Конспект урока сотрудничество и соперничество

Обновлено: 08.07.2024

Здравствуйте, ребята! На предыдущем занятии мы говорили с вами о конфликте. С этим словом, так или иначе, очень тесно связаны два понятия – соперничество и сотрудничество. Давайте сегодня поговорим о них. Скажите, как вы понимаете эти два слова?

Ребята пытаются ответить на поставленный вопрос с помощью предложенных наводящих вопросов. Идёт коллективное обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

· Что для вас означает сотрудничать?

· Что для вас означает соперничать?

· Что общего у соперничества и сотрудничества?

· В чём разница между соперничеством и сотрудничеством?

· С какими символами у вас ассоциируются эти два понятия?

· Как вы думаете, что легче: соперничать или сотрудничать?

Все участники садятся в круг. Задача состоит в том, чтобы сосчитать до десяти. При этом каждое число называет кто-то один, не договариваясь между собой. Если одно и то же число одновременно назвали несколько игроков, то счёт начинается заново. Числа по порядку не должны называться игроками, стоящими рядом друг с другом. Игра может проводиться в несколько попыток до тех пор, пока группа не добьётся результата. После проведения игры руководитель предлагает коллективное обсуждение с помощью наводящих вопросов:

· Легко ли было сосчитать до десяти сразу, с первой попытки?

· Почему сначала было трудно?

· Благодаря чему был достигнут результат?

· Чему учит это упражнение?

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников группы. Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Ведущему лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: участники остаются с ощущением возросшей групповой сплоченности. После проведения игры руководитель предлагает коллективное обсуждение с помощью наводящих вопросов:

· Что общего между первой и второй игрой, и чем они отличаются?

· Можно ли одну игру заменить второй? Если нет, то почему?

· Какая игра вам понравилась больше и почему?

Все участники встают в линию или круг. Группе дается задание прочитать четверостишие, например:

Если с другом вышел путь –

Веселей дорога!

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями – много!

Прочитать нужно не хором, а следующим способом: участники последовательно произносят по одной букве, пробел - вся группа делает хлопок руками, перевод каретки - топают ногой. Запятые и точки тоже можно как-нибудь обозначить. Ошибившийся выбывает, когда остается три человека вся группа начинает сначала. После выполнения задания руководитель предлагает коллективное обсуждение с помощью наводящих вопросов:

· Чем это упражнение отличается от предыдущих?

· Какое упражнение было сложнее?

· Почему не всегда удавалось действовать сообща?

· К какому выводу вы пришли после выполнения двух упражнений?

· Какие эмоции вызвало это упражнение?

· Какие трудности возникли при распутывании?

· Как вы думаете, какова цель этого упражнения?

· Чему, по-вашему, учит эта игра?

· Что было легче: руководить или выполнять установки другого человека?

· Трудно ли было действовать, полагаясь на другого человека?

· Хотелось ли снять повязку?

· Трудно ли было руководить другими людьми?

· Как вы думаете, в чём секрет успеха команды, которая выполнила задание быстрее других?

· Чему учит это упражнение?

Вся группа разбивается на две команды по собственному желанию. Как показывает практика, те, у кого между собой проблемы в общении, выбирают разные группы. На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20. На этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около одного метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик, разминувшись с каждым участником противоположной команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами.

После выполнения задания руководитель предлагает коллективное обсуждение с помощью наводящих вопросов:

· С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?

· Перед каким выбором поставило вас данное упражнении?

· Когда труднее было удержаться: уступая дорогу или настойчиво продвигаясь вперёд?

· Трудно ли было помогать своим соперникам?

· Чем это упражнение отличается от предыдущих?

· Чему учит это упражнение в отличие от других?

· К какому выводу вы пришли, выполняя это задание?

На этом наше занятие подошло к концу. Помните: даже находясь в ситуации соперничества, нужно всегда искать пути к сотрудничеству.

Руководитель прощается с участниками практикума.

Занятие №4. Верим в доверие.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем заключительном занятии мы с вами поговорим о том, что такое доверие и какую роль оно играет в нашей жизни. О том, как важно присутствие в жизни каждого из нас человека, которому мы можем доверить свои самые большие секреты, который поддержит нас в трудную минуту, человека, с которым нам просто хорошо проводить вместе время, отдыхать и общаться. Но как сделать первый шаг к доверию? Каким нужно быть, чтобы тебе доверяли?

Педагог предлагает ребятам беседу на заданную тему.

Любой человек мечтает иметь настоящего друга. Кому-то из вас, наверняка, уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае хороший друг никому не помешает.

Возьмите листы бумаги, фломастеры – творите!

Участники игры выполняют задание в течение 10 минут, после чего ведущий предлагает развесить листы с объявлениями на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы молча читают объявления. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и сделать выбор в пользу того объявления, автор которого вызывает больше доверия, чем другие.

Теперь каждый может снять свой лист с объявлением. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество красных кружков на ваших листах. А теперь давайте поговорим о ваших ощущениях…

Предлагаются вопросы для коллективного обсуждения:

· Довольны ли вы результатом игры?

· Почему результат оказался именно таким?

· Что вас больше всего удивило или огорчило?

· На какое объявление вы не обратили внимания? Почему?

· Чем характерно объявление, получившее больше голосов?

· Какие объявления, по-вашему, вызвали больше доверия? Почему?

Руководитель раздаёт ребятам бланки анкет, которые необходимо заполнить в течение 5 минут. После этого ребятам предлагается по желанию зачитать свои ответы. Идёт коллективное обсуждение.

Определите, что такое доверие . Я доверяю следующим людям: . Я доверяю им потому, что . Мне доверяют: . Они доверяют мне потому, что .

Давайте, коллективно попробуем составить портрет идеального человека, которому каждый из нас смог бы довериться. Но прежде чем приступить к выполнению этого заданию, необходимо выполнить одну остановку, в результате чего у нас должны образоваться две команды. Установка действительно одна, а сформулировать её можно по-разному. Каждый из вас вправе выбрать формулировку самостоятельно и занять место под одной из табличек. Первая формулировка будет звучать так:

Я предлагаю, РАЗДЕЛИТЬСЯ на две группы

А вторая формулировка будет звучать так:

Я предлагаю, СФОРМИРОВАТЬ две группы

Участники выбирают место под т ой или иной табличкой. Образуются две команды. Идёт коллективное обсуждение с помощью вопросов:

· Почему вы выбрали именно эту формулировку?

· Есть ли разница между этими формулировками? Если да, то какая?

· Какую роль играют слова в установлении доверия между людьми?

А теперь каждой команде предстоит обсудить качества, которые, на ваш взгляд, должны присутствовать в человеке, достойном доверия.

Участники практикума обсуждают тему в группах и записывают выбранные коллективно качества на большом листе. Психологический портрет человека, достойного доверия, зачитывается каждой командой по очереди. Идёт коллективное обсуждение.

Те качества, которыми мы обладаем, говорят о том, способны ли мы вызывать доверие у других людей. Одни из нас отличаются высокой степенью доверия, а к кому-то мы относимся с осторожностью. Мы достаточно времени провели вместе, общались, делились своими мыслями и эмоциями, работали вместе, выполняли разного рода задания. Я, надеюсь, что степень доверия в нашей группе очень выросла за этот период. Давайте проверим. Для этого я предлагаю следующее упражнение. Нам необходимо встать в круг, но таким образом, чтобы справа и слева от каждого из вас находились люди, которым вы больше всего доверяете.

Чтобы встать в круг, выполнив условие упражнения, участникам практикума даётся 5 минут, далее руководитель объясняет задание.

Общение с людьми является важнейшей составляющей жизни человека. Общение даже с близкими людьми невозможно без конфликтных ситуаций. Интересы и мнения разных людей не могут всегда и во всем совпадать. Конфликтная ситуация обозначает имеющиеся противоречия. Очень важно научить подростков конструктивному поведению в данных ситуациях.

Это занятие рассчитано на шестиклассников (возраст 12 лет).

Младший подростковый возраст – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Основные задачи развития:

- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

- формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

- формирование интереса к другому человеку как к личности;

- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа,

- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

В этот период по существу происходит рождение личности, так как начинается сложный социальный процесс активного включения подростка в общество взрослых.

Типичными для раннего подросткового возраста являются реакции протеста или оппозиции, имитации и компенсации. Они периодически возникают в кругу семьи или школьном классе в неблагоприятно сложившейся для подростка ситуации и четко направлены на тех лиц, которые как ему кажется, повинны в их возникновении.

В зависимости от характерологических и эмоциональных особенностей подростка протест иногда проявляется активно в виде грубости, агрессивности, жестких поступков и т.п. Для детей и подростков также характерна реакция имитации – подражание поведению окружающих, авторитетных в их глазах людей. В детстве имитируются формы поведения родителей, близких родственников, героев кино, в подростковом возрасте – поведение старших подростков, занимающих положение лидеров.

Сегодня, современная школа ставит своей целью обеспечить: доступность, эффективность, качество образования, развитие гармонической, разносторонне развитой личности, способной к самореализации, сотрудничеству с людьми разных мировоззренческих взглядов.

Исходя из этого, можно спрогнозировать качества личности, которыми должен обладать современный подросток на выходе из школы.

Однако, одних наших требований повзрослеть недостаточно для того, чтобы подростки смогли разобраться в себе, пересмотреть систему ценностей, научиться применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем, овладеть антистрессовой защитой и мы должны помочь им в этом.

Цель: создание условий для формирования навыков взаимодействия.

Задачи:

  1. учить детей дифференцировать цели и пути достижения цели;
  2. способствовать осознанию стратегии поведения конфликтной ситуации;
  3. способствовать осознанию эмоций и чувств в конфликтной ситуации;
  4. способствовать формированию собственного стиля поведения.

Ребята, к нам, людям, населяющим планету Земля, обратились за помощью инопланетяне. Вот текст письма.

- Ребята, вы согласны на сотрудничество?

В таком случае сообщаю вам, что все испытания состоят из четырех этапов, которые нам нужно будет пройти.

Итак, 1-е испытание:

Люди часто относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.

Установка: Сядьте парами за столом лицом друг к другу (как в Армреслинге). Что такое Армреслинг? (Бой руками).

  1. Какая цель была у каждой пары?
  2. каким путем вы шли к достижению цели?

К достижению цели человек идет разными способами. К скорейшему достижению цели ведет сотрудничество.

Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся? Соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, к потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждения. Поэтому важно знать, как себя вести в конфликтных ситуациях.

Ситуация: Кто-то дразнит или обзывает тебя.

Обдумайте, пожалуйста, все возможные варианты решения ситуации.

(Варианты ответа записываются на листах бумаги).

Вопрос: Какие из предложенных вами вариантов решения проблемы наиболее эффективны? (По записям подчеркните два лучших).

Выполнение этого задания очень важно для представителей нашей планеты, так как у нас нет эмоций и чувств и поэтому у нас не возникают конфликты.

Задание: Напишите чувства, которые вы не хотели бы испытывать во время конфликтов. (Для этого используйте листы красного цвета).

На листах белого цвета напишите те чувства, которые вы хотели бы испытывать во время конфликтов.

Ребята, давайте зачитаем все те чувства, которые лежат в этой чаше. Кто мне поможет?

Вопрос: Так какие же чувства более приятны для каждого из нас? (Дети делают самостоятельные выводы).

В своей жизни человек выполняет разные социальные роли – дочь, сын, ученик, зритель, больной, пассажир и т. д.

Чтобы не говорил человек, ему с неизменной вежливостью повторяется одна и та же фраза.

Если условия игры понятны, то начнем. (Бейджики: покупатель, продавец).

Теперь поменяемся ролями. Внимание! Начали.

  1. Ребята, кто вам больше понравился в этой ситуации?
  2. Почему?
  3. Что ты чувствовал, когда был продавцом?
  4. Что ты чувствовал, когда был покупателем?

Ребята, я думаю, вы успешно прошли все испытания и сейчас мы можем дать ответ инопланетянам. Как вы считаете, мы может подтвердить или опровергнуть их теорию? (Ответы детей).

- Посмотрите, после каждого этапа мы делали выводы. Давайте их еще раз прочитаем. (Ребенок зачитывает).

- Ребята, могут ли быть наши выводы ответами на утверждение теории инопланетян? (Работа с текстами – плакатами. В тубус вложить тексты).

Жизнь на Земле сложна и интересна. Общение со сверстниками, то есть друг с другом является важнейшей составляющей нашей жизни. Общение даже между близкими людьми невозможно без конфликтных ситуаций. Интересы и мнения разных людей не могут всегда во всем совпадать. Конфликтная ситуация обозначает имеющиеся противоречия, а вот то, как вы проявите себя дальше зависит от каждого из вас.

У меня в руках лодочка – это наша жизнь. Ее несет бурное течение. Она попадает в пятибальный шторм или же, наоборот, оказывается в местах, где полный штиль. Движущей силой нашей лодки является парус. Давайте поставим наши паруса. Возьмите парус и оставьте на нем свою запись.

Принципы взаимодействия и средства обмена воплощаются в конкретных формах взаимодействий. Средства обмена используются разные, но это не влияет на механизм взаимоотношений.

Сотрудничество и соперничество (ассоциация и диссоциация)

Сотрудничество– характерна обоюдная заинтересованность обеих сторон, ни одна не ущемлена в сильной степени, сохраняется возможность использовать взаимодействие для достижения общей цели.

Соперничество –характерно стремление опередить, отстранить, ущемить, подчинить или уничтожить соперника, ущемить; отсутствие общих совместных целей. Каждая сторона считает соперника, его цели препятствием для достижения собственных, подкрепляя длительное соперничество негативными средствами обмена.

Основные формы соперничества: конкуренция и конфликт.

1. Конкуренция- соперничество за что-то, находящееся вне участников, в конкуренции главное - добиться предпочтения.. Некоторые формы конкуренции пренебрегают правилами и направлены на прямое воздействие на конкурента – тогда она перерастает в конфликт.

2. Конфликт- прямое столкновение соперников, которые обычно знают друг друга, понимают причины конфликта и ожидают ответных действий. Конфликт - явление социокультурное и историческое.

Современная социология далека от идеологически предвзятого отношения к соперничеству. Конфликты можно считать локомотивами истории или видеть в них деструктивное начало, которое приводит общество к деградации. Все же конфликт скорее источник качественных изменений, который несет в себе заряд обновления социальных взаимодействий. Но это острое оружие- в умелых руках оно лечит, а неумелых разрушает. Рациональное обуздание социальных конфликтов -центральная задача политики.

Формы социального взаимодействия в исторической ретроспективе:

1. Простые формы сотрудничества (ранние этапы развития социума): широкий, неспециализированный характер сотрудничества.

2. Конкуренция -возникает с появлением тех, кто предлагает одинаковые услуги. Обострение конкуренции чревато развитием конфликта.

3. Специализация услуг -возникает как способ снижения конкуренции. Развитие социального разделения труда - форма борьбы за существование. Закрепленная специализация обеспечивает предсказуемость характера услуги, ее качества, количества, оплаты.

4. Социальная кооперация- особая сфера сотрудничества, в основе которой социальный обмен между субъектами, предоставляющими специализированные услуги. Они разделяться по конкретному содержанию, ценности, дефицитности, рангу.

5. Горизонтальные и вертикальные измерения специальной кооперации. Иерархические формы взаимодействий приводят к тому, что одна сторона может воздействовать на поведение второй.

6. Влияние предполагает учет одной стороной мнения другой при выработке собственных решений на основе уважения, признания заслуг, ума, таланта, должности, профессии и т д.

7. Социальная власть – высшая форма социального взаимодействия. Механизм власти, основой которой является средство обмена - получатель жизненно важной услуги обрекает себя на повиновение. Вебер - власть это способность настоять на своем, даже при наличии сопротивления.

Власть явление многослойное - она не только форма социальных взаимодействий, но инструмент, обеспечивающий упорядоченность этих взаимодействий.

Принципы взаимодействия и средства обмена воплощаются в конкретных формах взаимодействий. Средства обмена используются разные, но это не влияет на механизм взаимоотношений.

Сотрудничество и соперничество (ассоциация и диссоциация)

Сотрудничество– характерна обоюдная заинтересованность обеих сторон, ни одна не ущемлена в сильной степени, сохраняется возможность использовать взаимодействие для достижения общей цели.

Соперничество –характерно стремление опередить, отстранить, ущемить, подчинить или уничтожить соперника, ущемить; отсутствие общих совместных целей. Каждая сторона считает соперника, его цели препятствием для достижения собственных, подкрепляя длительное соперничество негативными средствами обмена.

Основные формы соперничества: конкуренция и конфликт.




1. Конкуренция- соперничество за что-то, находящееся вне участников, в конкуренции главное - добиться предпочтения.. Некоторые формы конкуренции пренебрегают правилами и направлены на прямое воздействие на конкурента – тогда она перерастает в конфликт.

2. Конфликт- прямое столкновение соперников, которые обычно знают друг друга, понимают причины конфликта и ожидают ответных действий. Конфликт - явление социокультурное и историческое.

Современная социология далека от идеологически предвзятого отношения к соперничеству. Конфликты можно считать локомотивами истории или видеть в них деструктивное начало, которое приводит общество к деградации. Все же конфликт скорее источник качественных изменений, который несет в себе заряд обновления социальных взаимодействий. Но это острое оружие- в умелых руках оно лечит, а неумелых разрушает. Рациональное обуздание социальных конфликтов -центральная задача политики.

Формы социального взаимодействия в исторической ретроспективе:

1. Простые формы сотрудничества (ранние этапы развития социума): широкий, неспециализированный характер сотрудничества.

2. Конкуренция -возникает с появлением тех, кто предлагает одинаковые услуги. Обострение конкуренции чревато развитием конфликта.

3. Специализация услуг -возникает как способ снижения конкуренции. Развитие социального разделения труда - форма борьбы за существование. Закрепленная специализация обеспечивает предсказуемость характера услуги, ее качества, количества, оплаты.

4. Социальная кооперация- особая сфера сотрудничества, в основе которой социальный обмен между субъектами, предоставляющими специализированные услуги. Они разделяться по конкретному содержанию, ценности, дефицитности, рангу.

5. Горизонтальные и вертикальные измерения специальной кооперации. Иерархические формы взаимодействий приводят к тому, что одна сторона может воздействовать на поведение второй.

6. Влияние предполагает учет одной стороной мнения другой при выработке собственных решений на основе уважения, признания заслуг, ума, таланта, должности, профессии и т д.

7. Социальная власть – высшая форма социального взаимодействия. Механизм власти, основой которой является средство обмена - получатель жизненно важной услуги обрекает себя на повиновение. Вебер - власть это способность настоять на своем, даже при наличии сопротивления.

Власть явление многослойное - она не только форма социальных взаимодействий, но инструмент, обеспечивающий упорядоченность этих взаимодействий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Урок обществознания в 6 классе

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;

метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2015. – 111 с.

Основные стадии (этапы) конфликта

Способы поведения в конфликтной ситуации.

I. Организационный момент.

Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания.

Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Каждый из нас хочет того или нет оставляет следы в своей жизни. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться хорошими ответами, тем самым оставит как можно больше следов на уроке.

?Какая ситуация возникла между ребятами?( драка, ссора, конфликт)

? Так какую тему мы сегодня изучим?( Конфликты)

- Правильно, Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что будем изучать? Чего мы не знаем?( Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:- понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте)

-подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?( при общении)

? какие средства общения вам известны?( речь, невербальное общение)

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?( конечно могут)

III. Изучение нового материала

Ребята Что же такое конфликт?

Примерный ответ: Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.

Вывод учителя: Под конфликтом обычно считают противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково.

Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?( ступени конфликта; - этапы конфликта)

Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:

Рассмотрим этапы конфликта на конкретном примере. Еще раз обратимся к фильму

- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

IV. Первичное осмысление и закрепление

Виды конфликтов

Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики на стр. 79 .Ознакомтесь.

Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Компромисс.)

Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)

Вопрос к классу

- Почему люди могут избегать конфликтов?(Не хотят проигрывать, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т.д.)

Класс делится на группы. Группы должны обсудить и подготовить в театрализованный форме конфликтную ситуацию.

Любой конфликт в конце концов разрешится. т.е. наступает его последний этап.

- Проходят ли конфликты бесследно?

-Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему мешок гвоздей и сказа: - "Забивай один гвоздь в ворота сада каждвй раз когда ты потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо"

В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели науился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо-дня в день: Понял проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец наступил тот день, когда он не забил не единого гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил эту новость.

Тогда отец сказал ему: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз когда ты не потеряешь терпение". И вот настал день когда юноша смог сказать что вытащил все гвозди.

Отец одвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно вел себя, но посмотри сколько дырок осталось в воротах! Никогда они уже не будут такими же как раньше."

- Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно сколько раз ты попросишь прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

Вопросы классу

-В чем смысл притчи?

-Оставляют ли конфликты следы?(Ответы учеников)

Когда ты с кем –то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.

V. Домашнее задание.

П.9 прочитать, выполнить задания в рабочих тетрадях.

- Чему научил вас урок?

- Что такое конфликт?

- Почему возникают конфликты?

- Как ведут себя люди во время конфликта?

- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Оцените свою работу в группе смайликом:

 делал то, о чем просили

 внимательно наблюдал за работой других

Этап конфликта

Варианты поведения и характеристика

Возникновение конфликтной ситуации

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер

Осознание конфликта

Осознание ситуации как конфликта, хотя бы одним из участников. Последствия: 1) переход к конфликтному поведению;

2) стремление предотвратить конфликт, т.е. поиск решения до возникновения конфликта. Оптимален второй путь. Здесь важно, признают ли стороны законность требований друг другу. В тех случаях, когда правомерные требования и притязания изначально отвергаются, конфликт будет иметь более ярко выраженный характер

Проявление конфликтного поведения

Переход к конфликтному поведению. Т.е к реальным действиям сторон, направленным на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоположной стороной ее целей и активно реализовать собственные. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмоции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующее варианты поведения: 1) открытая борьба, столкновение сторон; 2)отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разногласий, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда это возможно); 3) компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний)

Углубление конфликта

Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений: конструктивного и неконструктивного. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграция наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.

Формула успешного решения школьных конфликтов

Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

Разговор по существу.

Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения.

Соблюдение чужого персонального пространства.

Правильный выбор роли.

Умение слушать и слышать друг друга.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.

4.На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

5.Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Читайте также: