Конспект урока совесть долг 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

-оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в группе.

Личностные результаты: развитие совести как нравственного самосознания личности, давать нравственную самооценку своим поступкам.

Формы организации познавательной деятельности:

Оборудование: м\медийная установка, экран, учебник «Основы светской

демонстрационные и раздаточные карточки, тетради,

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях,

высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение;

принимать чужое мнение.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Эпиграф урока : Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята!

Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов.

На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение:

Однажды предрассветною порой

ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

- Что главное, скажите в человеке?

- Конечно, разум- первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел

- Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… - Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

(Высказывания учащихся – выбираем одно самое главное качество)

Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть .

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон

- Сформулируйте тему урока. (Совесть).

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

- Что такое совесть? Попробуем дать определение.

(Моделирование понятия “совесть”. Работа в парах)

- Перед вами высказывания (на листочках) известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из каждого высказывания, запишите его на карточку.

нами кто-то следит.Генри Луис Менкен

Выполнив задание, на доске возникает следующая запись: Совесть-это…

2. Работа со словарем.

1. Во время работы групп с афоризмами, 2 ученика работают по словарю В.Н. Даля, находят определение.

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

1. - Прочитайте определение в учебнике .

- На какие смысловые части можно разделить данное определение?

  • Способность человека осознавать свои поступки
  • Оценивать свои поступки с позиции добра и зла
  • Это внутренний голос человека
  • Она помогает делать правильный выбор

- Какие высказывания известных людей можно отнести к первой части определения

учебника? (ко2-ой, к 3-ей, к 4-ой)

3. Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести;

Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.

4 . Вспомните о поступке Марины. Можно ли сказать, что она поступила по совести? Приходилось ли вам слышать это выражение? Как вы можете его объяснить?

  1. Рассмотрите иллюстрацию учебника. Какая птица здесь изображена? Что вы о ней знаете?

4. Работа с текстом учебника

- Объясните, как вы понимаете, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?

- С каким чувством автор (В.А. Сухомлинский) связывал совесть? (Со стыдом).

- Подумайте, почему совесть иногда действует на человека сильнее, чем написанные законы.

5. Работа с толковым словарем Даля.

- Давайте проверим наши предположения в словаре

- Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость)

- А есть ли в их значении какое-то различие?

Составление таблицы. Работа в паре.

Тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение

это стыд перед самим собой , даже если люди тебя не осудили

- Рассмотрите иллюстрацию. Найдите и зачитайте эпизод, который подходит к данному рисунку.

- Можно ли сказать, что не оставлять близких в беде – долг каждого человека?

- О чем вы узнали? (Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.) Что значит поступать по совести?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 МАЙКОПСКОГО РАЙОНА

План–конспект урока светской этики в 4-В классе

Тема урока: Совесть и долг.

Разработчик:

учитель начальных классов

Пономаренко Наталья Викторовна

План–конспект урока в 4-в классе

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Планируемые результаты:

-Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

-Осознавать, для чего людям нужна совесть; зачем нужно исполнять долг.

2.Метапредметные:_

А) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

Б) Познавательные:_ понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

В) Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Г) Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Оборудование:

раздаточный материал – листы самооценки, разноуровневые карточки

карточки с заданиями и планом практической работы

Технологическая карта урока

Технология оценивания учебных успехов

I . Организационный момент.

1. Приветствие. Слайд №2

Психологический настрой:

(дети стоят, взявшись за руки)

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть добрый день длится до вечера.

Мы рады видеть каждого из Вас!

Молодцы. Садимся и начинаем работать.

Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

II . Мотивация (самоопределение к деятельности)

2. Вступительное слово педагога: Слайд №3

Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

- На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое. Но есть такие понятия, о которых лучше узнать как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней. И вот об одном из таких понятий мы сегодня узнаем на уроке. Я предлагаю вам посмотреть сценку и сказать, о каком понятии мы сегодня будем говорить: ИНСЦЕНИРОВКА

. Как вы думаете, что ответил третий мудрец?

- И сегодня мы поговорим о ……

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий

-Послушайте, что строго он ответил: ( пауза )…

Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека –…..( совесть! )

- совесть (прикрепляю карточку)

-Что такое совесть?

-Нужна ли она человеку?

-Что значит поступать по совести?

- Какая совесть бывает чиста?

- об этом нужно говорить всегда! Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни. А если мы забываем о правилах жизни – это страшно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умения поступать согласно чувству долга и совести.

задачи, направленные на достижение предметных результатов:

формирование умения объяснять, что такое долг и совесть и зачем они нужны людям;

обогащение лексического запаса;

задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

формирование умения извлекать информацию из различных источников;

развитие умения анализировать и делать выводы;

развитие умения планировать, контролировать и оценивать результат;

развитие умения строить речевое высказывание;

задачи, направленные на достижение личностных результатов:

формирование умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков;

воспитание ответственности за свои поступки по отношению к себе и окружающим на основе представлений о моральном долге;

формирование умения поступать согласно чувству долга и совести;

Оборудование:

Толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегов

практические – работа с раздаточным материалом;

вербальные – работа учеников с учебником, толковыми словарями;

Основные понятия – долг, совесть, нормы поведения

Мотивация к учебной деятельности.

У всех учащихся на парте лежат смайлики.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Расскажи о своем настроении с помощью смайликов.

Ребята, если у вас хорошее настроение, поделитесь им с другими: посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Подготовка к изучению новой темы.

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

2). Беседа по содержанию рассказа.

* анализ текста – О чем рассказ? Как звали героиню? Почему не пошла в школу? Кого встретила в роще? Кем был мальчик? Что с ним произошло? Как поступила Нина? Почему Нина не подняла книги и завтрак? Почему заплакала?

Какие поступки совершила девочка?

Какие нравственные качества есть у девочки?

Какое правило морали побудило девочку помочь мальчику? (забота о других, младших)

За какой поступок ей стало стыдно?

Как вы думаете, что помогает человеку поступать хорошо, правильно? (мораль, совесть, стыд) Только ли совесть помогает человеку поступать хорошо? на доску повесить карточку СОВЕСТЬ

3). Подумайте, что объединяет понятия (слова записаны на доску)

ДОЛГ – повесить карточку на доску.

4). Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (тема: ДОЛГ И СОВЕСТЬ)

Какие вопросы будем обсуждать? (план на слайде)

(подвести к плану:

Что такое долг и совесть?

Определить отличие между совестью и стыдом.

Что помогает человеку поступать хорошо и правильно?)

Изучение новой темы.

1). Работа над понятием долг. Предположите, что такое долг? (предположения детей)

Работа в группах.

Заглянем в книгу мудрости – толковые словари С.И.Ожегова и В.И. Даля. (после обсуждения – определения на слайде)

Работа с учебником с. 21

Опираясь на текст, объяснить понятия

Моральный долг (привести примеры, когда можно использовать данное понятие)

Дайте свое определение – что такое долг?

Подвести ребят – слово долг употребляется в нескольких значениях, но в любом случае имеются в виду некие обязанности или обязательства, которые необходимо выполнять независимо от своих желаний.

Всегда ли наши обязанности совпадают с желание? Всегда ли человек хочет делать то, что он обязан, то, что должен?

Подвести к выводу. Если человек пытается поступить согласно своим желаниям, прихотям, но вопреки долгу, то его поступки признаются плохими. От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются, не желают с ним разговаривать. Какое чувство возникает у человека? (стыд, вина) Человека начинает мучить совесть.

Физпауза. Я спрашиваю, а вы отвечаете: хорошо или плохо. Благодарить после еды? Оставлять после себя посуду? Помогать маме убирать дома? Обзываться плохими словами? Драться? Делиться тем, что у тебя есть?

Тот голос, который подсказывает нам, что хорошо, а что плохо – это и есть наша совесть.

3). Работа в группах

Попробуем сформулировать понятие совесть.

Работа с афоризмами. (на слайде)

Пословицы. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках. У вас на парте лежат листочки с пословицами. Соедините слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица

Вода все отмывает, а грызет.

Совесть без зубов, кроме нечистой совести.

От человека утаишь, у кого совесть нечиста.

Вечно живёт в страхе тот, а от совести нет.

(проверка выполненной работы по слайду, обсуждение)

Подвести ребят – Совесть – чувство вины перед самим собой. Есть стыд, есть и совесть. Стыд – чувство вины перед другими людьми. Совесть - способность отличать хорошие поступки от плохих, и испытывать за плохой поступок чувство вины перед самим собой.

4). Составление портрета совестливого человека. (на слайде) Закончи предложения.

Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

Совесть побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

Подведение итогов.

1). Вернемся к вопросам урока –

Что такое долг и совесть?

Определить отличие между совестью и стыдом.

Что помогает человеку поступать хорошо и правильно?

На все ли вопросы мы ответили? Что же помогает человеку поступать хорошо и правильно? (Чувство долга и совести). Сравним наш вывод с авторским (с. 23).

V. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, показав смайлик.

VI. Домашнее задание. На выбор

1). Подобрать пословицы о долге и совести;


Учитель проверяет готовность детей к активной работе на уроке.

Приветствие друг друга и гостей (дети сидят по рядам).

II. Определяем проблему урока

Первые и осторожные подступы к проблеме, установка на предстоящую деятельность.

Посмотрите инсценировку Слайд 2

Автор: - Шёл человек и видит кошелёк.

Бедняк: - О! Сколько денег! Я живу на пороге бедности, а этого мне на всю жизнь хватит. Да ещё и останется!

Автор: - Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому…

Бедняк: - А в кошельке ещё есть визитка хозяина с адресом, по которому находку можно вернуть.

Автор: - Задумался бедняк…

Беседа по инсценировке (дети работают в парах)

Предлагаю вам ответить на вопросы (лист зелёного цвета).

Конспект урока модуль Основы духовно нравственной культуры народов России Светская этика Долг. Совесть

- Как, по – вашему мнению, поступит герой? Вернёт кошелёк хозяину или оставит себе? Обоснуйте ответ.

-Что помогает человеку отличить добро от зла, поступать хорошо, правильно?

(Ответы детей: это совесть и долг).

- Определите тему урока.

- С чем ассоциируются у вас эти слова?

( Ответы детей: жить по закону)

- Поставьте цели урока: Слайд 4

- познакомиться с понятиями: долг, совесть, как важнейшими морально-этическими регуляторами поведения человека

- из своих наблюдений выявить: нужна ли человеку совесть и нужно ли всегда исполнять долг

- узнать что-то новое, интересное

- корректировать свои знания (т. е. правильно излагать свои мысли)

III. Решаем проблему, открываем новые знания

- Ребята, перед вами иллюстрация дерева и стикеры яблок и листьев. Если вы считаете, что владеете информацией по теме – прикрепите яблоко. Если Вы обладаете недостаточной информацией, хотите узнать больше по этой теме, прикрепите листок.

- Можете сформулировать, что такое совесть?

( Ответы детей: - Совесть - способность человека отличить хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой. Это наш внутренний голос и советчик). Слайд 6, 7

Работа в малых группах ( 1, 2 ряды работают с текстом, в это время 3 ряд работает с пословицами)

- Опираясь на текст учебника с. 57-58 объясните, как вы понимаете, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой. Подумайте. Почему совесть иногда действует на человека сильнее, чем написанные законы. (Текст и пословицы записаны на жёлтых листах).

Вопросы Слайд 8

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Конспект урока

модуль Основы духовно нравственной культуры народов России

Светская этика

Звизжева О.Н., учитель начальных классов МБОУ кадетской школы имени Героя РФ С.А. Солнечникова

Цель и задачи урока:

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Предметные результаты :

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть; зачем нужно исполнять долг.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Оборудование:

карточки с заданиями и планом практической работы

мультимедийная презентация к уроку

I.Организация деятельности

Учитель проверяет готовность детей к активной работе на уроке.

Приветствие друг друга и гостей ( дети сидят по рядам).

II. Определяем проблему урока

Первые и осторожные подступы к проблеме, установка на предстоящую деятельность.

Посмотрите инсценировку Слайд 2

Автор: - Шёл человек и видит кошелёк.

Бедняк: - О ! Сколько денег! Я живу на пороге бедности, а этого мне на всю жизнь хватит. Да ещё и останется!

Автор: - Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому…

Бедняк: - А в кошельке ещё есть визитка хозяина с адресом, по которому находку можно вернуть.

Автор: - Задумался бедняк…

Беседа по инсценировке ( дети работают в парах)

Предлагаю вам ответить на вопросы (лист зелёного цвета).

- Как, по – вашему мнению, поступит герой ? Вернёт кошелёк хозяину или оставит себе? Обоснуйте ответ.

-Что помогает человеку отличить добро от зла, поступать хорошо, правильно?

(Ответы детей: это совесть и долг).

- Определите тему урока.

- С чем ассоциируются у вас эти слова?

( Ответы детей: жить по закону)

- Поставьте цели урока: Слайд 4

- познакомиться с понятиями: долг, совесть, как важнейшими морально-этическими регуляторами поведения человека

- из своих наблюдений выявить: нужна ли человеку совесть и нужно ли всегда исполнять

- узнать что-то новое, интересное

- корректировать свои знания (т.е. правильно излагать свои мысли)

III. Решаем проблему, открываем новые знания

- Ребята, перед вами иллюстрация дерева и стикеры яблок и листьев. Если вы считаете, что владеете информацией по теме – прикрепите яблоко. Если Вы обладаете недостаточной информацией, хотите узнать больше по этой теме, прикрепите листок.

- Можете сформулировать, что такое совесть?

( Ответы детей: - Совесть - способность человека отличить хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой. Это наш внутренний голос и советчик). Слайд 6,7

Работа в малых группах( 1,2 ряды работают с текстом, в это время 3 ряд работает с пословицами)

- Опираясь на текст учебника с.57-58 объясните, как вы понимаете, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой. Подумайте. Почему совесть иногда действует на человека сильнее, чем написанные законы. (Текст и пословицы записаны на жёлтых листах).

Вопросы Слайд 8

Пословицы ( соедините части пословиц, объясните смысл).

В ком стыд, а совести не перемудришь.

Как ни мудри, в том и совесть.

Совесть без зубов у кого совесть нечиста .

Вечно живет в страхе тот, загрызёт.

Релаксация( музыка) Слайд 10

- Прошу вас закрыть глаза и вспомнить тех героев прочитанных вами книг, которые для вас являются примером совести. Мысленно передайте этот образ своим друзьям.

Слайд 11( промежуточный)

- А теперь я предлагаю вашему вниманию определения, о каком понятии идет речь? Слайд 12

Первая парта второго ряда найдёт определение долга в толковом словаре.

- Подберите однокоренные слова к слову долг: одолжить, должник и т.д.

служебный - врач едет домой после тяжёлого трудового дня. Вдруг кому – то рядом становится плохо . Настоящий врач, как бы он ни устал, обязательно окажет помощь нуждающемуся в ней человеку. Он это сделает по долгу службы.

профессиональный долг– люди, выбравшие профессию врача, учителя, военного, пожарного – выбирают служение людям;

гражданский долг—выполнять все законы своей страны, любить и уважать природу, быть патриотом (патриот—человек, любящий свою страну, готов отдать за неё жизнь)и делает всё для её процветания;

моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Принимая свой долг, человек добровольно принимает на себя свои обязанности по отношению к другим.

- Предлагаю составить кластер по виду долга – моральный.( Дети работают фронтально на доске). Например, выглядит так:











Проверка результатов. ( выходят представители групп, докладывают итоги).

- Определите главную мысль (дети зачитывают последнее предложение).

- Сделайте вывод. Правильно ли , что у каждого человека свой долг? (Ответы детей. Пользуясь 12 слайдом).

IV. Применение полученных знаний.

Работа по рядам.

1,2 ряды составляют синквейн по теме урока (1 ряд со словом совесть, 2 ряд со словом долг). 3 ряд вспомнит героев литературных произведений, которым было совестно в какой-либо ситуации, кто исполнял долг и какой.

Синквейн Слайд 14

фраза из 4 слов

V. Рефлексия. Слайд 15

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

- Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас и для современного общества? Почему?

-Выберите начало предложения, которое вы считаете самым актуальным после сегодняшнего урока и закончите его (портфолио с.53).

Сегодня я узнал…..

Мне было интересно….

Урок дал мне для жизни…

В каждой душе есть Правды Совесть,
Она все мысли и дела хранит.
Что совершили мы в порыве злости -
Она напомнит, сильно заболит.

Как поступили мы великодушно,
И сердцем чистым сделали Добро -
Она напомнит, когда очень нужно,
Когда на сердце грустно и светло.

И счастлив тот, кто Совести боится,
Кто обличением Правды дорожит,
Ведь от неё не спрятаться, не скрыться,
Мы поступаем, как она велит.

Если вы чувствуете, что ваши знания по теме пополнились, то вы можете снять лист, а прикрепить яблоко. Если кто-то не всё уложил по полочкам, оставьте пока лист.У вас будет время ещё раз всё обдумать.

VI. Домашнее задание по выбору.

Если вы хотите ещё раз обдумать материал по данной теме, то дома вы можете по выбору сделать любое из заданий:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одно из морально-эстетических ценностей в обществе, тренировать умение прислушиваться к голосу своей совести.

Задачи урока:

  1. Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.
  2. Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.
  3. Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми желание жить в мире и согласии с ближними.
  4. Тип урока: открытие новых знаний.
  5. Вид урока: проблемный. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником, с тренажёром.

Технические средства: компьютер, электронное приложение к учебнику, аудиозапись музыки, толковый словарь В.Даля, русские народные пословицы, пластилин, карточки с индивидуальным заданием для групп. Планируемые результаты: предметные УУД – приобретут способность формулировать собственные нравственные обязательства; осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм; давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; анализируют моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре. Личностные – уметь осознавать ценности человеческой жизни. Познавательные – уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи, строить свои рассуждения. Коммуникативные – готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществлять.

Цели урока: помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одно из морально-эстетических ценностей в обществе, тренировать умение прислушиваться к голосу своей совести.

Задачи урока:

Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.

Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.

Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми желание жить в мире и согласии с ближними.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: проблемный. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы обучения: беседа, наблюдение, проблемный метод, работа с учебником, с тренажёром.

Технические средства: компьютер, электронное приложение к учебнику, аудиозапись музыки, толковый словарь В.Даля, русские народные пословицы, пластилин, карточки с индивидуальным заданием для групп. Планируемые результаты: предметные УУД – приобретут способность формулировать собственные нравственные обязательства; осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм; давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; анализируют моральные и этические требования, предъявляемые человеку в светской культуре. Личностные – уметь осознавать ценности человеческой жизни. Познавательные – уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи, строить свои рассуждения. Коммуникативные – готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Регулятивные – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществлять. Ход урока

Актуализация знаний

-Вы передали друг другу добро. А что ещё, помимо добра может человек создать своими руками? (Зло)

-Что же такое добро? А зло? (Дети вспоминают определения)

-Как человеку не попасть в сети зла?

3. Создание проблемой ситуации, формирование проблемы.

Прочитайте русские народные пословицы, записанные на доске: Тому тяжело, кто помнит зло. Чистая совесть - самая чистая подушка. Про доброе дело говори смело.

- В какой из пословиц вам встретилось новое понятие? ( 2) -Значит над каким понятием мы сегодня будем работать? ( Совесть)

4. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Читайте также: