на дне, заваленном вулканическими бомбами, курились легкие дымки: это из крохотных трещинок прорывалось дыхание недр. Мы осторожно спустились. И вот мы на дне. Надо ли говорить, что мы чувствуем себя героями. В тех местах, откуда поднимаются дымки, дно настолько горячо, что, приложив к камням руки, мы тут же отдёргиваем их.

(Карпов Г. В. и др. Хрестоматия по физической географии СССР. - С. 298 - 304.)

1,5 км3 пепла. Извержение продолжалось около часа. После него на месте главной вершины вулкана образовался кратер глубиной 700 - 800 м и диаметром до 3 км.

(Энциклопедия для детей: т. 4(Геология). — С. 201 - 202.)

2. Экзогенные процессы рельефообразования тоже часто носят стихийный характер. Особое внимание следует обратить на изучение оползней и селей.

Оползень - отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части. Оползни чаще происходят в отложениях, где водопроницаемые слои сменяются водоупорными, лежащими выше уровня воды в реках и водоемах. При насыщении водой водопроницаемого слоя блок утяжеляется и начинает двигаться по водоупорному слою, по верхней плоскости которого идет внутригрунтовый сток. При оползании в склоне образуется полукольцевая выемка (оползневый цирк), а у подножия - короткие наклоненные в сторону склона террасы. Вызываются оползни от перегрузки постройками, чрезмерного полива полей, вырубки леса и даже усиленного выпаса скота. Оползни приносят большой ущерб всякому хозяйству и сохранности земель; борьба с оползнями ведется различными путями. Это - сохранение естественной растительности вдоль бровки склонов, лесопосадки, укрепление берегов. В России оползни довольно часто происходят в Поволжье - в Саратовской области, в районе Волгограда, на берегах Дона, Цимлянского водохранилища, в долине Кубани, во многих районах Сибири.

3 Географии России, 8 кл.

впадения реки Суры в Волгу, в результате грандиозного оползня в 1556 году был полностью уничтожен.

Оползни на правом берегу Волги наблюдаются и сейчас. Инже- неры-геологи разработали меры по укреплению берегов. Но все- таки оползни случаются. Так, в Ульяновске 29 июля 1955 года огромный оползень площадью 1 км2 опустился на 3 м и сдвинулся на

(Ермошкина А. С. Уроки географии - с. 44.)

Сель - грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния. Особенно опасны и разрушительны сели в резко континентальных зонах и после долгого сухого периода, когда в процессе выветривания накапливаются массы обломочного материала на склонах долин. Сель переносит от 10 до 75 % каменного материала в объеме потока. Известны случаи переноса каменных глыб более 200 т.

Сели возникают в горах Кавказа, Сибири, Дальнего Востока. В районах, где существует селевая опасность, организованы специальные службы по изучению и прогнозированию этих явлений. Специалисты ведут постоянные наземные и аэрокосмические наблюдения за условиями, способствующими образованию селей, составляют карты с обозначением районов селевой опасности. Результаты работы специалистов-селевиков очень важны при выборе мест для строительства дорог и мостов, линий электропередач, проведении нефте- и газопроводов, организации туризма, отдыха и лечения в горах и предгорных районах.

Для предупреждения селей осуществляется террасирование склонов, лесопосадка, сооружаются противоселевые плотины и дамбы.

«. Всё дно теснины - узкой глубокой речной долины с крутыми склонами - завалено глыбами. Между ними сочится тоненький ручеёк. И так всё дальше, дальше вверх по течению, всё ближе к нависающим громадам заоблачных вершин. И вот ручеёк иссяк. Мы в самых верховьях. Сухое русло завалено огромными обломками скал, а вокруг разбросаны вырванные с корнем и поломанные кусты. Кто здесь хозяйничал? Может быть, после хорошего дождя соберётся много воды, которая могла бы вынести отсюда каменные глыбы? Ничего подобного. Между камнями недолго бегут небольшие струи, не способные сдвинуть их даже на миллиметр. Действительно, мирные ручейки и речки здесь ни при чём. В глубоких ущельях изредка возникает явление, сила которого во много раз превосходит силу водных потоков. Своей свирепостью и коварством оно напоминает сказочного дракона, покрытого каменным панцирем. Большую часть времени это чудовище дремлет и копит силы, ожидая своего часа. Ужасно его пробуждение. С диким грохотом проносится вниз по ущелью грязекаменный поток - сель, который и несёт огромные глыбы.

(Энциклопедия для детей: т. 4 (Геология). - С. 116.)

Лавина - снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове. Снежная масса, движущаяся с большой скоростью (20 - 30 м/с) вниз по склону горы. Предлавинная воздушная волна обладает огромной разрушительной силой, нанося удар до 60 - 100 т на 1 м2 вместе со снегом. Причины лавин - нарушение устойчивости снега из-за мощных снегопадов, дождей, снеготаяния. Наиболее часты лавины на Кавказе, в Хибинах, на Сахалине.

Для предупреждения соскальзывания лавин снежный пласт разделяют на блоки различными стенками, обстреливают из орудий; над дорогами строят железобетонные галереи и навесы.

Обвал (камнепад) - это обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести. Причина: отделение от материнской породы в результате выветривания, землетрясения, размыва поверхностными и подземными водами.

«В истории известны обвалы, приводившие к большим человеческим жертвам. Так, в 1608 году в Альпах обвалилась часть горы Монте-Конто, и в мгновение ока более 2 тысяч жителей деревни Плюр оказались погребёнными в своих домах под массой камней и грунта. Точно так же на Аппенинском полуострове под каменной лавиной исчез в VI веке городок Велейя со всеми его жителями, когда обвал произошел на склонах горы Ровинаццо. И таких примеров можно привести много. Обвалы в горах - это хоть и обычное явление, но всегда грозное, нередко приводящее к катастрофам.

Почему же возникают обвалы? Почему горные породы, слагающие, казалось бы, монолитный и прочный массив, вдруг рассыпаются, как куча камней? Многие столетия обвалы объясняли тем, что Бог карает людей за грехи, обрушивая на них горы камней. Только недавно, в XIX веке, стало понятно, какие особенности рельефа и горных пород способствуют возникновению обвалов. Во-первых, для этого необходим горный, сильно расчленённый рельеф, причем с крутыми, нередко обрывистыми склонами. Во- вторых, породы должны быть разбиты трещинами, возникшими в результате действия либо эндогенных, либо экзогенных сил. Иными словами, горный массив или его часть должны находиться в неустойчивом состоянии, при котором достаточно небольшого толчка или сотрясения, чтобы куски и глыбы породы рухнули вниз.

(Энциклопедия для детей: т. 4 (Геология). - С. 148 - 149.)

IV. Закрепление материала.

В качестве закрепления материала можно предложить учащимся нанести на контурную карту районы, в которых стихийные природные явления в литосфере происходят наиболее часто.

V. Подведение итогов урока.

Цель: сформировать представление о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.

  • Образовательные:
    • систематизировать знания о стихийных природных явлениях и бедствиях, выявить различия между этими понятиями;
    • рассмотреть особенности некоторых стихийных природных явлений, причины их вызывающие, географию и распространение по территории России.
    • развивать навыки работы с дополнительной литературой;
    • развивать образное мышление.
    • формировать навык групповой работы в классе;
    • продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за будущее своей страны.

    I. Организация класса

    II. Повторение

    1. Индивидуальная работа по карточкам

    Карточка № 1

    1. Что такое природные условия?
    2. Приведите примеры территории России с экстремальными природными условиями.

    Карточка № 2

    Показать условия, которые соответствуют этим географическим объектам.

    2. Фронтальный опрос

    1. Как вы думаете, почему первые древние цивилизации на Земле возникли не на Севере?
    2. Что такое природные ресурсы. Приведите примеры.
    3. Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность.
    4. Что такое рекреационная география? Где размещены крупные курорты России и почему?
    5. Чем привлекает вас наш край? Благоприятен ли он для проживания?

    III. Новая тема

    Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. Очень часто природный процесс превращается в стихийное природное явление.
    И сегодня на уроке мы познакомимся со стихийными природными явлениями и стихийными бедствиями, выявим различие между этими понятиями. Рассмотрим особенности некоторых природных стихийных явлений и бедствий, причины их вызывающие, а так же распространение по территории России.
    Посмотрите сколько стихийных природных явлений, которые встречаются на территории России.

    Извержение вулкана, смерч, снегопад, наводнение, лавина, засуха, землетрясение, сель, заморозки, оползень, ливни, ураган, цунами, обвал.

    Вывод: Итак, любое природное явление формируется в определенной географической оболочке.

    Теперь давайте разберем более подробно некоторые природные стихийные явления, рассмотрев причины возникновения, место распространения на территории России и последствия.
    Для этого объединимся в небольшие группы, в каждой группе заполняется в таблице свое природное явление. Затем группа отчитывается, а остальные ребята до конца заполняют свою таблицу. Для более полного изучения природного явления вам предлагается дополнительный материал, в виде небольшой информации по некоторым стихийным природным явлениям.

    Задание № 2 – групповая работа по заполнению таблицы.

    Проверка таблицы. Каждая группа отчитывается, показывая территории распространения по карте. Остальные до конца заполняют таблицы.

    После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его.

    1. Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы.

    3. Это явление бывает летом, когда его совсем не ожидают. И страдает, в первую очередь, от него сельское хозяйство, первые посевы, ростки, появившиеся из почвы. Обычно они приходят с севера, где формируются холодные воздушные массы и переносятся в более теплые широты. Резкое похолодание, понижение температуры ниже нуля градусов приводит практически к полной гибели урожая.

    4. Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.

    Вывод: Итак, каждое стихийное природное явление имеет свои причины возникновения, место распространения и последствия для растений, животных, человека.

    Вопрос: Скажите мне, а чем же стихийной природное явление отличается от стихийного бедствия? Когда мы говорим – стихийное природное явление, а когда – стихийное бедствие?

    IV. Закрепление

    • Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)
    • Атмосферный вихрь в виде столба – (смерч)
    • Океанические волны большой длины и скорости – (цунами)
    • Колебания земной поверхности – (землетрясения)
    • Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)
    • Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)
    • Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)
    • Ветер разрушительной силы – (ураган)
    • Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)
    • Падение больших масс горных пород – (обвал)

    2. А теперь мы проверим полученные знания с помощью теста-взаимопроверки.

    1. К стихийным природным явлениям литосферы относятся:

    2. К стихийным природным явлениям атмосферы относятся:

    3. Грязекаменный поток в русле горной реки, вызывающий большие разрушения, это:

    4. На Дальнем Востоке России часто проявляются такие стихийные явления, как:

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Цель: формирование представления о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.

    Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах; расширить знания учащихся о вулканизме и землетрясениях как результате внутренних тектонических процессах; раскрыть влияние внешних и внутренних процессов на жизнь и хозяйственную жизнь

    Оборудование: учебник.

    1. Орг. момент. Психологический настрой.

    Мы пришли сюда учиться

    Не лениться, а трудиться,

    Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

    2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

    3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

    Фронтальная беседа по основным вопросам предыдущего урока.

    На какие две группы можно разделить процессы, под воздействием которых формируется рельеф? (эндогенные и экзогенные)

    В какой форме проявляются эндогенные процессы? (горообразовательные движения, внедрение магмы в земную кору, излияния ее на поверхность, медленные колебания земной коры)

    Как называются формы рельефа, образованные внутренними процессами? (эндогенные)

    За счет чего происходят внешние процессы? (за счет солнечной энергии, поступающей на Землю, воды, воздуха, организмов)

    Как называются формы рельефа, образованные внешними процессами? (экзогенные)

    Приведите примеры экзогенных форм рельефа (овраги, пещеры, морены, троги, котловины, уступы, кары, воронки, дюны, терриконы, насыпи, болотные кочки и т.д.)

    2. Диктант для проверки знаний ключевых слов.

    Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы - мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах!

    Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.

    Большинство склонов гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это - обманчиво. Мгновение - и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. Его внимание привлекают причудливые изгибы вершин, зубчатый профиль гребня, гладь равнин, при этом отвлекая от самого прекрасного - собственной жизни. Вот нарастает гул, рыбки мечутся в аквариуме, беспокойно озираются по сторонам животные. Вот уже маленькие камни стёрты при огромном движении. По швам трещит одеяния гор: друг - друга давя, обгоняя, глыбы устремляются вниз, не щадя ничего и никого на своём пути. И всё это так внезапно, так неожиданно!

    - Почему они опасны?

    - Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?

    - Под стихийными понимаются разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

    Учитель: - К стихийным явлениям литосферы обычно относятся землетрясения, вулканизм, селевые потоки, оползни, лавины и обвалы, о которых сегодня мы с вами поговорим.

    Учитель: - Люди во все времена считали, что землетрясения - это стихия, абсолютно не связанная с их деятельностью. В древности, вероятно, так и было. Но современный человек, добывая из - под земли нефть, газ, закачивая туда загрязнённую воду, влияет на процессы, происходящие глубоко в её недрах. Поэтому, в районах нефте- и газодобычи всё чаще происходят подземные толчки землетрясений, которые называются техногенными.

    -Где в нашей стране встречаются вулканы, про это нам расскажет ученика.

    2 Ученик: - Вулкан - это проявление внутреннего тепла Земли. Вулканы причиняют огромный ущерб, особенно тогда, когда извержение происходит внезапно и не остается времени предостеречь и эвакуировать население. Раскаленная лава уничтожает все, что встречается на ее пути, вызывая пожары. Ядовитые газы распространяются на большие расстояния. А пепел покрывает огромные пространства. 20 см вулканического пепла достаточно, чтобы разрушить крышу дома. Действующие вулканы в России находятся на Камчатке и на Курильских островах. Их около шестидесяти. Самый высокий из них - Ключевская Сопка. Его конус возвышается на 4750 м. Извергается Ключевская Сопка довольно часто – примерно 1 раз в 7 лет. Но потухшие вулканы есть и на Кавказе – Эльбрус и Казбек.

    Учитель: Посмотрим видеофрагмент об извержении вулкана.

    в) оползни - самое грандиозное и чаще всего катастрофическое проявление гравитации на склонах.

    3 Ученик: - Оползни - это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами. Оползни могут быть на всех склонах с крутизной 20° и более и в любое время года. Они различаются не только скоростью смещения пород, но и своими масштабами. Скорость медленных смещений пород составляет несколько десятков сантиметров в год, средних - несколько метров в час или в сутки и быстрых - десятки километров в час и более. К быстрым смещениям относятся оползни-потоки, когда твердый материал смешивается с водой, а также снежные и снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что только быстрые оползни могут стать причиной катастроф с человеческими жертвами. Наиболее действенной защитой от оползней является их предупреждение. Из комплекса предупредительных мероприятий следует отметить собирание и отведение поверхностных вод, искусственное преобразование рельефа, фиксацию склона с помощью свай и строительства подпорных стенок.

    5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

    Работа по учебнику.

    Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

    Физминутка:

    Мы на цыпочки привстали,

    Ручки кверху мы подняли,

    Мы вздохнули, потянулись

    И друг другу улыбнулись.

    Выдохнули, руки вниз,

    Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

    7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    - создать условия выявления качества и уровня овладения знаниями, умениями ,используя компьютерные технологии.

    - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

    Цели ориентированные на развитие личности учащихся:

    - активизировать личностный смысл учащихся к изучению материала;

    - содействовать в выработке умений самостоятельной работы с различными источниками информации;

    -способствовать эмоционально-целостному отношению к объектам природной среды;.

    - развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих работ

    -способствовать воспитанию географической культуры и эстетического восприятия географических объектов через современный источник информации.

    - воспитание бережного отношения к своему здоровью через знакомство с мерами предосторожности во время стихийных явлений.

    -развитие познавательных способностей учащихся;

    -совершенствование способностей к самообразованию;

    -развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

    -формирование умений публичных выступлений;

    -развитие критического мышления.

    Оборудование учебного занятия: компьютер, проектор, карта, атлас, контурная карта.

    Этапы работы

    Содержание этапа

    Организационный момент.

    Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

    Цель для учителя: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

    -создать положительный эмоциональный настрой;

    -привлечь внимание к предстоящей учебной деятельности.

    наглядный. Приём воздействия на эмоциональную сферу.

    Психологический настрой

    Я рада встретиться сегодня с вами на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной.

    Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Пять секунд вы отдыхаете. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова становится легкой, свободной, что вы способны работать, думать головой. Вы открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу.

    Начинаем наш урок.

    Сегодня у нас не совсем обычный урок, он у нас открытый, поэтому к нам пришли сегодня гости.

    Определение темы, целей урока.

    Мы с вами на протяжении последних уроков знакомились с рельефом России.

    А чтобы определить тему сегодняшнего урока посмотрите на экран:

    здесь записаны понятия: вулканизм, обвал, землетрясение, лавина, засуха.

    - Что объединяет эти понятия? (стихийные природные явления)

    - Найдите лишнее явление? ( засуха – явление природы, которое происходит в атмосфере)

    - По какому признаку вы это определили?

    - Итак, какова тема нашего урока? Стихийные природные явления в литосфере. (учащиеся записывают дату и тему урока в тетради)

    Попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

    Мы сегодня на уроке:

    Повторим имеющиеся знания о рельефе России

    Будем работать с картой

    Познакомимся с видами стихийных явлений литосферы и причинами их возникновения на территории России

    Запомним меры предосторожности во время стихийных явлений, чтобы сохранить и сберечь своё здоровье и жизнь.

    На нашем уроке мы будем контролировать вашу работу поэтапно, выставляя за каждую выполненную часть работы оценку в баллах на полях тетради.

    Актуализация опорных знаний:

    Цель для учащихся: повторить сведения о рельефе России для открытия новых знаний.

    Цель для учителя: организовать работу по повторению сведений о рельефе России, закрепить навыки работы с физической и контурной картой.

    Задачи: развивать умение мыслить, обобщать, работать в контурной карте;

    развивать умение адекватно оценить себя.

    Методы: географический ключ, практическая работа с картой,

    Метод оценивания: взаимопроверка.

    - Мы с вами изучили рельеф и геологическое строение России. Прежде чем приступим к изучению новой темы, нужно вспомнить материал прошлых уроков, для чего мы сейчас выполним задание, которое называется географический ключ.

    (географический ключ)

    Устойчивые участки земной коры называются платформами +

    Горы расположены на плитах.-

    Россия имеет общий уклон территории к северу +

    Средняя высота территории России составляет чуть более 600 м.-

    В рельефе России преобладают горы -

    Эндогенные процессы, формирующие рельеф, это деятельность древнего ледника; деятельность ветра; деятельность человека.-

    К формам рельефа ледникового происхождения относятся: морены и бараньи лбы +

    Ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов называются морена; +

    Выход на поверхность фундамента платформы называется щит +

    Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежит песок. +

    Меняемся тетрадями и проверяем - ключ

    Оцените работу вашего соседа по парте в парах и поставьте заработанные баллы на полях тетради.

    (за каждый правильный ответ 1 балл)

    Работа с картой. Проверка уровня знаний номенклатуры.

    (один ученик работает у доски, остальные в парах)

    Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус

    Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы

    Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского

    Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха

    Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье

    Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье

    Работа в контурной карте – нанесите 6 объектов на контурную карту

    (меняются, проверяют, ставят оценки – за каждый правильный – 1 балл)

    Фронтальная беседа по основным вопросам предыдущего урока.

    На какие две группы можно разделить процессы, под воздействием которых формируется рельеф? (эндогенные и экзогенные)

    Какие процессы относятся к эндогенным? (землетрясения, вулканизм, неотектонические движения)

    Как называются формы рельефа, образованные внутренними процессами? (эндогенные)

    Какие процессы формирования рельефа называются внешними? (древнее оледенение, деятельность моря, ветра, текучих вод, человека и процессы происходящие под действием силы тяжести – обвалы, осыпи, оползни, сели)

    Как называются формы рельефа, образованные внешними процессами? (экзогенные)

    Приведите примеры экзогенных форм рельефа (овраги, пещеры, морены, котловины, уступы, кары, воронки, дюны, терриконы, насыпи, болотные кочки и т.д.)

    Изучение нового учебного материала.

    Цель для учащихся: в ходе работы изучить природные стихийные явления в литосфере для дальнейшего открытия новых знаний.

    Цель для учителя: сформулировать у учащихся конкретное представление о природных стихийных явлениях в литосфере, формирование умения публичных выступлений, мотивация на развитие познавательного интереса учащихся.

    Задачи: -развивать умение анализировать, выделять главное, умение работать самостоятельно; - развивать умение ориентироваться в информационном пространстве.

    Методы: поисковый; наглядный, словесный.

    Закрепление учебного материала

    Цель для учащихся: применить новые знания при составлении памятки о правилах поведения во время стихийных явлений.

    Цель для учителя:

    организовать умственную деятельность учащихся по применению новых знаний, оказать востребованную ими помощь, побудить к полному и качественному освоению знаний.

    Задачи:- развивать у учащихся логическое мышление; умение работать в парее; -развивать умение адекватно оценить себя.

    Методы: практическая работа в паре.

    Метод оценивания: самопроверка.

    1. Определить явление

    2. Метод неоконченных предложений. Закончите предложение.

    3. Работа в парах

    Итог урока: обобщение, рефлексия

    Цель для учащихся: знание уровня собственных достижений.

    Цель для учителя: мотивация на дальнейшую учебную деятельность, побуждает учащихся к совершенствованию.

    Домашнее задание.

    Цель для учащихся: Определяют объем и содержание своей домашней работы.

    Цель для учителя: Организовать деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объема той работы, которую каждому из школьников нужно выполнить индивидуально дома.

    Организационный момент.

    -Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы - мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах!

    Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.

    Большинство склонов гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это - обманчиво. Мгновение - и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. Его внимание привлекают причудливые изгибы вершин, зубчатый профиль гребня, гладь равнин, при этом отвлекая от самого прекрасного - собственной жизни. Вот нарастает гул, рыбки мечутся в аквариуме, беспокойно озираются по сторонам животные. Вот уже маленькие камни стёрты при огромном движении. По швам трещит одеяния гор: друг - друга давя, обгоняя, глыбы устремляются вниз, не щадя ничего и никого на своём пути. И всё это так внезапно, так неожиданно!

    - Почему они опасны?

    - Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?

    - Под стихийными понимаются разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

    записать определение в тетрадь

    Учитель: - К стихийным явлениям литосферы обычно относятся землетрясения, вулканизм, селевые потоки, оползни, лавины и обвалы, о которых сегодня мы с вами поговорим.

    Вид стихийного явления

    Особенности проявления стихийного явления

    Причина возникновения

    Районы проявления в России

    Землетрясения

    а) землетрясения.

    Землетрясения относятся к опаснейшим стихийным явлениям, следствием которых является появление разломов в земной коре, смещение пластов горных пород, изменение русел рек, разрушение зданий и сооружений. Сильные землетрясения в России случаются на Кавказе, п-ве Камчатка, в горах Алтая, на о. Сахалине и Курильских островах.

    В 1995 г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был буквально стёрт с лица земли посёлок нефтяников Нефтегорск. Пострадали тысячи жителей. Разрушения были столь велики, что было принято решение не восстанавливать посёлок на этом месте.

    Учитель: - Люди во все времена считали, что землетрясения - это стихия, абсолютно не связанная с их деятельностью. В древности, вероятно, так и было. Но современный человек, добывая из - под земли нефть, газ, закачивая туда загрязнённую воду, влияет на процессы, происходящие глубоко в её недрах. Поэтому, в районах нефте- и газодобычи всё чаще происходят подземные толчки землетрясений, которые называются техногенными.

    -Где в нашей стране встречаются вулканы, про это нам расскажет (Линькова Катя).

    - Вулкан - это проявление внутреннего тепла Земли. Вулканы причиняют огромный ущерб, особенно тогда, когда извержение происходит внезапно и не остается времени предостеречь и эвакуировать население. Раскаленная лава уничтожает все, что встречается на ее пути, вызывая пожары. Ядовитые газы распространяются на большие расстояния. А пепел покрывает огромные пространства. 20 см вулканического пепла достаточно, чтобы разрушить крышу дома. Действующие вулканы в России находятся на Камчатке и на Курильских островах. Их около шестидесяти. Самый высокий из них - Ключевская Сопка. Его конус возвышается на 4750 м. Извергается Ключевская Сопка довольно часто – примерно 1 раз в 7 лет. Но потухшие вулканы есть и на Кавказе – Эльбрус и Казбек.

    (Мещеряков Дима)

    - самое грандиозное и чаще всего катастрофическое проявление гравитации на склонах.

    - Оползни - это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами. Оползни могут быть на всех склонах с крутизной 20° и более и в любое время года. Они различаются не только скоростью смещения пород, но и своими масштабами. Скорость медленных смещений пород составляет несколько десятков сантиметров в год, средних - несколько метров в час или в сутки и быстрых - десятки километров в час и более. К быстрым смещениям относятся оползни-потоки, когда твердый материал смешивается с водой, а также снежные и снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что только быстрые оползни могут стать причиной катастроф с человеческими жертвами.

    Наиболее действенной защитой от оползней является их предупреждение. Из комплекса предупредительных мероприятий следует отметить собирание и отведение поверхностных вод, искусственное преобразование рельефа, фиксацию склона с помощью свай и строительства подпорных стенок.

    4 Ученик (Овчарова Таня)

    - Лавины - самый маленький толчок Земли может стать причиной катастрофической силы, которая, устремляясь вниз, набирает такую мощь, что способна даже перевернуть и оставить под собой огромный движущийся поезд.

    Лавина - масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу. Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения. В горных районах, где снежные лавины возникают ежегодно, созданы специальные службы, своевременно предупреждающие население о грозящей опасности. Осуществляется искусственный сброс лавин путем их обстрела, отвод лавин дамбами и лавинорезами, проводится укрепление склонов опорными сооружениями.

    Лавины часто встречаются не только в горных районах России, а также и на равнинах.

    - Еще в горах образуются грязекаменные потоки - сели. Причины их образования могут быть разные. Про них расскажет ((Невежина Юля).

    Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов.

    Сель — нечто среднее между жидкой и твёрдой массой. Средняя скорость движения селевых потоков 2-4 м/с, достигая 4-6 м/с, что обуславливает их большое разрушительное действие. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи. Материал селей откладывается в предгорных равнинах. Сели характеризуются продвижением его лобовой части в форме вала из воды и наносов или чаще наличием ряда последовательно смещающихся валов. Прохождение селя сопровождается значительными переформированиями русла.

    Сель возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния ледников или сезонного снегового покрова, а также вследствие обрушения в русло больших количеств рыхлообломочного материала (при уклонах местности не менее 0,08—0,10). Решающим фактором возникновения может послужить вырубка лесов в горной местности — корни деревьев держат верхнюю чаcть почвы, что предотвращает возникновение селевого потока.

    6 Ученик: (Белицкий Павел)

    Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей. Причиной образования обвалов является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается:

    увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;

    ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;

    воздействием сейсмических толчков;

    строительной и хозяйственной деятельностью.

    Крупнейший обвал объёмом 2,2 млрд м³ произошёл 18 февраля 1911 года на реке Мургаб, в результате которого образовались естественная плотина и Сарезское озеро.

    27 сентября 1995 года в Сунженском районе Ингушетии, в 6 км от села Алкун, произошел горный обвал длиной 130—150 м, шириной 6-10 м и глубиной 40-50 м. В результате погибло 16 человек, в том числе ребёнок.

    Читайте также: