Конспект этической беседы в старшей группе об уважительном отношении к старшим

Обновлено: 07.07.2024

убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?

Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя?

Убеждены ли вы в том, что наш долг уважать дедушек и бабушек?

Согласны ли вы, что родителям нужно подчиняться во всем?

Имеете ли вы право отказаться выполнять просьбу своих родителей?

Учитель. С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более

старшему поколению. В Нравоуче ниях от священного п исания говорится: «Благослови

III. Народные пословицы об уважительном уважении к старшим.

Пословица — один из важнейших источников, раскрыв ающих отношение к авторитету

стариков. Русская пословица подчеркивает житейский опыт и мудрость старого

человека: Старик — да лучше семерых молодых, Молодой работает, старый — ум

дает. Глубокое уважение к возрасту испытывают и финны: Молодой красив, старый

умен, Век прожить — всякое пережить, старый умен, хотя и не силен. «От совета

IV. Требования в отношениях к старшему поколению в наши дни.

В наше время тоже сложилась определенная норма уважения к старшим. Эта норма

адресована вам, т.е. молодежи. Мы должны быть благодарны и признательны за все, что

создано старшим поколением, за все то, чем пользуется соврем енная молодежь.

Запомните требования, которые нам необходимо выполнять:

1. Сознание необходимости учиться у старших, высоко ценить их опыт, прислушиваться к

Если примеры положительные, мы их придерживаемс я. Если примеры отрицательные, то

Приведите примеры, какое дело родителей вы продолжили?

3. Терпимость в отношении вкусов и привычек, которые сложились у старшего поколения

за всю жизнь, даже если они кажутся старомодными, вредными и неприятными.

4. Забота о здоровье и самочувствии людей старшего поколения, об их быте и отдыхе.

Лучшие годы людей старшего поколения позади и нужно помнить, что наиболее молодые

и прекрасные времена в их жизни были посвящены и отданы для того, чтобы молодежи

Знаете, что старость наших близких ставит нас на особое место – почтение к старшим.

Нам необходимо понять, что одиночество - неизбежный спутник старости, который очень

тяжело принять нашим бабушкам и дедушкам. Да, пока мы м олодые, то очень плохо

представляем, каково быть пожилым и одиноким человеком. Ча ще всего нас раздражает

медлительность стариков, и даже их заботливое внимание каже тся навязчивым. Думаете,

твоей бабушке не одиноко? Наверное, каждый из нас скажет, что любит свою бабушку,

но, любим - то любим, но не всегда умеем показать свою любовь. А пожилые люди ведь

нуждается в этом. Их услуги мы принимаем как должное, а невольные промахи не

Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые

живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо

помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое

Но еще хуже другая крайность, которая чаще проявляется в отношении вн уков (детей и

подростков) к бабушкам и дедушкам. Они, вроде, и любят стариков, но позволяют себе

какое - то пренебрежительное отношение и ним: могут перебить их в разговоре, не

дослушать и уйти, забывают поблагодарить за заботу и услуги, вообще не проявля ют

должного уважения. А о послушании я и не говорю. А старикам что делать? Смиряться,

Каждая морщинка на лице ваших бабушки и деда – след их переживаний, перенесенных

Берегите своих близких и относитесь уважительно к пожилым людям. Они заслужили

Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вы м ожете помочь человеку старшего

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.

- развивать умения у детей анализировать поступки людей воспитывать заботу, любовь, уважение к людям старшего возраста.

- дать детям понятие об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим;

Ход беседы.

1. Организационный момент.

В. Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважительном отношении к старшим, о чуткости и отзывчивости. На сегодняшний день существует проблема отношения к пожилым людям. Если раньше дети слушались старших, то сейчас дети пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками .При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Я ему в ответ сердито

За обедом скажет мама:

Очень бабушку люблю,

Все равно – ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю…

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне: «Голубчик,

А они ко мне: «Сыночек!

А они ко мне: «Внучек,

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Говорят, от рук отбился.

От каких скажите рук?!

3. Беседа по содержанию прочитанного стихотворения.

- Как вы думаете, какую проблему открывает перед нами автор стихотворения?

- О чем мы могли бы поговорить сегодня?

- Можно ли к этой группе людей отнести всех, кто старше вас?

- Необходимо ли помогать старикам?

- Наш долг уважать дедушек и бабушек?

В. Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре.

Здороваться со старшими, уступить место, дорогу, помочь в чем-либо- это уважение к старшему поколению.

Физкультминутка

Вопрос . Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, спуститься по лестнице . Как вы должны поступить?

Вопрос . К вам домой пришли гости почтенного возраста, что вы должны сделать?(ответы детей )

В. Воспитание уважения к старшим должно начинать в семье с раннего возраста ребенка. Родители должны понимать, что только от них зависит то, каким будут их дети. Поэтому прививать уважение к старшим в семье необходимо еще с самых малых лет. Это лучше всего делать на собственном примере. Каждый из вас наверное знает, что мужчина, папа, отец, в семье является главным и именно он подает пример ребенку авторитетом . Вот некоторые советы, как, например, воспитать уважение к старшим:

  1. Учить помогать старшим, например, донести сумку или перевести через дорогу.
  2. Объяснять, что нужно всегда делиться или угощать старших.
  3. Учить, что меньшие всегда должны помогать страшим в работе
  4. При первых проявлениях грубого отношения, например, в разговоре, следует немедленно это пресечь и объяснить, что такое поведение неприемлемо. Со старшими в семье необходимо разговаривать почтительно и без повышения голоса.

При воспитании уважения следует помнить, что внимательное отношение к самому ребенку может формировать правильное поведение, а унижение личности приведет к негативным последствиям и уничтожит все авторитеты.

Цель. Продолжать формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими.

Задачи. Дать детям понятие об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим.

Развивать умение детей анализировать поступки людей из художественных произведений и свои собственные, знать, как надо поступать в том или ином случае.

Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшим.

Подготовка.

Методы обучения:

Формы работы:

Ход беседы.

Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом, вместе с воспитателем.


Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, слушайте внимательно.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Я ему в ответ сердито

За обедом скажет мама:

Очень бабушку люблю,

Все равно – ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю…

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне: «Голубчик,

А они ко мне: «Сыночек!

А они ко мне: «Внучек,

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Говорят, от рук отбился.

От каких скажите рук!

- Как вы думаете, о чём это стихотворение? (Ответы детей)

- Как вы думаете, имеем ли мы право грубить людям старше себя? (Ответы детей)

Слушайте внимательно, чтобы правильно понять, о чём в нём написано.

Вопросы.

- Как называется рассказ?

- Что случилось со старушкой?

- О чём спрашивала девочка мальчика?

- Кто из детей поступил правильно?

- Как бы поступили вы?

- Почему тогда удивилась девочка?

Обобщение. Надо помогать всем старшим, а не только знакомым.

- Если вы едите в трамвае, автобусе, вошёл старый человек, инвалид, или женщина с ребёнком, что вы сделаете?

- Кто из вас уступал место в автобусе, трамвае, расскажите об этом случае.


Обобщение. Дети, заботливо относитесь к старшим, инвалидам, помогите перейти дорогу, донести сумку, уступить своё место. Надо с уважением относиться ко всем людям.

- Когда вы придёте в детский сад, и вам встретится взрослый, что вы должны сделать? (Ответы детей)

Обобщение. Нужно здороваться с взрослыми не только в детском саду, но и на улице, когда встретишь.

- Когда взрослый уронит вещь, что вы сделаете? Как поступите? (Ответы детей)


Правильно, в этом проявляется ваше внимание, внимательное отношение к старшим.

Обобщение. Надо помогать дома своим родителям, в этом проявляется уважение к старшим, забота о них.

- Скажите, а какую помощь оказываете вы своим родителям? (Ответы детей)


Вы все хорошо рассказали о том, как хорошо помогаете своим родителям дома, значит, вы их уважаете.

Об уважительном отношении к старшим написано много книг, стихотворений, поётся в песнях.

- Какие ещё вы знаете произведения, в которых говорится об уважительном отношении к старшим?

- О чём мы с вами сегодня говорили?

Правильно, мы с вами говорили об уважительном отношении к старшим.

Вы рассказали о том, как ведёте себя в общественном транспорте, помогаете своим родителям, знаете, как нужно поступать в том или ином случае.

Так нужно поступать всегда.

Вы все хорошо рассказали о том, как хорошо помогаете своим родителям дома, значит, вы их уважаете.

Об уважительном отношении к старшим написано много книг, стихотворений, поётся в песнях.

- Какие ещё вы знаете произведения, в которых говорится об уважительном отношении к старшим?

- О чём мы с вами сегодня говорили?

Правильно, мы с вами говорили об уважительном отношении к старшим.

Вы рассказали о том, как ведёте себя в общественном транспорте, помогаете своим родителям, знаете, как нужно поступать в том или ином случае.

Так нужно поступать всегда.

Как готовить детей 5–7 лет к началу обучения в школе. Как и чем заниматься со старшим дошкольником Современных старших дошкольников за год до начала обучения беспокойные родители записывают в школу, знакомятся и выбирают учителя, чуть.

Рекомендации родителям по изменению их позиции в отношении своего ребенка 1 гр. Семьям, где преобладает гиперопека по отношению к ребенку. - Необходимо снять с ребенка гиперопеку, как бы трудно это не было. Ребенок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.

Задачи: дать детям понятие об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим; развивать умения у детей анализировать поступки людей из художественных произведений, свои собственные, знать, как надо поступать в том или ином случае; воспитывать заботу, любовь, уважение к людям старшего возраста.

Цель: продолжить формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, в том числе людьми старшего возраста.

Задачи: дать детям понятие об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим; развивать умения у детей анализировать поступки людей из художественных произведений, свои собственные, знать, как надо поступать в том или ином случае; воспитывать заботу, любовь, уважение к людям старшего возраста.

1. Организационный момент.

2. Основной ход беседы.

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори ее, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!

За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай! —

Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю.

Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

А они ко мне:
— Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик. —
А они ко мне:
— Сыночек,
Положить еще кусочек? —
А они ко мне:
— Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок.

Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.

Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.

До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?!

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?( ответы детей)

-Правильно ли вел себя мальчик?

Воспитатель: Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему поколению нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома, если вы знакомы?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, если вы не знакомы?

Ответ: Пропустить вперед. Если вы спешите, не толкаясь обойти стороной.

Вопрос. Нужно ли оказывать знаки внимания старшим в транспорте?

Ответ: Нужно. Необходимо уступать места в транспорте людям старшего возраста, женщинам, инвалидам.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, предложить стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс? (Воспитанники должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа направленного на оказание помощи.)

Вопрос. К вам домой пришли гости почтенного возраста, что вы должны сделать?

Ответ. Попросить раздеться, получить от них верхнюю одежду, повесить ее, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.

Физкультминутка

Воспитатель: Воспитание уважения к старшим должно начинать в семье с раннего возраста ребенка. Родители должны понимать, что только от них зависит то, каким будут их дети. Поэтому прививать уважение к старшим в семье необходимо еще с самых малых лет. Это лучше всего делать на собственном примере. Каждый из вас наверное знает, что мужчина, папа, отец, в семье является главным и именно он подает пример ребенку авторитетом. Вот некоторые советы, как, например, воспитать уважение к старшим:

Учить помогать старшим, например, донести сумку или перевести через дорогу.

Чаще звонить или ходить в гости к бабушке и дедушке.

Объяснять, что нужно всегда делиться или угощать старших.

Учить, что меньшие всегда должны помогать страшим в работе или хлопотах по хозяйству, например, помыть за собой посуду.

При первых проявлениях грубого отношения, например, в разговоре, следует немедленно это пресечь и объяснить, что такое поведение неприемлемо. Со старшими в семье необходимо разговаривать почтительно и без повышения голоса.

При воспитании уважения следует помнить, что внимательное отношение к самому ребенку может формировать правильное поведение, а унижение личности приведет к негативным последствиям и уничтожит все авторитеты.

* нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда — ты прекрасно знаешь об этом — старшие не могут позволить себе отдыха;

* нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;

* нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие- то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз — спроси так, чтобы не обидеть;

* нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

* нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе,— лучший кусочек на столе, лучшая конфетка, лучшее платье. Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность делать то, что осуждают старшие — ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напомнить о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты вертишься рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться наедине сами с собой;

* нельзя делать то, что осуждают старшие; это очень важно для укрепления уважения педагогов и родителей;

* нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам — твое слово, твоя улыбка, твое обращение — бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика-отца, даже если и ты уже станешь стариком,— бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть;

* нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;

* нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, только нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза — это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ, люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол опираться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, в особенности женщина;

* нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность — уважение человеческого достоинства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, и, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя (обсуждение с детьми всех правил.)

3. Заключение. Рефлексия.

Воспитатель: Сегодня, мы затронули актуальную тему уважения старости. И правила, с которыми вас сегодня познакомила, необходимо соблюдать ежедневно, да, для кого-то это будет нелегко.

Можете ли вы привести примеры из жизни своих друзей или из художественной литературы, просмотренных кинофильмов о нарушении того или иного пункта?

- Интересна ли вам была предложенная тема беседы?

- Что нового вы узнали?

-Пересмотрите ли вы свое поведение и отношение к старшим?

- Сумеете ли вы вместе выработать единое мнение об отношении детей к взрослым и, особенно, к пожилым людям? ( ответы детей)

Читайте также: