Конспект урока старая черепаха

Обновлено: 07.07.2024

1)отрабатывать умение искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью; формировать информационную компетенцию при работе с текстом;

2)развивать умение работать в группе, в парах;

3)развивать творческие способности;

4)развивать мотивацию к аналитической деятельности;

5)воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.


7. Планируемые образовательные результаты:

личностные: обучающиеся проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задач урока;

метапредметные: обучающиеся научатся работать в группе:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; обосновывать высказанное суждение, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

предметные: обучающиеся сумеют раскрыть художественное выражение мысли писателя.

8. Содержание урока:

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

2.Основной (информационно-аналитический) этап

(Презентация. Слайд №1)

Давайте определим тему нашего урока. Предложите свои варианты. А теперь прочитайте мои формулировки. Выберите ту, которая вам кажется более уместной (Презентация. Слайд №3).

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, какие задачи мы должны решить?

1) Задание 1 группе. Докажите, что рассказ построен на основе антитезы (противопоставления). (Приложение).

2) Задание 2 группе. Расположите фрагменты из рассказа в последовательности, отражающей смену душевных состояний Васи (Приложение).

в) Задание 3 группе. К рассказу есть интересные иллюстрации Н. Трепенок. Расположите их в хронологической последовательности и подберите подписи из текста (Приложение).

Мы знаем, что заглавие произведения - ключ к пониманию его смысла. Почему, на ваш взгляд, именно так назван рассказ? Как по-другому можно назвать произведение?

А теперь, работая в парах, давайте назовем черты характера, которые раскрывались в поступках Васи до того момента, когда он осознал, что совершил предательство, и после этого. (Презентация. Слайд №5)

Маленький мальчик идет по дороге жизни, по дороге взросления. Легкая это дорога? Нет на ней преград? Она прямая? Изобразите схемой дорогу Васи. (Презентация. Слайд 6).

Учащиеся предлагают свои формулировки темы урока, записывают их на доске. Выбирают 1 вариант.

Учащиеся формулируют задачи урока

Работа в группах.

Презентация работы. Ответы обучающихся по группам

Ответы учащихся. Запись схемы композиции рассказа на доске

Запись вариантов названия рассказа на доске.

Работа в парах. Составление кластера.

3.Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Подводя итог сегодняшнего урока, я прошу вас оценить нашу работу, устно закончив предложенные предложения

Оборудование: работы учащихся (рисунки, коллажи, исследовательские работы, сочинения), оценочные листы.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Форма урока: защита проектов.

В основе урока – метод проектов.

Согласно требованиям, предусмотренным данной технологией, дети за неделю до проведения урока разделились на группы и выбрали себе задания:

“Старый друг лучше новых двух”?

“Мир существует для тебя, но и ты для мира”?

Коллаж “Свершение – подвиг”.

Данный урок является итоговым в работе учащихся, которая проводилась во внеурочное время. Здесь представлены материалы, подготовленные учащимися.

Участники творческих групп поочередно защищают свои проекты, учитель же является связующим звеном в этой цепи и обеспечивает логическую стройность урока. Он же корректирует работы, задавая дополнительные вопросы ученикам, если есть необходимость.

Ход урока.

I. Объявление темы урока.

Выступление первой творческой группы.

К доске выходит ученик.

Сценка прерывается комментариями ученицы по теме “Какие черты характера раскрываются в поступках Васи?” Она отмечает, что главный герой в начале рассказа капризный, упрямый, равнодушный к своей черепахе.

Дальнейшее выступление ученицы:

- Мальчик совестливый, переживает случившееся. Бессонной ночью осознает ответственность перед старой черепахой. Вместо равнодушия появляется сострадание и не только к Машке, но и ко всей природе.

Учитель: поступки – это внешнее выражение состояния человека. А что происходит в душе Васи?

Проект ученика “Душевное состояние Васи”.

- Чувства мальчика постоянно меняются. Увидев черепашек, Вася издает “ликующий вопль”. Но тут же его душевное состояние омрачается: мама не разрешает купить черепашек. Расстроенному мальчику везде видятся черепашки (цитата). В своей рассеянности мальчик даже не ощутил обычной радости купанья, равнодушно вышел из воды и медленно побрел за матерью.

Старая черепаха кажется мальчику самым “ненужным существом” на свете. Вася продает ее и обижается на то, “что она так равнодушно с ним расстается”. Неожиданное волнение вдруг испытывает ребенок. Он еще не осознал, что он натворил, но в душе у него стало плохо, поэтому-то Вася “растерянно глядел” вслед уходящему мужчине, поэтому-то “в носу у него странно пощипывало”. А когда мальчик лег спать, думы одолевали его “не о том, какой вот он молодец, сумел раздобыть этих двух веселых малышей… а все о той же некудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо…” Вася переживает.

В конце концов все чувства мальчика сменились одним – недовольством собой. Он понимает, что поступил неправильно, и идет исправлять ошибку.

Учитель: мы познакомились с главным героем рассказа “Черепаха”. А теперь давайте подумаем над проблемами, которые ставит автор перед нами, читателями, рассказывая историю Васи.

Выступает II группа учащихся.

Одна ученица называет проблемы, обозначенные в рассказе, а вторая ученица записывает их на доске:

Далее поочередно выходят к доске учащиеся “защищать” свои коллажи по двум названным проблемам: “Милосердие” и “Свершение – подвиг”.

Ученица: некоторые проблемы сформулированы самим автором. Так он заставляет нас задуматься над словами мамы “Старый друг лучше новых двух?”

Чтение сочинения-рассуждения по обозначенной проблеме.

Ученица: следующая проблема, сформулированная автором, - это вывод, к которому приходит мальчик бессонной ночью: “Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира?”

Чтение сочинения-рассуждения по данной проблеме.

Учитель: а как перечисленные проблемы связаны с темой урока? Чтобы это понять, обратимся к словарику. (Разворачивается доска, где записаны определения слов “нрав”, “нравиться”, “нравственность”. Ученица объясняет значения слов – класс пишет в тетрадях). Делается вывод о том, что значения однокоренных слов связаны с правилами поведения человека в обществе.

Учитель: то, о чем мы говорим: душевное состояние Васи, его поступки, проблемы произведения – все связано с нравственностью, а значит с темой урока.

Мальчик выбрал свой путь: от бессердечности к милосердию, от безответственности к чувству долга, от свершения к подвигу.

Почему в конце рассказа автор сравнивает Васю с “солдатом с ружьем за спиной”?

Ответ: солдат – это защитник, а Вася защищает Машку, спасает ее от возможной беды.

Учитель: мы часто, помимо главного героя, называем автора. Какую роль играет автор в произведении?

Ответ: автор объясняет поведение героя, помогает понять душевное состояние мальчика, отношение самого автора к нему.

Проект “Отношение автора к Васе”.

Учитель: ребята, в своих проектах вы все отмечаете, что Вася в начале рассказа один, а в конце – другой. Давайте посмотрим, а связано ли содержание рассказа с его композицией?

Проект “Особенности композиции рассказа Ю. Нагибина “Черепаха”

- В основе рассказа прием антитезы. Противопоставлены черепахе: старая, ставшая ненужной Машка и молодые резвые маленькие черепашата. Противопоставлено отношение к ним как мальчика, так и его мамы. В начале рассказа Вася перед нами безответственный человек, а в конце в нем появляется “неотвратимое веление, название которого – долг”. Взаимоотношение главного героя с мамой также противоречивы. Вася никогда ни в чем не знал отказа, а теперь ему мать отказала. На приеме антитезы построены и взаимоотношения мальчика с природой (цитата). Противопоставлены и поступки Васи, поэтому в начале рассказа автор называет его поведение “едва ли не самым трудным испытанием”, а в конце – “первым добрым подвигом Васи”.

  • заполнение учащимися индивидуальных карт, в которых они оценивают свою деятельность.
  • совместное обсуждение работ учащихся.

III. Домашнее задание: составить кроссворд к рассказу “Черепаха”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок внеклассного чтения в 5 классе на тему:

«Уроки нравственности в рассказе

Учитель русского языка и литературы РСШ №2

Бабурченкова Оксана Игоревна

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: развитие мыслительных навыков, формирование читательской компетенции, развитие эстетических и творческих способностей.

Задачи: осмысление текста, формирование навыков исследования вопроса; обучение самостоятельной работе с текстом; развитие критического и творческого мышления; умений анализировать, сравнивать, обобщать; исследовательских умений; воспитание нравственных ценностей (милосердия, совести, долга, ответственности).

Какую цель мы хотим достигнуть на уроке? Посмотрите на эпиграф к уроку. Что мы будем делать на уроке, какие задачи нам предстоят, предположите?

2 Осмысление : 1) выразительное чтение отрывков, 2) вопросы по тексту, 3) расстановка отрывков, описывающих душевное состояние Васи, в правильном порядке, 4) исследование текста.

1) Прочитаем отрывки и сравним Машку и двух новых черепашек. Для этого в тетрадях составьте таблицу из двух столбиков, в первый заносите признаки Машки, а во второй – маленьких черепашек.

а) В углу магазина, на дне выстланного соломой ящика, шевелились две крошечные черепашки. Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. Черепашки бесстрашно карабкались по стенкам ящика, оскальзывались, падали на дно и снова, проворно двигая светлыми лапками с твердыми коготками, лезли наверх.

б) - Машка! Машка! - позвал он ее, стоя на четвереньках, но темный круглый булыжник долго не подавал никаких признаков жизни. Наконец в щели между щитками что-то зашевелилось, затем оттуда высунулся словно бы птичий клюв, и вслед за ним вся голая, приплюснутая голова с подернутыми роговой пленкой глазами мертвой птицы. По сторонам булыжника отросли куцые лапы. И вот одна передняя лапа медленно, будто раздумывая, поднялась, слегка вывернулась и со слабым стуком опустилась на пол. За ней, столь же медленно, раздумчиво и неуклюже заработала вторая, и минуты через три Машка выползла из-под кровати.

в) Вася положил на пол кусочек абрикоса. Машка вытянула далеко вперед морщинистую, жилистую шею, обнажив тонкие, также изморщиненные перепонки, какими она прикреплялась к своему панцирю, по-птичьи клюнула дольку абрикоса и разом сглотнула. От второй дольки, предложенной Васей, Машка отвернулась и поползла прочь. В редкие минуты, когда Машке приходила охота двигаться, ее вытаращенные глаза не замечали препятствий, сонным и упрямым шагом, мерно переваливаясь, шла она все вперед и вперед, стремясь в какую-то, ей одной ведомую, даль.

Прочитайте описание черепашек? Машки? Какие средства художественной выразительности использует автор для описания черепах?

2) Почему Вася предпочёл новых черепашек?

Учащиеся рассказывают о том, как Вася продал Машку, как принёс домой новых питомцев, как играл с ними до самого вечера, как устроил их на ночь

3) Как себя чувствовал Вася на протяжении всего повествования? Расставьте карточки с описанием душевного состояния мальчика в правильном порядке:

И тут раздался его ликующий вопль: – Мама, смотри! (Увидел черепашек.)

Мальчик обиженно отвернулся от матери. (Получил отказ мамы.)

Вася… в радостном возбуждении поведал матери о всех своих приключениях. (Продал Машку, купил черепашек.)

Все это вытеснилось в нем каким-то непонятным, болезненным чувством недовольства собой, обиды на себя. (Понял, что поступил плохо.)

Прокомментируйте карточки, в какой момент испытывает главный герой описанное состояние.

Физкультминутка: Знаете ли вы, что черепахи – хладнокровные животные, и чтобы не замерзнуть, им нужно двигаться? Давайте поиграем в маленьких черепах, которые хотят согреться.

всем на свете улыбнулась,

шеей бодро повертела

и вокруг всё оглядела.

Поплыла, размяла лапки,

вот и кончилась зарядка!

Зачем Вася ночью тайком уходит из дома и забирает с собой черепашек?

Почему он хочет обменять их на Машку, разве он их разлюбил или ему надоело с ними играть? Что послужило толчком для принятия такого решения?

(- Выходит, старый-то друг не лучше новых двух, - заметила мать, накрывая сына одеялом).

Найдите в тексте эти слова. В каких фразах, следующих после слов мамы, можно найти подтверждение тому, что Вася начал раскаиваться? Учащиеся зачитывают предложения и комментируют их:

Что можно понять о человеке, узнав, как он относится к животным?

Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете эти слова?

Чему мы можем научиться, прочитав рассказ?

Отвечать за свои поступки, думать о других, исправлять ошибки, заботиться о близких.

4. Итоги: написание мини-сочинения на 2 минуты с зачитыванием в классе, оценивание, объяснение домашнего задания (составление викторины по тексту рассказа, выразительное чтение наиболее понравившихся фрагментов).

Вам всем предстоит повзрослеть, научиться принимать важные и трудные решения, брать на себя ответственность за свои поступки. А пока составьте письменный мини-вывод(2-4 предложения).

Э.А.Орлова Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.: 2008

Карточки для расположения в верном порядке – 3 экз.

И тут раздался его ликующий вопль: – Мама, смотри! (Увидел черепашек.)

Мальчик обиженно отвернулся от матери. (Получил отказ мамы.)

Вася… в радостном возбуждении поведал матери о всех своих приключениях. (Продал Машку, купил черепашат.)

Все это вытеснилось в нем каким-то непонятным, болезненным чувством недовольства собой, обиды на себя. (Понял, что поступил плохо.)

Отрывки для выразительного чтения:

а) В углу магазина, на дне выстланного соломой ящика, шевелились две крошечные черепашки. Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. Черепашки бесстрашно карабкались по стенкам ящика, оскальзывались, падали на дно и снова, проворно двигая светлыми лапками с твердыми коготками, лезли наверх.

б) - Машка! Машка! - позвал он ее, стоя на четвереньках, но темный круглый булыжник долго не подавал никаких признаков жизни. Наконец в щели между щитками что-то зашевелилось, затем оттуда высунулся словно бы птичий клюв, и вслед за ним вся голая, приплюснутая голова с подернутыми роговой пленкой глазами мертвой птицы. По сторонам булыжника отросли куцые лапы. И вот одна передняя лапа медленно, будто раздумывая, поднялась, слегка вывернулась и со слабым стуком опустилась на пол. За ней, столь же медленно, раздумчиво и неуклюже заработала вторая, и минуты через три Машка выползла из-под кровати.

в) Вася положил на пол кусочек абрикоса. Машка вытянула далеко вперед морщинистую, жилистую шею, обнажив тонкие, также изморщиненные перепонки, какими она прикреплялась к своему панцирю, по-птичьи клюнула дольку абрикоса и разом сглотнула. От второй дольки, предложенной Васей, Машка отвернулась и поползла прочь. В редкие минуты, когда Машке приходила охота двигаться, ее вытаращенные глаза не замечали препятствий, сонным и упрямым шагом, мерно переваливаясь, шла она все вперед и вперед, стремясь в какую-то, ей одной ведомую, даль.

Самоанализ урока литературы Бабурченковой О.И.

Данный урок проводился в 5 классе. В классе 27 учеников. Дети по уровню развития разные. Большинство учеников имеет высокую и среднюю учебную мотивацию.

осмысление текста, формирование навыков исследования вопроса, выразительного чтения; обучение самостоятельной работе с текстом; развитие критического и творческого мышления; умений анализировать, сравнивать, обобщать; исследовательских умений; воспитание нравственных ценностей (милосердия, совести, долга, ответственности).

Тип урока: открытия новых знаний.

На уроке были использованы: презентация, карточки для групповой работы.

Урок я старалась построить так, чтобы он был, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми. Использовалась технология развития критического мышления (восстановление хронологии фрагментов текста и др. приемы), работа в группах.

На этапе вызова создала эмоциональный настрой к предстоящей работе, обратившись к жизненному опыту учащихся.

Проводилась групповая работа ка к важный аспект развития коммуникативных УУД.

При работе с текстом рассказа предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика фрагментов, поиск языковых средств.

На заключительном этапе урока письменный мини-вывод (2-4 предложения) способствовал развитию личностных и коммуникативных УУД.

Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей были активны, справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Нагибин Юрий Маркович

Для читательского дневника 6 класса

Но так поступали многие писатели того времени, если хотели, чтобы их произведения были востребованы.

Действие рассказа происходит в южном русском городке, где проживает семья главного героя. Это портовый городок у моря. Семья мальчика снимает дом, в яблоневом саду во флигеле живут его хозяева.

Мама Васи, обычно покорная его желаниям, очень хочет вырастить из сына хорошего человека. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

К сожалению, она не всегда находит время для спокойных и мудрых слов. Но она очень хорошо чувствует своего ребенка.

Читайте также: